Введение. Глава I. Теоретические основы формирования мотивации учения в младшем школьном возрасте в психолого-педагогических исследованиях..8

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава I. Теоретические основы формирования мотивации учения в младшем школьном возрасте в психолого-педагогических исследованиях……………..8

1.1. Проблема мотивации учения в психолого-педагогической литературе..8

1.2. Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...17

1.3. Особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте……...25

Выводы по первой главе………………………………………………………...32

Глава 2. Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации учения младших школьников…………………………………………….….….34

2.1. Изучение уровня развития мотивации учения младших школьников…..34

2.2. Программа работы педагога-психолога по формированию мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте …......46

2.3. Динамика уровня развития мотивации учения младших школьников по итогам реализации программы………………………..………………...……..57

Выводы по второй главе………………………………………………………..65

Заключение………………………………………………………………………67

Литература……………………………………………………………………….71

Приложения……………………………………………………………………...78


Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время целью образования является здоровый, гармонично развитой человек. Разработано множество программ и методов, но до сих пор педагогика и психология сталкиваются с такой проблемой как школьная неуспеваемость. И разрешить ее нужно исходя из причин, лежащих в ее основе.

Заглянув в недалекое

и личное развитие идет гораздо медленнее, чем могло при более благоприятных условиях. Причин такого состояния дел несколько.

Во-первых, до конца не известны все мотивы, в силу которых дети разного возраста с различными индивидуальными особенностями включаются в обучение,

положительную мотивацию учения в младшем школьном возрасте.

Для этой работы была взята тема «Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации учения младших школьников». Эта тема наиболее актуальна в настоящее время, т. к. она связана с развитием теоретического знания и практикой формирования мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.

Данная работа нацелена на изучение формирование положительной мотивации учения и выявления ее влияния на успешное освоение младшими школьниками учебных программ.

К настоящему времени сложилось противоречие между необходимостью работы педагога-психолога по формированию мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте и недостаточной методической проработанностью данного вопроса в профессиональной деятельности педагога-психолога.

Исходя из этого нами сформулирована проблема: каковы психолого-педагогические аспекты формирования мотивации учения младших школьников.

Объект исследования – профессиональная деятельность педагога-психолога.

Предмет исследования – психолого-педагогические аспекты формирования мотивации учения младших школьников.

Цель исследования: изучить психолого-педагогические аспекты формирования мотивации учения младших школьников.

Гипотеза исследования: своевременная и адекватная диагностика мотивации учения младших школьников позволит разработать и реализовать эффективную программу по формированию мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте, которая будет способствовать успешному гармоничному психическому развитию детей и позволит повысить уровень их мотивации к школьному обучению.

В соответствии с целью и гипотезой в работе определены следующие задачи:

1. Изучить проблему мотивации учения в психолого-педагогической литературе.

2. Раскрыть особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.

3. Изучить уровень развития мотивации учения младших школьников.

4. Разработать и апробировать программу работы педагога-психолога по формированию мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте и отследить динамику уровня развития мотивации учения младших школьников по итогам реализации программы.

Методологической основой исследования являетсяинтерактивный подход к рассмотрению сущности мотивации и мотива Е.П Ильина, принципиальное положение С.Л. Рубинштейн о мотивах «как ядре личности человека», а также концепции, утверждающей деятельностное происхождение мотивационной сферы человека А. Н. Леонтьева, о движущих силах активности и развития личности А. В. Петровского, а также теории мотивации зарубежных авторов К. Левина, Д.К. Маккеланда, А. Маслоу, Г. Оллпорта.

Теоретической основой явились исследования сферы мотивации человека А.Г. Ковалева, Н.Ф. Талызиной, Э.Л. Торндайк, Мухиной В.С, Вайсман Р.С., К.Левина и Э.Толмена, И. Аткинсона и К. Берча, Д. Берлайна, Э. Дфффи, а также исследования психологических особенностей формирования мотивации в младшем школьном возрасте В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Н.Н. Власовой, В.В. Давыдова, Л.К. Максимова и других.

В работе использовались следующие методы исследования:

o Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

o Эмпирические: наблюдение, анкетирование;

o Методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.

В работе были использованы следующие психодиагностические методики: модифицированная методика столкновения мотивов МСМ, разработанная Л.К.Максимовой, М.В.Матюхиной и Т.А.Саблиной, анкета на выявление мотивации учения, разработанная автором исследования, и методика «Чистописание», разработанная М.В. Матюхиной.

Опытно-экспериментальная база исследования: Большеболдинская средней общеобразовательной школы, с. Б. Болдино Нижегородской области. В исследовании приняли участие 10 учащихся 1 класса в возрасте 7-8 лет.

Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что в нём обобщён и систематизирован материал по проблеме мотивации учения в психолого-педагогической литературе, изучены особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, раскрыты особенности мотивации учения в младшем школьном возрасте.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, методы диагностики и разработанная программа работы педагога-психолога по

мотивации учения в младшем школьном возрасте. Материалы исследования могут быть использованы для практического применения в работе педагогов- психологов, социальных педагогов, педагогического коллектива начальной школы, на специальных семинарах, курсах повышения квалификации и методических объединениях психологов и учителей в образовательных учреждениях, курсах по выбору, педагогических ВУЗах.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы и приложений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: