Программа работы педагога-психолога по формированию мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте

Анализ поученных данных показал, что исследуемые младшие школьники нуждаются в психолого-педагогической помощи поформированию мотивации учебно-познавательной деятельности. На основании изучения результатов первичной диагностики нами была разработана программаработы педагога-психолога по формированию мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.

Программа рассчитана на первоклассников, испытывающих затруднения в ситуации школьного обучения.

Цель программы: создание психолого-психологических условий по формированию мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте.

Задачами программы являются:

1. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной.

2. Развитие у детей умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогом.

Программа включает в себя три направления:

1) формирование представлений о мотивации;

2) упражнение в проявлении положительной устойчивой мотивации.

3) формирование настойчивости.

В основе программы по формированию мотивации учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте лежит игровая терапия. Ее выбор осуществлен и обоснован, как наиболее эффективный метод формирования мотивационной сферы у детей. Также в программе использовались релаксационные упражнения.

В процессе разработки программы мы опирались на методические разработки Битяновой М.Р., Дубровиной И.В., Марковой А.А., Матис Т.А., Орлова А.Б., Р. В. Овчаровой.

Основные содержания

социального поведения младших школьников.

Программа состояла из 13 занятий. Занятия проводились в течение 1, 5 месяцев с периодичностью 2 -3 раза в неделю. Реализация программы проходила в ноябре-декабре месяце 2009 года. Занятия проводились с экспериментальной группой. Контрольная группа в процессе реализации программы участия не принимала.

Программа занятий подробно представлена в приложении 4.

Форма организации развивающей работы:

- групповая (5-6 человек)

- и индивидуальная (при наличии у ребенка опыта негативных социальных взаимодействий со сверстниками в школьной и внешкольной среде).

При реализации данной программы необходимо учитывать соблюдение определенных условий:

1. Время. Развивающее воздействие должно быть достаточно длительным – только тогда появится эффект развития.

2. Общая позитивная

их смысла.

Такая взаимозависимость предполагает возможность балансировки хода занятий, что является, основным подходом к проведению занятий в личностно-ориентированной модели образования и условием эффективности данной программы.

III. Принцип учета возрастных особенностей учащихся в обучении реализуется в том, что принимаются во внимание следующие характеристики младшего школьного возраста:

— преимущественная ориентация на процесс общения;

— интенсивное развитие

совместной работы участников;

VII. Принцип «активности», реализующийся в вовлеченности всех участников в работу, дискуссию, игры и т.д.;

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.«Знакомство». Цель: помочь детям войти в контакт друг с другом и с взрослыми, осознать себя как личность.

Разминка. Разминка позволила раскрепоститься детям, почувствовать себя уверенней и безопасней в общении с новым человеком. Ребята с большим интересом выполняли задание. Дети с повышенной тревожностью проявляли скованность и неуверенность, с повышенной агрессивностью – перебивали других, обсуждали сказанное отвечающим детям, толкались.

Игра «Атомы и молекулы». Данное упражнение подтвердило результаты социометрического метода: образовались группировки, обнаружили отвергнутые и изгои. Модификация упражнения позволила «перемешать» детей – включить в коллектив игнорируемых, отвергнутых, агрессивных и тревожных детей.

Рисование. Дети раскрепостились при рисовании рисунков. Ведущая отметила все рисунки. Сделали выставку с целью признать значимость каждого ребенка в группе. У тревожных детей наблюдалась заинтересованность, улыбки на лице, покраснение щек.

Игра «Передай тепло цветка другу».При выполнении данного упражнения дети сплотились. Группа принимает тех детей, которые ранее были не замечены.

В конце каждого задания и в конце занятия проводилась рефлексия.

Занятие 2. «Урок и перемена». Цель: познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться в их применении. Выявить школьную мотивацию.

Беседа на тему «Что такое урок?». Дети высказывали свои мнения поочередно, не перебивая друг друга

лы, познакомить с сотрудниками.

Знакомство с планом-схемой школы. Дети ознакомились с планом школы, задавали вопросы. Было оговорено поведение при пожаре и других чрезвычайных ситуациях.

Посещение медицинского кабинета. Знакомство с медсестрой, местонахождением медкабинета. Оговорено поведение учащихся в случае необходимости в медицинской помощи. Проведена профилактика боязни медицинского кабинета и медперсонала, уколов.

Посещение спортивного зала. Произведен рассказ о различных видах спорта, его значении для здоровья, школьной успеваемости первоклассника, а также знакомство с секциями школы.

Посещение кабинета музыки и кабинета изобразительного искусства. Указана роль эстетического развития для личности первоклассника.

Посещение библиотеки. Указано значение книг в успеваемости и развитии учащихся. Беседа с библиотекарем.

Экскурсия в кабинет психолога. Беседа с психологом, особенностями его работы и при каких ситуациях можно обратиться к данному специалисту.

Релаксационное упражнение.

Посещение столовой. Указано значение здорового и своевременного питания

Организовать совместную подвижную игру.

В конце каждого задания и в конце занятия проводилась рефлексия.

Занятие 9. «Когда всем весело, а одному грустно». Цель: учить детей сопереживать друг другу, воспитывать дружелюбие, умение различать и понимать эмоциональные состояния.

Разминка. Дети учатся сочувствовать, оказывать поддержку, узнавать разные виды эмоций человека. Стараются их изобразить. Дети оживленно выполняют задание. Дружелюбно относятся друг к другу.

Упражнение «Настроение».

медлительных.

В конце каждого задания и в конце занятия проводилась рефлексия.

Занятие 11. Развитие познавательных процессов. Цель: Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания.

«Четыре стихии». В данном упражнении была создана ситуация успеха для детей тревожных, агрессивных и с низкой самооценкой. Дети быстро и верно выполняли задание. В конце упражнения друг другу аплодировали.

«Запоминай порядок». Данное упражнение трудно давалось детям с плохо развитой памятью. Для данных детей было разработано домашнее задание, повторять все упражнения с родителями дома.

«Попугай». Дети с большим удовольствием выполняли данное задание. Пары были разбиты с учетом более тесного знакомства учащихся. Группа сплотилась. Труднее мимику изображали дети с внутрисемейными проблемами.

В конце каждого задания и в конце занятия проводилась рефлексия.

Занятие 12. Развитие познавательных процессов. Цель: развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности.

«Пары слов». Первоклассники верно, но очень медленно выполняли данное задание. Детям со слабо развитой памятью было дано домашнее задание, повторять

реализации программы дети стали более активными, общительными, инициативными, что говорит об эффективности реализованной программы.

Для определения динамики уровня развития мотивации учения у детей младшего школьного возраста по итогам реализации программы мы провели повторную диагностику, используя те же методики.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: