Проблема мотивации учения в психолого-педагогической литературе

Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [23, с. 98].

Следовательно, мотивация – это динамический процесс последовательной смены в разных фазах потребностей, связанных в единое целое ценностным отношением личности к предмету деятельности [23, с. 65].

Исследование учебной мотивации особенно важно в школьном возрасте. Переход от

своих способностей и пр.) [18, с. 179]

А.К. Маркова описывает две группы психологических характеристик познавательных и социальных мотивов.

Познавательные мотивы включают:

широкие познавательные мотивы,состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным

или неудачи в процессе учебных занятий, выбор жизненного пути и др. [43, с. 93].

Проблема познавательного интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную его функцию видели в том, чтобы приблизить

основу, состоящую из множества взаимосвязанных процессов:

- Интеллектуальные процессы. Помимо логических действий и операций (анализа, синтеза, обобщений, сравнений, единства индуктивных и дедуктивных процессов) интеллектуальные процессы порождают состояние раздумья, размышления, рассуждения, обоснования, доказательства.

- Эмоциональные процессы – переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворения деятельностью.

- Регулятивные процессы. К ним волевые устремления, установка, целенаправленность, принятие решений, настойчивость, решительность, внимание как средоточие усилий.

- Творческие процессы. Они активизируют воображение, фантазию, предвосхищение, озарение, создание новых образов, моделей и т.д. При всём многообразии процессов, отражающих состояние сознания и деятельности. Если в познавательном интересе так сильно и глубоко выражены важнейшие психолого-познавательные процессы и состояние человека, школьника, то естественным должно

характер, предметность, осознанность) и общность в построении (взаимосвязь компонентов целеполагания и мотивов предметного содержания и способов, процесса деятельности и её конечных результатов) [48, с. 107].

Таким образом, в психолого - педагогической литературе существует множество точек зрения на проблему мотивации учения, которая остается актуальной и по сей день, т.к. является основным фактором в деятельности и поведении человека.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: