double arrow

Значение, характерные черты, правовое регулирование

Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации выполняет три самостоятельных функции: законо­дательную, исполнительную, судебную (ст. Ю). Таким образом. Конститу­ция РФ включает в систему государственной власти страны судебную дея­тельность и утверждает самостоятельное положение судебной власти как независимой, равнозначной законодательной и исполнительной отраслям государственной власти.

Приданием конституционным законодательством самостоятельного зна­чения институту судебной власти было подчеркнуто, что разделение вла­стей становится фундаментальным политическим и организационным на­чалом построения в России демократического правового государства. Фак­тическая, а не формальная реализация принципа разделения властей долж­на стать гарантией от перерождения демократической российской государ­ственности.

Практика современного государственного строительства показывает, что условием подлинного и эффективного разделения полномочий госу­дарственной власти, средством демократического правового преодоления возникающих государственно-правовых противоречий является консти-туирование и значительное повышение статуса именно третьей власти -судебной, всех ее подсистем и на всех уровнях.

Эти подсистемы представлены конституционными (уставными) судами, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, наделенными широки­ми полномочиями в сфере обеспечения соблюдения конституционной за­конности. Реализация этих полномочий требует создания эффективного законодательного и исполнительного аппарата осуществления решений органов судебной власти.

Без сильной, самостоятельной и авторитетной судебной власти, после­довательного соблюдения юрисдикции судов и безусловного исполнения вступивших в законную силу судебных решений всеми иными органами государственной власти немыслима новая демократическая государствен-

Раздел I Общие положения

ность России. Наиболее специфическая часть системы государственной защиты права - судебная власть должна стать полноправной ветвью госу­дарственной власти. При этом именно система судебной власти и реализа­ция ее полномочий призваны играть ведущую роль в утверждении консти­туционной законности, соблюдения принципа верховенства права в госу­дарственной и общественной жизни страны. Конституция РФ признает за органами судебной власти право действовать самостоятельно и независимо от других отраслей государственной власти. Независимая судебная власть должна стать главным звеном в системе сдержек и противовесов, призван­ной предотвратить перерастание российской государственности в тотали­тарную структуру.

Известно, что необходимость разделения властей базируется на диффе­ренциации социальных интересов, закономерного их отражения в реализа­ции государственных функций. Состояние разделения властей предполага­ет создание механизма разрешения и преодоления возникающих в общест­ве конфликтных ситуаций.

Восприняв политико-правовую доктрину разделения властей и призна­ния значения судебной власти как фундаментальной основы государствен­ного устройства правового государства, Конституция РФ не раскрывает ее содержание, а называет лишь некоторые положения, характеризующие сущность этой ветви власти как государственно-правового института. По­этому понятие судебной власти представляется указанной конституцион­ной концепцией как видовое проявление более широкого понятия «инсти­тут государственной власти».

Как родовая категория, понятие «власть» означает способность оказы­вать определяющее влияние на деятельность, поведение людей в обществе, подчинять их своей воле с помощью применения определенных средств воздействия, в том числе путем формирования правового сознания, приня­тия обязательных для исполнения правовых велений, применения различ­ных средств принуждения. Судебная власть как одно из проявлений госу­дарственной власти означает способность и возможность волевого воздей­ствия на поведение людей со стороны государства, осуществляемого через суды и посредством деятельности судей в особых установленных законом процедурных формах.

Волевое воздействие на общественные процессы судебная власть ока­зывает при выполнении своих функций и сама выражается путем установ­ления присущих ей судебно-властных отношений. Эти отношения по своей сущности правоохранительные и праворегулирующие. Под содержанием судебно-властных отношений имеется в виду реализация воли суда, во­площаемой в жизнь судебным решением (приговором), подчинением уча­стников судебного разбирательства воле суда.

Таким образом, судебной власти присущ волевой характер. Судебная воля как проявление государственной воли преломляется в решениях субъ-

Глава 3 Судебная впасть

ектов судебной власти: она юридически формализуется, провозглашается от имени государства, ее реализация обеспечивается государственным принуждением.

Предметом установленных законом судебно-властных отношений явля­ются также общественные отношения, входящие в сферу реализации судеб­ной власти и складывающиеся в процессе образования, формирования, орга­низации деятельности судебных органов, порядка осуществления правомо­чий и гарантий беспрепятственного функционирования судебной власти.

Содержание понятия «судебная власть» неоднозначно раскрывается в литературе по организации и деятельности правоохранительных органов. Во всяком случае, признавая тесную связь этого понятия с институтом судебной системы, не следует, по нашему мнению, сводить его содержание только к системе судов.

Легализация термина «судебная власть» и внедрение его в российское правоведение и законодательство об устройстве судебной системы имеет свою историю. Этот термин получил признание в период проведения вели­кой судебной реформы в середине XIX столетия, когда император Алек­сандр II, утверждая «Учреждение судебных установлений», в своем реск­рипте от 20 ноября 1864 г. установил, что «власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и Правительствующему сенату...»'.

В дальнейшем на протяжении почти всего XX столетия теория разделе­ния властей и, соответственно, использование термина «судебная власть» отвергались официальной юридической наукой и законодательством как проявления чуждого социалистической идеологии мировоззрения.

Правовое воплощение концепции судебной власти в российском кон­ституционном законодательстве связано с признанием принципа разделе­ния властей на законодательную, исполнительную и судебную основой функционирования Российской Федерации как правового государства в декларации «О государственном суверенитете РСФСР» (ст. 13), принятой Съездом народных депутатов РСФСР в 1990 г. Это принципиальное поло­жение было подтверждено Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Используемая Конституцией РФ и Федеральным конституционным за­коном «О судебной системе Российской Федерации» формула «судебная власть» представляет в настоящее время краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из установления разделения властей в Демократическом правовом государстве и определяющей место органов правосудия в системе государственного механизма.

Конституция РФ не раскрывает содержание понятия «судебная власть», утверждая наличие этого конституционного института в системе государ­ственной власти Российской Федерации. Однако многими конкретными

Российское законодательство Х-ХХ веков Судебная реформа. Т. 8 М, 1991. С. 32.

^

Раздел I Общие положения

Глава 3 Судебная власть

нормами Конституция РФ обозначает признаки этого понятия, его матери­альное содержание, взаимосвязи этой отрасли государственной власти с иными властными структурами, круг полномочий и функций органов су­дебной власти.

Конституция РФ признает за органами судебной власти право действо­вать самостоятельно и независимо от других ветвей власти (ст. 10). Кон­ституция РФ прямо и недвусмысленно указывает, что суды Российской Федерации осуществляют именно государственную власть (ст. 11). Уста­новление системы федеральных органов судебной власти, порядка их орга­низации и деятельности, формирование этих органов государственной вла­сти Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). В систему этих судов Конституция РФ включает Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды (ст. 125, 126, 127, 128). Законодательному регулированию места судебной власти среди других ветвей государственной власти, обозначению ее ос­новных функций и методов реализации, общей структуры системы феде­ральных судебных органов, требованиям к носителям судебной власти и гарантиям их независимости Конституция РФ посвящает специальную гл. 7 «Судебная власть». Участие Президента Российской Федерации (п. «е» ст. 83, ч. 1 ст. 128), Совета Федерации Федерального собрания (п. «ж» ч. 1 ст. 102) в учреждении и формировании высших судов Российской Федера­ции, полномочие Президента РФ назначать судей иных федеральных судов устанавливаются Конституцией РФ. Ряд норм Конституции РФ определяют взаимосвязи Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ с органами судебной власти (см. ст. 85, 93, 104, 125). Подобное внима­ние Конституции РФ к правовому регулированию названных государст­венно-правовых отношений подчеркивает особое положение и значение судебной власти в системе государственной власти Российской Федерации.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представи­тельной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за закон­ностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей государ­ственной власти. Это не означает, что особое положение судебных органов в системе государственной власти Российской Федерации предопределяет их обособленность, исключает взаимодействие установленных Конститу­цией РФ ветвей власти по ряду направлений и в известных пределах.

Потребность государства в деятельности органов судебной власти опре­деляется необходимостью правового разрешения возникающих в обществе споров, преодоления конфликтных ситуаций, юридически упорядоченного осуществления правоохранительных функций. Государство предоставляет именно суду и только суду право использовать полномочия правосудия: в определенном законом порядке признать лицо виновным в совершении

преступления или административного правонарушения, применить к нему меры уголовного или административного наказания либо разрешить право­вой спор между гражданами, юридическими и физическими лицами.

Вместе с тем основное назначение судебной власти заключается в за­щите прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федера­ции, в обеспечении соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при испол­нении и применении законов, а также иных нормативных актов.

Становление правового государства неразрывно связано с возрастанием роли судебных органов в утверждении конституционной законности. Ха­рактерной тенденцией развития компетенции органов судебной власти стало законодательное расширение полномочий судебных органов за счет включения в их юрисдикцию разрешения конфликтных ситуаций, возни­кающих во взаимоотношениях различных ветвей и органов власти, при нарушении интересов Российской Федерации и ее субъектов, при осущест­влении административного управления.

Осуществление функций судебной власти имеет прямое отношение к обеспечению конституционных гарантий прав и свобод человека и гражда­нина: права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосно­венность жилища, соблюдение тайны переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Возрастание роли суда в охране прав и свобод граждан прямо вытекает из ряда установлений гл. 2 Конституции РФ (ст. 18, 20, 22, 23, 25, 32, 35, 46, 47, 52).

Обобщение концептуальных установлений норм Конституции РФ, ряда федеральных конституционных и федеральных законов позволяет отнести к общим полномочиям судебной власти следующие функции: конституци­онный контроль; правосудие; судебный контроль за законностью и обосно­ванностью решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц; обеспечение испол­нения приговоров и иных судебных актов; разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обоб­щения судебной практики; законодательную инициативу; участие в форми­ровании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества; обеспечение судебной деятельности.

Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодатель­стве судебной власти как государственно-правового института позволяет выделить ее специфические признаки, необходимость утверждения систе­мы гарантий, позволяющих судебной власти осуществлять свои функции.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в ст. 1 «Судебная власть» называет субъектов и носителей судебной власти, определяет место судебной власти в системе разделения властей, указывает правовые способы реализации судебной власти. Со-

Раздел I Общие положения

Глава 3 Судебная власть

гласно этому закону судебная власть в Российской Федерации принадле­жит только судам в лице судей и привлекаемым в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжным, народным и арбитраж­ным заседателям.

Судебная власть осуществляется специально установленными госу­дарственными органами, которые занимают в государственном механиз­ме особое положение, определяемое специфичностью выполняемых ими функций и характером деятельности по охране прав и свобод граждан. Полномочием осуществлять судебную власть закон наделяет только су­ды, входящие в судебную систему Российской Федерации, установлен­ную Федеральным конституционным законом «О судебной системе Рос­сийской Федерации».

Образование судов как субъектов судебной власти и формирование их составов происходит на строго обозначенных законом основаниях и в уста­новленном порядке. Соблюдение требования компетентности суда гаран­тирует порядок учреждения судов конституционным законом и формиро­вания их состава федеральным законом. Наделению судей их полномочия­ми предшествует длительная и детально определенная деятельность соот­ветствующих государственных органов и должностных лиц по отбору кан­дидатов на судебные должности.

К государственным служащим ни одного государственного органа или учреждения не предъявляются столь высокие требования, касающиеся компетентности в вопросах юриспруденции, образования, практического опыта, нравственных качеств. Конституция РФ устанавливает такие гаран­тии стабильного служебного положения судей, как несменяемость и непри­косновенность Федеральный закон исчерпывающе определяет основания приостановления и прекращения полномочий судей

Законодатель признает наличие особых интересов у судей как носите­лей судебной власти Для выражения этих интересов, их защиты и отстаи­вания перед лицом иных ветвей государственной власти создаются органы судейского сообщества (ст. 17 Закона о статусе судей в Российской Феде­рации) Органы судейского сообщества являются гарантами неприкосно­венности личности судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов и одновременно выступают хранителями соблюдения судьями этических норм Кодекса судейской чести.

Неотъемлемыми свойствами судебной власти являются самостоятель­ность, исключительность, подзаконность и полнота.

Установленная Конституцией РФ (ст. 10) самостоятельность судебной власти выражается в том, что она осуществляется судами независимо от других государственных органов, имеет несовпадающие с ними задачи, реа­лизуется в присущих именно судебной власти организационных и проце­дурных формах

Самостоятельность судебной власти исключает подчиненность судов какому-либо внешнему руководству. Судебные акты могут быть изменены или отменены лишь вышестоящими судами в установленном федеральным законом процессуальном порядке, но не требуют согласования и утвержде­ния со стороны иных государственных органов. Вступивший в законную силу приговор суда имеет силу закона по данному делу.

Особенностью судебной власти является то обстоятельство, что ее мате­риальная основа - судебные органы - создается по решению законодатель­ной власти, формируется в основном органами исполнительной власти, но действуют судебные органы независимо от законодательной и исполнитель­ной власти. Вместе с тем самостоятельность судебной власти не должна пониматься как возможность противостояния органам законодательной и исполнительной власти, обособленности от них.

Самостоятельность имеет и внутрисистемное содержание, выражаю­щееся в независимости друг от друга отдельных ветвей судебной власти (судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Федерации) Суды каж­дой из этих подсистем сами окончательно разрешают находящиеся на их рассмотрении дела и не имеют права пересматривать решения других под­систем.

В литературе отмечались такие характеристики самостоятельности и независимости органов судебной власти как внешняя сторона и внутренняя (Фойницкий И. Я., Рахунов Р. Д.). Если внешняя самостоятельность судеб­ной власти означает ее неподчиненность иным структурам власти в госу­дарстве, то внутренняя - заключается в нравственных качествах судей, их способности противостоять внешнему неправомерному воздействию, со­хранять верность закону.

В силу принципа самостоятельности судебной власти суды не делят функции организации осуществления правосудия с иными государственны­ми органами Присущий судебной власти признак самостоятельности пред­полагает возможность решения вопросов самоорганизации внутри судебной системы органами, созданными этой властью и состоящими из ее представи­телей. В связи с этим особое значение приобретает функционирование таких органов и структур как Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, президиумы вышестоящих судов, Судебный депар­тамент при Верховном Суде РФ, органы судейского сообщества, советы судей и квалификационные коллегии. Деятельность совокупности названных структур и органов позволяет создать инфраструктуру автономного руково­дства деятельностью судов внутри самой судебной системы.

Суверенность отдельных отраслей судебной власти не означает отсут­ствия определенных связей между ними. Так, взаимосвязи судебных орга­нов в системе судебной власти выражаются и в том, что согласно Консти­туции РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе

Раздел I. Общие положения

обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отдельных законов и нормативных актов. Это же право в связи с рассмот­рением конкретного дела предоставлено и другим судам, в частности, еди­ноличному судье (ч. 2 и ч. 4 ст. 125). Подобный запрос может иметь место на любой стадии процесса, в любой инстанции и вызвать приостановление производства по делу или исполнение вынесенного решения. При этом обращение в Конституционный Суд РФ является правом названных судов, обнаруживших неопределенность в понимании и толковании отдельных правовых норм, а не обязанность, так как суды наделены полномочием на непосредственное применение положений Конституции как норм прямого действия (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Одним из проявлений самостоятельности судебной власти Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» рассматривает предоставление судам права контроля за законностью дея­тельности представительных органов государственной власти, за соответ­ствием принимаемых ими нормативных актов Конституции РФ (ч. 3 ст. 5). Суд- единственный орган государственной власти, который наделяется Конституцией РФ и Законом о судебной системе правом устанавливать при рассмотрении конкретного судебного дела несоответствие акта государст­венного или иного органа, а равно акта должностного лица Конституции РФ, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам между­народного права, международному договору Российской Федерации, кон­ституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта Российской Федерации. Эта проверка является формой контроля за содержанием подзаконных ак­тов, их соответствия закону. При наличии коллизии законов суду предос­тавляется право принимать решения в соответствии с правовыми положе­ниями акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Конституция РФ и федеральное конституционное законодательство не установили ограничений в использовании судами этого правомочия. Пле­нум Верховного Суда РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. «О неко­торых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил, что судам при рассмотрении дел надлежит оценивать содержание закона или правового акта, регули­рующего рассматриваемые правоотношения, и во всех необходимых случа­ях учитывать прямое действие Конституции РФ. При этом Верховный Суд указал, что суд для решения вопроса о соответствии Конституции РФ при­мененного или подлежащего применению по конкретному делу закона может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституци­онности данного закона согласно ч. 4 ст. 125 Конституции РФ1.

Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления, никакое должностное

Глава 3. Судебная власть

Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. Спарк. С. 452.

лицо не вправе принимать на себя функции и полномочия судов. Государ­ство предписывает именно суду использовать принудительные полномочия государственной власти. Суд- единственный орган власти, уполномочен­ный в установленном законом порядке признать лицо виновным в совер­шении преступления, а в предусмотренных законом случаях - и админист­ративного правонарушения, применить к нему меру уголовной или адми­нистративной ответственности либо разрешить правовой спор между граж­данами, между юридическими и физическими лицами.

Подзаконность судебной власти находит свое выражение не только в том, что суды и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований закона. Компетенцию определенного суда и определенную для него форму судопроизводства устанавливает только закон.

Конституция РФ определяет основные формы реализации полномочий судебной власти. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, админист­ративного и уголовного судопроизводства. Осуществление арбитражного судопроизводства предусматривается Федеральным конституционным за­коном «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Таким образом, - осуществление судебной власти посредством судопроизводства является существенным признаком подзаконное™ судебной власти. Известное обо­собление названных видов судопроизводства вызывается несовпадением компетенции различных ветвей судебной власти, особенностями рассмат­риваемых дел, применяемых мер воздействия и различием правовых по­следствий вынесенных ими решений.

Характерная особенность судебной власти состоит в полном регулиро­вании ее функций и деятельности судебных органов процессуальным зако­ном. Всеобъемлющее регулирование процессуальной формы всех судеб­ных действий, процедуры принятия судебных решений и документов лежит в основе законодательства о судопроизводстве и само по себе представляет юридическую ценность. Соблюдение процессуального по­рядка призвано обеспечить законность всей судебной деятельности, ис­ключить субъективизм, является условием вынесения обоснованных и справедливых решений.

Основу процессуального порядка составляют демократические конститу­ционные принципы судоустройства и судопроизводства. Их закрепление Конституцией РФ подчеркивает высокое социальное и государственное значение процессуального порядка деятельности органов судебной власти. В частности, Конституция РФ прямо указывает на недопустимость откло­нений от процессуальных правил доказывания в уголовном судопроизвод­стве (ст. 50).

Раздел I Общие положения

Несоблюдение норм законодательства о судопроизводстве, процессу­альные правонарушения обусловливают применение мер процессуального воздействия в виде отмены или изменения судебных актов; в случае систе­матических и явных нарушений - постановку вопроса о прекращении су­дейских полномочий, а при вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта - привлечение к уголовной ответствен­ности (ст. 305 УК РФ).

Полнота судебной власти определяется содержанием компетенции ее органов, ее объемом, окончательностью решений, принимаемых судебной властью, их обязательностью для государственных органов и должностных лиц. Эти решения, требования и распоряжения судей подлежат безуслов­ному исполнению на всей территории России. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, должны быть пре­доставлены по требованию судей безвозмездно и незамедлительно всеми организациями и должностными лицами. Неисполнение требований и рас­поряжений судей, проявление неуважения к суду или к судьям влекут уста­новленную законом административную или уголовную ответственность.

Судебная власть наделяется не только полномочиями контроля за кон­ституционностью актов законодательной власти, вынесения решений о несоответствии иных нормативных актов федеральным законам вплоть до проверки законности и обоснованности решений и действий должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления (ст. 46 Конституции РФ), но и возможностью, используя право законодательной инициативы, в определенных пределах влиять на законотворческий про­цесс и практику ведомственного правотворчества.

В процессе осуществления правосудия и иных функций судебной вла­сти суды решают задачи уяснения и толкования правовых норм. Результа­ты этого толкования не могут считаться самостоятельными источниками права, так как в российскую правовую систему не включаются судебные прецеденты. Но в судебной практике нередко возникают сложные право­вые ситуации. Их изучение и обобщение требует выработки принципиаль­ных правоприменительных решений, соответствующих содержанию и смыслу действующего закона. Эта функция реализуется в значительной мере пленумами Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которым Конституция РФ предоставила право давать разъяснения по во­просам судебной практики (ст. 126, 127). Содержащиеся в названных разъ­яснениях правоположения носят подзаконный характер, имеют своей це­лью направление судебной практики в соответствии со смыслом и духом современного законодательства.

Особое значение придает законодатель полномочию Конституционного Суда РФ на толкование норм Конституции РФ Оно считается официаль­ным и обязательным для судов, всех органов государственной власти и управления (ст. 106 Федерального конституционного закона «О Конститу­ционном Суде Российской Федерации»).

Глава 3 Судебная впасть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: