double arrow

Организация Министерства юстиции Российской Федерации и его органов

Возложенные на Министерство юстиции Российской Федерации функ­ции и задачи реализуются аппаратом Министерства, органами и учрежде­ниями, входящими в его систему. Вся полнота ответственности за выпол­нение этих функций и задач лежит на Министерстве юстиции Российской Федерации, в соответствии с чем и построена организация его центрально­го аппарата. Руководит работой Министерства назначаемый в установлен­ном Конституцией РФ порядке министр.

Министр юстиции назначается на должность и освобождается от долж­ности Президентом Российской Федерации по представлению Председате­ля Правительства Российской Федерации.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобож­даемых от должности Президентом Российской Федерации по представле­нию Председателя Правительства РФ, и несущих ответственность за кон­кретные участки работы в соответствии с проведенным распределением обязанностей. Руководство подразделениями Министерства осуществляют их начальники, назначаемые министром.

Министр осуществляет на основе единоначалия общее руководство дея­тельностью Минюста России и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Минюст России.

Глава 16. Органы юстиции Российской Федерации

Министр юстиции в порядке выполнения предоставленных ему полномочий:

- устанавливает полномочия своих заместителей, распределяет обязан­ности между ними и поручает им исполнение части своих полномочий, устанавливает полномочия других должностных лиц системы Минюста России по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадро­вых, финансовых и иных вопросов, относящихся к компетенции Минюста России;

- вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента РФ и Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Министерства юстиции, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции;

- во исполнение законов и актов Президента РФ и Правительства РФ в пределах компетенции министерства издает приказы и распоряжения и иные акты, дает указания, а также организует проверку их исполнения;

- вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство РФ представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения ими Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президен­та РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ;

- подписывает изданные в пределах компетенции Минюста России постановления, приказы, распоряжения и иные акты;

- подписывает международные договоры Российской Федерации о пра­вовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

- утверждает положения о структурных подразделениях Министерства юстиции России, структуру и штатное расписание его центрального аппа­рата, а также смету расходов на содержание центрального аппарата Мини­стерства.

Министру юстиции принадлежат также полномочия по организации уго­ловно-исполнительной системы Минюста РФ. Министр определяет типо­вые структуры, типовые штаты, норматив штатной численности террито­риальных органов уголовно-исполнительной системы, управлений с осо­быми условиями хозяйственной деятельности, организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, а также определяет порядок их реорга­низации и ликвидации и принимает соответствующие решения.

Министр юстиции принимает решения о создании подразделений спе­циального назначения для выполнения задач, стоящих перед органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы; определяет порядок деятельности подразделений специального назначения, создаваемых для обеспечения безопасности в уголовно-исполнительной системе; назначает на должность и освобождает от должности начальников территориальных органов уголовно-исполнительной системы;

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

- присваивает классные чины и специальные звания работникам цен­трального аппарата министерства, органов и учреждений юстиции, а также представляет иных работников органов и учреждений юстиции в установ­ленном порядке к присвоению классных чинов и воинских званий;

- вносит в установленном порядке представления о назначении на должность и освобождения от должности главного судебного пристава Российской Федерации.

Роль министра юстиции РФ как представителя федеральной исполни­тельной власти, облеченного полномочиями на поддержание связей Прави­тельства со всеми ветвями судебной власти закрепляется рядом законода­тельных и иных нормативных актов. Так, Закон о судоустройстве РСФСР наделяет министра юстиции РФ правом участвовать в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и вносить предложения о даче судам разъяснений по вопросам применения законодательства (ст. 19). Федеральный конституци­онный закон об арбитражных судах в РФ предоставляет право министру юстиции РФ принимать участие в заседаниях Пленума Высшего Арбит­ражного Суда РФ (ст. 12).

Значительную роль в организации работы Министерства юстиции и принятии принципиальных решений по организации деятельности органов юстиции играет коллегия Министерства. Коллегия Министерства юстиции образуется в составе министра (председатель), заместителей министра (по должности) и других руководящих работников министерства в составе 19 человек. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должно­сти, утверждаются Правительством. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Министерства юстиции РФ. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами и распоряжениями минист­ра. В случае разногласий между министром и коллегией министр реализует свое решение. О возникших разногласиях министр информирует Президен­та РФ или Правительство Российской Федерации.

Особое место в системе аппарата Минюста РФ занимает цен­тральный орган уголовно-исполнительной системы -Главное управ­ление исполнения наказаний Министерства юстиции Р Ф. Правовой статус этого подразделения определяется законом Российской Федерации. Центральный орган уголовно-исполнительной системы является самостоятельным структурным подразделением Минюста РФ, обеспечи­вающим организацию исполнения законодательства РФ по вопросам дея­тельности уголовно-исполнительной системы. Он является юридическим лицом, создает, ликвидирует, реорганизует предприятия учреждений, испол­няющих уголовные наказания и предназначенные для обеспечения деятель­ности уголовно-исполнительной системы (ст. 8 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»)1.

1 Ведомости РФ. 1993. № 33. Ст. 1316; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2964; 1998. № 16 Ст. 1796; № 30. Ст. 3613; 2000. № 26. Ст. 2730; 2001. № 11. Ст. 1002.

Глава 16. Органы юстиции Российской Федерации

Минюст России в пределах своей компетенции создает свои территори­альные органы, утверждает положения о них, утверждает штатную числен­ность и фонд оплаты труда; создает учреждения юстиции и иные организа­ции, реорганизует их и ликвидирует, а также утверждает их уставы.

Так, в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Фе­дерации от 3 августа 2001 г. № 235 «Об утверждении Положения о Феде­ральном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу» определены основные задачи и основные функции Федерального управления Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу1.

Федеральное управление Минюста РФ является окружным территори­альным органом Министерства юстиции РФ. Его основной задачей являет­ся: 1) обеспечение реализации Министерством юстиции РФ в федеральном округе государственной политики в сфере юстиции; 2) организация и осу­ществление контроля за соответствием федеральному законодательству актов органов государственной власти Российской Федерации в федераль­ном округе; 3) организация и осуществление контроля в федеральном окру­ге за состоянием работы по выполнению задач, возложенных на территори­альные органы Минюста РФ и учреждения юстиции, не входящих в уго­ловно-исполнительную систему, а также за исполнением уголовно-ис­полнительного законодательства в органах и учреждениях уголовно-испол­нительной системы Минюста РФ; 4) координация деятельности территори­альных органов Министерства юстиции РФ и учреждений юстиции, осуще­ствляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, входящих в федеральный округ.

Основные функции Федерального управления соответствуют функциям Министерства юстиции РФ, изложенным в Положении о нем 1999 г.

Вместе с тем в связи с передачей уголовно-исполнительной системы в ведение Минюста РФ на Федеральные управления возлагается рассмотре­ние жалоб, заявлений граждан и организаций, связанных с работой терри­ториальных органов Минюста РФ, иных органов и учреждений юстиции, в том числе учреждений уголовно-исполнительной системы в части испол­нения ими законодательства в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся под стражей.

В 2001 г. завершено реформирование территориальных органов Мини­стерства, которые выведены из подчинения региональному государствен­ному руководству. С учетом деятельности Комиссии при Президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномо­чий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами ме­стного самоуправления вводится новая форма работы с органами власти

'БНА 2001. №35.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

субъектов Федерации - при помощи заключения соглашений о взаимодей­ствии в сфере юстиции.

В субъектах Российской Федерации функции Министерства юстиции осуществляются министерствами юстиции республик, управлениями (от­делами) юстиции краев, областей, городов, округов. По ряду основных функциональных направлений деятельности территориальные органы юс­тиции осуществляют в пределах своей компетенции полномочия по подго­товке законодательных и иных нормативных актов, по созданию организа­ционных условий для осуществления правовых услуг, по руководству уч­реждениями нотариата и загсами. Органы юстиции ведут и лицензионную работу в пределах своей компетенции.

Структура органов юстиции субъектов федерации отражает объем и со­держание выполняемых ими функций. Министерства юстиции республик возглавляются министрами, назначаемыми в установленном конституция­ми республик порядке. Начальники управлений (отделов) юстиции назна­чаются министром юстиции по согласованию с главами администрации субъектов федерации.

Органы юстиции субъектов федерации являются территориальными ор­ганами Министерства юстиции РФ. По вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации, органы юстиции подчиняются министерству юсти­ции; по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации - Министерству юстиции РФ и органам исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации.

При Министерстве юстиции РФ состоят научные учреждения: Россий­ский федеральный центр судебной экспертизы; Научный центр правовой информации, призванный обеспечивать суды, органы и учреждения систе­мы Минюста информацией о правовых актах; Российская правовая акаде­мия как центральное научное и учебное учреждение Министерства юсти­ции РФ.

Структурирование системы органов и учреждений Министерства юсти­ции должно быть завершено принятием федерального закона «О федераль­ной системе юстиции».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: