Структура Совета Федерации

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации является верхней палатой Федерального Собрания. Совет Федерации действует на постоянной основе.[166] В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Представители от субъектов РФ в Совете Федерации являются членами Совета Федерации. Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Заседания Совета Федерации проводятся открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом, палата может проводить закрытые заседания. В Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений, а также организация и ведение любой деятельности в интересах политических партий.

Член Совета Федерации имеет право избирать и быть избранным на выборные должности и в органы Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы, обязан присутствовать на заседаниях Совета Федерации, комитета, членом которого он является, до начала заседания Совета Федерации, комитета палаты, членом которого он является, информирует соответственно Председателя Совета Федерации, председателя комитета, комиссии о невозможности присутствовать по уважительной причине на заседании палаты, комитета, комиссии, принимает личное участие в заседаниях Совета Федерации и совместных заседаниях палат Федерального Собрания, в заседаниях комитетов, комиссий палаты, пользуется при голосовании правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом Федерации.

Член Совета Федерации вправе участвовать в обсуждении всех вопросов, рассматриваемых на заседаниях палаты, ее комитетов, комиссий и на парламентских слушаниях, обращаться с вопросами к членам и представителям Правительства РФ, иным лицам, приглашенным на заседание палаты, выступать с обоснованием своих предложений при обсуждении вопросов, относящихся к ведению палаты, и по порядку голосования; также вправе[167] запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления его деятельности в Совете Федерации и документы, принятые палатами ФС РФ.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении его полномочий в качестве члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации – представителя от того же органа государственной власти субъекта РФ.

Прекращение полномочий члена Совета Федерации – представителя от органа государственной власти субъекта РФ, прекратившего существование в качестве субъекта РФ в связи с образованием нового субъекта РФ в результате объединения субъектов РФ, осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующим федеральным конституционным законом. Полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим его, соответственно, законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание членом Совета Федерации, по представлению Председателя Совета Федерации.

Орган государственной власти субъекта РФ, принявший решение об избрании члена Совета Федерации, а также о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации, не позднее чем на следующий день после вступления решения в силу телеграммой уведомляет палату о содержании решения и о дате его вступления в силу.

Решение об избрании или о назначении члена Совета Федерации направляется в Совет Федерации соответственно законодательным органом государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ не позднее пяти дней со дня вступления решения в силу. В тот же срок избранный член Совета Федерации представляет в Совет Федерации копию приказа об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Решение о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации направляется в Совет Федерации соответственно органом государственной власти субъекта РФ не позднее пяти дней со для вступления решения в силу.

Вопрос о подтверждении или досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации предварительно рассматривается Комиссией Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, которая проверяет соответствие документов, подтверждающих полномочия члена Совета Федерации либо устанавливающих основания досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации[168]. По результатам проверки указанных документов Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности готовит заключение, где приводится перечень документов, подтверждающих полномочия члена Совета Федерации либо устанавливающих основания досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации.

Вопрос о подтверждении или досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации включается в повестку дня ближайшего заседания Совета Федерации по предложению Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности. Рассмотрение этих вопросов начинается с доклада председателя Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности. Решение о подтверждении полномочий члена Совета Федерации принимается без обсуждения большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением палаты.

В случае принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий члена Совета Федерации полномочия прежнего члена Совета Федерации в связи с истечением срока полномочий органа государственной власти субъекта РФ, избравшего его, прекращаются, это оформляется постановлением Совета Федерации, не требующим специального голосования. Решение о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением палаты, в котором определяется день прекращения полномочий члена Совета Федерации.

Член Совета Федерации в течение всего срока своих полномочий обладает неприкосновенностью. Вопрос о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности рассматривается палатой по представлению Генерального прокурора РФ. Представление Генерального прокурора РФ предварительно рассматривается Комиссией Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитетом Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, которые готовят заключения. Вопрос о рассмотрении представления Генерального прокурора РФ о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности включается в повестку дня очередного заседания Совета Федерации по предложению Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам. На заседание Совета Федерации может быть приглашен Генеральный прокурор РФ. Член Совета Федерации, в отношении которого поступило представление Генерального прокурора РФ о лишении неприкосновенности, вправе дать пояснения при рассмотрении этого вопроса на заседаниях указанных комиссий и комитетов.

По результатам рассмотрения представления Генерального прокурора РФ о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности Палата может принять решение дать согласие на личный досмотр, задержание, арест и допрос члена палаты, проведение в отношении него обыска, привлечение члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение в отношении члена Совета Федерации уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, за публичные оскорбления, клевету, иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законом и которые совершены в связи с действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации.

Указанное решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением палаты, не требующим специального голосования. Решение Совета Федерации должно быть мотивировано. Решением Совета Федерации от Генерального прокурора РФ могут быть истребованы дополнительные материалы. Постановление Совета Федерации в течение трех дней со дня его принятия направляется Генеральному прокурору РФ.

Органами Совета Федерации являются:

– Совет палаты;

– комитеты Совета Федерации;

– комиссии Совета Федерации.

Должностными лицами Совета Федерации являются:

– Председатель Совета Федерации;

– первый заместитель Председателя Совета Федерации;

– заместитель Председателя Совета;

– председатель комитета, комиссии Совета Федерации;

– первый заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации;

– заместитель председателя комитета, комиссии Совета Федерации (председатель подкомитета, подкомиссии);

– член комитета, комиссии Совета Федерации.

Председатель Совета Федерации назначает из числа членов Совета Федерации полномочных представителей Совета Федерации в Государственной Думе, Правительстве РФ, Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, Счетной палате РФ, Генеральной прокуратуре РФ, ЦИК РФ, Министерстве юстиции РФ, Общественной палате РФ, Межпарламентской Ассамблее государств-участников СНГ, а также полномочного представителя палаты по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в РФ. Деятельность указанных полномочных представителей регулируется положением, утверждаемым Советом палаты. Член Совета Федерации, помимо должностей члена комитета и комиссий Совета Федерации, вправе занимать в палате ещё не более одной должности.

Члены Совета Федерации рассматривают индивидуальные и коллективные обращения граждан, поступившие в Совет Федерации, а также осуществляют прием граждан в Приемной Совета Федерации, согласно графику приема граждан членами комитетов, комиссий Совета Федерации, утвержденному Председателем Совета Федерации.[169]

Организационное, информационное и документационное обеспечение работы членов Совета Федерации с индивидуальными и коллективными обращениями граждан осуществляют соответствующие структурные подразделения Аппарата Совета Федерации.

В Регламенте для определения результатов голосования используются следующие понятия:

– общее число членов Совета Федерации – 166;

– число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании, – число членов Совета Федерации, зарегистрировавшихся во время последней перед проведением голосования регистрации;

– число членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, – общее число членов Совета Федерации, проголосовавших по данному вопросу «за», «против», «воздержался»;

– простое большинство голосов – число голосов, превышающее в зависимости от рассматриваемого вопроса половину от общего числа членов Совета Федерации или от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании;

– квалифицированное большинство голосов – число голосов, составляющее три четверти, две трети или три пятых голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Должностные лица Совета Федерации. Все должностные лица Совета Федерации избираются из числа членов палаты. Председатель Совета Федерации избирается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы. При избрании первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации проводится тайное голосование с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы или открытого голосования.

Представители от одного субъекта РФ не могут быть одновременно избраны на должности. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации избирается на срок его полномочий в качестве члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Порядок избрания Председателя Совета Федерации. Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации вправе предложить только одну кандидатуру. Член Совета Федерации, выдвинутый для избрания на должность Председателя Совета Федерации, имеет право заявить о самоотводе. Заявление о самоотводе члена Совета Федерации принимается без обсуждения и голосования. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании и отвечают на вопросы членов Совета Федерации. После обсуждения палата утверждает список кандидатур для голосования.

Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Если на должность Председателя Совета Федерации было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не получила требуемого для избрания числа голосов, то проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. Избранным на должность Председателя Совета Федерации по итогам второго тура голосования считается тот кандидат, который получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если во втором туре голосования Председатель Совета Федерации не избран, то процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур. Решение об избрании Председателя Совета Федерации оформляется постановлением Совета Федерации.

Совет Федерации принимает решение о количестве заместителей Председателя Совета Федерации. Кандидатуры на должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации предлагаются Председателем Совета Федерации. По каждой из предложенных кандидатур на должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации проводится обсуждение и раздельное голосование. Если ни один из кандидатов, выдвинутых на должность первого заместителя Председателя Совета Федерации, не получит требуемого для избрания числа голосов, то процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур. Если ни один из кандидатов, выдвинутых на должность заместителя Председателя Совета Федерации, не получит требуемого для избрания числа голосов либо будет избрано меньшее число заместителей Председателя Совета Федерации, чем определено палатой, то процедура выборов на вакантные должности заместителей Председателя Совета Федерации повторяется, начиная с выдвижения кандидатур.

Совет Федерации может избрать первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации единым списком для голосования. В единый список для голосования могут быть включены кандидатуры на все либо на отдельные вакантные должности первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителей Председателя Совета Федерации. Единый список для голосования выдвигается Председателем Совета Федерации. В единый список для голосования включается по одной кандидатуре. Члены Совета Федерации, давшие согласие баллотироваться на соответствующие должности, подтверждают свое согласие устно на заседании Совета Федерации. Если кандидат на соответствующую должность, включенный в единый список для голосования, заявляет о самоотводе, то его фамилия исключается из списка. Затем список с образовавшейся вакансией ставится на голосование либо снимается с голосования Председателем Совета Федерации, после этого формируется новый единый список. Единый список для голосования оглашается Председателем Совета Федерации на заседании палаты и раздается членам Совета Федерации, после этого проводится представление включенных в него кандидатур.

Все кандидаты на должности заместителей Председателя Совета Федерации, включенные в единый список для голосования, считаются избранными, если за этот список проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации, и оформляются постановлениями Совета Федерации.

Председатель Совета Федерации:

а) созывает заседания палаты, в том числе внеочередные;

б) формирует проект повестки дня заседания палаты, вносит его на рассмотрение Совета палаты, представляет палате рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания;

в) ведет заседания палаты;

г) подписывает постановления Совета Федерации;

д) приводит к присяге лиц, назначенных на должности судьи Конституционного Суда РФ и Генерального прокурора РФ;

д.1) направляет представление о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации в орган государственной власти субъекта РФ, избравший его;

е) ведает внутренним распорядком деятельности палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Регламентом;

ж) распределяет обязанности между заместителями Председателя Совета Федерации;

з) организует работу Совета палаты и ведет его заседания;

и) координирует работу комитетов и комиссий Совета Федерации;

к) направляет для предварительного рассмотрения в комитеты, комиссии палаты в соответствии с вопросами их ведения, одобренные Государственной Думой проекты законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, принятые Государственной Думой федеральные законы, а также законопроекты, поправки к законопроектам, разработанные комитетом, комиссией Совета Федерации, членом Совета Федерации, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации;

к.1) направляет Общественной палате РФ по ее запросу документы и материалы, необходимые для проведения общественной экспертизы проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (за исключением материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну);

л) опубликовывает для всеобщего сведения уведомления о принятых законах РФ о поправках к Конституции Российской Федерации;

м) направляет для рассмотрения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ принятые законы РФ о поправках к Конституции РФ;

н) направляет Президенту РФ для подписания и опубликования одобренные Советом Федерации законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные и федеральные законы;

о) направляет в Государственную Думу отклоненные Советом Федерации проекты законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы;

п) направляет в комитеты, комиссии Совета Федерации, в соответствии с вопросами их ведения, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки предложений законодательные акты, принятые Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ, а также их проекты.

р) представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств;

с) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ в соответствии со ст.85.1 Конституции РФ для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ;

т) координирует организацию парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий, проводимых в Совете Федерации;

у) утверждает график приема граждан членами комитетов, комиссий Совета Федерации, а также направляет другим должностным лицам Совета Федерации для рассмотрения индивидуальные и коллективные обращения граждан, поступившие в Совет Федерации;

ф) решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с Регламентом и другими актами;

х) осуществляет общее руководство Аппаратом Совета Федерации и контролирует его деятельность;

ц) утверждает по согласованию с Советом палаты структуру Аппарата Совета Федерации;

ч) утверждает штатную численность Аппарата Совета Федерации;

ш) с согласия Совета палаты назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Совета Федерации. а также по представлению Руководителя Аппарата Совета Федерации назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей, заместителей Руководителя Аппарата Совета Федерации и иных работников Аппарата Совета Федерации; кроме того:

ш.1) подписывает удостоверение к почетному знаку Совета Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма»;

щ) подписывает и вручает Почетную грамоту Совета Федерации;

э) по решению Совета палаты подписывает и направляет Президенту РФ представления о награждении членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации государственными наградами;

ю) подписывает и направляет приглашения палаты членам Правительства РФ и иным лицам;

я) возглавляет работу по планированию деятельности палаты; кроме того:

я.1) подписывает доверенность представителю Совета Федерации при рассмотрении дела Конституционным Судом РФ;[170]

я.2) назначает из числа членов Совета Федерации полномочных представителей Совета Федерации в Государственной Думе, Правительстве РФ, Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, Счетной палате РФ, Генеральной прокуратуре РФ, ЦИК РФ, Министерстве юстиции РФ, Общественной палате РФ и др.;

я.3) утверждает инструкцию по делопроизводству в Совете Федерации и инструкцию по работе с обращениями граждан;

я.4) дает поручения комитетам и комиссиям Совета Федерации;

я.5) дает поручения другим должностным лицам Совета Федерации.

Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Совет Федерации вправе отменить распоряжение Председателя Совета Федерации, противоречащее законодательству РФ и Регламенту.

Председатель Совета Федерации либо по его поручению первый заместитель Председателя Совета Федерации представляет Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы в соответствии с порядком, установленным решением Совета Федерации, которые обсуждаются на заседаниях Совета Федерации. По результатам обсуждения Совет Федерации может принимать постановления. Председатель Совета Федерации после согласования с Советом палаты утверждает правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ межбюджетных трансфертов на возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности членов Совета Федерации и их помощников в субъектах РФ, и правила предоставления из федерального бюджета субсидий на государственную поддержку средств массовой информации, учрежденных Советом Федерации, внесенные на Совет палаты Комиссией Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации. Председатель Совета Федерации утверждает стандарты финансового, материально-технического и иного обеспечения деятельности членов Совета Федерации, согласованные в установленном порядке Комиссией Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности палаты.

Первый заместитель Председателя Совета Федерации:

а) замещает Председателя Совета Федерации в его отсутствие;

б) по поручению Председателя представляет палате доклады о ее деятельности и о проекте программы ее законопроектной работы;

в) по поручению Председателя подписывает постановления палаты, издает распоряжения, вручает награжденным почетный знак Совета Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма» и Почетную грамоту Совета Федерации;

г) по поручению Председателя осуществляет другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.

Заместители Председателя Совета Федерации:

а) замещают Председателя в его отсутствие и в отсутствие первого заместителя Председателя Совета Федерации;

б) по поручению Председателя подписывают постановления палаты, издают распоряжения, вручают награжденным почетный знак Совета Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма» и Почетную грамоту Совета Федерации;

в) по поручению Председателя осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.

Председатель Совета Федерации и его заместители могут быть освобождены от должности на основании решения Совета Федерации, принимаемого большинством голосов от общего числа членов палаты. Вопрос об освобождении от должности Председателя Совета Федерации и его заместителей рассматривается Советом Федерации при поступлении личного заявления Председателя, его заместителей или по предложению группы членов Совета Федерации численностью не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

Вопрос об освобождении от должности заместителей Председателя Совета Федерации рассматривается также по требованию Председателя Совета Федерации. Вопрос об освобождении от должности Председателя Совета Федерации и его заместителей без голосования и обсуждения включается в повестку дня ближайшего заседания палаты, где должно быть предоставлено слово для выступления. Решение об освобождении от должности Председателя Совета Федерации и его заместителей оформляется постановлением палаты.

Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации. Совет палаты является постоянно действующим органом Совета Федерации. В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.

Совет палаты:

а) утверждает графики заседаний Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии;

б) обсуждает степень подготовки вопросов, вносимых на заседание Совета Федерации;

в) рассматривает проект повестки дня заседания Совета Федерации;

г) формирует список лиц, приглашенных на заседание палаты;

д) утверждает по представлению Председателя Совета Федерации положение о деятельности полномочных представителей; кроме того:

д.1) выступает с заявлениями и обращениями по общеполитическим и социально-экономическим вопросам;[171]

е) принимает решения о проведении парламентских слушании;

ж) рассматривает и утверждает план межпарламентского сотрудничества Совета Федерации, составы направляемых за рубеж делегаций Совета Федерации, руководителей этих делегаций, их заместителей, сопровождающих лиц, определяет объем полномочий делегаций Совета Федерации, расходы на командирование, а также принимает решение о направлении члена Совета Федерации за рубеж, не предусмотренное планом межпарламентского сотрудничества Совета Федерации;

з) дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Руководителя Аппарата Совета Федерации; кроме того:

з.1) принимает решение о награждении граждан РФ и граждан иностранных государств почетным знаком Совета Федерации «За заслуги в развитии парламентаризма»;

и) принимает решение о награждении граждан и организаций РФ, а также граждан иностранных государств Почетной грамотой Совета Федерации;

к) принимает решения о направлении Президенту РФ представлений о награждении членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации государственными наградами;

л) заслушивает информацию комитетов, комиссий Совета Федерации, должностных лиц Совета Федерации о ходе реализации постановлений Совета Федерации, в которых содержатся предложения органам и должностным лицам, а также поручения комитетам, комиссиям Совета Федерации, должностным лицам Совета Федерации; кроме того:

л.1) согласовывает внесенные Комиссией Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ межбюджетных трансфертов на возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности членов Совета Федерации и их помощников в субъектах РФ, и правила предоставления из федерального бюджета субсидий на государственную поддержку средств массовой информации, учрежденных Советом Федерации;

л.2) утверждает представленные Комиссией Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации сметы расходов по приему делегаций и сметы расходов по подготовке и проведению мероприятий в Совете Федерации;

м) периодически заслушивает отчеты Руководителя Аппарата Совета Федерации о работе Аппарата Совета Федерации;

н) решает иные вопросы в соответствии с Регламентом.

Заседание Совета палаты проводится в день, предшествующий дню заседания Совета Федерации. Председательствует на заседании Совета палаты Председатель Совета Федерации либо его заместители.[172]

В заседаниях Совета палаты вправе участвовать:

– полномочные представители Совета Федерации в Государственной Думе, Правительстве РФ, Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, Счетной палате РФ, Генеральной прокуратуре РФ, ЦИК РФ, Министерстве юстиции РФ, Общественной палате РФ, иные лица;

– член Совета Федерации по поручению комитета;

– член Совета Федерации – автор законодательной инициативы, рассматриваемой на заседании Совета палаты;

– полномочный представитель Государственной Думы в СФ;

– полномочный представитель Президента РФ в СФ;

– полномочный представитель Правительства РФ в СФ.

Материалы по вопросам, вносимым на рассмотрение Совета палаты, представляются членам Совета палаты, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала его заседания. Порядок представления членам Совета палаты материалов определяется инструкцией по делопроизводству в Совете Федерации. Не входящие в состав Совета палаты лица, принимающие участие в заседаниях Совета палаты, вправе задавать вопросы, давать справки; по решению Совета палаты им может быть предоставлено слово для выступления. На заседании Совета палаты вправе присутствовать и вносить предложения по проекту повестки дня заседания Совета Федерации члены палаты.

Решения Совета палаты принимаются большинством голосов от общего числа членов палаты и оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета палаты, который подписывается председательствующим на заседании Совета палаты.[173]

Заявления и обращения Совета палаты принимаются в порядке, предусмотренном для принятия решений Совета палаты. Члены Совета Федерации информируются обо всех вопросах, рассмотренных Советом палаты, и принятых по ним решениях. Совет Федерации вправе отменить решение Совета палаты.[174]

Президиум Совета палаты образуется для оперативного обсуждения вопросов, рассмотрение которых относится к полномочиям Совета палаты, и иных вопросов деятельности Совета Федерации. В состав президиума Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместители Председателя Совета Федерации, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, председатель Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, председатель Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, председатель Комитета Совета Федерации по бюджету, председатель Комитета Совета Федерации по международным делам, председатель Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению. Заседания президиума Совета палаты проводятся по решению Председателя Совета Федерации, как правило, в день, предшествующий дню заседания Совета палаты, или в иной день.

Председательствует на заседании президиума Совета палаты Председатель Совета Федерации или по его поручению один из членов Совета Федерации, входящих в состав президиума Совета палаты. В заседаниях президиума Совета палаты по приглашению Председателя Совета Федерации вправе принимать участие иные лица. По итогам обсуждения вопросов президиум Совета палаты вправе принимать решения, которые оформляются в виде выписок из протокола заседания президиума Совета палаты и подписывается председательствующим на заседании президиума Совета палаты. Решения президиума Совета палаты носят рекомендательный характер. Решения президиума Совета палаты принимаются большинством голосов от общего числа членов, входящих в его состав. При равном количестве голосов голос председательствующего является решающим. Президиум Совета палаты вправе выступать с заявлениями и обращениями по общеполитическим и социально-экономическим вопросам.

Комитеты и комиссии Совета Федерации. Совет Федерации образует комитеты Совета Федерации из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Совет Федерации образует постоянные комиссии и может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Постоянные комиссии палаты являются постоянно действующими органами палаты. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Временные комиссии создаются Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии.[175] Решение Совета Федерации о создании временной комиссии оформляется постановлением палаты, где указываются конкретная задача, для решения которой создана временная комиссия Совета Федерации, ее полномочия, срок деятельности и состав. В состав временной комиссии Совета Федерации могут входить Председатель Совета Федерации и его заместители. Совет Федерации может принять решение о продлении срока деятельности временной комиссии или решение о досрочном прекращении ее деятельности.

Комитет, комиссия Совета Федерации обладают следующими полномочиями:

а) разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего, а также проекты иных нормативных правовых актов и поправки к ним;

а.1) проводит по вопросам своего ведения экспертизу законопроектов, а также экспертизу одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

б) готовит предложения по разделам проекта федерального бюджета в соответствии с вопросами своего ведения;

в) осуществляет подготовку заключений по одобренным Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации проектам законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам;

г) предварительно рассматривает внесенные в Государственную Думу законопроекты, по согласованию с комитетами и комиссиями Государственной Думы может направлять своих представителей для работы над законопроектами в комитетах, комиссиях и рабочих группах Государственной Думы; кроме того:

г.1) готовит проект постановления Совета Федерации об обращении к Общественной палате РФ о проведении общественной экспертизы проектов законов;

д) может предварительно рассматривать по согласованию с субъектами РФ проекты законов субъектов РФ по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов;

е) рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения, разработанные членами Совета Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы и направленные ими в комитет, комиссию; кроме того:

е.1) готовит по вопросам своего ведения материалы к ежегодному докладу Совета Федерации о состоянии законодательства в РФ;

е.2) готовит и направляет по поручению Председателя Совета Федерации Общественной палате РФ по ее запросу документы и материалы, необходимые для проведения общественной экспертизы проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных и федеральных, в течение трех дней со дня поступления запроса Общественной палаты РФ в Совет Федерации либо со дня начала очередной сессии Совета Федерации;

ж) рассматривает федеральные и региональные целевые программы по вопросам своего ведения и их исполнение;

з) принимает участие в международном сотрудничестве по вопросам своего ведения;

з.1) рассматривает ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и готовит по нему заключение;

и) может готовить по поручению Председателя Совета Федерации в соответствии с вопросами своего ведения предложения по законодательным актам, принятым Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ, а также разрабатывает и предварительно рассматривает проекты актов;

к) организует проведение парламентских слушаний, «круглых столов» и иных мероприятий по вопросам своего ведения;

л) участвует в подготовке и проведении «правительственного часа» на заседании Совета Федерации;

м) решает вопросы организации своей деятельности;

н) вносит в Совет палаты предложения по кандидатурам для награждения Почетной грамотой Совета Федерации;

о) вносит в Совет палаты предложения о награждении государственными наградами членов комитета, комиссии Совета Федерации и работников аппарата комитета, комиссии Совета Федерации;

п) организует проведение личного приема граждан членами комитета, комиссии в соответствии с вопросами своего ведения;

р) рассматривает иные вопросы, отнесенные к их ведению.

Комитет, комиссия Совета Федерации вправе направлять письменные обращения по вопросам своего ведения в Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, а также запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности, у государственных органов, общественных объединений, должностных лиц.

Порядок формирования комитета и комиссии Совета Феде­рации. Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, обязан состоять в одном из комитетов палаты. Член Совета Федерации может быть членом одного комитета и не более двух комиссий палаты. Член Совета Федерации должен войти в состав комитета Совета Федерации в течение одного месяца со дня подтверждения начала его полномочий.

Персональный состав комитета, комиссии Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. При этом в состав комитета палаты должны входить не менее семи и не более 15 членов Совета Федерации (за исключением Комитета Совета Федерации по бюджету), в состав комиссии палаты – не менее 11 и не более 25 членов Совета Федерации. Решение об утверждении персонального состава комитета, комиссии палаты оформляется постановлением Совета Федерации. Если состав комитета Совета Федерации становится менее семи человек, а состав комиссии Совета Федерации – менее 11 человек, то председатель комитета, комиссии незамедлительно информирует об этом Председателя, который поручает Совету палаты подготовить соответствующие предложения и внести их на очередное заседание Совета Федерации. Член палаты, являющийся членом комитета или комиссии, после прекращения своих полномочии выбывает из состава комитета, комиссии палаты без принятия соответствующего решения палаты.

Комитет, постоянная комиссия Совета Федерации по основным направлениям своей деятельности могут образовывать подкомитеты, в состав которых должно входить не менее трех членов Совета Федерации. Председателем подкомитета, подкомиссии, как правило, является заместитель председателя комитета, комиссии палаты.

Председатель, первый заместитель председателя, заместители председателя комитета, комиссии Совета Федерации избираются на заседании комитета, комиссии палаты большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии, что оформляется постановлением Совета Федерации. Они избирается на срок его полномочий в качестве члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Заметим, что эти лица не могут быть представителями от одного субъекта РФ.

Комитет или комиссия палаты численностью менее 10 членов избирает не более трех заместителей председателя комитета, комиссии; численностью от 10 до 15 членов – не более четырех заместителей председателя комитета, комиссии; численностью свыше 15 членов – не более пяти заместителей председателя комитета, комиссии. Комитет, комиссия Совета Федерации вправе освободить председателя, первого заместителя председателя, заместителя председателя комитета, комиссии от должности большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии. Освобождение от должности председателя, первого заместителя председателя комитета, комиссии палаты утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов, что тоже оформляется постановлением палаты.

В случае прекращения или досрочного прекращения полномочий члена палаты, являющегося председателем или его заместителями, их освобождение от должности оформляется постановлением Совета Федерации, не требующим специального голосования.

Совет Федерации образует следующее:

· Комитет по конституционному законодательству;

· Комитет по правовым и судебным вопросам;

· Комитет по делам Федерации и региональной политике;

· Комитет по вопросам местного самоуправления;

· Комитет по обороне и безопасности;

· Комитет по бюджету;

· Комитет по финансовым рынкам и денежному обращению;

· Комиссию по взаимодействию со Счетной палатой РФ;

· Комитет по международным делам;

· Комитет по делам Содружества Независимых Государств;

· Комиссию по Регламенту и организации парламентской деятель­ности;

· Комитет по социальной политике и здравоохранению;

· Комитет по образованию и науке;

· Комиссию по делам молодежи и туризму;

· Комитет по экономической политике, предпринимательству и собственности;

· Комитет по промышленной политике;

· Комиссию по естественным монополиям;

· Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды;

· Комитет по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу;

· Комитет по делам Севера и малочисленных народов;

· Комиссию по информационной политике;

· Комиссию по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации;

· Комиссию по национальной морской политике.

· Комиссию по культуре;

· Комиссию по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству;

· Комиссию по вопросам развития институтов гражданского общества;

· Комиссию по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты. Координацию деятельности Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации осуществляет Председатель Совета Федерации. Решения Комиссии Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации утверждаются Председателем Совета Федерации. Совет Федерации может принять решение о реорганизации или ликвидации отдельных комитетов и постоянных комиссий либо об образовании новых комитетов и постоянных комиссий. Такое решение принимается в порядке, установленном Регламентом.[176]

Порядок созыва заседаний комитета, комиссии Совета Феде­рации. Заседания комитета, комиссии Совета Федерации проводятся не реже двух раз в месяц в соответствии с графиком, утверждаемым комитетом, комиссией. О заседании комитета, комиссии Совета Федерации председатель комитета, комиссии, как правило, не менее чем за 72 часа уведомляет членов комитета, комиссии, Председателя Совета Федерации, соответствующие комитеты, комиссии Государственной Думы, полномочных представителей в Совете Федерации Президента РФ, Правительства РФ, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, совет Общественной палаты РФ, а также субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых подлежат рассмотрению. Для извещения других членов Совета Федерации используются информационные ресурсы Совета Федерации.

Комитеты и комиссии Совета Федерации осуществляют свою деятельность на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов. Заседания комитета, комиссии Совета Федерации, как правило, проводятся открыто, хотя они могут принять решение о проведении закрытого заседания. В помещении, где проводится заседание комитета, комиссии Совета Федерации, помещаются Государственный флаг РФ и Государственный герб РФ.

Заседание комитета, комиссии Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. В исключительных случаях член комитета, комиссии Совета Федерации вправе на основании доверенности передать право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании комитета, комиссии, другому члену комитета, комиссии. Каждому члену комитета, комиссии может быть передано не более одной доверенности. По окончании сессии председатель комитета, комиссии Совета Федерации представляет Председателю Совета Федерации информацию о посещении членами Совета Федерации заседаний комитета, комиссии Совета Федерации.

Заседание комитета, комиссии палаты проводит председатель или его заместители. Председательствующий обеспечивает порядок проведения заседания комитета, комиссии, предоставляет слово в соответствии с повесткой дня заседания и подписывает протокол заседания. В открытых и закрытых заседаниях комитета, комиссии Совета Федерации могут принимать участие с правом совещательного голоса члены палаты, не входящие в состав этого комитета.

В открытых и закрытых заседаниях комитета, комиссии Совета Федерации вправе принимать участие Президент РФ, Председатель Правительства РФ, депутаты Государственной Думы, члены Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Генеральный прокурор РФ, Председатель ЦИК РФ и иные лица. На открытых заседаниях комитета, комиссии Совета Федерации вправе присутствовать помощники членов палаты.

Порядок обеспечения проведения закрытых заседаний комитета, комиссии палаты утверждается Председателем Совета Федерации.

На открытые заседания комитета, комиссии Совета Федерации могут приглашаться представители средств массовой информации. Представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и средств массовой информации участвуют в заседании комитета, комиссии Совета Федерации с согласия их председателя. На заседании комитета, комиссии Совета Федерации присутствуют работники Правового управления Аппарата Совета Федерации, которые по просьбе членов комитета, комиссии дают пояснения правового характера по вопросам, рассматриваемым на заседании комитета, комиссии. В случае необходимости для участия в заседании комитета, комиссии палаты привлекаются работники иных структурных подразделений Аппарата Совета Федерации. Решения комитета, комиссии Совета Федерации по процедурным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комитета, комиссии. По остальным вопросам решения комитета, комиссии Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета, комиссии.

Комитеты и комиссии Совета Федерации вправе организовать проведение парламентских слушаний, «круглых столов», конференций, семинаров и иных мероприятий, на которые могут приглашаться члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, средств массовой информации, эксперты, другие лица. Комитет, комиссия Совета Федерации может проводить в субъектах РФ выездные заседания, парламентские слушания, «круглые столы», конференции, семинары и иные мероприятия. Место проведения выездного мероприятия определяется по согласованию с Советом палаты соответствующим комитетом или комиссией Совета Федерации.

В течение года комитет, комиссия Совета Федерации вправе провести не более двух выездных мероприятий. Комитеты, комиссии Совета Федерации представляют палате отчеты о работе за год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: