Массовое искусство как феномен XX века

Для того чтобы лучше оформить направление нашей мысли, давайте обратимся к одному из основоположников понятия «массовая культура» - к Х. Ортеге-и-Гассету. В «Дегуманизации искусства» Гассет, определяя искусство начала XX века пишет о его специфике: «если новое искусство понятно не всем, это значит что средства его не являются общечеловеческими […] на протяжении XIX века художники работали слишком нечисто. Они сводили к минимуму строго эстетические элементы и стремились почти целиком основывать свои произведения на изображении человеческого бытия. Здесь следует заметить, что в основном искусство прошлого столетия было, так или иначе реалистическим. Реалистами были Бетховен и Вагнер. Шатобриан – такой же реалист, как и Золя. Романтизм и натурализм, если посмотреть на них с высоты сегодняшнего дня, сближаются друг с другом, обнаруживая общие корни.

Творения подобного рода лишь отчасти являются произведениями искусства, художественными предметами. Чтобы наслаждаться ими вовсе необязательно быть чувствительными к неочевидному и прозрачному, что подразумевает художественная восприимчивость. Достаточно обладать обычной человеческой восприимчивостью и позволить тревогам и радостям ближнего найти отклик в твоей душе. Отсюда понятно, почему искусство XIX века было столь популярным: его подавали массе разбавленным в той пропорции, в какой оно становилось уже не искусством, а частью жизни. Вспомним что во все времена существовали два различных типа искусства, одно для меньшинства другое для большинства, последнее всегда было реалистическим. […] Вот почему новое искусство разделяет публику на два класса – тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются. Новое искусство – это чисто художественное искусство».

Из всего этого можно сделать вывод, что к началу XX века искусство завершило свою назидательную функцию. Собственно это не стоит здесь доказывать, поскольку это общеизвестная культурологическая теория. Важно задаться другим вопросом. В обществе образовалась определённая культурно-эстетическая лакуна. Искусство направлено на опровержение того что какое-то время защищала. Любовь, патриотизм, доброта ставятся искусством под вопрос. Это не значит, что оно их уничтожает, или, что они престают быть значимыми. Всё несколько сложнее. Искусство XX века и сформированная вокруг него культура малых групп – элитарная культура – функционируют в роли постоянного вопрошания к истинам, переходящим в наследство от предыдущих столетий. Они обнажаются в своей частичной неосуществимости и ситуативной невозможности. Искусство став элитарным и сформировав вокруг себя элитарную культуру направленно теперь, прежде всего на то, что может быть или отсутствовать за этими истинами, или же увлечено тем, что может оказаться важным помимо них. Для элитарного искусства и элитарной культуры нет истины a priori.

В противовес этому, в б о льших социальных группах происходит вопрошание именно к этим, как бы, забытым истинам. Б о льшие группы остались без установления истин сверху и заняли ту позицию, с которой ранее истины для них формировались. Таким образом, социальные и культурные изменения в социальной структуре объединились, создавая новый тип культуры, основанный на абсолютной тождественности друг другу всех культурных установок всех его представителей. Здесь уже было не возможно установление/опровержение индивидуальных истин, могло быть только принятие истин-абсолютов, близких наибольшему числу людей. Принятие одновременно в качестве формы, содержания и структуры. Здесь знак истины и сама истина получались тождественными, их формировало всё то, что можно определить как близкое, нужное, понятное, полезное и т.д. Это всё объединялось под знаком Good, тогда как всё явно иное, другое, новое непонятное, неприменимое, неизвестное, нетипичное втеснилось под знаком evil. Таким образом, сформировалась бинарная матричная культурная структура, не требующая изменений, но, по этой же причине, не способная произвести своих искусств, и реализующая себя через формы искусств уже существующих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: