Порядок выполнения упражнений индивидуального контроля

1. Бег на 30 м с высокого старта. По команде «На старт!» подойти к линии старта и занять исходное положение. По команде «Внимание!» наклониться вперёд, и по команде «Марш!» бежать к линии финиша по своей дорожке. Время определяется с точностью до 0,1 с.

2. Поднимание туловища выполняется в положении лёжа на спине (на гимнастическом мате или на полу) за 30 с. И. п. – лёжа, ноги зафиксированы под нижней рейкой гимнастической стенки или удерживаются партнёром, колени согнуты, руки за головой. По команде «Упражнение начинай!» включают секундомер. Участник поднимается до положения сидя (вертикально), касается локтями коленей и возвращается в и.п.

3. Бег на 2000 м (3000 м.) может проводиться как по беговой дорожке на стадионе, так и по среднепересечённой местности.

4. Бег на быстроту выполняется на месте с максимальной частотой и с высоким подниманием бедра в течение 10с. по истечении этого времени считается число касаний коленями ладоней рук, согнутых под углом 90о (руки начала опускаются вдоль туловища, а затем сгибаются в локтевых суставах до 90о - это и будет положением рук во время выполнения бега).

5. Подтягивание (мальчики выполняют упражнение из виса хватом сверху на высокой перекладине, девочки – из виса лёжа на подвесной перекладине, установленной на высоте, индивидуально подобранной для каждой школьницы). По команде «Упражнение начинай!» производят подтягивание до уровня подбородка, а затем отпускаются на прямые руки. Упражнение выполняется ровно, без рывков. При выгибании тела и сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Девочки подтягиваются, не отрывая ноги от пола.

6. Шестиминутный бег можно выполнять как в спортивном зале (по размеченной дорожке), так и на стадионе (по кругу). Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10м. По истечении 6 мин бегун останавливается и подсчитывается его результат в метрах.

Билет № 9

1. Требования безопасности перед занятиями по лёгкой атлетике.

2. Каким образом могут повлиять занятия физическими упражнениями (на уроках и самостоятельные) на развитие телосложения?

3. Особенности подготовки и проведения туристических походов (выполнить практическое задание по укладке рюкзака).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1. Во многих видах лёгкой атлетики чаще всего встречаются повреждения голеностопного и коленного суставов, особенно растяжения и разрывы связочного аппарата, сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), а иногда и мышц (задней поверхности бедра, спины, поясничного отдела позвоночника). Прежде чем приступить к занятиям, необходимо выполнить следующие условия:

- тщательно изучить все пункты требования мер безопасности;

- правильно спланировать ход занятия и физические нагрузки;

- проверить состояние площадок, исправность инвентаря и оборудования;

- в жаркое время резино-битумные и синтетические дорожки следует побрызгать водой, а зимой очистить. В случае обледенения посыпать беговую дорожку поваренной солью или специальной смесью;

- перед прыжком в длину необходимо перекопать песок в прыжковой яме и убедиться, что в нём нет предметов, которые могут стать причиной травмы (битых стёкол, обрезок металла, камней и т. д.);

- надеть спортивный костюм, соответствующий погодным условиям, и спортивную обувь с нескользкой подошвой;

- провести разминку.

Необходимо учитывать, что при общих стартах на круговых дистанциях возможно травмирование друг друга шиповками, а так же острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда наблюдается гравитационный шок – кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега.

2. Систематические и правильно организованные занятия физическими упражнениями накладывают заметный отпечаток на весь внешний облик человека. Люди, с детства занимающиеся различными физическими упражнениями, отличаются красивым, соразмерно развитым телом. Вопрос о пропорциях тела издавна интересует учёных. Ещё в древности считали, что пропорциональным следует считать телосложение, при котором ширина разведённых в сторону рук равняется росту тела. Высота головы должна, по мнению некоторых учёных, укладываться в длине тела взрослого человека восемь раз, широта плеч – составлять четверть роста, окружность груди равняться удвоенной окружности талии. Занятия тем или иным видом спорта накладывают свой отпечаток на формы тела. Бегуны на средние и длинные дистанции худощавы, стройны, с нерезко выраженной мускулатурой, с хорошо развитой грудной клеткой. Прыгуны обычно обладают высоким ростом, относительно небольшим весом, тонким строением скелета, значительной окружностью бёдер при сравнительно небольшой их длине. Пловцы характеризуются высоким или средним ростом, хорошей подвижностью грудной клетки и высокой жизненной ёмкостью лёгких. Они имеют правильное и равномерно развитое тело с мягкими, не ярко выраженными линиями мускулов. Тяжелоатлеты (гиревики), наоборот, часто имеют относительно недлинные ноги, мощное широкое туловище, очень рельефные мышцы спины, плечевого пояса, рук. Чтобы иметь хорошее телосложение надо регулярно заниматься физическими упражнениями. Это увеличивает силу мышц и оказывает благоприятное влияние на состояние костей и суставов. Мышцы при выполнении физических упражнений выступают в качестве активного раздражителя, влияющего на питание костей и их рост. Кости начинают приобретать прочность, движения в суставах – большую свободу, плавность. Правильно проводимые занятия могут способствовать росту костей в длину и после 20, и даже после 25 лет, когда окостенение скелета в основном уже завершено. Особенно ценными считаются упражнения, которые включают прыжки и всякого рода подскоки.

Недостаток движения ослабляет не только наши мышцы и кости, но и наш мозг, который погружается в глубокий «сон». Детям с развитой мускулатурой легче учиться. Они меньше устают, быстрее восстанавливаются, сделать успевают больше, чем их сверстники, ведущие малоподвижный образ жизни. Чтобы мышцы украсили торс своим рельефом и были сильными, их надо тренировать. Однако следует учитывать, что увеличение одних мышц при заметном отставании других может привести к искривлению позвоночника. Преобладание силы сгибательной мускулатуры над разгибательной вызывает сутулость. Преимущественное развитие силы мышц груди при отставании развития мышц плечевого пояса и спины уменьшает подвижность грудной клетки вот почему в подростковом возрасте задачей номер один должно быть во время любых тренировок предупреждение нарушения осанки и её исправление.

3. Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств, как инициатива и взаимная выручка, сила воли и дисциплинированность. Документом, дающим право на проведение однодневных и многодневных некатегорийных пеших походов (путешествий), является маршрутный лист, экспедиционное удостоверение или путёвка, а для походов 1 – 3 категории сложности – маршрутная книжка. В категорийных путешествиях могут принимать участие школьники не моложе 14 лет, имеющие опыт участия в небольших туристических путешествиях. Каждый участник путешествия должен пройти медицинский осмотр и получить разрешение врача. Прежде всего надо точно определить его цель, район проведения, а затем приступить к разработке маршрута (наметить путь следования, остановки для наблюдений и отдыха, определить продолжительность похода, составить расписание маршрута в часах). Намечая маршрут, необходимо придерживаться следующих норм. Для однодневных походов протяжённость пути (в оба конца) не должна превышать 15 км – для учащихся 13 – 14 лет, 20 км- для туристов 15 – 17 лет. Протяжённость двухдневных походов соответственно 24 и 35 км. Средняя скорость движения – 3 – 4 км/ч. Привал на обед занимает около 4 ч; назначать его следует в самое жаркое время дня (11.00 – 15.00). на месте ночлега (при многодневном походе) туристы должны быть не менее чем за 2 ч до наступления темноты. Руководитель похода предварительно проходит по намеченному маршруту и проверяет, не перегорожен ли где-нибудь путь, не разрушен ли мост, удачно ли намечены места для привала, купания, ночлега; нет ли в районе проведения похода эпидемических заболеваний и т.д. По результатам разведки маршрут движения уточняется. Перед отправлением участники похода знакомятся на схематическом плане (самодельном или скопированном с карты) с путём следования, местами остановок, купания, ночлега. Следует заранее продумать и наметить план проведения похода. От того, как будет организовано движение группы в пути, во многом зависит успех похода. В походе следует экономить энергию. Один из способов её сохранения – выработка походки. Не надо раскачиваться на ходу; в этом случае путешественник выполняет за день огромное количество лишней работы. Идти надо, слегка согнув ноги в коленях, не полностью расправляя ногу во время отталкивания, и не стремиться делать большие шаги. На ровной поверхности ногу ставят сначала на каблук, потом на всю ступню, на подъёмах – на всю ступню; на крутых песчаных спусках – только на пятку, резко вдавливая её в грунт; при движении поперёк склона одну ногу ставят вдоль склона, носком вниз, а другую поперёк. При подъёме в гору не следует разговаривать или кричать: это сберегает энергию и не нарушает необходимого при подъёмах равномерного дыхания. Скорость движения группы зависит от качества дороги и тренированности туристов. На ровной, гладкой дороге скорость может достигать 4 км/ч. На подъёмах и крутых спусках, на скользкой и каменистой дороге группа идёт медленнее. В начале пути (15 – 20 мин) тоже следует идти не торопясь, чтобы постепенно все втянулись в темп движения. В эти первые минуты выявляются все недочёты снаряжения. На остановке, после 15 – 20 минут хода, каждый устраняет обнаруженные неполадки с обувью, одеждой или рюкзаком. В дальнейшем останавливаться можно не чаще, чем через 40 – 50 минут. Короткие (не более 10 мин) остановки- передышки надо делать в таких местах, где приятно отдохнуть (в тени, на траве). После 2 – 3 часов движения устраивается большой привал. На этом месте должна быть проточная (лучше ключевая) вода, топливо для костра, укрытие от ветра и солнца. Отличное место для привала – берег реки, пологий склон сухого оврага, опушка леса. Здесь туристы прежде всего должны снять свои рюкзаки и сложить их в одном месте, а затем уже заняться оборудованием лагеря. Обязанности на привале надо распределить так, чтобы каждому нашлось дело. Когда разведён костёр и всё готово для приготовления пищи, можно выкупаться, если по близости есть хорошее, проверенное место для купания. После купания – обед, а затем отдых. Когда привал окончен, костровой тушит костёр: угли и золу заливает водой, а кострище закладывает дерном или засыпает землёй. Группа продолжает путь, всё время сверяя свой маршрут по карте. Во время остановок на ночлег назначаются ночные дежурные (по двое). Задача дежурных – охранять покой отдыхающих и поддерживать огонь в костре. Каждая смена дежурит по 2 часа. В установленное время дежурный осуществляет побудку группы. В случаях каких-либо происшествий (появление посторонних лиц, сильный дождь, гроза) дежурные будят руководителя группы, докладывают ему и действуют по его указаниям.

Укладка рюкзака. К спине укладываются мягкие вещи (одеяло, запасное бельё и т.п.), сложенные по ширине спинки рюкзака. На дно помещают тяжёлые предметы, сверху – лёгкие. В карманах рюкзака находится то, что может понадобиться в пути и на привалах. Рюкзак должен быть уложен так, чтобы он стал как бы частью туриста и способствовал сохранению правильной осанки.

Билет № 10

1. Требования безопасности перед началом и во время занятий в тренажёрном зале.

2. Что понимается под физической культурой личности и чём выражается её взаимосвязь с общей культурой общества?

3. Почему необходимо отслеживать физическую нагрузку во время самостоятельных занятий, направленных на развитие силы?

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1. Тренажёры избирательно воздействуют на различные группы мышц, помогают существенно уплотнить цикл занятий и сокращают срок обретения нужных двигательных навыков и умений в 2 – 3 раза. Эффективны они и в том случае, когда человеку, ведущему малоподвижный образ жизни, необходимо восстановить силы, дать необходимую нагрузку обычно бездействующим мышцам. Занятие на тренажерах – прекрасное средство для профилактики гиподинамии. К занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский контроль и инструктаж по технике безопасности.

Перед началом занятий следует:

- тщательно проветрить помещение, где установлены тренажёры;

- надеть спортивную одежду и обувь с нескользящей подошвой;

- убедиться в исправности и надёжности установки и крепления тренажёров, обнаруженные неполадки устранить.

Во время занятий необходимо:

- выполнять упражнения на тренажёрах только с разрешения учителя (тренера);

- при обнаружении неисправностей во время выполнения упражнений немедленно прекратить тренировку и доложить об этом учителю (тренеру);

- внимательно слушать и выполнять команды (сигналы) учителя (тренера);

- соблюдать установленный режим тренировки и отдыха.

После занятий тщательно проверяются наиболее нагружаемые детали тренажёров. Затем проверяются люфты, прогибы и возможные дефекты. Выявленные во время осмотра дефекты устраняются.

2. О людях, которые много знают, умело пользуются полученными знаниями на работе, говорят, что это люди высокой духовной культуры. Но человек должен быть ещё и здоровым, сильным, ловким, выносливым. Такой человек может долго трудиться, не утомляясь, а устав, быстро восстановить силы. Про него можно сказать, что он обладает высокой физической культурой. Физическая культура – часть общей культуры общества. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, спортивные достижения. В понятие физической культуры входят общественная и личная гигиена быта и труда, правильный режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание. На ранних ступенях развития человек состязался в силе, быстроте, ловкости, выносливости с животными, на которых он охотился. Бег, прыжки, метание в цель способствовали развитию необходимых физических качеств, помогали совершенствовать навыки, нужные для удачной охоты. Так зародилась физическая культура. На каждом историческом этапе она имела свои специфические черты. В первобытном обществе занятиями физическими упражнениями занимались все. Бег, прыжки, метания, занятия с тяжестями, игры – вот средства физического воспитания того времени. Во время рабовладения физическая культура в основном существовала для правящего класса. Важной формой физической культуры в то время были различные состязания, например Олимпийские игры, лучшие традиции которых продолжены в наши дни. Для всех «свободных» людей, т. е. рождённых не в рабстве, обязательной тогда была военно-физическая подготовка. Свои черты физического воспитания имела эпоха феодализма. Военно-физическая подготовка феодалов велась в специальных рыцарских школах. Среди крестьян и ремесленников были популярны различные игры, перетягивание каната, кулачные бои. Передовые представители буржуазной интеллигенции Я. А. Коменский, Ж. –Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци выдвигали в своё время проекты реформ системы образования, в которых подчёркивалась мысль о необходимости физического и духовного воспитания с начальных (первых) ступеней образования. В настоящее время физкультурное движение охватывает в той или иной мере всех людей и имеет непосредственную связь с общей культурой общества.

На занятиях физкультурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но и воспитывают волевые и нравственные качества. Возникающие во время соревнований и тренировок ситуации закаляют характер спортсменов, учат их правильному отношению к окружающим.

Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.

3. развитие силовых способностей человека физическими упражнениями зависит в значительной мере не только от развития и функциональных способностей организма, но и от контроля его за нагрузками. Физическая нагрузка – это величина воздействия физических нагрузок на организм занимающихся. От объёма и интенсивности нагрузок зависят результаты занятий. Под объёмом понимают количество нагрузки на одну тренировку, неделю и т. д. выраженное в мерах времени, веса, длинны и количестве выполненных упражнений. Интенсивность – это объём работы выполненный в единицу времени. Распределение нагрузки на занятиях должно соответствовать возрасту, физическим способностям и степени тренированности занимающихся. От занятия к занятию она должна постепенно повышаться. Слишком малая нагрузка, как правило, не способствует развитию физических качеств, а слишком большая нагрузка может привести к переутомлению и перетренированности. Непосильная физическая нагрузка вызывает одышку, лицо бледнеет или краснеет, со лба струится обильный пот. Возникают ошибки при выполнении упражнений, нарушается координация движений. Появляется вялость и раздражительность, пропадает интерес к любым занятиям. Чтобы представить более полную картину о необходимости отслеживать физические нагрузки во время самостоятельных занятий, направленных на развитие силы, рассмотрим несколько особенностей, касающихся этого двигательного качества. Способность к проявлению наибольших по величине мышечных напряжений называется силой. Без развития силы невозможно быстрое выполнение движений. К силовым упражнениям относятся лазание по канату, лестнице, шесту, поднимание тяжестей, часть упражнений на гимнастических снарядах и др. На первом месте в силовых упражнениях стоит работа мышц, производимая относительно медленно, но при большом сопротивлении. Под воздействием этих упражнений мышцы быстро растут в объёме. Это объясняется тем, что, если упражнение выполняется с предельным напряжением, но в медленном темпе и чередуется с полноценным отдыхом, условия питания и кровообращения мышц наиболее благоприятные. Для многих силовых упражнений, таких, например, как подтягивание на руках на перекладине, поднятие тяжестей, характерно явление, которое известно под названием «натуживание». Оно состоит в том, что грудная клетка делается неподвижной вместе с напряжением мышц, голосовая щель плотно закрывается, дыхание на время прекращается, давление внутри грудной клетки резко повышается, вследствие чего нарушается ток крови через лёгкие. Кровь скапливается в венах. В артериях же, идущих от сердца к мышцам и внутренним органам, крови становится мало, она бедна кислородом, ткани тела не получают нужного питания. После «натуживания» следует глубокий вдох, кровь из вен быстро устремляется в правое предсердие, растягивая его сверх пределов. Это резко нарушает кровообращение и может привести к острому расширению сердца и его ослаблению. Отслеживание физической нагрузки во время самостоятельных занятий, направленных на развитие силы, позволяет занимающемуся оценить свою реакцию на тренировочную нагрузку, воспитывает сознательное отношение к здоровью, к своим занятиям силовой тренировкой.

Билет № 11

1. Требования безопасности перед началом занятий по плаванию.

2. Какое влияние оказывают занятия физической культурой на вредные привычки (наркоманию, алкоголизм, курение)?

3. Основные формы занятий физической культурой. Более подробно рассказать об одной из форм занятий (на личном примере).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1. Во время занятий по плаванию следует выполнять следующие правила:

- перерыв между приёмом пищи и плаванием должен быть не менее 45 мин;

- занятия проводятся строго по расписанию. Занимающийся должен иметь с собой пропуск с фотокарточкой и визой врача;

- вход в раздевалку разрешается после сдачи пропуска;

- занятия проводятся только в присутствии преподавателя. Опоздавшие к занятию не допускаются;

- каждый занимающийся должен иметь мыло, мочалку и чистую спортивную форму;

- перед началом занятий занимающиеся должны тщательно вымыться в душевой с мылом и мочалкой, на что даётся 10 мин. После занятий разрешается мыться не более 3–5 мин (без мыла). Категорически запрещается приносить с собой шампунь или жидкое мыло в стеклянной посуде;

- плавать в бассейне с разрешения: мальчикам в плавках, девочкам в купальниках и резиновых шапочках.

При купании в естественном водоёме следует оборудовать отведённое для этого место и подготовить спасательные средства (спасательные круги, шесты, верёвки, лодки и т. д.). Необходимо убедиться, что температура воды не ниже установленной нормы (около +20 оС). Перед входом в воду надо сделать разминку, выполнить несколько лёгких упражнениё.

2. Все знают о вреде табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков, но эти пагубные привычки до сих пор остаются привлекательными с детского возраста. Чтобы получить более полное представление о влиянии занятий физической культурой на вредные привычки, давайте сравним воздействие этих факторов на организм человека.

Влияние на организм человека
Физической культуры Табакокурения, спиртных напитков и наркотиков
Занятия физическими упражнениями оказывают благоприятное влияние на все системы организма. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают силу, ловкость, быстроту, выносливость, увеличивают сопротивляемость организма утомлению. Школьники, занимающиеся физическими упражнениями, имеют более высокую физическую и умственную работоспособность. Благоприятное влияние физических упражнений на центральную нервную систему выражаются в применении силы и уравновешенности нервных процессов. Нервная система становится пластичной, быстрее приспосабливается к различным видам работы, к новой обстановке. Благодаря совершенствованию регулирующей роли центральной нервной системы у подростков, систематически занимающихся физическими упражнениями, оказывается более экономичной работа отдельных органов и систем при физической нагрузке, улучшается сон. Период засыпания становится короче, а сон глубже. Не случайно есть клиники, где в программу лечения больных с нарушенной психикой входят ежедневные успокаивающие пробежки. Не следует забывать ещё об одном оздоровительном аспекте физических упражнений. Они связаны с определёнными усилиями, совершив которые, человек испытывает определённую удовлетворённость, так как чувствует, что одержал победу над самим собой. В результате этого создаётся положительный эмоциональный фон, который позитивно сказывается на здоровье человека. Для детей, страдающих от одиночества, очень важны коллективные занятия физическими упражнениями и спортом. Особенно полезны командные игры, способствующие упрочению отношений внутри коллектива. Курение оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, а через неё – на другие органы. Вместе с табачным дымом в организм поступают ядовитые вещества – аммиак, никотин и др. При длительном курении происходит хроническое отравление никотином, которое постепенно разрушает организм. Отмечены случаи, когда от курения у людей возникало острое отравление. Исключительно пагубное действие оказывает курение на детский организм. У детей и подростков отмечаются снижение памяти, внимания, головные боли, головокружение, повышение утомляемости. Со временем табакокурение может привести к тяжёлым заболеваниям: стенокардии, гипертонии, возникновению хромоты, гангрены конечностей. Вред организму человека приносит и алкоголь. Некоторые считают, что пиво и водка, выпиваемые регулярно в некоторых дозах с целью повышения аппетита, не вредны и даже приносят пользу. Такое мнение не правильно, так как алкоголь ослабляет организм, разрушает нервную систему, приводит к болезням сердца, печени, желудка и других органов. Под действием алкоголя повышается хрупкость сосудов, и они разрываются, особенно в период физического напряжения или волнений. Наркотики коварны тем, что при систематическом их употреблении возникает необходимость в постоянном увеличении доз, которые вызывают отравление организма с нарушением психической и физической деятельности.

Как видно из наших сравнений, занятия физической культурой и вредные привычки (наркомания, алкоголизм, курение) несовместимы. Ясно одно, что сознательное отношение человека к собственному здоровью должно стать нормой поведения и главной отличительной чертой культурной личности.

3. В процессе физического воспитания школьников используются различные формы занятий физической культурой: урок, самостоятельные занятия, соревнования, походы. Организуются они одинаково: подготовительная, основная и заключительные части. Занятие начинается с разминки, чтобы подготовить организм к предстоящей работе. Разминка бывает общей и специальной. Общая разминка постепенно и разнообразней действует на организм занимающихся. Обычно это ходьба, бег, различные гимнастические упражнения. Специальная разминка позволяет подготовиться к тем упражнениям, которые предстоит выполнять в основной части занятий. Разминка длится около 10 минут. Во время основной части занимающиеся приобретают новые знания и умения или совершенствуют их до уровня навыков. Цель заключительной части – постепенно снизить нагрузки на организм. Помогают сделать это хорошо знакомые упражнения на расслабление. От соблюдения правил проведения занятий зависит успешность освоения физических упражнений, развитие силы, ловкости, гибкости, выносливости, смелости и других качеств. В тех случаях, когда занятия проводит преподаватель (учитель физической культуры, тренер), они имеют форму урока. Именно эта форма создаёт наилучшие условия для воспитания, образования и оздоровления занимающихся. Урок проходит в течение строго установленного времени с постоянным составом занимающихся, по твёрдому расписанию. Во всех учебных заведениях уроки проводят по утверждённым государственным программам. Урок по методам организации бывает фронтальным, групповым и индивидуальным. При фронтальном методе одно и тоже задание выполняют все занимающиеся одновременно. При групповом каждая группа выполняет своё отдельное задание. При индивидуальном методе каждый обучающийся выполняет самостоятельно своё задание. С целью уплотнения урока иногда применяют так называемую круговую тренировку, во время которой занимающиеся, непрерывно перемещаясь по кругу, выполняют серии заданий по группам. В последнее время всё более широкое распространение получают самостоятельные занятия физкультурой и спортом. Они подразделяются на утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), тренировку, выполнение домашнего задания по физической культуре и др. Положительный эффект самостоятельных занятий возможен только при квалифицированной помощи преподавателя или других специалистов физического воспитания (развития физических и волевых качеств, формирование сознательного поведения и др.). Вместе с тем особенности соревнований заключаются в максимальных физических нагрузках и могут быть рекомендованы практически здоровым, физически подготовленным людям. Одной из форм занятий могут считаться массовые самостоятельные игры. Они характеризуются широкой самостоятельностью и яркой эмоциональностью. В связи с этим типовая структура занятия в игре выражена слабо, и нет возможности строго регулировать нагрузку.

Билет № 12

1. Значение современного олимпийского движения в развитии мира и дружбы между народами.

2. Охарактеризовать основные профилактические мероприятия по предупреждению травматизма во время занятий физическими упражнениями (место занятий, гигиена тела и одежды, подбор инвентаря и контроль за физической нагрузкой).

3. Продемонстрировать жесты судьи одной из спортивных игр (баскетбол, волейбол или футбол).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1. Самые, пожалуй, святые и чистые игры современности, которые создал человеческий разум, - это Олимпийские. Они в себя вобрали всё лучшее, что спорт даёт человеку. Олимпиады не просто состязания сильных духом и телом, а современная мировоззренческая концепция, название которой – олимпизм. О целях олимпийского движения в Олимпийской хартии сказано: «Содействие развитию физических и моральных качеств, которые являются основой спорта; воспитание молодёжи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы, способствующих созданию лучшего и более спокойного мира; всемирное распространение олимпийских принципов для проявления доброй воли между народами». В этом своеобразном манифесте сформулированы основные требования к человеку. Вот почему важны для каждого из нас Олимпийские игры, вне зависимости от степени участия в спортивных занятиях. Олимпийские игры – это соревнования и смотр всего, чего удалось достигнуть на благородном поприще духовного и физического развития человечества, оздоровления международного климата. «О спорт! Ты – благородство! Ты осеняешь лаврами лишь того, кто боролся за победу честно, открыто, бескорыстно. Ты – безупречен. Ты требуешь высокой нравственности, справедливости, моральной чистоты, неподкупности. Ты провозглашаешь: «Если кто-нибудь достигнет цели, введя в заблуждение своих товарищей, достигнет славы при помощи низких, бесчестных приёмов, подавив в себе чувство стыда, тот заслуживает позорного эпитета, который станет неразлучен с его именем». Ты возводишь стадионы – театры без занавесей. Все свидетели всему. Никакой закулисной борьбы. Ты начертал на своих скрижалях: «Трижды сладостна победа, одержанная в благородной честной борьбе». Эти пламенные строки взяты из «Оды спорту», написанной в 1912г. основоположником современного олимпизма, выдающимся французским просветителем бароном Пьером де Кубертеном.

Идеи мира, дружбы и взаимопонимания между народами планеты, провозглашенные Кубертеном, имеют непреходящее значение для всего человечества. «Главная цель олимпийского движения, - писал Кубертен, - посредством выступления выдающихся атлетов привлечь внимание общественного мнения, народов и правительств к необходимости создания всех возможностей для вовлечения в спорт как можно большего числа людей». Возрождая Олимпийские игры, Кубертен преследовал цели одновременно и практические, и благородные. Он верил в то, что напряжённость и враждебность, нарастающие между государствами планеты, могут быть сведены к минимуму дружественной атмосферой спорта. Олимпийские игры ныне нередко используется не столько ради идеалов мира и взаимопонимания, столько для удовлетворения национальных претензий, личных амбиций, коммерческих интересов. Мир далеко не однороден. Он состоит из противостоящих друг другу государств, идеологических институтов, финансовых и промышленных корпораций, которые преследуют свои цели и интересы. Далеко не все эти организации придерживаются олимпийских идеалов. И те мне менее олимпийское движение и в наши дни является сдерживающим фактором конфликтов между народами. Пусть лучше будет плохой мир, чем хорошая война, тогда больше шансов на приближение хорошего мира.

2. Основные профилактические мероприятия по предупреждению травматизма во время занятий физическими упражнениями заключается в соответствии гигиеническим нормам и требованиям места проведения занятий, одежды, используемого инвентаря, а также контроле за физической нагрузкой. Помещение, в котором проводятся занятия физическими упражнениями, должно быть проветренным и чистым. Температура воздуха в комнате не должна превышать + 20оС. Выполнять упражнения лучше всего при открытой форточке или окне, избегая сквозняка. Оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями во многом зависит от санитарного состояния раздевалок, спортивного зала и душевых. Пребывание в пыльной, душной раздевалке снижает эффект тренировки. Ежедневное тщательное умывание, уход за зубами, регулярное мытьё тела обязательно для каждого человека. Гигиена тела, и в первую очередь гигиена кожи, имеет большое значение для занимающихся физкультурой. Кожа выполняет ряд физиологических функций. Прежде всего она защищает организм от воздействия воздуха, проникновения бактерий, загрязнения и предохраняет ткани от механических повреждений, служит регулятором тепла. Выделения сальных желёз придают коже эластичность, предохраняя её от высыхания. Особо важную роль в организме кожа играет как орган чувств, воспринимая различные ощущения – давление, боль, тепло, холод и т.д. Подобно лёгким, кожа участвует в газовом обмене организма, выделяя в небольших количествах углекислый газ. Грязь закупоривает отверстия потовых и сальных желёз, раздражает кожу, благоприятствуя размножению микробов, а при ранениях или ссадинах может вызвать воспалительные процессы. Регулярное мытьё горячей водой с мылом очищает кожный покров. Одежда для занятий должна быть достаточно свободной, удобной и лёгкой и не затруднять дыхания. После занятий необходимо сменить всё нательное бельё. Спортивную одежду нужно надевать только на тренировки и на соревнования, а не носить её постоянно. Для сохранения гигиенистических свойств её нужно регулярно сушить, проветривать и стирать. Одежда из синтетических материалов рекомендуется только для защиты от дождя и ветра. Обувь для занятий должна быть прочной, лёгкой и не тесной. Спортивная обувь и носки должны быть чистыми и сухими. В мокрой обуви можно получить потёртости, а при низкой температуре воздуха и отморожения. Все спортивные снаряды и оборудование, установленные в закрытых или открытых местах занятий, должны быть надёжно закреплены и находиться в полной исправности. Гриф перекладины перед выполнением упражнений и после их окончания протирается сухой тряпкой и зачищается наждачной шкуркой. При выдвижении ноги «коня», «козла» прочно закрепляются в заданном положении. Гимнастические маты укладываются в плотную вокруг гимнастического снаряда, обеспечивая плоскость соскока или предварительного падения и срыва. Вес спортивных снарядов для выполнения упражнений и метания должен соответствовать возрасту и физической подготовленности учащихся. В целях предупреждения травматизма занятия физическими упражнениями должны проводиться регулярно, с постоянным увеличением физической нагрузки. Каждое занятие и выступление на соревнованиях следует начинать с разминки. Разминка, как говорят спортсмены, «разогревает» организм и тем самым готовит его к выполнению более сложных упражнений. В основе разминки лежит определённая физиологическая закономерность: организм человека не может сразу перейти от покоя к напряжённой работе. Период постепенного усиления деятельности систем и органов получил название врабатываемости. Именно во время разминки и происходит врабатываемость организма, чем и обеспечивается предупреждение организма.

3. Жесты судьи по баскетболу.

Билет № 13

1. Требования безопасности во время занятий по плаванию.

2. Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.

3. Какие профилактические меры надо соблюдать для предупреждения развития плоскостопия (обувь; общеразвивающие, корригирующие и специальные упражнения)? Рассказать (по возможности показать) несколько упражнений.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

1. Требования безопасности во время занятий по плаванию:

- обучающиеся должны внимательно слушать и выполнять все команды учителя (тренера);

- вход в воду осуществляется с разрешения медицинского работника бассейна и преподавателя, при наличии инструктора по плаванию и спасателя;

- в бассейне категорически запрещается: бросать плавательные доски с бортиков или из воды на кафель; входить на вышку и прыгать с неё без разрешения и наблюдения преподавателя; вносить в бассейн посторонние предметы (чемоданы, сумки и т.п.); сильно шуметь, бегать, толкаться, подавать ложные сигналы о помощи, подныривать, переходить на чужую дорожку;

- при нырянии нельзя долго оставаться под водой;

- нельзя прыгать в воду вниз головой при недостаточной глубине воды и необследованном дне водоёма;

- при купании в естественных водоёмах не следует заплывать за установленные знаки (буйки) ограждения;

- при судорогах не теряться, стараться держаться в воде и звать на помощь;

- почувствовав озноб, необходимо выйти из воды, растереться полотенцем и сразу одеться.

2. Чем больше удобств предоставляет нам цивилизация, тем меньше мы двигаемся.И расплачиваемся за комфорт нарушением обмена веществ, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Особую тревогу вызывает гипокинезия (недостаток движений) у детей и подростков. А наши дни основная масса школьников самостоятельно совершает необходимого для них количества движений. Современный идеал телосложения и культуры движений ярче всего воплощается в облике спортсменов и артистов балета. Современные тренировки делают их стройными, мускулистыми. Красоте движений обязаны своим существованием эстетико-технические виды спорта (художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание и т. п.). Здоровье и красота движений образуют неразрывное двуединство: хорошее самочувствие – залог красоты, а привычка двигаться красиво и правильно – одно из условий сохранения и укрепления здоровья. Существует такое понятие – перенос навыка. Научившись каким-либо движениям мы легче осваиваем похожие на них. Поэтому, стремясь к красоте, нужно начинать с самых простых движений. Для формирования красивого телосложения и овладения культурой движений используется различные системы физических упражнений: аэробика, атлетическая гимнастика (бодибилдинг, пауэрлифтинг), шейпинг и др. Атлетическая гимнастика – система упражнений с отягощениями. Занимающиеся имеют упругие, красивые мышцы и красивую фигуру. Систематические занятия этой гимнастикой помогают развить силу, выносливость, ловкость, гибкость. В России зарождение атлетической гимнастики как системы упражнений с отягощениями для исправления недостатков телосложения связано с именем врача В. Ф. Краевского. По его системе занимались прославленные атлеты Иван Лебедев, Иван Заикин. Чтобы заниматься атлетической гимнастикой, необходимо знать основные правила тренировок. В спортивной практике существует определённая система обозначения нагрузок. Нагрузка, при которой атлет может выполнить упражнение только один раз, называется предельной, 3 – 3 раза – околопредельной, 4 – 7 раз – большой, 8 – 12 раз – умеренно большой, 13 – 18 раз – средней, 19 – 25 раз – малой, а свыше 25 раз – очень малой. В подростковом возрасте самыми оптимальными нагрузками являются малые, средние и умеренно большие. Перегрузки отрицательно влияют на рост и развитие организма, поэтому не следует увеличивать нагрузки выше допустимых пределов. Наиболее благоприятное время для занятий с 10 до 13 ч и с 16 до 20 ч. Занятия атлетической гимнастикой должны заканчиваться не позднее чем за 2 ч до сна и не раньше чем за 1,5 ч после приёма пищи. Начинающим атлетам достаточно трёх занятий в неделю по 40 мин. Увеличивать время тренировки надо постепенно. В книгах по атлетической гимнастике можно найти готовые комплексы упражнений для разного возраста и уровня физической подготовленности, а можно составить комплекс самостоятельно, соблюдая определённую последовательность6 упражнение первое – для развития рук и плечевого пояса; второе – для мышц шеи; третье – для мышц ног; четвертое – для мышц туловища (спины, груди, брюшного пресса); пятое – на развитие всех мышечных групп (комплексное). При составлении плана самостоятельных занятий надо учитывать физическую нагрузку всего дня.

3. Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли в стопе (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии), мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может появиться отёк стопы, обычно исчезающий за ночь. Для предупреждения развития плоскостопия следует соблюдать профилактические меры:

1) не носить слишком тесную обувь, а также обувь на высоком каблуке или плоской подошве. Высота каблука не должна быть более 4 см;

2) пользоваться супинаторами для уменьшения деформации свода стопы, систематически выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;

3) выполнять общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (приседания, ходьба, бег, упражнения для укрепления мышц свода стопы) и дополнительно – ходьба босиком по скошенной траве, галечнику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: