Т. о., система представлений, ценностей или «истин» выступает как осн. детерминанта социо-культурной динамики. Преобладающая в данную историч. эпоху система истин определяет общую природу данного иск-ва, философии, религии, этики, экономия, и по-литич. отношений. Историч. процесс есть, по С, циклич. флуктуация осн. типов культуры. Совр. «чувств, культура, по С, протекает под знаком неизбежного краха и кризиса» («The crisis of our age», N. Y., 1941; «S.O.S.: the meaning of our crisis», Boston, 1951). Кризис и противоречия совр. бурж. общества С. пытается представить как общий кризис культуры, связывая его с развитием материализма и науки. Выход С. видел в будущей победе религ. «идеалистической» культуры. Он выдвинул программу «спасения человечества» па базе «творч. альтруизма» и с целью пропаганды этой релнг. утопии в 1947—48 основал в Гарварде «Центр по изучению творч. альтруизма». В конце жизни высоко оценивал достижения СССР во многих областях.
Соч.: Преступление и кара, подвиг и награда, СПБ, 1911; Л. Н. Толстой, как философ, [М., 1914]; Проблема социального равенства, П., 1917; Leaves from a Russian diary, N. Y., 1924 (нереизд. Boston, 1950); The sociology ol revolution, Phil.—L., 1925; Principles of rural—urban sociology, N. Y., 1929 (совк. с С. Zimmerman); Time-budgets ot human behavior, Camb, 1939 (совм. с С. Q. Berger); Sociocultural causality, space, time, Durham (N. C), 1943; Man and society in calamity, N. Y., 1943; Reconstruction of humanity, Boston, 1948; Explorations in altruistic love and behavior: a symposium, Boston, 1950; Altruistic love: a study of American «good neighbors» and Christian saints, Boston, 1950; Social philosophies of an age of crisis, Boston, 1950; The ways and power of love, Boston, [1954]; Fads and foibles in modern sociology and related sciences, Chi., 1956; The American sex revolution, Boston, [1956]; Power and morality, Boston, [1959] (совм. с W. A. Lun-den); Sociological theories of today, N. Y., 1966.
|
|
Лит.: Ленин В. И., Речь на собрании 20 ноября 1918 г., Соч., 4 изд., т. 28; его же, Ценные признания Пити-рима Сорокина, там же; его ж е, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33; Г о л о с е н к о И. А., Философия истории П. С, «Новая и новейшая история», 1966, Л% 4. С о w е 1 1 F. R., History, civilization and culture. An introduction to the historical and social philosophy of P. A. Sorokin, Boston, 1952; P. A. Sorokin in review, ed. Ph. J. Allen, Durham (N. C), 1963; Loomis С P., L о о m i s L. K., Modern social theories, N. Y.— [a. o.], 1965.
И. Голосенка. Ленинград.
СОСЛОВИЕ — социальная группа в рабовладельческом и феодальном обществе, отличающаяся закрепленным обычаем, религией или правом общественным положением, обусловленным принадлежностью к тому или иному классу. «Сословия предполагают деление общества на классы, будучи одной из форм классовых различий» (Ленин В. И., Соч., т. 2, с. 431, прим.). Сословное деление общества характерно для социально-экономич. формаций, где эксплуатация основана на внеэкономич. принуждении, к-рое предполагает открытое признание различия обязанностей и прав разных классов (см. там же, т. 6, с. 97, прим.). Каждый класс в таком обществе неизбежно является и С.Но реальное число С. в рабовладельч. и феод, обществах превышает число классов и определяется разной степенью внеэкономич. принуждения различных групп угнетенных классов, а также разделением социальных функций между группами господствующего класса.
|
|
С. может совпадать с классом — рабы (формально рабы стояли вне общества, однако объективно их положение носило сословный характер), может являться частью его — сервы, дворянство, духовенство. В нек-рых странах одно С. включало низшие социальные группы, отличные друг от друга в условиях многоукладное™ обществ, строя.
С. и сословное право складываются стихийно и постепенно, что находит выражение в обычаях и местном праве. В начале формирования С, как выражения процесса складывания классов, формально не исключался переход из одного С. в другое. Замкнутость С. становится важным их признаком после
окончат, оформления состава господствующего класса и ограничения материальных возможностей его расширения (напр., нечерпание свободных земель). Она более четко выражена в обществе с устойчивым натуральным хозяйством и стабильным имуществ. расслоением.
Разделение господствующего класса на С. определялось либо социальным положением и политич. влиянием каждого из них, связанным с материальным положением (сенаторы, всадники, дворянство), либо выполняемой социальной функцией (духовенство). Сословное право поручает или закрепляет определ. функции как право, предоставляемое только лицам определ. социальной группы, определ. С. В странах Востока деление на С. осложнялось различением ю по проф., этнич. и др. признакам, напр. касты.
Одним из средств обеспечения относит, замкнуто сти С. служила наследственность привилегий и обя занностей. Однако наследственность не являете; обязат. признаком С. Так, духовенство — высшее С в ср.-век. Европе — систематически кооптировалос] из разных социальных групп, при значит, преимущест вах для знати. В данном случае С. выступало ка) коллективная корпорация, принадлежность к к-poi определяла социальные функции ее членов. Наследст венность прав лица подменялась преемственность! прав корпорации. Сословное право при феодализм было по видимости безразлично к имуществ. полоя«нпю лиц, входивших в определ. С. Однако при сослов ном характере прав-привилегий возможно и подрав деление привилегий внутри одного С. в соответстви с материальным положением отд. лиц и групп (вы(шая знать, рыцари).
Борьба между С, принадлежащими к разны классам, была классовой борьбой. Часто шла борьб между С. одного класса (защита сословных мат(риальных интересов). Однако эта борьба отодвиг; лась на второй план, когда возникала угроза общи классовым интересам.
Консолидация С, т. е. превращение их в социал] ные группы, осознающие свое единство, закрепле] ное общегос. правом,— явление относительно поз; нее п для рабовладельч., и для феод, строя. С разл! жением обществ, строя, для к-рого характерно со> ловное деление, происходят изменения в соста) каждого С, связанные с изменением имуществ. пол жения и отношения к средствам произ-ва. Так, сре^ рабов появляются торговцы, владельцы мастерских земельных участков, пользующиеся рядом привилеги: Однако они не составляли новые С, ибо их привил гии имели функциональный характер, т. е. зависе: от положения отд. рабов. Сословный строй наибол ярко выражен в феод, обществе, зарождение в к-р(С. определялось различием имущественного и социал ного положения различных слоев населения.
С возникновением бурж. отношений происход разложение сословного строя. Первоначально подр валась замкнутость как низших, так и высших С. К] постные крестьяне становились свободными, бурж^ зия «прорывалась» в ряды дворянства и высшего р ховенства, часть феод, дворянства становилась бу жуазной.
|
|
Однако сословные перегородки, закрепленные щ вом, консервировали социальную структуру обще! ва. Сословный строй с его исключительностью пр и привилегий в основе своей не приемлем для бур общества, где условия конкуренции требуют cootbi ствия социального положения личности ее материал ному положению.
Бурж. революция ликвидирует сословный строй только его пережитки сохраняются в ряде бурж. стг. (напр., в Англии). В России они существовали до 19 т. к. сохранялись «наиболее глубокие корни сосл
СОССЮР—СОФИСТИКА
ности, именно: остатки феодализма и крепостничества в землевладении...» (там же, т. 33, с. 30—31). Этим же объясняется сохранение каст и С. в ряде колониальных и освободившихся от колониального гнета странах.
Лит.: Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Нем. идеология,
Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же,
т. 20; Ленин В. И., Аграрная программа рус. социал-
демократии, Соч., 4 изд., т. 6; е г о ж е, О государстве,
там же, т. 29; Ключевский В. О., История С. в Рос
сии, 3 изд., П., 1918; Солнцев СИ, Обществ, классы,
2 изд., П., 1923; Видьяланкар С, Происхождение
кастовой системы в Индии. «ВИМК», 1958, № 2, 3; F a h 1-
beck P. E., Die Klassen und die Gesellschaft, Jena, 1922;
Zimmermann K., Die standische Idee in der katlioli-
schen Sozialphilosophie, Koln, 1928; H i n t z e 0., Typologie
der standischen Verfassungen des Abendlandes, «Historische
Zeitschrift», 1929, Bd 141, H. 2, S. 229—48; Lousse E.,
La societe d'ancien regime, v. 1— Organisation et represen
tation corporatives, [Louvain], 1943. И. Лерпер. Москва.
СОССЮР (Saussure), Фердинанд де (26 нояб. 1857— 22 февр. 1913) — швойц. языковед, родоначальник структурализма в языкознании. В 1881—91 — проф. в Париже, затем — в Женевском ун-те, с 1907— глава кафедры общего языкознания в Женевском ун-те. По своей филос. ориентации С. тяготел к Дюркгейму и Тарду и взглядам франц. рационалистов. Лингви-стич. сторона концепции С. в ряде пунктов смыкалась со взглядами языковедов казанской школы (И. А. Бо-дуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского). В теории С. была осуществлена филос. переориентация языкознания и заложены принципы комплексного исследования языка как семиотич. системы. С. исходит из противопоставления языка и речи как двух сторон разнородной языковой деятельности: язык — социальное явление, код, существующий вне индивида и навязываемый ему; речь — индивидуальное явление, те комбинации, к-рые говорящий образует для выражения мысли, используя язык. С. трактует язык как наиважнейшую из знаковых систем и в этой связи создает особую дисциплину — семиологию, являющуюся частью социальной психологии. Знак, по С, есть двусторонняя психич. сущность, единство означаемого и означающего. В центре концепции С. лежит теория ценности (значимости) лингвистич. знака, восходящая к учению о меновой форме стоимости в политич. экономии. Ценность — релятивное свойство — служит основой отождествления знаков. Язык — система чистых ценностей, ее члены устанавливаются на основе противопоставлений. В языке важны два типа отношений: ассоциативные и синтагматические. Теория ассоциаций и синтагм позволяет применять единый метод анализа языковых выражений: от целого — путем последоват. членения и сопоставления — к отд. единицам. Язык — предмет синхронич. лингвистики, речь — диахронической. Язык должен рассматриваться «в самом себе и для себя» (внутр. лингвистика).
|
|
Соч.: Recueil des publications scientifiques de F. de Saussure. Hdlb., 1922; Notes inedites de F. de Saussure, «Cahiers F. de Saussure», 1954, [M] 12; 1960, [№] 17; 1964, [№] 21; в рус. пер.— Курс общей лингвистики, М., 1933.
Лит.: Будагов Р.А., Из истории языкознания (С. и сос-сюрианство), М., 1954; его же, Ф. де С. и совр. языкознание, «Рус. язык в школе». 1966, № 3; С л ю с а р е в а Н. А., Главное в лингвистич, концепции Ф. де С, «Иностр. язык в школе», 1968, № 4; е е ж е, Лингвистич. концепция Ф. де Сосюра, М., 1968 (ротапринт); Go del R., Les sources ma-nuscrites du Cours de linguistique generate de F. de Saussure, Gen.—P., 1957; «Cahiers F. de Saussure», 1963, [,№] 20.
H. Слюсарева. Москва.
СОТЙРИХ Пантевген (Ботф1х°е HavTE-oyivoo) (сер. 12 в.) — визант. богослов. Вслед за Никифо-ром Василакием выступил с рационалистич. критикой учения о том, что в жертвенном акте Голгофы Христос одновременно был и жертвой, и жертвопри-носителем, и тем, кому жертва приносится, усматривая в этом рассечение единой второй ипостаси на две: приносящую и приемлющую. Обвинив противников в несторианстве, он предложил понимать акт при-
мирения божества с людьми как двухступенчатую юридич. процедуру обмена. На первой ступени «бог-Слово положил начало, восприняв нашу сущность, а взамен даровал нам оставление грехов» (М a i A., Opicilegium Bomanum, X, Bomae, 1844, p. 8), но таким образом было достигнуто примирение лишь с богом-Сыном, а «когда нам должно было возблагодарить и Отца за усыновление, а у нас не было ничего чистого..., то сам богочеловек Слово пролил свою кровь» (там же), так что крестная жертва была принесена только первому лицу Троицы. Из этого вытекало, что и жертва евхаристии (которую С. предлагал понимать не мистически, как вечно длящуюся голгоф-скую жертву, но лишь как «воспоминание» о ней) приносится только Отцу. На соборе 1157 взгляды С. были осуждены, и он от них отрекся. Юридич. рационализм С. представляет известную аналогию мировоззренч. стилю современной ему зап. схоластики; круг занимавших его проблем типичен для визант. богословия 12 в. от Евстратия Никейского до собора 1166. Гл. оппонентом С. был Николай Мефонский.
Соч.: Migne, PG, v. 140, col. 140—148.
Лит.: У с и е н с к и й Ф. И., Очерки по истории визант. образованности, СПБ, 1891, с. 223—25; Павел (Черемух и и) иеромонах, Константинопольский собор 1157 г. и Николай, епископ Мефонский, «Богословские труды», 1960, сб. 1, с. 85 — 109; История Византии, т. 2, М., 1967, с. 366—67; См. также лит. при ст. Николай Мефоискии.
С. Аверинцев. Москва.
СОФР13М (от греч. аофюца — хитрая уловка, выдумка, ложное умозаключение) — логически неправильное (несостоятельное) рассуждение (вывод, доказательство), выдаваемое за правильное. Отсюда «софист» в одиозном значении —понятие лица, готового с помощью любых приемов отстаивать к.-л. тезисы, не считаясь с их объективной истинностью или ложностью, что было характерно для нек-рых поздних древнегреч. софистов, у к-рых искусство рассуждения и аргументации выродилось в искусство «спора ради спора». Разнообразные примеры С. приводит в своих диалогах Платон («Евтидем» и др.). Логич. анализ С. дал Аристотель в соч. «Опровержение софистических аргументов»; он указал, что С. могут проистекать из двусмысленности значения отд. слов (или их сочетаний) или вследствие нарушения правил логики. Распространенным видом С. являются рассуждения, построенные на произвольно выбранных, выгодных софисту альтернативах, с помощью к-рых, вообще говоря, можно доказывать что угодно. Рассуждению такого рода обычно с равным правом можно противопоставить противоположное рассуждение. Так, по рассказу Аристотеля, одна афинянка внушала своему сыну: «Не вмешивайся в обществ, дела, потому что, если ты будешь говорить правду, тебя возненавидят люди, если же ты будешь говорить неправду, тебя возненавидят боги» — на что, естественно, можно возразить: «Ты должен участвовать в обществ, делах, потому что, если ты будешь говорить правду, тебя будут любить боги, а если будешь говорить неправду, тебя будут любить люди». С. иногда называют рассуждения, к-рые по существу являются парадоксами (напр., «Лжец», «Куча»). Но эти понятия следует различать. В отличие от парадоксов, в С. не проявляются действительные логич. трудности — это результат заведомо некорректного применения семан-тич. и логич. правил и операций.
Лит.: Д ж с в о н с В. С, Элементарный учебник логики дедуктивной и индуктивной с вопросами и примерами, [пер. с англ.], СПБ, 1881; Мин то В., Дедуктивная и индуктивная логика, нер. с англ., 6 изд., М., 1909; А х м а н о в А. С, Логич. учение Аристотеля, М., 1960.
А. Субботин. Москва.
СОФИСТИКА [греч. оосритхт} (тё^уг))] — совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логич. вывода ради сохранения и утверждения на-