формулировку, отвечающую осн. направлению худож. развития сов. лит-ры, определившемуся в конце 20-х — нач. 30-х гг. Решающим при этом являлось признание роли классич. традиций (реализм) и понимание новых качеств реализма (социалист и- ч е с к и й), обусловленных как новизной жизненного процесса, так и социалистич. миропониманием сов. писателей.
В сов. критике к тому времени уже накопилось немало попыток, принадлежавших и писателям (М. Горькому, В. В. Маяковскому, А. Н. Толстому, А. А. Фа-деевуидр.) икритикам(А. В. Луначарскому, А. К.Вороненому, В. П. Полонскому и др.), определить худож. своеобразие сов. лит-ры и пск-ва: говорилось о неореализме, о преображенном реализме, о реализме пролетарском, тенденциозном, монументальном, героическом, романтическом, синтетическом, социальном, о новой реалистич. школе, о сочетании реализма с романтикой, реалистич. социальной романтике и др. Понятие «С. р.», более четко выражавшее черты новой сов. лит-ры, сразу же получило широкое распространение и было закреплено 1-м Всесоюзным съездом сов. писателей (1934). В сер. 30-х гг. развернулась дискуссия о методе и мировоззрении художника (журн. «Лит. критик»), показавшая невозможность их отождествления и противоречивый характер взаимоотношения между ними. Получили разработку проблемы художеств, правды, народности, партийности, традиций и новаторства в иск-ве, создания образа положительного героя и др. (А. В. Луначарский, М. Горький, а также В. Я. Кирпотин,
|
|
B. В. Ермилов). В 40—50-е гг. подчеркивается оп-
тимистич. направленность Ср., изучается соотно
шение романтич. п реалистич. моментов в нем (А. Фа
деев, Б. Б ялик), разъясняется несостоятельность
теории бесконфликтности и ложной идеализации
в иск-ве. С конца 50-х гг. развивается конкретно-
историч. анализ пск-ва С. р., закономерностей его
возникновения и развития в разных странах. Иссле
дуется вклад С. р. в художеств, развитие человечества
(И. Анисимов, Б. Сучков, Т. Мотылева), нац. специ
фика С. р. (Б. Бурсов, Г. Ломидзе), соотношение
творч. методов и лит. направлений между собой
(конференция по актуальным проблемам С. р. в 1966).
Лит.: В спорах о методе. Си. ст., Л., 1934; В борьбе за
C. р., Сб. ст., М., 1959; С. р. и классич. наследие. [Сб. ст.],
М., 1960; Проблемы С. р. [Сб. ст.], М., 1961; С. р. в лит-рах
народов СССР, М., 1962; Иванов В., О сущности Ср.,
М., 1965; Генезис С. р. в лит-рах стран Запада. [Сб. ст.],
М., 1965; Гей Н. К., С. р. как закономерность лит. раз
вития, в кн.: Теория лит-ры, М., 1965; С. р. и художеств,
развитие человечества. [Сб. ст.],М., 1966; Ани.сим о в И. И.,
Новая эпоха всемирной лит-ры, М., 1966. Н. Гей. Москва.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ — спе-цпфич. для социализма форма взаимного стимулирования активности людей в процессе их совместной обществ, деятельности. Соревнование может возникать при самых различных социальных формах объединения и кооперации действий отдельных людей, но обществ, природа его зависит от социальных отношений, присущих данному обществу. В товарно-капиталистич. обществе движущим стимулом деятельности частных производителей является конкуренция, где каждый преследует своекорыстные цели. В противоположность этому С. с. в конечном итоге имеет общую для всех его участников цель — повышение благосостояния общества в целом.
|
|
С. с. как метод строительства нового, коммунистического общества было обосновано В. И. Лениным в работах «Как организовать соревнование?» (1917, опубл. 1929), «Очередные задачи советской власти» (1918), «Великий почин» (1919) и др. «Социализм,— писал В. И. Ленин,— не только не угашает соревнования, а напротив, впервые создает возможность применить его действительно широко,
действительно в массовом размере... Впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров является возможность работы на себя...» (Соч., т. 26, с. 367, 368). Важнейшими условиями С. с. Ленин считал гласность, обеспечивающую ознакомление всех трудящихся с развитием производства, сравнимость результатов движения к социализму, возможность практич. повторения опыта и товарищескую взаимопомощь.
С. с. в процессе своего развития прошло различные формы — коммунистич. субботники в годы гражданской войны, движения ударников и стахановцев в годы социалистич. строительства, движение бригад и ударников коммунистич. труда в совр. период строительства коммунизма. Основываясь на товарищеской взаимопомощи и сотрудничестве, С. с. представляет собой действенный метод повышения производительности труда. Как средство развития обществ, активности и самодеятельности трудящихся С. с. играет важную роль в коммунистическом воспитании.
Лит. см. при ст. Коммунистический труд.
СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА — совокупность людей, составляющая единицу социальной структуры общества. В целом С. г. можно разделить на два рода групп. К первому относятся совокупности людей, выделяемых по тому или иному существенному признаку пли признакам, напр. социально-экономич., проф. группы, национальные, возрастные и др. группы населения. Члены этих групп могут быть разъединены в пространстве (а иногда и во времени), они не составляют обычно локализованного социального единства (рабочие, пнженерно-технич. работники, лица в возрасте от 9 до 24 лет и т. д.). К другого рода группам относятся все те совокупности людей, в к-рых существует система социальных связей п отношений членов совокупности, характеризующая ее внутр. структуру. Отличит, чертой такой С. г. служит наличие той или иной программы, плана ее деятельности, в к-рую включен каждый участник группы. Структура группы характеризуется двумя ее уровнями: функциональными зависимостями между членами группы (напр., по разделению труда) и межличностными зависимостями (напр., отношениями симпатии или вражды). Выделяется обычно еще одно различие структур группы: структура, фиксируемая в официальных положениях (напр., иерархия власти в группе, определенная инструкциями о тех или иных постах), и структура, реально складывающаяся в отношениях людей в зависимости от их личных качеств, а не официально занимаемого положения. Первый тип структуры обычно наз. формальной структурой группы, второй — неформальной.
Различаются след. виды групп: малая группа (отношения членов группы предполагают установившуюся между ними систему личных отношений); группа-организация (отношения членов группы не предполагают установившейся между ними системы личных отношений, но гл. обр. базируются на безличной системе функциональных зависимостей); случайная группа (два-три разговорившихся прохожих); толпа (отношения людей в этой группе не подчинены ни функционально-определенному плану, ни сознательно принятому разделению функций, а складываются стихийно); группа-коллектив (отношения членов группы базируются на сознат. усвоении каждым членом группы общих целей деятельности группы в качестве целей своей собств. деятельности). Большое значение для понимания и науч. анализа поведения людей в группах имеет учет субъективных представлений членов групп о своей собств. гручгпе. Эти представления фиксируются в социологии и социальной психологии в понятии референтной группы, т. е.
|
|
СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА —