пе просто сумма внешних влияний, регулирующих проявление имманентных индивиду био-пспхологич. импульсов и влечений, а процесс формирования целостной личности. Индивидуальность — не предпосылка С, а ее результат. 3) Содержание, типичные стадии и конкретные механизмы С. имеют нсторич. характер, они существенно варьируют от одного общества к другому и определяются социально-эконо-мич. структурой этих обществ. 4) Процесс С. не сводится к непосредств. взаимодействию индивидов, но включает всю совокупность обществ, отношений. 5) С. не есть механич. наложение на индивида готовой социальной «формы». Индивид, выступающий как «объект» С, является в то же время субъектом общественной активности, творцом новых общественных форм.
Конкретные исследования С. осуществляются в СССР в русле разных обществ, наук. Филогенетич. исследования формирования человека как рода и соотношение в этом процессе биологических и социальных факторов осуществляются историками и антропологами (Б. Ф. Поршнев, Ю. Н. Семенов, Г. Ф. Хрустов и др.). Сов. психологич. школа (Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. Г. Ананьев и др.) успешно разрабатывает теорию социальной деятельности как основы процесса С., включающей в себя как частные моменты развитие речи, труда, общения и познания. Ведутся психологич. исследования детской игры (Д. Б. Эльконин) и особенностей формирования личности в детском возрасте (Л. И. Божович). Начавшиеся в последние годы социологич. исследования проблемы С. посвящены гл. обр. юности: как поворотному пункту в развитии личности и группируются вокруг проблем: 1) вступление в трудовую жизнь и выбор профессии, 2) труд и досуг как факторы С, 3) роль массовых коммуникаций в формировании ценностных ориентации личности. Многие частные аспекты С. изучаются в рамках педагогики.
Лит.: Макаренко А. С, О коммунистич. воспитании, М., 1952; Валлон А., От действия к мысли, пев. с франц., М., 1956; Лурия А. Р., Развитие речи и формирование психич. процессов, в кн.: Психологич. наука в СССР, т. 1, М., 1959; Мерлин В. С, Очерк психологии личности, Пермь, 1959; Выготский Л. С, Развитие высших психич. функций, М., 1960; Иванов В. В., Роль семиотики в кибернетич. исследовании человека и коллектива, в кн.: Логич. структура научного знания, М., 1965; Ковалев А. Г., Психология личности, 2 изд., М., 1965; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, [2 изд.], М., 1965; Личность и труд, под ред. К. К- Платонова, М., 1965; Психология и педагогика игры дошкольника, М., 1966; Кон И. С, Социология личности, М., 1967; Человек и его работа,М., 1967; Флейвелл Дж. X., Генетическая психология Жана Пиаже, пер. с англ., М., 1967; Б о ш о в и ч Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; К а г d i-ner А. [а. о.], The psychological frontiers of society, N. Y., 1945; Child J. L., Socialization, в кн.: И n d в е у G. [ed.], Handbook of social psychology, v. 2, L., 1954; Parsons Т., Family socialization and interaction process, Glencoe (111.), 1955; Mussen P. [ed.], Handbook of research methods in child development, N. Y., 1960; Bandura A. and Walters R. H., Social learning and personality development, N. Y., 1963; S ewe 11 W. H., Recent developments in socialization, theory and research, «The Annals of the American Academy of Political and Social Science», 1963, Sept., v. 349; Erikson E. H., Childhood and society, 2 ed.. N. Y., 1964; Brim O. G. and Wheeler S., Socialization after childhood, N. Y., 1966; Chombart de L a u-we P. H., The interaction of person and society, «Amer. Sociological Review», 1966, v. 31, № 2.
И. Кон. Ленинград. В. Ольшанский. Москва.
СОЦИАЛИЗМ (франц. socialisme, от лат. socialis — общественный) — 1) первая (низшая) фаза коммунистической общественно-экономической формации. 2) С. научный — марксистско-ленинская теория, обосновывающая историч. необходимость установления коммунистич. формации и пути ее созидания (см. в ст. Коммунизм). 3) Различные учения, в к-рых в качестве цели и идеала выдвигается установление С, но в к-рых представления о С. и способах его достижения отличаются от научного С.
С, как научная теория, был создан в сер. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, к-рые опирались на предшествующие достижения философии, политич. экономии и утопического социализма. На основе открытого ими материалистич. понимания истории К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали С. как закономерный результат естественноисторпч. развития, как первую фазу коммунизма. Основоположники марксизма в общей форме обозначили контуры и осн. принципиальные особенности будущего общества. Вместе с тем они, в отличие от социалистов-утопистов, никогда не пытались создать детально разработанный проект соцпалистич. обществ, организма, полагая, что это должны сделать люди, на чью долю выпадает практич. работа по строительству социа-листич. об-ва. Характерно, что еще в 1918 Ленин говорил: «Дать характеристику социализма мы не моятем; каков социализм будет, когда достигнет готовых форм,— мы этого не знаем, это сказать не можем. Сказать, что эра социальной революции началась, что мы то-то сделали и то-то сделать хотим,— это мы знаем, мы скажем, и это покажет европейским рабочим, что мы, так сказать, не преувеличиваем своп силы нисколько: вот что мы начали делать, что собираемся сделать. Но чтобы мы сейчас знали, как будет выглядеть законченный социализм,— мы этого не знаем» (Соч., т. 27, с. 122).
Борясь против самодовольных доктринеров, к-рые считают себя счастливыми обладателями совершенных «чертежей» нового общества и видят секрет успеха в том, чтобы действовать в строгом соответствии с ними, В. И. Ленин не уставал повторять, что дорога к социализму «...никогда прямой не будет, она будет невероятно сложной...» (там же, с. 106), что строительство социализма — это творчество миллионов, непрерывный Поиск. «Мы с самого начала говорили,— заявлял Ленин в 1922 на XI съезде РКП(б),— что нам приходится делать непомерно новое дело и что если нам быстро не помогут товарищи рабочие стран более развитых в капиталистическом отношении, то дело наше будет невероятно трудным, в котором будет, несомненно, ряд ошибок. Главное: надо трезво уметь смотреть, где такие ошибки допущены, и переделывать все сначала. Если не два, а даже много раз придется переделывать все сначала, то это покажет, что мы без предрассудков, трезвыми глазами подходим к нашей величайшей в мире задаче» (там же, т. 33, с. 241).
С тех пор, как были сказаны эти слова, прошло почти полвека титанич. свершений борцов за С. «В результате самоотверженного труда советского народа, теоретической и практической деятельности Коммунистической партии Советского Союза,— говорится в Программе КПСС,— человечество получило реально существующее социалистическое общество и проверенную на опыте науку о построении социализма. Столбовая дорога к социализму проложена» (1961, с. 19). Выйдя за рамки одной страны, С. превратился ныне в мировую систему
Громадный опыт соцпалистич. преобразований, накопленный в СССР и других странах, полностью подтвердил принципиальное положение марксизма-ленинизма о революц. переходе от капитализма к социализму, о характере соцпалистич. общества. С.— это общество, основывающееся на обществ, собственности на средства производства при планомерном развитии всего народного хозяйства. При С. ликвидируются эксплуататорские классы, эксплуатация человека человеком. Политич. власть (диктатура пролетариата в переходный к социализму период и общенародное государство в условиях победившего социализма и перехода к коммунизму) принадлежит трудящимся, при
СОЦИАЛИЗМ
руководящей роли рабочего класса. Социализм — это общество, возникновение и развитие которого неразрывно связано с руководящей, направляющей деятельностью марксистско-ленинских, коммунистич. партий, идущих в авангарде социального прогресса, мобилизующих и организующих массы на новые победы в деле социалистического строительства.
В результате обобщения практики развития С. более зрелыми и глубокими стали теоретич. представления о С, об его конкретно-историч. формах и месте в истории коммунистич. обществ, формации. Реальная история С. выступает перед нами как история, наполненная неожиданными и крутыми поворотами, к-рых, говоря словами Ленина, «никакой Маркс и никакие марксисты» предвидеть не могли и не могут, самокритичным пересмотром устаревших воззрений, поисками таких социальных форм и политич. ин-тов, к-рые в наибольшей степени соответствовали бы идеалам С.
Еще в «Манифесте Коммунистич. партии» (1848) К. Маркс и Ф. Энгельс констатировали существование различных теорий С, противостоящих научному. За прошедшее с тех пор время неизмеримо возросло влияние марксизма. Давно ушли в прошлое многие из тех форм С, с к-рыми боролись авторы «Манифеста». Но борьба между различными теориями С. продолжается. После Октябрьской революции социа-листич. воззрения развивались в русле двух взаимосвязанных, хотя и неравнозначных процессов. С одной стороны, на основе практики социалистич. стр-ва сначала в Сов. Союзе, а затем и в др. странах, углублялась и совершенствовалась науч. марксистско-ленинская теория С. С другой же,— по мере того, как идеи С. охватывали все более широкие и разнообразные слои населения, стали интенсивно разрабатываться концепции С, связанные с интересами и настроениями крестьянства, мелкой буржуазии, средних слоев и др. непролет, социальных групп. Такие концепции, хотя они в той или иной форме отразили влияние марксизма, в своем развитии привели к созданию схем социалистич. общества, значительно отличающихся от марксистской теории и практики, сложившейся в странах С. Развитие науч. С. оказывает воздействие на содержание социалистич. теорий непролет, типа. Вместе с тем такие теории могут оказывать воздействие и на развитие науч. учения о С, искажая и деформируя его.
В свое время, имея в виду существование правого оппортунизма, центризма и большевизма, Ленин писал о трех направлениях во «всемирном социализме» (см. Соч., т. 28, с. 410). Ленинский подход применим и сегодня. Как ни различны по своему содержанию представления о С, как ни остры столкновения между ними, вдохновляемые ими обществ, движения (правда, в разной степени) объективно — зачастую против воли тех или иных лидеров этих движений,— враждебны капитализму. Это позволяет нам, анализируя мировой революционный процесс, говорить о «всемирном социализме» как о специфическом, внутренне противоречивом феномене, развитие к-рого, если иметь в виду идеологическую плоскость, включает в себя взаимодействие и борьбу трех больших групп теорий, трактующих о С.
1. Научная, марксистско-ленинская теория, к-рая
разрабатывается в социалистич. странах, а также
коммунистич. и рабочими партиями всего мира.
2. Социал-демократич. воззрения; мн. из них генетически связаны с марксизмом, однако ныне эти воззрения развиваются на основе иных филос. и политич. предпосылок и находят практич. выражение в политике правосоциалистич. партий.
3. Различные социалистич. учения мелкобурж. типа, возникшие в основном на базе нац.-освободит. движения и, как правило, теснейшим образом переп-
летенные с националистич. и религ. представлениями,
Науч. марксистско-ленинская теория С. развивается прежде всего на основе социальной практик! Сов. Союза и др. социалистич. гос-в. Эта практиш показала, что, наряду с общими фундаментальным! закономерностями строительства и функционирования С, существуют различия в методах его строительства а также в тех конкретных формах, к-рые принимает социалистич. общество. В общем виде такие различия были предсказаны еще классиками марксизма-ленинизма. Новое общество, писал Ленин, имея в виду С, есть «...абстракция, которая воплотиться в жизнь не может иначе, как через ряд разнообразных, несовершенных конкретных попыток создать то или иное социалистическое государство» (там же, т. 27, с. 308). Строительство С. в различных условиях, при наличии общих закономерностей, неизбежно ведет к сопоставлению опыта, к взаимному обсуждению и оценке различных форм организации экономич., политич. и духовной жизни общества. Все это обогащает теорию науч. С.
В работах Маркса и Энгельса, а также в доре-волюц. произведениях Ленина победа С.— переход средств произ-ва в собственность всего общества и осуществление таких принципов, как «кто не работает, тот не должен есть» и «за равное количество труда равное количество продукта»,— связывались с ликвидацией товарно-денежных отношений и, соответственно, введением прямого продуктообмена. В политич. плане, исходя из опыта Парижской Коммуны, предполагалось заменить постоянную армию, полицию, чиновничество «...государственной машиной в виде вооруженных рабочих масс, переходящих к поголовному участию народа в милиции» (там же, т. 25, с. 444). В целом низшая фаза коммунизма (социализм) рассматривалась как относительно кратковременная и по существу переходная стадия развития нового общества.
Жизнь, подтвердив главное, основное в научной теории социализма, вместе с тем оказалась сложнее представлений, к-рые были развиты до победы социалистической революции. Поэтому уже в первые годы сов. власти В. И. Ленин начинает, опираясь на общие принципы науч. С, развивать и видоизменять прежние представления об особенностях социалистич. общества. В частности, переход к новой экономич. политике означал введение товарно-денежных отношений, включение в народнохозяйств. механизмы таких рычагов, как хозрасчет, кредит, прибыль и т. п. (О ленинских принципах строительства С. см. в ст. Коммунизм).
Борьба КПСС, советского народа за претворение в жизнь ленинского плана социалистич. строительства велась в сложных внутр. и внешних условиях. Действие ряда объективных и субъективных факторов тормозило воплощение в жизнь тех идей, к к-рым пришел Ленин в нач. 20-х гг. Однако поступат. развитие сов. общества неуклонно продолжалось. В сер. 30-х гг. во всех сферах обществ, жизни утвердились принципы социализма. XVIII съезд КПСС (1939) наметил первые рубежи перехода к строительству коммунизма. XX съезд КПСС (1956), ориентировав партию и страну на восстановление ленинских норм и принципов партийной и гос. жизни, дал новые импульсы углублению представлений о С, совершенствованию самого социалистич. общества.
Формирование мировой системы С. преодолело уникальность сов. опыта и сделало возможным сравнит, анализ практики социалистич. стр-ва в разных странах. Обобщая эту практику, Совещание коммунистических и рабочих партий (1969) смогло сделать вывод: «Социалистический мир вступил теперь в такую полосу развития, когда появляется возможность
СОЦИАЛИЗМ
значительно полнее использовать могучие резервы, заложенные в новом строе. Этому способствует разработка и внедрение более совершенных экономических и политических форм, соответствующих потребностям зрелого социалистического общества, развитие которого опирается уже на новую социальную структуру» (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Док-ты и мат-лы, 1969, с. 302).
К числу достижений коллективной марксистско-ленинской мысли, обобщившей опыт братских стран, относится положение о развитом (зрелом) С. В общей форме понятие «развитый» С. встречается у В. И. Ленина (см. Поли. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 139). В 60-х гг. это понятие было конкретизировано на основе прак-тич. опыта, накопленного рядом социалпстич. гос-в. К этому времени в большинстве европ. социалистич. стран в основном закончился переходный период от капитализма к С. и начался собственно соцпалистич. этап развития. Выявилось противоречие между научно констатированным фактом победы С. (господство социалистич. обществ, отношений) и относительной неразвитостью материально-технич. базы, не достаточно высокой (по сравнению с развитыми капиталистич. странами) производительностью труда и эффективностью обществ, производства, недостаточно высоким уровнем материальной жизни трудящихся. Теоретическое осознание этого противоречия привело к выводу о необходимости сосредоточить усилия на том, чтобы выявить все возможностп, заложенные в социалистическом обществе, т. е. подвестп под С. адекватную ему материально-техническую базу (достижение мирового уровня по важнейшим экономич. показателям), совершенствовать социалистич. демократию, добиваться дальнейшей гармонизации отношений между личностью и обществом и т. д. Согласно существующим представлениям, создание развитого социалистич. общества может совпадать по времени с периодом постепенного перехода к коммунизму (СССР), но может рассматриваться и как предшествующая ему стадия развития С. (ГДР, ЧССР, Болгария). В рамках положения о зрелом (развитом) С. встречаются также утверждения о том, что последний представляет собой не краткосрочный переходный этап в развитии общества, а относительно самостоят, общественно-экономич. формацию (фазу, стадию) в ис-торич. эпоху перехода от капитализма к коммунизму (ГДР). Имеющийся опыт пока не позволяет однозначно ответить на эти вопросы. Однако, очевидно, что социалистич. фаза развития общества оказывается значительно более длительной, чем это казалось во времена Маркса и Ленина.
С поисками конкретных путей, ведущих к выявлению всех потенций С, непосредственно связаны крупные экономич. реформы, осуществляемые в последние годы в СССР и европ. социалистич. гос-вах. В каждой стране результаты такпх поисков отливаются в спе-цифич. систему мероприятий, отражающих особенности данной страны, степень ее экономич. развития и т. д. Но суть проводимых хозяйств, реформ везде одна: повышение науч. уровня планирования, расширение самостоятельности предприятий, усиление экономич. стимулов произ-ва и укрепление хозяйств, расчета. Параллельное осуществление экономич. реформ в ряде гос-в дает богатую пищу для анализов, связанных с общими проблемами развития социалистической экономики и социалистического общества в целом.
С ретроспективной точки зрения, можно выделить, по крайней мере, две отличающиеся друг от друга стадии развития экономики С, каждая из к-рых характеризуется определенной совокупностью признаков. Первая реализуется, как правило, на ранних этапах социалистич. строительства и связана с за-
дачей форсированной индустриализации. Здесь мы видим жесткую централизацию хозяйств, руководства, преобладание, административно-политич. методов воздействия на экономич. процессы. В рамках такой экономич. системы достигается быстрый рост промышленного произ-ва: растет число предприятий и количество людей, занятых в промышленности. Как показал опыт Советского Союза и др. социалистич. государств, эта модель экономики С. способна в кратчайшие историч. сроки обеспечить создание материальной базы нового об-ва, привести к значит, росту производств, аппарата. Однако наступает время, когда экстенсивные факторы экономич. роста оказываются во многом исчерпанными. Осознание этого факта ведет к более или менее постепенному переходу к новой системе управления нар. х-вом; методы планирования и хоз. управления приводятся в соответствие с достигнутым уровнем производит, сил. Отличительной и, пожалуй, главной- особенностью системы управления п организации экономики, характерной для С, вступающего в стадию зрелости, является преимущественная ориентация на интенсивные факторы экономич. роста. Стоимостные категории (цена, кредит, прибыль), к-рые прежде в основном играли формально-расчетную роль, наполняются реальным экономич. содержанием.
Указанные стадии развития экономики С, по-видимому, не имеют абсолютного, всеобщего характера. Те гос-ва, к-рые начнут движение к С, опираясь на высокоразвитые экономич. и нолитич. структуры, вряд ли должны будут повторять описанную выше эволюцию. Но можно предположить, что значит, часть стран и народов, к-рые начнут движение к социализму с относительно низких социально-экономич. рубеятей, пройдет с теми или иными модификациями в принципе тот же путь, к-рым до сих пор шли социалистич. гос-ва.
Многообразие методов строительства С, форм организации социалистич. общества может иметь позитивный характер лишь в том случае, если оно базируется на едином понимании осн. принципиальных особенностей социалистич. общества. Когда эта единая марксистско-ленинская основа начинает игнорироваться, когда в ущерб общим принципам преувеличиваются, абсолютизируются частные особенности социалистич. развития той или иной страны, когда опыт одной страны возводится во всеобщую догму, применимую, будто бы, везде и повсюду, тогда речь идет уже не о многообразии социалистич. опыта, а о серьезных нарушениях принципов С,— нарушениях, к-рые в своем развитии могут уводить все дальше от науч. понимания С.
Это обстоятельство подтверждается практич. опытом, накопленным в мировой системе С, внутри к-рой в наст, время выявились две крайности, два односторонних, а потому и ошибочных, подхода к пониманию С. В одном случае, полностью игнорируя объективные закономерности историч. развития, руководящие группы пытаются форсировать социальный прогресс путем применения прежде всего адм., на-сильств. средств. Подмена естественноисторич. эволюции в сторону С. серией принудительно организуемых мер ведет к дезорганизации общественной жизни.
Др57гая крайность связана с неоправданным сужением сферы деятельности и принижением роли партии, гос-ва и др. центр, учреждений, с подменой социалистич. демократии политич. либерализмом бурж. толка, с правооппортунистич. ревизией марксистско-ленинских принципов научного С. В таких условиях развитие общества начинает приобретать все более ярко выраженные черты стихийности, к-рые при известном стечении обстоятельств могут привести
СОЦИАЛИЗМ
к росту антисоциалистич. сил и тенденций и поставить под угрозу завоевания С.
Те или иные расхождения между социалистическими странами, порождаемые различиями в уровне их экономического развития, в их социальной структуре, международном положении, связанные с их национальными особенностями, могут и должны разрешаться на основе принципов марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма. Социалистическая система основывается на общности социально-экономического строя, на совпадении коренных интересов и целей входящих в нее стран. Эта общность — залог преодоления имеющихся трудностей, дальнейшего укрепления единства системы социализма.
Коммунистич. и рабочие партии социалистич. стран ведут решит, борьбу со всякими — левыми или правыми — уклонами от подлинного марксистско-ленинского понимания социалистич. общества. Такая борьба не означает стремления к унификации форм и методов организации обществ, жизни на социалистич. началах. Разнообразие путей, ведущих к коммунизму,— это закон обществ, развития. Можно утверждать, что в дальнейшем, по мере перехода человечества к коммунизму различия в организации обществ, жизни, характерные для отд. государств и районов мира, будут становиться все менее заметными. Однако в нашу эпоху, когда в орбиту С. втягивается все большее число народов, находящихся на разных ступенях развития, многообразие будет возрастать. Речь, следовательно, идет не о том, чтобы как-то затормозить этот процесс, а о том, чтобы направить его развитие в соответствии с духом творч. марксизма-ленинизма, развивающего и совершенствующего науч. представления о С.
Вторая большая группа социалистич. теорий — это теории социал-демократич. типа. В наст, время для большинства их авторов характерен полный или почти полный отказ от марксистских представлений i о С. и методах борьбы за социалистич. переустройство общества. Лидеры и теоретики совр. социал-демокра-= тии, несмотря на имеющиеся между ними различия W взглядах, считают ключевой проблемой проблему постепенного «улучшения» капитализма, постепенной его «трансформации», что, по их мнению, должно вести к гуманизации и демократизации обществ, жизни на всех уровнях и во всех сферах. В «этическом» варианте правосоциалистич. доктрина делает упор на априорность и всеобщность социалистич. идеала (см. Этический социализм), В отличие от науч. С, к-рый кладет в основу анализа всех обществ, явлений, в т. ч. и положения личности в обществе, прежде всего изучение экономич. отношений и рассматривает С. как результат объективного развития и революц. разрешения социальных антагонизмов, пронизывающих все капиталистич. общество, социал-демократы «выводят» С. из разного рода моральных, этич. импульсов. Они рассматривают борьбу за С. не как революц. политич. борьбу рабочего класса, идущего во главе всех трудящихся, а как «нравственную задачу», в решении к-рой должно принимать участие все общество, т. е. и рабочие и капиталисты.
Рисуя заманчивые картины грядущего «освобождения человека», социал-демократич. теоретики фактически игнорируют те реальные социальные условия, с учетом к-рых это освобождение может произойти (см. Реформизм). По существу, когда правые лидеры социал-демократов говорят о С, они имеют в виду не общество, принципиально противоположное капиталистич. строю жизни, а своеобразный социальный гибрид, объединяющий «кусочки» С. и капитализма и представляющий собой фактически тот же, но «облагороженный» капитализм. Естественно, что при таком подходе прокламированная гуманизация
обществ, отношений остается утопией. И это доказывается не только теоретически, но и практикой тех гос-в, где социал-демократы длит, время находились у власти и где, по их собств. признанию, фундамент капитализма остается в неприкосновенности, а человек продолжает быть объектом манипуляций со стороны неподконтрольных ему сил и институтов. Это отнюдь не отрицает того, что правые социал-демократы, находясь у власти, под давлением рабочего класса проводят определ. социально-экономич. мероприятия, улучшающие жизненный уровень трудящихся. Однако эти мероприятия осуществляются в рамках капитализма и в конечном счете не ослабляют, а, напротив, усиливают его, делают более гибким, более приспособленным к существованию в совр. историч. условиях.
Правые лидеры социал-демократии на протяжении мн. десятилетий находятся на позициях антикоммунизма, фальсифицируют стратегию и тактику коммунистич. партий, клевещут на реальный, живой С. Именно антикоммунизм завел междунар. социал-демократию в идейно-политич. тупик. Свидетельством нарастающего кризиса правосоциалистич. идеологии и политики служит растущая дифференциация в рядах социал-демократии, активизация левых групп и течений, тяготеющих к самокритич. пересмотру реформистских доктрин.
Третья крупная группа социалистич. теорий возникла после 2-й мировой войны и связана с успехами антиимпериалистич. нац.-освободит, движения во мн. странах, с растущим влиянием мировой системы социализма. Анализ этих теорий и связанной с ними социальной практики показывает, что соединение С. с нац.-освободит. движением дает чрезвычайно своеобразную картину. Это своеобразие связано с тем, что социалистич. идеалы не имеют здесь адекватной экономич. и социально-политич. основы; они как бы «накладываются» извне на действительность, к-рая характеризуется крайней отсталостью социально-экономич. и политич. структур, живучестью архаич. форм обществ, жизни, абсолютным преобладанием непролет, слоев населения. Социальной опорой революц. демократии, к-рая выдвигает социалистич. лозунги, служит не рабочий класс, чье сознат. влияние на обществ, развитие в рассматриваемых районах мира пока еще весьма ограничено, а националистически настроенная интеллигенция, мелкобурж. и полупролет, гор. элементы и крестьянские массы. В таких условиях поворот к С. зачастую осуществляется не через классовое отрицание капитализма, а через антиимпериалистич. национализм. С. в рамках таких представлений выступает как обществ, строй, обеспечивающий в первую очередь нац. возрождение, быстрое экономич. развитие и абстрактную социальную справедливость. Такие объективные обстоятельства, а также своего рода «инструментальное» понимание С. определяют специфику рассматриваемых идеологич. концепций. Во-первых, они имеют ярко выраженный эклектпч. характер, довольно причудливо соединяя фрагменты, заимствованные нз различных источников (науч. С, социал-демократизм, утопич. С). Во-вторых, непременной частью большинства рассматриваемых идеологий является национализм — и как универсальная доктрина, и как практич. политика, ставящая нац. вопрос выше (впереди) социального. В-третьих, эти социалистич. представления тесно переплетены с религией. В одном случае идеалы С. выводят из этич. максим корана, в другом — из буддийских источников, в третьем — из примитивных верований африк. племен, но в любом случае соединение С. и религии рассматривается не как эмпирический факт, а как доктринальное, конституирующее свойство соответствующего «социализма». В-четвертых,
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
для многих из данных типов социалистич. учений характерна идеализация порядков и нравов, связанных с родоплеменными отношениями, и попытка сохранить и укрепить эти отношения как «естественную», самобытную основу того или иного «С».
Указанные осн. особенности в каждом конкретном случае выступают в различных сочетаниях. Напр., если более заметно влияние марксизма-ленинизма, социалистич. ориентация связывается с классовой борьбой. Если же превалируют воззрения, идущие от социал-демократии, в центр внимания ставится классовая гармония. Отсюда — и дифференциация в практич. политике, в темпах и методах тех социальных преобразований, к-рые, по мнению их организаторов, ведут к С.
Рассуждая в общеисторическом плане, можно ут
верждать, что по мере укрепления и развития социали
стич. отношений в гос-вах, принадлежащих к мировой
системе С, по мере успешного продвижения к комму
низму в Сов. Союзе, науч. С. оказывает и будет ока
зывать все большее влияние на характер и содержание
немарксистских социалистич. теорий, на социальную
практику во всем мире. В то же время, экстраполируя
на ближайшую перспективу осн. черты нынешней
ситуации, нельзя не прийти к выводу, что разнооб
разие позиций в вопросах о С. будет усиливаться.
Это делает особенно острой и актуальной проблему
политич. союзов, единства действий всех политич.
сил, ориентирующихся на развитие в социалистич.
направлении. Коммунисты, марксисты-ленинцы яв
ляются активными сторонниками таких союзов. «Ком
мунисты,— говорится в итоговом Документе Сове
щания 1969,— придавая решающее значение единству
рабочего класса, высказываются за сотрудничество
с социалистами и социал-демократами, чтобы уста
новить передовой демократический строй сегодня
и построить социалистическое общество в будущем»
(Международное Совещание коммунистических и рабо
чих партий. Док-ты и мат-лы, 1969, с. 306). Вме
сте с тем коммунисты активно борются за укреп
ление сотрудничества с темп силами национально-
освободительного движения, которые придерживают
ся социалистической ориентации. Стремление к сбли
жению всех политич. сил и массовых движений,
выступающих, хотя и с разных позиций, против импе
риализма, за преобразование мира на социалистич.
началах, отнюдь не означает отказа от принципи
ального подхода к оценке этих позиций. Коммунисты,
сторонники марксистско-ленинского, науч. С, убеж
дены в своей правоте и отстаивают свои позиции,
показывая ограниченность, половинчатость немарк
систских социалистич. теорий. -А. Бовин. Москва.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — самая глубокая социальная революция в истории классового общества, осуществляющая переход от капиталистич. общественно-экономич. формации к комму-нистич. формации. По своему содержанию С. р.— совокупность коренных качеств, социально-экономич. и политич. преобразований, включающих взятие власти рабочим классом, слом старой гос. машины, утверждение обществ, собственности на средства произ-ва, создание системы обществ, управления экономич. и социальными процессами, ликвидацию классовых антагонизмов и эксплуатации человека человеком, развитие социалистич. демократии, осуществление культурной революции.
Историч. неизбежность С. р. вытекает в конечном счете из конфликта между обществ, характером произ-ва и капиталистич. формой присвоения. В этом конфликте находит свое выражение применительно к капитализму противоречие между производит, силами и производств, отношениями. Достигая прн капитализме гигантских размеров и высокой степени
обобществления, производит, силы наталкиваются на узкие рамки капиталистич. производств, отношений.
Само по себе это противоречие не вызывает «стагнации» и «автоматич. краха капитализма». Система капиталистич. производств, отношений обладает оп-редел. эластичностью, способностью реагировать на объективные требования производит, сил. Под давлением растущего обобществления произ-ва происходит эволюция форм капиталистич. собственности от частной индивидуальной к коллективной, а затем к еще более безличной, деперсонифицированной — гос.-монополистической, что создает известные возможности для дальнейшего роста производит, сил в рамках капиталистич. способа произ-ва. Используя результаты научно-технич. революции, буржуазия при помощп методов гос.-монополистич. регулирования произ-ва пытается разрядить напряженность противоречий капитализма и не допустить С. р.
Представители реформистской идеологии выдают гос.-монополистич. регулирование за перерождение или «трансформацию» капитализма. В действительности диалектика этого процесса такова, что, будучи средством борьбы за сохранение капиталистич. строя путем мобилизации всех его ресурсов, он вместе с тем ускоряет созревание материальных предпосылок социализма и тем самым в еще большей мере усиливает напряженность осн. противоречия капитализма.
Для С. р. необходимы не только объективные условия, определ. зрелость материальных предпосылок социализма, но и наличие субъективного фактора, активная и сознат. борьба рабочего класса, трудящихся за социализм. Основное противоречие капитализма проявляется в области классовых отношений как острый антагонизм между трудом и капиталом, пролетариатом и буржуазией. С. р. вырастает из классовой борьбы рабочего класса, само положение к-рого в системе капиталистич.производств, отношений выдвигает его на роль гл. движущей силы и гегемона С. р. Рабочий класс ряда капиталистич. стран упорной борьбой вырвал у буржуазии более высокий 5гровень жизни п мн. социальные и политич. права. Ссылаясь на эти факты, идеологи мелкобурж. радикализма утверждают, что революц. возможности рабочего класса уменьшаются и сам он «интегрируется» в капиталистич. систему. Вопреки этим утверждениям революц. энергия рабочего класса непрерывно растет, ибо источник революционности рабочего класса не только в его тяжелом материальном положении при капитализме, но главным образом в его социальном бесправии, в противоположности его коренных классовых интересов всему строю капиталистич. отношений. Поэтому несостоятельны ревизионистские идеи о «затухании» классовой борьбы пролетариата в странах развитого капитализма.
В борьбе за социализм рабочий класс не одинок. Социальный состав капиталистич. общества неоднороден. Кроме классов и социальных групп, оставшихся от прежних общественно-экономич. формаций (крестьянство, ремесленники, кустари), при капитализме возникают и растут другие обществ, слои: служащие, инженерно-технич. и науч. работники, мелкие предприниматели. Все эти обществ, группы испытывают возрастающий гнет со стороны монопо-лпстич. капитала. Многие из них по своему положению сближаются с рабочим классом и способны встать на его сторону в борьбе за социалистич. переустройство общества. Союз рабочего класса с крестьянством, с непролет, слоями трудящихся — необходимое условие победы С. р.
В двух первых турах С. р. (в России и в странах народной демократии) гл. союзником рабочего класса было крестьянство. Это объясняется тем, что победа С. р. отвечает коренным интересам трудового кресть-
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
янства, а С. р. происходила гл. обр. в тех странах, где крестьянство составляло большинство населения. Нетрудно предвидеть, что в большинстве стран Азии, Африки и Лат. Америки крестьянство также будет гл. союзником рабочего класса в грядущей борьбе за социализм. Оно, несомненно, сыграет свою роль и во многих странах развитого капитализма. Однако в ряде развитых капиталистич. стран доля самоде-ятельн. населения, занятого в с. х-ве, не превышает 4 —7%. Вместе с тем в этих странах в связи с развитием научно-технич. революции неуклонно растут численность и влияние различных слоев прогрессивной интеллигенции. Коренные экономич. и политич. интересы этих слоев также переплетаются с интересами рабочего класса. Поэтому в странах развитого капитализма наблюдается тенденция к превращению прогрессивной интеллигенции в важнейшего союзника рабочего класса.
Рабочий класс и др. классы и обществ, группы, объективно заинтересованные в сокрушении власти капитала и утверждении социализма, составляют ту социальную базу, из к-рой формируются политич. силы С. р. Огромная роль в подготовке субъективного фактора С. р. выпадает на долю революц. партии рабочего класса. Она вносит в рабочее движение социалистич. сознание, воспитывает и организует массы, разрабатывает стратегию и тактику классовой борьбы, осуществляет политич. руководство С. р.
Господство буржуазии в капиталистич. обществе обеспечивается ее политич. властью, всей мощью гос. машины. Поэтому первый акт социальной революции пролетариата — это политич. революция: завоевание рабочим классом власти, слом бурж. гос. машины, установление диктатуры пролетариата. Политич. революция вырастает из общенационального кризиса, возникающего на почве революционной ситуации. Таков, по словам Ленина, основной закон всякой великой революции.
Формы С. р. могут варьироваться в зависимости от конкретных условий и реального соотношения классовых сил в той или иной стране. С. р. может быть как мирной, так и немирной. Интересам рабочего класса и всех трудящихся больше отвечает мирный путь развития С. р., но выбор пути зависит не только от рабочего класса, но определяется той конкретной обстановкой, в к-рой развертывается политич. борьба.
При первом прорыве империалистич. цепи в результате Окт. С. р. в условиях, когда соотношение сил в мире было не в пользу рабочего класса, мирное развитие С. р. характеризовалось малой степенью вероятности. Такая редкая в то время возможность существовала в России после победы Февральской бурж.-демократич. революции 1917 вплоть до июльского кризиса, а затем в течение неск. дней после разгрома корниловского мятежа. «Ни один класс не посмеет,— писал тогда Ленин,— поднять восстание против Советов, и помещики с капиталистами, проученные опытом корниловщины, уступят власть мирно перед ультимативным требованием Советов» (Соч., т. 26, с. 45). Для мирного развития С. р. необходима, следовательно, такая обстановка, при к-рой господствующие классы не могут или не решаются применить открытое насилие по отношению к массам. Резкое размежевание классовых сил, ожесточение классовой борьбы, отсутствие у масс опыта перехода к социализму, соглашательская линия мелко-бурж. социалистич. партий,— все это толкнуло С. р. в России на немирный путь развития. Потребовалось вооруженное восстание и неск. лет войны против внутр. и внешней реакции, чтобы первая в истории С. р. смогла победить.
В дальнейшем по мере упрочения социализма и постоянного изменения соотношения сил в мире в пользу
междунар. рабочего класса возможности для мирного развития С. р. расширялись. С. р. в ряде европ. стран после 2-й мировой войны происходили сравнительно мирно и отличались постепенностью развития. В совр. условиях в ряде капиталистич. стран существуют более широкие возможности мирного перехода к социализму, к-рые обусловлены уже не редким стечением обстоятельств, а объективной логикой нового соотношения сил в пользу рабочего класса и социализма, размахом массовой борьбы за демократию, настоят, потребностью в глубоких демокра-тич. преобразованиях антимонополистич. характера. Учитывая вновь открывшиеся возможности, марксистско-ленинские партии ряда развитых капиталистич. стран выдвигают стратегии, концепцию мирного и постепенного перехода к социализму. Эта концепция ориентируется на программу коренных демократии, реформ, включающую национализацию ведущих отраслей нар. х-ва, банков, демократам, контроль и демократам, программирование экономики, участие рабочих в управлении произ-вом, глубокую налоговую реформу, демократизацию различных сторон обществ, жизни. Сами по себе эти реформы не означают социализма. Но они подрывают всевластие монополистам, капитала и тем самым расчищают путь к социализму, становятся важными промежуточными рубежами на этом пути, частью борьбы за социализм. Демократии, реформы служат платформой сплочения широкой демократам, коалиции левых сил, возглавляемых рабочим классом. В борьбе за эти реформы, за развитие демократии формируются массовые социально-политич. силы С. р., растет политич. авторитет рабочего класса, перед ним открывается возможность еще до завоевания всей полноты власти овладеть нек-рыми важными плацдармами в механизме бурж. гос-ва, в его исполнит, и особенно представит, органах. Это расширяет фронт классовой борьбы, позволяет вести наступление на власть монополий, сочетая действия масс снизу с действиями сверху, со стороны тех органов власти, к-рые оказываются под влиянием революц. сил.
Ориентация на сравнительно мирную и постепенную С. р. по своей сущности противоположна реформистской концепции постепенной «трансформации» капитализма в социализм. С марксистской т. зр., мирный переход к социализму при всей постепенности представляет собой революц. скачок, предполагающий завоевание всей полноты власти рабочим классом, трудящимися и коренной переворот в отношениях собственности. Поэтому постепенность не означает плавного развития без борьбы, это не простая сумма равнозначных небольших шагов к социализму. Это определ. последовательность крупных этапов радикальных преобразований всей системы общественно-политич. отношений, каждый из к-рых используется для усиления натиска революц. сил на позиции монополистам, капитала. При этом неизбежно наступление решающего рубежа борьбы за овладение гл. рычагами власти, за изменение классовой природы гос-ва и всей его политики. На этом рубеже буржуазия сосредоточит все свои силы и влияние, чтобы не допустить дальнейшего развития революции. Следовательно, и на мирном пути С. р. в решающий момент необходим широкий общенац. подъем классового движения рабочего класса и его союзников, к-рый один только может сломить и парализовать сопротивление буржуазии, пресечь ее контреволюц. поползновения, обеспечить переход уже не отд. звеньев, а всей полноты власти к рабочему классу. Именно этот этап означает неизбежный во всякой С. р. перерыв постепенности в развитии.
Будет ли С. р. развиваться в мирной или в немирной форме — это зависит гл. образом от возможностей
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
и средств сопротивления, к-рыми располагает буржуазия. Когда господствующие классы закрывают перед рабочим классом каналы мирного привлечения большинства народа на сторону социализма, насильственно подавляют легальную деятельность революц. авангарда, тогда необходим и оправдан курс на вооруж. борьбу за власть. При этом вооруж. восстание может рассчитывать на успех только в условиях общенац. кризиса, когда ему обеспечена поддержка и сочувствие большинства народа (см. В. И. Ленин, там же, с. 108—09). В противоположность бланкизму и народнич. мелкобурж. революционаризму марксисты и при ориентации на вооруж. борьбу всегда опираются на массы. Успешная вооруж. борьба не может быть развернута в любом месте и в любое время по произвольному усмотрению группы хорошо подготовленных инсургентов, намеревающихся сыграть роль «детонатора», способного разбить апатию и пассивность масс. Вооруженная борьба может быть успешной, когда она отвечает революц. настроениям масс и развертывается на гребне массового движения. Попытки искусственно создать революц. обстановку заведомо обречены на неудачу. Политич. искусство революц. авангарда в том и состоит, чтобы суметь вовремя уловить первые признаки массового революц. брожения и включиться в движение активными действиями.
В ходе революции вследствие крутых поворотов в развитии событий один путь развития Ср. может смениться другим. Поэтому рабочий класс и его партии должны предусматривать обе возможности: как мирного, так и немирного перехода к социализму.
С. р. присущ междунар. характер. Она вырастает из противоречий империализма как мировой системы. Однако эти противоречия нарастают неравномерно в разных странах. Вследствие острой неравномерности экономич. и политич. развития капитализма в нек-рых пунктах империалистич. системы возникают напряженные узлы противоречий, к-рые при наличии со-циально-политич. сил Ср. становятся наиболее слабыми звеньями системы. Из этого вытекают возможность и необходимость разновременной победы С. р. в разных странах. Первоначально она победила в одной, отдельно взятой стране — в России, где в нач. 20 в. сложились наиболее благоприятные условия для прорыва империалистич. цепи. Окт. С. р. имеет огромное междунар. значение, она положила начало эпохе социальной революции пролетариата.
Социальная революция пролетариата развертывается как сложный и длит, мировой процесс, в к-ром переплетаются многообразные по содержанию и характеру революц. движения. Нек-рые из них, не будучи социалистическими, тем не менее направлены против империализма и объективно вливаются в общее русло единого мирового революц. процесса. Это придает им более радикальный характер, сближает с борьбой за социализм, создает предпосылки для перерастания демократич. и нац.-освободит, движений и революций в социалистические. Логика обществ, прогресса сплачивает все революц. силы современности вокруг главной силы, стоящей в центре эпохи,— междунар. рабочего класса и мировой системы социализма.
Ведущая роль мировой социалистич. системы в революц. процессе определяется тем, что она представляет собой наиболее мощную силу, опирающуюся на экономич. и военпо-политич. могущество государственно-организованного рабочего класса, решающего самые сложные, созидат. задачи С. р. От успеха этой революц. работы зависит окончат, исход всемирной борьбы за социализм. Говоря о каналах влияния победившего социализма на мировой революц.
процесс, Ленин решительно осудил левацкую рево-люционаристскую концепцию искусств, «экспорта» революции, ее «подстегивания» путем развязывания войн с капиталистич. странами. Социализм воздействует на революц. движение в др. странах силой примера, интернационалистской поддержкой рабочего класса и др. прогрессивных сил, борющихся за социальный прогресс, решительной борьбой за мир, против империалистич. экспорта контрреволюции. Наряду с мировой системой социализма в качестве осн. революц. сил современности выступают рабочий класс развитых капиталистич. стран и национально-освободит. движение.
В силу неоднородного состава участвующих в нем классов и социальных слоев в развитии мирового революц. процесса могут возникать противоречия. Многомиллионная мелкобурж. масса, по словам Ленина, приходит в революцию со всеми ее предрассудками (см. там же, т. 22, с. 340), неизбежно привносит в революц. движение свои колебания и неустойчивость, свой национализм и ультрареволюционность. Это служит социальным источником временных зигзагов, изломов и даже попятных движений на отд. участках единого фронта борьбы против империализма, в особенности в странах с гигантским преобладанием мелкой буржуазии и узкой прослойкой пром. пролетариата. Условия для преодоления возникающих трудностей обеспечиваются общим по-ступат. ходом мировой революции, единством осн. революц. сил современности.
Мировая С. р.— это единство в многообразии. Практика мирового революц. процесса породила и, несомненно, породит в будущем различные формы С р. Исторически первой формой победоносной С. р. стала Окт. Ср. Наряду с присущими ей общими законами она несет на себе печать своеобразия места и времени, история, особенностей России и первого этапа общего кризиса капитализма. Европ. социалистич. страны дали новую форму С р., к-рая характеризуется многоэтапностью развития, сравнит, продолжительностью периода становления диктатуры пролетариата, переплетением социалистич. задач с задачами общедемократич. антифашистской борьбы. В своеобразной форме развертывалась С. р. в Китае, Корее, Вьетнаме, на Кубе. В ряде развитых капиталистич. стран складываются условия для возникновения С р., протекающей в более мирных и постепенных формах. Своими неповторимыми особенностями будет отличаться путь к социализму тех стран, к-рые освободились от колониального гнета и ориентируются на некапиталистич. развитие. Нет и не может быть какого-то одного шаблона для Ср. во всех странах. С р. возникает на почве условий данной страны и испытывает влияние той историч. обстановки, к-рая сложилась в данный период времени. Но вместе с тем мировой революц. процесс характеризуется глубоким внутр. единством. Каждая С. р. выступает как составная часть единой мировой С. р. Поэтому каждая С. р. наряду со специфическими несет в себе и общие для всех Ср. черты. Именно поэтому теория, исследующая общие законы С. р., закономерности мирового революц. процесса, общезначима для всех стран на протяжении всей эпохи перехода от капитализма к социализму. Разумеется, разнообразие конкретно-историч. условий в разных странах требует творч. применения принципов теории С. р. в каждой стране.
Теория С. р. разработана Марксом и Энгельсом. Они научно доказали историч. неизбежность С. р., охарактеризовали ее движущие силы, установили осн. условия победы. В эпоху империализма теория С. р. была творчески развита на основе обобщения нового опыта Лениным, исследовавшим созревание
74 СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
материальных предпосылок социализма в недрах монополистич. капитализма, закономерность разновременной победы С. р. в разных странах, роль субъективного фактора в революции, процесс возникновения революц. ситуации, пути развития мировой Ср. В совр. условиях теория Ср. получила дальнейшее развитие в программных документах междунар. коммунистич. движения, в Программе КПСС, в материалах и решениях съездов марксистско-ленинских партий.
Проблемы Ср. находятся в фокусе идейной борьбы марксистско-ленинских партий против ревизионизма и мелкобурж. революционаризма. Правый оппортунизм под предлогом изучения новых историч. условий отрекается от коренных принципов теории С. р.: диктатуры пролетариата, слома бурж. гос. машины, руководящей роли марксистско-ленинской партии. «Левый» оппортунизм изменяет творч. характеру марксистско-ленинской теории Ср. Он не учитывает глубоких изменений, происходящих в совр. мире, новых условий и возможностей подхода и перехода к социализму, возникающих под влиянием этих изменений. Опыт борьбы коммунистич. партий против бурж. критиков, ревизионистов и идеологов мелкобурж. псевдосоциализма доказывает, что гл. метод разоблачения антимарксистских антиленинских концепций — это творч. развитие теории Ср., обеспечивающее постоянное соответствие этой теории практике мирового революц. движения.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест ком
мунистич. партии, Соч., 2 изд., т. 4; М а р к с К., Классовая
борьба во Франции с 1848 по 1850 г., там же, т. 7; е г о ж е,
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; е г о ж е,
Критика Готской программы, там же, т. 19; е г о ж е, Капитал,
т. 1, там же, т. 23, гл. 24; Энгельс Ф., Анти-Дюринг,
там же, т. 20, с. 278—95; Ленин В. И., Что делать?,
Соч., 4 изд., т. 5; е г о же, Две тактики социал-демократии
в демократич. революции, там же, т. 9; е г о ж с, О лозунге
Соединенных Штатов Европы, там же, т. 21; е г о же, Воен
ная программа пролет, революции, там же, т. 23; его же,
Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 22;
его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же,
т. 25; его же, Государство и революция, там же; его же,
Тезисы и доклад о бурж. демократии и диктатуре пролетариата
4 марта, там же, т. 28; его же, Детская болезнь «левизны»
в коммунизме, там же, т. 31; е г о же, Доклад о международ
ном положении и осн. задачах Коммунистич. Интернационала
19 июля, там же; его же, Доклад комиссии по нац. и коло
ниальному вопросам 26 июля, там же; его же, Речь о роли
коммунистич. партии 23 июля, там же; его же, Речь об ус
ловиях приема в Коммунистич. Интернационал 30 июля,
там же; его же, Речь о парламентаризме 2 августа, там же;
его же, Речь о вхождении в британскую Рабочую партию
6 августа, там же; его же, Доклад о тактике РКП 5 июля,
там же, т. 32; его же, Пять лет российской революции
и перспективы мировой революции, там же, т. 33; Программ
ные документы борьбы за мир, демократию и социализм,
М., 1961; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС),
М., 1967; Материалы XXIII съезда КПСС, М., 1966; 50 лет
Великой Окт. социалистич. революции. Тезисы ЦК КПСС,
М., 1967; Документы Междунар. совещания коммунистич.
и рабочих партий. Москва, 5—17 июня 1969, М., 1969; К 100-
летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Те
зисы ЦК КПСС, М., 1969; X съезд Итал. коммунистич. пар
тии, пер. с итал., М., 1963; Итал. коммунистич. партия.
Съезд XI. Мат-лы, пер. с итал., М., 1966; Коммунистич.
партия Франции. Съезд XVIII. Мат-лы, пер. с франц., М.,
1967; Соболев А. И., Марксизм-ленинизм о формах
перехода от капитализма к социализму, М., 1958; Л е й б-
зон Б. М., Ленинское учение о партии и совр. коммунистич.
движение, М., 1963; Арисменди Р., Проблемы латиноаме
риканской революции, пер. с исп., М., 1964; Совр. рабочий
класс капиталистам, стран, М., 1965; Междунар. революц.
движение рабочего класса, под ред. Б. Н. Пономарева и др.,
3 изд., М., 1966; Кузин В. А., Народные массы и революция,
Каз., 1966; Великий Октябрь и мировой революц. процесс,
М., 1967; Красин Ю. А., Ленин, революция, современность.
Проблемы ленинской теории С. р., М., 1967; Ленинизм и миро
вое революц. движение, М., 1969. Ю. Красин. Москва.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — творч. метод социалистич. литературы и искусства, сущность к-рого определяется в Уставе ССП как «правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии». Это — метод художеств, освоения жизни в период поступат. раз-
вития общества к социализму и коммунизму. Иск-bi С. р. стремится проникнуть в суть совр. социально историч. процессов, показать в своей образной кон цепцпи мира и человека осуществимость новых идеа лов, отобразить остроту конфликтов современности передать убыстряющиеся темпы историч. движени; и грандиозные масштабы событий, вовлекающи: в свою орбиту судьбы миллионов людей. Перед иск-во) С. р. открывается возможность художеств, изображе нпя жизни, как она есть и какой должна быть, сив теза реального и идеального, этического и эстетиче ского. На этой основе в иск-ве С. р. возникает орга нпческое единство критического, аналитического и ут верждающего начал художеств, образа.
Прн характеристике традиций, на к-рые опираете С. р., необходимо исходить из положения, что социа листич. культура призвана освоить все богатств человеческой культуры, предшествующего художе ственного творчества и эстетич. мысли. Открыта, нового метода опираются на опыт искусства Воз рождения и Просвещения, романтизма и критическс го реализма (см. Реализм в иск-ве). С. р.— явлени международное; богатство его традиций и разнооб разие его конкретных форм определяются прежд всего многообразием нац. путей (и социальных,: художественных) его формирования и развития.
Историч. основы рождения нового худож. метод были охарактеризованы В. И. Лениным в ст. «Пат. тийная организация и партийная литература» (1905; «Это будет свободная литература, оплодотворяюща последнее слово революционной мысли человечеств опытом и живой работой социалистического проле тариата...» (Соч., т. 10, с. 31).
Открытия иск-ва Ср., его историзм и гуманиз! были связаны с трактовкой «жизни как деяния (М. Горький), а нового человека как «политическог человека» (И. Бехер); это позволило взглянуть н социальные противоречия с позиций историч. опте мизма, увидеть в искусстве «мастерскую человечьи воскрешений» (В. Маяковский), поставить вопро об ответственности человека за ход истории и истори за человека (М. Шолохов). Завоеванием иск-ва С. р стало создание образа положительного героя — борца строителя, ведущего за собой массы.
Для становления метода С. р. большое значени имел опыт пролетарской революц. литературы 19-20 вв., достижения таких художников, как Т. Драйзер А. Барбюс, Р. Роллан, М. Андерсен-Нексё, Лу Син и др. Новый метод формируется в творчестве Горьког до Октябрьской революции («Мать», «Враги») и пс лучает широкое распространение после 1917. С. г. прошел ряд этапов в своем развитии, общих по cj ществу, но не совпадающих хронологически для лит-г, находящихся в разных историч. и нац. условиях С р. с его оптимистич. верой в человека и его буду щее, осмыслением историч. судеб народов в борьб за их свободу и счастье противостоит различным на правлениям совр. бурж. иск-ва, с характерными дл. них пессимистич. представлениями о бессмысленном человеч. существования. Открытия художников С. г. оплодотворяют иск-во 20 в., и даже не принимающи этих открытий писатели иных направлений вынуж дены считаться с тем, что сделано Маяковским, Ара гоном, Незвалом, Галчиньским, Нерудой, Шостакс вичем и др. представителями Ср.
Термин «С. р.» возник в нач. 1930-х гг. в перио, подготовки 1-го съезда сов. писателей (впервы появился на страницах сов. печати в «Лит. газете от 29 мая 1932). Он возник в связи с необходимость! выдвинуть на смену пропагандировавшемуся критико: РАПП догматич. определению метода сов. лит-pi по аналогии с методом в философии как «творческог диалектико-материалистического метода» широкуг