личных положений и теорий, к-рые по тем или иным причинам, независимо от фактич. положения дел, признаются истинами, не подлежащими критике, пересмотру. В отличие от науч. аргументации, направленной к изменению сложившихся положений и теорий при их насыщении новыми элементами знания, С. подчинена принципу сохранения наличных положений и теорий — либо с помощью искусной реинтер-претации нового, позволяющей показать новое как частный случай наличного, либо с помощью очищения наличной системы знании от всего противоречивого, избыточного, способного поставить под угрозу и изменить сложившуюся логич. форму. В отличие от науч. аргументации, С. вытесняет противоречия и проблемы за рамки наличных систем знания и тем самым препятствует разрешению конфликта между наличным и новым знанием. В то же время она активно формирует проблематику, вскрывая противоречия между наличным и новым, а вместе с тем и тот минимум условий перестройки системы, к-рый достаточен для включения в нее нового. В этом своем качестве С. и науч. аргументация образуют единство противоположностей, обеспечивающих преемств. развитие системы знания. Способствуя выявлению логич. противоречивости системы знания, С. выступает необходимым моментом в движении науч. знания, поскольку софистич. апологетика наличного негативно формирует свою противоположность — науч. критику.
|
|
Софистич. аргументация всегда возникает по частному поводу как ответная реакция на очередную угрозу сложившейся системе знания, поэтому фигуры С.— софизмы, как отмечал Гегель, при ближайшем рассмотрении оказываются первичной формой теоре-тич. освоения противоречий, представая обычно в виде апорий и парадоксов. Поскольку именно эти угрозы замкнутой системе в неявном виде содержат новое, уникальное, каждый софизм уникален, его логич. структура в принципе невыводима из наличного формального аппарата системы, а опровержение очередных софизмов выступает как бесконечный процесс преемств. саморазвития систем знания.
Фигуры С. могут содержаться во всех видах по-знават. деятельности, когда познание оказывается вынужденным заполнять неизбежные пробелы за счет иррационального, по существу, фантазирования. Этот тип С.— «рабочего» теоретич. приема — связан обычно с тем, что Кант называл превращением логики из канона в органон познания, т. е. в нечто содержательное, само по себе обеспечивающее истинность вывода (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 161). Такая С, особенно широко используемая в массовой коммуникации, легко переходит в догматическую С.— в своеобразный процесс самосознания формы, если система содержат, формализма скована группой «решенных вопросов» и реализована на авторитетных текстах конечной длины, напр. на Свящ. писании. Софистич. аргументация в этих условиях порождает каскадное размножение «решенных вопросов», ведет к перенасыщению системы формой, к догматизации и в конечном счете к общему ее некрозу: система теряет способность к саморазвитию и переходит в семиотич. окаменелость — в катехизисное состояние конечной суммы авторитетных ответов на традиц. вопросы. По сути дела к тому же результату приводят попытки замкнуть систему дополнительным, снимающим выбор постулатом преемственности в духе биологич. наследств, кода или кибернетич. программы. В качестве такого рода попытки можно рассматривать гегелевскую интерпретацию истории. Используя идею тождества и неизменности познающего разума, Гегель интерпретировал иллюзию однозначности историч. ретроспективы с ее уже совершенными выборами как необходимо упорядоченную преемственность момен-
|
|
тов развития формализма, в к-ром нет ничего, кроме вложенного туда разумом. Этот постулат по существу запрещал науч. исследование и давал сильнейший апологетический эффект, как только речь шла о современности: любое наличное бытие без труда получало филос. санкцию необходимого продукта всех предшествующих этапов развития, чем отсекалась возможность науч. критики, революц. практики. Этот момент С. в историч. концепции Гегеля точно подметил Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 240).
Оценка С. только по конкретным ее проявлениям и субъективным стремлениям не дает представления о ее роли в истории мысли. А эта роль определяется тем, что по сути дела каждому радикальному сдвигу в способе мысли предшествует бурное развитие С. Софистич. аргументация стояла у колыбели европ. способа мысли, будучи одним из гл. факторов общей переориентации интереса с теогонич. связей порождения, составлявших костяк мифологич. мышления, на форму и логич. связь, к-рые теперь становятся осн. носителями связей целостности. Через критику С. античность вышла в совершенно новую логич. концепцию мира, живую до сих пор. Эта концепция основана на представлении о тождестве мысли и бытия, формы и оформленного, т. е. о синтезе устойчивого, оформляющего, качеств, начала и противостоящего ему подвижного, количеств, начала. Переход этот завершен в Аристотеле и закреплен в христианстве, но его предпосылки и частные результаты возникали много раньше, прежде всего благодаря деятельности софистов. Европ. способ мысли возводился в лесах С.
Новая волна С, связанная с развитием философии и филос. обоснованием опытной науки, поначалу не покидала антично-христ. схемы «творец— творение): и даже подчеркивала ее в деизме как осн. форме софизмов нового времени. Все исходные постулата христианства оставались здесь неизменными, отвер галось лишь право церкви на авторитетное истолко вание слова божьего. Откровению — знанию, передан ному человеку богом через пророков,— деизм противо поставлял открытие — знание, полученное человеко! в прямом общении с богом через сотворенную им при роду. Отсюда делался вывод о беспредельности по знания, об отсутствии противоречия между разумо! и верой, естеств. разумом человека и словом божьш (см., напр., Т. Гоббс, Избр. произв., т. 2, М., 1964 с. 379—80). Начатые Локком попытки отказаться о теологич. оснований такого софизма породили вопро о природе тождества мысли и бытия, о способах дс стижения этого тождества. Отказ от принципа вро» денности идей, т. е. от теологич. посылки богоподс бия человека, привел к новому софизму — софизм христ.-атеистич. агностицизма (Беркли, Юм). Аналг Канта и Гегеля показал, что этот софизм дален не прост и, видимо, неразрешим в рамках логич. ка] тины мира.
|
|
В науке 20 в. формируются новые системы апорий парадоксов, к-рые можно назвать совр. научной С. Ф] гуры нового софизма связаны с попытками точнык методами интерпретировать творчество. При этом, одной стороны, вскрывается неустранимость спосо нооти человека мыслить, создавать новые связи иде упорядочивать, формализовать, что образует исходнь момент творчества, а с другой — отсутствие все этого в обезличенных, непротиворечивых, рассчита ных на репродукцию результатах творчества, что з крывает возможности изучения творчества привычн ми для науки методами. Невозможность обоснова творчество через его результат, поиски источника в вого знания за пределами репродукции, в деятели сти, избегающей повторов, где с той или иной сил действует запрет на плагиат,— все это вызывает мае
СОФИСТЫ—СОФИЯ
софистических по своему смыслу восстановит, предприятий, составляющих суть т. н. «вторжения точных методов» в гуманитарные дисциплины под флагом усиления «точности» гуманитарных исследований. Эти предприятия порождают парадоксальную ситуацию: чем «точнее» формализм, тем меньше в нем оказывается гуманитарного предмета. Поэтому весьма характерным стало движение по такой схеме: от предельной точности через серию снижающих точность упрощений к отказу от дальнейших попыток точной интерпретации. Однако без этого «нашествия» точных методов в сферу гуманитарного знания не могли быть выявлены парадоксы европ. способа мысли. Выступая по функции и по общему направлению как С, вытесняя на периферию системы мышления тривиальные, по видимости, проблемы как проблемы, неразрешимые по нормам этой системы, совр. форма С. выполняет крайне ценную работу, создавая условия для науч. критики оснований европ. способа мышления.
Т. о., бесплодная с т. зр. научного продукта в обычном его понимании, С. в общем движении познания занимает законное место проблемообразующего момента, делает доступным для осознания то, что никогда не было бы замечено как проблема.
|
|
Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Марке К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3;М а р к с К., Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же; Аристотель, Метафизика, М.— Л., 1934; его же. Категории, М., 1939; Юм Д., Соч., [пер. с англ.], т. 1—2, М., 1965; Платон, Избр. диалоги, [М., 1965]; Hegel G.. Ober das Wesen der philosophischen Kritik..., Samtliche Werke, Bd 1, Stuttg., 1927; К u h n T h. S., The structure of scientific revolutions, [Chi.—a. o., 1962]. См. также лит. при ст. Софисты.
М. Петров. Ростов-на-Дону.
СОФИСТЫ (греч. оосрютт^ — умелец, искусник, изобретатель, мудрец, лжемудрец) —термин, к-рым в др.-греч. лит-ре обозначали: 1) умных, изобретательных, искусных, практически знающих людей, иногда людей спец. профессий; 2) в узком смысле — учителей мудрости и красноречия, философов 2-й пол. 5—1-й пол. 4 в. до н. э., к-рые впервые в Греции стали преподавать свое искусство за деньги. Наиболее значит. С. были Протагор, Г оргий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. С. не представляли собой единой группы ни по социально-политич. ориентации (Протагор тяготел к рабовладельч. демократии, софист Алкидам был противником рабства, а Критий — врагом демократии), ни по отношению к предшествующей др.-греч. философии (Протагор опирался на идеи Гераклита, Горгий и Антифонт — на идеи элейской школы и т. п.), ни по их собств. филос. идеям. Но можно выделить нек-рые общие черты философии С: перемещение центра тяжести филос. интересов из сферы натурфилософии на проблемы этики, политики, теории познания. С. призывали изучать самого человека и его субъективные способности, часто доходя при этом до релятивизма и субъективизма.
Гегель (см. Соч., т. 10, М., 1932, с. 4—33) впервые понял греч. С. как первых представителей учения о человеке и человеческом разуме. С. вошли в др.-греч. философию как ее необходимый фермент, и их влияние заметно не только у Сократа, Платона и Аристотеля, у представителей мегарской школы и киников, но и на всей философии эллинизма, включая неоплатонизм.
Появление С. и софистики связано с потребностями экономии, и культурного развития антпч. Греции — ростом рабовладения, необходимостью преодоления застойных традиций семейно-родового быта, потребностью в новых обществ., политич. и др. деятелях, в. более конкретном, рациональном рассмотрений проблем философии.
Вырождение софистики началось уже в 4 в. до н,,э. (Евтидем и др.). С.: постепенно превращались в-фокусников, берущихся с помощью софизмов: и др.
способов (подробно описанных Аристотелем в «Софистических опровержениях») защищать или опровергать любые мнения. Под именем «второй софистики» известно лит. течение 2 в. н. э., стремившееся реставрировать идеи и стиль греч. классики 5—4 вв. до н. э. Оно отличалось ученостью, прекрасным знанием предшествующей греч. лит-ры; традиции С. в собств. смысле слова оно продолжило до нек-рой степени только в лице Лукиана.
Соч.: Diels H. von, Fragmente der Vorsokratiker, 11 Aufl., В., 1964, Кар. 2, S. 79—90; Sofisti. Testimonianze e frammenti. Introduzione, trad, e comm. a cura di M. Unter-steiner, 1—3, Firenze, 1949—54; I sofisti. Frammenti e testimonianze, trad, di M. Timpanaro Cardini, Bari, 1954; I sofisti e Socrate. Una antologia dai frammenti e dalle testimonianze. A cura di F. Adorno, Torino, 1961; Маковельский А. С, Софисты, вып. 1—2, Баку, 1940—41.
Лит.: С, как переходная ступень от первого периода греч. филос. к дальнейшему ее развитию, в кн.: К о з л о в А. А., Филос. этюды, ч. 1, СПБ, 1876, с. 121—40; Брентано Т. Ф., Древн. и современные С, пер. с франц., СПБ, 1886; Зеленогорский Ф., Греч, трагики и С., «Вера и разум», 1890, № ю, с. 409—36; № 11, с. 455—71; Г и л я-р ов А. Н., Греч. С..., «Уч. зап. Моск. ун-та. Отд. ист,-фил.», 1892, вып. 7;Саводник В., К ист. греч. софистики, «Вопр. филос. и психол.», 1895, кн.2 (27), с. 212—19; Г о л ь м, С, их последователи и противники, в сб.: Ист. Греции со времени Пелопоннесской войны, вып. 1, М., 1896, с. 155—76; Бог дашевскийД. И., Греч. С, «Труды Киевск. дух. акад.», 1897, № 8, с. 455—93; Новгородцев П. И., Политич. идеалы древн. и нов. мира, вып. 1, М., 1914, с. 35— 60; Уланов В. Я., С. и Сократ, в кн.: Книга для чтения по древн. истории, ч. 1, М., 1916, с. 328—49; Чернышев Б. С, Софисты, М., 1929; История философии, т. 1, М., 1940, разд. 2, гл. 3; W е с к 1 е i n N., Die Sophisten und die Sophistik nach den Angaben Plato's, Wiirzb., 1866 (Diss.); S i e b e с к Н. D., Problem des Wissens bei Sokrates und die Sophistik, Halle, 1870; Chiappelli A., Per la storia della Sofistica greca, «Archiv fur G-eschichte der Philosophie», 1890, Bd 3, S. 1—21, 240—74; Nestle W., Bemerkungen zu den Vorsokratikern und Sophisten, «Philologus», 1908, Bd 67, S. 531—81; его же, Politik und Aufklarung in Griechen-land im Ausgang des 5. Jahrhunderts vor Christ, «Neue Jahr-biicher fur das Klassische Altertum», 1909, Bd 23, S. 1—22; Gomperz H., Sophistik und Rhetorik als Bildungsideal des ей Xiysi\> in seinem Verhaltnis zur Philosophie des 5. Jahrhunderts, Lpz., 1912; Jaeger W. "W., Das Ziel des Lebens in der griechischen Ethik von der Sophistik bis Aristo-teles, «Neue Jahrbucher fur das Klassische Altertum», 1913, Bd 31, S. 697—705; Gunning C. P., De sophistis Graeciae praeceptoribus, Amst., 1915 (Diss.); Arnim H., Gerechtig-keit und Nutzen in der griechischen Aufklarungsphilosophie, Fr./M., 1916; M a s s о n-C и r s e 1 P., La sophistique. Etude de philosophie comparee, «Revue de metaphysique et de morale», 1916, v. 23, p. 343—62; Geffcken J., Die griechische Aufklarung, «Neue Jahrbucher fur das Klassische Altertum», 1923, Bd 51—52, S. 15—31; Faggi A., L'«essere» e il «non essere» neila sofistica greca, «Atti Accademia della scienze di Torino. Clase di scienze morali», 1926, v. 61, p. 215—30; Mewal dt J., Kulturkampf der Sophisten, Tubingen, 1928; M i e i i A., L'epoca dei sofisti e la personality di Socrate, «Archeion», 1929, t. 11, p. 178—89; Hoffmann E., Der padagogische Gerlanke bei den Sophisten und Sokrates, «Neue Jahrbucher fur Wissenschaft und Jugendbildung», 1930, Bd 6, S. 59—68; Levi A., Sulla Sofistica. Studi introduttivi, «Sophia», 1938, v. 6, p. 325—56; S a i t t a G., L'illuminismo della sofistica greca, Mil., 1938; Antonelli M. Т., Figure di Sofisti in Platone, Torino, 1948; Buccellato M., Per una interpretazione speculativa della retorica sofistica, в сб.: Studi di filosofia greca, Bari, 1950, p. 181—213; U n-tersteiner M., Le origini sociale della sofistica, там же, p. 121—80; Buccellato M., Rassegna di studi sofistici, «Rassegna di filosofia», 1953, v. 2, p. 100—29, 209—24.
А. Лосев. Москва.
СОФИЯ (греч. оофих — мастерство, знание, мудрость) — понятие-мифологема антич. и ср.-век. философии, связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. В дофилос. др.-греч. словоупотреблении С.— разумное умение, реализующее себя в целесообразном творчестве (Гомер о С. опытного плотника, наученного богиней Афиной — см. «Илиада», XV, ст. 411—412). Понятие С. долго не расходится с понятием «технэ»— овеществленного «художества», но оперирование человека с вещами есть С. лишь постольку, поскольку он вносит в них смысл. Этот смысловой аспект заостряет философия (противопоставление С. и практич. «добродетели» унпифагорейца Филолая — 32 А 16). Интеллигибельный характер С. подчеркивает послесократовская фи-
СОФИЯ
лософия: Аристотель, отделяя С. от чувственного восприятия, определяет ее как «знание о причинах и источниках», «знание о сущности» (см. Met. I 983а 24; III 1, 995в 10; рус. пер., М.— Л., 1934). Ксенократ определял С. как «знание о первопричинах и об умопостигаемой сущности» (фрагм. 6), платонич. «Определения» — как «знание вечно-сущего, умозрит. знание причины сущего» (414В). Здесь С. относится еще к познават. процессу, но именно отсюда совершается поворот к новому, онтологич. пониманию С. Согласно Платону, С. «... есть нечто великое и приличествующее лишь божеству» (Phaedr., 278 Д), тогда как познающий человек может быть только «любителем С.» — «фило-софом». Знанием платоновско-аристотелевской сущности, к-рая мыслит самое себя, может обладать только она сама, и, следовательно, С. присуща самому бытию. Такое понимание укореняется в неоплатонизме. Прокл усматривает в умозрит. строе эйдо-сов «истинную Софию, к-рая есть знание самой себя и София самой себя, на самое себя направленная и самой себе сообщающая совершенство» (In Cratyl. proem. XVI). Эта же С. выявляется и как С. космоса, сообщающая материи меру, красоту и строй — возвращение на высшем уровне к изначальному пониманию С. как предметной сноровки ремесленника, внедряющего структурность в материал. Платон в «Тимее» (29а) говорит о мастере-демиурге, к-рый построяет космос, держа в уме софийный «вечный образец».
Понятие С. в греч. философии лишено к.-л. личностного облика, к-рый оно с необходимостью приобретает в библейской традиции. Во-первых, возраставшая трансцендентность библейского бога миру требовала нек-рого имманентного опосредствования, к-рое было бы одновременно и тождественно богу, и отлично от него (понятия-мифологемы rwn'hvhjm — «дух божий», gkjnh — «присутствие», mmrh — «слово»). Сюда же относится идея «закона» как демиургич. софийного «образца» — ср. талмудрич. слова: «бог воззрил на закон и сотворил мир» (Rabba Ber. 1,1). Во-вторых, в остроличностной ветхозаветной мифологии самораскрытие бога в мире должно быть понято опять-таки как лицо, как второе и подчиненное «Я» бога. В позднебиблейской дидактич. лит-ре мы встречаем «премудрость божью» (hkmh, в греч. тексте «С»), к-рая описана как личное существо. Ее отношение к богу пассивно и сводится к воспроизведению его энергий; она особенно связана с творческн-устрояющим аспектом бога («Книга притчей Соломоновых», VII, 4 и далее; VIII, 27—30). В природу этой космо-гонич. С.-«художницы» входит «веселье», т. е. нек-рый творч. Эрос, понятый, разумеется, не психологически, а строго бытийственно (см. также VIII, 30—31) (ср. слова Шиллера о радости, движущей «колеса великих мировых часов»). В раввпнической и позднее гностич. мысли С. сближалась с евр. r§jt и греч. 'apxh'- °ба термина означают «начало» в смысле «основания», лона изначальности. Хотя у понятия С, казалось бы, много общего с понятием логоса, специфику ее составляет женств. пассивность («зеркало»!), сопряженная с материнской многоплодностью, ее «веселие», а также глубинная связь не только с космосом, но и с человечеством (см. там же, VIII, 31), за к-рое она заступается, и притом именно с человеч. коллективом, общностью (см. Tanh., В., Nizzabim, 25а).
Христианство усваивает личностное понимание С. Ориген описывает ее как «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого, но притом одушевленное и как бы живое» (In Io., 1, 3, 4). В раннюю эпоху С. совпадала с лицом Христа-Логоса («С. бога» — 1 Кор. 1, 24). Но рано выступают и внелогосные аспекты С., связанные с «иг-
рой» и «весельем», а также с идеей человеч. «единомыс лпя», «целокупности», «общности». В лат. христ лит-ре термин «С.» вытесняется почти синонимич обозначением мистически понятой «церкви», поэто му собственно «софиологии» католич. традиция поч ти не знает. Победа христианства в 4 в. оживила тес кратпко-антропологич. аспекты С, особенно в Визак тии. Под знаком С. христианство пришло на Рус (С. посвящены три гл. рус. церкви в Киеве, Новгс роде п Полоцке 11 в., митрополит Илларион в «Слов о законе и благодати» описывает крещение Руси ка приход «премудрости божьей», т. е. С). Специфи' характер др.-рус. духовной культуры, выявлявше свое гл. содержание не в «логосе» абстрактной спек; ляции, но в жнзнестроит. этике «соборности» и в пре, метно-связанных формах художеств, творчества, да идеалу С. особую важность. На рус. почве склад! вается богатая иконография С. Личный облик С. кг в византийско-рус, так н в католич. сфере постепе: но сближается с образом девы Марии как просветле ной твари, в к-рой становится софийным, «облагор живается» весь космос.
На Западе специально к символу С. обращает! лишь нем. мистика в лице Г. Сузо, а затем Я. Вём позднее — пиетизм (Г. Арнольд). Из рук нем. мистш символ С. принимает Гёте, но в противоположное Бёме и с сильным уклоном в язычество подчерки; ее материнские черты: Фауст, не удовлетвореши чистым интеллектуализмом и пребывающий в глубок! внутр. одиночестве, находит избавление в приходе к («вечной женственности») — духовно-телесному л чалу, в к-ром сняты противоречия и помехи к чел веческой коммуникации. С. символизирует при эт мировую меру бытия. Фауст, разрушив отживит ср.-век. меру и выйдя к технич. активизму, оказыва! ся в опасности утратить вообще всякую меру, и Г(спешит привести его к свободной и разумной мере С. Образ С. воспринимает и Ноеалис. Но продолжает развертывание и «антисофийных» возможностей но] европ. индивидуализма (образы разрушит. «анг С.» в муз. драмах Р. Вагнера — Брунгильда, Изо. да, Кундрп). Неутешит, возможности фаустнч. в: мерности выражены в творчестве Достоевского, п тивопоставляющего им символ земли — С. Бьг как бы разбито для Достоевского на три уров) эгоистич.-бесструктурная «среда», сохранившая фийную структурность «почва» и сама С.— «земл
Спекулятивной разработкой понятия С. в cbj с теми же социальными импульсами, к-рые возденет вали на Гёте и Достоевского, занялся в конце 19 рус. идеализм (с опорой на вост.-христ. траднци Для Вл. Соловьева С. есть «...единство истинное, противополагающее себя множественности, не иск; чающее ее, но...все в себе заключающее» («Рос и вселенская церковь», М., 1911, с. 303—04). Это вы вается в универсалистскую утопию, где ни одно из п тивостоящих начал каждой антитезы (авторитет и (бода, традиция и прогресс и т. п.) не подлежит упр< нению, но всему должно быть указано его «настояп место в свободном всеединстве (ср. аналогичные и в неотомизме). Инициатива Соловьева была под:? чена т. н. «русским ренессансом». Флоренский, В] гний существенный вклад в науч. изучение исто образа С. (историко-фплос. и иконографич. экскур! видит в С. «идеальную личность мира», «психич. держание» разума божества, мудрость как целомуд] к-рым поддерживается целость мира, «актуаль. бесконечность» (см. «Столп и утверждение истш 1914, с. 319—92). Системами, развитием этого kj идей занимался С. Булгаков, подчеркивавший nei менимость к С. антитез «...абсолютного и относит ного, вечного и временного, божественного и тварн («Свет невечерний», [М.], 1917, с. 216). Вокруг пои;
СОХРАНЕНИЕ ПРЕДИКАТА— СОХРАНЕНИЯ ПРИНЦИПЫ 63
С. движется мысль Н. О. Лосского, С. Л. Франка с его «панентеизмом» и др. Идеал С. как предметной телесности и делового почтения к законам вещи реставрируется в наст, время в полемике с субъективизмом и волюнтаризмом — в католич. теологии (ср. у У. фон Бальтазара: «Человек приемлет меру вещей и сообщает им свою меру в точной правильности предметного разумения, которое отвечает объективным реальным и идеальным законам мира» — Balthasar H. U. von, Christlicher Humanismus, в журн.: «Studium generale», H. 2, 1948, Jg 1, S. 70).
Лит.: Ф л о р о в с к и й Г., О почитании Софии Премудрости божьей в Византии и на Руси, «Тр. 5 съезда русских академич. организаций за границей», ч. 1, София, 1932; L e i-segang H., Sophia, в кн.: Paulys Real-Encyclopadie, Keihe 2, Halbband 5, Stuttg., 1927; Boulgakov S., The wisdom of God. A brief summary of sophiology, N. Y.— L., 1937; A m m a n n A. M., Darstellung und Deutung der Sophia im vorpetrinischen Russland, «Orientalia Christiana Periodica», 1938, Bd 4, S. 120 — 56; Sholem G., Zur Entwicklungsge-schichte der kabbalistischen Konzeption der Schechinah, «Era-nos-Jahrbuch», 1952, Bd 21, S. 45—107; J a e g e r H., The Patristic conception of wisdom in the light of biblical and rabbinical research, «Studia Patristica», 1961, Bd 4, S. 90—106; Gladigow В., Sophia und Kosmos. Untersuchungen zur Friihgeschichte von Sophos und Sophie, Hildesheim, 1965.
С. Аверинцев. Москва.
СОХРАНЕНИЕ ПРЕДИКАТА — понятие алгебры логики, применяемое для формулировки критериев полноты функциональной классов функций различных систем многозначной логики; введено сов. математиком А. В. Кузнецовым. Функция ф (хх,..., хп), по определению, сохраняет предикат Р(х1г..., xs), если формула Р(хи, х12,..., xls)&P(x21, x22,..., x2s)& &Р(хп1,хп2,..., г„)эР(ф(1и,..., хп1), ф(ж12,..., хп2),..., ty(xls, ■■■' xns) истинна при всех значениях переменных г,у (i = l, 2,..., и; / = 1, 2,...,.?; & — знак конъюнкции, Z3 — знак (материальной) импликации). Множество всех функций, сохраняющих предикат Р, наз. классом С. п. Р. Примером применения понятия С. п. может служить сформулированное в его терминах условие функциональной полноты множества А функций двузначной алгебры логики, полученное сов. математиком С. В. Яблонским, состоящее в том, что А не должно включаться (или совпадать) ни в один из классов С. п. для след. предикатов (здесь «+» означает операцию сложения по модулю 2. т. е., по определению, 0+0=1 + 1 = 0, 0+1 = 1 + 0 = 1): 1) х=0, 2) х=1, 3) хфу, 4) x-\-y=u-\-z, 5) xs^y. С. п., к-рый (предикат) имеет место для всех элементов к.-л. области предметов, есть естеств. условие возможности (или обоснованности, корректности) расширения этой области предметов. В такой роли понятие С. п. выступает обычно в форме т. н. п р и н ц и п а п е р-манентности (Г. Ганкель), согласно к-рому любые предикаты и(ли) операции, определяемые на расширенной области, для элементов исходного (расширяемого) класса должны иметь те же значения, что и определенные на исходной области одноименные предикаты и операции (общеизвестные примеры: доопределение арифметич. операций, определенных первоначально для натуральных чисел, на области целых, рациональных, действит. и комплексных чисел).
Лит.: Кузнецов А. В., О проблемах тождества и функциональной полноты для алгебраических систем, в кн.: Тр. 3 Всес. математич. съезда, т. 2, М., 1956, с. 145—46; Я б-лонский С. В., Функциональные построения в fc-знач-ной логике, «Тр. Матем. ин-та АН СССР», 1958, т. 51.
Ю. Гастев. Москва.
СОХРАНЕНИЯ ЗАКОНЫ — см. Сохранения принципы.
СОХРАНЕНИЯ ПРИНЦИПЫ — утверждения, выражающие идею сохранения вещей, свойств или отношений природы и выступающие в качестве принципов науч. теорий. К числу С. п. относятся, напр. известные в физике законы сохранения — энергии, масса, импульса, момента импульса, электрич. заряда, барионного заряда, лептонного заряда, стран-
ности, четности п т. п. Закон сохранения энергии, в качестве общего закона природы был открыт в сер. 19 в. Получив применение в различных областях клас-снч. физики, он и в наст, время остается важнейшим принципом физич. науки. Новая форма действия этого закона сохранения основана, в частности, на учете взаимосвязи энергии и массы (Е=тс2): закон сохранения массы применяется в совр. физике совместно с законом сохранения энергии и действие его часто выявляется через сохранение энергии. Движение имеет и др. сохраняющиеся параметры. Напр., импульс р, равный произведению массы частицы на ее скорость, характеризует определ. образом направленность движения частицы и связан только с движущейся частицей. Если к.-л. частица в момент своего превращения покоится, то в результате такого-превращенпя не может образоваться только одна движущаяся частица. Такой процесс не противоречил бы закону сохранения энергии, но запрещается законом сохранения импульса. В результате превращения в этом случае возникают по крайней мере две частицы. С т. зр. теории относительности, импульс движущейся частицы следует рассматривать и в связи с энергией, и в связи с ее собств. массой. В этом случае импульс р, энергия Е и масса покоя т0 будут связаны соотношением Е- — p'icij=m%ci, где с — скорость света.
Вращат. движение характеризуется сохранением момента импульса. Вращение может быть орбитальным и собственным. Орбитальный момент импульса частицы в единицах постоянной Планка (h) принимает значения, кратные h. Собств. момент импульса частицы, или спин, кратен 1/2 h.
К числу свойств частиц, связанных с их внутр. структурой, относится электрич. заряд е. С т. зр. совр. физики, в процессах взаимных превращений частиц сохраняется алгебраич. сумма зарядов. Можно сказать, что закон сохранения заряда соответствует структурным изменениям материи, а сам электрич. заряд является важнейшим инвариантом структурных изменений. Сохраняющийся электрич. заряд, можно рассматривать и как константу электромагнитного взаимодействия.
Ядерное взаимодействие существенно отличается от электромагнитного и характеризуется соответствующими сохраняющимися величинами. Такой величиной является, в частности, изотопич. спин, к-рый в качестве специфич. свойства частицы связан с электрич. зарядом. Частицы могут объединяться в зарядовые семейства. Если зарядовое семейство состоит из двух частиц, напр. из протона и нейтрона, то изотопич. спин равен половине и эта величина характеризует все семейство. Можно, однако, ввести различное значение изотопич. спина для каждого члена семейства, в данном случае для протона и нейтрона. Если превращения частиц вызываются зарядово-независимыми взаимодействиями, то полный изотопич. спин / системы частиц сохраняется.
Исследование процессов рождения и гибели гиперонов и К-мезонов привело к открытию нового сохраняющегося параметра — странности и соответствующего закона сохранения. Странность S по абс. значению выражается целым числом и подобно электрич. заряду может иметь положительный или отри-цат. знак. М. Гелл-Ман и К. Нисидзима, к-рые выдвинули идею новой сохраняющейся величины и дали ей название, на основе открытого ими закона сохранения предсказали существование новых частиц. Сохраняющиеся параметры дают основание для объединения различных частиц в соответствующие классификационные группы или классы. Странные частицы могут быть объединены в один класс с нуклонами.
СОХРАНЕНИЯ ПРИНЦИПЫ
т. к. всем членам этого класса можно приписать одно общее свойство — барионный заряд. Частицы, у к-рых барионный заряд равен-)-1, наз. барионами, а те, у к-рых барионный заряд равен —1,—антибарионами. Закон сохранения барионного заряда, или, иначе, ба-рионного числа А, обеспечивает устойчивое существование протонов и, следовательно, ядер атомов и всей материн в целом. Полное значение величины А остается во всех превращениях постоянным. Можно говорить в силу этого о законе сохранения числа барио-нов. Барионы сохраняются, кроме случаев возможной аннигиляции барионов и антибарионов. Но и тогда барионный заряд, подобно электрич. заряду, не исчезает вообще, а сохраняется как скрытая возможность. Закон сохранения барионного заряда и закон сохранения странности тесно связаны друг с другом. Их связь принимает простую форму, если ввести понятие гиперзаряда У, равного удвоенному значению среднего заряда семейства частиц. В этом случае странность S и барионный заряд А будут связаны следующим простым соотношением S=Y — А. Для класса легких частиц — лептонов, к числу к-рых относятся нейтрино, электроны, мю-мезоны и соответствующие им античастицы, объединяющим принципом является закон сохранения лептонного заряда. Этот закон, в свою очередь, разделяется на два независимых закона — закон сохранения электронного лептонного заряда и закон сохранения мюонного лептонного заряда.
Кроме рассмотренных С. п., в физике элементарных частиц действуют и др. С. п., напр. закон сохранения четности или принцип унитарности в совр. квантовой теории поля.
Существуют, однако, и др. рода С. п. С появлением теории относительности выявилось исключит, значение принципа сохранения законов науки, или, иначе, принципа инвариантности. Любой закон природы представляет собой выражение нек-рой регулярности, нек-рого постоянства. Принцип инвариантности в качестве физич. принципа выявляет спец. условия этого постоянства по отношению к определ. классу движений. В механике Ньютона условием необходимости и общности законов движения выступали абс. пространство и время. В относительности теории условие общности и необходимости законов движения связывается с понятием пнерциальной спстемы, в к-рой по определению выполняются известные законы сохранения. Способ перехода от одной инерциальной системы к другой, движущейся относительно первой равномерно и прямолинейно, и выражает условие инвариантности законов природы. Такой переход, позволяющий вычислять пространственно-врем. координаты данной системы, если известны координаты др. системы, выражается посредством нек-рых математич. преобразований. Законы механики Ньютона инвариантны относительно преобразований Галилея. Законы релятивистской механики инвариантны относительно преобразований Лоренца.
Многообразие С. п. приводит к необходимости их классификации. В основу классификации можно положить различия в характере сохраняющихся объектов и различия в математич. формах выражения С. п. По степени общности действия Си. можно разделить на 2 класса — общие и частные. К первым можно отнести, напр., законы сохранения энергии, массы, импульса, момента, электрич. заряда. К частным С. п. будут отнесены законы сохранения четности, изотопич. спина, странности. Общие С. п. образуют основу единства физич. знания, а частные С. п. составляют класс законов, свидетельствующих о специфичности отд. областей физич. знания. Открытие этого второго класса С. п. является важной чертой развития новейшей физики.
Деление С. п. на общие и частные позволяет пс новому рассматривать проблему их абсолютност! Любой из Си., принадлежащих классу общих законо! может обнаружить ограниченность сферы своего де£ ствия. Др. словами, могут быть открыты такие о( ласти природы, где нек-рые из общих С. п. окажутс неприменимыми. На первый взгляд, это ведет к умеш шению класса общих законов и тем самым к допупн нию принципиальной возможности превращения ei в пустой класс. Но такой вывод был бы необоснова! ным. В новых необычных областях природы могут должны быть открыты новые, более общие С. п. Пр< изойдет изменение состава класса общих принципо] но такого рода класс в силу единства науч. знанг сохранится во всякой будущей теории. Абсолюте не тот или иной конкретный С. п., а сама идея сохр нения, к-рую можно выразить в качестве общетеорети принципа — ни одна развитая науч. теория не мож< быть построена без введения тех или иных сохрани! щихся величин.
Для каждого данного этапа развития ф: з и к и можно последовательно провести деление С. на три класса — сохранение вещей, свойств и отн шенпй. К классу С. п. вещей можно отнести, нащ закон сохранения массы в его классич. форме, ког, масса рассматривается как число частиц в теле (в сов физике под массой понимается не число частиц, а ы ра инертных и гравитационных свойств). Законы с хранения вещей и законы сохранения свойств взаим переходят друг в друга. В физике элементарных ч стиц это проявляется особенно наглядно: законы со ранения лептонного и барионного зарядов мож сформулировать как законы сохранения разнос соответствующих частиц и античастиц, или, крат говоря, как законы сохранения барионов и, сое ветственно, лептонов. В структуре совр. физич. те рии законы сохранения свойств оказываются бол существенными, а еще более существенно сохранен связей или отношений вещей. Логич. переход сохранения вещей к сохранению свойств, а затем к ее ранению отношений (инвариантности) соответств5 в совр. теории переходу от менее общих к более е щнм и, следовательно, более фундаментальным С.
В связи с этой особенностью совр. физич. теор возникает вопрос о смысле и значении закона сох] нения материн и движения. Этот закон в истории i знания природы принимал различные формы. В фор» лировке Ломоносова (1748) сохраняющимся объект выступает сама материя или вещество, а также Д1 жение. Лавуазье (1789) формулирует закон coxpai ния материи как принцип, согласно к-рому в кажд процессе в начальный и конечный момент находит неизменное количество материи.
Если материя рассматривается как система не: менных атомов, то ее сохранение предстает как неуничтожимость, а всевозможные превращения ществ сводятся к структурным видоизменениям эт веществ. Если же структура материи неизвестна г. от нее отвлекаются, то сохранение материи выража ся как неуничтожимость некоторых существ, свой' материальных объектов. В процессах преврапкн сохраняются именно существ, свойства. Одш существенность свойств определяется в свою очер! через их сохранение в исследуемых процесс Здесь именно тот логич. круг, к-рый характерен; фундаментальных понятий науки и к-рый разрывав выходом в сферу филос. принципов. Ломоносо как и Лавуазье, материя представляется в виде не менных атомов. Т.к. атомы обладают постоянной м сой и весом, то действие закона сохранения мате] может выявляться в конкретном исследовании пост, ством взвешивания веществ до реакции и после ре ции. К тому времени уже были известны наблюде)
СОХРАНЕНИЯ ПРИНЦИПЫ
Рише, показавшие зависимость веса тела от места Яа земной поверхности. Поэтому взвешиванием, строго говоря, определялась величина массы тела, к-рая отождествлялась с количеством материи. Такая трактовка закона сохранения материи существовала до конца 19 в., хотя уже к этому времени закон сохранения и превращения энергии и успехи электромагнитной теории Максвелла подготовили основу для изменения формы этого закона. Новые представления о структуре материи, связанные с результатами теории относительности и квантовой физики, привели к формулировке положения, согласно к-рому во всех известщ>1Х науке превращениях материальных объектов сохраняются их общие свойства и отношения. В совр. Понимании материя представляет собой ряд структурных уровней, начинающийся с известных к наст, времени фундаментальных частиц, к-рые сами по себе лишь относительно устойчивы. Если относит, устойчивость их принять за абс. устойчивость, как это имело место в классич. атомизме, то принцип сохранения материи может принимать класспч. форму, выступая, в частности, как закон сохранения массы.
С т. зр. совр. атомизма, фундаментальные частицы материи взаимопревращаемы. Процессы взаимнщх превращений приводят к образованию новых частпЦт относящихся к тому же классу фундаментальных частиц материи или к более сложным структурным фар-мам, составленным из этих частиц. Сама связь этях частиц образует сложные структурные формы и представляет собой особый вид материи — поле, к-р(>е, в свою очередь, может быть квантовано. Факт порождения материальными частицами др. материальных частиц, др. словами, факт различия при тождесть^ i дает основание для новой трактовки принципа сохранения материи и движения. Условием сохранения материи выступает теперь ее изменение, а изменение, в свою очередь, невозможно без сохранения обпгих свойств, присущих всем формам материи. Вся совокупность известных к наст, времени конкретных С. п. выражает общий принцип сохранения материи и движения.
Конкретные формы С. п. имеют математич. выражение, что позволяет классифицировать их по математг1ч_ формам. Анализ этих форм показывает, что формулирование С. п. выступает как условие применения математики в данной теоретич. системе науки. Развитие физич. теории, в частности, совершается по мере тоьо, как удается открыть новые сохраняющиеся величины и разработать или найти в развивающейся математике адекватный этим величинам математич. аппарат. Возможность такой роли математики объясняется тем, что любая развитая математич. теория содержит понятия, к-рые так или иначе выражают идею инвариантности. В нек-рых теориях эта идея выступает непосредственно. К ним относится теория групп, к-рая в последние годы находит все возрастающее призвание и применение в физике и др. науках о природе.
Принимая разнообразные формы, С. п. являются необходимыми основоположениями всякого науч. знания, хотя часто они явно не формулируются. Можно сказать, что знание становится научным, приобретает возможность развития в качестве теоретич. систеМЬ1 в той мере, в какой принимает конкретные формы идея сохранения. Эта идея обнаруживается уже в древией философии, в характерных для нее поисках извечных начал или корней всего существующего. Атоми3м древних стал первым в истории познания природы конкретным воплощением идеи сохранения. Др. сторону этой идеи раскрыл Платон в учении о неизменяющихся гармонически организованных элементах, лежащих в фундаменте мира. Это учение позднее воплотилось в принцип симметрии, тесно связанный с совр. представлениями о С. п. Само содержание
понятия симметрии можно рассматривать как специ-фич. единство сохранения и изменения, вытекающее из единства тождества и различия, внутреннего и внешнего в объектах природы. Симметрия имеет место там, где можно выявить в определ. отношении различие объекта от внешнего окружения и его внутр. тождество с самим собой. Она представляет собой гар-монич. равновесие сохраняющегося и изменяющегося в любом процессе изменения, в любой форме движения. Динамич. процессам, к-рые исследует физика, соответствует абстрактная динамич. симметрия, сохраняющимися параметрами к-рой выступают, в частности, энергия, импульс, момент, заряды и т. п. Сообразно трем классам сохраняющихся объектов можно говорить о трех осн. типах симметрии: симметрии вещей, свойств, отношений. При переходе в процессе познания от одного уровня материи к другому нередко обнаруживаются новые сохраняющиеся элементы. В таких случаях познание в конечном счете приходит к выявлению нового типа симметрии. Поэтому можно сказать, что в познании действует своеобразный принцип сохранения симметрии: обнаружение нарушения одного типа симметрии компенсируется открытием др. типа симметрии.
Поиски инвариантных величин становятся необходимым элементом науч. анализа не только в области физики, но и во всех др. областях науки, где решающее значение приобретает понятие структуры. С. п. выступают в этом случае как метод познания структуры. С этой т. зр., новейшие открытия молекулярной биологии представляют собой обнаружение глубоких структурных инвариантов живых систем, своеобразных, специфически биологических С. п. (напр., при изучении наследственности).
С. п. находятся в тесной связи с классич. законами п категориями диалектики. Единство сохранения и изменения является весьма общим законом природы. Действие этого закона можно проследить, однако, и в др. сферах действительности, включая и область человеч. мышления. В частности, в развитии науч. познания в качестве формы этого закона можно рассматривать соответствия принцип. Всеобщность единства сохранения и изменения позволяет говорить о своеобразном законе диалектики, имеющем столь же общий характер, как и все ее др. законы. Этим же определяется и важная роль категории сохранения, к-рая должна включаться в общее учение о движении. Анализ категории движения и подробно развитые в сов. лит-ре классификации форм движения нельзя считать полными без анализа соответствующих форм сохранения.
Процесс познания на любом уровне строится т. о., что выявляемые характеристики объекта приобретают все более инвариантный характер по отношению к изменяющимся условиям познания. Напр., познание движения как объективного процесса и в особенности познание движущегося объекта приводит к выявлению инвариантных характеристик самого движения и к вычленению объекта из непрестанно изменяющихся ситуаций. Такое вычленение и обеспечивается обнаружением разнообразных сохраняющихся параметров изменяющегося объекта. Если понятию сохранения придать категориальный характер, то можно утверждать, что и к познанию применимы своеобразные, широко понимаемые С. п. как существ, критерии его истинности. С этой т. зр. можно подойти к оценке нек-рых известных логич. и теоретико-позна-ват. концепций и принципов. Напр., закон тождества в формальной логике при известных условиях можно рассматривать кац своеобразную форму С. п., работающую в области формальной структуры самого мышления. Сам процесс становления мышления в индивидуальном развитии, равно как и историч. движе-
СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ ЗАКОН — СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ние науч. познания, подчиняется своим особым «законам тождества», своеобразным С. п. в форме спе-цифич. инвариантов развивающейся мысли. Именно такого рода инварианты обеспечивают объективную ориентацию человека в непрестанно изменяющемся мире и в конечном счете определяют объективную значимость развивающегося познания.
Лит.: План к М., Принцип сохранения энергии, пер. с нем., М.— Л., 1938; Вейль Г., Классич. группы, их инварианты и представления, пер. с англ., М., 1947; Кузнецов И. В., Принцип соответствия в cobd. физике и его филос. значение, М.— Л., 1948; Законы сохранения в физике и причинная обусловленность явлений природы, в кн.: Проблема причинности в совр. физике, М., 1960; Меры движения и законы сохранения, в кн.: Филос. вопросы совр. учения о движении в природе [Л.], 1962; Кузнецов И. В., Взаимосвязь физич. теорий, «ВФ», 1963, № 6; Впгнер Е., Симметрия и законы сохранения. «УФН», 1964, т. 83, вып. 4; Веселовский В. Н., Филос. значение законов сохранения материи и движения, М., 1964; М е н с к и й М. В., Сохранения законы, в кн.: Физический энциклопедич. словарь, т. 4, М., 1965; Овчинников Н. Ф., Принципы сохранения, М., 1966; Г о т т В. С, Перетурин А. Ф., Абсолютное и относительное в законе сохранения и превращения энергии, «ВФ», 1967, Л<= 3. Н. Овчинников. Москва.
СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ ЗАКОН — см. Сохранения принципы.^
СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный) — в социологии обозначает процесс, в ходе к-рого человеч. существо с определенными биологич. задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. С. обеспечивает преемственность историч. развития. «К а к само общество производит человека как челове-к а, так и он производит общество» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 589). Теория С. призвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества.
Термин «С.» отличается от близких ему понятий. «Рост» и «развитие» означают развертывание имманентных индивиду задатков, куда социальные условия включаются лишь в качестве внешней среды. Воспитание — это намеренное формирование личности в соответствии с принятым идеалом. С. же охватывает процесс и результаты взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний.
Зарубежные исследования и теория С. имеют двоякую ориентацию. Одни исходят из представления о человеке как биологич. существе, к-рое лишь приспосабливает врожденные формы поведения, инстинкты и т. п. к условиям существования в обществе. Сторонники социологич. ориентации, напротив, полагают, что С. есть формирование всех человеческих качеств.
Первая ориентация наиболее полно выражена во фрейдизме. Фрейд считал, что в основе поведения ребенка лежат биологич. влечения. Попытки реализовать их, однако, приводят к столкновениям с требованиями общества, к-рые проводят в жизнь родители. В результате влечения подавляются или трансформируются. Индивидуальность проявляется именно в том, насколько и как человек справляется с этими импульсами, а последнее зависит от его конституции и прошлого, прежде всего детского, опыта. Процесс развития необратим, и системы, складывающиеся у младенца, предопределяют последующие, к-рые всего лишь «надстраиваются» над первыми. По Фрейду, С. заканчивается к 5—6 годам. Главным агентом С. является семья, родители. Осн. механизм С.— идентификация, самое раннее эмоциональное отношение, вызывающее бессознат. отождествление себя с другим объектом или человеком, в результате к-рого он становится частью Я. Т. о., процесс С. сводится к таким факторам, как формы кормления и ухода за младенцем. Однако позже (неофрейдизм) этот подход был признан
недостаточным и на первый план вышла пробл влияния социальной среды.
Среди социологически ориентированных кош ций С. наиболее интересен символич. интеракциош ведущий свою родословную от Дж. Мида. Отирав пунктом Мида является не отд. индивид, а про: социального взаимодействия, в ходе к-рого toj и формируются индивидуальные качества. Инт к развитию интеллекта, подчеркивание важности ладения речью в процессе С. сближает это напра ние со взглядами Л. С. Выготского. Символич. теракцпоннзм рассматривает С. как процесс усво< индивидом определ. системы ролей социальных, с к связаны социально-культурные значения и симв Самосознание личности, ее Я также производно < общения. С. не заканчивается в детстве, но про жается практически всю жизнь. Гл. этапами С. ляются: а) пспхогенетпческий, когда у ребенка, и у животных, путем проб, ошибок и подкрепл вырабатываются привычные шаблоны удовлел ния потребностей; б) образно-символический, в образы, возникающие при блокаде привычного; связываются с некими жестами, звуками и т. последние приобретают под влиянием окружав значение символа; и в) интеллектуально-концепт; ный, когда посредством символов ребенок нач! управлять чужим и собств. поведением и способен обретать новые значения не только посредством ного опыта, а через комбинации существующих чений и аналогий с ними. Осн. агентом С. явл, первичная группа, причем отмечаются фун детской игровой группы в научении ролям и пс нию в роли. «Принятие роли другого» — гл. мехЕ С. Сначала ребенок ориентируется на экспевд «значимых других» (отца, матери), но по мере ps рения контактов происходит генерализация и о том ориентации становится «генерализованный гой», отождествляемый Мидом с общиной или соц ной группой.
Изложенная концепция открыла перспективы рич. исследования С. (социальные функции де игры, значение прямого и косвенного общенш рактер и типы «значимых других», способы «при роди другого» и т. п.). Однако рассматриваема общая теория, она имеет существ, недостатки, тическн она исключает из рассмотрения фило историч. развитие общества, ограничиваясь о нетнч. планом. Сводя С. к общению, она искл из рассмотрения содержание этого общения, пр ную деятельность, труд, играющий важнейшук как в фило-, так и в онтогенезе.
Продолжит, дискуссии привели к сближению них позиций. Так, Ж. Пиаже, рассматривавши бейка как биологич. существо, к-рое начинает стояния аутизма и эгоцентризма, несколько и свои утверждения. С другой стороны, А. Валлон нил тезис о «социальности с рождения», пр что, хотя младенец является наиболее общит. с; вом, установление взаимозависимости между и другими происходит позднее, причем сначала фективном и затем в интеллектуальном плане.
В русле психоанализа Э. Эриксон и др. и к выводу, что С. не кончается в детстве, что i нием управляют прижизненно возникающие новки. С другой стороны, психологи-бихеви> стали обращать больше внимания на аффек' тенденции. Все направления признают роль м ностных отношений в С.
Марксистский подход к проблеме С. базг на след. осн. принципах: 1) С. должна изучат! в филогенетическом (формирование родовых < человечества), так и в онтогенетическом (фор» ние конкретного типа личности) плане. 2) С