temporains, P., 1951; Verni ere P., Spinoza et la pensee Irancaise avant la revolution, pt. 1—2, P., 1954; Hampshire S., Spinoza, L.,41954]; Hal let H. F., B. de Spinoza, L., 1957; Kolakowski L., Jednostka i nies-konczonosc. Wolnosd i antynomie wolnosci w filozofii Spinozy, Warsz., 1958; leier L. S., Spinoza and the rise of liberalism, Boston, [1958]; R e v a h I. S., Spinoza et le dr. Juan de Prado, P.—La Haye, 1959; Spinoza — dreihundert Jahre Ewigkeit. Spinoza-Festschrift. 1632—1932, hrsg. von S. Hessiiip, 2 Aufl., Haag, 1962; Alain E. A. C, Spinoza, P., 1965; Zac S., Spinoza et Pinterpretation de l'ecrlture, P., 1965.
В. Соколов. Москва.
СПИР, Ш п и р (Spir), Африкан Александрович (15 нояб. 1837 —13 марта 1890) — рус.-нем. философ-кантианец, испытавший влияние Декарта, Спинозы, Гербарта и построивший трансцендентально-метафи-зич. систему; ясность рассуждений С. высоко ценил Л. Толстой. Род. С. в Херсонской губ. в семье врача — обрусевшего немца. В 17 лет участвовал в обороне Севастополя. В 1859, поселившись в деревне, освободил крестьян, снабдив их землей и уплатив за них денежные повинности. В 1862 отправился путешествовать за границу, слушал лекции в Гейдельберге. С 1867 поселяется в Германии, а с 1878 — в Швейцарии.
В гл. соч. «Мысль и действительность» («Denken und Wirklichkeit», Bd 1—2, Lpz., 1873) С. выдвигает в качестве истинного фил ос. метода сформулированное Декартом требование: выявить непосредств. данные сознания и делать из них только те выводы, к-рые вытекают с соверш. очевидностью, а в качестве истинно филос. основоположения — доказательство Декартом дуализма мыслящего и протяженного начал (несводимость разнородных субстанций). Однако, в отличие от Декарта, С. считает непосредственно данным не только внутренний опыт, но и само различение внутреннего и внешнего: Я и не-Я. Внешний мир, по С., дан так же непосредственно, как и внутренний.
|
|
С. исходит из основ кантовского критицизма, из утверждения трансцендентального, априорного характера нашего познания. Однако в обосновании априорности С. вступает в полемику с Кантом и выдвигает аргумент несоответственности опыта законам мышления (в частности, логич. закону тождества). Априорность законов сознания С. стремится обосновать не только через логическую, но и этич. сферу: сознание должного, невыводимое пз сущего, имеет также моральный аспект. Через сферу логического и этического раскрывается абс. бытие (к-рое С. понимает в духе Элейской школы как абсолютно простую, пребывающую, вечную неизменную, единств, и соверш. субстанцию). По С, существует три сферы бытия: ноуменальный мир («вещей в себе»), феноменальный мир — сфера эмпирпч. реальности (к-рая лежит вне пространства, но подчинена закону времени)—и сфера субъективных пред став ленпй. Причем первые два мира абсолютно разъединены и не связаны каузально: ноуменальный мир, понимаемый С. в духе платонизма как мир абс, нормального бытия, не может быть, согласно С, причиной мира эмпирического (как искаженного, несоверш., становящегося) — он выступает лишь как идеал, норма, а не основание бытия. Однако С, стремящийся избежать пантеизма абсолютным разведением двух миров, с одной стороны, в ходе абстрактно-спекулятивного рассуждения оставляет необъяснимой связь (и, след., императивный характер связи) между ними, а с другой — как раз вносит в свою систему пантеистич. дух вместе с понятием бога, к-рый выступает у С. в качестве безличной субстанции.
|
|
С. принадлежит развитие формулировки логич. закона противоречия: утверждение и отрицание одного и того же не могут быть верны в одно и то же время и, наоборот, два различных утверждения не могут быть верны в одно и то же время в одном и том же отношении.
Соч.: Gesammelte Schriftcn, Bd 1—4. Lpz., 1883-85; в рус. пер.— Очерки критич. философии, М., 1901.
Лит.: 3 е н ь к о в с к и й В. В., История рус. философии, т. 2, М., 1956, с. 311 — 13; Segoiid J., L'idealisme des valeurs et la doctrine de Spir, «Rev. Philos.», 1912, v. 74, N» 8, p. 113—39; P о ggi A., Luci ed ombre nella morale di A. Spir, «Rivista Filos.», 1937, p. 251—60; S с h e n a rdi P. A., A. Spir, «Logos», 1937, Ml; Martinetti P., Ragione e lede. Torino, 1942. p. 345 — 57; Claparede-Spir H., Principes de justice sociale, precedes de un precurseur: A. Spir Gen., 1945.,
СПИРИТИЗМ (франц. spiritisme, от лат. spiritus — душа, дух) — мистич. течение, сторонники к-рого верят в послесмертное существование душ умерших и возможность общения с ними. Возник в сер. 19 в. после того, как в 1848 в доме амер. фермера Фокса стали слышаться «таинственные» шумы и стуки, распознанные его дочерью как некий упорядоченный «код», исходящий от «духа» когда-то убитого в этом доме разносчика. Дочь Фокса была признана «медиумом» — лицом, способным вступать в контакт с душами умерших, а сама практика спиритич. сеансов вскоре получила широкое распространение как в США, так и в Зап. Европе. Феноменами спиритич. коммуникации считались явления т. н. «физич. медиумизма» — движения и удары различных предметов домашнего обихода (особенно столоверчение), звуки муз. инструментов, появление света, различные голоса, или даже т. н. материализация, т. е. внезапное возникновение отд. частей тела (рук, лица) и столь же внезапное их исчезновение.
С. восходит к широко распространенным в древности (Индия, Египет и др.) анимистическим (см. Анимизм) верованиям, а также многообразным представлениям о существовании сверхъестеств. мира и нематериальных существ (духов, демонов, ангелов и т. п.) и возможности при известных условиях общения с ними (в т. ч. и с душами умерших людей — ср. доктрину о переселении душ в брахманизме, буддизме и индуизме, а также у древних египтян, у орфиков и пифагорейцев в Др. Греции и т. д.). В Библии упоминается об Аэндорской волшебнице, вызывавшей духов умерших (1 кн. Царств, 7 —19). Связь с миром духов считалась привилегией немногих специально «посвященных» людей — магов, жрецов или прорицателей (напр., греч. пифии или рим. сивиллы), а способы этой связи составляли предмет глубочайшей тайны. В отличие от этого, С. сразу же принял характер массового мпстнч. течения, импонирующего — в эпоху расцвета естественнонауч. мышления — своим стремлением к «экспериментальному» доказательству существования душ после смерти. К концу 19 в. в Англии было неск. миллионов спиритов, в США — св. 10 млн., организовались об-ва и ассоциации спиритов, издавались многочнел. газеты и журналы (в России наиболее известным был журн. «Ребус», 1881 —1917). «Теоретиками» С. были американец А. Дж. Дейвис (1826 — 1910) и француз А. Кардек (1804—69) («Книга духов», пер. с франц., М., 1861), основавший направление т. н. «кардицизма», гл. догматом к-рого была доктрина перевоплощения. С. вызвал резкую критику со стороны ученых-материалистов и настороженное отношение со стороны христ. церкви, т. к. С. противоречил ряду ее догматов. Изучением спиритич. феноменов занимались англ. физики У. Крукс и А. Уоллес, франц. физиолог, исследователь гипнотизма Ш. Ринге, в России А. М. Бутлеров («Статьи по медиумизму», СПБ, 1889) и особенно А. Н. Аксаков («Анимизм и С», СПБ, 1902). В 1871 по предложению Д. И. Менделеева при Петерб. ун-те была создана комиссия для изучения спиритич. явлений, к-рая признала С. суеверием (см. Д. И. Менделеев, Материалы для суждения о С, СПБ, 1876; а также А. Н. Аксаков, Памятник науч. предубеждения, СПБ, 1883): Энгельс назвал С. «...самым диким из всех суеверий.. .'» (см. «Диалектика природы», 1969, с. 42).
|
|
116 СПИРИТУАЛИЗМ—СПОЛДИНГ
В наст, время С. продолжает пользоваться нек-рой популярностью на западе (Междунар. центр, ассамблея С, осн. в 1936, насчитывает 164 тыс. членов, 269 церквей и 263 школы; Амер. нац. ассоциация спиритич. церквей — 100 тыс. членов; англ. Нац. спиритич. союз имеет 500 отделений, и др.).
Различные объяснения феноменов, наблюдавшихся
на спиритич. сеансах, можно свести к четырем т. зр.,
сформулированным еще Ш. Рлше: 1) все, относящееся
к С, есть результат фокусничества и обмана; 2) су
ществуют духи, флюидич. существа, вмешивающиеся
в человеческие поступки и способные действовать на
вещество; 3) в природе существует особая, не извест
ная еще нам сила, действующая независимо от законов
тяготения и приводящая тела в движение; 4) спири
тич. явления — результат бессознательных, но целе
сообразных движений медиума (идеомоторных актов),
совершающихся помимо его воли и желания. Сам
Рише придерживался последней гипотезы, к-рую
разделяет и ряд совр. психологов. Ряд спиритич. фе
номенов изучается в наст, время парапсихологией.
Лит.: Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки,
М., 1965; Myers F. W. H., Human personality and Us
survival of bodily death, v. 1—2, L., 1920; Pic net Gh.,
Traite de metapsychigue, P., 1Я22; Driesch H., Parapsy-
chologie, 3 Aufl., Z., 1952. P. Хаиров. Москва.
СПИРИТУАЛИЗМ (франц. spiritualisme, от лат. spiritualis — духовный, spiritus — душа, дух) — филос. воззрение, исходящее из противопоставления духовного (психического) и телесного бытия и рассматривающее дух (душу) в качестве первоосновы действительности или в качестве особой бестелесной субстанции, существующей независимо от материи. Как филос. термин был введен в употребление Кузеном, обозначившим так свои взгляды (т. н. эклектпч. С), сложившиеся под влиянием воззрений Мен де Бирала, идей Шеллинга и Гегеля. В дальнейшем он получил распространение преим. на романской почве. С. стали называть ряд школ и направлений во франц. и итал. философии 19—20 вв. (спиритуалистич. позитивизм Равессона, Лашелъе и Вутру, учения Розмини, Джоберти, Ренувъе, Бергсона, Лавеля и др.), а более широко — самые разнообразные филос. учения древности и нового времени, утверждающие, в противоположность материализму, субстанциальность духовного начала (напр., воззрения Платона, Августина, Лейбница, Беркли и др.). В этом смысле С. выступает как менее употребит, синоним идеализма. Однако нередко в понятии С, в противоположность интеллекту алистич. окрашенности термина «идеализм», акцентируются иррациональные, немыслит, аспекты духа или представления о нем как о нек-рой целостности, не сводимой к разуму, воле, переживанию и др. отдельным ее проявлениям.
|
|
В современной, гл. обр. англо-амер., философии принято различать термин «С», означающий онтоло-гич. характеристику того или иного филос. учения, и «идеализм», означающий его гносеология, характеристику. При этом С. противопоставляется материализму, а идеализм — реализму. Если материализм постулирует в качестве первичной реальности материю, то С. исходит из приоритета духа независимо от того, как трактуется последний. Под идеализмом же понимают такую систему взглядов, согласно к-рой объект знания зависит от процесса познания, в конечном счете от субъекта. Напротив, реализм утверждает независимость объекта от познават. процесса и, следовательно, от субъекта познания. В соответствии с гаким употреблением терминов допустима, напр., такая характеристика, как «спиритуалистич. реализм» 'по отношению к философии Сантаяны), в отличие от шатериалистич. реализма» Селлерса. Такое употреб-тение терминов отличается как от ср.-век. различения;гх (номинализм и реализм), так и от принятого в марк-
систской философии, восходящего к филос. традиции середины 19 в.
Лит. см. при статьях Дух, Идеализм, Персонализм, Теизм. П. Гайденко, Ю. Попов. Москва.
СПЙРКИН, Александр Георгиевич (р. 24 дек.1918)— советский философ п психолог, доктор филос. наук (с 1960), проф. (с 1970). Член КПСС с 1960. Окончил МГПИ нм. В. И. Ленина (1941). Преподает психологию и философию с 1946. Зав. редакцией философии БСЭ, зам. главного редактора Филос. Энциклопедии (с 1960). Ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1962). Председатель секции филос. проблем кибернетики Науч. совета по кибернетике и Науч. совета по проблемам совр. естествознания при Президиуме АН СССР (с 1962).
Проблематика науч. исследований: филос. и пси-хологич. анализ происхождения, сущности и уровней развития сознания и самосознания, соотношение сознания и языка, сознания и мировоззрения, сознания и кибернетики, а также общие вопросы философии, ее предмет, структура и функции.
Соч.: Вопросы психофизиологии и ленинская теория отражения, «Философские записки», 1950, Л1 5 (совм, с Г. К. Гуртовой); Учение И. П. Павлова о сигнальных системах, М., 1952 (соавтор); Формирование абстрактного мышления на ранних ступенях развития человека, «ВФ», 1954, N» 5; Происхождение языка и его роль в формировании мышления, в сб.: Мышление и язык, М., 1957; Мышление и язык, 2 изд., М., 1958; Происхождение сознания, М., 1960; О нек-рых филос. проблемах кибернетики в связи с развитием гуманитарных наук, в сб.: Стр-во коммунртма и обществ, науки, М., 1962; О филос. аспектах кибернетики (соавтор послесловия), в кн.: Клаус Г., Кибернетика и философия, М., 1963; Кибернетика, мышление и жизнь, М., 1964 (ред.); Возникновение сознания человека,в сб.: Проблемы сознания, М., 1966; Курс марксистской философии, 2 изд., М., 1966; Диалектический материализм, М., 1967 (соавтор): Развитие В. И. Лениным теории научного коммунизма, М., 1967; Проблемы сознания и кибернетика, в сб.: Информационные материалы, [Л1] 7(20), М., 1968 (ВИНИТИ); Материалистическая диалектика — методология совр. науки, М., 1968 (совм. с В. Ф. Глаголевым); Мировоззрение, его структура, жизненный смысл и пути формирования, в сб.: Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы. М., 1969; Теория, преобразующая мир. В. И. Ленин о философии марксизма, М., 1969; La strategue et la tactique ces corrimunistes, [Moscou, 1965]; Fundamentals of dialectical materialism, Moscow, 1967 (соавтор).
СПЙРМЕН (Spearman), Чарлз Эдуард (10 сент. 1863 —17 сент. 1945) — англ. психолог, разработавший основы факторного анализа. Изучал экспериментальную психологию в лаборатории Вундта, работал в Оксфорде под руководством Ф. Гальтона и Мак-Дугалла над применением статистич. методов для целей психологич. обследования детей в англ. школах. С. утверждал, что все способности можно вывести из нек-рой «общей способности» — general ability, определяемой на основе корреляций между результатами отд. испытаний, обнаруживающих «специальные способности» — S (special ability). В дальнейшем С. ввел также понятие «группового фактора». С. принадлежит ряд работ по восприятию пространства и по истории психологии (см. «Psychology down the ages», v. 1—2, L., 1937).
Соч.: The nature of intelligence and the principles of cognition, 2 ed., L., 1927; The abilities of man, L., 1927; Creative mind, L., 1930; Human ability, L., 1950 (совм. с J.-L. Wynn).
Лит.: Ф р е с с П. и Пиаже №". [сост.], Эксперимен
тальная психология. [Сб. ст.], [пер. с франц.], вып. 1—2, М.,
1966, с. 44—45. М. Роговин. МосКЕа.
СПОЛДИНГ (Spaulding), Эдуард (6 авг. 1873—31 янв. 1940) — амер. философ, один из ведущих представителей неореализма. Проф. Принстонского ун-та (с 1914). В своей осн. работе «Новый рационализм» («The new rationalism», N. У., 1918) С. выступил с критикой теории внутр. отношений, к-рую отстаивал абс. идеализм (Брэдли, Ройс) п согласно к-рой свойства единичного предмета определяются отношением к др. предметам и в итоге единичный предмет существует лишь как производное от целого и вне этого целого оказывается недоступным для познания. Он пытался обосновать теорию внешних отношений, сформулиро-
СПОНТАННОЕ—СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА 117
ванную в общем виде Расселом и представляющую основу онтологии и гносеологии неореализма.Согласно С, единичный предмет не обусловливается отношением, в к-ром он выступает к др. предметам, и поэтому свойства предмета не определяются целым. Теория внешних отношений, абсолютизирующая внешнюю связь, приводит С. к плюралистам, онтологии. С. отрицает существование таких внутр. отношений, как субстанция — атрибут и причинно-следств. зависимость. Реальность рассматривается как простая совокупность разнородных предметов и явлений. Теория внешних отношений лежит и в основе теории познания С: в ней он усматривает возможность адекватного познания человеком действительности. С. утверждал, что если бы между субъектом и объектом была внутр. связь, предполагающая активное воздействие субъекта на объект, то адекватное познание самого объекта было бы неосуществимым. Согласно С, познават. отношение есть внешняя связь субъекта и объекта, при к-рой последний непосредственно входит в сознание субъекта, не подвергаясь никакому изменению. (Критику неореалистич. теории познания см. в ст. Холт).
С о ч.: The new realism, N.Y., 1912 (соавтор); What am I?, NY.—L., 1928; Roads to knowledge, N.Y., 1932 (соавтор); A world of chance, N.Y., 1936.
Лит.: Богомолова А. С, Философия антло-амер. неореализма, [М.], 1962, [лекция] 2; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 122—23; Лука-нов Д. М., Гносеология амер. реализма, М., 1968, гл. 1, 2; Rogers А. К., English and American philosophy since 1800, N.Y., 1922, ch. 8; L о v e ] о у А. О., The revolt against dualism, L., [1930]; Bom an L., Criticism and construction in the philosophy of the American new realism, Uppsala, 1955.
Д. Луканов. Горький.
СПОНТАННОЕ (от лат. spontaneus — произвольный, добровольный) — самопроизвольное, возникающее без внешних воздействий. Понятие «С.» приобретает филос. значение в новое время в связи с кризисом религ.-христ. мировоззрения и созданием науч. картины мира, в основе к-рой лежали принципы механики. Из рассмотрения мира в науке и философии исключаются все внешние ему силы, природа понимается как С. целое, как механизм, управляемый однозначно детерминистскими законами. Из-за ограниченности этого способа объяснения мн. материалисты были вынуждены обращаться к божеств, толчку, отстаивать деизм и т. д. В этот же период возникает иная концепция, считающая С. процессом лишь деятельность мышления, рефлексию. У Декарта, Лейбница, Фихте, Гегеля лишь познават. активность обладает внутр. самодвижением. Диалектич. материализм усматривает принцип самодвижения, С. развития в возникновении и разрешении противоречий. «Условие познания всех процессов мира в их „самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей» (Л е-нин В. И., Соч., т. 38, с. 358). Характеристика С. применительно к процессам, не инспирируемым сознательно, является синонимом стихийности.
А. Огурцов. Москва.
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА — понятие, фиксирующее существование обществ, произ-ва в исторически определенных конкретных формах, в рамках к-рых осуществляются не только отношения между людьми, но и их отношение к природе. Отношение людей к природе выражается в категории производительные силы, отношение людей друг к другу фиксируется категорией производственные отношения. Единство этих двух сторон является необходимым условием существования любого С. п. Истории, этапы развития С. п. отражаются понятиями: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистич. и коммунистич. С. п. В свою очередь и эти понятия нуждаются в дальнейшей конкретизации, поскольку возникает необходимость отразить историческое своеоб-
разие одного и того же С. п. (напр., античное и вост. рабство, особенности социализма в различных странах и т. д.).
В обыденной жизни, а также в ряде конкретных наук понятие С. п. часто употребляется для характеристики совокупности технологии, приемов определ. произ-ва, способа изготовления вещи. Филос. содержание этого понятия иное.
С. п.— важнейшая категория исторического материализма, создание к-рого было связано с открытием того, что С. п. материальных благ определяет социальный, политический и духовный процессы жизни людей вообще, что, следовательно, не сознание определяет их бытпе, а, наоборот, обществ, бытие определяет обществ, сознание.
Категория С. п. имеет важное значение для характеристики структуры каждого исторически определ. общества, поскольку выделяет осн. сферу обществ, жизни — сферу материально-производств. деятельности людей. Производит, силы характеризуют мате-рпально-технич. базу общества п степень развития трудящихся; производств, отношения — экономич. строй общества. В соответствии с этим история развития общества предстает прежде всего как процесс смены С. п., определяющий изменение всех др. структурных элементов формации. Связь и зависимость производств, отношений от характера производит, сил и уровня их развития выражается законом их соответствия, к-рый является общим экономич. законом для всех существовавших в истории С. п. Поскольку развитие производит, сил в целом приводит их в противоречие с производств, отношениями, к-рые ранее служили формой их развития, постольку действие закона соответствия сказывается в том, что старые производств, отношения сменяются новыми, соответствующими выросшим производит, силам. Т. о., закон соответствия выступает не только законом функционирования, но и законом развития С. п., показывающим, что смена одного С. п. другим совершается не по произволу людей, а в результате развития производит, сил и необходимо следующего за этим соответств. изменения производств, отношений. Экономич. закон соответствия производств, отношений характеру и уровню развития производит, сил, рассмотренный в его общесоциологич. значении, т. е. в его воздействии на все др. стороны обществ, жизни, позволяет понять развитие общества как естественно-историч. процесс смены формаций, определяемый сменой С. п.
В марксистской лит-ре высказывалось мнение (см., напр., С. А. Оранский, Осн. вопросы марксистской социологии, т. 1, Л., 1929, и др.), что понятие «С. п.» характеризует лишь ту обществ, форму, в к-рой осуществляется процесс труда, и, следовательно, по содержанию оно тождественно понятию «производств, отношения». В связи с этим предлагалось отделит), это понятие от понятия «обществ, произ-во», поскольку последнее включает в себя не только производств, отношения, но п производит, силы. Предпринимались попытки обосновать эту т. зр., апеллируя к формальному анализу отд. высказываний основоположников марксизма-ленинизма. Высказывалось мнение, что поскольку ликвидация одного С. п. и замена его другим не означает ликвидации производит, сил, постольку понятие «производит, силы» не может быть включено в понятие «С. п.» и недопустимо отождествлять понятия «обществ, произ-во» и «С. п.». Первое, с такой т. зр., характеризует единство двух сторон произ-ва, второе — только форму произ-ва — производств, отношения. Но эти взгляды не получили поддержки. Их авторы не учитывали, что ликвидация, скажем, рабовладельч. или капиталистич. С. п. означает, соответственно, ликвидацию раба и наемного