СПИР—СПИРИТИЗМ




temporains, P., 1951; Verni ere P., Spinoza et la pensee Irancaise avant la revolution, pt. 1—2, P., 1954; Hamp­shire S., Spinoza, L.,41954]; Hal let H. F., B. de Spinoza, L., 1957; Kolakowski L., Jednostka i nies-konczonosc. Wolnosd i antynomie wolnosci w filozofii Spinozy, Warsz., 1958; leier L. S., Spinoza and the rise of liberalism, Boston, [1958]; R e v a h I. S., Spinoza et le dr. Juan de Prado, P.—La Haye, 1959; Spinoza — dreihundert Jahre Ewigkeit. Spinoza-Festschrift. 1632—1932, hrsg. von S. Hessiiip, 2 Aufl., Haag, 1962; Alain E. A. C, Spinoza, P., 1965; Zac S., Spinoza et Pinterpretation de l'ecrlture, P., 1965.

В. Соколов. Москва.

СПИР, Ш п и р (Spir), Африкан Александрович (15 нояб. 1837 —13 марта 1890) — рус.-нем. философ-кантианец, испытавший влияние Декарта, Спинозы, Гербарта и построивший трансцендентально-метафи-зич. систему; ясность рассуждений С. высоко ценил Л. Толстой. Род. С. в Херсонской губ. в семье врача — обрусевшего немца. В 17 лет участвовал в обороне Се­вастополя. В 1859, поселившись в деревне, освободил крестьян, снабдив их землей и уплатив за них денеж­ные повинности. В 1862 отправился путешествовать за границу, слушал лекции в Гейдельберге. С 1867 по­селяется в Германии, а с 1878 — в Швейцарии.

В гл. соч. «Мысль и действительность» («Denken und Wirklichkeit», Bd 1—2, Lpz., 1873) С. выдвигает в качестве истинного фил ос. метода сформулированное Декартом требование: выявить непосредств. данные сознания и делать из них только те выводы, к-рые вытекают с соверш. очевидностью, а в качестве истин­но филос. основоположения — доказательство Де­картом дуализма мыслящего и протяженного начал (несводимость разнородных субстанций). Однако, в отличие от Декарта, С. считает непосредственно дан­ным не только внутренний опыт, но и само разли­чение внутреннего и внешнего: Я и не-Я. Внешний мир, по С., дан так же непосредственно, как и вну­тренний.

С. исходит из основ кантовского критицизма, из утверждения трансцендентального, априорного харак­тера нашего познания. Однако в обосновании априор­ности С. вступает в полемику с Кантом и выдвигает аргумент несоответственности опыта законам мыш­ления (в частности, логич. закону тождества). Ап­риорность законов сознания С. стремится обосновать не только через логическую, но и этич. сферу: соз­нание должного, невыводимое пз сущего, имеет также моральный аспект. Через сферу логического и эти­ческого раскрывается абс. бытие (к-рое С. понимает в духе Элейской школы как абсолютно простую, пребы­вающую, вечную неизменную, единств, и соверш. субстанцию). По С, существует три сферы бытия: ноуменальный мир («вещей в себе»), феноменальный мир — сфера эмпирпч. реальности (к-рая лежит вне пространства, но подчинена закону времени)—и сфе­ра субъективных пред став ленпй. Причем первые два мира абсолютно разъединены и не связаны каузально: ноуменальный мир, понимаемый С. в духе платонизма как мир абс, нормального бытия, не может быть, со­гласно С, причиной мира эмпирического (как иска­женного, несоверш., становящегося) — он выступает лишь как идеал, норма, а не основание бытия. Одна­ко С, стремящийся избежать пантеизма абсолют­ным разведением двух миров, с одной стороны, в ходе абстрактно-спекулятивного рассуждения остав­ляет необъяснимой связь (и, след., императивный ха­рактер связи) между ними, а с другой — как раз вно­сит в свою систему пантеистич. дух вместе с поня­тием бога, к-рый выступает у С. в качестве безличной субстанции.

С. принадлежит развитие формулировки логич. за­кона противоречия: утверждение и отрицание одно­го и того же не могут быть верны в одно и то же время и, наоборот, два различных утверждения не могут быть верны в одно и то же время в одном и том же от­ношении.


Соч.: Gesammelte Schriftcn, Bd 1—4. Lpz., 1883-85; в рус. пер.— Очерки критич. философии, М., 1901.

Лит.: 3 е н ь к о в с к и й В. В., История рус. фило­софии, т. 2, М., 1956, с. 311 — 13; Segoiid J., L'idealisme des valeurs et la doctrine de Spir, «Rev. Philos.», 1912, v. 74, N» 8, p. 113—39; P о ggi A., Luci ed ombre nella morale di A. Spir, «Rivista Filos.», 1937, p. 251—60; S с h e n a rdi P. A., A. Spir, «Logos», 1937, Ml; Martinetti P., Ragione e lede. Torino, 1942. p. 345 — 57; Claparede-Spir H., Principes de justice sociale, precedes de un precurseur: A. Spir Gen., 1945.,

СПИРИТИЗМ (франц. spiritisme, от лат. spiritus — душа, дух) — мистич. течение, сторонники к-рого верят в послесмертное существование душ умерших и возможность общения с ними. Возник в сер. 19 в. после того, как в 1848 в доме амер. фермера Фокса стали слышаться «таинственные» шумы и стуки, распознанные его дочерью как некий упорядоченный «код», исходящий от «духа» когда-то убитого в этом доме разносчика. Дочь Фокса была признана «медиу­мом» — лицом, способным вступать в контакт с ду­шами умерших, а сама практика спиритич. сеансов вскоре получила широкое распространение как в США, так и в Зап. Европе. Феноменами спиритич. коммуникации считались явления т. н. «физич. ме­диумизма» — движения и удары различных предметов домашнего обихода (особенно столоверчение), звуки муз. инструментов, появление света, различные голоса, или даже т. н. материализация, т. е. внезапное воз­никновение отд. частей тела (рук, лица) и столь же внезапное их исчезновение.

С. восходит к широко распространенным в древ­ности (Индия, Египет и др.) анимистическим (см. Ани­мизм) верованиям, а также многообразным представ­лениям о существовании сверхъестеств. мира и нема­териальных существ (духов, демонов, ангелов и т. п.) и возможности при известных условиях общения с ними (в т. ч. и с душами умерших людей — ср. доктрину о переселении душ в брахманизме, буддизме и индуизме, а также у древних египтян, у орфиков и пифагорейцев в Др. Греции и т. д.). В Библии упоми­нается об Аэндорской волшебнице, вызывавшей духов умерших (1 кн. Царств, 7 —19). Связь с миром духов считалась привилегией немногих специально «посвя­щенных» людей — магов, жрецов или прорицателей (напр., греч. пифии или рим. сивиллы), а способы этой связи составляли предмет глубочайшей тайны. В отличие от этого, С. сразу же принял характер мас­сового мпстнч. течения, импонирующего — в эпоху расцвета естественнонауч. мышления — своим стрем­лением к «экспериментальному» доказательству су­ществования душ после смерти. К концу 19 в. в Анг­лии было неск. миллионов спиритов, в США — св. 10 млн., организовались об-ва и ассоциации спиритов, издавались многочнел. газеты и журналы (в России наиболее известным был журн. «Ребус», 1881 —1917). «Теоретиками» С. были американец А. Дж. Дейвис (1826 — 1910) и француз А. Кардек (1804—69) («Книга духов», пер. с франц., М., 1861), основавший направ­ление т. н. «кардицизма», гл. догматом к-рого была доктрина перевоплощения. С. вызвал резкую критику со стороны ученых-материалистов и настороженное отношение со стороны христ. церкви, т. к. С. проти­воречил ряду ее догматов. Изучением спиритич. фе­номенов занимались англ. физики У. Крукс и А. Уол­лес, франц. физиолог, исследователь гипнотизма Ш. Ринге, в России А. М. Бутлеров («Статьи по ме­диумизму», СПБ, 1889) и особенно А. Н. Аксаков («Анимизм и С», СПБ, 1902). В 1871 по предложению Д. И. Менделеева при Петерб. ун-те была создана ко­миссия для изучения спиритич. явлений, к-рая приз­нала С. суеверием (см. Д. И. Менделеев, Материалы для суждения о С, СПБ, 1876; а также А. Н. Акса­ков, Памятник науч. предубеждения, СПБ, 1883): Энгельс назвал С. «...самым диким из всех суеверий.. .'» (см. «Диалектика природы», 1969, с. 42).


116 СПИРИТУАЛИЗМ—СПОЛДИНГ


В наст, время С. продолжает пользоваться нек-рой популярностью на западе (Междунар. центр, ассамб­лея С, осн. в 1936, насчитывает 164 тыс. членов, 269 церквей и 263 школы; Амер. нац. ассоциация спиритич. церквей — 100 тыс. членов; англ. Нац. спиритич. союз имеет 500 отделений, и др.).

Различные объяснения феноменов, наблюдавшихся
на спиритич. сеансах, можно свести к четырем т. зр.,
сформулированным еще Ш. Рлше: 1) все, относящееся
к С, есть результат фокусничества и обмана; 2) су­
ществуют духи, флюидич. существа, вмешивающиеся
в человеческие поступки и способные действовать на
вещество; 3) в природе существует особая, не извест­
ная еще нам сила, действующая независимо от законов
тяготения и приводящая тела в движение; 4) спири­
тич. явления — результат бессознательных, но целе­
сообразных движений медиума (идеомоторных актов),
совершающихся помимо его воли и желания. Сам
Рише придерживался последней гипотезы, к-рую
разделяет и ряд совр. психологов. Ряд спиритич. фе­
номенов изучается в наст, время парапсихологией.
Лит.:
Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки,
М., 1965; Myers F. W. H., Human personality and Us
survival of bodily death, v. 1—2, L., 1920; Pic net Gh.,
Traite de metapsychigue, P., 1Я22; Driesch H., Parapsy-
chologie, 3 Aufl., Z., 1952. P. Хаиров. Москва.

СПИРИТУАЛИЗМ (франц. spiritualisme, от лат. spiritualis — духовный, spiritus — душа, дух) — филос. воззрение, исходящее из противопоставления духовного (психического) и телесного бытия и рас­сматривающее дух (душу) в качестве первоосновы действительности или в качестве особой бестелесной субстанции, существующей независимо от материи. Как филос. термин был введен в употребление Кузе­ном, обозначившим так свои взгляды (т. н. эклектпч. С), сложившиеся под влиянием воззрений Мен де Бирала, идей Шеллинга и Гегеля. В дальнейшем он получил распространение преим. на романской почве. С. стали называть ряд школ и направлений во франц. и итал. философии 19—20 вв. (спиритуалистич. пози­тивизм Равессона, Лашелъе и Вутру, учения Розмини, Джоберти, Ренувъе, Бергсона, Лавеля и др.), а более широко — самые разнообразные филос. учения древ­ности и нового времени, утверждающие, в противо­положность материализму, субстанциальность ду­ховного начала (напр., воззрения Платона, Августина, Лейбница, Беркли и др.). В этом смысле С. выступает как менее употребит, синоним идеализма. Однако нередко в понятии С, в противоположность интеллек­ту алистич. окрашенности термина «идеализм», ак­центируются иррациональные, немыслит, аспекты духа или представления о нем как о нек-рой целост­ности, не сводимой к разуму, воле, переживанию и др. отдельным ее проявлениям.

В современной, гл. обр. англо-амер., философии принято различать термин «С», означающий онтоло-гич. характеристику того или иного филос. учения, и «идеализм», означающий его гносеология, характе­ристику. При этом С. противопоставляется материа­лизму, а идеализм — реализму. Если материализм по­стулирует в качестве первичной реальности материю, то С. исходит из приоритета духа независимо от того, как трактуется последний. Под идеализмом же пони­мают такую систему взглядов, согласно к-рой объект знания зависит от процесса познания, в конечном счете от субъекта. Напротив, реализм утверждает не­зависимость объекта от познават. процесса и, следо­вательно, от субъекта познания. В соответствии с гаким употреблением терминов допустима, напр., та­кая характеристика, как «спиритуалистич. реализм» 'по отношению к философии Сантаяны), в отличие от шатериалистич. реализма» Селлерса. Такое употреб-тение терминов отличается как от ср.-век. различения;гх (номинализм и реализм), так и от принятого в марк-


систской философии, восходящего к филос. традиции середины 19 в.

Лит. см. при статьях Дух, Идеализм, Персонализм, Теизм. П. Гайденко, Ю. Попов. Москва.

СПЙРКИН, Александр Георгиевич (р. 24 дек.1918)— советский философ п психолог, доктор филос. наук (с 1960), проф. (с 1970). Член КПСС с 1960. Окончил МГПИ нм. В. И. Ленина (1941). Преподает психологию и философию с 1946. Зав. редакцией философии БСЭ, зам. главного редактора Филос. Энциклопедии (с 1960). Ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1962). Председатель секции филос. проблем кибер­нетики Науч. совета по кибернетике и Науч. совета по проблемам совр. естествознания при Президиуме АН СССР (с 1962).

Проблематика науч. исследований: филос. и пси-хологич. анализ происхождения, сущности и уровней развития сознания и самосознания, соотношение со­знания и языка, сознания и мировоззрения, сознания и кибернетики, а также общие вопросы философии, ее предмет, структура и функции.

Соч.: Вопросы психофизиологии и ленинская теория отражения, «Философские записки», 1950, Л1 5 (совм, с Г. К. Гуртовой); Учение И. П. Павлова о сигнальных системах, М., 1952 (соавтор); Формирование абстрактного мышления на ранних ступенях развития человека, «ВФ», 1954, N» 5; Происхождение языка и его роль в формировании мышления, в сб.: Мышление и язык, М., 1957; Мышление и язык, 2 изд., М., 1958; Происхождение сознания, М., 1960; О нек-рых филос. проблемах кибернетики в связи с развитием гуманитарных наук, в сб.: Стр-во коммунртма и обществ, науки, М., 1962; О филос. аспектах кибернетики (соавтор послесловия), в кн.: Клаус Г., Кибернетика и философия, М., 1963; Кибернетика, мышление и жизнь, М., 1964 (ред.); Возникновение сознания человека,в сб.: Проблемы сознания, М., 1966; Курс марксист­ской философии, 2 изд., М., 1966; Диалектический материа­лизм, М., 1967 (соавтор): Развитие В. И. Лениным теории научного коммунизма, М., 1967; Проблемы сознания и кибер­нетика, в сб.: Информационные материалы, [Л1] 7(20), М., 1968 (ВИНИТИ); Материалистическая диалектика — методология совр. науки, М., 1968 (совм. с В. Ф. Глаголевым); Мировоззре­ние, его структура, жизненный смысл и пути формирования, в сб.: Молодежь, ее интересы, стремления, идеалы. М., 1969; Теория, преобразующая мир. В. И. Ленин о философии марк­сизма, М., 1969; La strategue et la tactique ces corrimunistes, [Moscou, 1965]; Fundamentals of dialectical materialism, Mos­cow, 1967 (соавтор).

СПЙРМЕН (Spearman), Чарлз Эдуард (10 сент. 1863 —17 сент. 1945) — англ. психолог, разработав­ший основы факторного анализа. Изучал экспери­ментальную психологию в лаборатории Вундта, работал в Оксфорде под руководством Ф. Гальтона и Мак-Дугалла над применением статистич. методов для целей психологич. обследования детей в англ. школах. С. утверждал, что все способности можно вывести из нек-рой «общей способности» — general ability, определяемой на основе корреляций между результатами отд. испытаний, обнаруживающих «спе­циальные способности» — S (special ability). В даль­нейшем С. ввел также понятие «группового фактора». С. принадлежит ряд работ по восприятию прост­ранства и по истории психологии (см. «Psychology down the ages», v. 1—2, L., 1937).

Соч.: The nature of intelligence and the principles of cog­nition, 2 ed., L., 1927; The abilities of man, L., 1927; Creative mind, L., 1930; Human ability, L., 1950 (совм. с J.-L. Wynn).

Лит.: Ф р е с с П. и Пиаже №". [сост.], Эксперимен­
тальная психология. [Сб. ст.], [пер. с франц.], вып. 1—2, М.,
1966, с. 44—45. М. Роговин. МосКЕа.

СПОЛДИНГ (Spaulding), Эдуард (6 авг. 1873—31 янв. 1940) — амер. философ, один из ведущих пред­ставителей неореализма. Проф. Принстонского ун-та (с 1914). В своей осн. работе «Новый рационализм» («The new rationalism», N. У., 1918) С. выступил с критикой теории внутр. отношений, к-рую отстаивал абс. идеализм (Брэдли, Ройс) п согласно к-рой свойст­ва единичного предмета определяются отношением к др. предметам и в итоге единичный предмет существует лишь как производное от целого и вне этого целого оказывается недоступным для познания. Он пытался обосновать теорию внешних отношений, сформулиро-


СПОНТАННОЕ—СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА 117


ванную в общем виде Расселом и представляющую основу онтологии и гносеологии неореализма.Согласно С, единичный предмет не обусловливается отноше­нием, в к-ром он выступает к др. предметам, и поэтому свойства предмета не определяются целым. Теория внешних отношений, абсолютизирующая внешнюю связь, приводит С. к плюралистам, онтологии. С. отрицает существование таких внутр. отношений, как субстанция — атрибут и причинно-следств. зависи­мость. Реальность рассматривается как простая сово­купность разнородных предметов и явлений. Теория внешних отношений лежит и в основе теории познания С: в ней он усматривает возможность адекватного познания человеком действительности. С. утверждал, что если бы между субъектом и объектом была внутр. связь, предполагающая активное воздействие субъекта на объект, то адекватное познание самого объекта было бы неосуществимым. Согласно С, познават. отношение есть внешняя связь субъекта и объекта, при к-рой последний непосредственно входит в созна­ние субъекта, не подвергаясь никакому изменению. (Критику неореалистич. теории познания см. в ст. Холт).

С о ч.: The new realism, N.Y., 1912 (соавтор); What am I?, NY.—L., 1928; Roads to knowledge, N.Y., 1932 (соавтор); A world of chance, N.Y., 1936.

Лит.: Богомолова А. С, Философия антло-амер. неореализма, [М.], 1962, [лекция] 2; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 122—23; Лука-нов Д. М., Гносеология амер. реализма, М., 1968, гл. 1, 2; Rogers А. К., English and American philosophy since 1800, N.Y., 1922, ch. 8; L о v e ] о у А. О., The revolt against dualism, L., [1930]; Bom an L., Criticism and construction in the philosophy of the American new realism, Uppsala, 1955.

Д. Луканов. Горький.

СПОНТАННОЕ (от лат. spontaneus — произволь­ный, добровольный) — самопроизвольное, возникаю­щее без внешних воздействий. Понятие «С.» приобре­тает филос. значение в новое время в связи с кризисом религ.-христ. мировоззрения и созданием науч. кар­тины мира, в основе к-рой лежали принципы меха­ники. Из рассмотрения мира в науке и философии исключаются все внешние ему силы, природа пони­мается как С. целое, как механизм, управляемый однозначно детерминистскими законами. Из-за огра­ниченности этого способа объяснения мн. материали­сты были вынуждены обращаться к божеств, толчку, отстаивать деизм и т. д. В этот же период возникает иная концепция, считающая С. процессом лишь дея­тельность мышления, рефлексию. У Декарта, Лейб­ница, Фихте, Гегеля лишь познават. активность обла­дает внутр. самодвижением. Диалектич. материализм усматривает принцип самодвижения, С. развития в возникновении и разрешении противоречий. «Условие познания всех процессов мира в их „самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей» (Л е-нин В. И., Соч., т. 38, с. 358). Характеристика С. применительно к процессам, не инспирируемым соз­нательно, является синонимом стихийности.

А. Огурцов. Москва.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА — понятие, фиксирую­щее существование обществ, произ-ва в исторически определенных конкретных формах, в рамках к-рых осуществляются не только отношения между людьми, но и их отношение к природе. Отношение людей к природе выражается в категории производительные силы, отношение людей друг к другу фиксируется категорией производственные отношения. Единство этих двух сторон является необходимым условием существования любого С. п. Истории, этапы развития С. п. отражаются понятиями: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистич. и коммунистич. С. п. В свою очередь и эти понятия нуж­даются в дальнейшей конкретизации, поскольку воз­никает необходимость отразить историческое своеоб-


разие одного и того же С. п. (напр., античное и вост. рабство, особенности социализма в различ­ных странах и т. д.).

В обыденной жизни, а также в ряде конкретных наук понятие С. п. часто употребляется для характе­ристики совокупности технологии, приемов определ. произ-ва, способа изготовления вещи. Филос. содержа­ние этого понятия иное.

С. п.— важнейшая категория исторического мате­риализма, создание к-рого было связано с открытием того, что С. п. материальных благ определяет со­циальный, политический и духовный процессы жизни людей вообще, что, следовательно, не сознание опре­деляет их бытпе, а, наоборот, обществ, бытие опре­деляет обществ, сознание.

Категория С. п. имеет важное значение для харак­теристики структуры каждого исторически определ. общества, поскольку выделяет осн. сферу обществ, жизни — сферу материально-производств. деятель­ности людей. Производит, силы характеризуют мате-рпально-технич. базу общества п степень развития трудящихся; производств, отношения — экономич. строй общества. В соответствии с этим история разви­тия общества предстает прежде всего как процесс смены С. п., определяющий изменение всех др. струк­турных элементов формации. Связь и зависимость производств, отношений от характера производит, сил и уровня их развития выражается законом их соответствия, к-рый является общим экономич. зако­ном для всех существовавших в истории С. п. По­скольку развитие производит, сил в целом приводит их в противоречие с производств, отношениями, к-рые ранее служили формой их развития, постольку дей­ствие закона соответствия сказывается в том, что старые производств, отношения сменяются новыми, соответствующими выросшим производит, силам. Т. о., закон соответствия выступает не только законом функционирования, но и законом развития С. п., показывающим, что смена одного С. п. другим совер­шается не по произволу людей, а в результате раз­вития производит, сил и необходимо следующего за этим соответств. изменения производств, отношений. Экономич. закон соответствия производств, отноше­ний характеру и уровню развития производит, сил, рассмотренный в его общесоциологич. значении, т. е. в его воздействии на все др. стороны обществ, жизни, позволяет понять развитие общества как естественно-историч. процесс смены формаций, определяемый сме­ной С. п.

В марксистской лит-ре высказывалось мнение (см., напр., С. А. Оранский, Осн. вопросы марксист­ской социологии, т. 1, Л., 1929, и др.), что понятие «С. п.» характеризует лишь ту обществ, форму, в к-рой осуществляется процесс труда, и, следовательно, по содержанию оно тождественно понятию «производств, отношения». В связи с этим предлагалось отделит), это понятие от понятия «обществ, произ-во», поскольку последнее включает в себя не только производств, отношения, но п производит, силы. Предпринимались попытки обосновать эту т. зр., апеллируя к формаль­ному анализу отд. высказываний основоположников марксизма-ленинизма. Высказывалось мнение, что поскольку ликвидация одного С. п. и замена его дру­гим не означает ликвидации производит, сил, по­стольку понятие «производит, силы» не может быть включено в понятие «С. п.» и недопустимо отождест­влять понятия «обществ, произ-во» и «С. п.». Первое, с такой т. зр., характеризует единство двух сторон про­из-ва, второе — только форму произ-ва — произ­водств, отношения. Но эти взгляды не получили под­держки. Их авторы не учитывали, что ликвидация, скажем, рабовладельч. или капиталистич. С. п. озна­чает, соответственно, ликвидацию раба и наемного



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: