Стереотип социальный—стецель


путем воссоздания духовно-душевного портрета его творцов и его эпохи (см. работы С. о Ф. Шлегеле, «Логос», 1910, кн. 1; о Рильке, «Логос», 1911 — 12, кн. 2—3, и о Шпенглере, в сб.: «О. Шпенглер и закат Европы», М., 1922).

С. выступал с критикой совр. эпохи, находя в ней духовную опустошенность, ложь, торжество науч.-тех-нич. отношения к миру. В пск-ве 20 в., этом крича­щем свидетельстве эпохи, С. видел автопортрет атеис-тпч. мира и «пророчество» о грядущих издевательст­вах над «достоинством и святостью» человека.

Большинство послереволюц. работ С. посвящено про­блемам типологии революц. процесса в России, религ. сознания и интеллигенции. Главными вехами революц. процесса, по С, являются возникновение интеллиген­ции и борьба ее с монархией; вовлечение крестьянства в процесс подмены религиозности революционностью в результате развития капитализма; наступление ленинского этапа революц. процесса, предшествен­никами к-рого С. считал Бакунина, Нечаева и Тка­чева. С враждебных позиций рассматривая сов. строй как тоталитарный и «отменивший человека», С. вместе с тем признавал достижения СССР в производственно-технпч. сфере и в области нар. образования; выступал предвестником согч. теорий «конвергенции» капи­тализма и социализма.

С о ч.: Встречи, Мюнхен, 1962; Theater und Film, Munch., 1953; Dostojewski und Tolstoi; Christentum und soziale Revolu­tion, Munch., [1961]; Das Antlitz Rufilands und das Gesicht der Revolution, Munch., [1961]; Der Bolschewismus und die chris-tliche Existenz, 2 Aufl., Munch., 1962.

Лит.: 3 e н ь к о в с к и й В. В., История русской фило­
софии, т. 2, Париж, [1950]. С. Хоружий. Москва.

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ — схематический

стандартизированный образ пли представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашен­ные н обладающие высокой устойчивостью. Термин «С. с.» введен в социальную психологию и социологию ■'У. Липманом (1922) для обозначения предвзятых представлений, образчиков обществ, мнения относи­тельно этнических, классово-сословных, профессио­нальных и т. п. групп, представителей полптпч. пар­тий, институтов, персонажей рекламы и эталонов т. н. массовой культуры. Согласно концепции Липмана, С. с.— образчики пропаганды и «ходячего мнения», к-рые ассоциируются с положит, пли отрицат. эмоц. восприятием объекта стереотипизацнн. В качестве объекта стереотипизацнн могут выступать все социаль­ные объекты. В новейшей амер. соцпалыю-пспхоло-гич. и социологич. лит-ре термин «С. с.» используется как синоним ложных образов этннч. групп, связан­ных с расовыми п нац. предрассудками.

В основе С. с. находится реальный пспхологич. феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, к-рая аккумулирует предшест­вующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту. В сов. пси­хологии этот процесс изучается школой Д. Узнадзе. В экспериментальных исследованиях восприятия че­ловека человеком было зафиксировано существ, влия­ние установки и С. с. как ее компонента (А. Бодалев). Однако место С. с. в структуре установки восприятия достаточно не изучено.

В социологии и социальной психологии явление социальной стереотипизацин представляет значит, интерес с т. зр.: а) содержания С. с, отражающих идеологич. и пспхологич. образчики духовного мира различных социальных групп (напр., в классово-антагонистпч. обществе С. с. приобретают функцию своеобразных «ярлыков» для обозначения представи­телей борющихся социальных сил), выявления истин­ного и ложного содержания в С. с; б) определения социальных факторов, способствующих формированию данных С. с. (экономических, политических, идеоло-


гических); в) уяснения функций Сев детерминации общения между социальными группами и индивидами (один из аспектов изучения неосознанных механизмов поведения).

Лит.: Ядов В. А., К вопросу о теории «стереотипиза­
цин» в социологии, «ФН» (НДВШ), 1960, М 2; Бода­
лев А. А., Восприятие человека человеком, [Л.], 1965;
Кон И., Психология предрассудка, «Новый мир», 1966,
№9; Кондратенко Г. М., Об особенностях стерео-
типивации, «Вестник МГУ. Сер. 11. Журналистика», 1968,
.4 1; Buchanan W., Cantril H., How nations see
each other, Urbana (111.), 1953; F i s h m a n J. A., An exa-
minating of the process and function of social stereotyping,
«J. Social Psychol.», 1956, v. 43. half 1; Young K., Social
psychology, 3 ed., N. Y., [1956]; R i с h t e r M. N., The con­
ceptual mechanism of stereotyping, «Amer. Sociological Review»,
1956, v. 21, JO 5; A 1 1 p о r t G. W., The nature of prejudice,
Garden City, 1958; С a r t e r R. F., Stereotyping as a process,
«Public Opinion Quarterly», 1962, v. 26; L i p p m a n n W.,
Public opinion, [3 ed.], N. Y.— L., [1965]; Brown R. W.,
Social psychology, Glencoe, 1965. В. Ядов. Ленинград.

СТЁФФЕНС (Steffens), Хенрик (Генрих) (2 мая 1773—13 февр. 184о) — естествоиспытатель, философ и литератор. Род. в Норвегии, с 1797 преподавал в различных герм, ун-тах. В молодые годы С. увлекался пантеизмом Спинозы, слушал лекции Шеллинга в Иене. С. был первым естествоиспытателем, востор­женно принявшим идеи натурфилософии Шеллинга, в особенности принципы всеобщей связи явлений и идею естеств. эволюции, к-рыми он руководствовался и в своих конкретных естеств.-науч. исследованиях (по геологии и минералогии). К концу жизни С. вернулся к ортодоксальному лютеранству и писал преим. по религ. вопросам.

Соч.: Beitrage zur innern Naturgeschichte der Erde, Tl 1, Freiberg, 1801; Grundzuge der philosophischen Naturwissen-schaft, В., 1806; Schritten, alt und neu, Bd 1—2, Breslau, 1821; Anthropologic, Bd 1—2, Breslau, 1822; Was ich erlebte, Bd 1—10, Breslau, 1841—45; Nachgelassene Schriften, mit einem Vor-worte von Schelling, В., 1846; в рус. пер.— О постепенном раз­витии природы, пер. Н. Курляндцева, Одесса, 1834.

Лит.: Фишер К., История новой философии, пер. с
нем., т. 7, СПБ, 1905. с. 49—57; Petersen R., H. Steffens,
Kbh., 1811, пер. на нем. яз., Gotha, 1884; R u do Iff W.,
Н. Steffens' padagogische Anschauungen, Langensalza, 1914
(Diss.); Meissner M., H. Steffens als Religionsphilosoph,
Breslau, 1936; А с h t e r b e r g E., H. Steffens und die Idee
des Volkes. Wiirzburg, 1938; Wasclinitius V., H. Stef­
fens, Neumunster, 1939; M 0 I 1 e r I., H. Steffens, Oslo, 1948;
Boy son E., H. Steffens. Forelaesnin ger og fr agmenter,
Oslo, 1967. IB. 3 ij6oe.\ Москва.

СТЁЦЁЛЬ (Stoetzel), Жан (р. 23 апр. 1910) -франц. социальный психолог и социолог, руководи­тель кафедры социальной психологии Сорбонны (с 1955), основатель (1938) и президент Ин-та обществ, мнения, директор Центра социологич. исследований (с 1956).

По С., задача социальной психологии состоит в изучении, с одной стороны, воздействия социальных п культурных условий на поведение человека, с дру­гой— взаимоотношений между людьми, отд. личностями пли группами. С. подходит к осн. задачам социальной психологии с позиции эмпиризма, опирается на теорию Морено п К. Левина. С. систематизировал осн. совр. теории и обобщил собств. исследования в области социальной психологии в работе «Социальная психо­логия» («La psychologie sociale», P., 1963). Он явля­ется также крупным представителем прикладной со­циологии во Франции. Его работы посвящены роли обществ, мнения и методологии его изучения, пробле­мам конкретных социальных исследований, обосно­вания их репрезентативности и обобщения их резуль­татов. С. руководит систематич. опросами обществ, мнения по различным проблемам внешней и внутр. политики. Известны работы руководимого С. инсти­тута, связанные с анализом поведения различных групп населения накануне и в момент выборов.

С оч.: Theorie des opinions, P., 1943; L'etude experi-mentale des opinions, P., 1943; Les sondages de Popinion publi-que, P., 1948; Francais et immigres, [P.], 1953 (совм. с A. Gi-rard); Jeunesse sans chrysantheme ni sabre, [P., 1953]; Voting behaviour in France, «British J. Sociology», 1955, v. 6, № 2;



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: