Сташиц—степанос лехаци



20—30-х гг. и Маккарти в нач. 50-х гг. Исследования С. вскрыли тесную функциональную связь между политич. экстремизмом и религ. сектантством. По С, сектантство является функциональной альтерна­тивой политич. активности в тех случаях, когда пос­ледняя ограничивается.

Наибольшую известность получила монография С. «Амер. солдат» («American soldier», Princeton, 1949), посвященная исследованию адаптации группового п индивидуального поведения к армейской службе как в условиях казармы, так и боевых действий. С. внес вклад в разработку математич. техники повышения до­стоверности социология, измерения, методов шкало-граммного и латентного анализов, многомерного ана­лиза и др.

Соч.: Measurement and prediction, Princeton, 1950; Social research to test ideas, Glencoe, 1962; Communism, con­formity and civil liberties, Gloucester, 1963.

Ю. Самсонов. Москва.

СТАШИЦ (Staszic), Станислав Вавжинец (6 нояб. 1755—20 янв. 1826) — польский мыслитель, идеолог Просвещения, обществ.-политич. деятель. Учился в духовной семинарии в Познани, затем в Лейп-цигском и Гёттингенском ун-тах. Занимая значитель­ные посты в гос. аппарате Варшавского герцогства (1807 —12), а с 1815 — Королевства Польского, С. много сделал для организации пром-сти, для развития учебных и науч. учреждений.

Филос. взгляды С, сложившиеся под влиянием франц. материализма 18 в., сыграли важную роль в освобождении науки от теологич. представлений. Осн. соч. С.— исторпко-филос. поэма «Человеческий род» (см. «Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей», т. 1, М., 1956, с. 213—71), представляет собой попытку объяснить историю человечества в духе франц. просветителей — как этап развития природы. Специфику той или иной историч. эпохи С. связывал с господств, видом собственности. Идеал С.— бурж.-демократич. республика. С. выступал за уравнение крестьянства и шляхты в правах на землю. Он осно­вал в Хр5?бешуве крест, общество (1816), к-рому передал в вечное владение свои земли.

Соч.; Coup d'oeil sur la statistique de la Pologne, [Warsz.], 1807; Dziefa, t. 1—9, Warsz., 1816—20; Pisma filozoliczne i spoleczne, t. 1—2, Warsz., 1954; в рус. пер.— Избранное, М., 1957; Размышления над жизнью Яна Замойского..., в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 1, М.. 1956; Предостережения Польше..., там же.

Лит.: Нарский И. С, Философия польского про­свещения, М.,1958; Осипова Е. В., Философия польского просвещения, М., 1961; Bobiriska С, Szkice о ideologach polskiego 6swiecema, Wr., 1952.

E. Шацкий. ПНР, И. Нарский. Москва.

СТЕКЛОВ, Юрий Михайлович (псевдоним; наст. фамилия — Нахамкис) [15(27) августа 1873 — 15 сент. 1941] — советский историк общественной мысли, публицист, гос. и партийный деятель. Родился в Одессе. С 1893 — член с.-д. партии. В 1894 был аре­стован, из якутской ссылки бежал за границу, где в 1900 познакомился с В. И. Лениным и примкнул к искровцам. После II съезда РСДРП (1903) С.— в партии большевиков. В 1905 вернулся в Россию, где вел большую парт, работу, сотрудничал в ряде боль­шевистских изданий («Социал-демократ», «Правда», «Звезда»). В 1910 был арестован и выслан за границу, где по поручению В. И. Ленина преподавал в парт, школе в Лонжюмо (под Парижем). Участвовал в ра­боте с.-д. фракции 4-й Думы, проводя там больше­вистскую линию. Во время Февр. революции 1917 был избран членом Петрогр. совета и членом его бюро. В этот период занимал позицию революц. оборончества, выступал за двоевластие Советов и Временного пр-ва, за что подвергался критике Лениным. Был первым редактором газ. «Известия» (до 1925). Изби­рался членом ВЦИК и ЦИК 12 созывов, членом Прези­диума ВЦИК 2-го и 3-го созыва. На 5-м Всеросс.


съезде Советов выступал с докладом по проекту первой Конституции, одним из авторов к-рой являлся. В 1928 возглавлял Комитет по заведованию учебными и учеными учреждениями при ЦИК. Участвовал в создании и был первым редактором журн. «Новый мир», «Сов. стр-во»; совместно с А. В. Луначарским работал в журн. «Красная нива». В 1938 С. был ре­прессирован; в 1956 восстановлен в партии, полностью реабилитирован.

С.— один из первых сов. историков-марксистов и популяризаторов марксизма в России, автор трудов по истории рус. и европ. революц. движения и обществ, мысли. В 1909 вышла в свет его монография «Н. Г. Чер­нышевский. Его жизнь и деятельность. 1828—1889», СПБ, 1909; 2 изд., т. 1—2, М.— Л., 1928. В одном из писем М. Горькому Ленин рекомендует ему С. как автора «... хорошей книги о Чернышевском...» (см. Соч., т. 36, с. 144). Недостатком работы является по­пытка сблизить идеологию рус. революц. демократов с марксизмом, а также отсутствие анализа утопия. социализма Чернышевского. В 1913 С. опубликовал др. свою большую работу — «М. А. Бакунин. Его жизнь и деятельность (1814—1876)» (т. 1—4, М., 1926—27), к-рая до сих пор представляет ценность. Высокую оценку книги дал Ф. Меринг. Серьезной ошибкой работы С. является трактовка Бакунина как одного из создателей рус. социал-демократии.

Соч.: П. Лафарг, боец революционного коммунизма (1842—1911), П., 1918; Интернационал (1864 — 1914), 2 изд., ч. 1—2, М., 1920—21; Карл Маркс, его жизнь и деятельность (1818—1883), 3 изд., М.—П., 1923; Борцы за социализм. 2 изд., ч. 1—2, М.— Л., 1923—24; А. И. Герцен (Искандер). 1812— 1870, 2 изд., М.— П., 1923; Прудон — отец анархии, 2 изд., Л., 1924; Революция 1848 во Франции, 6 изд., М., [1925J; Огюст Бланки. Л., 1930; Жизнь и деятельность Н. А. Добро­любова (1836—1861), Л., 1930.

Лит.: Струмилин С. Г., Революционер, ученый,
редактор (К 90-летию со дня рождения Ю. М. Стеклова),
«Известия», 1963, 26 августа. Н. Пирумова. Москва.

СТЕПАНОВ, Василий Иванович (р. 13 марта 1903) — сов. философ, доктор филос. наук (с 1960), профессор (с 1961), член-корр. АН БССР "(с 1967). Чл. КПСС с 1924. Окончил Академию Коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской (в 1932) и аспирантуру там же (в 1935). С 1948 — зав. кафедрой марксистско-ленин­ской философии Белорус, гос. ун-та им. В. И. Ле­нина. Область науч. исследований — история рус. философии и дпалектнч. материализм.

С о ч.: Вопросы историч. материализма в кн. В. И. Ле­нина «Материализм и эмпириокритицизм», «Изв. АН БССР», 1949, 4; Филос. и социология, воззрения В. Г. Белинского, Минск, 1959; О «Филос. тетрадях» В. И. Ленина, М., 1959 (соавтор); В. И. Ленин о диалектике — живой душе марксиз­ма, «Коммунист Белоруссии», 1960, JM» 4; Антикоммунизм — отражение крайней степени деградации бурж. идеологии, там же, 1962, № 2; Соц. изменения рабочего класса Белорус­сии в процессе стр-ва коммунизма, Минск, 1965 (соавтор); Диалектич. материализм как методология естественнонауч. познания, Минск, 1965 (редактор).

СТЕПАНОС ЛЕХАЦИ (Польский) (г. рожд. неизв.— ум. 1687) — арм. философ, богослов и переводчик. Выходец из арм. колонии во Львове, впоследствии переселился в Армению. Перевел и прокомментировал «Метафизику» Аристотеля; составил словарь филос. и богословских понятий, отразивший его взгляды.

По С. Л., мир существует согласно «естественным», «вечным» и «человеческим» законам, причем из­менчивы только последние. Природа вторична по отношению к богу и первична по отношению к человеку. Гл. роль в познании мира отводил рас­судку, проникающему в сущность явлений; чув­ственное же восприятие схватывает только внешнее, частное и случайное. Возникновение нового и уничто­жение старого есть результат борьбы противоречий. Противоречия — одно из условий познания; так, зло познается через добро. Зло, по С. Л., есть слу­чайное проявление человеч. действий; по природе своей человек добр. Свобода воли человека заключается


СТЕПАНОС СЮНЕЦИ—СТЕПУН 133


в свободе совершать добро; иметь возможность мыс­лить и творить зло — не есть свобода. «Прекрасное», по С. Л., есть то, что приносит наслаждение. Подобно науке иск-во должно учить добру и творить добро,— в противном случае оно не является иск-вом.

Лит.: Ереван, Матепадаран, рукопись № 4027, К° 5074; Чалоян В. К., История арм. философии, Ереван, 1959.

В. Чалоян. Ереван.

СТЕПАНОС СЮНЕЦИ (ум. 735) — арм. философ, представитель арм. патристики эпохи раннего средне­вековья. Природа, по С. С, есть низшее проявление божеств, духа. Сущностью телесного является идея, недоступная ощущениям и постигаемая лишь разумом. В эстетич. воззрениях С. С. придерживался принципа разделения нск-ва на духовное и светское, допуская использование выразит, возможностей светского иск-ва при создании и исполнении духовных песнопений. С. С. написал «Толкование грамматики», комментарии к «Введению» Порфирия п «Определениям филосо­фии» Давида Анахта, перевел на арм. яз. соч. Диони­сия Ареопагита (см. Ареопагитики), Григория Нисс­кого, Немесия и др.

Лит.: Адонц Н., Дионисий Фракийский и его арм.
толкователи, П., 1915; Абегян М., История древнеарм.
лит-ры, т. 1, Ереван, 1948; Адамян А., Эстетич. воззре­
ния ср.-век. Армении. Период раннего феодализма, Ереван,
1955., С Аревшатяп. Ереван.

СТЕПАНЯН, Цолак Александрович (р. 1 янв. 1911) — сов. философ, доктор филос. наук (с 1951), профессор (с 1951), член-корр. АН СССР (с 1964). Член КПСС с 1938. Окончил Моск. пед. нн-т им. К. Либ-кнехта и аспирантуру там же (в 1935). Преподает диалектич. и псторич. материализм в вузах с 1933. С 1946 — в Ин-те философии АН СССР — зам. дирек­тора, затем зав. сектором науч. коммунизма (с 1964). Член редколлегии журн. «Вопросы философии» (в 1947—68). Председатель Науч. совета АН СССР по закономерностям развития коммуннстпч. обществ, отношений и духовной жизни социалистнч. общества. Область науч. исследований С.— проблемы псторич. материализма и науч. коммунизма. С.— автор мн. трудов и руководитель исследований по актуальным вопросам совр. обществ, развития.

Соч.: СССР — социалистнч. гос-во рабочих и крестьян, [М.], 1937; Кто такие „национал-социалисты", [Горький], 1942; Октябрьская революция и победа социализма в СССР, См.], 1947; О постепенном переходе от социализма к комму­низму, М., 1951; Развитие В. И. Лениным и И. В. Сталиным учения о социализме и коммунизме, М., 1952; В. И. Ленин об общих закономерностях и конкретР1ых формах перехода к социализму, «ВФ», 1957, Xs 2; О закономерностях перераста­ния социализма в коммунизм, «Коммунист», 1959, № 14; Строительство коммунизма и кризис антикоммунизма, М., 1959; Строительство коммунистич. об-ва и духовная нищета его критиков, «ПМ и С», 1959, № 5; Успехи коммунизма и кризис антикоммунизма, «ВФ», 1959, Л1» 12; XX век — век торжества коммунизма, «ВФ», 1961, ЛЧ 7; О предмете курса «Основы науч. коммунизма», «ВФ», 1962, № 6; Формирование коммунистич. сознания масс, «Коммунист», 1962, № 11; Опыт ускоренного развития от вековой отсталости к совр. прогрессу, «ВФ», 1963, j\» 1; Закономерности перерастания социалистнч. сознания масс в коммунистическое сознание, М., 1963; Две фазы в развитии коммунистич. формации, СМ.], 1963; Стр-во коммунизма и духовный мир человека. [Сб.], М., 1966 (руководитель и автор двух глав); Раскрытие и преодоление противоречий — общая закономерность ста­новления и развития коммунистич. формации, в сб.: Диалек­тика совр. обществ, развития, М., 1966; Ленин о закономер­ностях строительства коммунистич. формации, в кн.: В. И. Ле­нин — великий теоретик, М., 1966; Социалистнч. интернацио­нализм и националистич. идеология, в сб.: Марксизм-лени­низм — единое интернац. учение, вып. 6, М., 1969.

СТЕПУН, Федор Августович (19 февраля 1884— 27 февраля 1965) — русский философ, близкий фило­софии жизни, находившийся также под влияни­ем В. Соловьева; историк и социолог культуры, литератор. Изучал философию в Гейдельберге, где в 1910 защитил докт. дисс. «Wladimir Solowjew». В России участвовал в издании ряда журналов («Ло­гос», «Труды и дни» и др.), читал лекции и курсы по философии, эстетике и филос. проблемам литературы. В 1919—20 — лит. и художеств, руководитель Гос. по-


казат. театра в Москве. С 1922 — за рубежом. С 1926 по 1937 занимал кафедру социологии в Дрезденском ун-те, от к-рой был отстранен нацистами. В 1931 — 1939 — участвовал в издании журн. «Новый Град». С 1946 преподавал историю рус. религ.-филос. мысли в Мюнхенском ун-те. Осн. филос. работы С. собраны в его кн. «Жизнь и творчество» (Берлин, 1923).

Центральный пункт антропологии С, находивше­гося под сильным влиянием иенских романтиков, прежде всего Ф. Шлегеля, — проблема жизни и твор­чества, к-рые трактуются как два полярно противопо­ложных, борющихся в человеке начала (см. «Трагедия творчества», «Логос», 1910, кн. 1; «Жизнь и творчество», там же, 1913, кн. 3—4). К сфере жизни С. относит переживания, ощущения, внутр. опыт («душевную наличность и душевное движение»), к сфере творчест­ва — формальное и статичное объединение продук­тов духа — предметных ценностей (культуры) и «цен­ностей состояния»; личности, судьбы, любви, смерти и т. п. Согласно С, исходом всякого творч. акта, как стремящегося быть выражением невыразимого — жиз­ни, является крушение; итак, начало творчества — в природе человека; неизбежность крушения — в при­роде творчества. (Тема трагедии творчества у С. близ­ка к идее «объективации» у Н. Бердяева.) Этот конф­ликт, по мысли С, приводит к выводу о мистич. сущности переживания и божеств, природе жизни. Причем понятие жизни у С. близко к понятию бога в традиции апофатпч. теологии, в частности — к опре­делению бога у В. Соловьева: жизнь есть положит, всеединство духа — неразложимое единство состоя­ний, не подчиняющееся законам формальной логики, но осуществляющее в своей сфере гармонию всех противоречий. Благодаря этому обожествлению жиз­ни одною из форм фундаментального противоречия жизни и творчества оказывается противоречие рели­гии и культуры.

К проблематике конфликта жизни и творчества при­мыкает и своеобразная «типология душевных укладов», развиваемая С. в монографии «Осн. проблемы театра» (Берлин, 1923). В зависимости от соотношения в ин­дивиде начал жизни и творчества, С. выделяет три осн. душевных уклада, или типа мировоззрений: ме­щанский, мистич. и артистический. В 1-м из них противоречие жизни и творчества снимается полною неспособностью углубления ни в одну из этих сфер; способ существования, присущий ему, есть имитация. В мистич. укладе осуществляется господство жиз­ненного (т. е., по С, божественного) начала, к-рое подчиняет себе все духовно-душевные возможности мистика и преобразует их в гармонич. единство, не­доступное предметному выражению. Наконец, уклад артистический стремится осуществить синтез вегх начал — творчески воплотить потенции личности во всем их прихотливом разнообразии. С. находит, что единств, сферой, где возможна реализация такого задания, является театр.

Филос. учение С, не получившее законч. формы (в соответствии с утверждением о принципиальной невозможности адекватного творч. акта, о невырази­мости жизненного, а следовательно, и филос. опыта), чаще всего находит выражение в рамках филос.-худо­жеств, жанров, характерных для лит-ры романтизма: путевые заметки («Из писем прапорщика-артилле­риста», М., 1918); роман в письмах («Николай Пересле-гин», Париж, 1929), мемуары («Бывшее и несбывшее­ся», т. 1—2, Ныо-Иорк, 1956). В обращении С. к назв. жанрам отражается мистико-романтич. характер всей методологии С: критерием истинности филос. учения С. считает лишь подлинность, напряженность внутр. опыта его творца; критерием объективности — эрос в отношении творца к своему предмету. Тем самым, истинный смысл учения оказывается постижим только



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: