антинар. сущность фашизма, рассматривались проблемы военной, политической и идейной борьбы с фашизмом, проблема единства всех демократия, антифашистских сил в этой борьбе.
В работах С. выдвигались верные марксистские положения (о морально-политич. единстве сов. народа, о критике и самокритике как движущей силе социализма и др.). Однако на практике С. неоднократно нарушал выдвигаемые им идеи и положения.
В ряде работ С. пропагандировал теорию марксизма-ленинизма, его философию. В статье С. «Анархизм или социализм» (1906—07), наряду с верными положениями, допущено немало серьезных теоретических ошибок. В дальнейшем С. характеризовал эту работу как незрелую. Широкую известность получил написанный им для «Краткого курса истории ВКП(б)» раздел «О диалектическом и историческом материализме» (1938). Эта популярная работа в сжатой и схематич. форме излагала начала философской теории марксизма-ленинизма и была рассчитана на читателя, впервые знакомящегося с этой теорией. Однако в условиях культа личности С. значение этой работы было сильно переоценено и она была объявлена чуть ли не вершиной развития марксизма. В этой работе имелись ошибочные положения. В частности, С. игнорировался диалектический закон отрицания отрицания и развитие сводилось лишь к поступательному. В характеристике закона единства и борьбы противоположностей обходится вопрос о единстве противоположностей. Связь философии с практикой изображалась схематично, прямолинейно и не вполне диалектически. В работе «Марксизм и вопросы языкознания» (1950) была дана оценка марксистских взглядов на роль языка в обществ, жизни, о соотношении базиса п надстройки в обществе. Но наряду с правильным изложением ряда положений марксизма по вопросу о языке С. ошибочно утверждал, что с изменением и ликвидацией базиса ликвидируется вся старая надстройка. В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952) наряду с рядом правильных общих мыслей также были допущены существенные ошибки. С. неверно полагал, что колхозная собственность и товарное производство в условиях развитого социалистич. общества становятся тормозом в развитии производительных сил. Из этого положения он сделал неверные выводы о форсировании перехода к прямому продуктообмену города и деревни, о несовместимости товарного обращения с перспективой перехода к коммунизму.
|
|
Свойственный нек-рым работам С. схематизм содействовал в условиях культа личности появлению упрощенческих взглядов, обеднял разработку ряда теоретич. проблем. В последние годы жизни С. создалась обстановка, в к-рой сковывалась творч. мысль. По важным теоретич. вопросам не развертывались назревшие теоретич. дискуссии, а в тех, к-рые проводились, С. принадлежало последнее слово. Произвольные и субъективистские оценки, дававшиеся С. по ряду науч. проблем и нек-рым направлениям в науке и культуре, тормозили их творч. развитие.
|
|
Бурж. идеологи и совр. правые и «левые» ревизионисты в своем стремлении извратить и принизить революц. сущность марксизма-ленинизма и историч. успехи социализма пытаются использовать критику Коммунистич. партией ошибок С. и вредных последствий культа его личности в своих классовых целях, в целях борьбы против ленинизма и социализма.
Эти попытки наиболее часто выражаются в утверждении, будто культ личности является необходимым следствием развития социализма и что причины культа личности лежат в области социалистич. экономики и политики, т. е. имеют объективную основу при социализме. Эта основа, по утверждениям идео-
логов антикоммунизма и ревизионизма, заключается якобы в антигуманистическом, «этатистском» характере социалистич. общества. С целью извратить действит. прогресс социализма и мирового революц. движения они пытаются отождествить социализм с теми ошибками, к-рые совершил С.
Бурж. идеологи и ревизионисты, спекулирующие на критике коммунистами культа С, всю революционную практику и теорию марксизма-ленинизма в СССР и мировом коммунистич. движении на протяжении последних десятилетий объявляют «сталинистской», фальсифицируемую ленинскую теорию и практику мирового коммунизма ложно противопоставляют идеям Маркса. Они стремятся очернить и извратить всю историю КПСС и братских коммунистич. партий после Октября 1917.
Как показал опыт, практика, ничто не могло помешать советскому народу под руководством КПСС совершить всемирно-историч. дело — построение социалистич. общества. Великие свершения сов. народа и КПСС могли быть осуществлены и осуществлялись лишь на прочной основе марксизма-ленинизма.
Марксизм-ленинизм в борьбе против бурж. и ревизионистской фальсификации восстанавливает подлинные историч. факты, раскрывает как все положительное, что было сделано партией и сов. народом в период руководства С, так и те извращения и ошибки, к-рые были связаны с его деятельностью. Коммунистич. партия Сов. Союза восстановила ленинские принципы коллективного руководства и обеспечивает дальнейшее развитие социалистич. демократии. С о ч.: Сочинения, т. 1—13, М., 1946—51; Вопросы ленинизма, 11 изд., М., 1952.
Лит.: О культе личности и его последствиях. Постановле
ние XX съезда КПСС, в кн.: КПСС в резолюциях и решениях
съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 4, М., 1960;
О преодолении культа личности и его последствий, Постанов
ление ЦК КПСС, 30 июня 1956, там же; К 100-летию со дня
рождения Владимира Ильича Ленина. Тезисы ЦК КПСС,
М., 1969; История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965; Крат
кий очерк истории философии, 2 изд., М., 1967; История
КПСС, М., 1969. Л. Суворов. Москва.
СТАМАТИ-ЧУРЯ, Константин (1828—98) — молдавский писатель и философ; в мировоззрении С.-Ч. сильны материалистпч. тенденции. Во Вселенной, по С.-Ч., нет ничего, кроме вечно движущейся и изменяющейся материи; процесс развития имеет поступат. характер. В гносеологии С.-Ч. исходил из сенсуализма Локка и Кондильяка. Социология, воззрения С.-Ч. испытали влияние география, школы в социологии.
Соч.: Инсула Сагалин, Чернуэуць, 1894; Рэсунете дин Басарабия, Чернэуць, 1898; Опере алесе, Кишинэу, 1957. СТАНЕВИЧ, Евстафий Иванович (1775—15 янв. 1835) — рус. писатель и философ. В ранних работах («Мысли об истинном на земле счастии», изд. под псевд. «Евстафий» в «Новостях рус. лит-ры на 1802», я. 2, М., 1802, а также «Рассуждение о законодательстве вообще», СПБ, 1808) С. занимал позиции, близкие к материалистпч. сенсуализму. Он был сторонником теории естественного права, подчеркивая в особенности идею объективности законов жизни яеловека как в до-обществ, состоянии, так и на стадии общества, где разум преобразует законы природы в обществ, законы и где «законы самосохранения» должны согласовываться с «общим благом». Извращения «наяальных законов», проистекающие из-за непонимания их и различных злоупотреблений, должны быть, по С, исправлены высшей властью; народ «... готов повиноваться слепо управляющей им власти, лишь бы власть сия не оскорбляла в нем человечества» («Рассуждение...», с. 39). Последователь Шишкова, в начале 19 в. С. выступил как сторонник православной ортодоксии в ее борьбе с нецерковными мистиками («Беседа на гробе младенца о бессмертии души, тогда только утешительном, когда истина оного утверждается на точном учении веры и церкви», СПБ, 1818).
|
|
126 СТАНИСЛАВ—СТАРООБРЯДЧЕСТВО
Лит.: Лащенков П., Е. И. Станевич, в кн.: Сб. Харьковского историко-филологич. об-ва. г. 9, X., 1897, е. 55 — 92; Рус. биографич. словарь, [т. 19], СПБ, 1909.
3. Каменский. Москва. СТАНИСЛАВ из С к а р б и м е ж a (Stanislaw ze Skarbimierza), Станислав из С к а л ь б и м е-ж а (г. рожд. неизв.— ум. 1431) — польский правовед, теолог и философ, представитель номинализма, проф. и ректор Краковской академии. В трактатах «О справедливой войне» («De bellis iustis», ок. 1409) выдвинул понятия «справедливой войны» и «войны захватнической».
Лит.: Е hrlich L., Pawet Wfodkowic i Stanisfaw ze Skarbimierza, Warsz., [1954].
СТАНКЕВИЧ, Николай Владимирович (21 сент. 1813 — 24/25 июня 1840) — рус. мыслитель и поэт; основатель прогрессивного лит.-филос. кружка (см. Станкевича кружок).
В философии С. прошел сложный путь, испытав воздействие идей Шеллинга, Фихте, Канта и Гегеля, а в последние годы жизни — Фейербаха. На формирование взглядов С. оказали влияние и рус. идеалисты 20—30-х гг. (М. Г. Павлов, Н. И. Надеж-дин).
Для С. характерен преимуществ, интерес к этич. проблемам. В этой связи задачу философии С. видел в том, чтобы дать строгое обоснование «верованиям и убеждениям» человека, цели его жизни, а кроме того,— объединить человеческое знание. При помощи философии (в которой его привлекал прежде всего метод, а не система) С. стремился «...выработать убеждения для собственной жизни и жить не в разладе с этими убеждениями...» (Добролюбов Н. А., Собр. соч., т. 2, 1962, с. 396). Однако философию С. не считал своим призванием (см. Переписка Н. В. Станкевича, М., 1914, с. 341), тяготея к практич., «гражданской деятельности» (см. там же, с. 586).
|
|
Идея любви как осн. чувства природы, альтруизм — гл. принципы этики С. Не в противоречиях между людьми, а в их единении через любовь он видел разгадку «тайны бытия». Нравст. поступок, по С, не может иметь в своей основе подчинение внешнему долгу: «внутренний голос души», свобода воли и любовь являются основанием нравственности (см. там же, с. 609). Иск-во, по С, должно быть проникнуто «человеческими элементами». В понимании народности иск-ва С. близок к Белинскому.
Понимая бесчеловечность крепостной системы, С. считал, что для ее упразднения необходим соответствующий уровень умств. развития народа. Гл. задачу передовой интеллигенции С. видел в просвещении народа, следствием чего явится отмена крепостного права «сверху». Деятельность С. получила высокую оценку Чернышевского и Добролюбова (см. Н. А. Добролюбов, Собр. соч., т. 2, 1962, с. 402).
Соч.: Стихотворения. Трагелия. Проза, М., 1890.
Лит.: Анненков П.' В., Н. В. С. Переписка его и
биография..., М., 1857; Тургенев И. С, [Записка о
Н. В. С], Собр. соч., т. 11, М., 1956,0. 229—35; Г ерцеиА.И.,
Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 16—18, 39—45; Чернышев
ский Н. Г., Поли. собр. соч., т. 3, М., 1947, с. 197 — 98,
210—23; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., г. 13, М.,
1959 (см. имен, указат.); Аксаков К. С, Воспоминание сту-
пенчества 1832—35-х годов, СПБ.. 1911; Г е р ш е н зон М. О.,
История молодой России, М.— П., 1923, с. 182—209; Р е з-
ц о в а М. В.. Н. В. С. и его эпоха, ГМ., 1948]; Очерки по
истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР,
т. 1, М., 1955, с. 390—94; История философии, т. 2,М., 1957,
с. 261—63; ГригорьянМ. М., Филос. взгляды Н. В. Стан
кевича, в сб.: Pvc. прогрессивная филос. мысль 19 в. (30—
60-с годы), М., 1959; Машинский С, С. и его кружок,
«Вопросы лит-ры», 1964, № 5. 3. Смирнова. Москва.
СТАНКЕВИЧА КРУЖОК — лит.-филос. объединение 30-х гг. 19 в. Возник в Москве зимой 1831 — 32 по инициативе Н. В. Станкевича. Первоначально в него входили Я. Неверов, Я. Почека, И. Оболенский, С. Строев, В. Красов, И. Клюшников. В 1833 к кружку примкнули В. Белинский и К. Аксаков, в 1835 — В. Боткин, М. Бакунин, М. Катков, К. Кос-сович. Наиболее активный период деятельности С. к.— 1835—37-е гг. После отъезда Станкевича за границу (1837) кружок постепенно распадается и к 1839 перестает существовать.
Духовный кризис 20—30-х гг. вызвал к жизни наряду со С. к. множество различных политических, философских, литературных кружков, напр. кружки братьев Критских(1826—27), Белинского (1830), И. Оболенского (1830), Сунгурова (1831), Н. Селиваповского, Герцена и др. В отличие от политич. направленности кружка Герцена, в центре внимания С. к. находились преим. фплос.-этич. и эстетич. проблемы.
После выхода из кружка его участники заняли противоположные позиции: Белинский и Бакунин стали во главе революц.-демократич. движения, К. Аксаков и Самарин присоединились к лагерю славянофилов.
Деятельность кружка способствовала распространению в России идей класспч. нем. философии, в частности диалектики Гегеля, а также пропаганде просветит, идей, гуманистич. идеалов. С. к. способствовал развитию рус. журналистики 30-х гг. («Телескоп», «Моск. наблюдатель»).
Лит.: Корнилов А. А., Молодые годы М. Баку
нина, М., 1915, с. 104—50; Бакунин М. А., Собр. соч.
и писем, т. 1—4, М., 1934—35; Машинский С. Кружок
Станкевича и его поэты. [Вступ. ст.], в кн.: Поэты кружка
Н. В. Станкевича, [2 изд.], М.— Л., 1964. См. также лит.
при ст. Станкевич. 3. Смирнова. Москва.
СТАНОВЛЕНИЕ — процесс, главная черта к-рого состоит в том, что существование явления уже началось, но еще не приобрело завершенной формы. С. есть единство бытия и небытия, возникновения и уничтожения, ведущее к результату, ставшему; оно выступает как процесс зарождения возможностей и превращения одной из них в действительность.
Идея С. впервые выражена уже у Гераклита в его учении о вечном потоке бытия. Кратил положил начало распространенному впоследствии релятивистскому представлению о чистом С, лишенном моментов устойчивости. Наиболее важную роль понятие С. играло в системе Гегеля, где оно рассматривается как взаимопереход бытия и ничто, их «неустойчивое», «беспокойное» единство. Становящееся явление, по Гегелю, лишь направляется к бытию и в этом смысле его еще нет; но вместе с тем оно, начавшись, уже есть. Поэтому С. есть «безудержное движение» (см. Соч., т. 1, М.— Л., 1929, с. 156). Хотя Гегель рассматривает С. абс. идеи, фактически его концепцию можно истолковать как попытку изображения логики С. человеческого познания.
В диалектпч. материализме С. выступает как важный момент в учении о развитии. Выражая состояние незавершенности существования, С. раскрывает переход возможности в действительность и может рассматриваться как промежуточное звено между ними. Это хорошо видно на примере исследования природы виртуальных частиц в физике (см. Микрочастицы). На важность понятия С. в совр. физике указывал Гей-зепберг (см. «Физика и философия», М., 1963, с. 22, 40—41).
Лит.: Готт В. С, Перетурин А. Ф., Методоло-
гич. вопросы изучения виртуальных частиц и процессов,
в кн.: Симметрия. Инвариантность. Структура, М., 1967;
Гордон В. М., Категория С. в марксистской диалектике,
«ФН» (НДВШ), 1968, № 4. В. Гордон. Москва.
СТАРООБРЯДЧЕСТВО — общее наименование ре-лиг, течений, отрицающих обрядовую реформу рус. православной церкви, осуществленную патриархом
СТАСОВ—СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Никоном в 1650-х гг. С. никогда не представляло собой единого целого и распадалось на отд. толки и согласия. Умеренное направление С.— поповщина, признавая необходимость священников при совершении богослужения и обрядов, мало чем отличается от православной церкви. Беспоповщина, отрицающая церк. иерархию и упростившая обрядность, явилась радикальным направлением, занявшим промежуточное положение между православием и сектантством.
Начавшись с протеста части духовенства, возглавленного протопопом Аввакумом, против церк. реформы, старообрядч. движение в дальнейшем охватило значит, массы крестьянства и посадского населения. В эсхатологии С, в учении о воцарении антихриста в «мире» нашли религ. отражение оппозиц. настроения различных слоев общества, недовольных усилением самодержавного и крепостнич. гнета. С. жестоко преследовалось царской администрацией и офиц. церковью. Спасаясь от репрессий, старообрядцы бежали в труднодоступные, малозаселенные местности — в Поморье, Заволжье, на Дон и Яик, в Сибирь, за рубежи России. Крупнейшим духовным и органпзац. центром С. была Москва. Старообрядч. верхушка враждебно встретила Великую Окт. соцналпстнч. революцию. За годы социалистич. строительства С. потеряло большую часть своих приверженцев и находится в состоянии упадка. В наст, время в поповщине преобладает т. н. белокриницкая иерархия (австрийское согласие), менее распространена «древ-леправославная» (беглопоповская) церковь. В беспоповщине господствует поморский толк, получивший наибольшее распространение в Прибалтике, сохраняет нек-рое значение федосеевский толк; остальные беспоповские толки представляют собой немногочнсл. религ. группы.
Лит.: Плеханов Г. В., История рус. обществ,
мысли, кн. 1—3, М.— Л.. 1925; Смирнов П. С, История
рус. раскола С, 2 изд., СПБ, 1895; Щапов А. П., Рус.
раскол С, рассматриваемый в связи с внутр. состоянием рус.
церкви и гражданственности i II в, и 1-й пол. 18 в., Соч.,
т. 1, СПБ, 1906; Каптерев Н. Ф., Патриарх Никон
и царь Алексей Михайлович, т. 1—2, Сергиев Посад, 1909—12;
НикольскийН. М., История рус. церкви, 2 изд., М.— Л.,
1931; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и др.
его соч., [М., I960]; М и л о в и д о в В. Ф., С. и социальный
прогресс, в сб.: Вопросы науч. атеизма, вып. 2, М., 1966. См.
также лит. при ст. Беспоповщина. В. Миловидов. Москва.
СТАСОВ, Владимир Васильевич [2(14) янв. 1824— 10(23) окт. 1906] — рус. художеств, и муз. критик, историк иск-ва; идеолог крупнейших объединений деятелей реалистич. иск-ва 2-й пол. 19 в.— «Товарищества передвижных художественных выставок» («передвижников») и кружка музыкантов, названного С. «Могучая кучка». В 1836—43 учился в Училище правоведения, одновременно изучал музыку, живопись, лит-ру. В 1851—54 жил за границей, гл. обр. в Италии. По возвращении в Петербург работал в Публичной б-ке, с 1872 возглавляя ее художеств, отдел.
Ранние статьи С. 1840—50-х гг. отмечены влиянием классицизма и его нормативной теории, преодолению к-рой способствовало, в частности, знакомство С. с соч. Лессинга и Гёте. Окончат, формирование мировоззрения С, его материалистич. и демократнч. убеждений происходило в обстановке обществ, подъема 50—60-х гг. под влиянием идей революц. демократов — Белинского, Герцена, Огарёва и Чернышевского. В многочисл. статьях, монографиях и особенно в об-зорно-критич. работах — «25 лет рус. иск-ва» («Вестн. Европы», 1882, кн. 11 — 12, 1883, кн. 2, 6, 10), «Тормозы нового рус. иск-ва» (там же, 1885, кн. 2—5), «Иск-во 20 века» (СПБ, 1901)—С. выступает как поборник материалистич. эстетики, проводит идеи реализма, народности, обществ, служения иск-ва. «Искусство, не исходящее из корней народной жизни, если не всегда бесполезно и ничтожно, то по крайней мере уж наверное всегда бессильно» (Собр. соч., т. 1, СПБ,
1894, с. 149). Воплотить «действительные чувства и мысли народа» способно только идейное, «тенденциозное» иск-во.
Рассматривая «литературность» живописи и музыки как качество их идейного содержания, С. считал «сюжетность» и «повествовательность» в живописи и программность в симфонпч. музыке ведущими принципами этих иск-в; в противовес академизму выдвигал на первый план бытовой жанр в живописи. Известная ограниченность пдейно-художеств. позиций С, связанная с его чисто просветит, подходом к явлениям обществ, жизни, проявилась в непонимании им со-циально-нсторнч. обусловленности разложения клас-снч. художественных форм в позднебурж. обществе и связанной с этим сложности художеств, процесса 90 — 900-х гг. С. ошибочно восхвалял псевдорус. стиль в архитектуре, отрицательно оценивал ряд явлений прошлого и современного ему иск-ва (доглинков-скую музыку, творчество Брюллова, Венецианова, Чайковского, А. Рубинштейна), преувеличивал роль перс, пнд. п монг. влияний в создании рус. нар. эпоса п развитии прикладного иск-ва; с сер. 80-х гг. во взглядах С. появляются элементы позитивизма. Однако в целом С. сыграл выдающуюся роль в распространении демократнч. идей в рус. эстетике и критике 2-й пол. 19 в., утверждении идеалов новой реалистич. живописи и музыки.
Соч.: Собр. соч., 1847 — 1886, т. 1 — 4, СПБ, 1894—1906; Избр. соч., т. 1—3, М., 1952; Статьи и заметки, т. 1—2, М., 1852—54; Письма к деятелям рус. культуры, т. 1, М., 1962.
Лит.: Незабвенному В. В. Стасову. Сборник воспоми
наний, СПБ, [1908]; Каренин В., В. Стасов. Очерк
жизни и деятельности, ч 1—2, Л., 1927; Г е л ь д ш тейн С.Н.,
Комментарии к избр. соч. В. В. Стасова, М.— Л.. 1938;
Ситник К. А., С.— художеств, критик, в кн.: Вопросы
теории сов. изобразит, иск-ва, М., 1950; Оголевец А. С,
В. В. Стасов, М., 1956; Ливанова Т. Н., С. и рус.
классич. опера, М., 1957; Лебедев А. К., С. и рус.
художники, М., 1961. Н. Беспалова. Москва.
СТАТИСТИКА — наука, изучающая количеств, отношения массовых обществ, явлений. С. разрабатывает методы количеств, анализа, к-рые в совокупности образуют статистич. методологию п используются др. науками. См. Статистические и динамические закономерности.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (точнее статистические закономерности п закономерности жесткой детерминации) — два осн. класса закономерностей, получившие в совр. науке наиболее развитые формы своего теоретич. выражения, а вместе с тем и матем. воплощения. Для исследования и выражения закономерностей жесткой детерминации используются обычно методы классич. матем. анализа, особенно методы теории дпфференц. ур-ний; эти методы используются также в познании и выражении статистич. закономерностей (СЗ), однако решающую роль играют здесь методы теории вероятностей. Осн. различие между этими классами закономерностей связано с различиями во внутр. структуре соответствующих науч. теорий, в частности с различием тех общих подходов к природе бытия п познания, к-рые необходимым образом сопровождают развитие этих теорий.
Представления о классе закономерностей жесткой детерминации сформировались в ходе развития классич. физики, прежде всего классич. механики. Фактически под этими закономерностями и понимают закономерности, в логич. отношении подобные механическим; именно благодаря решающей роли динамич. законов механики Ньютона в формировании общих представлений о данном классе закономерностей исторически они получили название динамич. закономерностей (ДЗ). Классич. механика явилась первой естеств.-иауч. теорией, основывающейся в формулировке своих законов па строгом языке математики.
128 СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Осн. задачей классич. механики является определение траектории движения отд. макротела. Весьма существенно, что эта траектория определяется в механике единств, образом. Если же траектория движения макротела не определена однозначно или значения нек-рых его характеристик строго не определены, то с т. зр. механики Галилея — Ньютона задача считается некорректно поставленной. Развитие всей классич. физики, начиная от механики твердого тела и сплошных сред и кончая классич. электродинамикой, происходило под определяющим воздействием классич. механики. Само логич. строение последующих теорий классич. физики в принципе аналогично схеме классич. механики.
В качестве определяющей черты класса ДЗ обычно рассматривается строго однозначный характер всех без исключения связей и зависимостей, отображаемых в рамках соответствующих представлений и теорий на основе этих законов. В негатпвной формулировке это означает: там, где нет строгой однозначности в связях, нельзя говорить и о соответствующих закономерностях. Более того, с т. зр. ДЗ, когда имеет место к.-л. неоднозначность или неопределенность в связях, нельзя вообще говорить об истинной закономерности: в этих случаях налицо лишь неполное выражение наших знаний об исследуемых объектах, лишь подход к истине, но еще не сама истина.
Из однозначного характера связей вытекает их равноценность: любая рассматриваемая связь, независимо от природы соответствующих свойств или параметров, в равной мере признается необходимой.
На основе развития классич. физики и ее успехов схема жесткой детерминации была в известной мере абсолютизирована. Филос. концепция, выразившая это, получила название лапласовского, или классического, детерминизма и длит, время выступала как обоснование механики и ее экспансии в новые области исследований.
Схема жесткой детерминации оказалась, однако, несостоятельной при соприкосновении науки с более сложными и развитыми явлениями, чем объекты исследования классич. физики, прежде всего — при анализе биологических и социальных явлений. Эта схема вела к отрицанию к.-л. автономности в поведении элементов в рамках систем. Критика концепции жесткой детерминации в естествознании усиливалась по мере проникновения в него идей диалектики и приобрела конструктивный характер на базе развития вероятностных методов исследования; именно через их посредство естествознание овладело новым классом закономерностей — статистич. закономерностями. В «точное» естествознание вероятностные методы впервые проникли во 2-й пол. 19 в. в ходе разработки в трудах Дж. Максвелла, Дж. Гиббса и Л. Больцмана молекулярно-кинетич. теории — классич. статистич. физики.
Но хотя в наст, время ясно вскрыта ограниченность схемы жесткой детерминации, это отнюдь не означает, что данная схема «не работает» в совр. науке. Схема жесткой детерминации может повторять себя в развитии ряда новых областей и методов знания, поскольку это развитие воспроизводит осн. пути движения познания. В частности, на представлениях о жесткой детерминации в значит, мере базируется весь прогресс научно-технич. мысли, действие почти всех создаваемых человеком механизмов, машин и автоматов.
Однако по мере возрастания сложности технич. систем и повышения требований к точности управления протекающими в них процессами происходит резкое снижение их надежности. В наст, время достаточно ясно осознано, что принятые пути повышения надежности работы электронных устройств, основанные на схемах жесткой детерминации, не дают радикального
решения проблемы и принципиально ограничены. В этой связи начиная со 2-й пол. 20 в. постоянно растет интерес к анализу принципов организации и функционирования живых (биологических) систем и использованию этих принципов в разработке совр. технич. систем, что, в частности, находит выражение в огромном росте исследований по самоорганизующимся системам. Эти направления поисков ясно выражают отказ от принципа жесткой, однозначной детерминации элементов в кибернетич. системах.
Идея вероятности приобрела огромное значение в совр. физике, прежде всего в физике микропроцессов, физике атома и элементарных частиц. Закономерности микропроцессов наиболее полно выражены в квантовой теории, к-рая является принципиально статистической, т. е. существ, образом включает в себя идею вероятности. Если в классич. физике вероятность иногда еще трактовалась как второстепенный, инородный элемент структуры физич. теории, нарушающий ее внутр. красоту и совершенство, то в совр. физике вероятность с самого начала рассматривается как одно из важнейших оснований этой структуры.
Идеи п методы теории вероятностей являются существенными в совр. развитии всех наук о неживой природе. Они имеют непосредств. отношение и к наукам о живой природе и обществе. В частности, развитие представлений о биологнч. эволюции, становление генетики происходило на базе развития статистич. образа мышления в биологии. В кибернетике вероятностные идеи являются исходными, базисными, а ее осн. представления, особенно теория информации, по существу представляют собой дальнейшее развитие концептуальной базы теории вероятностей. В целом вероятностно-статнстич. идеи в наст, время являются одним из стимуляторов развития по сути дела всей науки.
Однако несмотря на величайшую силу и глубину воздействия вероятностно-статистич. образа мышления на развитие совр. науки, он все еще должным образом не ассимилирован совр. мировоззрением. Во многом это обусловлено тем, что на трактовку вероятности и СЗ нередко чрезмерное влияние оказывают соображения, навеянные концепцией жесткой детерминации, в частности классич. механикой. Для преодоления этого, отчасти психологического, барьера природа вероятности и СЗ должна быть проанализирована в свете совр. представлений о принципах структурной организации материи п познания, в частности в связи с разработкой общих представлений о сложных системах (идея о качественно различных и относительно автономных уровнях структурной организации этих систем, об уровнях управления, регуляции и детерминации в сложных системах).
Теория вероятностей, являющаяся методологич. базой раскрытия СЗ, изучает, как известно, закономерности массовых случайных явлений. Массовость здесь выступает как нек-рый аспект системности. Случайность характеризует специфику этого массового явления и означает, что при переходе от одного явления к другому характеристики отд. явлений изменяют свои значения независимым образом, т. е. значения характеристики одного явления существенно не зависят и не определяются значениями этой же характеристики у др. явлений. Типичный пример класса случайных массовых явлений дает в физике обычная теория газов: механич. состояние каждой молекулы газа в своей основе не зависит и не определяется состоянием др. молекул. Центр, понятием теории вероятностей является понятие вероятностного распределения, или просто распределения. Вокруг этого понятия объединяются др. понятия, имеющие принципиальное значение для понимания всей теории. Распределение
СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ 129
означает, что, несмотря на изменение значений нек-рых характеристик от явления к явлению, относит, число элементов с определ. значением этих характеристик довольно устойчиво. Эта устойчивость и есть выражение вероятности. Распределения выражают внутр. упорядоченность в соответствующем массовом явлении. Наиболее глубокий смысл и значение вероятностных распределений обнаруживались по мере того, как распределения становились предметом самостоят, исследования и в связи с этим были выдвинуты представления о видах (типах) распределений и поставлен вопрос об основаниях этой типологии. Многие из видов распределений образуют обширный предмет спец. исследований. Таковы, напр., нормальное распределение (распределение Гаусса), распределение Пуассона и др. В большинстве случаев виды распределений характеризуются чисто описательно, но в наиболее развитых случаях для их характеристики применяются и аналитич. средства. В частности, в физике таковы квантовые теории, в к-рых вероятностный язык используется весьма своеобразно. Формулировка квантовых задач дается не непосредственно на языке вероятностных распределений, а прежде всего с помощью т. н. волновых функций. Однако последние являются очень абстрактными характеристиками тех же распределений: квадрат модуля волновой функции в нек-ром представлении определяет собой вероятность соответствующей физич. величины, и эта связь волновых функций с вероятностью вообще является оправданием их употребления в квантовой теории. В связи с характеристикой микрочастиц посредством волновых функций в квантовую теорию вошло представление о виде (характере, типе) волновых функций: волновая функция может быть скаляром, вектором, спинором, псевдоскаляром, псевдовектором и т. д. Вид волновых функций определяется т. н. квантовыми свойствами элементарных частиц — спином п четностью, к-рые с самого начала вводятся в теорию как характеристики волновых функций в целом. Др. словами, используемые в квантовой теории величины (за исключением ряда постоянных величин, не имеющих объяснения в теории и взятых непосредственно из опыта) делятся на два класса: т. н. наблюдаемые величины (напр., координаты и импульс), на базе к-рых и возникают представления о вероятностных распределениях, и квантовые числа как характеристики волновых функций (вероятностных распределений) в целом. Сами же распределения представляют собой форму связи этих двух классов.
Подобная ситуация является типичной для всякого использования теории вероятностей в познании: во всех таких случаях характеристики (параметры) объекта исследования делятся на два класса, относящиеся по существу к различным структурным уровням его организации. Характеристики первого, «низшего», уровня — это те, к-рые постоянно и независимым образом изменяют свои значения при переходе от одного элемента к другому в исследуемом массовом явлении и, соответственно, каждое из значений к-рых рассматривается как случайное событие. Характеристики более глубокого уровня связаны с наличием определ. закономерностей, регулярностей в массе случайных событий и выражают эту регулярность. Весьма существенно, что характеристики обоих уровней относительно автономны; характеристики второго, «высшего», уровня, детерминируя вид распределения, не определяют каждое конкретное случайное событие. Др. словами, характеристики высшего уровня лишь обобщенным, интегральным образом детерминируют характеристики низшего уровня. В то же время связи между характеристиками высшего уровня носят вполне определенный, «жесткий» характер. Возможность подобного «сочетания» различных классов характеристик
при отображении свойств объекта исследования достигается тем, что соответствующие закономерности формулируются на языке распределения как зависимости между ними и их свойствами. Те закономерности, к-рые формулируются непосредственно на языке вероятностных распределений, наз. статистическими. Поэтому Н. Винер кратко определял статистику как науку о распределении (см. «Кибернетика и общество», М., 1958, с. 24).
В развитии представлений о сложных системах, помимо проблемы уровней внутр. организации и детерминации этих систем, важнейшее значение имеет также проблема синтеза элементов в целое при учете их автономности и вытекающая отсюда проблема методов познания объектов в составе таких систем. СЗ могут рассматриваться как определ. форма матем. решения этих проблем; в свою очередь анализ этих проблем в рамках учения о сложных системах позволяет глубже раскрыть природу самих СЗ. В частности, реализация системного подхода дает возможность рассматривать элементы (отд. объекты) на основе структурных характеристик соответствующих систем. Именно с этим связана, напр., важнейшая роль вероятностного языка в квантовой теории для познания и выражения свойств отд. микрообъектов.
Т. о., методологии, роль СЗ в совр. науке определяется тем, что они дают строгие теоретич. средства анализа объектов исследования с двумя относительно выделенными и автономными уровнями внутр. строения и организации. Этим же объясняется колоссальное значение статистич. представлений для развития совр. диалектики бытия и познания, в частности, для решения таких проблем, как взаимопроникновение жесткого н аморфно-пластичного начал структуры материальных систем, начал соподчинения и координации, широкой автономности элементов и гармонии целого, сохранения и истинного обновления, и многих аналогичных.
Утверждение статистич. подхода к науке сопровождалось острыми фплос. дискуссиями. В физике формулирование СЗ осуществлялось на путях атомизма и означало его дальнейшее развитие. Борьба Л. Больц-мана в период становления статистич. физики за атомизм была борьбой за разработку наиболее широкого обоснования СЗ в физике. На первых порах сравнение СЗ с закономерностями жесткой детерминации было не в пользу первых: им не хватало «изящества» однозначных предсказаний любых рассматриваемых связей. Так возникли представления о неполноте СЗ, об их врем, характере. Выявить собств. основания СЗ оказалось возможным лишь на основе диалектич. методологии. Важнейшую роль здесь сыграл анализ этих закономерностей с т. зр. категорий необходимости и случайности, а в дальнейшем, с развитием квантовой теории, также категорий потенциально возможного и действительного. Это способствовало выявлению более широких основ вероятности и СЗ и вело к выходу за узкие рамки представлений, навеянных схемой жесткой детерминации, в частности клас-сич. механикой. Однако глубокое обоснование принципиально новых идей и методов естествознания возможно на основе не отд. категорий, а лишь их системы, к-рая сама должна подвергаться усовершенствованиям, уточнениям. Это в свою очередь предполагает соотнесение новых идей и методов естествознания с общими представлениями о структурной организации материи (атомизм) и с теорией познания, с формированием совр. картины мира (см., напр., Н. Винер, Я — математик, М., 1964, с. 314).
Совр. обоснование СЗ неотделимо от дальнейшего развития системно-структурных исследований. Ве-роятностно-статистич. идеи и методы соответствуют достаточно простой абстрактно-теоретич. модели слож-
130 СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ—СТАТУС
них систем: они основываются на выделении двух
автономных уровней внутр. организации. В реальной
жизни большинство сложных систем характеризуется
гораздо большим числом структурных уровней и разно
образием конкретных форм субординации и взаимо
действий между ними. Таковы, напр., все биологич.
системы. Поэтому развитие представлений о слож
ных системах приведет, несомненно, к разработке
представлений о новых, более обобщенных классах
закономерностей. Именно в этом направлении в
наст, время разрабатываются представления о законах
симметрии, законах управления и о закономерностях,
для выражения к-рых начинает использоваться топо
логия. Ю. Сачков. Москва.
В социальной области СЗ действуют как законы массовых явлений, возникая на базе закона больших чисел: определенные закономерные количеств, соотношения выявляются здесь только в ста-тистич. совокупности. Таково, напр., установленное Марксом положение, согласно к-рому при капитализме в рабочей среде рождаемость и смертность обратно пропорциональны уровню заработной платы. Выраженная здесь закономерность относится к рабочему коллективу как целому, а в отд. случаях она может вовсе не проявиться. СЗ особенно наглядно видны в области демографии. Напр., рождаемость девочек и мальчиков постоянно соответствует пропорции 51: 49. Постоянную величину составляют количество браков, количество преступлений и несчастных случаев при данных условиях и т. д. Закономерность проявляется здесь в массе таких событий, к-рые, казалось бы, зависят от индивидуальной склонности отд. людей и вообще от случайных обстоятельств.
Понятие СЗ в сфере социальных исследований стало употребляться уже в 17 в., т. е. раньше, чем в естествознании. Такие закономерности фиксировались, в частности, в трудах т. н. политических арифметиков, особенно Дж. Граунта, У. Петти. Но интуитивно, па основе эмпирич. наблюдений, люди в своей прак-тич. деятельности еще задолго до этого считались с существованием СЗ. Напр., для предварит, определения урожайности крестьяне прибегали к массовым выборочным намолотам. Граунт первый на конкретном статистич. материале установил нек-рые закономерности естеств. движения населения, а Петти впервые определил матем. закон смертности в зависимости от возраста. В 1-й пол. 19 в. выявлением СЗ в социально-зтич. сфере занимался бельг. статистик А. Кетле, к-рый объяснял их естеств. причинами. СЗ, связан-нке с наследственностью таланта, исследовались англ. психологом Фр. Гальтоном (см., напр., Наследственность таланта и ее законы и последствия, СПБ, 1875).
Механизм действия СЗ в социальной сфере на основе закона больших чисел был раскрыт Марксом в связи с анализом капиталистич. произ-ва (см., напр., «Капитал», т. 1, 1955, с. 328—29). Оценивая методо-логпч. роль сформулированных Марксом принципов анализа массовых социальных явлений, Ленин писал: «...В обществе разрозненных товаропроизводителей, связанных лишь с рынком, закономерность не может проявляться иначе как в средней, общественной, массовой закономерности, при взаимопогашении индивидуальных уклонений в ту или другую сторону» (Соч., т. 21, с. 50). Смысл этого механизма состоит в том, что действие СЗ обнаруживается не во всяком «большом числе» событий, а лишь в таком массовом процессе, где на фоне множества случайных причин действуют глубокие необходимые связи.
В социальной статистике разработаны разнообразные методы выявления СЗ. Значение исследования этих закономерностей определяется тем, что в обществ, жизни, по самому характеру общества как сложной си-
стемы, законы функционирования и развития выступают, как правило, в форме СЗ. Лишь общее направление социального прогресса подчиняется действию ДЗ, основные из к-рых были сформулированы в марксизме.
О. Яхот. Москва. Лит.: Мизес Р., Вероятность и статистика, пер. с нем., М.— Л., 1930; Колмогоров А. Н., Теория вероятностей, в кн.: Математика, ее содержание, методы и значение, т. 2, М., 1956, гл. 11; его же, Матем. статистика, БСЭ, 2 изд., т. 26,М., 1954; В о и с о в с к ий С. В., Курс а-н о в Г. А., О связи динамич. и статистич. закономерностей в атомных явлениях, «Вестн. АН СССР», 1957, [Mi] 4; М я-кишев Г. Я., Соотношение между динамич. и статистич. закономерностями и квантовая механика, «ВФ», 1958, № 6; Винер Н., Кибернетика и общество, [пер. с англ.], М., 1958; Уч. записки по статистике, т. 8, М., 1964; Розанов Ю. А., Теория вероятностей и ее приложения, в сб.: О нек-рых вопросах совр. математики и кибернетики. М., 1965; К р а в е ц А. С, Причинность и статистич. закономерности, «ВФ», 1966, №8; П а с х а в е р И. С., Закон больших чисел и закономерности массового процесса. [М.], 1966; Сачков Ю. В., Проблема структуры материи и вероятность, в кн.: Структура и формы "материи, М., 1967.
СТАТУС социальный — соотносительное положение (позиция) индивида (или группы) в социальной системе, определяемое по ряду признаков, специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и др.). Люди, обладающие одним и тем же С, обнаруживают ряд сходных личностных черт, обозначаемых как «социальный тип» личности. В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, пол, социальное происхождение и т. п.) или благодаря собств. усилиям (образование, заслуги), различаются соответственно «предписанный» и «достигаемый» С. Каждый С. может сравниваться с другим по тому или иному признаку, соотносимому с господствующей системой ценностей, приобретая таким образом определ. социальный престиж. Престиж ранжирует С, придает ему своеобразный «вес» в обществ, мнении. Поскольку взаимодействие человека с др. людьми опосредовано психикой участвующих субъектов, С. может быть правильно понят лишь как единство объективного и субъективного. Абсолютизация субъективного аспекта приводит к психологизму в социологии. К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что объективной основой взаимосвязи индивидов в обществе (определяющей не только структуру прав и обязанностей человека, но и человеч. личность) является обществ, практика, совместная деятельность людей, принимающая в ходе своего развития определ. историч. формы. В противоположность рассуждениям субъективистов об «обществе» и о «личности» вообще метод К. Маркса означает «...исследование определенных форм устройства общества» и выяснение «...какой социальной обстановкой и как именно обуславливаются их („живых личностей".— В. О.) действия» (Лен и н В. И., Соч., т. 1, с. 391). Теория классов и классовой борьбы «...потому именно и составляет громадное приобретение общественной науки, что устанавливает приемы этого сведения индивидуального к социальному с полнейшей точностью и определенностью» (там же, с. 390).
Марксистско-ленинское учение о классах позволяет исследовать различные формы социального действия, членение общества на различные классы, социальные группы и слои, определять фундаментальные основы С. людей.
Бурж. социологи, исследуя проблему С, опираются в значит, мере на теорию М. Вебера. Противопоставляя свои взгляды историч. материализму, М. Вебер утверждал, что стратификация общества определяется не только экономич. (доступ к обществ, богатству) и политич. (власть, право), но и социальными (престиж) переменными. Единицей социального действия, по Веберу, является Stand — общность людей, основанная на специфич. стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований, представлений о че-
СТАТУС—СТАУФФЕР
сти и др. психологич. моменты. Каждому стилю жизни соответствует более или менее высокая оценка (почет), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определ. нормы и представления. Так, разбогатевший буржуа стремится копировать стиль жизни аристократии, и его дети могут усвоить презрит, отношение к экономич. предпринимательству. Нек-рые последователи М. Вебера отождествляют С. с престижем. Так, «шкала Чэпина» для измерения различия в С. основана на сопоставлении различных стилей жизни, как они проявляются в убранстве жилых комнат. Фактически, здесь измеряются не социальные различия, а количество имеющихся в семье престижных символов. Такое толкование С. игнорирует существ, классовые признаки и отрицает классовые противоречия в совр. капиталистич. обществе.
Идущее от Вебера понимание С. как объекта ориентации участника действия развил Р. Линтон, предположив, что в каждой культуре существуют «идеальные схемы» поведения взаимосвязанных людей — мужа и жены, работника и работодателя. Полярные позиции в этих схемах и есть С, узнаваемые по любому из значимых в данной культуре признаков. Вступая в новую ситуацию, индивид определяет ее, помещая себя и партнера в одну из таких схем, и избирает подобающее поведение — он исполняет роль социальную, к-рая т. о. оказывается «динамич. аспектом» С. С.— это «предписанная обычаем совокупность прав и обязанностей». С. отвечает на вопрос «что?», роль — «что делать?». По Т. Парсонсу, в С. индивид выступает как объект ориентации участников социального действия, тогда как исполняя роль, он сам ориентируется на др. действующих лиц. Конфликт возникает, если «субъективный С.» индивида (как он его определяет сам) не совпадает с его «объективным С.» (как его определяют другие). Это возможно потому, что каждый человек участвует (одновременно или последовательно) в неск. сферах и, следовательно, имеет ряд С. Р. Мертон обозначает совокупность объективных С. человека как его «ролевой набор» (role set) — если, напр., Смит доктор, он состоит в определ. отношениях с пациентами, сестрами и др. врачами и т. д. Однако он остается мужем, отцом, членом определ. политич. организации и т. д.— это его набор С. (status set), совокупность его субъективных С. Последняя упорядочивается и интегрируется в Я под влиянием рефе* рентной, группы — той реальной или воображаемой группы, со стандартами к-рой индивид соотносит свое поведение. Т. о., в отличие от марксистов, сторонники ролей теории не смогли раскрыть взаимосвязь субъективного и объективного, а, напротив, свели объективное к интерсубъективному.
Реакцией на субъективизм и психологизм в подходе к определению С. в бурж. социологии явились попытки эмпирически установить ту совокупность объективных свойств, на основе к-рой возникают статусные группы как элементы социальной структуры. Информация, характеризующая каждого индивида, размещалась в n-мерном логич. пространстве, где каждому измерению соответствовал один из объективных признаков (пол, возраст, этнич. принадлежность, образование, род занятий, собственность и т. д.). Исследования показали, что в отд. областях такого пространства возникают определ. скопления, происходит «кристаллизация» С. в ясно видимые «стили жизни». Пороком такой концепции является отрицание производств., классовых отношений как основы С. групп и индивидов. Дж. Ленскп, Дж. Хоманс и др. выдвинули гипотезу, что «несогласованность», несовместимость С. индивида (напр., высокое образование и низкий доход) создает у него сильный стресс и субъект либо отступит из данной ситуации, либо попытается так изменить структуру, чтобы повысить согласован-
ность С. Частичное подтверждение этой гипотезы получено при изучении политич. установок (напр., отношение к переменам в распределении власти), социальной мобильности и спроса на потребит, товары, а также неврозов и личностных расстройств.
В условиях социализма происходят коренные изменения в социальной структуре общества и обществ, сознании и в связи с этим радикально меняется значение составляющих С.
Социологи-марксисты выступают против расширит, использования категории С, подчеркивая определяющее значение классового деления общества. Категория «класс» открывает возможность исследования С, особенно в социалпстнч. обществе, где отсутствуют ан-тагонпстнч. классы. В СССР исследование структуры рабочего класса показало, что наиболее. существ, признаками С. отд. групп являются профессия, квалификация, образование и, далее, должность, заработная плата, обществ, работа. Исследования С. в со-цпалистпч. странах связаны с изучением поведения личности в коллективе, различных групп в обществе и способствуют повышению эффективности трудовых и воспитат. процессов.
Лит.: Беккер Г. и Босков А. Гсост.], Совр. социологич. теория..., пер. с англ.,М., 1961; О с и п о в Г. В., Совр. бурш, социология, М., 1964; Социология сегодня, пер. с англ., М., 1965; Рабочий класс и технич. прогресс, М., 1965; Социология в СССР, т. 1—2, М., 1965; Человек и его работа, М., 1967; Кон И. С, Социология личности, М., 1967; Проблемы изменения социальной структуры сов. общества, М., 1968; Кугель С. А., Новое в изучении социальной структуры общества, Л., 1968; Щепаньский Я., Элементарные понятия социологии, пер. с польского, М., 1969; Классы, социальные слои и группы в СССР, М., 1968; Маркс и социология, «Информац. бюллетень Сов. социологич. ассоциации», 1968, Л» 3; Т а г а н о в И. Н., Ш к а р а т а н О. И., Исследование социальных структур методом энтропийного анализа, «ВФ», 1969,.№ 5; Linton R., The study ol man, N. Y,—L., 1936; Warner W. L. and Lunt P. S., The status system of a modern community, New Haven, 1942; Parsons Т., The social system, [2 ed.], Glencoe, [1952]; Marshall Т. Н., The nature and determinants of social status, в кн.: The yearbook ot education 1953, L.—N.Y., 1953; Davis J. A., Status symbols and the measurement of status perception, «Sociometry», 1956, v. 19, № 3; Lenski G. E., Social participation and status crystallization, «Amer. Sociol. Review», 1956, v. 21, As 4; G- о t t m a n I. W., Status consistency and preference for change in power distribution, там же, 1957, v. 22, jT> 3; M e r t о n R., Social theory and social structure, [2 ed.], Glencoe, [1959]; Burchard W. W., The status of «status», «Sociology and Social Research», 1960, v. 44, Л5 6; H о m a n s G. C, Social behavior: its elementary forms, N.Y.— Burlingame, 1961; Jackson E. F., Status consistency and symptoms of stress, «Amer. Socio]. Review», 1962, v. 27, № 4; W e b e rM., Wirtschaft und Gesell-schaft, Hlbd 1—2, Koln—В., [1964]; Berger J. [a.o.]; Sociological theories in progress, Boston, 1966. См. также лит. при статьях Классы, Структура социальная, Социальная стратификация, Социальный престиж.
В. Ольшанский. Москва.
СТАУФФЕР (Stouffer) Сэмюэл (6 июня 1900 — 24 авг. 1960) — амер. социолог, один из лидеров естеств.-науч. и математич. направления в амер. бурж. социологии. В 1934—41 — проф. социологии Чикагского ун-та. В 1941—46 руководил социально-психологич. исследованиями в армии США. С 1946 — директор Гарвардской лаборатории социальных отношений.
По С, прогресс в социологии может быть достигнут в результате взаимодействия теории и эмпирич. исследования. По отношению к неопозитивистской программе Ландберга (1928) С. вместе с Лазарсфель-дом, Гутманом и др. занял умеренную позицию, получившую название «аналитической школы». Признавая важность и необходимость применения математич. методов в социологии, они утверждали, что существует непосредств. логич. преемственность между систематич. качественным исследованием и математич. моделированием социальных явлений. В 50-х гг. С. провел ряд вызвавших большой обществ, резонанс работ, посвященных анализу социальных корней маккартизма, источникам угроз гражд. правам в США и сравнению символов и лозунгов, использовавшихся фашистами