Б рус. пер.— Социология во Франции, в кн.: Беккер Г.
и Бооков А. [сост.], Совр. социологич. теория..., пер.
с англ., М., 1961, гл. 22. О. Тутунджян. Ереван.
СТИЛПОН из Мегары (Sti'Xhcov 6 Meyapeos) (ок. 380 — ок. 300 до н. э.) — др.-греч. философ ме-гарской школы, с 320 до н. э. учил в Афинах. Работы С. не сохранились. По Диогену Лаэртскому (II, 113, 120), С. писал в форме диалогов, в к-рых с близких к киникам позиций критиковал осн. тезис мегарцев о реальности бытия идей. Допускал истинность лишь тавтологич. суждений. В этике высшим благом считал апатию и автаркию. Философия С. явилась звеном, связывающим мегарцев и киников со стоицизмом, основатель к-рого Зенон из Кптиона был учеником С.
Лит. см. при ст. Мега-рспая школа.
М. Петров. Ростов-на-Дону.
СТИЛЬ (от лат. stilus — остроконечная палочка для письма; манера письма, способ изложения) — характерное физиогномич. единство к.-л. явления человеческой жизни и деятельности, типич. форма его внешнего выражения. В этом смысле можно говорить о С. в самых разнообразных сферах — С. политич. деятельности, науч. рассуждения, С. работы, жизни, руководства и т. п. Понятие С. всегда относится к человеку и его созданиям, оно не может быть отнесено, напр., к природе, поскольку С. всегда связан с выражением, активным (сознательным пли бессознательным) самопроявленнем человека вовне.
В теории иск-ва понятие С. употребляется в различных, подчас противоположных, значениях: для характеристики физиогномич. единства отд. произведения (С. произведения), целой группы произведений и даже определ. периода в развитии иск-ва (нац. С, стиль эпохи и т. д.), а также для характеристики способа обработки материала тем или иным художником (индивидуальный С. художника) и т. д. Во всех этих случаях понятие С. означает различные аспекты внешней организации художеств, произв., определенное внешне выявленное единство художеств, формообразования. Но хотя понятие С. и связывается с характеристикой произв. иск-ва как нек-рой образной целостности, оно оказывается недостаточным для раскрытия его смысла, поскольку одни и те же стилистпч. особенности в разных произведениях могут иметь различный и даже противоположный смысл. Поэтому дальнейшая конкретизация художеств. С. осуществляется только через анализ смысловой стороны иск-ва, содержат, интерпретацию структуры произведения и раскрывающейся в ней художеств, идеи (см. Художественный образ).
Проблема С. оказалась в центре внимания эстетич. сознания во 2-й пол. 19 в. Появившиеся в этот период признаки стандартизации внешних форм лск-ва, выделение их из первонач. целостности образа и распространение в виде унифицированных шаблонов художественного выражения вызвали — в качестве ответной реакции — резкое подчеркивание специфичности С. художника, его неповторимой индивидуальности. Старое изречение К. Бюффона «стиль— это человек» приобрело новый общественный смысл. В царстве практического интереса и всеобщего отчуждения С. стал выступать как символ победы духа и признак свободного, человеческого отношения к миру. В этой атмосфере Флобер, напр., воспринял С. как единств, средство преодоления серой обыденности. С. представал как адекватная форма для выражения многосторонней цельности человеческой души, и не обладая этой личной формой — стилем, художнику нельзя было рассчитывать на живое общение с людьми. По словам Чехова, «...о начинающем писателе можно судить по языку. Если у автора нет „слога", он никогда не будет писателем» (цит. по кн.: «А. П. Чехов. Лит. быт и творчество по мемуарным материалам», сб., 1928, с. 390). Безликим и механич. С, сло-
жившимся в самых различных сферах общества и приобретавшим все более автоматич. характер, были противопоставлены индивидуальные художеств. С. Именно в эту эпоху С. был обостренно осознан как форма, в материале к-рой (красках, звуках, словах) отразилась человеческая личность.
Но такое понимание С. не могло бы быть отнесено к более ранним эпохам, когда С. в иск-ве создавался без ощутимого влияния личности и представлял собой твердую, объективную, внеличную систему форм, принятых обществом в целом. Таков, напр., С. др.-егпп. иск-ва с его традиц. геометризмом, С, не менявшийся на протяжении тысячелетий. Применительно к таким эпохам сама формула Бюффона могла бы быть прочтена наоборот, т. е. об иск-ве их можно было бы сказать: «Человек — это стиль». То, что впоследствии предстанет примитивной унификацией, торжеством абстрактной и мертвенной всеобщности, здесь выступает гл. признаком С., единства художеств, формообразования.
Эти противоположные полюсы в понимании С. могут служить примером псторич. эволюции его содержания. Иск-во нового времени удерживает в С. момент устойчивой объективной формы, но эта форма теперь не дается заранее как некий незыблемый традиц. канон, а каждый раз открывается художником заново и песет на себе отпечаток его личности. С. возникает лишь через качеств, пересоздание выразит, форм и элементов, находимых художником в действительности, подчинение их индивидуальному замыслу и внутр. структуре данного произведения.
Эта динамичность С. в иск-ве нового времени остро ставит проблему «инерции С», связанную с тем, что всякий С. превращает в законченное и завершенное то, что в жизни не завершено, и любое последоват. осуществление единства С. жертвует всем тем бесконечным и непредвиденным жизненным содержанием, к-рое не укладывается в рамки этого единства. Преодоление этой эстетич. замкнутости С. идет у разных художников различными путями, один из них — обращение к внешней «разностпльностп», указывающей на неожиданные и непредрешенные возможности жизни, к-рые не могут быть исчерпаны никаким формально законченным художеств, высказыванием.
Лит.: С а к у л и н П. Н., Теория литературных стилей, М., 1927; Вельфлин Г., Осн. понятия истории искусств, пер. с нем., М.— Л., 1930; Виноградов В. В., Проблема авторства и теория стилей, М., 1961; Л армии О. В., Художеств, метод и С, [М.], 1964; П а л и е в с к и й П. В., Постановка проблемы С, в кн.: Теория лит-ры, Гкн. 3], М., 1965; Соколов А. Н., Теория С, М., 1968 (библ.); Riegl A., Stilfragen, В., 1893; W а 1 I а с h R. W., Ober Anwendung und Bedeutung des Wortes Stil, Wtirzburg, 1919 (Diss.); N о h 1 H., Stil und Weltanschauung, Jena, 1920; Kaini, F г., Vorarbeiten zu einer Philosophie des Stils, «Z. fur Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft», 1926, Bd 20; Kavs er W., Das sprachliche Kunstwerk, 7 Aufl., Bern — Munch., 1961, S. 271—329; Hauser A., Philosophie der Kunstgeschichte, Munch., 1958, S. 228—61.
СТИРЛИНГ, Стерлинг (Stirling), Джеймс Хатчнсон (22 июня 1820—19 марта 1909) — англ. философ, абс. идеалист, один из основоположников неогегельянства. Интерпретировал нем. классич. философию как восстановление веры в бога, бессмертие души и свободу воли, противопоставляя такую трактовку взглядам левогегельянцев и марксистов. Гегелевское учение о природе как «инобытии духа» и понимание развития как лишь развития понятия обратил против дарвинизма. С.— переводчик и комментатор «Критики чистого разума» Канта и «Науки логики» Гегеля.
Соч.: Sir W. Hamilton: being the philosophy of perception, L., 1865; Lectures on the philosophy of law, L., 1873; Philosophy and theology, Edin., 1890; Textbook to Kant, Edin., 1881; The secret of Hegel, being the Hegelian system in origin principle, form and matter, Edin., 1898; What is thought?, Edin., 1900; The categories, Edin., 1903; Darwinianism, Edin., 189'i.
136 СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ—СТОИЦИЗМ
Лит.: Богомолов А. С, Англо-амер. бурж. филосо
фия эпохи империализма, М., 1964, с. 54—59; Stirling
А. Н., J. H. Stirling: his life and work, L.—Lpz., 1911; M u i r-
h e a d J. H., Platonic tradition in Anglo-Saxon philosophy,
[N.Y.], 1931. А. Богомолов. Москва.
СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ — «...неосознаваемое, неоформленное, философски-бессознательное убеждение... в объективной реальности внешнего мира...» (Ленив В. И., Соч., т. 14, с. 331). Понятие С. м. характеризует позицию не знакомых с философией ученых-естествоиспытателей в фундаментальных проблемах философии (прежде всего гносеологии), поскольку эти проблемы возникают в спе-циально-науч. исследовании. По существу С. м. означает органич. использование в науч. исследовании нек-рых важных идей филос. материализма (напр., идеи эволюции в живой природе, атомистич. гипотезы и т. п.). Следует, однако, иметь в виду, что С. м. не идет дальше убеждения в независимости внешнего мира от наших ощущений и уверенности в правильности показаний органов чувств, сочетающихся с учетом разнообразия и изменяемости предметов и явлений мира. Поэтому С. м. не предполагает сознат.-филос. отношения к миру (см. Основной вопрос философии) и не занимает определ. позиции в борьбе материализма и идеализма.
Хотя указание Ленина на «философскую бессознательность» С. м. весьма четко, выражение naturwuch-siger Materialismus из «Диалектики природы» Ф. Энгельса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 502) в 1925 было некритически переведено как «С. м.», с 1935 этот перевод стал необоснованно применяться для характеристики филос. материализма, а в 1945 эта характеристика была закреплена новым переводом того же выражения из «Анти-Дюрпнга» (см. Ф. Энгельс, там же, с. 142). Квалификация филос. материализма как С. м. в неск. модификациях была распространена на весь домарксистский материализм. При этом не замечали несостоятельности делаемых в этой связи ссылок на Энгельса (полагавшего антич. материализм «естественно сложившимся»: не стихийным, а неотразимым в своей самобытности, первозданное™) и Ленина (отождествлявшего определение «стихийный» с определением «нефилософскнй»).
Поскольку филос. материализм не может быть С. м., постольку и С. м. не может быть ни «одной из форм» (хотя бы и «особой»), ни «видом» филос. материализма.
Лит.: Потемкин А. В., О естеств.-историч. материализме, «Уч. зап. Ростовского н/Д. ун-та. Труды кафедры диалектич. и историч. материализма», 1957, т. 61, вып. 1; Ляховецкий Л. А., О материализме передовых мыслителей рабовладельч. общества, «ФН» (НДВШ), 1960, № 2; его ж е, К вопросу о филос. материализме аитич. общества, «Вести. МГУ. Сер. экономика, философия», 1961, № 5; А б-р а ш н е в М. М., В. И. Ленин о сущности и значении естеств.-историч. материализма, «ВФ», 1965, № 8.
Л. Ляховецкий. Москва.
СТОИЦИЗМ (греч. сток — портик; филос. школа стоиков получила свое название от «живописной Стой» — афинского портика, где она помещалась) — одно из гл. течений эллинистич. и рим. философии, стремившееся обосновать внутр. независимость и непоколебимость человеческой личности в условиях могущества эллинистич. гос-ва и рим. империи.
Периоды развития С. К первому периоду С. (3—2 вв. до н. э.), к т. и. Древней Стое относятся его основатели Зенон из Кптиона, Клеанф из Асса и Хрисипп Солский. Их учениками и современниками были: Аристон Хиосский, Герилл Карфагенский, поэт Арат Солский, Эратосфен Киренский, Зенон Тарсский, Диоген Вавилонский, Антнпатр Тарсский, Архедем Тарсский. Эта первая, классич. форма С. отличалась крайней жесткостью и ригоризмом этич. учения, смягчение к-рого относится ко второму периоду С. (2—1 вв. до н. э.) — т. н. Средней
Стое. Представителями ее являются Боэт, Панеций и Посидоний, использовавшие методы Платона и Аристотеля, так что этот период получил название стоич. платонизма. К этому же времени относится и рим. С. (2 — 1 вв. до и. э.; см. Римская философия).
Третьим периодом С. (1—2 вв. н. э.) — т. и. Поздней Стоей, для к-рой характерны тенденции к сакрализации, считается стопч. платонизм Сенеки, Эпик-тета, Марка Аврелия, Мусония Руфа и Гиерокла-Стоика.
К четвертому периоду или ступени греко-рим. С. можно отнести нек-рых эклектпч. платоников и пифагорейцев 1—2 вв. н. э., а также Филона Александрийского и в нек-рых моментах гностицизм, т. н. халдейские оракулы и т. и. герметич. литературу (тексты
I в. н. э. с идеями восхождения человека к богу, ис
купления и спасения), а также в значит, мере п псев-
доппфагоровы «Золотые стихи». С. эволюционировал
в этот период в направлении неоплатонизма и в кон
це концов растворился в нем. Антиох Аскалонский
изгнал С. из этики, Гай — из логики, Аммоний Сак-
кас — из психологии и Плотин — из первой фило
софии.
Физика. С. впервые ввел строгое распределение философии на логику, физику и этику (ISVF 46, III Arch. 5 Arn). В физике стоики реставрировали космологпзм Гераклита и его учение об огне как пер-вонач. стихии (I фр. 98, 102; II 405, 413, 418), из к-рой истекает все существующее в результате ее превращения в др. стихии. Первоогонь — это, по терминологии стоиков, пневма, «дух», «дыхание» (nveufia), к-рое разливается в мире и создает все вещи вплоть до человека и животных, остывая в неорганич. природе (I 138. 140. 484: II 715, 787, 442, 471, 774, 778, 841, 1009, 310; III Chr. 370, 305). Первоогонь, а также имманентно присущий ему логос истекает с бесконечно разнообразной степенью их бытийной напряженности (Tovog I 563; II 441, 444, 447, 785, 457; III Chr. 473), следовательно и материя, будучи тождественной логосу, отличается бесконечно разнообразной степенью напряженности, т. е. грубости или тонкости. Она различна в неодушевленных и одушевленных существах, в человеческой душе, в природе, космосе и в самих богах (II 318; I 87; II 316, 309; I 85, 493;
II 300, 306; III Arch. 12; II 1108; III Chr. 195). Герак-
литовское понимание логоса оказывалось недоста
точным: первоогонь был уже не просто слепой силой,
но художеств.-творч. огнем (ябр Tg%vixov), разумно
создающим мир и управляющим им (I 98; II 421, 422,
423, 1027); он является здесь Провидением (I 509;
II 1157, 1107, 1108, 1029 и ми. др.)— термин, впервые
получивший здесь такое значение. Каждый человек —
одно из бесчисленных перевоплощений этого космич.
первоогня и пневмы, и этим обосновывалось внутр.
бесстрастие человека. Первоогонь не только «веду
щее», или «господствующее» в душе человека (I 202,
143; II 839, 836. 828, 858; III Chr. 306, 459), но также
и бог (II 1076, 1077), небо (II 644), эфир (II 634, 642,
644), «огневидная и теплая сущность» (II 1032), Солнце
(I 499) и даже Земля (II 642; III Arch. 15). Все сущест
вующее телесно (напр., II 358, 359, 319, 320, 329,
140, 387, 735; III Ant. 16. Arch. 6. Chr. 136), включая
людей, богов, любые свойства души. Нек-рые из стои
ков объявляли нетелесным пустое пространство, место,
время и предметы высказывания (Xext&v). В целом
материализм стоиков резко отличался от материализ
ма греч. классики — своей телеологией, провиденциа
лизмом и фатализмом. Художеств, первоогонь изли
вается «сперматич. логосами» или «осеменяющими
идеями» (II 580, 1027, 1074, 739; I 102, 108), пронизы
вающими весь космос («всецелое смешение» I 102;
II 497, 487) и образующими т. и. космич. «симпатию»
(II 475, 534, 546, 1013, 1211), всеобщую взаимопрони-
стоицизм
цаемость и взаимопревращаемость. Этот пантеизм сочетался в С. с учением о безусловной разумности всего существующего, так что все несовершенства жизни и мира трактовались как вполне целесообраз-вые (III Chr. Ant. 57). Гераклитовскую идею перио-дич. воспламенения космоса и очищения его (II 596, 594, 626, 614, 585, 299; I 510) стоики сочетали с учением об абс. повторяемости вещей, лиц, событий и всего космоса после каждого мирового пожара.
Этика. В этпке своим ригоризмом стопки близки к киникам, но не разделяли их презрения к науке и культуре. Стойки проповедовали идеал мудреца (I 65, 66, 347, 216, 215, 411, 434; II 131; III Chr. 509, 458, 463, 503, 535, 456, 457, 458, 450), к-рый любит свой рок (amor fati — «любовь к року»); творч. «огонь», «провидение» п «рок» — одно и то же. Не понимающий этого тщетно волнуется п страдает, любя себя, а не свою судьбу, кроме к-рой ведь ничего не существует. Переходных ступеней между мудростью и глупостью нет (III Chr. 682, 668, 760), глупость — это сумасшествие (III Chr. 658, 663), состояние, свойственное подавляющему числу людей, так что мудрецы — незначит, часть среди людей (III Chr. 668). Человек — высшее и наиболее разумное существо природы, его добродетель — практич. «мудрость» ((ppovnaig I 374, 375; II 174, 1005, 1181; III Chr. 265, 266, 268, 274, 598; III D. 33) или «сила духа», к-рая, по платоновскому образцу, мыслится в виде четырех осн. добродетелей. Но человеку присущи и аффекты, вносящие смуту в его разум и подлежащие искоренению из его души (III Chr. 443, 444, 447). Отсюда осн. категории стопч. этики — бесстрастие, или отсутствие аффектов ('ourtrfreia III Chr. 301, 448; I 449), непоколебимая моральная «выпрямленность» (xatopflropa III Chr. 501, 284, 494, 297) и «обязанность» (xorfl"rxov) как честно и посильно выполняемый долг (officium - I 230; III Chr. 493, 494, 495, 498, 293), так что «выпрямленность» есть «совершенная обязанность» (III Chr. 494, 498, 499). Всякие потребности заслуживают презрения, в этом заключается призыв стоиков к следованию природе, этой абсолютно бесстрастной, идеальной художнице жизни. Первоначальному С. присущ абс. ригоризм в морали. Мудрец может оказаться запутанным против своей воли в хаосе жизненных отношений. Если он не может разумно упорядочить этот хаос, то должен покончить с собой, т. к. это вырвет его из неразумного хаоса жизни и приобщит к идеальной разумности мирового целого. По преданию Зенон из Китиона и Клеанф кончили жизнь самоубийством; это утверждалось и о многих др. стоиках древности.
Наконец, для стоиков весь космос, управляемый судьбой, есть мировое гос-во, а все люди — его граждане, или космополиты (III Chr. 336, 337). До тех пор космос понимался либо как универсальная родовая община (мифология), либо как круговорот материальных стихий (натурфилософия). Только стоики впервые истолковали космос как мировое гос-во, что соответствовало социально-исторнч. процессам и возникновению эллинистич. гос-в, влившихся затем в Рим. империю (об отождествлении космоса с гос-вом—см. III Chr. 327, 333, 334, 339; II 528, 645, 1127, 1129, ИЗО, 1131, 1141). Неумолимый «закон» и в природе, и в человеке, и в обществе, и в гос-ве — одна из осн. категорий С. (I 162; II 1003, 528, 1076; III Chr. 315, 317, 319, 323, 332, 308, 360, 613, 614). Первоогонь-логос стоики часто именовали Зевсом. Стоич. космополитизм, уравнивающий перед лицом мирового закона всех людей — свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин, знаменует значит, прогресс в развитии идеи человеческого равенства.
Т. о. (в кавычках здесь мы даем чисто стоич. термины), С. в области физики и этики есть учение: 1) о
выработке несокрушимой, «бесстрастной», непоколебимой человеч. личности, понимаемой как 2) самое «совершенное», «пневматич.» «истечение» «первоогня»— «логоса»; 3) о всеобщей разумности мира, причем гераклитовский огонь истолковывается в «телеология.», «провпденциалистском» и «фаталистич.» духе; 4) о бесконечно-разнообразной «напряженности» этих «пневматич. истечений»; 5) о вытекающей отсюда всеобщей взапмоиревращаемости, т. е. о «всецелом смешении» и о космич. «симпатии»; 6) о распространении человечески мудрых отношений на весь космос и превращении его в «мировое государство» с вечными и непоколебимыми «законами», одинаковыми для всех людей; 7) о «подражании» «мудрецов» «природе» с ее «бесстрастием», «художественно-бытийиом творчеством» и безусловно материальным характером, поскольку все существующее есть только «тело», т. е. нечто, «способное действовать н претерпевать»; и, наконец, 8) о замене антропоморфизма филос. учением и аллегорич. понимании традиц. мифологпч. образов и религ. культа.
Л о г и к а. Самый термин впервые был введен стопками (II 134, 49, 49а), причем логика оказывается у них наукой не о разуме в смысле Платона, не о понятиях, суждениях, умозаключениях и доказательствах в смысле Аристотеля, но о словесном выражении. Этот момент играет огромную роль в антич. понятии логоса вообще. Стоич. логика делится на риторику и диалектику (II 48), а диалектика — на учение об «обозначающем» (поэтика, теория музыки и грамматика) и «обозначаемом» или «предмете высказывания» (II 122), что напоминает формальную логику, поскольку неполное высказывание трактуется здесь как «слово» («логос» было бы неправильно переводить здесь как «понятие»), а полное — как «предложение». Следовательно, диалектика в С. понималась лишь описательно-семантически и словесно. Такой же смысл имеют и четыре логич. категории, относящиеся к «слову»: нечто (бытие и небытие), существенное свойство (общее п частное), случайное свойство и относительно случайное свойство (т. е. находящееся в соотношении с др. случайными свойствами — II 369—375). «Предложения» делились на простые, или категорические, и сложные, особенно гипотетические (II 252). Считая все телесным, стоики именно «предметы высказывания» считали нетелеснымн (II 132, 166, 170, 331, 335), что свидетельствует об описателыгости их логики, к-рая сама по себе пе была связана с проблемами объективной реальности. Будучи материалистами, стоики признавали внешний материальный мир, его отражение в человеческом сознании через посредство чувственных восприятий, возникновение чувственных представлений, воспоминание, образование отсюда общих понятий и функционирование их в качестве т. н. «предвосхищений» (яроЪу^лс, — I 140; II 83, 841). Следовательно, «общие понятия» (xoi\;at evvouxi II 841, 847) не связаны с объективирующими актами сознания, хотя и возникли на основе чувственного опыта (II 473). Когда такое объективно-образованное понятие осмысленно действует при восприятии чувственной действительности, оно становится «постижением» (хост^гр|;ц I 60; II 90, 84, 131; III Chr. 189), т. е. содержит в себе уже объективирующий акт. Чувственный же образ вместе с таким объективирующим актом наз. «постигающим представлением» (cpavtaoia хатаХгрттьхт; I 59; II 60, 69, 53, 97, 56, 105, 90, 850), к-рое трактовалось как «критерий истины» (III Ant. 18, Apoll. 13), не всегда устойчивый у разных стоиков (II 90, 105; III В 1). Стоики гибко лавировали между утверждением текучести чувственных восприятий и убеждением в необходимости идеальных понятий. Эти понятия, полученные из опыта путем предельного обобщения, не только идеальны, но и само-
СТОЙКОВИЧ |
:—стратон
очевидны. Поскольку логика в С, будучи семантич. анализом слов и предложений, противопоставлялась учению о бытии, то она сводилась к анализу отношений, царящих в сознании и мышлении, и притом без уклона в сторону субъективизма или номинализма (см. также Древнегреческая логика).
Стоич. учение о словах и предложениях оказало большое влияние на развитие антич. грамматики. На это учение опирался Дионисий Фракийский (1 в. до н. э.) и многие другие.
С. сыграл огромную культурно-историч. роль, будучи наряду с эпикурейской школой и скептицизмом одним из самых влиятельных просветительских направлений антич. мира. Вместе с тем, именно эти школы позднеантич. философии отличались наибольшим примиренчеством к окружающей действительности и отсутствием к.-л. попыток к тому, чтобы изменить ее.
Фрагменты: Nestle W., Die Nachsokratiker, Bd 2, Jena, 1923, S. 1—248 (нем. пер.); Vogel G. J. de, Greek philosophy, v. 3, Leiden, 1959, p. 44—183 (греч. текст и англ. пер.); В run J., Le stoi'cisme, P., 1962 (франц. пер.), Эстетич. фрагменты — в кн.: Tatarkiewicz W., Historic estetyki, 2 wyd., t. 1, Wroclaw, 1962, s. 215—19 (греч. текст и польск пер.), в рус. пер.— Стоики, пер. А. Ф. Лосева, в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 137 — 47.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956 (имен, указатель); Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 38, с. 285—86; Говоров С, Моральная философия стоиков в отношении к христианству, «Вера и разум», 1888, N» 1 —12; Невзоров И. А., Мораль С. и христианское нравоучение, Каз., 1892; Гюйо М., С. и христианство, Собр. соч., т. 4, СПБ, 1900; Г о м п е р ц Г., Жизнепонимание греч. философов и идеал внутр. свободы, СПБ, 1912, с. 175— 227; История философии, т. 1, М., 1940, с. 283—304; История философии, т. 1, М., 1957 (имен, указатель); О g е г е a u F., Essai sur le systeme philosophique des stoi'ciens, P., 1885; A v e n e 1 J. de, Le stoi'cisme et les stoi'ciens, [P.], 1886; Susemill Fr., Geschichte der griechischen Litteratur in der Alexandrinerzeit, Bd 1, Lpz., 1891, S. 480; Bd 2, Lpz., 1892, S. 62, 238; H a b 1 e r A., Zur Kosmogonie der Stoiker, в кн.: Neue Jahrbiicher fur Philologie und Paedagogik, H. 4—5, Lpz., 1893, S. 298—300; Musonii Rufi, C, reliquiae, cd. O. Hense, Lpz., 1905; Davidson W. L., Stoic creed, N.Y., 1907; Bevan E. R., Stoics and sceptics, Oxf., 1913; Z e 1 1 e r Ed., Die Philosophie der Griechen in ihrer geschi-chtlichen Entwicklung dargestellt, 5 And., Bd 3, Abt. 1, Lpz., 1923, S. 27—372, 572—609, 699—791; R о d i e r G., Etudes de philosophie grecque, nouv. ей., P., 1926, p. 216—69; Rieth O., Grundbegriffe der stoischen Ethik, В., 1933 (Problemata 9); его же, Ober das Telos der Stoiker, «Hermes», 1934, Bd 69, H. 1, S. 13; E 1 о r d и у E., Die Sozialphiloso-phie der Stoa, Lpz., 1936; More а и J., L'ame du monde. De Platon aux stoi'ciens, P., 1939; В a r t h P., Die Stoa, G Aufl.. Stuttg., 1946; Goldschmidt V., Le systeme stoi'cien et 1'idee de temps, P., 1953; Ganter F. L., Das stoische System dcraio-fl-naie..., «Philologus», 1894, Bd 53, № 3,S. 465— 504; Brehier E. F., Etudes de philosophic antique, P., 1955; Lcs stoi'ciens, textes trad, par E. Brehier, P., 1962.
А. Лосев. Москва.
СТОЙКОВИЧ, Афанасий Иванович (1773—1832) — рус. естествоиспытатель, проф. физики Харьковского ун-та (1804—13). Выходец из Сербии. Учился в Эдинбурге, затем в Сегединской и Пресбургской академии высших наук и в Гёттингенском ун-те. Отвергая как субъект, идеализм Беркли, так и франц. материализм, С. заявил, что «...ни идеализма, ни материализма принять решительно не можно» («Система физики», [кн. 1], X., 1813, с. 4) и предпринял попытку создать собственную стихийно-материадистич. систему, названную им «синтетизм». Согласно этой системе «предметы внешние должны быть разумеваемы не как причины наших представлений (reprasentatio-п u m) и понятий, но как условия. Причина понятий состоит в природе ума нашего» (там же, с. 5). Отрицая материальный источник возникновения идей и объект. характер законов природы, С. утверждал, что «...разум наш сам по себе производит понятия (i d e a s) и законы» (там же, с. 4) и разделял агиостич. взгляды Канта по вопросу о возможности познания за пределами чувственной ступени: «сущность материи и тел навсегда останется нам неизвестною» (там же, с. 57).
Подобные взгляды G. подвергались критике со стороны Осиповского.
Соч.: О воздушных камнях и их происхождении, X., 1807; Начальные основания физич. географии, X., 1813; Система физики, кн. 1—2, X., 1813.
Лит.: Багалей Д. И., Опыт истории Харьк. универ
ситета, т. 1 — 2, X., 1893—98; В i л ь н и ц ь к и й М. В.,
Фшос. погляди О. I. Стойковича, «Науков1 зап. ш-ту фшо-
софП АН УРСР», 1961, т. 7. И. Правей. Харьков.
СТОЛОВИЧ, Леонид Наумович (р. 22 июля 1929) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1966), профессор (с 1967). Окончил филос. фак-т Ленингр. ун-та в 1952. С 1953 преподает философию и эстетику в Тартуском гос. уи-те. Область науч. исследований — проблемы эстетики, эстетич. воспитание.
С оч.: Kunsti sisu spctsiifilistest iscarasustest, «Looming», Tallin, 1954, № 9; Нек-рые вопросы эстетич. природы иск-ва, Л., 1955; Эстетическое в действительности и в иск-ве, М., 1959 (словацк. пер., Brat., 1961); Предмет эстетики, М., 1961 (латыш, пер., Riga, 1962); Опыт построения модели эстетич. отношения, «Уч. зап. Тартуского гос. ун-та», 1962, вып. 124; Ценностная природа категории прекрасного и этимология слов, обозначающих эту категорию, в сб.: Проблема ценности в философии, м.— Л., 1966; Die Schonheit als Wert und der Wert der Schonheit, «Dtsch. Z. Philos.», 1966,.№ 12; KrSsno jako estetickA hodnota, «Estetika», 1966, № 4; L'etymologie du mot «beaute» et la nature de la.categorie du beau, «Rfivue d'Este-tique», 1966,.№ 3—4; Die Asthetik des I.deales des utopischen Sozialismus, «Kunst und Literature, 1968, H. 2; Social functions of aesthetic education, «Art and Society», Moscow, 1968.
СТОЛПНЕР, Борис Григорьевич (янв. 1871 — 28 авг. 1967) — сов. философ, профессор (с 1920), доктор филос. наук (с 1935). Участвовал в с.-д. движении с 1902, подвергался арестам. Область науч. деятельности С.— философский перевод. Заслуга С. перед отечеств, философией состоит в том, что он впервые перевел на рус. яз. большинство (10 из 16 томов) соч. Гегеля, проделав огромную работу по выработке рус. терминологии, адекватной филос. языку Гегеля. С. принадлежат также переводы филос. трудов Г. Гефф-динга («Учебник истории новой философии», СПБ, 1910), Г. Гомперца («Учение о мировоззрении», СПБ, б. г.), Р. Рихтера («Скептицизм в философии», т. 1, СПБ, 1910) и Э. Кассирера («Познание и действительность»,, СПБ, 1912).
СТРАТА (от лат. stratum — слой, пласт) — термин, употребляемый в социологии для обозначения социальных слоев, выделенных по к.-л. одному или совокупности признаков. См. Социальная стратификация.
СТРАТОН изЛампсака (2 тратсо 6 Accui|;cwr|v6g) (340—270—268 до н. э.) — др.-греч. философ и естествоиспытатель. С 287 возглавлял перипатетическую школу в Афинах. Его соч. (св. 40), посвященные логике, этике, метафизике, физике, физиологии и психологии, сохранились в немногих фрагментах. По свидетельству Цицерона (Academica priora, II, 338, 121), С. отказывался прибегнуть к понятию о богах; противостоя телеологии, учил, что «все существующее создано природой» и что исходными силами мира являются тепло п холод. По сравнению с Аристотелем придавал большее значение эксперименту. В ряде пунктов С. отступил от аристотелизма, перейдя на позиции атомистов (признавал наличие пустот между частицами); подверг пересмотру аристотелевское учение о времени; считал, что в основе мышления лежит восприятие и что раздражения передаются от органов чувств к мозгу; признавал наличие мышления у животных. С. оказал влияние на развитие современного ему естествознания (учеником С. был сторонник ге-лиоцентрич. системы Аристарх Самосский, влияние С. сказалось на воззрениях александрийских медиков Герофила и Этасистрата). Ряд соч., приписываемых Аристотелю («О цветах», «О слухе», «Механические проблемы», 4-я кн. «Метеорологии»), возможно, написаны С. или вышли из его школы.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 265—68; R о d i е г G., La physique de Straton de Lampsaque, P., 1890; D i e 1 s H., Ober das physikalische System des Straton,
СТРАХ—СТРАХОВ
«Sitzungsber. der Koniglich. Preuss. Akad. der Wissensclmften
zu Berlin». 1893, Erstcr Halbband, S. 101- 27; N e s t 1 e W.,
Die Sokratiker, Jena, 1922; ffehr li F. „ Strat.on v on Lamp-
sakos, Basel, 1950. \B. Зубпв ~.\ Москва.
СТРАХ (в психологии) — отрицат. эмоция, возникающая в результате реальной пли воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т. п.). С. имеет различную степень интенсивности переживания и разные формы выражения (см. Эмоции, Выразительные движения). Он свойствен всему животному миру и выполняет определ. биологические, приспособит, функции (ср. классич. характеристику С. в кн. Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», 1872). Массовый С, охватывающий и заражающий социальные группы и слои, а также общество в целом, выражается в специфич. формах, к-рые изучает социальная психология. В эпоху формирования религ. сознания С. обретает черты благоговейного ужаса перед выспшм и непостижимым. С. перед отчужденными силами в эксплуататорском обществе (см. Отчуждение) становится одним из регуляторов социального поведения.
А. Спиркин. Москва. С. (Angst — нем.; angoisse — франц.; anxiety — англ.) — как одно из осн. понятий экзистенциальной философии, вводится Къеркегором, различавшим обычный «эмпирический» страх-боязнь (Furcht), вызываемый конкретным предметом или обстоятельством, и неопределенный, безотчетный страх-тоску (Angst). Согласно Кьеркегору, Angst — это метафизический С; предметом его является ничто, и он есть форма переживания человеком «ничто». «Какое воздействие оказывает ничто? Оно рождает страх» (Kierkegaard S., Werke, Bd 1 — Der Begriff Angst, Hamb., 1964, S. 40). Именно потому, что человек конечен и знает о своей конечности, ему ведом метафпзич. страх-тоска, неизвестный животным. У Хайдеггера С. выступает как один из экзистенциалов, поскольку через него раскрывается бытийная структура экзистенции, а именно — ее конечность. С. открывает перед экзистенцией ее последнюю возможность — смерть. У Сартра экзистенциальный С. (angoisse), в отличие от обычного С, возникающего перед каким-то определ. предметом внешнего мира, истолковывается как С. перед самим собой, перед своей возможностью н свободой. «Страх (angoisse) возникает не от того, что я могу упасть в пропасть, а оттого, что я могу в нее броситься» (Sartre J. P., L'etre et la neant, P., 1943, p. 66).
27. Гайдеп-ко. Москва.
Ранний психоанализ, также различая рациональный С. перед внешней опасностью и глубинный, иррациональный С, трактует последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплощенных желаний; иррациональный С. выступает здесь как способ функционирования Сверх-Я (Super-Ego). В совр. неофрейдизме (Хор-ни, Фромм, и др.) понятие С. приобретает особое значение: С. (anxiety) становится здесь как бы глобальным иррациональным состоянием, связанным с существованием в иррационально функционирующем совр. обществе, и гл. источником невроза. Так, у Хорни С.— осн. фактор формирования невротич. типов личности, обладающий конструктивным характером.
Ряд теорий происхождения религии, восходящий
к античности (Демокрит, Лукреций Кар, в новое
время — Юм, Гольбах, Фейербах и др.), рассматри
вают чувство С. как причину возникновения религ.
представлений и верований (см. Религия, раздел
История учений о религии). Д- Ляликов. Москва.
Лит.: К li n г 1 i A., Die Angst als abendlandische Krank-heit, Z., 1948; S i 1 v a-T a r о u с a A., Die Logik der Angst, Insbruk, 1953; Vestdijk S., Het wezen van de angst, Amst., 1968.
СТРАХОВ, Николай Николаевич (16 окт. 1828— 26 янв. 1896) — рус. философ-гегельянец, идеолог почвенничества, публицист и лит. критик. Окончил Костромскую духовную семинарию (1845), учился на физико-математич. ф-те Петерб. ун-та, затем в Педаго-гич. ин-те, к-рый окончил в 1851. В 1851—61 преподавал естеств. дисциплины в Одессе, затем в Петербурге. С 1857 занялся лпт. деятельностью. В 1878 вновь поступил на гос. службу — сначала в Публичную б-ку, затем в Ученый комитет при Мин-ве нар. просвещения.
С. начал свою творч. деятельность с методологии естествознания, затем перешел к философии и лит. критике. Для С. характерны два гл. направления. Во-первых, гегелевское толкование философии как истории разума, а также антропоцентрич. идея о человеке как центре мироздания. Исходные филос. принципы Гегеля представлялись С. основой всякого истинного философствования, ибо они утверждают, с т. зр. С, вечные истины разума — категории. Поскольку сами категории развиваются в связи с развитием науч. знания, постольку метод п естеств. наук и философии должен быть диалектическим. «Ищущий высшей и последней философии должен изучать Фихте — гегелевский идеализм и затем найти отношение этого идеализма к последовательной критике... и развить его» («О задачах истории философии. Филос. очерки», СПБ, 1888, с. 480). «Нов каждой науке рано или поздно наступит или должно наступить время, когда ее метафизика станет для нее недостаточною и стеснительною... Тогда априорический элемент, эта душа каждой науки, будет иметь вид не метафизики, а диалектик и» («Мир как целое», СПБ, 1872, с. 487—88).
Центром и величайшей загадкой мироздания С. представляется человек, к-рый в «центробежном отрывании» себя от мира постигает тайну мира. К концу жизни С. несколько отошел от классич. рационализма и отчасти склонялся к иррационалистич. позиции Шопенгауэра. Во-вторых, Щ'блпцистическому и лит. творчеству С. присущи поиски новой историософской концепции почвенничества, по своим выводам близкой к славянофильству. Определ. влияние на С. оказали идеи Ап. Григорьева и Данилевского. В 60—70-х гг. С. вел активную полемику с Писаревым, Чернышевским, Антоновичем, революц.-критич. пафос к-рых он связывал с нигилнстич. отрицанием рус. устоев жизни. В борьбе с нигилизмом он призывал не отрываться «от почвы», к-рой «...живет целый его н а р о д, и в тот период этой жизни, в каком он застал ее историю» («Из истории лит. нигилизма. 1861 — 1865», СПБ, 1890, с. 30). Этот «естественный взгляд» на историю — основа почвенничества — послужил принятию и страстной пропаганде идеи Данилевского о существовании только частных цивилизаций, отрицании единого историч. процесса и развитии отд. культу рно-историч. типов. Славянофильские идеи уживались в мировоззрении С. с поклонением перед наукой, просвещением Запада. Как лит. критик С. в качестве высшего образца рассматривал творчество Л. Толстого, с к-рым его связывала личная дружба. В историю рус. публицистики С. вошел как своеобразный толкователь рус. нигилизма (см. Нигилизм в России) в лит-ре 60-х гг. 19 в. и талантливый лит. критик.
С. известен как переводчик ряда философских и науч. трудов («История новой философии» К. Фишера, «История материализма» Ф. А. Ланге и др.).
Соч.: Филос. очерки, СПБ, 1895; Борьба с западом в нашей лит-ре, 2 изд., кн. 1—2, СПБ, 1887 — 90; Переписка Л. Н. Толстого с Н. Н. Страховым. 1870—1894, в кн.: Толстовский музей, т. 2, СПБ, 1914.
Лит.: Колубовский Я. Н., Страхов Н. Н., «Вопр. филос. ц психол.», 1891, Л"а 3, кн. 7 (прилож.); Роза-