было однозначно отождествлено с богом первых глав книги Бытия.
На ином уровне развития Т. личностное понимание бога привело в христианстве к концепции богоче-ловечества: бог раскрывается в исторически неповторимом человеческом лице Иисуса Христа. Иудаизм ответил на христианство подчеркиванием трансцендентности бога и критикой догмата троичности во имя строжайшего монотеизма. Для Корана бог — «живой» (II, 256; III, 1), «первый и последний, внешний и внутренний» (VII, 3), он «сбивает с пути, кого захочет, и ведет прямо, как обратился» (XIII, 27). В ср. века спекулятивная теология всех трех авраамитич. религий и особенно христианства развивалась по линии усвоения греч. моделей для описания совершенно инородных греч. философии идей. Бог, в жизненной сфере воспринимавшийся как «живой бог» Библии, описывался теологами как идея абс. блага, абс. истины, как чистое бытие. От Тертуллиана до Бернара Клервос-кого раздаются голоса, воспринимающие это как предательство веры. У Фомы Аквинского (Сумма теологии, I q, 2,3; I q, 3, 1с) гармония между библейскими и пла-тонич. истоками Т. достигает предела, чтобы начать распадаться в учении о ничем не обусловленной воле бога у оккамистов (см. Окнам) и т. п.
|
|
Очевидна роль Т. в генезисе новоевроп. техницизма: утверждая грань между богом и природой, Т. лишает последнюю магич. ореола и потому более благоприятен для естественнонауч. рационализма, чем натура-листич. мистика языч. типа; Т. «расколдовывает» Вселенную, к-рая для Фалеса была «полна богов, демонов и душ», низводя ее до «творения». Однако с момента возникновения новоевроп. мировоззрения начались его тяжелые конфликты со стоявшим у его колыбели Т. Чтобы вступать во владение миром не на путях спиритуализма, но посредством последоват. решения бесконечного ряда технич. задач, человеку нового времени надо было увидеть перед собой не лицо бога, а «протяженную субстанцию» — неисчерпаемый склад сырья и орудий, сумму вещей, с к-рыми можно работать. Отсюда развитие платоновской традиции, имевшей теистич. облик еще у Марсилио Фичино,в сторону пантеизма Бруно и Спинозы и в конечном счете в сторону математич. естествознания. Т. не умирает, но усваивает новые формы. Объяснение, бытия отходит в ведение науки и секулярной философии; отсюда стремление очистить Т. от ставших ненужными платонов-ско-аристотелевских форм и вернуть его к чистому феномену библейской веры. Это стремление выявляется в раннем протестантизме, напр. в антиаристотелевских выпадах Лютера (протестантский интерес к Ветхому завету во многом объясняется ностальгией по изначальному, дорефлективному, «авраамовскому» переживанию бога), но также и у католика Паскаля, для к-рого существовал «бог Авраама, Исаака и Иакова, а не бог философов и ученых». В той мере, в какой Т. все же удерживает онтологич. функции, он перенимает ряд мыслит, структур у новой физики (бог как сила, приложенная к мировой массе, как полагатель абс. пространства и абс. времени, бесконечный бог в бесконечном пространстве). Подобный рационализированный Т. легко мог быть сведен к деизму, к естеств.-науч. «гипотезе». Выступившие против рационалистич. идеала религии «в пределах одного только разума» и в защиту теизма Гаман, Якоби и Кьеркегор апеллировали к конкретной непосредственности человеческого существования.
|
|
Эволюция Т. в новейшее время может быть сведена к двум осн. тенденциям. Одна из них стремится интегрировать содержание естеств.-науч. опыта и усилить космолого-онтологич. элементы традиц. Т.; в отличие от пантеизма, подобный обращенный к космосу Т. обозначается как панентеизм (универсум не тождествен
богу, но пребывает в боге). Эта линия, имеющая наиболее твердую почву в рамках католицизма, отчасти православия, выразилась в философии В. Соловьева, Булгакова, Флоренского, у представителей неотомизма и у Тейяра де Шардена. Представители др. линии, считая мертвыми представления о боге, основанные на платоновско-аристотелевской онтологии, стремятся снять их во имя спасения смысла Т. (протестантская теология диалектическая), различные варианты религ. экзистенциализма (М. Бубер, Марсель, Шестов). Комплекс представлений старого Т. расценивается как мифологич. знаковая система, не имеющая обязат. связи со своим глубинным содержанием (начатая нем. протестантским теологом Р. Бультманомв 1940-х гг. дискуссия о «демифологизации» Нового завета). Однако обе тенденции совр. Т. при всех контрастах отнюдь не исключают друг друга (напр., у Тиллиха). Для обеих характерно подчеркивание персоналист-ских и «диалогических» аспектов библейской веры, естественно соотносящиеся с ситуацией развития философии в позднебурж. эпоху. Оказывается актуальным ветхозаветное переживание коммуникабельности бога (ср. М. Buber, Werke, Bd 3, 1963, S. 742), где проблема Т. переходит в проблему персонализма.
Лит. см. при ст. Бог, Новый Завет, Персонализм, Ре
лигия. С. Аверипцев. Москва.
ТЁИЛОР (Taylor), Фредерик Уинслоу (20 марта 1856—21 марта 1915) — амер. инженер-изобретатель, основоположник науч. организации труда. Запатентовал св. 100 изобретений. На Мидвейлском сталелитейном з-де прошел путь от рабочего до старшего инженера.
По Т., науч. организация и управление произ-вом не чье-либо изобретение, а результат эволюции самого произ-ва. На определ. этапе его развития вопросы управления становятся более насущными, чем исследовательская, инженерная работа («Тейлор о тейлоризме», пер. с англ., Л.—М., 1931). Суть проблемы — в замене человека-организатора системой науч. организации и управления, к-рая является средством сбережения труда и повышения его производительности. Осн. принципы этой системы изложены Т. в работах нач. 20 в.: 1) сбор всей массы традиционных сведений и изучение времени и движений, необходимых для выполнения работы, выбор оптимального варианта; 2) внедрение полученных данных в практику, отбор и прогрессирующее обучение рабочих (в связи с этим Т. считал необходимой перестройку всей системы образования на основе принципов деятельного усвоения знаний учащимися (см. «Почему заводчики не любят только что окончивших инженеров», пер. с англ., X., 1910); 3) четкое подразделение функций, новое разделение труда. Т. анализирует отношение «человек — машина», рассматривая человека как продолжение машины и считая важнейшим пунктом полную синхронность их работы. Психофизиология труда оставалась за пределами анализа Т., что сузило рамки его теории.
|
|
Ленин высоко оценил прогрессивную сторону теории науч. организации и управления произ-вом Т., в то же время указывал на противоречия, вытекающие из применения этой теории в условиях капитализма (см. В. И. Ленин, Соч., т. 18, с. 556 — 57; т. 27, с. 229—30).
Соч. в рус. пер.: Усовершенствованная система сдельной. платы, СПБ, 1914; Научная организация труда, М., [19241
Лит.: Е р м а н с к и й О. А., Науч. организация труда
и произ-ва и система Т., 4 изд., М., [1925] (имеется подробная
библ.); Михайлов А. В., Система Тэйлора, [Л.], 1928
(имеется библ.). Л. Волкова. Москва.
ТЕЙХМЮЛЛЕР (Teichmuller), Густав (19 нояб. 1832—22 мая 1888)—философ-идеалист. Ученик Трен-деленбурга. Проф. в Гёттннгене, Базеле и с 1871 в