Тейяр де шарден



Дерпте (Тарту). Философия Т.—своеобразный персо­нализм, синтез лейбницеанства с идеями Канта и Фихте. Сущность бытия, по Т., — наше «субстанци­альное Я», открывающееся в самосознании, но дейст­вующее и бессознательно. О существах помимо нас мы заключаем по аналогии с собственным «Я». Адекватно познается лишь само познание, остальные элементы — лишь символически («семиотически»). Чувственное со­зерцание проецирует «кажущийся мир» феноменов при помощи априорных форм мышления — времени, про­странства, движения. Диалектика сводится Т. к со­относительности категорий (движение — покой, не­обходимость — случайность, прерывное — непрерыв­ное) без их взаимоперехода. С позиций телеоло­гии Т. выступал против дарвинизма, обвиняя его в абсолютизации случайности и непрерывности. В исто-рико-филос. работах Т. утверждается представление о развитии философии как движении ряда по существу неизменных понятий. Т. оказал влияние на Ницше, в России — на А. Козлова, Е. Боброва и др.

С оч.: Aristotelische Forsclmngen, Bd 1—2, Halle, 1867— 1873; Studien zur Gesehiclite der Begriffe.B., 1874; Neue Studicn zur Gesehiclite der Begriffe, H. 1, Gotha, 1876; Die wirkliche imd die scheinbare Welt. Neue Grundlegung der Metaphysik, Breslau, 1882; Die Religionsphilosophie, Breslau, 1886; Neue Grundlegung der Psychologie und Logik, Breslau, 1889; в рус. пер.— Дарвинизм и философия, Юрьев, 1894; Бессмертие души. Филос. исследование, Юрьев, 1895.

Лит.: Козлов А., Г. Тейхмюллер, «Воттр. филос.
и психологии», 1894, кн. 24—25; Miiller A., Die Metaphy­
sik Teichmullers, «Archiv fiir systematische Philosophie», 1900,
Bd 6, H. 1—3; Schabad M., Die Wiederentdeckung des
Ich in der Metaphysik Teichmullers, Basel, 1940; S z у 1-
k a r s k i W., G. Teiohmiiller, «Z. philos. Porschung», 1954,
Bd 8, H. 4. M. Макаров. Тарту.

, ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЁН (Teilhard de Chardin), Пьер (1 мая 1881 —10 апр. 1955) — франц. ученый-палеон-толог, философ, теолог. Член ордена иезуитов с 1899. Несоответствие взглядов Т. офиц. доктрине католи­цизма стало причиной отстранения его от деятельно­сти профессора Католич. института в Париже и дол-говрем. запрета публикаций его филос. работ.

Опираясь на достижения совр. науки, Т. пытался соз­дать цельное мировоззрение, т. н. научную феномено­логию, в к-рой должна быть снята противоположность между наукой и религией. Гл. методологич. принцип Т.— идея эволюции. Эволюцию Вселенной («космоге-нез») он изображает как ряд этапов усложнения еди­ной субстанции — «Ткани Универсума», одновременно духовной и материальной. Ход космогенеза, по Т., осу­ществляется в соответствии с законом «сложности — сознания»: усложнение и повышение уровня органи­зации материальных объектов приводит к появлению новых форм одухотворенности («психизма»). С этой т. зр. Т. рассматривает сознание как свойство «...ма­терии, достигшей определенного уровня организован­ности» (Oeuvres, t. 2, P., 1956, p. 302).

В то же время жизнь и сознание, по Т., имманентны «Ткани Универсума»— этой модификации особой ра­диальной энергии, к-рая имеет психич. природу и обе­спечивает продвижение эволюции «вперед и вверх». С помощью радиальной энергии Т. вводит духовное на­чало, как «внутреннее вещей» в самое материю и дает телеологич. истолкование эволюции. Конечной целью и вместе с тем регулятором космогенеза является «пункт Омега» — духовный центр, одновременно имманентный и трансцендентный Универсуму. Он воздействует на ход вещей посредством радиальной энергии, не нару­шая принципа естеств. причинности. В итоге радиаль­ная энергия выступает как естеств. форма божеств, благодати пли «любовь — энергия». Ключ к понима­нию эволюции Вселенной Т. видит в «феномене чело­века». Человек — вершина стрелы эволюции, направ­ленной в будущее. В нем эволюция осознает самое себя, ее продвижение осуществляется отныне через сознат. деятельность людей. Преобразуя материю, человек


включается в творчество эволюции и несет ответствен­ность за ее успех. История человечества, по Т.,— за­вершающий этап космогенеза. С внешней, веществ, сто­роны она представляет собой инструментальную фазу развития жизни. С внутр. стороны ее предпосылкой яв­ляется качественно новый этап возрастания духовной энергии — «персонализация», возникновение личности и мысли и образование ноосферы (духовного покрова Земли). На этом этапе отд. жизни приобретают большее значение, чем жизнь как биологич. поток, подъем сознания (психизма) перерастает в подъем сознаний. Впервые в ходе эволюции достигает драматич. напря­жения противоречие между бессмертием жизни: как таковой и смертностью отд. жизней и сознаний. Про­цесс персонализации и расширения ноосферы проис­ходит на основе «социализации» — объединения лю­дей в более обширные коллективы, усложнения социа­льных систем, что в конечном счете ведет к формиро­ванию единого организма человечества и к завершит, скачку эволюции — высвобождению духовной энер­гии и воссоединению всех личностей в «точке Омега» (в бессмертной «сверхжизни»). Дальнейшее продвиже­ние эволюции, по Т., возможно только на коллектив­ной основе. Технич. прогресс и развитие экономики — необходимые условия этого процесса, но решающую роль должен сыграть духовный фактор — «... ясная и сознательная вера в наивысшую ценность эволюции» (там же, t. 3, Р., 1958, р. 103). Религия обосновывает мораль эволюции, для чего она должна, объединив­шись с наукой,обновить толкование своих принципов и стать религией действия. Т. о., Т. разрабатывал христианский вариант эволюционистской этики. Док­трина Т. крайне противоречива. Христианский эволю­ционизм Т. во многих пунктах оказывается разновид­ностью пантеизма, с сильной материалистич. тенденци­ей. Оптимизм,гуманизм и коллективизм тейярдизма отличают его от господств, течений совр. бурж. филосо­фии. Жизнеутверждающий пафос доктрины Т. создал ему определ. авторитет среди зап. интеллигенции. «Умеренные» тейярдисты, выдвигающие на первый план христианские мотивы концепции Т., оказывают влияние на обновление офиц. доктрины католицизма. В то же время тейярдизм привлекает «левых» католи­ков, создавая почву для диалога между ними и марк­систами.

С оч.: Oeuvres, t. 1—9, P., 1955—65; Hytnne de 1'Univers, P., 1961; Blondel et Teilhard de Chardin. Correspondance com-mentee par Henri de Lubac, P., 1965; в рус. пер.— Феномен человека, М., 1965.

Лит.: Левада Ю. А., «Феномен Тейяра» и споры вокруг него, «ВФ», 1962, 1; его же, Вера в человека, «Наука и религия», 1966, К» 10; 3 е н ь к о в с к и й В. В., Ос­новы христианской философии, т. 2, М., 1964; Тейярдизм, в кн.: История философии, т. 6, кн. 2, М., 1965, с. 80—82; К лор О., Новые тенденции в отношении евангелич. и ка­толич. теологии к совр. естествознанию, в сб.: Вопросы науч. атеизма, вып. 1, М., 1966; Пасика В. М., Христианский эволюционизм Т. де ГЛ., в кн.: Из истории зарубежной фило­софии 19—20 вв., М., 1967; Садовский Н. А., Филос-религиозное учение П. Т. де Ш. и совр. идеологич. борьба, в кн.: О закономерностях перехода от социализма к комму­низму, ч. 2, Душанбе, 1967; [Teilhard de Chardinl, «Europe», P., 1965, an. 43, №431—432; P h i 1 i p p e de la T r i nit e, Rome et Teilhard de Chardin, P., 1964; С u ё n о t C, Pierre Teilhard de Chardin. Les grandes etapes de son evolution, P., [1962]; Cliauchard P., L'Etre humain selon Teilhard de Chardin, P., 1959; Grenet P.-В., Pierre Teilhard de Chardin ou le philosophie malgre lui, P., 1960; Smulders P., La vi­sion de Teilhard de Chardin, 2 6d., P., 1965; Crespy G., De la science a la theologie, Nchat., 1965; Ridcau E., La pensee du P. Teilhard de Chardin, P., 1965; S e r t i 1-langes A.-D., L'univers et 1'ame, P., 1965; Theilhard de Chardin et la pensee catholique. Colloque de Venise..., P., 1965; Hengstenberg H.-E., Mensch und Materie, Zur Problematik Teilhard de Chardins, Stuttg., 1965; P ё г i-g о r d M., L' esthetique de Teilhard, P., 1965; T r u h 1 о v K. V., Teilhard und Solowjew. Dichtung und religiose Er-fahrung, Freiburg — Munch., [1966]; Ptuzanski Т., Mar-ksizm a lenomen Teilharda, [Warsz.], 1967 (библ.); С а г d o-letti P,., Rassegna teilhardiana, «Letture», 1968, ag.—sett., Л'» 8—9; Polgar L., Internationale Teilhard-Bibliogra-phie, 1955—1965, Freiburg—Munch., 1965; Poulin D.,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: