Дерпте (Тарту). Философия Т.—своеобразный персонализм, синтез лейбницеанства с идеями Канта и Фихте. Сущность бытия, по Т., — наше «субстанциальное Я», открывающееся в самосознании, но действующее и бессознательно. О существах помимо нас мы заключаем по аналогии с собственным «Я». Адекватно познается лишь само познание, остальные элементы — лишь символически («семиотически»). Чувственное созерцание проецирует «кажущийся мир» феноменов при помощи априорных форм мышления — времени, пространства, движения. Диалектика сводится Т. к соотносительности категорий (движение — покой, необходимость — случайность, прерывное — непрерывное) без их взаимоперехода. С позиций телеологии Т. выступал против дарвинизма, обвиняя его в абсолютизации случайности и непрерывности. В исто-рико-филос. работах Т. утверждается представление о развитии философии как движении ряда по существу неизменных понятий. Т. оказал влияние на Ницше, в России — на А. Козлова, Е. Боброва и др.
С оч.: Aristotelische Forsclmngen, Bd 1—2, Halle, 1867— 1873; Studien zur Gesehiclite der Begriffe.B., 1874; Neue Studicn zur Gesehiclite der Begriffe, H. 1, Gotha, 1876; Die wirkliche imd die scheinbare Welt. Neue Grundlegung der Metaphysik, Breslau, 1882; Die Religionsphilosophie, Breslau, 1886; Neue Grundlegung der Psychologie und Logik, Breslau, 1889; в рус. пер.— Дарвинизм и философия, Юрьев, 1894; Бессмертие души. Филос. исследование, Юрьев, 1895.
|
|
Лит.: Козлов А., Г. Тейхмюллер, «Воттр. филос.
и психологии», 1894, кн. 24—25; Miiller A., Die Metaphy
sik Teichmullers, «Archiv fiir systematische Philosophie», 1900,
Bd 6, H. 1—3; Schabad M., Die Wiederentdeckung des
Ich in der Metaphysik Teichmullers, Basel, 1940; S z у 1-
k a r s k i W., G. Teiohmiiller, «Z. philos. Porschung», 1954,
Bd 8, H. 4. M. Макаров. Тарту.
, ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЁН (Teilhard de Chardin), Пьер (1 мая 1881 —10 апр. 1955) — франц. ученый-палеон-толог, философ, теолог. Член ордена иезуитов с 1899. Несоответствие взглядов Т. офиц. доктрине католицизма стало причиной отстранения его от деятельности профессора Католич. института в Париже и дол-говрем. запрета публикаций его филос. работ.
Опираясь на достижения совр. науки, Т. пытался создать цельное мировоззрение, т. н. научную феноменологию, в к-рой должна быть снята противоположность между наукой и религией. Гл. методологич. принцип Т.— идея эволюции. Эволюцию Вселенной («космоге-нез») он изображает как ряд этапов усложнения единой субстанции — «Ткани Универсума», одновременно духовной и материальной. Ход космогенеза, по Т., осуществляется в соответствии с законом «сложности — сознания»: усложнение и повышение уровня организации материальных объектов приводит к появлению новых форм одухотворенности («психизма»). С этой т. зр. Т. рассматривает сознание как свойство «...материи, достигшей определенного уровня организованности» (Oeuvres, t. 2, P., 1956, p. 302).
|
|
В то же время жизнь и сознание, по Т., имманентны «Ткани Универсума»— этой модификации особой радиальной энергии, к-рая имеет психич. природу и обеспечивает продвижение эволюции «вперед и вверх». С помощью радиальной энергии Т. вводит духовное начало, как «внутреннее вещей» в самое материю и дает телеологич. истолкование эволюции. Конечной целью и вместе с тем регулятором космогенеза является «пункт Омега» — духовный центр, одновременно имманентный и трансцендентный Универсуму. Он воздействует на ход вещей посредством радиальной энергии, не нарушая принципа естеств. причинности. В итоге радиальная энергия выступает как естеств. форма божеств, благодати пли «любовь — энергия». Ключ к пониманию эволюции Вселенной Т. видит в «феномене человека». Человек — вершина стрелы эволюции, направленной в будущее. В нем эволюция осознает самое себя, ее продвижение осуществляется отныне через сознат. деятельность людей. Преобразуя материю, человек
включается в творчество эволюции и несет ответственность за ее успех. История человечества, по Т.,— завершающий этап космогенеза. С внешней, веществ, стороны она представляет собой инструментальную фазу развития жизни. С внутр. стороны ее предпосылкой является качественно новый этап возрастания духовной энергии — «персонализация», возникновение личности и мысли и образование ноосферы (духовного покрова Земли). На этом этапе отд. жизни приобретают большее значение, чем жизнь как биологич. поток, подъем сознания (психизма) перерастает в подъем сознаний. Впервые в ходе эволюции достигает драматич. напряжения противоречие между бессмертием жизни: как таковой и смертностью отд. жизней и сознаний. Процесс персонализации и расширения ноосферы происходит на основе «социализации» — объединения людей в более обширные коллективы, усложнения социальных систем, что в конечном счете ведет к формированию единого организма человечества и к завершит, скачку эволюции — высвобождению духовной энергии и воссоединению всех личностей в «точке Омега» (в бессмертной «сверхжизни»). Дальнейшее продвижение эволюции, по Т., возможно только на коллективной основе. Технич. прогресс и развитие экономики — необходимые условия этого процесса, но решающую роль должен сыграть духовный фактор — «... ясная и сознательная вера в наивысшую ценность эволюции» (там же, t. 3, Р., 1958, р. 103). Религия обосновывает мораль эволюции, для чего она должна, объединившись с наукой,обновить толкование своих принципов и стать религией действия. Т. о., Т. разрабатывал христианский вариант эволюционистской этики. Доктрина Т. крайне противоречива. Христианский эволюционизм Т. во многих пунктах оказывается разновидностью пантеизма, с сильной материалистич. тенденцией. Оптимизм,гуманизм и коллективизм тейярдизма отличают его от господств, течений совр. бурж. философии. Жизнеутверждающий пафос доктрины Т. создал ему определ. авторитет среди зап. интеллигенции. «Умеренные» тейярдисты, выдвигающие на первый план христианские мотивы концепции Т., оказывают влияние на обновление офиц. доктрины католицизма. В то же время тейярдизм привлекает «левых» католиков, создавая почву для диалога между ними и марксистами.
С оч.: Oeuvres, t. 1—9, P., 1955—65; Hytnne de 1'Univers, P., 1961; Blondel et Teilhard de Chardin. Correspondance com-mentee par Henri de Lubac, P., 1965; в рус. пер.— Феномен человека, М., 1965.
Лит.: Левада Ю. А., «Феномен Тейяра» и споры вокруг него, «ВФ», 1962, № 1; его же, Вера в человека, «Наука и религия», 1966, К» 10; 3 е н ь к о в с к и й В. В., Основы христианской философии, т. 2, М., 1964; Тейярдизм, в кн.: История философии, т. 6, кн. 2, М., 1965, с. 80—82; К лор О., Новые тенденции в отношении евангелич. и католич. теологии к совр. естествознанию, в сб.: Вопросы науч. атеизма, вып. 1, М., 1966; Пасика В. М., Христианский эволюционизм Т. де ГЛ., в кн.: Из истории зарубежной философии 19—20 вв., М., 1967; Садовский Н. А., Филос-религиозное учение П. Т. де Ш. и совр. идеологич. борьба, в кн.: О закономерностях перехода от социализма к коммунизму, ч. 2, Душанбе, 1967; [Teilhard de Chardinl, «Europe», P., 1965, an. 43, №431—432; P h i 1 i p p e de la T r i nit e, Rome et Teilhard de Chardin, P., 1964; С u ё n о t C, Pierre Teilhard de Chardin. Les grandes etapes de son evolution, P., [1962]; Cliauchard P., L'Etre humain selon Teilhard de Chardin, P., 1959; Grenet P.-В., Pierre Teilhard de Chardin ou le philosophie malgre lui, P., 1960; Smulders P., La vision de Teilhard de Chardin, 2 6d., P., 1965; Crespy G., De la science a la theologie, Nchat., 1965; Ridcau E., La pensee du P. Teilhard de Chardin, P., 1965; S e r t i 1-langes A.-D., L'univers et 1'ame, P., 1965; Theilhard de Chardin et la pensee catholique. Colloque de Venise..., P., 1965; Hengstenberg H.-E., Mensch und Materie, Zur Problematik Teilhard de Chardins, Stuttg., 1965; P ё г i-g о r d M., L' esthetique de Teilhard, P., 1965; T r u h 1 о v K. V., Teilhard und Solowjew. Dichtung und religiose Er-fahrung, Freiburg — Munch., [1966]; Ptuzanski Т., Mar-ksizm a lenomen Teilharda, [Warsz.], 1967 (библ.); С а г d o-letti P,., Rassegna teilhardiana, «Letture», 1968, ag.—sett., Л'» 8—9; Polgar L., Internationale Teilhard-Bibliogra-phie, 1955—1965, Freiburg—Munch., 1965; Poulin D.,
|
|