гичная ситуация складывается к 8 в. (деятельность жутазилитов). Притом необходимая свобода для спекуляции над «писанием» создается за счет аллегорич. истолкования последнего (талмудич. мидраши, христ. эксегеса александрийской школы, истолкование Корана и хадисов у батинитов и мутазилитов). Через Т. христианства и ислама проходят типологически сходные споры о предопределении (Августин против Пелагия на Западе, Езник Кохбаци и его неизвестные оппоненты в Армении, «джабариты» против «ка-даритов» в исламе). Однако христ. Т., изначально развиваясь в греко-рим. этнич. и языковой среде, несравнимо раньше и полнее усваивает антич. модели филос. умозрений, что позволяет ей выработать в тринитарных и христологич. спорах 4—7 вв. (см. Патристика) такую развитую систему умозрит. догматики, к-рой не знали ни иудаизм, ни ислам (в последних Т. не отчленяется до конца от сакрального права и потому сосредоточена не на истолковании универсума, а на поведении человека). Эта работа церкви над догматами, в центре к-рой стоит проблема соотношения между теистически понятым абсолютом и эмпирич. миром, в основном завершается к 8 в. (787, седьмой вселенский собор). Широкая систематизация наличного «предания» на основе аристотелевских логич. схем впервые осуществляется христ. мыслителем, но в географич. пределах исламского региона («Изложение православной веры» Иоанна Дамаскина). Между тем антич. филос. тексты через посредство сирийских переводчиков попадают в кругозор араб, мира, и с 10 в. начинается расцвет Т. ислама (калам), достигающий высшей точки к 11 — 12 вв. (Газали и др.). В араб. Испании (Андалусии) оживляется иудейская Т., представители к-рой пользуются араб, языком и неоплатонич. системой понятий (характерен пример ибн Гебироля, сочетавшего творчество в области богослужебной поэзии на иврите с религ. философствованием на араб. яз.). В 11 в. на Западе начинается новый подъем христ. Т., отныне занятой не творчеством догм, а их объяснением (Ансельм Кентерберийский). В 12 в. в кругозор зап. христ. Т. (схоластики) благодаря многочисл. переводам входят тексты евр. и исламских теологов, а также Иоанна Дамаскина. Мнстич. направление Т., исходящее из данностей «внутреннего опыта» и недоверчиво относящееся к логич. выкладкам, пытается дать бой схоластике (Бернар Клервоский против Абеляра), но вынуждено на Западе склониться перед последней и лишь на православном Востоке со времен Симеона Нового Богослова оказывается господином положения (концепция Т. как «умного делания»). Внутри интеллектуального мира схоластики создается международная и даже ■(в известных пределах) межвероисповедная иудео-христианско-исламская общность: в те самые века, когда в Испании распря христианства и ислама решалась мечом, мусульманин аль-Газали («Альгацель») и иудей ибн Гебироль («Авицеброн») служили для ка-толич. Т. школьными авторитетами (в свою очередь тексты последней часто переводились на иврит и использовались в полемике раввинских школ). Эта эпоха Т. получила в 13 в. свое завершение в католич. системе Фомы Аквинского. В последующие века Т. ислама и иудаизма не создает ничего нового, в то время как христ. Т. работает над последоват. деструкцией схо-ластич. здания (Иоанн Дуне Скот, Оккам): синтез Нового завета и Аристотеля, достигнутый предыдущими поколениями, не удовлетворял ни тех, кто стоял на стороне мирских тенденций гуманизма, ни тех, кто пытался в новых условиях возродить серьезное отношение к принципу веры. Аверроистская теория двойственной истины, пришедшая из философии ислама и отвергнутая Фомой Аквинским во имя безусловной гармонии между логикой и верой, приобретала все больше явных и скрытых сторонников. Лютер решительно отверг
саму идею Т. как умозрит. дисциплины, исследующей «бога в аспекте божественности»; для Лютера предметом Т. является исключительно личностные взаимоотношения нуждающегося в боге человека и окликающего человека бога; последний неуловим для абстрактных построений н раскрыт лишь в конкретном, внелогич. «событии» крестной смерти Христа (т. н. Т. креста). Т., к-рая для Фомы Аквинского была «наукой скорее спекулятивной, нежели практической» (S. Theol. I, a. 4), для Лютера есть всецело практич. дисциплина, обязанная заниматься не богом-в-себе, но богом-для-нас (ср. J. Hessen, Platonismus und Prophetismus..., Munch., 1939, S. 182). Т. зр. Лютера Меланхтон выражает в таких словах: «Познавать Христа означает познавать его благодеяния, а не исследовать его естества и модусы воплощения» (введение к 1 изд. «Loci communes», 1521). Однако в дальнейшем тот же Меланхтон возвращается к арпстотелианско-схоластич. наследию, формальные мыслит, схемы к-рого приемлются в равной степени догматич. Т. контрреформации (Суарес, Беллармин) и протестантизма (Герардт), пока в своем самоисчерпанин не становятся к 18 в. расхожей монетой католических, протестантских и православных школьных догматик. Просвещение вытесняет деградированную Т. за границы филос. жизни. Шлейермахер пытается приспособить Т. к нуждам бурж. культуры, усвоив для нее стиль просветительского мировосприятия. Напротив, Къеркегор, осмыслив кризис самой бурж. культуры, ищет выхода в запоздалой реализации завета Лютера: библейская вера, порвавшая противоес-теств. союз с греч. рационализмом и осознавшая себя как чистое возвещение, без резонов и доводов апеллирующее к личностному выбору. Линия Кьеркегора была продолжена в 20 в. теологией диалектической; к ней примыкает движение за демифологизацию веры, родившееся из теорий Бультмана и исходящее из осознания противоречия между совр. сциентистским мышлением и знаковой системой новозаветного мифа. Это движение, до последнего времени развивавшееся в рамках протестантской Т. (ср. нашумевшую книгу епископа Робинсона «Честно перед богом»), перешло и в католич. Т. и притом в связи с попытками обществ, переориентации католицизма; ср. характерное заявление иезуитского теолога Г. Руиса: «Чтобы быть честными..., мы обязаны признать, что мифы... удобны и служат консервации тех великих политико-социальных строений, внутри которых средиземноморский мир компрометировал себя во время римской империи, во времена средневекового христианства и во времена грандиозных колониальных предприятий современной эпохи» (цит. по книге: Garaudy R., Metz J.B., R ahnerK.,DerDialog...,Reinbeck, 1966, S. 44—45).
Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф.,0 религии, М.,
1955; Архимандрит Сильвестр, Опыт право
славного догматич. богословия, т. 1 — 5, К., 1884 — 91;
Трубецкой С. Н., Учение о логосе в его истории,
[2 изд.], Собр. соч., т. 4, М., 1906; Флоренский П. А.,
Столп и утверждение истины, м., 1914; Булгаков С. Н.,
Свет невечерний. Созерцания и умозрения, М., 1917; К р ы в е-
лев И. А., Совр. богословие и наука, М., 1959; Лева
да Ю. А., Социальная природа религии, М., 1965; Во
просы науч. атеизма, вып. 2, 6, М., 1966—68; Г а б и н-
с к и й Г. А., Критика христ. апологетики, М., 1967;
Аверинцев С, Жак Маритен, неотомизм, католич.
Т. иск-ва, «Вопр. лит-ры», 1968, №10, с. 126—43; Н а г-
п а с k A von, Die Entstehung der christlichen Theologie
und des kirchlichen Dogmas, Gotlia, 1927; G 1 a w e W., Die
Hellenisierung des Christentums in der Geschiehte der Theolo
gie von Luther bis auf die Gegenwart, В., 1912; К о e p g e n G.,
Die Gnosis des Christentums, Salzburg, 1940; Hessen J.,
Griechische Oder biblische Theologie? Das Problem der Hel-
leniesierung des Christentums in neuer Beleuchtung, Lpz.,
1956; Wagner H., Der Mytbos und das Wort. Ein Beitrag
zur Frage der Verkundigung fur den gegenwfirtigen Menschen,
Lpz., 1957; Laeuchli S., The language of Faith. An intro
duction to the semantic dilemma of the early church, N.Y.,
1962; The later Heidegger and theology, ed. by J. M. Robinson
and J. B. Cobb, N.Y., 1963. С. Аверинцев. Москва.
ТЕОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ — ТЕОРЕМА 203
ТЕОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ, теология криз и с а,— ведущее направление в европ. теологии протестантизма 20-х— 30-х гг. 20 в., развивавшееся в контакте с ранним немецким экзистенциализмом и близкое к нему по генезису и установкам (напр., в стремлении опереться на наследие Къеркегора и др.). Толчком к возникновению Т. д. был глубокий кризис устоев европ. бурж. цивилизации, выявившийся в связи с 1-й мировой войной и ее последствиями. Принципы нового течения были сформулированы в 1921 — 1922 в работах К. Барта, Э. Бруннера, Р. Бультмана, Ф. Гогартена, Э. Турнейзена, а к осени 1923 был создан его печатный орган «Zwischen den Zeiten» («Между временами»). Манифестом Т. д. явилось 1-е изд. кн. К. Барта «Толкование на послание апостола Павла к римлянам» («Der Romerbrief», Munch., 1922). Путь Т.д. задуман ее инициаторами как «диалектический»: путь к утверждению через отрицание и противоречие. Исходный пункт Т. д.— безнадежность всех попыток определить содержание веры через к.-л. теологич. или культовые манипуляции, вообще через «религию», к-рую Т. д. резко противопоставляет «вере». «Религия» порочна потому, что стремится «связать» несвязуемое: «не-наглядного» и «не-вещного» бога с наглядным п вещным миром человеч. интеллекта и воображения (ср. P. Tillich, Die Uberwindung des Religionsbegriffes, «Kantstudien», 1922, Bd 27, S. 446—69). Застывание еванг. веры в «христ. религию» рассматривается как возврат к тому, что было исторически преодолено. Усматривая в религии иллюзию, благодаря к-рой человек под видом бога получает собств. мистифицированный образ, Т. д. готова солидаризироваться с атеистич. антропологизмом Фейербаха. Однако «нет» Т. д.— это не «нет» атеизма, а «нет» отрицательной теологии: отрицая религию как сумму предметных представлений и действий, Т. д. утверждает веру в абсолютно трансцендентного по отношению ко всему человеческому бога. Перед таким богом человек в любом своем совершенстве (и даже в вере) обречен стоять с пустыми руками; бог есть «критическое отрицание» всего, «совершенно не-предметный источник кризиса всякой предметности, судия, не-бытие мира» (BarthR., Der Romerbrief, 1922, S. 57). Краски для описания трансцендентности бога Т. д. заимствует у разработанного Р. Отто и неокантианской религ. философией понятия «совершенно иного», переосмысляя его в духе доктрины Кальвина о запредельном «величии божьем» и учения Лютера о боге как огненном море гнева, истребляющем все человеческое. Именно в гневе бога Т. д. видит единств, возможность милости бога, в его немыслимости — единств, возможность его мыслить. Человек может обрести отношение к богу лишь на пределе своего бытия, лишь будучи «снят» богом в диалектич. отрицании, происходящем через «свершение» Голгофы. В той мере, в какой человек тождествен себе, он не может веровать, а в той мере, в какой он верует, он не тождествен себе («Лишь через веру я есмь то, что я не (!) есмь» — В а г t h К., там же, S. 126).
При таких предпосылках положение теологии становится весьма драматическим: она ощущает себя между только что отвергнутой предметностью и пустой беспредметностью, между фальшивым утверждением и бессодержат. отрицанием. Выход из этой ситуации усматривается в обращении к откровенно многосмыс-ленным формулировкам: «остается одно — поставить утверждение и отрицание во взаимную связь, прояснять „да" через „нет" и „нет" через „да"» (Gogarten F., Das Wort Gottes und Schriften, В., 1936, S. 137). Близость этой установки к методу философствования Хайдеггера и Ясперса очевидна.
В псторич. перспективе учение Т. д. предстает как возвращение к осн. идейным мотивам инициаторов Ре-
формации — Лютера и Кальвина. Отвержение «религии» — это логич. предел лютеровского отвержения «оправдания делами». Чтобы ответить на вопрос, на к-рый впервые отвечал Лютер: как вера может жить рядом с новоевроп. бурж. нигилизмом, Т. д. должна была покончить с либеральным протестантизмом 19 в., растворявшим религию в стихии безрелиг. цивилизации, откровение — в истории, веру — в психологии. Возвращаясь к истокам протестантизма, Т. д. оказалась в русле довольно широкого течения протестантской т. н. неоортодоксии.
Распад течения Т. д. был связан, во-первых, с по-литич. событиями 30-х гг.: если Барт и Тиллих стали провозвестниками христ. сопротивления гитлеризму, то Гогартен примкнул к пронацистскому течению т.н. «немецких христиан». Во-вторых, неустойчивое равновесие «да» и «нет» в доктрине Т.д. легко нарушалось в том или ином направлении. Бультман пошел от Т. д. к провозглашению «демифологизации» христ. учения, Тиллих наметил возможности отказа от императивы веры в бога, широко используемые новейшей протестантской теологией, и попытался включить в теологию мировоззренч. элементы чисто секулярного происхождения, а Бруннер перешел к построению новой «естественной теологии», что вызвало резкую отповедь Барта. В США эпилогом к европ. истории Т. д. явилась деятельность Р. Нибура, заимствующего у своих нем. предшественников критику теологич. либерализма и социального оптимизма и т. п.
С. Аверинцев. Москва
ТЕОРЕМА (греч. десорпиа, от дешргсо — рассматриваю, исследую) — доказанное предложение нек-рой дедуктивной теории. В содержательных (неформальных) теориях Т. доказываются весьма приблизительно фиксируемыми (чаще — молчаливо подразумеваемыми) средствами «обычной логики» и часто противопоставляются «не требующим доказательства» (принимаемым за истинные в силу своей «очевидности») аксиомам. Впрочем, если даже точный перечень аксиом и не фиксируется, то в (полном) доказательстве каждой Т. все же проводится различение посылок на доказанные ранее Т. и аксиомы; фактически статус последних может специально и не оговариваться — этой цели может служить к.-л. косвенная мотивировка применяемой аргументации или даже сам факт умолчания о причинах, позволяющих пользоваться данной посылкой. Такой, напр., характер имеют Т. в большей части учебных руководств по различным разделам (неаксиомати-зированной) математики. Если же данная дисциплина строится на аксиоматич. основе (хотя бы и в содержат, форме), то (нелогические) аксиомы явно перечисляются, как, напр., при изложении различных разделов абстрактной алгебры или топологии, а из нематематич. дисциплин — теоретич. механики или термодинамики.
В формальных аксиоматич. системах (исчислениях) Т. наз. доказуемая формула, т. е. формула, выводимая по правилам вывода данной системы из ее аксиом. При этом аксиомы теории также причисляются к Т. (доказательство каждой такой Т. состоит из одной формулы — из нее самой); это вполне естеств. соглашение оправдывается не только индуктивным характером определения понятия доказательства (см. раздел Рекурсивные п индуктивные определения в ст. Определение), но и тем обстоятельством, что один и тот же класс доказуемых формул может задаваться различными системами аксиом, и в ряде случаев выбор определенных формул (фиксированной теории) в качестве аксиом диктуется чисто технич. соображениями, так что противопоставление к.-л. аксиомы и (дедуктивно) эквивалентной ей Т. оказывается весьма относительным.
Иногда Т., играющие вспомогат. роль и нужные лишь для доказательства к.-л. другой Т., наз. лемма-
204 ТЕОРЕМА О ДЕДУКЦИИ—ТЕОРЕТИКО-МНОЖЕСТВЕННАЯ ЛОГИКА
ми; Т., доказательство к-рых весьма просто получается посредством ссылки на другие Т., наз. с л е д с т в и-я м и этих других Т. Ввиду недостаточной определенности таких понятий, как «вспомогательный» и «просто», термины «лемма» и «следствие» также носят несколько условный характер, и эти наименования свидетельствуют не столько о характере самих Т., сколько о стиле или уровне изложения предмета.
Т., доказываемые содержат, средствами метатео
рии к.-л. теории, наз. м е т а т е о р е м а м и, отно
сящимися к данной («предметной») теории. Примеры
метатеорем: теорема о дедукции для исчисления
высказываний или предикатов, теорема Гёделя о
полноте исчисления предикатов, теорема Гёделя
о неполноте формальных систем, включающих фор
мальную арифметику, теорема Чёрча о неразрешимо
сти разрешения проблемы для исчисления предикатов,
теорема Тарского о невыразимости (неопределимо
сти, см. Определимость) предиката истинности для
широкого класса логич. исчислений средствами самого
исчисления (см. Логическая истинность) и др. Вообще
метатеоремами являются любые Т. о Т., какими бы
средствами и в рамках какой бы теории они не дока
зывались; примерами могут служить т. н. принципы
двойственности, играющие важную роль во мн. разде
лах математики. См. Вывод (в математической логике),
Доказательство, Метод аксиоматический и лит. при
ЭТИХ статьях. Ю. Гастев. Москва.
ТЕОРЕМА О ДЕДУКЦИИ, теорема дедук-ц и и,— одно из важнейших содержательных утверждений математической логики, определяющее связь между логически правильными (аподиктическими) рассуждениями (или умозаключениями, или выводами) и законами (доказуемыми формулами) логики, лежащими в их основе. Прообраз Т. од. был известен еще стоикам (см. J.B. Mates, Stoic logic, Berk.— Los Ang., 1953) в виде общего принципа связи между выводимостью и импликацией. Как (металогическая) теорема логических исчислений Т. о д. была сформулирована независимо франц. математиком Ж. Эрбраном (1928) и А. Тарским (1930) и доказана Эрбраном (1930) для исчислений, включающих положительное нмплн-кативнсе исчисление высказываний Гильберта [см. Положительная логика, аксиомы 2.1) и 2.2)]. Формулировки Т. о д. зависят, вообще говоря, от того как в том или ином исчислении определяются понятия «выводимость» и «импликация»; поэтому всегда следует иметь в виду тот или иной вариант Т. о д.
Интуитивно ясным примером Т. о д. для исчисления высказываний может служить следующая ее формулировка: (1) если из аксиом исчисления и к.-л. допущения (гипотезы) А, добавленного к числу аксиом, по правилам исчисления выводимо В, то в этом исчислении доказуемо (выводимо только из аксиом) условие (импликация) AzjB, означающее, что если доказано А, то доказано и В. Др. словами, данная формулировка Т. о д. означает, что при наличии отношения логич. следования между любой (произвольной) посылкой А и заключением В, доказуемость В р е л я т и в и з и-р у е т с я условием доказуемости А, или, что то же, доказательство В сводится (см. Сводимость) к доказательству А. Идея такого сведения, являющегося отражением аналитического процесса решения матем. и логич. задач, очевидна: после того как установлено, что В является следствием А — на что указывает факт выводимости В из А, — совершенно ясно, что В конечно же будет доказано, если удастся показать, что А — теорема исчисления. Это вытекает из обратного утверждения, отражающего уже синтетическую часть решения: по правилу modus po-nens, если А доказуемая формула, то из А и доказанного в силу Т. о д. утверждения AzsB следует, что В доказано. Поэтому Т. о д. часто называют обращением
modus ponens и, основываясь на указанной взаимной связи между выводимостью и импликацией, формулируют так: (2) необходимым и достаточным условием для категорического утверждения Ах, Аг,..., Ап\ — В (т. е. для утверждения о выводимости в нек-ром исчислении по его правилам заключения В из посылок Alt A2,..., Ап) является логическая истинность (доказуемость в этом исчислении) условного утверждения Axzd(A p(...a(jlnDfi)...)). Эта формулировка Т. о д. фиксирует ту, замеченную еще стоиками, особую роль, к-рую в логике высказываний играют ее законы при определении (проверке) логич. правильности наших рассуждений: относительно любого утверждения о выводимости заключения В из посылок Ах, Л2,..., Ап вопрос о его истинности решается разысканием среди законов логики закона Axzi(A^(...z^(AnZiB)...)).
Различение понятий «выводимость» и «доказуемость» (соответственно «вывод» и «доказательство») в приведенных выше формулировках Т. о д. восходит к традиц. различению между понятиями «формальная правильность» и «истинность». Пусть В выведено из к.-л. допущений (гипотез) Аг,...,Ат. Доказано ли В? В общем случае очевидно нет, потому что допущения могут быть любыми, в том числе и ложными, а понятие логич. вывода определяется, как правило, так, что из лжи можно вывести любое, в том числе и ложное, заключение. Для того чтобы В было доказано, необходимо, чтобы В следовало из заведомо истинных (или принимаемых за истинные) посылок.
Т. о д. имеет место только для исчислений логистического типа, в к-рых вывод опирается на «абсолютные» допущения (см. Посылка) — аксиомы (или схемы аксиом). Это объясняется, конечно, не наличием слова «доказуема» в приведенных формулировках теоремы [этого может и не быть: напр., С. К. Клини (1952) и А. Чёрч (1956) используют др. терминологию, так что в их формулировках Т. о д. выражает связь между выводимостью одной формулы и выводимостью (же) нек-рой др. формулы], а просто тем, что Т. о д.— это теорема, т. е. утверждение, доказываемое на основе аксиом. В исчислениях без аксиом (в натуральных исчислениях) вместо Т. о д. вводится в качестве основного (или обосновывается в качестве производного) правило введения импликации — в нек-ром смысле аналог Т. о д.: если общий принцип (идею), выражаемый Т. о д., рассматривать независимо от того, что это принцип (идея) теоремы, то его можно постулировать в форме правила (Г. Генцен, С. Ящьковский, 1934), к-рое равносильно названным выше аксиомам 2.1) и 2.2) положительной логики.
Лит.: Т а р с к и й А., Введение в логику и методологию
дедуктивных наук, М.. 1948, е. 173—79; Клини С. К.,
Введение в метаматематику, пер. с англ.. М.? 1957, с. 84—91;
Чёрч А., Введение в математическую логику, пер. с англ.,
т. 1, М., 1960, с. 80, 186, 287; Г у д с т е и н Р. Л., Математи
ческая логика, пер. с англ., М., 1961, с. 35—37, 43—44;
Н о в и к о в П. С, Элементы математической логики, М., 1959,
с. 82—85,221—25; Столл Р. Р., Множества. Логика. Аксио
матические теории, пер. с англ., М., 1968, с. 171—72; Л и н-
д о н Р., Заметки по логике, пер. с англ., М., 1968, с. 72—73;
Herbrand J., Recherches sur la theorie de la demonstra
tion, Warsz., 1930; Pogorzelski W. A., Przeglsid twi-
erdzert о dedukcji dla rachunkdw zdari, «Studia Logica», 1964,
t. 15. M. Новосёлов. Москва.
ТЕОРЕТИКО-МНОЖЕСТВЕННАЯ ЛОГИКА (т е о-
р е т и к о-м ножественная логика предикатов) — логика, трактуемая с т. зр. теории множеств. К Т.-м. л. в широком смысле можно отнести любые интерпретации логич. исчислений, в основу к-рых положено объемное, экстенсиональное понимание суждений, когда суждения отождествляются (или ставятся во взаимно-однозначное соответствие) с классами (множествами) объектов, для к-рых они истинны; при этом каждому логич. соотношению будет очевидным образом сопоставляться нек-рое определенное (и притом единственное) соотношение между клас-
ТЕОРЕТИКО-МНОЖЕСТВЕННАЯ ЛОГИКА— ТЕОРИЯ
сами (множествами). При такой теоретико-множеств. интерпретации логика высказываний по существу совпадает с логикой классов (алгеброй множеств — см. Алгебра логики). Изоморфизм между логикой классов (алгеброй множеств) и логикой высказываний лежит в основе аналогий обеих этих систем с разнообразными абстрактными и реальными системами (нейронные сети, релейно-контактные схемы, «двоичная арифметика» электронно-вычислительных машин и др.), обусловивших плодотворность взаимного приложения методов и результатов каждой из этих теорий к любой из остальных (см. Кибернетика).
Т.-м. л. в узком смысле представляет собой использование «наивных» (идущих от Г. Кантора) теоретико-множеств. концепций (в т. ч. абстракции актуальной бесконечности) в качестве средств метатео-ретического исследования (см. Метатеория) логич. и логико-матем. исчислений, преимущественно (прикладного) предикатов исчисления. Именно допущение таких «нефинитных» (см. Финитизм) средств отличает Т.-м. л. в данном понимании от метаматематики Д. Гильберта; применение их для решения такой важнейшей проблемы оснований математики и логики, как непротиворечивость, не только не согласуется с «финитной установкой» Гильберта, но и по существу приводит (хотя бы ввиду наличия в теории множеств парадоксов) к порочному кругу. Это обстоятельство, однако, не снимает задачи теоретико-множеств. истолкования теорем (прикладного) исчисления предикатов — хотя бы потому, что для значит, большинства математиков теория множеств остается общепризнанным и «универсальным» источником построения моделей формализованной математики и «логической» (во всяком случае — концептуальной) базой большей части математики содержательной. К тому же, кроме непротиворечивости, при изучении исчисления предикатов и базирующихся на нем теорий встает ряд проблем, имеющих объективный (хотя и несколько «платонистский») смысл и интерес, но не допускающих постановки (не говоря уже о решении) в финитных (и вообще конструктивных — см. Конструктивное направление) терминах. К числу таких проблем относится прежде всего проблема полноты дедуктивной исчисления предикатов, понимаемой в содержательно-семантическом смысле, и связанное с этой проблемой понятие «произвольной интерпретации», носящее нефинитный, неконструктивный характер. Тем более это относится к представлению о «совокупности всех интерпретаций» и определяемому с помощью этого представления понятию общезначимости суждения. Т. о., к Т.-м. л. (а не к метаматематике!) относятся, напр., и теорема Гёделя о полноте исчисления предикатов, и теорема Лёвенхейма — Сколема об интерпретируемости на натуральном ряде чисел любой непротиворечивой теории. Еще более выраженный теоретико-множеств. характер носят результаты, относящиеся к понятию «категоричности относительно данной мощности», т. е. изоморфизма всех моделей данной мощности (см. Категоричность системы аксиом).
Термин «Т.-м.л.» часто применяется еще в «собственном» смысле: так именуют совокупность теоретико-множеств. методов и результатов, относящихся к (узкому) исчислению предикатов (как метатеоретических — типа, напр., уже упомянутой теоремы Гёделя, так и относящихся к интерпретациям; исчисление одноместных предикатов интерпретируется в этом смысле как логика классов, а исчисление многоместных предикатов — как теория множеств упорядоченных конечных наборов индивидов). Эту богатую результатами и интенсивно развивающуюся (прежде всего силами школ А. Тарского, А. И. Мальцева и А. Робинсона) ветвь матем. логики, использующую гл. обр. алгеб-
раич. методы, в настоящее время называют обычно теорией моделей.
Лит.: К лини С. К., Введение в метаматематику, пер.
с англ., М., 1957, §37, 72,73, 75, 76; Робинсон А.,
Введение в теорию моделей и метаматематику алгебры, пер.
с англ., М., 1967; Ершов Ю. Л. [и др.], Элементарные
теории, «Успехи математич. наук», 1965, т. 20, вып. 4 (124),
с. 37—108. Ю. Гастев. Москва.
ТЕОРИЯ (греч. ftecopi'a, от frecopico — рассматриваю, исследую)—1) В широком смысле — форма деятельности общественно развитого человека, направленная на получение знания о природной и социальной действительности и вместе с практикой образующая совокупную деятельность общества. В этом смысле понятие Т. является синонимом обществ, сознания в наиболее высоких и развитых формах его организации; как высший продукт организованного мышления она опосредует всякое отношение человека к действительности и является условием подлинно сознат. преобразования последней. 2) В узком смысле — форма достоверного науч. знания о нек-рой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения и предсказания явлений данной предметной области. В этом смысле Т. противопоставляется эмпирич. знанию и отличается от него, во-первых, достоверностью содержащегося в ней науч. знания, обеспечиваемой получением этого знания в соответствии с существующими науч. стандартами и выражающейся в его внутр. непротиворечивости, реализации его проверки на истинность и т. д.; во-вторых, тем, что Т. дает обобщенное описание исследуемых в ней явлений, формулирование в ее рамках общих законов, к-рые не только описывают определ. круг явлений, но и дают их объяснение и содержат возможность предсказания новых,еще не изученных фактов; в-третьих, выделением в составе Т. множества исходных утверждений и множества утверждений, получаемых из исходных путем вывода, доказательства, причем сам процесс доказательства подчиняется особым логич. закономерностям, к-рые формулируются для данной Т. или для определ. класса Т. Благодаря этим особенностям Т. отличается от др. форм знания тем, что в ней возможен переход от одного утверждения к другому без непо-средств. обращения к чувств, опыту; в этом, в частности, коренится источник предсказат. силы Т.
В истории философии термин «Т.» долгое время употреблялся только в широком смысле, в контексте анализа общей структуры человеч. деятельности (историю этого аспекта Т. см. в ст. Практика), хотя методо-логпч. проблематика построения теоретич. систем была поставлена уже в «Началах» Эвклида. Обсуждение проблем Т. в узком смысле начинается с 18 в. (А. Фер-гюсон, Кант) и приобретает интенсивный характер с конца 19 в. в связи с появлением совр. средств логич. анализа. При этом проблема познават. ценности Т. рассматривается в русле различных концепций теории познания (Мах, Джемс, Пирсон, Оствальд, Пуанкаре, Дюгем, Гуссерль и др.), а второй большой круг вопросов связан с анализом логич. структуры Т. (эта проблематика особенно широко разрабатывается в рамках неопозитивизма.). В наст, время различные аспекты сущности и функций Т. изучаются философией, логикой, историей и психологией науки и др. дисциплинами.
В строении Т., взятой в общем, абстрактно-логич. виде, можно выделить следующие осн. компоненты: 1) исходную эмпирич. основу Т., в к-рую входит множество зафиксированных в науке (в данной ее отрасли) фактов, проведенных экспериментов и пр., к-рые хотя и получили уже нек-рое описание, но еще ждут своего объяснения, теоретич. интерпретации; 2) исходную теоретич. основу Т.— множество допущений, постулатов, аксиом, общих законов Т.; 3) логику Т.— множество
ТЕОРИЯ
допустимых в рамках Т. правил логич.. вывода и доказательства; 4) совокупность выведенных в Т. следствий, теорем, утверждений с их доказательствами — наибольшая по объему часть Т., к-рая п выполняет основные функции теоретического знания, составляя «тело» Т.
Общая структура Т. по-разному выражается в разных типах Т. Один из наиболее широких классов совр. научных Т. составляют описательные Т. (их иногда называют эмпирическими). Таковы эволюц. Т. в биологии Дарвина, фпзиологич. Т., созданная И. П. Павловым, различные совр. исихологич. Т., традиционные лингвистич. Т. и т. д. Такая Т. непосредственно описывает определ. группу объектов; ее эмпирич. базис обычно весьма обширен, а сама Т. решает прежде всего задачу упорядочивания относящихся к ней фактов. Общие законы, формулируемые в Т. этого типа, представляют собой генерализацию эмпирич. материала и вводятся в Т. не в ее начальных пунктах, а в зависимости от потребностей развертывания Т. Эти Т. формулируются в обычных естеств. языках с привлечением лишь спец. терминологии соответствующей области знания. В них обычно не формулируются явным образом правила используемой логики и не проверяется корректность проводимых доказательств. Описат. Т. носят по преимуществу качественный характер, что определяет их ограниченность, связанную с невозможностью количественно охарактеризовать то или иное явление.
Второй тип Т.— математизированные науч. Т., использующие аппарат и модели математики. В матем. модели конструируется особый идеальный объект, замещающий и представляющий нек-рый реальный объект. Математизированные Т. наиболее специфичны для совр. теоретич. знания. Их ценность повышается в связи с тем, что нередко используемые в них матем. модели допускают не одну, а несколько интерпретаций, в т. ч. и на объекты разной природы, лишь бы они удовлетворяли построенной Т. (напр., модели управления запасами, созданные в исследовании операций, с равным успехом применяются к процессу получения и использования оборотного капитала, найму и обучению рабочей силы, к анализу перспектив расширения производств, мощностей и т. д.). Но и математизированные Т. не связаны с эксплицитным заданием их логики. Широкое использование в этих Т. ма-тематич. средств выдвигает сложную проблему их интерпретации (ее решение в самих Т., как правило, не содержится) и ведет к тому, что вопрос об их обосновании может быть решен при условии решения вопроса об обоснованности используемых в них разделов математики.
Задача обоснования математики и др. формальных наук привела к построению Т. третьего типа — их можно назвать дедуктивными теоретич. системами. Первой такой системой явились «Начала» Эвклида, построенные с помощью аксиоматич. метода. Исходная теоретич. основа таких Т. формулируется в их начале и затем в Т. включаются лишь те утверждения, к-рые могут быть получены логически из этой основы. Все логич. средства, используемые в этих Т., строго фиксируются, и доказательства Т. строятся в соответствии с этими средствами. Дедуктивные Т. строятся обычно в особых формальных языках. Обладая большой общностью, такие Т. вместе с тем остро ставят проблему их интерпретации, к-рая является условием превращения формального языка в знание в собств. смысле слова. В совр. науке наиболее употребительны след. еиды дедуктивных Т.:1) аксиоматические, когда ряд предложений Т. принимается без доказательства (аксиомы), входящие в них понятия являются неопределяемыми в данной Т., а все остальное знание выводится из аксиом по заранее формулируемым логич. прави-
лам. Последующее успешное применение аксиоматич. Т. в конечном счете обосновывает истинность ее аксиом. 2) Конструктивные, когда сводят до минимума принимаемые без доказательства утверждения и все объекты и утверждения Т. вводят лишь на основе конструирования, реально осуществляемого или возможного на основе имеющихся средств. 3) Гипотетико-дедуктив-ные, к-рые удовлетворяют всем принципам аксиоматич. построения, но, кроме того, нек-рому множеству утверждений Т. дается непосредств. эмпирич. интерпретация, а остальные утверждения получают косвенную интерпретацию благодаря своей логич. связи с первыми (этот вид Т. широко применяется при построении Т. в областях знания, основанных на опыте н эксперименте).
Строго построенные дедуктивные Т. удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым теоретич. знанию совр. логикой и методологией науки. Однако существуют принципиальные трудности создания таких Т., определяемые границами возможной формализации предмета Т. Поэтому для теоретич. воспроизведения сложных развивающихся объектов действительности используются др. методы, в частности метод восхождения от абстрактного к конкретному — форма построения Т., разработанная и примененная Марксом в «Капитале» и объединяющая в себе описательные, модельные, строго дедуктивные и др. компоненты.
Кроме приведенной, в совр. логике рассматриваются и др. схемы классификации Т. Одна из них основана на различении Т. по степени их «закрытости». «Закрытые» Т. формулируются т. о., что имеется ограниченное число исходных утверждений и все остальные утверждения Т. могут быть получены из исходных с помощью нек-рых правил вывода (аксиоматич. Т.). Для достаточно богатых Т. нельзя построить полностью формализованной аксиоматич. системы, т. к. в них всегда имеются содержательно-истинные, но алгоритмически не разрешимые (в рамках данной Т.) высказывания. В «открытых» Т. не налагаются никакие ограничения на число исходных высказываний; по достижении нек-рой степени развития они могут быть переформулированы в «закрытые» Т. Распространенная классификация Т. по предметным областям представляет часть более общей проблемы классификации наук. Иногда Т. делят на объясняющие и описывающие (феноменологические): первые характеризуют ь понятиях закономерности нек-рой области мира, а вторые только дают формальный аппарат, позволяющий делать предсказания о вероятности наступления нек-рых фиксируемых в чувств, опыте событий. Как и все другие, эта классификация условна.
Во всех классификациях Т. так или иначе выступает тот факт, что п с формальной, и с содержат, стороны Т. существенно опирается на внетеоретич. средства. Этот факт наиболее исследован с т. зр. отношения теоретич. и эмпирич. знания или, иначе, соотношения «языка Т.» и «языка наблюдения», системы теоретич. объектов и системы эмпирич. объектов. Осн. проблема состоит здесь в том, что построение теоретич. объекта предполагает не только отвлечение от нек-рых сторон действительности, но и приписывание объекту таких свойств, к-рые заведомо отсутствуют у реальных предметов (напр., отсутствие протяженности у точки в математике). Опираясь на эту нетождественность теоретич. объектов с предметами внешнего мира, являющуюся одной из коренных особенностей Т., неопозитивисты пытались найти способы сведения выражений Т. к выражениям, сформулированным на «языке наблюдения», — решить проблему эмпирич. интерпретации Т. Однако эти попытки приводили к выводу, что «сопоставима с опытом» путем интерпретации лишь небольшая часть теоретич. объектов, тогда как др. объектам (напр., электронам) в чувств, опыте нечего сопоставить. Это обстоя-
ТЕОРИЯ—ТЕОРИЯ ГРАФОВ
тельство истолковывалось как свидетельство произвольности теоретич. конструкций, а Т. квалифицировалась как «чистый» язык, не имеющий объективного содержания. Но такое истолкование базируется на рассмотрении «языка Т.» в духе классич. формализма как чисто знаковой формализованной системы, выражения к-рой могут получать познават. значение только путем эмпирич. интерпретации. Ограниченность такого подхода была доказана в ходе развития логики и метаматематики. Неудачу потерпели и попытки построить «язык наблюдения» как формальный аналог «языка Т.».
Иной подход к проблеме «Т.— опыт» основан на отказе от предположения о существовании особого «языка наблюдения». В этом случае данные наблюдения, экспериментальные данные и т. п. должны быть сформулированы на к.-л. ином языке и либо включаются в Т. в качестве выводимых в ней следствий, либо служат дополнит, исходными утверждениями. Проблема установления познават. значения терминов «Т.» уподобляется т. о. проблеме перевода их на нек-рый «понятный» язык.
Важно отметить, что теоретич. объекты неопределимы средствами данной Т.; постулаты об их существовании и наиболее существ, свойствах принадлежат к внетео-ретич. средствам. При определении смысла терминов, обозначающих индивидные объекты Т., иногда считают, что этот смысл полностью задается правилами употребления терминов. Однако это слишком сильное допущение.Практически смысл таких терминов задается путем наложения нек-рых ограничений на интуицию (напр., при характеристике материальной точки в механике ей «отказывают» в свойстве протяженности). Постулирование нек-рых особых свойств индивидов в Т. принадлежит к тем «онтологич. гипотезам», к-рые принимаются при построении каждой Т. (хотя обычно существо этих гипотез становится ясным лишь в достаточно зрелой Т.) и, более широко, во всяком неловеч. мышлении.
Проблема истинности или ложности утверждения внутри Т. эквивалентна проблеме его доказуемости или опровержимости; исключение может быть сделано для утверждений, недоказуемых и неопровержимых в Т., несмотря на их содержат, истинность; но для таких утверждений надо искать доказательства в более богатых системах, чтобы принимать их в качестве гипотез. Что же касается Т. в целом, то она как таковая ничего не говорит о своей истинности; Т. истинна, если она обладает предсказат. силой, а установление этого обстоятельства — дело не самой Т., а практики-
Анализ логич. структуры Т. и проводимые в послед
ние годы исследования процесса построения Т. еще
раз показали, что нельзя создать «логику открытий»,
приводящую к автоматич. построению Т. Поэтому гл.
задача логич. анализа Т. состоит в выработке логич.
стандартов теоретич. знания, реализуемых затем в
конкретных науках. При этом наряду с анализом «го
тового» знания логика переходит к изучению гене
зиса знания и путей его использования, т. е. наряду
с логикой Т. исследуется и логика развития Т.: ус
ловия выдвижения определ. системы абстракций (он
тологич. гипотез), составляющих основание Т. и оп
ределяющих ее эвристич. возможности и границы;
факторы, вызывающие необходимость фундаменталь
ной перестройки осн. понятий и даже логич. принци
пов Т.; причины и условия «миграций» отд.положений
и компонентов отвергнутой или устаревшей Т. в но
вых системах знания и т.д.....^
Лит.: Маркс К., Капитал, в кн.: Маркс "К. и 9 н-г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 23—26; Ленин В. Й., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Гуссерль Э., Логич. исследования, СПБ, 1909; Кузнецов И. В., Принцип соответствия в совр. физике и его филос. значение, М.— Л., 1948; его же, Структура физич. теории, «ВФ», 1967,
Л1» 11; Тарски й А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; Витгенштейн Л., Логико-филос. трактат, пер. с нем., М., 1958; Парная Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959; Франк Ф., Философия науки, пер. с англ., М., 1960; Г р у ш и н Б. А., Очерки логики историч. исследования, М., 1961; К о т а р б и н ь с к и й Т., Избр. произв., пер. с польск., М., 1963; Садовский В. Н., Проблемы методологии дедуктивных теорий, «ВФ», 1963, Л"8 3; Проблемы логики науч. познания, М., 1964; Логика науч. исследования, М., 1965; Ракитов А. И., Логич. структура науч. теории, «ВФ», 1966, Л"» 1; Л я п,у нов А. А., О нек-рых особенностях строения совр. теоретич. знания, «ВФ», 1966, № 5; П о п о в и ч М. В., О филос. анализе языка науки, К., 1966; Ш в ы р е в В. С, Неопозитивизм и проблемы эмпирич. обоснования науки, М., 1966; Зиновьев А. А., Основы логич. теории науч. знаний, М., 1967; К о п н и н П. В., Логич. основы науки, К., 1968; Ледников Е. Е., Проблема конструктов в анализе науч. теорий. К., 1969; А у е г А., Language, truth and logic, L., 1936; Wittgenstein L., Philosophical investigations, Oxf., 1953; Russell В., Logic and knowledge. Essays 1901—1950. L., 1956; Ca г n a p K., The methodological character of theoretical concepts, в кн.: Minnesota studies in the philosophy of science, v. 1, Minneapolis, 1956; Hemp el C. G-., The theoretician's dilemma, там же, v. 2, Minneapolis, 1958; Pap A., Semantics and necessary truth, New Haven, 1958; Popper K. R., Logic of scientific discovery, L., 1959; Braithwaithe К. В., Scientific explanation, N.Y., 1960; Bunge M. A., Scientific research, v. 1—2, В.—N.Y.—W., 1967.
M. Попович. Киев, В. Садовский. Москва.
ТЕОРИЯ ГРАФОВ — одна из ветвей топологии. Графом называют геометрии, схему, представляющую собой систему линий, связывающих какие-то заданные точки. Точки наз. вершинами, а связывающие их линии — ребрами (или дугами). Все задачи Т. г. могут решаться как в графической, так и в матричной форме. В случае записи в матричной форме возможность передачи сообщения из данной вершины в другую обозначается единицей, а ее отсутствие — Щ'лем.
Зарождение Т. г. в 18 в. связано с математич. головоломками, но особенно сильный толчок ее развитию был дан в 19 в. и гл. обр. в 20 в., когда обнаружились возможности ее практич приложений: для расчета радиоэлектронных схем, решения т. и. транспортных задач и др. С 50-х гг. Т. г. все шире используется в социальной психологии и социологии.
В области Т. г. следует назвать работы Ф. Харари, Дж. Кемени, К. Фламента, Дж. Снелла, Дж. Френча, Р. Нормана, О. Оэзера, А. Бейвеласа, Р. Вейса и др. В СССР по Т. г. работают Ф. М. Бородкин и др.
Язык Т. г. хорошо приспособлен для анализа разного рода структур и передачи состояний. В соответствии с этим можно выделить след. типы социологич. и социально-психологич. задач, решаемых с помощью Т. г.
1) Формализация и построение общей структурной модели социального объекта на разных уровнях его сложности. Напр., структурная схема организации, социограммы, сравнение систем родства в разных обществах, анализ ролевой структуры групп и т. д. Можно считать, что ролевая структура включает три компонента: лица, позиции (в упрощенном варианте — должности) и задачи, выполняемые в данной позиции. Каждая компонента может быть представлена в виде графа*