на части или «упряжки», последоват. выполнение к-рых удовлетворяло бы все осн. потребности.
Аналогичные противоречия присущи и толстовской критике науки, философии, иск-ва, гос-ва и т. д. Так, недостаточную пользу, приносимую наукой, напр. медициной, в условиях капиталистич. общества, Т. нередко отождествляет с бесполезностью или даже ложностью науки как таковой. Т. полагает, что совр. наука вообще утратила сознание того, в чем назначение и благо людей. Ответ на гл. вопрос знания — о смысле жизни, без к-рого человек теряется в многочисленности существующих и бесконечности возможных знаний, вообще может быть получен только из разума и совести, но не из специальных науч. исследований. Гл. задачу осознавшей себя личности Т. видит в усвоении многовековой нар. мудрости и релит, веры, к-рая одна дает ответ на вопрос о назначении человека. Истинная «наука» — это религия, и подлинными двигателями ее были Кришна и Будда, Конфуций и Лао-цзы, Сократ, Марк Аврелий и Эпик-тет, Христос, Магомет.
|
|
Религия Т. почти целиком сводится к этике любви и непротивления и своей рационалистичностью напоминает учения нек-рых сект протестантизма, обесценивающих значение мифологич. и сверхъестеств. компонентов религ. веры. Критикуя церк. вероучение, Т. считает, что догматы, к к-рым церковь сводила содержание христианства, противоречат элементарнейшим законам логики и разума. Согласно Т., этпч. учение первоначально составляло гл. часть христианства, но в дальнейшем его развитии центр тяжести переместился из этич. в философскую («метафизическую») сторону. Бичуя лицемерие церкви, расхождение ее совр. учений с первоначальным нравств. учением христианства, Т. гл. грех церкви видит в ее участии в обществ, порядке, основанном на насилии и угнетении, в ее стремлении превратить религию в оправдание существующего социального зла. И точно так же в безверии и религ. равнодушии Т. осуждает прежде всего признание существующего порядка, примирение с ним: «Религия людей, не признающих религии, есть религия покорности всему тому, что делает сильное большинство, т. е. короче, религия повиновения существующей власти» (Полн. собр. соч., т. 23, 1957, с. 445).
Согласно Т., в основе как предшествующей истории, так и совр. жизни общества лежат насилие человека над человеком, порабощение большинства, меньшинством. Так, зап. народы и прежде всего покинувшие земледельч. труд гор. классы принуждены «обманом и насилием отнимать для своего пропитания труды восточных народов» (там же, т. 36, 1936, с. 331). Критика капиталистич. форм угнетения, в к-рой сказались лучшие стороны мировоззрения Т.— горячее сочувствие народу, свобода от обольщений и предрассудков либерализма, умение разоблачать софизмы публицистич., филос.-историч. и экономич. апологетики капитализма, не означала, однако, освобождения Т. от всех вообще социальных заблуждений. Т. разделял иллюзию идеалистич. этики о возможности преодоления насилия в отношениях между людьми путем «непротивления», полного отказа от к.-л. борьбы,и нравств. самосовершенствования каждого отд. человека; он полагал, что не только патриархальное крестьянство, но весь рус. народ будто бы руководится в своей жизни христ. этикой «непротивления».
|
|
По мнению Т., люди не могут знать, каким должно быть наилучшее устройство общества, но и при наличии такого знания это устройство не могло бы быть достигнуто политич. деятельностью и революц. борьбой, поскольку они основываются на насилии и потому лишь заменяют одну форму рабства и зла дру-
гой. Считая всякую власть злом, Т. пришел к безусловному отрицанию гос-ва, т. е. к учению анархизма. Но упразднение гос-ва должно произойти не путем его насильств. разрушения, а путем мирного и пассивного воздержания и уклонения, отказа каждого члена общества от всех гос. обязанностей и должностей и к.-л. участия в политич. деятельности.
В эстетике Т. своеобразно преломляется осн. внутр. противоречие его иск-ва, противоречие между иск-вом «сложным» и «простым». В противоположность разветвленному построению, детализированному пси-хологич. анализу и сложной аналитич. фразе больших романов, Т. в т. н. нар. рассказах 70—80-х гг. и в поздних небольших рассказах тяготеет к простым формам нар. иск-ва, притче и примитивам. Критикуя современный ему эстетизм, Т. в трактате «Что такое искусство» (1898) развивает представление о несовместимости добра и красоты и приходит к ригорис-тич. отрицанию всего иск-ва т. н. «образованных классов» как чуждого и непонятного народу, в т. ч. произведений Шекспира, Бетховена и собств. творчества (кроме нар. рассказов).
Рассматривая иск-во как одно из необходимых средств общения людей между собой, Т. усматривает его специфич. природу и назначение в передаче испытываемых художником чувств «посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами», и «заражении» этими чувствами других людей. Иск-во, согласно Т., не ограничивается собственно проф. иск-вом: вся человеческая жизнь наполнена произведениями иск-в в широком смысле этого слова — от колыбельной песни, шутки, передразнивания, украшений жилищ, одежд, утвари до церк. служб и торжеств, шествий. Признаком подлинного иск-ва является то, что в изображаемых им явлениях оно открывает нечто новое, никем ранее не виденное и сообщает новое отношение к ним.
Влияние Т.— художника и моралиста — на раз
витие мировой культуры было исключительно широ
ким. Религ.-этич. и социальные идеи Т. нашли после
дователей не только в России, но и в различных стра
нах Запада и Востока, особенно в Индии, Китае.
Учение Т. о непротивлении оказало, в частности,
большое влияние на Ганди и выработанную им про
грамму ненасильственной нац.-освободит, борьбы —
СМ. Гандизм. В. Асмус. Москва.
Соч.: Полн. еобп. соч., М.— Л., 1928—58; Собр. соч., т. 1--20, М., 1960—65.
Лит.: Ленин В. И., О культуре и искусстве, М., 1956, с. 73—77, 91—109, 111, 400: Грот Н., Нравств. идеалы нашего времени. Ф. Ницше и Л. Т., 2 изд., М., 1893; М и х а й-ловский Н. К, Десница и шуйца Л. Т., в кн.: Соч., т. 3, СПБ, 1897; его же, «Что такое искусство?», Полн. собр. соч., т. 8, СПБ, 1914, с. 813—52; С о л о в ь-е в В. С, Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, 2 изд., СПБ, 1901; Мережковский Д. С., Л. Т. и Достоевский, т. 1 — 2, СПБ, 1901—02; С т р а х о в Н., Критич. статьи, т. 1 — Об XI. С. Тургеневе и Л. Н. Т., 5 изд., К., 1908; Письма А. И. Эртеля, М., 1909; Ш е с т о в Л., Добро в учении гр. Т. и Ф. Ницше, Собр. соч., 2 изд., т. 2, СПБ, [1911]; Белый А., Трагедия творчества. Достоевский и Т., [М., 19111; Леонтьев К., Наши новые христиане. Ф. М. Достоевский и гр. Л. Т., Собр. соч., т. 8, М., 1912; его ж е, О романах гр. Л. Н. Т. Анализ, стиль и веяние, там же; О религии Л. Т., сб. 2, М., 1912; Д и в и л ь-к о век и й А., Т. и Руссо, «Вести. Европы», 1912,,№ 7; Иванов В., Л. Т. и культура, в его кн.: Борозды и межи, М., 1916; Иванов-Разумник Р. В., Т. и Достоевский, в его кн.: История рус. обществ, мысли, 5 изд., ч. 6, П., 1918; Федоров Н. Ф., Философия общего дела, 2 изд., т. 1, вып. 1, Харбин, 1928; Аксельрод Л. (Ортодокс), Л. Т., Сб. ст., 2 изд. [М.], 1928; Плеханов и Т., Сб. ст., М., 1928; Луначарский А. В., О Т., Сб. ст.. М.— Л., 1928; Квитко Д. Ю., Философия Т., М., 1928; Эстетика Л. Т., Сб. ст., М., 1929; Моты л ев а Т. Л., О мировом значении Л. Н. Т., М., 1957; Бочарове, Статьи В. И. Ленина о Т. и проблема художеств, метода, «Вопр. лит-ры», 1958, *й 4; Манн Т., Гете и Т., Собр. соч., пер. с нем., т. 9, М., 1960; Эйхенбаум Б., Л. Т. Семидесятые годы, М.. 1960, ч. 3 и приложение; Асмус В. Ф., Мировоззрение Т., в кн.: Лит. наследство, т. 69, М., 1961; Ш и ф-
|
|
ТОЛЬЯТТИ 245
ман А. И., Л. Т. и Восток, М., 1960; К у п р е я н о-в а Е. Н., Эстетика Л. Н. Т., М,—Л., 1966; Dumas G., Tolstoy et la philosophie de 1'amour, P., 1893; Schroe-der F., Le tolstoi'sme, P., 1893; Crosby E. H., Count Tolstoy's philosophy of Hie, Arena, 1896; его же, Tolstoy and his message, N.Y., 1903; Ossip LouriS, La philosophie de Tolstoi, P., 1899; Maude A., Tolstoy's view of art. L., 1902: его же, The teaching of Tolstoy, Manchester, 1900; Pi'erott i A., L. Tolstoi. La religione e la morale, Pisa, 1901; К en worthy J. C, Tolstoy: his life and works, L.— Га. о.], 1902, p. 19—46; Bourdeau J., La philosophie affective, P., 1912; Robertson J. M., Tolstoy, в его кн.: Explorations..., L., [1923]; Markovitch M., J.-J. Rousseau et Tolstoi, P., 1928; его ж е, Tolstoi et. Gandhi, P.. 1928; Davis H. E., Tolstoy and Nietzsche: A problem in biographical ethics, N. Y., 1929; G о u r f i like 1 N., Tolstoi' sans tolstoi'sme, P., [1946]; Berdiaev N. А.. Рус. идея. Основные проблемы рус. мысли 19 в. п начала '20 в., Париж, 1946; Kaplan A., Gandhi et Tolstoi'. Les sources d'une filiation spirituelle. Nancy, 1949; В о d d e D., Tolstoy and China, Princeton, 1950; Berlin I., The hedgehog and the fox: an essay on Tolstoy's view of history, N.Y.— L., 1957; Weisbein N., L'evolution religieuse de Tolstoi, P., [I960].
Библ. лит-ры о Л. Н. Т. 1917—1958, М., 1960; то же, 1959—1961, М., 1965; Jasswkovitch A., Tolstoi in English. 1878—1929, N. Y.. 1929; Lindstrom Т., Tolstoi' en France (1886—1910), P., 1952; CarrettaA., Scritti critici italiani su L. Tolstoj (Guida bibliografica), Napoli, 1955; L. N.
|
|
Tolstoj. Bibliographie__, Lpz., 1958; Tolstoy. A bibliography
of books of and on Tolstoy in Indian languages, New Delhi,
1960 H. Азарова. Москва.
ТОЛЬЯТТИ (Togliatti; псевд.— Э р к о л и), Паль-миро (26 марта 1893—21 авг. 1964) — деятель итал. и междунар. рабочего п коммунистич. движения, один из основателей Итальянской коммунистич. партии (ИКП), ген. секретарь ИКП с 1926, директор теоретич. органа партии журн.вЙшавсПа» («Возрождение») с 1944, один из руководителей Коммунистич. Интернационала [с 1924— член Исполкома Коминтерна (ИККИ), с 1928— член Президиума, с 19.35— секретарь ИККИ]. Род. в Генуе в семье мелкого чиновника. В 1912 поступил на юридич. фак-т Туринского ун-та, где встретился с А. Грамши, тесная дружба и совместная рево-люц. деятельность с к-рым продолжались до смерти Грамши в 1937. В студенч. годы участвовал в социалистич. кружках, был пропагандистом на предприятиях Турина. В этот период Т. изучал диалектику Гегеля и переводил его «Феноменологию духа». Затем Т. перешел к изучению марксистской теории, сначала по трудам А. Лабриолы. а затем Маркса и Энгельса. В 1914 Т. вступил в Социалистич. партию Италии. После окончания ун-та (1915) Т. целиком отдается революц. деятельности. После основания в 1919 марксистского еженедельника «Ordine Nuovo» («Новый строй») — органа революц. туринского пролетариата, Т. вошел в состав редакции. Во время революц. подъема 1919—20-х гг. вместе с Грамши Т. руководил движением трудящихся за создание фабрично-заводских советов. Группа «Ордн-не нуово» стала ядром созданной в 1921 в результате разрыва с оппортунистами Итальянской коммунистич. партии. После подавления революц. восстания итал. пролетариата и установления в 1922 фашистской диктатуры Т., возглавлявший вместе с Грамши работу по перестройке тактики партии применительно к новым условиям, ведет борьбу против влиятельной в ИКП левацкой группы А. Бордигн, а также против оппортунизма и центризма. На страницах газ. «L'Uni-ta» («Единство», осн. в 1924) и жури. «Stato Operaio» («Рабочее государство», Mil., с 1927) Т. раскрывает классовую, империалистич. природу фашизма, подвергает критике взгляды центристов и бордигианцев в вопросе о путях борьбы против фашистского режима.
В эти годы Т. настойчиво указывает на необходимость глубокого изучения марксизма, разъясняет органич. связь марксистской диалектики с практикой революц. борьбы; на III конгрессе ИКП в Ливорно Т. вместе с Грамши добивается принятия резолюции, требующей от коммунистов глубокого освоения марксистской теории, непримиримого отношения к идеалистическим и вульгарно-материалистическим течениям.
После объявления ИКП вне закона и ареста в 1926 Грамши Т. эмигрирует в Париж, где возглавляет заграничный центр партии. Деятельный участник Коминтерна: на его конгрессах Т. подвергает критике социально-классовую природу, теорию и практику итальянского и германского фашизма, разоблачает его шовинистическую захватническую политику. С самого начала революционной войны в Испании (1936—39) Т.— представитель Коминтерна при ЦК компартии Испании, один из организаторов и непосредств. участник Интернациональных бригад. В период второй мировой войны Т., находясь в СССР (1940—44), ведет неустанную антифашистскую пропаганду, обращаясь с призывами к итал. народу сплотиться для борьбы против фашизма. Т.— один из вдохновителей и руководителей итал. Движения Сопротивления, инициатор единого нац. фронта борьбы против фашизма, приведшей к установлению в стране демократам, республики. Т.— член 1-й республиканской Ассамблеи, один из создателей конституции, к-рая закрепила победу итал. народа и отразила требования самых широких демократич. масс. После перехода власти к реакц. христианско-демократич. партии Т. во главе коммунистич. депутатов борется за безоговорочное соблюдение конституции, разоблачая антинар. политику пр-ва; реакция ответила покушением на жизнь Т. (1948), что вызвало волну народного возмущения во всем мире.
Т. возглавлял итал. делегацию на XX, XXI и XXII съездах КПСС, участвовал в работе Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий в Москве в 1957.
Под руководством Т. осуществлено издание трудов Маркса, Энгельса и Ленина, организована система-тич. пропаганда идей марксизма среди широких слоев трудящихся. По инициативе Т. в 1949 был создан Ин-т Грамши, ставший центром марксистской филос. мысли Италии; Т. дал всесторонний и глубокий анализ теоретич. наследия Грамши. В качестве бессменного гл. редактора журн. «Rinascita» Т. сплотил вокруг него марксистских теоретиков в Италии. В центре внимания теоретич. деятельности Т.— проблемы историч. материализма и науч. коммунизма: пути построения социализма в конкретных условиях Италии и вытекающий отсюда анализ особенностей бурж. парламентской демократии послевоен. периода; роль партии пролетариата в теоретич. и полп-тич. борьбе за мир и социалистич. преобразование общества; вопросы единства национальных и интер-нац. задач пролет, движения; роль интеллигенции в общенац. демократич. движении. По всем этим и ряду др. проблем Т. творчески развивал марксистско-ленинскую теорию. На основе изучения историч. опыта борьбы итал. народа за национальное политич. единство, независимость и демократию, а также практики строительства социализма в странах социалистич. лагеря Т. разрабатывал положение о возможности использования парламентских форм бурж. демократии для победы социализма в Италии. Залогом этой победы, по Т., является создание на гораздо более широкой основе, чем прежде, единого фронта борьбы против империализма и войны, за новую демократию. «Речь должна идти о новой власти, опираю-