ности в теории множеств, выходя из сферы «чистой логики», мы вынуждены — во избежание парадоксов — фиксировать интервал абстракции отождествления. В этих случаях Т., поскольку речь идет об отождествлениях только в данной системе понятий, может быть введено конечным списком аксиом Т. для конкретных функций и предикатов рассматриваемой теории. Но постулируя т. о. те или иные отождествления, мы как бы формируем универсум в соответствии с принципом Т. неразличимых.
Значит универсум в этом смысле является эпистемо-логич. понятием, зависящим от наших абстракций. Вопрос, что считать «одним и тем же» объектом, каково число «различных» индивидуумов в предметной области (какова мощность области индивидуумов),— это в известном смысле вопрос о том, как мы применяем наши абстракции и кг кис именно, а также какова объективная область их применимости. В частности, это всегда гопрос об интервале абстракции. Вот почему с нги'ей т. зр. указание на интервал абстракции отождествления в определении Т. следует считать необходимым условием осмысленного применения «понятия Т.». Понятие «интервал абстракции отождествления» является гносеологич. дополнением к понятию абстракции отождествления и, в известном смысле (содержательным), его уточнением. Кроме того, вводя понятие Т. в интервале абстракции, мы легко достигаем необходимой общности в построении теории Т., избегая обычного «умножения понятий», связанного с различением терминов «тождественный», «подобный», «равный», «эквивалентный» и пр.
|
|
В связи с вышесказанным определение предиката Т. в формулировке Гильберта — Бернайса, задаваемое, как известно, условиями:
1) х-х
2) ж = уэ (А(ж)э МУ)),
можно интерпретировать так, что условие 2) будет выражать Т. предметов универсума в интервале абстракции, определяемом множеством аксиом, задаваемых схемой аксиом 2). Что же касается условия 1), то, выражая свойство рефлексивности Т., оно в известном смысле соответствует принципу индивидуации. По крайней мере, очевидно, что из принципа индивидуации не следует отрицания условия х—х, поскольку между принципом индивидуации и традиц. принципом Т. (абстрактным Т.—!ех identitatis), выражаемым формулой эс=зс, имеется следующая определенная «связь по смыслу»: если бы индивидуальный предмет универсума не был тождествен с самим собой, то он не был бы самим собой, а был бы другим предметом, что, конечно, ведет к отрицанию принципа индивидуации (ср. Энгельс Ф.: «... тождество с собой уже с самого начала имеет своим необходимым дополнением отличие от всего другого» — Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 530). Т. о., принцип индивидуации предполагает утверждение х=х, к-рое является его необходимым условием — логической основой понятия индивидуального. Достаточно констатировать совместимость х~х с принципом индивидуации, чтобы, основываясь на совместимости 1) и 2), утверждать совместимость принципа индивидуации с принципом Т. неразличимых, а принимая во внимание независимость 1) и 2), прийти к заключению о независимости этих же принципов, по крайней мере, в рассматриваемом случае. То обстоятельство, что принцип индивидуации в отмеченном выше смысле соответствует традиц. закону Т. (см. Тождества закон), представляет особый интерес с т. зр. проблемы «реализуемости» абстрактного Т. в природе, а значит, и онтоло-гич. статуса абстракций вообще.
|
|
Принцип Т. неразличимых в том его истолковании, к-рое дано выше — как принцип Т. в интервале абстракции,— выражает по существу философскую гносеологическую идею Т., основанного на понятии практики. Что же касается математики, где так или иначе оперируют с предикатом Т., с условием, что тождественное можно заменять тождественным (см. Правило замены равного равным), то здесь, принимая принцип индивидуации, т. е. полагая, что каждый матем. объект в универсуме рассуждения индивидуален, по видимости, легко можно уйти от решения гносеологич. проблемы Т., потому что в предложениях матем. теорий матем. объекты фигурируют не «сами по себе»,
а через своих представителей — обозначающие их символы. Отсюда возможность построений, существенно игнорирующих условие индивидуальности этих объектов. Так, известное построение взаимно-однозначного соответствия между совокупностью натуральных чисел и ее частью — совокупностью всех четных чисел (парадокс Галилея) игнорирует единственность каждого натурального числа, довольствуясь Т. его представителей: иначе как возможно указанное построение? Аналогичных построений в математике множество. Утверждению «предмет х тождествен предмету у» математик обычно приписывает следующий смысл: «символы хну обозначают один и тот же предмет» или «символ х обозначает тот же предмет, к-рый обозначен символом у». Очевидно, что так понимаемое Т. относится скорее к языку соответствующих исчислений (вообще к формализованному языку) п выражает, по существу, случай языковой синонимии, а вовсе не философский гносеологич. смысл Т. Однако характерно, что даже и в этом случае не удается избежать относит, отождествления, основанного на применении принципа абстракции,поскольку синонимы возникают как результат абстракции отождествления по обозначению (см. Синонимы в логике). К тому же при интерпретации исчислений любое такое семантическое определение Т. как «отношения между выражениями языка» необходимо дополнять разъяснением того, что в этой семантич. формулировке Т. означают слова «один и тот же предмет».
В связи с этим формулировка принципа Т., известная как лейбницевско-расселовская (см. Равенство в логике и математике), вряд ли соответствует филос. т. зр. самого Лейбница. Известно, что Лейбниц принимал принцип индивидуации: «Если бы два индивида были совершенно... не различимы сами по себе, то...в этом случае не было бы индивидуального различия или различных индивидов» («Новые опыты о человеческом разуме», М.—Л., 1936, с. 202). Известно также, что любое нетривиальное употребление Т., соответ-ств57ющео принципу Т. неразличимых, предполагает, что х и у — разные предметы, к-рые лишь относительно неразличимы, неразличимы в нок-ром интервале абстракции, определяемом либо разрешающей способностью наших средств различения, либо принимаемой нами абстракцией отождествления, либо, наконец, задаваемом самой природой. Но в формулировке Рассела наличие неогранич. квантора общности по предикатной переменной, придавая определению абсолютный характер («абсолютность» здесь следует понимать как антипод «относительности» в указ. выше смысле), навязывает идею абс. неразличимости х и у, противоречащую принципу индивидуации, хотя из определения Рассела выводима формула х—х, к-рая, как было отмечено выше, совместима и с принципом Т. неразличимых и с принципом индивидуации.
|
|
В свете идеи Т. в интервале абстракции выясняется еще одна гносеологич. роль принципа абстракции: если в определении Т. предикат (хотя бы и произвольный) характеризует класс абстракции предмета х, и з/ — элемент этого класса, то тождественность х и у в силу принципа абстракции не предполагает, что х и у должны быть одним и тем же предметом в онтоло-гич. смысле. С этой т. зр., два предмета универсума, принадлежащие к одному классу абстракции, рассматриваются как «один п тот же» предмет не в онтологическом, а в гносеологич. смысле: они тождественны только как абстрактные представители одного класса абстракции и только в этом смысле они неразличимы. В этом, собственно, п состоит диалектика понятия Т., а также ответ на вопрос: «Как могут быть тождественны разные предметы?».
Лит.: Ж е г а л к и н И. И., Арифметизация символической логики, «Матем. сб.», 1929, т. 3(3, вып. 3—4; Янов-
ТОЙНБИ—ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ
окая С. А., О так называемых «определениях через абст
ракцию», в кн.: Сб. статей по философии математики, М.,
1936; Лазарев Ф. В., Восхождение от абстрактного к
конкретному, в кн.: Сб. работ аспирантов и студентов
философского факультета МГУ, М., 1962; В ей ль Г.,
Дополнения, в сб.: Прикладная комбинаторная математика,
пер. с_англ., М., 1968. М. Новосёлов. Москва.
ТОИНВИ (Toynbee), Арнолд Джозеф (р. 14 апр. 1889) — англ. историк и социолог, оказавший большое влияние на социальную философию и обществ, сознание капиталистич. Запада. В 1919—24 — проф. Лондонского ун-та, в 1925—55 — Лондонской школы экономия, наук. В течение мн. лет сотрудничал в учреждениях министерства иностр. дел; в годы 1-й и 2-й мировых войн был экспертом по междунар. отношениям, участвовал в мирных конференциях. В 1925—55 — один из руководителей Королевского ин-та междунар. отношений; составлял (совместно с В. М. Баултером) ежегодные обзоры политич. событий в мире («A survey of international affairs», L., 1925—65).
|
|
Т. испытал влияние Шпенглера, Бергсона, а также христианских теологич. концепций истории. Первые его работы посвящены анализу междунар. отношений и внешней политике Англии. Всемирную известность ему принесло «Исследование истории» («A study of history», v. 1—12, L., 1934—61), в к-ром он стремился переосмыслить все общественно-историч. развитие человечества в духе круговорота локальных цивилизаций. Согласно концепции Т., не существует единой истории человечества, а есть лишь история отдельных своеобразных и замкнутых цивилизаций (в перво-нач. варианте он их насчитывал 21, затем сократил до 13, не считая второстепенных и недоразвитых). Исходя из того, что эпоха цивилизаций занимает всего 2% времени существования на Земле человека, Т. считает их все эквивалентными по своим ценностям и современными друг другу. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения (genesis), роста (growth), надлома (breakdown) и разложения (desintegration), после чего гибнет, уступая место другой. Считая социальные процессы, последовательно происходящие в этих цивилизациях, аналогичными, Т. пытается вывести на этом основании нек-рые «эмпирич. законы» обществ, развития, позволяющие предвидеть гл. события и в совр. мире. До наст, времени, по Т., сохранилось лишь пять оси. цивилизаций — китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущей силой развития цивилизаций, по мнению Т., является «творческое меньшинство», носитель мистич. «жизненного порыва», к-рое, удачно отвечая на различные историч. «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и филос. концепции смысла жизни. Оказавшись однажды неспособной решить очередную социально-исто-рич. проблему, «творч. элита» превращается тем самым в господствующее меньшинство, навязывающее свою власть силой, а не авторитетом; отчужденная же масса населения становится «внутр. пролетариатом», к-рый совместно с «варварской периферией», или «внешним пролетариатом», в конечном счете разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от военного поражения либо естественных катастроф.
На протяжении трех десятилетий, в ходе создания «Исследования истории» Т. неоднократно пересматривал детали своей концепции: греко-римская «модель цивилизации», под к-рую первоначально подгонялась история других народов, была им дополнена двумя другими альтернативами в развитии цивилизаций; больший акцент был сделан на локальном своеобразии цивилизаций и их история, преемственности; фатальные закономерности уступили место взаимодей-
ствию различных тенденций, так что вся схема обществ, развития приобрела более индетерминистский характер ради обоснования способности «зап. цивилизации» к дальнейшему развитию. Стремясь ввести в свою концепцию историч. круговорота цивилизаций элементы поступат. развития, Т. усматривает прогресс человечества в духовном совершенствовании, в ре лиг. эволюции от примитивных анимистич. верований через универсальные религии к единой синкре-тич. религии будущего. В соответствии с этим все цивилизации он ныне распределяет по трем поколениям, причем «универсальное гос-во» каждой предыдущей цивилизации порождает одновременно и «универсальную церковь», к-рая становится, в свою очередь, зародышем, «куколкой» для последующей цивилиза-цпи, вплоть до торжества всемирной религии общечеловеческого братства.
Концепция Т. является идеалистич. ответом на механистич. доктрину линейного прогресса общества, на плоский позитивистский эволюционизм; она содержит также своеобразную альтернативу «европоцентризму». Концепция цивилизаций Т. обращает внимание на своеобразие прохождения отд. народами различных стадий в поступат. развитии общества, хотя и абсолютизирует его.
В последних работах Т. значительно эволюционировал в своих политич. взглядах; его в прошлом апо-логетнч. позиция по отношению к США сменилась критической; он все больше обращается к совр. социальным и экономия, проблемам капиталистич. Запада; по его мнению, выход из глубоких внутр. противоречий капиталистич. системы и конфликта между Западом и «третьим миром» лежит на пути духовного обновления, отказа от меркантилистской философии и абсолютизации материальных ценностей. Т. выступает против ультрареакц. кругов на Западе, сочувственно относится к нац.-освободит, движению, выступает за мирное сосуществование и взаимопонимание между Западом и социалистическими странами.
С оч.: Nationality and the war, L., 1915; The new Europe, L., 1915; The Western question in Greece and Turkey, L., 1922; The world alter the peace conference, L., 1925; A journey to China, I,., 1931; Civilization on trial, N.Y., 1948; War and civilization, N.Y., 1950; The world and the West, L., 1953; An historian's approach to religion, L., 1956; A study of history. Abridgement by D. Somervell, v. 1—2, L.. 1946—57; East to West, L., 1958; Christianity among the religions of the world, L., 1958; Hellenism. The history of a civilization, L., 1959; Between Oxus and Jumna, L., 1961; America and the world revolution. N. Y., 1962; The present-day experiment in Western civilization. L., 1962; Change and habit, L., 1966; Experiences, L,—[a. o.], 1969.
Лит.: Косм и некий Е. А., Историософия А. Т., «Вопр. истории», 1957, № 1; Кон И. С, Филос. идеализм и кризис бурж. историч. мысли, М., 1959; Араб-Оглы Э. А., Концепция историч. круговорота, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, под ред. Ю. П. Францева, М., 1960; М а р к а р я н Э. С, О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Семенов Ю. Н., Обществ, прогресс и социальная философия совр. буржуазии, М., 1965, гл. 1; Чесноков Г. Д., «Проблема цивилизации» в философии истории А. Т., «ВФ», 1966, № 10; Р а ш-ковский Е. В., Структура и истоки философско-историч. концепции А. Д. Т., там же, 1969, № 5; Zahn E., Toynbee und das Problem der Geschichte, Koln, 1954; A n d e r 1 e O. F., Das universalhistorische System A. J. Toynbees, Fr./M., 1955; Toynbee and history, ed. by M. E. A. Montagu, Boston, 1956; Samuel M., The professor and the fossil. Some observations on A. J. Toynbee's «A study of history», N.Y., 1956; «Diogene», 1956, Л» 3 (спец. номер, посвященный Т.); G e у 1 P., Debates with historians, N.Y., 1958; L'histoire et ses interpretations. Entretiens autour d'A. Toynbee. Sous la direction de R. Aron, P., 1961; Critiques of A. J. Toynbee's work, в кн.: Toynbee A. J., A study of history, v. 12, L.. 1961, p 680—90; Popper M., A bibliography of the works in English of A. Toynbee. 1910—1954, L.—N.Y., 1955.
Э. Араб-оглы. Москва.
ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ (25 нояб. 1864—4 апр. 1933) — кирг. акын и мыслитель. На формирование мировоззрения Т. С. оказали влияние рус. политзаключенные-революционеры, с к-рыми он сблизился в