УНИТАРИИ—УОРД



с философским «всеобъемлющим» У. О логич. понятии У. см. также Область предметов, Тождество.

М. Новосёлов. Москва.

УНИТАРИИ — см. Антитринитарии. Триада.

УОЛЛЕС (Wallace), Роберт (7 янв. 1697—29 июля 1771) — англ. пресвитерианский священник, автор статистич. и экономич. работ, предшественник Маль­туса. «...Почитатели Мальтуса не знают даже,— писал Маркс,— что первое издание его работы... почти це­ликом списано у Стюарта, а также у попов Уоллеса и Таунсенда» (Маркс К. и ЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 23, с. 365, прим.). В своей «Диссертации о численности человеч. рода» («Dissertation of the num­bers of mankind», Edin., 1753) У. подверг резкой критике взгляды Юма на народонаселение. В гл. произв. «Различные перспективы человечества» («Various prospects of mankind, nature and providen­ce», L., 1761) У. старался доказать, что в то время как животные и растения размножаются в арифметич. прогрессии, люди размножаются в геометрической. Эту теорию Маркс назвал «химерической» (см. там же, т. 26, ч. 2, с. 127). В случае перехода к обществ, соб­ственности перенаселение станет, по мнению У., губительным для человечества фактором.

Б. Быховский. Москва.

УОРД (Ward), Джеймс (27 янв. 1843—4 марта 1925) — англ. философ-идеалист и психолог, проф. Кембриджского ун-та (1897—1925). В кн. «Натура­лизм и агностицизм» («Naturalism and Agnosticism», v. 1—2, L., 1899) подверг критике естеств.-науч. мате­риализм и позитивизм 19 в., рассматривая их как тео­рии, основанные на механистич. концепции Вселен­ной, плоском эволюционизме и психофизическом па­раллелизме. У. противопоставляет им теизм, учение о качественных, несводимых к количественным, раз­личиях между «царствами природы» и спиритуа­лизм. Особые нападки вызывают со стороны У. поня­тие материи как центр, идеи материализма и атомизм. Борьба У. против естеств.-науч. материализма про­анализирована в кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. Соч., т. 14, с. 261—69), где У. характеризуется как «...прямой и открытый идеалист...», к-рый «...л о в ит слабые места „стихий­ного" естественно-исторического материализма, нап­ример, неуменье разъяснить соотношение относитель­ной и абсолютной истины» (там же, с. 267). Собств. концепция У. изложена в его кн. «Царство целей: плюрализм и теизм» («The realm of ends or Pluralism and Theism», N. Y.— Camb., 1911). У. требует заме­нить ориентацию философии на физику ориентацией ее на историю. Реальный мир У. понимает как сово­купность взаимодействующих «духов»-монад (персо­нализм). Лишь по аналогии с историей, утверждает У., можно ввести в онтологию индивидуальность, цель и прогресс, к-рых не хватает нам в мире меха­низма. Подобно историку, к-рый не знает «ложного в своей основе» разделения на субъект и объект, фи­лософ, по У., должен рассматривать реальность как единство субъекта и его среды (см. «Mechanism and morals», в журн. «Hihbert Journal», 1906, v. 4). В психологии У. выступил против господствовавшего в англ. эмпирич. психологии 19 в. взгляда на психику как совокупность «впечатлений», т. е. психич. «ато­мов», объединяемых на основе ассоциаций. Вслед за Джемсом он вводит понятие активного, избирательно воспринимающего психологич. субъекта, к-рый об­ладает способностью осознавать представления, реа­гировать на них и чувствовать удовольствие и неудо­вольствие. Последние обусловливают распределение внимания субъекта относительно его «континуума опыта». Согласно У., главное в психологии — ис­следование образования сложной идеи из простых, восприятия из ощущений, мысли из восприятий (см.


«Psychology applied to education», Camb., 1926, p. 22—23). Отвергая как монизм, так и психофизич. параллелизм, У. отличал понятие психологич. субъ­ект от филос. понятия души, считая выяснение отно­шений между ними делом философии.

Соч.: Psychological principles, Camb.,1918; A study of Kant, Camb., 1922; A theistic monadism, в сб.: Contemporary British philosophy, L.—N.Y., [1925]; Essays in philosophy, Camb., 1927.

Лит.: Богомолов А. С, Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв., [М.], 1962, гл. 3, § 2; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; Я р о ш е в-ский М. Г., История психологии, М., 1966; Cunnin­gham G. W., The idealistic argument in recent British and American philosophy, N.Y.—L., [1933]; Murray A. H., The philosophy of J. Ward, Camb., 1937; British philosophy in the mid—century, L., [1957], p. 34—39.

Л. Богомолов. Москва.

УОРД (Ward), Лестер Фрэнк (18 июня 1841 — 18 апр. 1913) — амер. социолог, «отец» амер. буржуазной социологии, геолог, палеонтолог, один из основателей палеоботаники. С 80-х гг. 19 в. занялся социологией, проф. социологии в ун-те Брауна (1906—13); первый президент Амер. социологич. об-ва (1906—08).

Соцпологич. концепция У., сложившаяся под влия­нием Конта и Спенсера, является составной частью его монистич. космич. философии, к-рая сформирова­лась под влиянием идей Шопенгауэра и Гегеля. В ос­нове его философии лежит идеалистич. принцип, сог­ласно к-рому Вселенная развивается в силу энергии и творч. синтеза, создающего гармонично связанны© физические, биологические, психологические и соци­альные явления в эволюц. последовательности. У.— один из основоположников психологизма в социологии. По У., социальная эволюция, в противоположность мнению Спенсера, в отличие от биологической, носит активный характер, направляется психологич. сила­ми и гл. обр. волей. Ей присуща целесообразность, устремление по линии наименьшего сопротивления. Гл. движущей силой историч. развития является интеллект, уникальное обладание к-рым позволяет человеку и человеч. коллективам заменить действие слепых эволюц. сил, господствующих в низшем живот­ном мире, осознанным «теллическим» прогрессом. Пер­воначальной социальной силой является желание, выражающее природные импульсы, к-рые когда-то не были удовлетворены. Осн. желаний два — удовлетво­рение голода и стремление к воспроизводству. Жела­ния определяют поведение человека, толкают его к общению, к переделке естеств. окружения. В основе прогрессивного развития общества лежат социоге-нетич. силы (те же психические), но уже в контексте взаимоотношений людей и человеческих коллективов, к-рые делятся на три группы — моральные, эстети­ческие и интеллектуальные. Гл. роль играют интел­лектуальные силы (в отличие от физич. сил они осно­вываются не на желаниях и чувствованиях, а на ин­теллекте), подчиненные желанию знать. Интеллек­туальные силы являются источником мыслей, идей, открытий и изобретений.

При анализе социальных институтов (в частности, классов) У. придерживался идей Гумпловича и Рат-ценхофера. Он считал, что классы, гос-во и системы нрава возникают из борьбы рас, к-рая последователь­но создает более высокие социальные структуры пу­тем социальной синергии. Благодаря вражде, нена­висти и презрению расы-победители и расы-побеж-денные не могут ассимилироваться, что приводит к кастовому строю. В образовании и развитии каст — причина возникновения классов, являющихся модер­низованными кастами. У. отстаивал положение о неизбежности войн и их пользе как средстве социаль­ного прогресса.

Общественно-политич. взгляды У. двойственны. С одной стороны, он выступал защитником равенства рас, классов и полов, высказывал симпатии пролета-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: