с философским «всеобъемлющим» У. О логич. понятии У. см. также Область предметов, Тождество.
М. Новосёлов. Москва.
УНИТАРИИ — см. Антитринитарии. Триада.
УОЛЛЕС (Wallace), Роберт (7 янв. 1697—29 июля 1771) — англ. пресвитерианский священник, автор статистич. и экономич. работ, предшественник Мальтуса. «...Почитатели Мальтуса не знают даже,— писал Маркс,— что первое издание его работы... почти целиком списано у Стюарта, а также у попов Уоллеса и Таунсенда» (Маркс К. и ЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 23, с. 365, прим.). В своей «Диссертации о численности человеч. рода» («Dissertation of the numbers of mankind», Edin., 1753) У. подверг резкой критике взгляды Юма на народонаселение. В гл. произв. «Различные перспективы человечества» («Various prospects of mankind, nature and providence», L., 1761) У. старался доказать, что в то время как животные и растения размножаются в арифметич. прогрессии, люди размножаются в геометрической. Эту теорию Маркс назвал «химерической» (см. там же, т. 26, ч. 2, с. 127). В случае перехода к обществ, собственности перенаселение станет, по мнению У., губительным для человечества фактором.
|
|
Б. Быховский. Москва.
УОРД (Ward), Джеймс (27 янв. 1843—4 марта 1925) — англ. философ-идеалист и психолог, проф. Кембриджского ун-та (1897—1925). В кн. «Натурализм и агностицизм» («Naturalism and Agnosticism», v. 1—2, L., 1899) подверг критике естеств.-науч. материализм и позитивизм 19 в., рассматривая их как теории, основанные на механистич. концепции Вселенной, плоском эволюционизме и психофизическом параллелизме. У. противопоставляет им теизм, учение о качественных, несводимых к количественным, различиях между «царствами природы» и спиритуализм. Особые нападки вызывают со стороны У. понятие материи как центр, идеи материализма и атомизм. Борьба У. против естеств.-науч. материализма проанализирована в кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. Соч., т. 14, с. 261—69), где У. характеризуется как «...прямой и открытый идеалист...», к-рый «...л о в ит слабые места „стихийного" естественно-исторического материализма, например, неуменье разъяснить соотношение относительной и абсолютной истины» (там же, с. 267). Собств. концепция У. изложена в его кн. «Царство целей: плюрализм и теизм» («The realm of ends or Pluralism and Theism», N. Y.— Camb., 1911). У. требует заменить ориентацию философии на физику ориентацией ее на историю. Реальный мир У. понимает как совокупность взаимодействующих «духов»-монад (персонализм). Лишь по аналогии с историей, утверждает У., можно ввести в онтологию индивидуальность, цель и прогресс, к-рых не хватает нам в мире механизма. Подобно историку, к-рый не знает «ложного в своей основе» разделения на субъект и объект, философ, по У., должен рассматривать реальность как единство субъекта и его среды (см. «Mechanism and morals», в журн. «Hihbert Journal», 1906, v. 4). В психологии У. выступил против господствовавшего в англ. эмпирич. психологии 19 в. взгляда на психику как совокупность «впечатлений», т. е. психич. «атомов», объединяемых на основе ассоциаций. Вслед за Джемсом он вводит понятие активного, избирательно воспринимающего психологич. субъекта, к-рый обладает способностью осознавать представления, реагировать на них и чувствовать удовольствие и неудовольствие. Последние обусловливают распределение внимания субъекта относительно его «континуума опыта». Согласно У., главное в психологии — исследование образования сложной идеи из простых, восприятия из ощущений, мысли из восприятий (см.
|
|
«Psychology applied to education», Camb., 1926, p. 22—23). Отвергая как монизм, так и психофизич. параллелизм, У. отличал понятие психологич. субъект от филос. понятия души, считая выяснение отношений между ними делом философии.
Соч.: Psychological principles, Camb.,1918; A study of Kant, Camb., 1922; A theistic monadism, в сб.: Contemporary British philosophy, L.—N.Y., [1925]; Essays in philosophy, Camb., 1927.
Лит.: Богомолов А. С, Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв., [М.], 1962, гл. 3, § 2; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; Я р о ш е в-ский М. Г., История психологии, М., 1966; Cunningham G. W., The idealistic argument in recent British and American philosophy, N.Y.—L., [1933]; Murray A. H., The philosophy of J. Ward, Camb., 1937; British philosophy in the mid—century, L., [1957], p. 34—39.
Л. Богомолов. Москва.
УОРД (Ward), Лестер Фрэнк (18 июня 1841 — 18 апр. 1913) — амер. социолог, «отец» амер. буржуазной социологии, геолог, палеонтолог, один из основателей палеоботаники. С 80-х гг. 19 в. занялся социологией, проф. социологии в ун-те Брауна (1906—13); первый президент Амер. социологич. об-ва (1906—08).
Соцпологич. концепция У., сложившаяся под влиянием Конта и Спенсера, является составной частью его монистич. космич. философии, к-рая сформировалась под влиянием идей Шопенгауэра и Гегеля. В основе его философии лежит идеалистич. принцип, согласно к-рому Вселенная развивается в силу энергии и творч. синтеза, создающего гармонично связанны© физические, биологические, психологические и социальные явления в эволюц. последовательности. У.— один из основоположников психологизма в социологии. По У., социальная эволюция, в противоположность мнению Спенсера, в отличие от биологической, носит активный характер, направляется психологич. силами и гл. обр. волей. Ей присуща целесообразность, устремление по линии наименьшего сопротивления. Гл. движущей силой историч. развития является интеллект, уникальное обладание к-рым позволяет человеку и человеч. коллективам заменить действие слепых эволюц. сил, господствующих в низшем животном мире, осознанным «теллическим» прогрессом. Первоначальной социальной силой является желание, выражающее природные импульсы, к-рые когда-то не были удовлетворены. Осн. желаний два — удовлетворение голода и стремление к воспроизводству. Желания определяют поведение человека, толкают его к общению, к переделке естеств. окружения. В основе прогрессивного развития общества лежат социоге-нетич. силы (те же психические), но уже в контексте взаимоотношений людей и человеческих коллективов, к-рые делятся на три группы — моральные, эстетические и интеллектуальные. Гл. роль играют интеллектуальные силы (в отличие от физич. сил они основываются не на желаниях и чувствованиях, а на интеллекте), подчиненные желанию знать. Интеллектуальные силы являются источником мыслей, идей, открытий и изобретений.
При анализе социальных институтов (в частности, классов) У. придерживался идей Гумпловича и Рат-ценхофера. Он считал, что классы, гос-во и системы нрава возникают из борьбы рас, к-рая последовательно создает более высокие социальные структуры путем социальной синергии. Благодаря вражде, ненависти и презрению расы-победители и расы-побеж-денные не могут ассимилироваться, что приводит к кастовому строю. В образовании и развитии каст — причина возникновения классов, являющихся модернизованными кастами. У. отстаивал положение о неизбежности войн и их пользе как средстве социального прогресса.
|
|
Общественно-политич. взгляды У. двойственны. С одной стороны, он выступал защитником равенства рас, классов и полов, высказывал симпатии пролета-