риату, резко выступал против религии, утверждая, что она представляет собой проявление «группового чувства сохранения перед новым и своеобразным» и ее функция сводится к препятствию науке и прогрессу. С другой стороны, он враждебно относился к марксизму и выдвинул идею социократии — «научного контроля социальных сил посредством коллективного разума общества»,—представляющей собой попытку преобразовать капиталистич. общество в общество всеобщего благоденствия с помощью всеобщего и обя-зат. образования.
С о ч.: Textbook of sociology, N.Y., 1905 (совм. с J. Dealey); Applied sociology, Boston, [1906]; Glimpses ol the cosmos, v. 1—6, N.Y., 1912—18; Dynamic sociology, v. 1—2, N.Y., 1924; Pure sociology, 2 ed., N.Y., 1925; The Ward-Ross correspondence, [s.l.], 1946; в рус. пер.— Психич. факторы цивилизации, М., 1897; Очерки социологии, М., 1901.
И. Добронравов. Москва.
УОРНЕР (Warner), Уильям Ллойд (р. 26 октября 1898) — американский антрополог и социолог. Проф. социологии и антропологии Чикагского (1935—59), социальных исследований Мичиганского (с 1959) университетов.
Социологич. идеи У. во многом определены влиянием Малиновского, Радклифф-Брауна и Дюркгейма.
|
|
Наиболее известны работы У. по анализу классовой структуры США. У. стремится дать объективные черты классовой структуры, исходя из анализа мнений опрашиваемых лиц о своем классовом положении. Под классом У. подразумевает два или более слоя людей (orders), к-рые считаются и соответственно ранжируются членами общества как занимающие социально высшую и социально низшую позицию. В качестве критериев классовой позиции У. выдвигает различные признаки, не выделяя среди них главных, определенных марксизмом признаков класса, хотя экономич. признакам он отдает предпочтение перед остальными. У. утверждает, что если известно образование человека, его занятие, состояние, доход, близкие друзья, клубы и общества, а также его привычки, речь и вообще внешнее поведение, то его согражданам нетрудно дать достаточно точную оценку его статуса. Исходя из подобных идей, У. и его сотрудники разработали методику оценки социальной позиции (статуса) опрашиваемых для распределения населения по этим позициям. В эмпирич. исследованиях приобрели популярность введенные У. индексы характеристик статуса (по роду занятий, источникам доходов, типу жилища и района проживания) и оценки участия (распределение по оценке участия индивидуума в социальной жизни). На основе исследований классовой структуры небольших амер. городов («Yankee city series», v. 1—5) У. выделяет шесть классов в совр. США — высший-высший класс (1,44% населения), низший-высший класс (1,56%), высший-средний класс (10,22%), низший-средний класс (28,12%), высший-низший класс (32,6%) и низший-низший класс (25,22%). У. считает, что существование классов определяется потребностью приспособления любого сложного общества к условиям его существования и упорядочения взаимодействия отд. лиц и групп. С ростом разделения труда возрастает социальная дифференциация общества. Социальное неравенство истолковывается У. как функционально необходимое для сохранения общества, части к-рого рассматриваются как объединенные и взаимозависимые в системе, находящейся в равновесии.
|
|
Общая теоретич. схема учения У. о классах несостоятельна. Мн. концепции У. вызвали резкую критику немарксистских социологов (Р. Миллс и др.). Вместе с тем нек-рые идеи и методы У. способствовали росту эмпирич. исследований в области изучения классовой структуры.
У. занимался также исследованиями взаимоотношений между различными этнич. группами в США, изу-
чением социальной структуры пром. предприятий, средств массовой коммуникации и проблемами социологии образования.
Соч.: Color and human nature, Wash., 1941 (соавтор);
Yankee city series: v. 1—The social Hie of a modern community,
New Haven—L., 1941 (совм. с P. S. Lunt); v. 2—The status
system of a modern community, New Haven, 1942 (совм. с
P. S. Lunt); v. 3—The social systems of American ethnic groups,
New Haven —L., 1945 (совм. с L. Srole); v. 4 — The soci
al system of the modern factory, New Haven—L., 1947 (совм.
с J. О. Low); v. 5—The living and the dead. A study of the
symbolic life of Americans, New Haven, 1959; Who shall be
educated? N.Y.—L., [1944] (соавтор); Democracy in Jonesville,
N.Y., [1949] (соавтор); Social class in America, Chi., 1949
(соавтор); Occupational mobility in American business and
industry, Minneapolis, [1955] (совм. с J. С. Abegglen); Big
business leaders in America, N.Y., [1955] (совм. с J. С. Abegglen);
A black civilization. [N. Y., 1958]; American life: dream and
reality, [Chi., 1962]; The corporation in the emergent Ameri
can society, N.Y., [1962]; The American federal executive,
L., 1963 (соавтор). И. Добронравов. Москва.
УОТСОН (Watson), Джон Бродес (9 янв. 1878—25 сент. 1958) — амер. психолог, основоположник бихевиоризма. Проф. и зав. психология, лабораторией ун-та Дж. Гопкинса (1908—20); президент Амер. психология, об-ва. Первоначально примыкал к чикагской школе функциональной психологии. Концепция У., сформированная им на базе зоопсихологии, явилась реакцией на господствующие методы интроспективной психологии. У. предпринял попытку перестроить психологию, к-рая должна стать одной из естеств. наук, пользующихся точными экспериментальными методами. В программной статье «Психология с точки зрения би-хевиориста» («Psychology as the behaviorist views it», «Psychol. Rev.» 1913, v. 20) и в кн. «Поведение» («Behavior: an introduction to comparative psychology», N. Y., 1914) У. трактует всю психич. деятельность как поведение (behavior), отождествляемое с системой видимых и скрытых моторных реакций, замыкая сферу психология, исследования схемой «стимул — реакция» и, т. о., исключая проблему связи психич. процессов с деятельностью мозга. Представляя организм как «самоформирующуюся машину», У. выдвигает в качестве осн. задачи психологии изучение процессов научения (learning) или формирования в течение жизни новых реакций; стремится представить мышление в виде скрытой моторной активности, выступающей заместителем действия. Влияние У. как представителя крайней формы бихевиоризма, широко распространяющееся в 20-е гг., позднее значительно ослабевает, сменяясь вырастающими из него более сложными концепциями (необихевиоризм).
С о ч.: Бихэвиоризм, БСЭ, т. 6, М., 1927, с. 434—43; Психология как наука о поведении, М.—Л., 1926.
Лит.: Совр. психология в капиталистич. странах, М., 1963, с. 31—89; Фресс П., Пиаже Ж. [сост.], Экспериментальная психология. [Сб. ст.], пер. с франц., вып. 1—2, М., 1966; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Bergmann G., The contribution of J. B.Watson, «Psvchol. Rev.», 1956, v. 63, № 4, p. 265—76; Wood-worth" R. S., J. B. Watson. 1878—1958, «Amer. J. of Psychology», 1959, Jsfe 2, p. 301—10. Д. Лялипов. Москва. УПАНИШАДЫ (санскр. upa-ni-§ad, букв.— сидеть около; имеется в виду пребывание в обществе учителя с целью познания истины, отсюда в дальнейшем — сокровенное знание, тайное учение) — серия др.-инд. филос.-религ. произведений, традиционно примыкающих к к.-л. из четырех вед и образующих заключит, часть ведийской лит-ры — веданту («конец вед»). Обычно к У. причисляют 108 произведений (всего их известно более 200). Древнейшие из У. созданы, видимо, ок. 6—3 вв. до н. э., хронологически продолжая период брахман. У. появлялись и позже, вплоть до 14—15 вв. Наиболее старый слой У. образуют Брихадараньяка, Чхандогья, Таиттирия, Айта-рея, Каушитаки (две последние примыкают к Ригве-де) и Кена; эти произв. составляют наиболее интересную и авторитетную часть У. За ними следуют созданные несколько позже Катха, Иша, Шветашватара, Мундака, Маханараяна, к-рым придана метрич.
|
|
УПАНИШАДЫ—УПРАВЛЕНИЕ
форма. След. группу образуют более поздние Прашна, Майтри и Мандукья. Наиболее обширна последняя по времени группа У., относимых большей частью к Атхарваведе.
Развивая многие важные темы и идеи, восходящие • it' ведийской эпохе (ряд космология, представлений, идею единства всего сущего и др.), У. часто совершенно по-новому истолковывают их. Принимая ведийскую религию, ранние У. усиленно подчеркивают «е монистич. идеи. В то же время, в отличие от вед и особенно брахман, пафос У. заключался в перенесении центра тяжести с явлений внешнего мира на углубление во внутр. жизнь; отсюда — уменьшение роли ритуала и обрядности, подчеркивание внутр. ритуала и «пути знания» (в отличие от «пути действия»), повыш. интерес к человеку в связи с проблемами морали; целью становится не достижение земного благополучия, а освобождение от мирского существования, растворение индивидуальной души в мировой. В этом отношении У. отражают те идейные тенденции, о к-рых косвенно можно судить по раннему буддизму, джайнизму и отчасти по Бхагавадгите; лравда, протест У. против догм предыдущего периода более умозрителен, чем в буддизме и джайнизме, полностью порывающих с ведийской традицией. Ранние У. послужили источником создания самостоят, филос. школы веданты, с к-рой, однако, не следует смешивать философию У.
|
|
У. являются первыми в истории Индии источниками, в к-рых ставятся филос. проблемы: «откуда мы произошли, где мы живем и куда мы движемся..., по чьему повелению существуем мы здесь то в страданьях, то в удовольствиях? будет ли этому причиной время, или природа, или необходимость, или случайность, или элементы, или тот, кто называется П у руша, человек, представляющий собой Верховный Дух?» (Шве-ташватара-У.). Такого рода вопросами изобилуют У. Важнейший из них — о природе мировой души, в связи с чем возникают два осн. понятия философии У.— брахман и атман. Брахман — безличное абс. начало, наполняющее Вселенную и порождающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. Атман выступает в качестве всепроницающей субъективной реальности: он •— «ни большой, ни малый, без крови и плоти, без тени и тьмы, без ветра и эфира..., без запаха и вкуса, без глаз и ушей, голоса и ума... нет ничего впереди его, сзади или внутри...» (Брихадараньяка-У.). В этом смысле в известных ситуациях, когда снимается противопоставление субъекта и объекта, атман в У. синонимичен брахману (что находит выражение в системе характерных отождествлений типа «этот атман есть брахман»), хотя в нек-рых контекстах истолковывается более определенно, как личное начало, душа, Я. Вселенная есть брахман, а брахман есть атман; чтобы познать первичную реальность, нужно познать атман, Я. Поэтому из всех видов познания самопознание считается высшим; оно — средство достижения высшего блага, источник радости. Особый круг вопросов связан с проблемой отношения брахмана — атмана к миру, ж-рый представляется наблюдателю как нечто множественное. Множественность элементов мира и их реальность, согласно У., мнимы, они результат незнания, иллюзии (майя), произведенной брахманом. Общефилос. идеи У. определяют их этич. концепцию, подчеркивающую необходимость самосознающего поведения, отказа от эгоистич. устремлений к конечному, ■освобождения (мокша) от зла и поисков духовной свободы и высшего блаженства (ананда); все конечное и смертное имеет ценность лишь постольку, поскольку в нем отражается вечное.
У. оказали огромное влияние на развитие философии в Индии, являясь неисчерпаемым источником
идей для самых различных филос. и религ. направлений. Общеизвестно влияние У. на Бхагавадгиту;; мн. черты объединяют философию У. с направлениями санкхьи и йоги, отчасти мимансы и др. С буддизмом У. разделяют интерес к учению о карме, о соотношении бытия и небытия. Идеи У. были собраны и интерпретированы уже в Брахма-сутре Бадараяны, а затем в трудах Шанкары, Рамануджи и др. выдающихся философов веданты. Влияние У. явственно ощутимо во взглядах Раммохан Рая, Ганди и др. В Европе с У. познакомились в нач. 19 в. в пер. Анкетиль-Дюперрона с перс, переделки. Идеи У. оставили значит, след в европ. философии, особенно в соч. Шопенгауэра, у рус. философов нач. 20 в. и др.
Осн. изд.: Des Upanishad, publ. et trad, par L. Renou, t. 1—17, P., 1943—59; Upanishads, transl., introduction, commentary by S. Nikhilananda, v. 1—4, N. Y., 1949—59; Upanishads. The principal Upanishads, ed., introduction text, transl. by S. Radhakrishnan, L., 1953; в рус. пер.— Брихадараньяка У., пер., предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1964; Чхан-догья У., пер., предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1965 (имеется библ.); Упанишады, М., 1967.
Лит.: Радхакришнан С, Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Сыр кин А. Я., О нек-рых закономерностях в содержании ранних У., в сб.: Индия в древности, М., 1964; его же, Система отождествлений в Чхан-догья У., «Уч. зап. Тартуского гос. ун-та», 1965, вып. 181; Jacob G. A., A concordance to the principal Upanishads and Bhagavadgita, Bombay, 1891; Deussen P., Die Phi-losophie der Upanishad's, 3 Aufl., Lpz., 1919; Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. 1—5, Camb., 1922—55; Haans 6. G. O.. Recurrent and parallel passages in the principal Upanishads and the Bhagavad-Gita, «Amer. Oriental Soc. J.», 1922, v. 42; О 1 d e n b e r g H., Die Lehre der Upanishaden und die Anfange des Buddhismus, 2 Aufl., Gott., 1923; Masson-Oursel P., Esquisse d'une histoire de la philosophie indienne, P.. 1923; Keith А. В., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, [v.]2, Camb. (Mass.), 1925; Heiler ¥., Die Mystik in den Upanishaden, Munch., 1925; Ranade R. D., A constructive surveyor Upanishadic philosophy, being a systematic introduction to Indian metaphysics, Poona, 1926; Schayer S., Ober die Bedeutung des Wortes Upanisad, «Rocznik Orjentalistyczny», 1927, t. 3; Edgerton P., Upanishads: what do they seek and why?, «Amer. Oriental Soc. J.», 1929, v. 49; Harrison M. H., Hindu monism and pluralism; as found in the Upanishads and in the philosophies dependent upon them, N. Y., 1932; Chakravarti S. Ch., The philosophy of the Upanishads, Calc, 1935; Fa 1 k M., Upasana et Upanisad, «Rocznik Orjentalistyczny», 1937, t. 13; Ruben W., Die Philosophen der Upanishaden, Bern, 1947; G a j e n d r a-gadkar K. V., Neo-Upanishadic philosophy, Bombay, 1959; M с Е v i 1 1 у W., Kant, Heidegger and the Upanishads, «Philosophy East and West», 1963, v. 12, Ms 4.
Библ.: Renou L., Bibliographie vedique, P., 1931;
Dandekar R. N., Vedic bibliography, Bombay, 1946;
то ж e, v. 2, Poona, 1961. В. Топоров. Москва.
УПРАВЛЕНИЕ — функциональный элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая а) сохранение их определ. структуры, б) поддержание установленного режима деятельности и в) реализацию явно или латентно заданной программы этой деятельности (достижение цели). В науч. и филос. лит-ре по проблемам У. выделяются такие его аспекты, как создание разнообразия — применительно к У. в кибернетич. системах (У. Эшби), сознат. воздействие на социальные процессы — применительно к обществ, экономич. системам. Отд. аспекты У., первоначально лишь в применении к социальным (политич.) системам, рассматривались начиная с античности (Платон), в особенности же с 18—19 вв. Особенно серьезное стимулирующее воздействие на научную разработку проблем У. оказала пром. революция и возникшие на ее основе постановки вопроса о плановой организации общества (социальный утопизм) или отд. его элементов (науч. организация труда и администрации и т. д.). Проблемы У. обществом были впервые научно разработаны марксизмом.
Развитие абстрактных, логич. и математич., концепций и схем У. происходит в последние годы в русле кибернетики, теории систем, теории автоматич. регулирования и др.; ряд выработанных в этой связи
УПРАВЛЕНИЕ 283
понятий (система У., обратная связь, информация, датчики, контур регулирования и др.) получил опре-дел. методология, значение. Важную роль сыграли также исследования биологич. регулятивных систем и конструирование сложных автоматов в технике. Практически-операциональный угол зрения на У. («управленческий» в технико-органпза-ционном или административном смысле) обычно рассматривает проблемы эффективности заранее определ. механизма У. при заданных условиях его функционирования; У. при этом сводится к намеренному воздействию на соответствующий процесс. При философском анализе проблемы У. в центре внимания оказываются категории субъекта и объекта, цели и средств, сознательного и бессознательного и т. д.; в последнее время в науч. лит-ре существует тенденция представить упомянутые общеметодологич. категории и схемы У. в качестве элементов филос. знания. Специфическим для с о ц и о л о г и ч. анализа является рассмотрение как функций, так и природы механизмов У. в социальных системах различного уровня.
Для живых (биологич.) систем характерно обособление двух уровней У. системы: организменной и поведенческой, первая из к-рых воспроизводится наследственно, ориентирована на самосохранение вида или экосистемы; вторая обеспечивает удовлетворение потребностей системы во взаимодействии с внешней средой. В определ. ситуациях можно рассматривать управляющие системы организма, популяции, или биоценоза как ориентированные на повышение эффективности соответств. деятельности; в применении к биосфере или виду в целом такая т. зр. неоправданно телеологична. Специфич. особенностью социальных систем является развитие еще одного уровня У.— культуры как системы инструментальных и символических средств (знаний, норм, ценностей, воплощенных в социальных институтах, орудиях, сооружениях и пр.).
Существенно различение трех подсистем У., относящихся соответственно к 1) организации связей и отношений данной системы, задающих ее структуру (тип разделения труда для общества, межличностные отношения для малой группы, система ценностных ориентации для личности и т. д.); 2) поддержанию установленного режима деятельности данной системы (задача социального контроля, функциональными элементами к-рого выступают нормы социальные, образцы, санкции; подсистема в целом действует по принципу обратной связи, поскольку определ. отклонения от установленного режима приводят в действие соответствующие механизмы); 3) реализации программы достижения определ. цели — наиболее общей функции У., включающей в себя обе отмеченные выше. Этич. дилемма «цели и средств» (постановка к-рой возможна благодаря типичной для ирактич. сознания фиксации отд. узлов деятельности, причем цель предполагается как бы заранее существующей) в социологич. анализе У. выступает как сопоставление вариативных программ действия, в к-рых «цель» задана в виде нек-рой последовательности действий.
Различаются универсальные, направленные и диффузные системы У. Первая из них ориентирована на «всех и каждого» (напр., юридич. закон), вторая — на определ. адресата, к-рым могут быть отд. личности и организованные группы (директива), третья же не имеет конкретного адресата и обращена «ко всем, кого это касается», т. е. определ. информация может использоваться различными адресатами в соответствии с их интересами, способностями и т. д. В сложной социальной системе направленное У. обычно организовано иерархически (напр., адм. система), универ-
сальные и диффузные же процессы У. не обязательно иерархичны (право, система массовой коммуникации). Различие в способах ориентации определяет и характер «емкости» соответств. канала У.: только направленные процессы У. способны обеспечить передачу «команд», диктующих содержание отд. актов или приводящих в движение ранее фиксированные программы, в то время как диффузные (и «универсальные») каналы служат для трансляции семиотич. средств У. (мировоззренч. системы, ценностные ориентации, эмоциональные состояния). Передача подобных средств создает предпосылки для восприятия, интерпретации, реализации определ. команд.
Система У., действующая в условиях определенности, является жестко (ригидно) детерминированной, поскольку управляющее воздействие однозначно определяет реакцию «адресата», или статистически детерминированной, если специально задается относительно широкий спектр возможных реакций. Напр., если в совр. обществах рабочее время распределено весьма жестко, то формы использования досуга определяются решениями отд. индивидов, причем социальные и культурные рамки этих решений заданы с силой статистич. закономерности. В условиях неопределенности (поскольку не может быть известен результат отд. воздействия) формируются системы опосредованного У.— напр., в сферах рыночных отношений, применительно к распространению культурных стандартов (познавательных, оценочных и др.). Воздействие на такую систему может осуществляться через факторы среды (напр., установление монополии на определ. продукты) и через изменение универсального средства (напр., регуляция цен, воздействие на массовый спрос при помощи средств коммуникации). При определ. допущениях отношения управляющих и управляемых структур могут рассматриваться как отношения субъекта и объекта У., в реальной же обществ, системе ввиду иерархичности системы У., взаимообусловленности ролевых ожиданий, отношений поддержки и т. д. «субъект» выступает в качестве оператора У., исполняющего определ. функции в его системе и обладающего нек-рой степенью свободы выбора решений. В качестве оператора могут выступать личности (отд. индивиды, групповые и культурные лидеры), организации, социальные ин-ты, в т. ч. персонализованные (монарх, лидер). Если в первобытном обществе носители социального авторитета непосредственно выступают представителями «общей воли», то в классово дифференцированных обществах в механизм У. входят как иерархически организованные и специализированные системы принятия решений, так и не менее разветвленные системы массовой поддержки (представит, органы, средства идеология, воздействия).
Согласно «принципу необходимого разнообразия» (У. Эшби), управляющая система должна обладать не меньшим разнообразием состояний, чем управляемая, чтобы иметь возможность активного воздействия на нее. В социальных системах это требование реализуется благодаря: а) иерархизации системы У., уменьшающей разнообразие в управляемых структурах на каждом уровне; ту же задачу попутно решает и функциональная специализация; б) упрощению самих показателей разнообразия. В качестве критериев эффективности У. могут выступать либо оптимизация заданного параметра управляющей системы (быстродействие, масштабы, устойчивость и т. д.), либо адаптация к меняющимся условиям внешних систем (среды), позволяющая обеспечить самосохранение и достижение соответств. целей.
Историч. типы обществ, систем могут рассматриваться под углом зрения характерных для них меха-
УПРАВЛЕНИЕ
низмов У. В примитивных обществ, формах социализация индивидов, задающая жесткую ценностную структуру личности, соответствующую столь же ригидной структуре социальных ее ролей, выполняет осн. функции У.; оперативные его формы сравнительно просты и «естественны», поэтому роли операторов У. мало специфичны. Универсальным хранилищем культурного наследия являются традиционное групповое сознание; с этим связан непосредственно коллективный и ритуально-практич. характер действующих в обществе семиотич. систем («языков культуры» — морального, юридического, философского). В «азиатских» и феод, социальных формах этот традиционный механизм У. почти полностью сохранен, но над ним надстраиваются б. или м. дифференцированные системы У. (политические, правовые, нравственные, церковные и пр.), призванные обеспечить определ. режим деятельности индивидов и групп в масштабах общества, отвечающий интересам господствующих классов. Наследственно воспроизводимая вертикальная и горизонтальная дифференциация ролей обусловливает элитарный характер культуры, т. е. передачу по наследству определ. специализации, специфич. групповых норм и пр. (в этом смысле элитарна не только политич. и художеств., но и земле-дельч. культура; собственность здесь тоже выступает в качестве наследств, привилегии). С развитием обособленных от культового действия символич. систем (правовых, политич., моральных) формируются семиотич. средства фиксации соответств. нормативных и ценностных стандартов. Оперативные же формы У., как правило, не подлежат специальной фиксации. В период капиталистич. развития получают самостоят, значение правовые формы регуляции режима социального действия, конкурентные механизмы У. в социальных процессах различной природы (экономич., политич., культурных), все более формально регламентированные системы оперативного, технич. и адм. У. (на предприятии, в политич. механизме, армии). Целенаправленное У. выступает здесь на первый план первоначально на уровне личности и семьи (ориентация на личный успех, максимизацию прибыли), в дальнейшем получают определ. развитие элементы целенаправленного У. в монополизированной сфере гос. регулирования. Это, в свою очередь, требует все более детальной регламентации режима деятельности (адм. и технич. регламентация). Механизм передачи культуры максимально институционализируется, деперсонализируется, как и механизм социального контроля. Дальнейшие изменения в типах социального У., связанные с эпохой гос.-монополи-стич. капитализма, характеризуются тенденцией к распространению целенаправленных оперативных (ад-министративно-технич.) форм У. на мн. сферы социальной жизни, на деятельность гос-ва и др. институтов; параллельно происходит развитие системы массовой коммуникации и соответствующая «массифика-ция» социальной организации и культуры. Отсюда, с одной стороны, колоссальный рост масштабов и специализации «оперативного» У. (экономич. планирование, технизация и сциентификация систем У.), с другой — приобщение масс к пассивному, «потребительскому» соучастию в У. (через механизмы потребит, спроса и буржуазной политической демократии). Традиционное разделение авторитетов (включая сложную дифференциацию власти и контроля, а также различение светских и священных, правовых и нравственных, устойчивых и мобильных нормативных систем) предельно рационализируется и упрощается. Тем самым создаются условия для возникновения в определ. ситуациях (см. Фашизм) систем «тотального» У., исключающих автономию отд. уровней, сфер и субъектов У. в обществе. В бурж. обществе складывается
«многоэтажная» система У., включающая след. уровни: а) традиционных личностных отношений (семья); б) проф. и культурных групп; в) «менеджериальных» практически — рациональных отношений в рамках предприятия; г) «рыночных» (конкурентных) регулятивных систем У. в условиях неопределенности; д) принятия решений в масштабах общества (гос-во и его органы); е) идеологич. отношений, воздействие на к-рые осуществляется через систему пропаганды и массовой коммуникации.
Социализм придает принципиально новое содержание и значение механизмам У. социальными процессами. Ликвидируя связь механизма У. с какими бы то ни было наследственно привилегированными классами, социализм превращает У. в явную функцию обществ, системы, привлекая широкие массы к участию в различных его механизмах.
Система У. социалистич. обществом включает в себя механизмы правовой, адм., нравств. регуляции обществ, отношений, планово-директивные и экономич. рычаги воздействия на народнохоз. сферу, органы политич. и нравств. воспитания. Решающей особенностью системы У. социалистич. обществом является подчинение всех ее элементов и уровней руководству Коммунистич. партии, к-рая определяет программу и критерии обществ, развития, соотношение ближайших и перспективных задач, направляет деятельность гос. учреждений, обществ, орг-ций и масс трудящихся на их реализацию. Коммунистич. обществ, формация выступает в качестве чрезвычайно сложной целенаправленной управляемой системы, в к-рой все механизмы поддержания и изменения наличной структуры и нормативной регуляции обществ, деятельности прямо или косвенно определяются программой социалистич. и коммунистич. строительства. Формулировка конкретных положений этой программы в соответствии с реальными условиями развития, потребностями и возможностями общества, непрестанное совершенствование всех механизмов У. является при социализме предметом постоянного внимания парт, и гос. органов, научной и социальной мысли.
В совр. условиях наиболее существенными звеньями в совершенствовании У. социалистич. обществом стали повышение науч. уровня планирования, внедрение наиболее эффективных методов организации труда во всех областях, развитие системы учета и контроля, широкое использование электронно-вычис-лит. машин в сфере У. Одна из важнейших составных частей этого процесса — повышение роли науки в У. обществом, в частности науч. обоснования гос. решений и анализа социальных аспектов экономич. и технич. изменений (экспертные функции науки в системе социального У.). Другая особенность совр. развития системы У. социалистич. обществом — внедрение новых методов экономич. стимулирования в нар. х-ве и соответств. изменения в стиле руководства различными сферами обществ, жизни. Мероприятия, осуществляемые в рамках экономич. реформы, призваны более эффективно использовать заинтересованность, инициативу и самодеятельность предприятий, коллективов и масс трудящихся в дальнейшем развитии нар. х-ва и У. обществом.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2—3, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24—25; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его ж е, Об авторитете, там же, т. 18; Ленин В. И., Очередные задачи Советской власти, Соч., 4 изд., т. 27; его же, Лучше меньше, да лучше, там те, т. S3; Винер Н., Кибернетика, пер. с англ., 2 изд., М., 1968; Вир С, Кибернетика и управление произ-вом, пер. с англ., М., 1963; Эшби У., Конструкция мозга, пер. с англ., М., 1964; Берн штейн Н. А., Очерки по физиологии движений и физиологии активности, М., 1-966; К а ц е-нелинбойген А. И., Овсиенко Ю. В., Фа-ерман Е. Ю., Методологич. вопросы оптимального планирования социалистич. экономики, М., 1966; Проблемы науч-