(см. «Программа социализма и история, задача СЕПТ...», М., 1962, с. 175).
Большое внимание в трудах У. уделяется вопросам идеологии и культуры, проблемам социалистич. воспитания и этики. Эти вопросы выдвинулись на первый план сразу же после освобождения Германии от гитлеризма. «Не только улицы и поля нужно было очистить от руин, не только уничтожить материальные основы нацизма и милитаризма,— писал У.,— необходимо было устранить нанесенный немецкому народу фашистским господством духовный ущерб, ликвидировать деморализацию, очистить сознание людей от мусора фашистской идеологии» («К истории новейшего времени», М., 1957, с. 268). На основе глубоких социально-экономич. преобразований в ГДР совершается социалистич. переворот в области идеологии, происходит культурная революция (см. «V съезд СЕПГ», с. 128). Культурная революция в ГДР, как показывает У., имеет два этапа. Первый, уже пройденный этап имел антифашистско-демократич. характер. Главное его содержание — общее оживление культурной жизни, возрождение гуманистич. традиций нем. культуры, борьба против пережитков нацистского мракобесия. Второй этап культурной революции носит уже социалистич. характер. Гл. содержанием его является борьба рабочего класса за овладение высотами науки и культуры, за укрепление социалистич. нравственности.
В документах СЕПГ, в трудах У. дана разработка осн. принципов социалистич. морали. В докладах У. на V, VI и VII съездах партии сформулированы осн. законы социалистич. этики, поставлен вопрос о преемственности в развитии этич. и гуманистич. идей. Социалистич. гуманизм, подчеркивает У., является качественно новой формой гуманизма, соответствующей эпохе социализма и коммунизма. «Классический гуманизм принимал за исходный пункт идею. Он отрицал материальные условия жизни. В противоположность этому марксиз м-л е н и-низм, создавая единство идеи и действительности, воплощая идею гуманизма на материальной основе нового общества, впервые придает гуманизму реалистический характер» («Программа социализма и история, задача СЕПГ...», с. 176).
Соч.: Aktuelle Fragen der Gewerkschaftsbewegung, В., 11927]; Wirtschaftsdemokratie Oder wohin steuert der ADGB?, В., [1928]; Wer ist der Feind der deutschen Nation?, Moskau, 1943; Zur Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung. Aus Reden und Aufsatzen, Bd 1—10, В., 1953—66; Der faschistische deutsche Imperialismus (1933—1945) (Die Legende vom «deutschen Sozialismus»), [4 Aufl.I, В., 1956; Die Staatslehre des Marxismus-Leninismus und ihre Anwendung in Deutschland, В., 1958; Die Bauernbelreiung in der Deutschen Demokratischen Republik, Bd 1—2, В., 1961—62; Die geschichtliche Auf-gabe der Deutschen Demokratischen Republik und die Zukunlt Deutschlands, iB., 1962]; Referat zum «Grundriss der Geschichte der deutschen Arbeiterbewegung», В., 1962; Jugend von heute — Hausherren von morgen, В., 1963; Das neue okonomische System der Planung und Leitung der Volkswirtschaft in der Praxis, в кн.: Wirtschaftskonferenz des Zentralkomitees der Sozialistischen Einheitspartei Deutschlands und des M.inisterrates der Deutschen Demokratischen Republik, В., 1963; Der Weg •zur Vollendung des sozialistischen Aufbaus in der DDR, [В., 1964]; Ober die Entwicklung einer volksverbundenen sozialistischen Nationalkultur, В., 1964; Die nationale Frage in heu-tiger Sicht, В., 1965; Die nationale Mission der DDR und das geistige Schaffen in unserem Staat, В., 1965; Die gesellschaft-liche Entwicklung in der Deutschen Demokratischen Republik bis zur Vollendung des Sozialismus, В., 1967; Probleme der sozialistischen Leitungstatigkeit, В., 1968; в рус. пер.— Избр. статьи и речи, М., 1961; Хозяйственная демократия, М., 1930; К истории новейшего времени, М., 1957; Программа социализма и историческая задача СЕПГ.— Программа Социалистической единой партии Германии, М., 1963; Национальная миссия Германской Демократической Республики и миролюбивых сил Западной Германии, [Берлин, 1965].
Лит.: Из истории марксистско-ленинской философии после второй мировой войны, М., 1961; Попов С. И., Развитие марксистско-ленинской мысли в Германии в борьбе
с реформизмом и ревизионизмом (1918 —1959), [М.], 1960; Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и европейских социалистических странах, М., 1965; В ее her J. R., W. Ulbricht. Ein deutscher Arbeitersohn, В., 1958; W. Ulbricht, Lpz., [1963]; W. Ulbricht Schriftsteller, В., 1963.
С. Попов. Москва.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — логич. форма получения выводного знания (см. Вывод), состоящая в переходе от определенных исходных данных к новому знанию, вытекающему из этих данных. Структуру У. составляет непустое (причем, обычно небольшое по числу элементов) множество исходных суждений (высказываний), называемых посылками, или основаниями, У. и логически следующее из них суждение (высказывание), называемое заключением, или следствием У. Необходимым условием правильности всякого У. является выполнение требования: если посылки У. истинны, то должно быть истинно и заключение. Выполнение этого требования достигается построением У. соответственно определенным логич. законам И правилам (см. Мышления законы, Правило вывода), что, собственно, и ознаяает логич. следование заключения из исходных данных У.
У. описываются и изучаются в логике. Современная (теоретическая, символическая) логика представляет собой совокупность различных формально логич. систем (см. Формальная логика), средствами к-рых и моделируются У. различных типов. К У. одного и того же типа естественно относить У., описываемые в одной и той же логич. системе, а У., описываемые в различных логич. системах, считать У. разных типов (впрочем, этот критерий относителен, т. к. одно и то же У., вообще говоря, возможно описывать средствами различных логич. систем. См. Форма логическая). С этой т. зр., наиболее общим делением У. является их подразделение на дедуктивные и индуктивные, соответствующее аналогичному фундаментальному разделению систем логики (см. Дедукция, Логика индуктивная). В дедуктивной логике, далее, выделяются силлогистические, модальные, вероятностные и др. типы У.; подразделяются на типы У. и в индуктивной логике. Если в данной логич. системе У. совершаются по одним и тем же логич. законам и правилам, то они считаются У. одинаковой логич. формы; различие же в используемых логич. законах и правилах свидетельствует о различии логич. формы соответствующих У.
В естественном содержат, мышлении нек-рые из посылок У. часто явно не формулируются; в еще большей мере это касается тех логич. законов и правил, к-рые лежат в основе данного У. Это создает возможность неправильных (ошибочных) У. Собственно, этим и объясняется задача формально логич. анализа У., выявления и уточнения их формы. Средства логич. теории и служат для отличения правильных У. от неправильных, что способствует предупреждению и исправлению логических ошибок. Логич. анализ У. нужен и потому, что У. составляют элементарные звенья цепочек разного рода рассуждений и доказательств (см. Доказательство в формальной логике), а условием правильности последних является не только истинность их оснований, но и правильность каждого У., входящего в эти рассуждения или доказательства. См. также ст. Неполная индукция, Непосредственное умозаключение, Несиллогистические умозаключения, Обращение, Превращение.
Лит.: Челпанов Г. И., Учебник логики, М., 1946;
Асмус В. Ф., Логика, М., 1947; его же, Учение логики
о доказательстве и опровержении, М., 1954; Т а р с к и й А.,
Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер.
с англ., М., 1948; Горский Д. П., Логика, 2 изд., М.,
1963; Ч ё р ч А., Введение в математическую логику, пер. о
англ., т. 1, М., 1960. _ А. Субботин. Москва.
УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ — всевозможные действия (от матем. вычисления или поиска наиболее короткого маршрута по городу до выбора наиболее