щие живые существа (органицизм). Традиционное для материализма утверждение объективности «первичных» качеств, присущих мельчайшим частицам вещества, дополняется франц. материалистами доказательством, философски обобщающим опытные данные химии, объективности и «вторичных» качеств, понятых как реально и вновь возникающие в процессе образования сложных тел из атомов или молекул; с этих позиций велась критика субъективно-идеалистич. трактовки качеств Беркли. Сознание франц. материалисты понимали или как результат развития присущей молекулам элементарной чувствительности (Ла-метри, Дидро), или как новое свойство материи, возникающее в ходе ее усложнения. В определение материи включалось ее отношение к познающему субъекту (см. П. А. Гольбах, Избр. произв., т. 1, М., 1963, с. 84), что устанавливало естеств. связь между бытием и познанием.
В целом франц. материалисты завершают механис-тич. и метафизич. форму материализма нового времени. Наиболее ярко это выражено в их учении о причинности, опирающемся на ее механич. модель (единственную научно разработанную в то время). Поэтому причинность метафизически отождествлялась ими с необходимостью, а случайность характеризовалась как субъективное незнание причин; это вело к фатализму, провозглашению естеств. предопределенности всего происходящего в мире, в т. ч.— и в этом заключается внутр. противоречие «системы фатализма» — активности человека, отстаиваемой франц. материалистами в полемике с квиетизмом.
|
|
Вместе с тем франц. материалисты — в силу широкого использования и немеханич. моделей (гл. обр. химич. и биологических) — в ряде важнейших вопросов подошли к диалектич. пониманию природы: в учении о неразрывной связи материи и движения, внутр. активности материи (что научно обосновало отрицание божеств, первотолчка) и ее качеств, разнородности; в отходе от чисто механич. концепции движения (Дидро и Гольбах рассматривали перемещение тела в пространстве лишь как видимый результат непрерывного и незаметного движения его атомов или молекул, а также внутр. напряжения, борьбы противоположных сил в материи). Основой отрицания телеологии в понимании природы была эволюц. концепция франц. материалистов, взгляд на природу как постоянно изменяющуюся в ее формах, причем эти изменения, понимаются ли они как медленные и незаметные по своему характеру (Дидро) или как протекающие быстро и катастрофично (Гольбах), мыслятся как восходящее движение от одного уровня организации к другому. В полемике с теиотич. учением о сотворении мира богом природа была понята франц. материалистами как изначально организованное целое, связанное цепью естественных причинно-следств. отношений и законов. Хотя диалектич. идеи не получили у франц. материалистов систематич. разработки, их выдвижение сыграло важную роль в подготовке науч. диалектики природы и стимулировало эволюц. концепции в биологии (Ламарк).
|
|
Отрицание сверхчувственного, доопытпого, врожденного знания и обоснование возможности постоянно расширяющегося и углубляющегося знания (хотя и остающегося в любой момент незавершенным из-за бесконечности материального мира) — таковы осн. черты теории познания франц. материализма. Она строится на основе локковского сенсуализма, углубленного Кондильяком, и в решит, борьбе против берклеанской и юмистской интерпретации Локка. С т. зр. франц. материалистов, все психич. способности суть модификации первонач. способности животного организма к ощущению; являясь источником всех
знаний, ощущения возникают в результате воздействия внешнего мира на органы чувств; внутр. опыт, рефлексия имеют вторичный характер и развиваются на основе внешнего опыта; предмет познания — материальные тела, их свойства и отношения между ними; идея — это образ предмета, вызвавшего ощущение и восприятие; истина — это соответствие представлений о вещах самим вещам, и она проверяется путем опыта, эксперимента. Будучи крупным шагом вперед в развитии материалистич. гносеологии, выдвинутая франц. материалистами концепция отражения страдала, однако, метафизич. ограниченностью: отражение понималось — по аналогии с физич. отражением световых лучей — как свободных: от внутр. противоречий зеркалыго-непосредств. акт; истолкование разума как простой способности суммирования чувств, данных означало непонимание специфики рацион, ступени познания; практика включалась в теорию познания очень ограниченно и неполно.
Рассматривая свое этическое, политическое и с о ц и о л о г и ч. учение как естеств. продолжение учения о природе, франц. материалисты ошибочно отождествили материалистич. подход к обществу с натурализмом; ключ к пониманию причин обществ, явлений они искали в окружающей человека природе и в его собств. биологич. природе, усматривая в ней детерминанту неизменных социально-пси-хологич. качеств человека. Не сумев понять общество как специфич. форму материального бытия, франц. материалисты абсолютизировали значение идей в жизни общества («мнения правят миром»), что привело к идеалистич. воззрению на него. Но хотя относит, значимость в развитии общества отмеченных франц. материалистами — ив целом просветителями — факторов (географич. среда, рост народонаселения, прогресс знаний и появление новых идей, совершенствование орудий труда и способов добывания материальных благ, отношения собственности) была понята ими неправильно, само выявление их сыграло важную роль в дальнейшем, развитии социологич. мысли. Именно в этом заключается гл. историч. значение просвети-тельскох! «философии истории»; в противоположность отвергаемому ею теологич. пониманию истории (Августин, Боссюэ), она ориентировала на изучение «посюсторонних» причин обществ, явлений.
Франц. материализм оказал большое влияние па передовую фплос. и общественно-политич. мысль в странах Европы, Америки и Азии, в частности в России —■ на Радищева, революционных демократов: Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова и др.
Филос. и социально-политич. теории франц. Просвещения идеологически подготовили франц. бурж. революцию 1789—94, к-рая быстро покончила с просветит, идеями конституц. монархии, верой в «просвещенного государя» и стала развиваться под флагом революц. демократизма Руссо, наиболее радикальными выразителями к-рого были якобинцы — Робеспьер, Марат, Сен-Жюст, Дантон и др. В ходе революции выявилось несоответствие между просветит, идеалами и своекорыстными интересами буржуазии. Осуществив антиклерпк. программу, даже самые радикальные бурж. революционеры не смогли, однако, полностью порвать с религией. Стремясь расширить социальную базу якобинской диктатуры, Робеспьер добился осуждения атеизма Конвентом и принятия в качестве гос. религии «культа Верховного Существа» — деизма руссоистского толка. После термидорианского переворота в 1794 и особенно после прихода к власти Наполеона развернулось широкое наступление на идеологию франц. Просвещения. Бурж. идеологи в союзе с католич. церковью на протяжении всего 19 в. вели активную борьбу с идеями франц. материализма.
|
|