Французская философия 403


щие живые существа (органицизм). Традиционное для материализма утверждение объективности «первич­ных» качеств, присущих мельчайшим частицам веще­ства, дополняется франц. материалистами доказатель­ством, философски обобщающим опытные данные хи­мии, объективности и «вторичных» качеств, понятых как реально и вновь возникающие в процессе образо­вания сложных тел из атомов или молекул; с этих позиций велась критика субъективно-идеалистич. трактовки качеств Беркли. Сознание франц. материа­листы понимали или как результат развития прису­щей молекулам элементарной чувствительности (Ла-метри, Дидро), или как новое свойство материи, воз­никающее в ходе ее усложнения. В определение ма­терии включалось ее отношение к познающему субъ­екту (см. П. А. Гольбах, Избр. произв., т. 1, М., 1963, с. 84), что устанавливало естеств. связь между бытием и познанием.

В целом франц. материалисты завершают механис-тич. и метафизич. форму материализма нового вре­мени. Наиболее ярко это выражено в их учении о причинности, опирающемся на ее механич. модель (единственную научно разработанную в то время). Поэтому причинность метафизически отождествля­лась ими с необходимостью, а случайность харак­теризовалась как субъективное незнание причин; это вело к фатализму, провозглашению естеств. пре­допределенности всего происходящего в мире, в т. ч.— и в этом заключается внутр. противоречие «системы фатализма» — активности человека, отста­иваемой франц. материалистами в полемике с квиетиз­мом.

Вместе с тем франц. материалисты — в силу ши­рокого использования и немеханич. моделей (гл. обр. химич. и биологических) — в ряде важнейших во­просов подошли к диалектич. пониманию природы: в учении о неразрывной связи материи и движения, внутр. активности материи (что научно обосновало отрицание божеств, первотолчка) и ее качеств, раз­нородности; в отходе от чисто механич. концепции движения (Дидро и Гольбах рассматривали перемеще­ние тела в пространстве лишь как видимый результат непрерывного и незаметного движения его атомов или молекул, а также внутр. напряжения, борьбы проти­воположных сил в материи). Основой отрицания те­леологии в понимании природы была эволюц. концеп­ция франц. материалистов, взгляд на природу как постоянно изменяющуюся в ее формах, причем эти изменения, понимаются ли они как медленные и неза­метные по своему характеру (Дидро) или как проте­кающие быстро и катастрофично (Гольбах), мыслятся как восходящее движение от одного уровня организа­ции к другому. В полемике с теиотич. учением о сот­ворении мира богом природа была понята франц. материалистами как изначально организованное це­лое, связанное цепью естественных причинно-следств. отношений и законов. Хотя диалектич. идеи не по­лучили у франц. материалистов систематич. разра­ботки, их выдвижение сыграло важную роль в подго­товке науч. диалектики природы и стимулировало эволюц. концепции в биологии (Ламарк).

Отрицание сверхчувственного, доопытпого, вро­жденного знания и обоснование возможности постоян­но расширяющегося и углубляющегося знания (хотя и остающегося в любой момент незавершенным из-за бесконечности материального мира) — таковы осн. черты теории познания франц. материализ­ма. Она строится на основе локковского сенсуализма, углубленного Кондильяком, и в решит, борьбе про­тив берклеанской и юмистской интерпретации Локка. С т. зр. франц. материалистов, все психич. способно­сти суть модификации первонач. способности живот­ного организма к ощущению; являясь источником всех


знаний, ощущения возникают в результате воздей­ствия внешнего мира на органы чувств; внутр. опыт, рефлексия имеют вторичный характер и развиваются на основе внешнего опыта; предмет познания — мате­риальные тела, их свойства и отношения между ними; идея — это образ предмета, вызвавшего ощущение и восприятие; истина — это соответствие представле­ний о вещах самим вещам, и она проверяется путем опыта, эксперимента. Будучи крупным шагом вперед в развитии материалистич. гносеологии, выдвинутая франц. материалистами концепция отражения стра­дала, однако, метафизич. ограниченностью: отражение понималось — по аналогии с физич. отражением све­товых лучей — как свободных: от внутр. противоре­чий зеркалыго-непосредств. акт; истолкование ра­зума как простой способности суммирования чувств, данных означало непонимание специфики рацион, ступени познания; практика включалась в теорию познания очень ограниченно и неполно.

Рассматривая свое этическое, полити­ческое и с о ц и о л о г и ч. учение как естеств. продолжение учения о природе, франц. материалисты ошибочно отождествили материалистич. подход к об­ществу с натурализмом; ключ к пониманию причин обществ, явлений они искали в окружающей человека природе и в его собств. биологич. природе, усматри­вая в ней детерминанту неизменных социально-пси-хологич. качеств человека. Не сумев понять общество как специфич. форму материального бытия, франц. материалисты абсолютизировали значение идей в жизни общества («мнения правят миром»), что привело к идеалистич. воззрению на него. Но хотя относит, значимость в развитии общества отмеченных франц. материалистами — ив целом просветителями — фак­торов (географич. среда, рост народонаселения, про­гресс знаний и появление новых идей, совершенство­вание орудий труда и способов добывания материаль­ных благ, отношения собственности) была понята ими неправильно, само выявление их сыграло важную роль в дальнейшем, развитии социологич. мысли. Именно в этом заключается гл. историч. значение просвети-тельскох! «философии истории»; в противоположность отвергаемому ею теологич. пониманию истории (Ав­густин, Боссюэ), она ориентировала на изучение «посюсторонних» причин обществ, явлений.

Франц. материализм оказал большое влияние па пе­редовую фплос. и общественно-политич. мысль в стра­нах Европы, Америки и Азии, в частности в России —■ на Радищева, революционных демократов: Белин­ского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова и др.

Филос. и социально-политич. теории франц. Про­свещения идеологически подготовили франц. бурж. революцию 1789—94, к-рая быстро покончила с про­светит, идеями конституц. монархии, верой в «про­свещенного государя» и стала развиваться под флагом революц. демократизма Руссо, наиболее радикальными выразителями к-рого были якобинцы — Робеспьер, Марат, Сен-Жюст, Дантон и др. В ходе революции выявилось несоответствие между просветит, идеалами и своекорыстными интересами буржуазии. Осу­ществив антиклерпк. программу, даже самые ради­кальные бурж. революционеры не смогли, однако, полностью порвать с религией. Стремясь расширить социальную базу якобинской диктатуры, Робеспьер добился осуждения атеизма Конвентом и принятия в качестве гос. религии «культа Верховного Сущест­ва» — деизма руссоистского толка. После термидо­рианского переворота в 1794 и особенно после прихода к власти Наполеона развернулось широкое наступ­ление на идеологию франц. Просвещения. Бурж. идеологи в союзе с католич. церковью на протяжении всего 19 в. вели активную борьбу с идеями франц. материализма.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: