Французская философия. Дуалистич. Учение Декарта, явившегося одним из основоположников всей зап. -европ



Дуалистич. учение Декарта, явившегося одним из основоположников всей зап.-европ. философии нового времени, утвердило принципы материалистам, по­нимания природы, хотя и в механпстич. форме. Важ­ное значение имел рационализм Декарта, несмотря на его односторонность и антисенсуалистич. направ­ленность. Провозглашая разум единств, судьей в во­просах истины, Декарт порывал с авторитарностью ср.-век. миросозерцания. Механпстич. материализм в объяснении природы сочетался у Декарта с идеали-стич. пониманием психики, к-рое легло в основу идеализма нового времени; разрушение схоластики — с обновлением онтологич. доказательства бытия бога; провозглашение суверенитета человеч. разума и раз­работка рационалистич. дедуктивного метода, обоб­щающего методологию математич. естествознания,— с признанием правомерности религ. веры. В целом учение Декарта оказало глубокое влияние на евро­пейскую философию 17 в., поставив проблемы, над решением к-рых работали Спиноза, Гоббс, Лейбниц, Локк.

Дальнейшее развитие учения Декарта — картези­анства — шло по двум руслам: JK- Рого, П. Режи, голландец Де Руа разрабатывали картезианство в духе последоват. проведения матерналистич. принципов, и в этой форме оно оказало непосредств. влияние на франц. материализм 18 в.; религ. мыслители стремились превратить картезианство в новую филос. основу хри­стианства, долженствующую прийти на смену ари-стотелизму. Янсенисты (см. Янсенизм) Арно и Николь считали возможным использовать декартовский метод, а близкий к ним Паскаль и механпстич. концепцию материи для укрепления теоретич. позиций религии. На те же элементы декартовского учения опирался окказионализм (Малъбранш и др.). В сущности это была попытка соединить картезианство с августи-низмом; в том же направлении шли филос. поиски Фенелона. Офиц. церковь во Франции в лице Боссюэ отвергла эти попытки филос. модернизации христи­анства.

Во Ф. ф. 17 в. можно выделить также направление, связанное со стремлением осмыслить естеств.-науч. материал в традициях атомизма, в т. ч. античного. Естествоиспытатели Ж. Маньен, Ж. Бито, Э. де Клав, Г. Лами, А. Манжо, Ф. Колонна пропагандировали атомизм как теорию объяснения явлений природы. Гассенди, подвергший критике с матерналистич. позиций учение Декарта о духовной субстанции, много сделал для восстановления в правах не только натурфилософии, но и этики Эпикура, к-рую он, однако, пытался примирить с христианством. Его ученик Сирано де Вержерак выступил уже как после­доват. материалист и атеист. У Ламот-Лееайе и Сент-Эвремена пропаганда эпикурейской этики (не­редко воспринимавшаяся в среде разлагающейся ари­стократии как вульгарный гедонизм) сочеталась со скептицизмом в отношении религии. С эпикуреизмом связаны также идеи Ларошфуко и Лабрюйера.

Своеобразный итог развитию Ф. ф. 17 в. подвел Бейлъ, к-рый «...разрушил метафизику с помощью скептицизма, подготовив тем самым почву для усво­ения материализма и философии здравого смысла во Франции» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 141).

Просвещение и материализм 18 в. Ф. ф. 18 в. разви­валась главным образом как важнейший элемент Про­свещения; большинство просветителей было идеоло­гами различных слоев буржуазии, хотя нек-рые (Мелъе, Мабли, Морелли) были утопическими ком­мунистами (см. Утопический социализм). Филос. основой франц. Просвещения, идеологически подго­товившего Великую франц. бурж. революцию, был материализм; «...в той или иной форме,— как от-


крытый материализм пли как деизм,— материа­лизм стал мировоззрением всей образованной моло­дежи во Франции. И влияние его было так велико, что во время великой революции это учение...доста­вило французским республиканцам и сторонникам террора теоретическое знамя и дало текст для „Дек­ларации прав человека"» (Энгельс Ф., там же, т. 22, с. 311).

Можно различить две формы франц. материализма: непоследовательную и более раннюю деистическую (Вольтер, Монтескье, Кондилъяк, Руссо, Робинег Тюрго, Кондорсе) и атеистическую (Мелъе, Ламепгриг Дидро, Гельвеций, Гольбах, Нежон, Марешалъ, Воль­ней, Дюпюи).

Деистич. форма наиболее систематично разрабо­тана Вольтером. В ней соединились матерналистич. и антнклерик. идеи Ф. ф. 16—17 вв. с достижениями англ. философии и естествознания: эмпиризмом Бэ­кона, сенсуализмом Локка, физикой Ньютона. В це­лом депстич. материализм — яркое выражение меха­ницизма и метафизичности. В отличие от вольтеров­ского «деизма разума», для Руссо характерен «деизм чувства», отличающийся более демократич. чертами, но также и усилением лдеалистич. моментов. Фило­софы-деисты внесли крупный вклад в разработку гносеологических (углубление сенсуализма Кондиль-яком) и социально-политпч. проблем (теория обществ, прогресса Вольтера, Тюрго, Кондорсе; учение о про­исхождении неравенства и обществ, договоре Руссо; географич. детерминизм Монтескье). Деисты не могли полностью порвать с религией, но их воинствующий антиклерикализм объективно способствовал подрыву религ. мировоззрения и появлению атеистич. материа­лизма, первым проявлением к-рого в 1730-х гг. яви­лась философия Мелье.

Со 2-й пол. 40-х гг. 18 в. ведущую роль во Ф. ф. начинает играть атеистич. материализм Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха («великих франц. ма­териалистов», по словам Энгельса), явившийся высшей формой развития домарксовского материализма в стра­нах Зап. Европы. С наибольшей полнотой он изложен в «Системе природы» (1770) Гольбаха. Пройдя через деизм как стадию своего филос. развития, великие франц. материалисты отвергли не только теизм, но также пантеизм и деизм. Они выявили наличие двух антагонистич. направлений в истории философии — материализма и идеализма (спиритуализма), связав; их истоки с именами Демокрита и Платона, и внесли решающий вклад в констптупрование материализма как цельного атеистич. мировоззрения, противостоя­щего теологии и идеализму.

Отрицание сверхъестеств. причин, объяснение при­роды из нее самой, из данных эксперимент, естество­знания — важнейший принцип франц. материализма, рассматривающего беспочвенное умозрение как ис­точник идеализма и религии.

Естественнонауч. основа франц. материализма зна­чительно шире, чем у материализма 17 в., включает в себя не только математику, механику, астрономию, но также химию, биологию, геологию. Опираясь на эти науки, франц. материалисты развили учение о материи как единственной реальности, обладаю­щей бесконечным разнообразием свойств: материя как совокупность всего существующего тождественна природе; она бесконечна во времени и пространстве, являющихся объективными формами ее бытия. При этом материя рассматривалась состоящей из недели­мых частиц вещества: у Гольбаха и Гельвеция это атомы, обладающие геометричееки-механич. харак­теристиками (плотность, протяженность, тяжесть, сила инерции, подвижность); у Ламетри и Дидро это молекулы, обладающие сверх того чувствительно­стью (гилозоизм); для Робине эти частицы — настоя-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: