религ. ценности всего конкретно сущего сочетается с усмотрением рокового несовершенства его эмпприч. состояния и потому ограниченности возможности его чисто человеч. совершенствования. Ф. предпринимает попытку построения хрпст. теодицеи п этики («Свет во тьме», Париж, 1949).
В своей последней кн. «Реальность и человек. Метафизика человеч. бытия» (Париж, 1956) Ф. дает новую редакцию системы всеединства, в к-рой усиливаются пантеистич. и манихейские мотивы. Зло теперь связывается не столько с личностью н ее свободой, сколько с самой глубиной реальности (в духе учений об Ungrund Бёме и Шеллинга). Эта концепция становится, в свою очередь, источником имперсонализма (человек оказывается лишь проводником полярных начал реальности) и растворения антропологии в онтологии.
Соч.: Теория ценности Маркса и ее значение, СПБ, 1900; Философия и жизнь, СПБ, 1910; Предмет знания, П., 1915; Душа человека, М., 1917; Очерк методологии обществ, наук, М., 1922; Живое знание, Берлин, 1923; Крушение кумиров, Париж, 1924; Смысл жизни, Париж, 1926; Материализм как мировоззрение, Париж, 1928; Духовные основы общества, Париж, 1930; Биография П. Б. Струве, Нью-Йорк, 1956; Этюды о Пушкине, Мюнхен, 1957; С нами Бог, Париж, 1964.
|
|
Лит.: Памяти С. Л. Франка, Мюнхен, 1954; Л о с с к и й
Н. О., История рус. философии, пер. с англ., М., 1954;
Зеньковский В. В., История рус. философии, т. 2,
М., 1956; Ч у е в а И. П., Критика идей интуитивизма
в России, М.— Л., 1963. Е. Барабанов. Москва.
ФРАНК (Frank), Филипп (20 марта 1884—21 июля 1966) — философ и физик, представитель неопозитивизма. Родился и получил образование в Вене, с 1912— преподаватель теоретич. физики Пражского ун-та, в 1938 эмигрировал в США (Гарвардский ун-т).
Взгляды Ф. сложились под влиянием идей Маха, а также конвенционализма Пуанкаре и Дюгема. Разделяя антиметафизич. (антифилософскую) позитивистскую направленность махизма, Ф. в то же время отвергал его крайний эмпиризм, недооценку роли творч. концептуальной активности в науке. Примыкая в 20—30-е гг. к Венскому кружку и к движению логического позитивизма, Ф. занимается гл. обр. анализом исходных понятий физики и исследованием отношения ее конкретно науч. содержания к ее филос. истолкованиям: он противопоставляет одно другому в соответствии с принципом верификации (см. Верифицируемости принцип). Однако уже в 30-е годы Ф., отрицая за метафизикой познават. значение, тем не менее, в отличие от др. представителей логич. позитивизма, обращает внимание на роль философии в истории интеллектуальной жизни и выступает против поспешного отказа от рассмотрения содержания филос. учений как «бессмысленных». Эта тенденция, утвердившаяся в совр. позитивизме, отходящем от радикального сциентизма 30-х гг., усиливается в более поздний период деятельности Ф. Он подчеркивает роль философии в системе культуры, в удовлетворении опред. духовных и социальных потребностей. Философия, по Ф., всегда стремилась связать абстрактные положения пауки с обыденным здравым смыслом, выработав тем самым единый и доступный обыденному пониманию взгляд на мир, из к-рого вытекал бы также определ. тип морального поведения и организации человеч. деятельности. Совр. «философия науки», с т. зр. Ф., показывает, что этот «филос. взгляд на мир» не может быть научно обоснован. Это не снимает, однако, задачи «сопряжения» данных естеств. науки с представлениями о человеке и обществе. Выступая в качестве регулятора человеч. поведения, «философия науки», по Ф., становится «социологией науки» пли «прагматикой науки». Она осуществляет, хотя и на иных, чем традпц. философия, основах, извечный гуманитарно ориентированный идеал духовной культуры, ликвидирующий свойств, совр. эпохе разрыв гуманитарной и естеств.-науч.
|
|
сфер. Ф. занимался также теорией относительности, критикой витализма и, в особенности, вопросами логики науки, в частности строения науч. знания, роли и структуры операцион. определений, отношения физич. теории и логич. и математич. исчислений, оправдания гипотез.
Соч.: Das Kausalgesetz und seine Grenzen, W., 1932;
Das Ende der mechanischen Physik, W., 1935; La fin de la
physique mecaniste, P., 1936; Interpretations and misinterpre
tations ot modern physics, P., 1938; Between physics and phi
losophy, Camb. (Mass.), 1941; Foundations of physics, «Inter
national Encyclopedia of Unificed Science», 1946, v. 1, № 7;
Comments on realistic versus phenomenalistic interpretations,
«Philosophy of Science», 1950, v. 17, JM° 2; Relativity — a
richer truth, L., 1951; Einstein: his life and times, N.Y., 1953;
Modern science and its philosophy, Camb., 1961; в рус. пер.:
Философия науки. Связь между наукой и философией, М.,
1960. В. Шеырев. Москва.
ФРАНКА (Franca), Леонел (1893 — 1948) — бразильский философ-неотомист, иезуит, основатель Католического ун-та в Рио-де-Жанейро (1940) л журнала «Verbum» (1944), автор многочисл. работ по философии, социологии и религии. Осн. соч. Ф.— «Краткая история философии» («Nocones de historia da filosofia», R. de J., 1918, 17 ed., R. de J., 1964), изложенная с позиций схоластики. Причины кризиса совр. философии, по Ф.,— в «...неустойчивости нынешних философских систем, лишенных прочных метафизических и логических основ...», «...в неуемном желании нововведений, характерном для философии последних веков...» (указ. соч., R. de J., 1964, p. 332). Подлинная же оригинальность философствования, пишет Ф., «...состоит... в... обновлении без революции...» (там же, р. 333). Выход из философского тупика заключается в том, чтобы «...просить у святого Фомы потерянный ключ метафизики и открыть этим ключом сокровища современной науки» (там же, р. 334).
С оч.: Obras completas, [t.] 1 —, R. de J., 1964—; Ensino religioso e ensino leigo, R. de J., 1931; A psychologia da fe, 4 ed., Sao Paulo, 1940; A crise de mundo moderno, 2 ed., R. de J., 1942; A igreja, a reforma e a civiiizagao, 7 ed., R. de J., 1958.
Лит.: Б а з а р я н Ж., Филос. течения, в сб.: Бразилия,
М., 1963. Ж. Базарян. Москва.
ФРАНКЛИН (Franklin), Бенджамин (17 янв. 1706 — 17 аир. 1790) — амер. ученый, экономист, публицист п деятель нац.-освободит, движения. Родился в Бостоне в семье ремесленника-мыловара, состоявшей из 17 детей. Работал печатником в Бостоне, Филадельфии, Лондоне. Лишь два года проучившись в начальной школе, Ф. путем самообразования приобрел впоследствии серьезные науч. познания, получил известность своими работами по теории электричества (к-рое рассматривал как один из видов материи), открытием электрпч. природы молнии п изобретением в 1752 громоотвода (вызвавшим бешеные нападки церковников). Был избран членом неск. академий, в т. ч. Росс. акад. наук. Один из основателей «Америк, филос. общества» (1743) и Пенсильванского ун-та. В 1775 депутат Континентального конгресса, один из авторов Декларации независимости (1776), первый посол США во Франции (1776 — 85), член Конституционного конвента, один из составителей Конституции 1787.
|
|
Как экономист выступал против господствовавшей меркантилистской теории, отстаивая экономич. воззрения физиократов; сформулировал в 1729, за полвека до А. Смита, трудовую теорию стоимости, что было отмечено Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс,
ФРАНЦОВ |
ФРАНКО—'
Соч., 2 изд., т. 13, с. 42). Маркс обратил также внимание на определение Ф. человека как животного, делающего орудия (см. там же, т. 23, с. 191). По своим политич. взглядам Ф.— бурж. демократ; он решительно осуждал рабовладение и работорговлю, выступал в защиту прав негров и индейцев.
Филос. взгляды Ф. сложились под влиянием Локка, Шефтсбери, Коллинза, Пристли, а также франц. просветителей. Признавая движение имманентным свойством материи, объективную закономерность в природе, противопоставляя церк. догме «естественную религию», где роль бога сводится к сотворению мира, Ф. примыкал к деизму; выступал против кальвинизма, отвергая догму предопределения и бессмертие души («Рассуждение о свободе и необходимости, наслаждении и страдании» — «A dissertation on liberty and necessity, pleasure and pain», L., 1725), к-рое впоследствии признал. Ф. критиковал суеверия и религ. ханжество, требуя веротерпимости и свободы совести.
Деистич. характер имели также этич. воззрения Ф.: нравственность имеет естеств., утилитарный характер, она должна быть освобождена от религ. санкций. Ф. проповедовал строгую (хотя и лишенную пуританского ханжества) практич. нравственность, выделяя следующие тринадцать осн. моральных требований к поведению человека: умеренность, молчаливость, порядок, благонамеренность, простота, прилежание, искренность, справедливость, воздержанность, чистоплотность, спокойствие, непорочность, скромность.
С о ч.: The works, v. 1 — 12, N.Y.—L., 1904; The writings, v. 1 — 10, N.Y., 1905 — 07; The papers, v. 1 — 11, New Haven, 1959—67; рус. пер.— Избр. произв., М., 1956; Опыты и наблюдения над электричеством, М., 1956; в кн.: Амер. просветители, т. 1, М., 1968.
Лит.: Владимиров В. Н., Франклин, [МЛ, 1934; История философии, т. 2, М., 1941 (по имен, указат.); П а р-кадзе В. Д., В. Франклин, Тб., 1956 (на груз, яз.); Радо в с к и 8 М. И., В. Франклин и его связи с Россией, М.— Л., 1958; его ж е, В. Франклин, М.— Л., 1965; Гольдберг Н. М., Свободомыслие и атеизм в США (XVIII — XIX вв.), М.—Л., 1965; Par ton J., Lite and times of B. Franklin, v. 1—2, N.Y., 1864; Ford P. L., Franklin bibliography, N.Y., 1889; Morse J. Т., В. Franklin, Boston, 1889; Dudley E. L., B. Franklin, [N.Y.], 1915; Whipple A., The story of young B. Franklin, Phil., 1916; Bruce W. C, B.Franklin, 2 ed., v. 1—2, N.Y.—L., 1923; Russell Ph., B. Franklin, N.Y., 1926; S e i p p E., B. Franklins Religion und Ethik, Darmstadt, 1932; Van D o-r e n С. С, В. Franklin, 3 ed., N.Y., 1938; Becker С L., B. Franklin, ltaca (N.Y.), 1946; Crane V. "W., B. Franklin and a rising people, Boston, 1954; К е у е s N. В., В. Franklin, Kingswood—L., [1956]; Aldridge A. O., Franklin and his French contemporaries, N.Y., 1957; его ж е, В. Franklin, philosopher and man, Phil, —N.Y., [1965]; A h r-weiler I., Franklin, [P., 1965]. Б. Быховский. Москва.
|
|
ФРАНКО, Иван Яковлевич (27 авг. 1856—28 мая 1916) — укр. писатель, лит. критик, обществ, деятель, революционер-демократ. Род. в семье кузнеца в Галиции. Учился в Львовском ун-те (1875—80). Получил степень доктора философии в Венском ун-те (1893). За свою обществ.-политич. деятельность — пропаганду социалистич. идей, защиту интересов трудящихся масс, призывы к воссоединению укр. народа — Ф. подвергался репрессиям со стороны австр. властей.
Мировоззрение Ф. формировалось под решающим влиянием Шевченко и рус. революц. демократов, соч. к-рых Ф. переводил на укр. яз. Ф. проявил живой интерес к марксизму, сказавшийся в его соч. «О труде», «KaTexieic економ!чного сощал)'зму» (1878) и др., впервые перевел на укр. яз. ряд соч. Маркса и Энгельса (см. Украинская философия), но последоват. марксистом не стал. Среди многочисл. работ Ф. по философии, социологии, политэкономии, истории, сделавших заметный вклад в развитие материалнстич. и атеистич. мысли на Украине, следует отметить «Мисл1 о еволюцп в icTopi'i людскостЬ (1881—82), «Изо таке поступ?», «Найновшп напрямки в иародо-
знавствг» (1895) и др. В филос.-эстетич. соч. Ф. подверг критике идеалистпч. и метафизич. концепции иск-ва, развивал идеи художеств, реализма («Литература, ее назначение и важнейшие черты», «Из секретов поэтич. творчества», «Интернационализм и национализм в совр. лит-рах», «TeopiH i розвш icTopi'i л1тератури» и др.).
Художеств, произв. Ф. занимают выдающееся место в укр. лит-ре 19 в.; они переведены на мн. яз. мира. Фплос. проблематика присуща поэмам Ф. «Иван Вышенский», «Смерть Каина», «Моисей», сб. стихотворений «Мш 1змарагд» (цикл «Паренетикон», «Притчи» и «Легенды»), «Semper tira» (циклы «Из книги Кааф» и «На старые темы»). Ф. оказал большое влияние на дальнейшее развитие укр. филос.-эстетич. и обществ, мысли.
Соч.: Твори, т. 1—20, К., 1950—56; Соч., т. 1—10, М., 1956—59.
Лит.: Возник М., Нариси про свгтогляд I. Франка,
Льв1в, 1955; Басе И., И. Франко. Биография, М., 1957;
Стебун I., Питания реа.шзму в естетицч I. Франка, К.,
1958; Пархоменко М. Н., Эстетич. взгляды И. Франко,
М., 1966; Мороз М. О., I. Франко. Ыбл. твор!в. 1874—
1964, К., 1966. И. Стебуи. Донецк.
ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (итал. Francesco d'As-sisi, лат. Franciscus Ascisiatis или Assisiensis), в крещении Иоанн (1182—3 окт. 1226) — итал. религ. деятель, основатель монашеского ордена миноритов («меньших братьев»). Род. в семье купца. Не получил систематпч. образования. Причастность к новому, гор. строю жизни сочеталась у Ф. А. с отвращением к купеч. меркантилизму и тоской по рыцарскому бескорыстию, постепенно перешедшей в тоску по евангельской добровольной нищете. В 1208 составил вместе с двумя товарищами братство неимущих проповедников, в к-ром точное следование Евангелию было поставлено выше форм монашеского образа жизнп (посты и т. п.). Религиозность Ф. А. перекликается с еретич. исканиями, давшими катаров, вальдеисов и т. п., но Ф. А. сохранял лояльность к католпч. церкви. В 1219 Ф. А. пытался проповедовать христианство в мусульм. Египте; по возвращении с Востока сложил с себя руководство общиной, к-рая все отчетливее перерождалась из братства бессребреников в монашескую институцию.
Сам Ф. А. написал немного: систематпч. изложение его учения противоречило бы его духу. Ему принадлежит т. н. «Песнь о Солнце» — произв. проникновенной релпг. лирики. Мистика Ф. А. запечатлена нар. свежестью п бодростью: природа — просветленный п таинств, мир, взывающий к человеч. любви, лукавство демонов бессильно и достойно смеха, учение о предопределении к погибели души — дьявольский вымысел. Оставаясь в русле хрпст. мировосприятия, Ф. А. предвосхитил ту потребность в обновлении форм культуры, к-рая позднее породила Возрождение.
Соч. и источн.: Gli scritti. Di san Francesco d'As-sisi. Ristampa, [Mil., 1967]; в рус. пер.— Сказания о бедняке Христове, М., 1911; Цветочки, М., 1913.
Лит.: С а б а т ь е П., Жизнь Ф. А., пер. с франц., М.,
1895; Г е р ь е В., Франциск апостол нищеты и любви, М.,
1908; Карсавин Л. П., Основы ср.-век. религиозности
в 12—13 вв., П., 1915; Гуковский М. А., Итал. воз
рождение, т. 1, Л., 1947, с. 23—25; Joergensen J.,
St. Francois d'Assise, P., 1909; Germain A., Der EintluB
des Reiiigen Franziskus von Assisi auf Kultur und Kunst,
Strassb., 1913. С. Аверинцев. Москва.
ФРАНЦОВ (Францев), Георгий (Юрий) Павлович (1 окт. 1903—18 апр. 1969) — советский философ и социолог, обществ, деятель. Доктор историч. наук (с 1942), член-корр. АН СССР (с 1958), действит. член АН СССР (с 1964). Член КПСС с 1940. Род. в Москве. Окончил Ленингр. ун-т (в 1927). С 1931 — на препода-ват. работе в вузах Ленинграда. В 1945—49 — директор Ин-та междунар. отношений в Москве; с 1949 на руководящей работе в МИД СССР и в партийной печати; с 1953 — член редколлегии, а затем зам. гл.