ФРАНК—ФРАНКЛИН




религ. ценности всего конкретно сущего сочетается с усмотрением рокового несовершенства его эмпприч. состояния и потому ограниченности возможности его чисто человеч. совершенствования. Ф. предпринимает попытку построения хрпст. теодицеи п этики («Свет во тьме», Париж, 1949).

В своей последней кн. «Реальность и человек. Ме­тафизика человеч. бытия» (Париж, 1956) Ф. дает но­вую редакцию системы всеединства, в к-рой усили­ваются пантеистич. и манихейские мотивы. Зло теперь связывается не столько с личностью н ее свободой, сколько с самой глубиной реальности (в духе учений об Ungrund Бёме и Шеллинга). Эта концепция стано­вится, в свою очередь, источником имперсонализма (человек оказывается лишь проводником полярных начал реальности) и растворения антропологии в он­тологии.

Соч.: Теория ценности Маркса и ее значение, СПБ, 1900; Философия и жизнь, СПБ, 1910; Предмет знания, П., 1915; Душа человека, М., 1917; Очерк методологии обществ, наук, М., 1922; Живое знание, Берлин, 1923; Крушение кумиров, Париж, 1924; Смысл жизни, Париж, 1926; Материализм как мировоззрение, Париж, 1928; Духовные основы общества, Париж, 1930; Биография П. Б. Струве, Нью-Йорк, 1956; Этюды о Пушкине, Мюнхен, 1957; С нами Бог, Париж, 1964.

Лит.: Памяти С. Л. Франка, Мюнхен, 1954; Л о с с к и й
Н. О., История рус. философии, пер. с англ., М., 1954;
Зеньковский В. В., История рус. философии, т. 2,
М., 1956; Ч у е в а И. П., Критика идей интуитивизма
в России, М.— Л., 1963. Е. Барабанов. Москва.

ФРАНК (Frank), Филипп (20 марта 1884—21 июля 1966) — философ и физик, представитель неопозити­визма. Родился и получил образование в Вене, с 1912— преподаватель теоретич. физики Пражского ун-та, в 1938 эмигрировал в США (Гарвардский ун-т).

Взгляды Ф. сложились под влиянием идей Маха, а также конвенционализма Пуанкаре и Дюгема. Разделяя антиметафизич. (антифилософскую) пози­тивистскую направленность махизма, Ф. в то же время отвергал его крайний эмпиризм, недооценку роли творч. концептуальной активности в науке. Примыкая в 20—30-е гг. к Венскому кружку и к движению ло­гического позитивизма, Ф. занимается гл. обр. ана­лизом исходных понятий физики и исследованием отношения ее конкретно науч. содержания к ее филос. истолкованиям: он противопоставляет одно другому в соответствии с принципом верификации (см. Верифицируемости принцип). Однако уже в 30-е годы Ф., отрицая за метафизикой познават. значение, тем не менее, в отличие от др. представителей логич. позитивизма, обращает внимание на роль философии в истории интеллектуальной жизни и выступает против поспешного отказа от рассмотрения содер­жания филос. учений как «бессмысленных». Эта тенденция, утвердившаяся в совр. позитивизме, отходящем от радикального сциентизма 30-х гг., усиливается в более поздний период деятельности Ф. Он подчеркивает роль философии в системе культуры, в удовлетворении опред. духовных и социальных потребностей. Философия, по Ф., всегда стремилась связать абстрактные положения пауки с обыденным здравым смыслом, выработав тем самым единый и доступный обыденному пониманию взгляд на мир, из к-рого вытекал бы также определ. тип морального поведения и организации человеч. деятельности. Совр. «философия науки», с т. зр. Ф., показывает, что этот «филос. взгляд на мир» не может быть научно обос­нован. Это не снимает, однако, задачи «сопряжения» данных естеств. науки с представлениями о человеке и обществе. Выступая в качестве регулятора человеч. поведения, «философия науки», по Ф., становится «социологией науки» пли «прагматикой науки». Она осуществляет, хотя и на иных, чем традпц. философия, основах, извечный гуманитарно ориентированный идеал духовной культуры, ликвидирующий свойств, совр. эпохе разрыв гуманитарной и естеств.-науч.


сфер. Ф. занимался также теорией относительности, критикой витализма и, в особенности, вопросами логики науки, в частности строения науч. знания, роли и структуры операцион. определений, отношения физич. теории и логич. и математич. исчислений, оправдания гипотез.

Соч.: Das Kausalgesetz und seine Grenzen, W., 1932;
Das Ende der mechanischen Physik, W., 1935; La fin de la
physique mecaniste, P., 1936; Interpretations and misinterpre­
tations ot modern physics, P., 1938; Between physics and phi­
losophy, Camb. (Mass.), 1941; Foundations of physics, «Inter­
national Encyclopedia of Unificed Science», 1946, v. 1, № 7;
Comments on realistic versus phenomenalistic interpretations,
«Philosophy of Science», 1950, v. 17, JM° 2; Relativity — a
richer truth, L., 1951; Einstein: his life and times, N.Y., 1953;
Modern science and its philosophy, Camb., 1961; в рус. пер.:
Философия науки. Связь между наукой и философией, М.,
1960. В. Шеырев. Москва.

ФРАНКА (Franca), Леонел (1893 — 1948) — бразиль­ский философ-неотомист, иезуит, основатель Католи­ческого ун-та в Рио-де-Жанейро (1940) л журнала «Verbum» (1944), автор многочисл. работ по фило­софии, социологии и религии. Осн. соч. Ф.— «Краткая история философии» («Nocones de historia da filosofia», R. de J., 1918, 17 ed., R. de J., 1964), изложенная с позиций схоластики. Причины кризиса совр. философии, по Ф.,— в «...неустойчивости нынешних философских систем, лишенных прочных метафизи­ческих и логических основ...», «...в неуемном же­лании нововведений, характерном для философии последних веков...» (указ. соч., R. de J., 1964, p. 332). Подлинная же оригинальность философствова­ния, пишет Ф., «...состоит... в... обновлении без революции...» (там же, р. 333). Выход из философ­ского тупика заключается в том, чтобы «...просить у святого Фомы потерянный ключ метафизики и от­крыть этим ключом сокровища современной науки» (там же, р. 334).

С оч.: Obras completas, [t.] 1 —, R. de J., 1964—; Ensino religioso e ensino leigo, R. de J., 1931; A psychologia da fe, 4 ed., Sao Paulo, 1940; A crise de mundo moderno, 2 ed., R. de J., 1942; A igreja, a reforma e a civiiizagao, 7 ed., R. de J., 1958.

Лит.: Б а з а р я н Ж., Филос. течения, в сб.: Бразилия,
М., 1963. Ж. Базарян. Москва.

ФРАНКЛИН (Franklin), Бенджамин (17 янв. 1706 — 17 аир. 1790) — амер. ученый, экономист, публицист п деятель нац.-освободит, движения. Родился в Бо­стоне в семье ремесленника-мыловара, состоявшей из 17 детей. Работал печатни­ком в Бостоне, Филадельфии, Лондоне. Лишь два года про­учившись в начальной шко­ле, Ф. путем самообразова­ния приобрел впоследствии серьезные науч. познания, получил известность своими работами по теории электри­чества (к-рое рассматривал как один из видов материи), открытием электрпч. природы молнии п изобретением в 1752 громоотвода (вызвавшим бе­шеные нападки церковников). Был избран членом неск. академий, в т. ч. Росс. акад. наук. Один из основате­лей «Америк, филос. общества» (1743) и Пенсильван­ского ун-та. В 1775 депутат Континентального кон­гресса, один из авторов Декларации независимости (1776), первый посол США во Франции (1776 — 85), член Конституционного конвента, один из составите­лей Конституции 1787.

Как экономист выступал против господствовавшей меркантилистской теории, отстаивая экономич. воз­зрения физиократов; сформулировал в 1729, за пол­века до А. Смита, трудовую теорию стоимости, что было отмечено Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс,


ФРАНЦОВ

ФРАНКО—'



Соч., 2 изд., т. 13, с. 42). Маркс обратил также вни­мание на определение Ф. человека как животного, делающего орудия (см. там же, т. 23, с. 191). По своим политич. взглядам Ф.— бурж. демократ; он решительно осуждал рабовладение и работорговлю, выступал в защиту прав негров и индейцев.

Филос. взгляды Ф. сложились под влиянием Локка, Шефтсбери, Коллинза, Пристли, а также франц. просветителей. Признавая движение имманентным свойством материи, объективную закономерность в природе, противопоставляя церк. догме «естественную религию», где роль бога сводится к сотворению мира, Ф. примыкал к деизму; выступал против кальвинизма, отвергая догму предопределения и бессмертие души («Рассуждение о свободе и необходимости, наслаж­дении и страдании» — «A dissertation on liberty and necessity, pleasure and pain», L., 1725), к-рое впо­следствии признал. Ф. критиковал суеверия и религ. ханжество, требуя веротерпимости и свободы совести.

Деистич. характер имели также этич. воззрения Ф.: нравственность имеет естеств., утилитарный характер, она должна быть освобождена от религ. санкций. Ф. проповедовал строгую (хотя и лишенную пуританского ханжества) практич. нравственность, выделяя следующие тринадцать осн. моральных требований к поведению человека: умеренность, мол­чаливость, порядок, благонамеренность, простота, прилежание, искренность, справедливость, воздер­жанность, чистоплотность, спокойствие, непорочность, скромность.

С о ч.: The works, v. 1 — 12, N.Y.—L., 1904; The writings, v. 1 — 10, N.Y., 1905 — 07; The papers, v. 1 — 11, New Haven, 1959—67; рус. пер.— Избр. произв., М., 1956; Опыты и наб­людения над электричеством, М., 1956; в кн.: Амер. просве­тители, т. 1, М., 1968.

Лит.: Владимиров В. Н., Франклин, [МЛ, 1934; История философии, т. 2, М., 1941 (по имен, указат.); П а р-кадзе В. Д., В. Франклин, Тб., 1956 (на груз, яз.); Ра­до в с к и 8 М. И., В. Франклин и его связи с Россией, М.— Л., 1958; его ж е, В. Франклин, М.— Л., 1965; Гольдберг Н. М., Свободомыслие и атеизм в США (XVIII — XIX вв.), М.—Л., 1965; Par ton J., Lite and times of B. Franklin, v. 1—2, N.Y., 1864; Ford P. L., Franklin bibliography, N.Y., 1889; Morse J. Т., В. Frank­lin, Boston, 1889; Dudley E. L., B. Franklin, [N.Y.], 1915; Whipple A., The story of young B. Franklin, Phil., 1916; Bruce W. C, B.Franklin, 2 ed., v. 1—2, N.Y.—L., 1923; Russell Ph., B. Franklin, N.Y., 1926; S e i p p E., B. Franklins Religion und Ethik, Darmstadt, 1932; Van D o-r e n С. С, В. Franklin, 3 ed., N.Y., 1938; Becker С L., B. Franklin, ltaca (N.Y.), 1946; Crane V. "W., B. Franklin and a rising people, Boston, 1954; К е у е s N. В., В. Frank­lin, Kingswood—L., [1956]; Aldridge A. O., Franklin and his French contemporaries, N.Y., 1957; его ж е, В. Franklin, philosopher and man, Phil, —N.Y., [1965]; A h r-weiler I., Franklin, [P., 1965]. Б. Быховский. Москва.

ФРАНКО, Иван Яковлевич (27 авг. 1856—28 мая 1916) — укр. писатель, лит. критик, обществ, дея­тель, революционер-демократ. Род. в семье кузнеца в Галиции. Учился в Львовском ун-те (1875—80). Получил степень доктора философии в Венском ун-те (1893). За свою обществ.-политич. деятельность — пропаганду социалистич. идей, защиту интересов трудящихся масс, призывы к воссоединению укр. народа — Ф. подвергался репрессиям со стороны австр. властей.

Мировоззрение Ф. формировалось под решающим влиянием Шевченко и рус. революц. демократов, соч. к-рых Ф. переводил на укр. яз. Ф. проявил живой интерес к марксизму, сказавшийся в его соч. «О тру­де», «KaTexieic економ!чного сощал)'зму» (1878) и др., впервые перевел на укр. яз. ряд соч. Маркса и Энгельса (см. Украинская философия), но последоват. марксистом не стал. Среди многочисл. работ Ф. по философии, социологии, политэкономии, истории, сделавших заметный вклад в развитие материалнстич. и атеистич. мысли на Украине, следует отметить «Мисл1 о еволюцп в icTopi'i людскостЬ (1881—82), «Изо таке поступ?», «Найновшп напрямки в иародо-


знавствг» (1895) и др. В филос.-эстетич. соч. Ф. подверг критике идеалистпч. и метафизич. концепции иск-ва, развивал идеи художеств, реализма («Лите­ратура, ее назначение и важнейшие черты», «Из сек­ретов поэтич. творчества», «Интернационализм и на­ционализм в совр. лит-рах», «TeopiH i розвш icTopi'i л1тератури» и др.).

Художеств, произв. Ф. занимают выдающееся место в укр. лит-ре 19 в.; они переведены на мн. яз. мира. Фплос. проблематика присуща поэмам Ф. «Иван Вышенский», «Смерть Каина», «Моисей», сб. стихотворений «Мш 1змарагд» (цикл «Паренетикон», «Притчи» и «Легенды»), «Semper tira» (циклы «Из книги Кааф» и «На старые темы»). Ф. оказал большое влияние на дальнейшее развитие укр. филос.-эстетич. и обществ, мысли.

Соч.: Твори, т. 1—20, К., 1950—56; Соч., т. 1—10, М., 1956—59.

Лит.: Возник М., Нариси про свгтогляд I. Франка,
Льв1в, 1955; Басе И., И. Франко. Биография, М., 1957;
Стебун I., Питания реа.шзму в естетицч I. Франка, К.,
1958; Пархоменко М. Н., Эстетич. взгляды И. Франко,
М., 1966; Мороз М. О., I. Франко. Ыбл. твор!в. 1874—
1964, К., 1966. И. Стебуи. Донецк.

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (итал. Francesco d'As-sisi, лат. Franciscus Ascisiatis или Assisiensis), в крещении Иоанн (1182—3 окт. 1226) — итал. религ. деятель, основатель монашеского ордена миноритов («меньших братьев»). Род. в семье купца. Не получил систематпч. образования. Причастность к новому, гор. строю жизни сочеталась у Ф. А. с отвраще­нием к купеч. меркантилизму и тоской по рыцар­скому бескорыстию, постепенно перешедшей в тоску по евангельской добровольной нищете. В 1208 со­ставил вместе с двумя товарищами братство неимущих проповедников, в к-ром точное следование Еванге­лию было поставлено выше форм монашеского об­раза жизнп (посты и т. п.). Религиозность Ф. А. пе­рекликается с еретич. исканиями, давшими катаров, вальдеисов и т. п., но Ф. А. сохранял лояльность к католпч. церкви. В 1219 Ф. А. пытался проповедовать христианство в мусульм. Египте; по возвращении с Востока сложил с себя руководство общиной, к-рая все отчетливее перерождалась из братства бессреб­реников в монашескую институцию.

Сам Ф. А. написал немного: систематпч. изложение его учения противоречило бы его духу. Ему принад­лежит т. н. «Песнь о Солнце» — произв. проникно­венной релпг. лирики. Мистика Ф. А. запечатлена нар. свежестью п бодростью: природа — просветлен­ный п таинств, мир, взывающий к человеч. любви, лукавство демонов бессильно и достойно смеха, учение о предопределении к погибели души — дьявольский вымысел. Оставаясь в русле хрпст. мировосприятия, Ф. А. предвосхитил ту потребность в обновлении форм культуры, к-рая позднее породила Возрождение.

Соч. и источн.: Gli scritti. Di san Francesco d'As-sisi. Ristampa, [Mil., 1967]; в рус. пер.— Сказания о бед­няке Христове, М., 1911; Цветочки, М., 1913.

Лит.: С а б а т ь е П., Жизнь Ф. А., пер. с франц., М.,
1895; Г е р ь е В., Франциск апостол нищеты и любви, М.,
1908; Карсавин Л. П., Основы ср.-век. религиозности
в 12—13 вв., П., 1915; Гуковский М. А., Итал. воз­
рождение, т. 1, Л., 1947, с. 23—25; Joergensen J.,
St. Francois d'Assise, P., 1909; Germain A., Der EintluB
des Reiiigen Franziskus von Assisi auf Kultur und Kunst,
Strassb., 1913. С. Аверинцев. Москва.

ФРАНЦОВ (Францев), Георгий (Юрий) Пав­лович (1 окт. 1903—18 апр. 1969) — советский философ и социолог, обществ, деятель. Доктор историч. наук (с 1942), член-корр. АН СССР (с 1958), действит. член АН СССР (с 1964). Член КПСС с 1940. Род. в Москве. Окончил Ленингр. ун-т (в 1927). С 1931 — на препода-ват. работе в вузах Ленинграда. В 1945—49 — ди­ректор Ин-та междунар. отношений в Москве; с 1949 на руководящей работе в МИД СССР и в партийной печати; с 1953 — член редколлегии, а затем зам. гл.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: