ФРЕС—ФРИЧЕ




Осн. работа Ф. — «Хозяева и рабы» («Casa-grande e senzala», R. de J., 1933); в предисловии к ее 1-му изд. Ф. определяет свои обгцефилос. и социологич. позиции, к-рые можно охарактеризовать как идеа-листич. и иррационалистические. В целом скепти­чески оценивая метод историч. материализма («...ко­торый очень часто преувеличен в своих обобщениях, особенно в работах фанатиков и сектантов...» — «The masters and the slaves», N. Y., 1946, p. XXI), Ф. отдает должное его центр, идее — определяющему влиянию экономич. фактора на характер обществ, развития. Однако историч. материализм, к-рый вы­водит всю совокупность обществ, отношений из спо­соба производства, не дает, по Ф., целостной социо­логич. картины об-ва. Поэтому «...рядом с исклю­чительно материальным или марксистским аспектом...» Ф. ставит также и «психологический» или «психо­физиологический» аспекты (см. там же, р. XXIV). По­пытки Ф. использовать психофизиологические методы и психоанализ приводят его зачастую к абсурдным выводам. Напр., объясняя феод.-рабовладельческие отношения в Бразилии с т. зр. психопатологии, Ф. утверждает, что рабовладельцы эксплуатировали ра­бов по причине своих садистских наклонностей, тогда как рабы, будучи, напротив, мазохистами, подсозна­тельно стремились быть эксплуатируемыми. Т. о., по Ф., бразильское рабовладельч. об-во представляло собой устойчивую систему, состоявшую не из антаго-нистич., а из взаимно удовлетворявших друг друга классов. Для социологич. трудов Ф. характерна идиллич. тоска по прошлому Бразилии (в к-ром, по данным браз. экономиста Роберту Симонсена, трудовая жизнь раба не превышала 7 лет).

Соч.: О mundo que о portugues criou, R. de J., 1940; Perfil de Euclydes e outros perfis, R. de J., 1944; Ingleses no Brasil, R. de J., 1948; Sociologia, 2 ed., t. 1—2, R. de J., 1957; Integracao portuguesa nos tr6plcos, [R. de J.], 1958; Sobrados e mucambos, R. de J.. 1961; Homen, cultura e tropica, Recife, 1962; Vida, forma e cor, R. de J., 1962; Problemas brasileiros de antropologia, 3 ed., R. de J., 1962; О escravo nos anuncios de jornais brasileiros do seculo 19, Recife, 1963.

Лит.: Pimenta J., О homen e um olho so (G. Freyre), R. de J., 1961; G. Freyre: sua ciencia, sua filosofia, sua arte..., R. de J.. 1962.

ФРЕС (Fraisse), Поль (p. 20 марта 1911) — совр. франц. психолог. Окончил Лувенский ун-т (1945), ученик А. Мишотта и А. Пьерона. Директор ин-та психологии Парижского ун-та (с 1961), редактор журн. «ГАппёе psychologique», президент Франц. об-ва психологии (с 1962), президент Междунар. союза науч. психологии (с 1966). Важнейшие труды Ф. посвящены изучению механизмов сложных видов восприятия, в частности ритмич. структур в психо­логии, восприятия времени. Разрабатывает проблему применения теоретико-информац. методов в иссле­довании восприятия. Автор ряда книг по экспери­мент, психологии. Совместно с Ж. Пиаже организо­вал издание многотомной «Экспериментальной пси­хологии».

Соч.: Manuel pratique de psychologic experimentale,
P., 1956; Les structures rythmiques: etude psychologique, Lou-
vain, 1956; Psychologie du temps, P., 1957; Traite de psycholc-
gie experimentale, v. 1—9, P., 1963—65 (еовм. с J. Piaget);
в рус. пер.— Экспериментальная психология, вып. 1—2, М.,
1966 (совм. с Ж. Пиаже). А. Н. Леонтьев. Москва.

ФРИДМАН (Friedmann), Жорж (р. 13 мая 1902) — франц. социолог. В 1929—39 — преподаватель. Во время войны — участник Движения Сопротивления. В 1945 — ген. инспектор по технич. образованию. Проф. Ин-та политич. исследований Парижского ун-та (1949—62), президент Междунар. социологич. ассоциации (1956—59). В 1958—64 — президент ла-тиноамер. Фак-та социальных наук в Сантьяго (Чили). Редактор журн. «Sociologie du travail». Вна­чале занимался историей философии, преим. разви­тием и кризисом идеи прогресса в 20 в. («La crise du progres», P., 1936; «Heidegger et la crise contem-


poraine de l'idee du progres», в журн. «Cahiers inter-nationaux de sociologie», 1954, v. 16). В дальнейшем — один из ведущих представителей (наряду с П. На-вилем) франц. школы социологии труда, для к-рой характерно рассмотрение труда не только с т. зр. его функционирования в пром. орг-ции, но с более широких социально-филос. позиций. Анализируя труд в связи с социальной структурой, эволюцией техники и различными социальными процессами (рабочее движение, увеличение досуга и пр.), Ф. дает острую критику совр. форм труда. Разделение труда, расчленение его на частичные функции приводит, по Ф., к дегуманизации труда и вызывает у рабочего психологич. напряженность и неудовлетворенность трудом. Человек уже не может проявить в труде свою личность. По мнению Ф., ни прогресс техники, ни изменение формы собственности не решает острых социальных и социально-психологич. проблем дегу-манизированного труда.

Вместе с тем он не отрицает, что социальная струк­тура оказывает существ, влияние на взаимоотношение техники и человека. Так, если рабочий чувствует себя членом демократически организованного пром. коллектива, это может уменьшить отрицат. влияние специализированного труда. Но, по Ф., автомати­зация, уничтожающая расчлененный труд, может стать реальностью лишь в будущем, что приведет к радикальному изменению капиталистич. социальной структуры. На совр. ступени развития она приводит К новым формам разделения специализированных функций. Смысл социологии труда Ф. видел в том, чтобы в совр. условиях найти формы повышения ценности труда в интеллектуальном, моральном и со­циальном плане и способы реализации личности вне трудовой деятельности. При этом Ф. не видит качеств, различия в условиях пром. труда в капиталистич. и соцпалистнч. странах.

Соч.: Problemes du machinisme en URSS et dans les
pays capitalistes, P., 1934; Leibnitz et Spinoza, P., 1946; Autc-
matisme et travail industriel, «Cahiers internationaux de socio­
logie», 1946, v. 1; Humanisme du travail et humanites, P., 1950;
Perspectives francaises d'un humanisme du travail, «Esprit»,
1954, an. 22, № 6; Traite de sociologie du travail, v.l—2, P.,
1961 (совм. с P. Naville); Machine et humanisme, v. 2—Les
problemes humaines du machinisme industriel, P., 1961; Le
travail en miettes, P., 1964; Fin du peuple juif?, P., 1965; Ой
va le travail humain?, P., 1967. H. Наумова. Москва.

ФРИЗ (Fries), Якоб Фридрих (23 авг. 1773—10 авг. 1843) — нем. философ. Будучи последователем Канта и Шлейермахера, Ф. истолковывал их учения в духе психологизма. В частности, из кантовского разли­чения явления и «вещи в себе» он выводил различие знания и веры. Природа и человеч. история рас­сматриваются им как организм, построенный по за­конам механики и математики. В своих психологич. исследованиях Ф. выступил как один из основопо­ложников совр. психиатрии.

С оч.: Wissen, Glaube und Ahnung, Jena, 1805; Neue oder anthropologische Kritik der Vernunft, 2 Aufl., Bd 1—3, Jena, 1828—31; Handbuch der psychischen Anthropologie, 2 Aufl., Bd 1—2, Jena, 1837—39.

Лит.: Hasselblatt M., J. F. Fries, В., 1922.

ФРЙЧЕ, Владимир Максимович (15 окт. 1870— 4 сент. 1929) — сов. литературовед и искусствовед, проф. МГУ (1920), академик (1929). Член РСДРП(б) с 1917. В 1894 окончил историко-фшгос. фак-т Моск. ун-та. С конца 90-х гг. участвовал в социал-демокра-тич. движении. В работах в области критики, истории лит-ры и теории иск-ва 90-х — 900-х гг. Ф. выступал в защиту класепч. традиций реалистич. искусства, против теории и методов позднебурж. иск-ва («Фи­лософия лени и поэзия праздности», «Трагикомедия индивидуализма», «Психическая чахотка» и др. статьи). После Окт. революции Ф. вел активную науч.-педа-гогпч. работу, руководил Ин-том лит-ры и языка при РАНИОНе, лит. отд. Ин-та красной профессуры,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: