double arrow

Французская философия




редактора газ. «Правда». В 1958—65 — ректор и зав. кафедрой науч. коммунизма АОН при ЦК КПСС. В 1965—67 — шеф-редактор журн. «ПМ и С» в Праге. С 1968 — зам. директора ИМЛ при ЦК КПСС, член редколлегии журн. «Коммунист». На XXII и XXIII съездах КПСС Ф. избирался кандидатом в члены ЦК. Лауреат премии Воровского (1963). Ф. принадлежит ок. 300 печатных работ; их осн. тематика: история религии и атеизма, проблемы атеистич. воспитания; вопросы историч. материализма и науч. коммунизма; критика совр. бурж. социологии; методология ис­тории.

С о ч.: Фетишизм и проблема происхождения религий, М., 1940; К эволюции древнеегипетских представлений о земле, «Вестн. древней истории», 1940, № 1 (10); Деградация совр. бурж. социологии, «ВФ», 1953, Л» 6; 1954, Jfi 1; К истории возникновения христианства в Египте, в сб.: Вопросы исто­рии религии и атеизма, т. 2, М., 1954; Филос. значение «Беседы разочарованного», в сб.: Древний Египет, М., 1960; Теория прогресса и обществ, идеал, «ПМиС», 1961, № 12; Мифы идеологов антикоммунизма, «Коммунист», 1961, № 4; Путь человечества, в кн.: Наука и человечество, М., 1962; Нек-рые проблемы коммунистам, воспитания, в кн.: От социализма к коммунизму, М., 1962; Новый этап атеистич. воспитания, «Наука и религия», 1963, № 8; Коммунизм и свобода личности, М., 1963 (пер. на англ., франц., нем., исп. яз.); О разработке методологич. вопросов истории, «Вопр. истории», 1964, JMa 3 (соавтор); Историч. пути социальной мысли, М., 1965; Меж-дунар. значение Великой Окт. социалистич. революции, [М., 1967]; Маркс и современность, в сб.: Бессмертие великих идей, М., 1968; Утопич. социализм, в кн.: Основы науч. комму­низма, 3 изд., М., 1968; Возникновение и развитие науч. ком­мунизма. Маркс и Энгельс, там же; Ленинский этап развития науч. коммунизма, там же.

ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Истоки Ф. ф. восходят к поздней античности. В развитии ее можно выделить след. осн. этапы: 1) ср. века и Возрождение (4—16 вв.); 2) Философия 17 в.; 3) Просвещение и материализм 18 в.; 4) Бурж. философия и социо­логия 1-й пол. 19 в.; о) Философия и социология 2-й пол. 19—20 вв.

Средние века и Возрождение (4—16 вв.). Первые шаги Ф. ф. связаны с именами Гилария из Пуатье (4 в.) и Клода Мамерта (5 в.), к-рые в русле патри­стики учили о бестелесности человеческой души и сотворении ее богом из ничего. После длит, куль­турного упадка, связанного с крушением антич. мира, философия обрела право на существование в эпоху «каролингского возрождения». Уроженец Англии Алкуин, приглашенный ими. Карлом Вели­ким, создал в Париже «дворцовую академию» и школу в Турском аббатстве (801), где изучалась философия Августина, а также антич. философия. Ср.-век. Ф. ф., разрабатывавшаяся клириками в системе христ. мировоззрения, с самого начала была ориентирована на роль «служанки богословия». Вместе с тем Ф. ф. выдвигала и противоречащие христианской орто­доксии учения, становившиеся идеологнч. основой «еретических», антифеодальных движений народных масс.

Именно во Франции впервые проявилась противо­положность реализма и номинализма. В самом реа­лизме обнаружились две противоборствующие тен­денции — пантеистическая {Иоанн Скот Эриугена, пропагандировавший во Франции свое учение, ересь Ажори Шартрского и амалърикан, Давид Динанский) и ортодоксально-католическая (Ланфранк, его ученик Ансельм Кентерберийский, получивший образование во Франции, Беренгар Шартрский). Реализму про­тивостоял номинализм, имевший материалистич. тен­денцию. Его крайнюю форму представлял Росцелин, против к-рого выступили реалисты и мистики Гильом ИЗ Шампо, Гуго Сен-Викторский, Ришар Сен-Виктор-ский. Церковь осудила концептуализм А беляра, оказавшего большое влияние на развитие свободо­мыслия в Европе; его учениками были Иоанн Солс-берийскпй, ранний представитель гуманизма и борец против папства, и Арнольд Врешианский, возглавивший


борьбу восставшего народа Рима против папы. Пря­мую связь с антич. материализмом обнаруживает учение Гилъома из Конша, призывавшего объяснять природу на основе атомистич. философии.

В начале 13 в. конституируется Парижский ун-т, ведущую роль в к-ром играл богословский ф-т — Сор­бонна. В этом крупнейшем теолого-филос. центре Европы учились или преподавали почти все видные представители средней и поздней схоластики. Среди них были Александр из Гэльса и Альберт фон Болъш-тедт, начавшие переводить христианство на новую филос. базу — схоластизированный аристотелизм (вза­мен господствовавшего ранее неоплатонизма); этот процесс был завершен Фомой Аквинским, учение к-рого (томизм) стало уже в 13 в. почти офиц. фило­софией католицизма.

В противоположном, материалистич. духе интерпре­тировала аристотелизм влият. группа парижских авер-роистов, выступившая с критикой томизма: Гильом из Сент-Амура, Сигер Брабантский, П. Дюбуа, Иоанн Парижский. Томизму противостоял и поздний номи­нализм. На основе объединения идей франц. линии номинализма (Дюран из Сен-Пурсена, Пьер Ореоль) с английской (Иоанн Дуне Скот, преподававший в Париже, и Уильям Оккам) развернулась деятель­ность парижских оккамистов 14 в.: Буридана, Ни­колая Орема, Николая из Отрекура. Пытаясь воз­родить демокритовский материализм и призывая к опытному исследованию природы, оккамисты в сущ­ности порывали с схоластикой и подготавливали почву для появления антисхоластич. философии, тесно связанной с естествознанием.

Зарождение капиталистич. отношений, экономич. и политич. подъем Франции в нач. 16 в. создали благоприятную обстановку для развития идей гу­манизма и Реформации, стимулированных также знакомством с культурой итал. Возрождения. В этих условиях развивались материалистич. по своей уст­ремленности учения в области логики и методологии, направленные против схоластики (Лефевр д Этаплъ, Раме, Монтенъ), пропагандировался идеал гармо­нически развитого человека (Рабле), антитеологич. (Воден) и даже демократам. (Ла Боэси) обществ, теории. Передовые франц. мыслители этой эпохи осуществляли секуляризацию филос. и социалыю-политич. мысли. Большинство их обнаружило индиф­ферентизм к релит, вопросам, как не имеющим реаль­ного значения для человека, и призывало своих современников сосредоточить силы на разрешении земных, мирских проблем.

Светской ориентации передовой Ф. ф. этого периода противостояло религ. реформаторство Кальвина, ро­дившегося и учившегося во Франции, но большую часть жизни проведшего в Швейцарии. Ставший идеологич. знаменем ранних бурж. революций каль­винизм в своем обскурантизме, фанатизме и нетер­пимости не уступал католицизму. Франц. сторонники кальвинизма — гугеноты — выросли в крупную по­литич. силу, но к концу 17 в. потерпели поражение в результате религ. войн (1562—1594) и последовав­ших преследований со стороны католицизма, вступив­шего в союз с утверждающимся королев, абсолютиз­мом. Крах религ. реформации во Франции явился вместе с тем одной из предпосылок дальнейшего раз­вития бурж. идеологии на антиклерик. и атеистич. основе, особенно в 18 в.

Философия 17в. В 17 в. в недрах феод.-абсолютист­ского гос-ва развиваются капиталистич. отношения. Передовая мысль постепенно становится идеологич. выражением антифеод, борьбы третьего сословия. Однако слабость франц. буржуазии этого времени накладывала отпечаток компромисса на филос. уче­ния даже самых смелых ее идеологов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: