ХАУСХОФЕР—ХЁЙЗИНГА




ХАУСХОФЕР (Haushofer), Карл (27 авг. 1869 — 13 марта 1946) — нем. геополитик. Офицер кайзеров­ской армии, после отставки с 1921 — ироф. Мюнхен­ского ун-та. Через своего ученика Гесса, ближайшего сподвижника Гитлера, был связан с руководителями нацистской партии. Один из основателей и руководи­телей журн. герм, геополитиков «Zeitschrift fur Geo-politik» (1924—44). Глава геополитич. школы герм, фашизма, возглавлял ряд фашистских научных и по-литич. орг-ций. Развивая взгляды Ф. Ратцеля и Р. Челлена, придал геополитике тот вид, в каком она стала частью офиц. доктрины третьего «рейха». В ра­ботах X. эклектически сочетаются географич. детер­минизм («геополитика есть учение о зависимости по­литических событий от земли»), расовая теория, со­циальный дарвинизм и концепция гос-ва как живого организма. Рассматривая геополитику как руковод­ство для «практич. политики», X. обосновывал фашист­скую агрессию аргументами о «недостаточности жиз­ненного пространства» у Германии, «неудовлетвори­тельности ее границ», «чрезмерной» плотности населе­ния и т. п. Используя отд. положения X., современ­ные амер. и зап.-герм, геополитики пытаются отде­лить его взгляды от фашистской доктрины.

Соч.: Geopolitik des Pazifisclien Ozeans, В.. 1924; Bau-steine zur Geopolitik, В., 1928 (соавтор); Erdkunde, Geopolitik und Wehrwissenschaft, Munch., 1934; Grenzen in itirer geogra-phischen und politischen Bedeutung, Hdlb., 1939.

Лит.: Гейден Г., Критика нем. геополитики, пер.
с нем., М., 1960. А. Завадъе. Москва.

ХАЧАТУРЯН, Ашот Богданович (р. 12 февр. 1913) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), про­фессор (с 1966). Член КПСС с 1954. Окончил филос. фак-т МИФЛИ (1940) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1949). Науч.-педагогич. работу ведет с 1940. С 1964 — зав. кафедрой философии Моск. гос. заочного педагогич. ин-та. Область науч. исследова­ний — история арм. философии, вопросы диалектич. и историч. материализма, марксистско-ленинская фило­софия.

Соч.: Об эстетических взглядах М. Налбандяна, «Искус­ство», 1954, № 6; Из истории передовой обществ, филос. мысли Армении второй пол. 18 в., «Уч. зап. МГПИ», 1956, т. 95, вып.1; К вопросу о ленинском этапе в развитии материалистич. диа­лектики, там же, 1957, т. 113, вып. 2; В. И. Ленин о диалектике понятии, там же, 1960, т. 162; Движущие силы развития об-ва, М., 1961; Классич. культурное наследие и коммунизм, в сб.: 06 эстетич. воспитании трудящихся, вып. 2, М., 1962; Миро­воззрение М. Л. Налбандяна, «Уч. зап. МГПИ», 1962, т. 171; Великий арм. просветитель-демократ Хачатур Абовян и пере­довая рус. культура, «ВФ», 1953, № 5; Об осн. этапах разви­тия домарксистской философии, М., 1963; История философии в СССР, т. 2, М., 1968 (соавтор); Атеизм рус. революц. демо­кратов, в сб.: Некоторые вопросы марксистско-ленинской философии, М., 1968; К вопросу о законе и его типах, в сб.: Некоторые вопросы марксистско-ленинской философии, М., 1968.

ХАЧИКЯН, Яков Иванович (р. 17 июля 1921) — сеж. философ, д-р филос. наук (1969), проф. (1970). Член КПСС с 1946. Окончил филологич. ф-т Ереван, ун-та (1949) и филос. аспирантуру там же (1952). С 1950 ведет педагогич. и н.-и. работу; зам. директора Ин-та фило­софии и права АН Арм. ССР (с 1969), заведовал груп­пой эстетики Сектора философии и права АН Арм. ССР (1962—69). Работает над теоретико-познават. пробле­мами иск-ва, в области критики совр. бурж. иск-ва, а также эстетики и истории эстетич. мысли арм. народа. Соч.: Борьба С. Г. Шаумяна за марксистско-ленинское понимание роли нар. масс в истории, Ер., 1956; О познават. значении иск-ва, Ер., 1959; Слуга народа — Саят-Нова (Саят-Нова об иск-ве), «Вопр. лит-ры», 1963, № 11; Новаторство и язык искусств, в кя.: Борьба идей в эстетике, М., 1966; Армения (соавтор), в кн.: История эстетики. Памятники ми­ровой эстетич. мысли, т. 4, 2 полутом, М., 1968; Абстракцио­низм и художеств, познание, Ер., 1968; Sprache und ICunst, в кн.: Proceedings of the filth international Congress of Aesthe­tics, Amsterdam, 1964, The Hague—P., 1968.

ХАЯКАВА (Hayakawa), Сэмюэл (р. 18 июля 1906) — один из осн. представителей т. н. общей семантики, ученик и последователь А. Кожибского. Род. в Ка­наде, японец по национальности, в 1929 переехал


в США. Преподаватель англ. яз. в технологич. ин-те Иллинойса(1940—47), лектор Чикагского ун-та (1950— 1955), проф. литературоведения в гос. колледже Сан-Франциско (с 1955). Президент междунар. об-ва общей семантики (1949—50). Взгляды X.—конгломерат идей, заимствованных из совр. лингвистики, логики, пси­хологии и антропологии, о природе языка, его связи с действительностью, роли в процессе общения и т. д. X. вслед за Кожибским утверждал, что язык — это не просто форма выражения мысли, но фактор, опре­деляющий способ видения мира: «Человек, который говорит... например, на японском, китайском или ту­рецком, думает совсем не так, как человек, говорящий на английском» («Language in action», N. Y., 1941, p. XI) (ср. ст. Относительности лингвистической гипотеза). Анализируя функционирование языка в процессах общения, X. пытается найти причины взаимного недопонимания людей и конфликтов между ними в неправильном использовании языка, в увлечении абстрактными словами и в конечном счете в патологич. отклонениях нервной системы (см., напр., его ст. в сб.: «Our language and our world. Selections from ETC», N. Y., 1959).

С оч.: О. W. Holmes, N.Y., 1939; Language, meaning and maturity, N. Y., 1954; Language in thought and action, L., [1959].

Лит.: Брутян Г. А., Теория познания общей семан­тики, Ер., 1959; Резников Л. О., О гносеологич. прин­ципах общей семантики, «Вестн. ЛГУ. Серия экономики философии и права», 1962, вып. 4, № 23; е г о ж е, Проблема соотношения языка, мышления и действительности в общей семантике, «Уч. зап. кафедр общественных наук Ленинграда, Философия», 1964, вып. 5, с. 159—72.

_ И. Добронравов. Москва.

ХЁИДЕГГЕР— см. Хайдеггер.

ХЁИЕР (Hoijer), Беньямин Карл Хенрик (1 июня 1767—13 июня 1812) — швед, философ, один из пер­вых представителей «трансцендентального идеализма» в Швеции. X. приветствовал франц. революцию 1789, играл видную роль в лит. клубе в Упсале, объединяв­шем радикально настроенную интеллигенцию и обви­ненном властями в якобинстве. Профессор ун-та Уп-салы (с 1809).

В филос. развитии X. влияние Канта сменяется за­тем влиянием Фихте, Шеллинга, Гегеля. В «Трактате

0 филос. построениях» («Afhandhmg om den philoso-
phiska constructionen», Stockh., 1799), на к-рый Шел­
линг написал положит, рецензию, X. критиковал пред­
ставление Канта о том, что конструирование понятий
возможно только в математике, а не в философии:
согласно X., Кант сам дал образец такого конструи­
рования в понятии материи. Критикуя дуализм в фи­
лософии Канта, X. развил в духе Фихте субъективно-
идеалистич. теорию познания. Считал необходимым
создание новой (неформальной) логики, к-рая могла
бы оперировать противоречивыми понятиями. Осн.
проблемы философии усматривал в проблеме свободы
и необходимости, к-рую решал в духе Шеллинга: от
самого человека зависит, достигнет ли он свободы или
подчинится «тирании вещей». Задача человека состоит
в бесконечном приближении к нравств. совершенству,
что и составляет содержание процесса истории.

Соч.: Samlade skrifter, del 1—5, Stockh., 1825—27; Filosofiska forelasningar. 1806—1812, Lund, 1931.

Лит.: Nyblaeus J. A., Den filosofiska forskningen i
Sverige, 2 uppl., del 1, Lund, [1879]; Liljekrantz В.,
В. Hoijer. En studie ofver hans utveckling, Lund, 1912; его
ж e, Hoijers identitetsfilosofi i dess tidigaste stadium, Lund,
1913; Ryding E., Den svenska filosofins historia, Stockh.,
[1959]; A hi berg A., Filosofiskt lexikon, 4 uppl., Stockh.,
1963... _ А. ТЛысливченко. Москва.

ХЕИЗИНГА (Huizinga), Йохан (7 декабря 1872—

1 февр. 1945) — голл. историк и социолог, предста­
витель «социологии истории и культуры». Проф. Гро-
нингенского (с 1905), а затем Лейденского (с 1915)
ун-тов. Для X. характерно утверждение индетерми-
нистских тенденций в истолковании истории. Уни­
кальность историч. событий, с его т. зр., делает бес-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: