ХАУСХОФЕР (Haushofer), Карл (27 авг. 1869 — 13 марта 1946) — нем. геополитик. Офицер кайзеровской армии, после отставки с 1921 — ироф. Мюнхенского ун-та. Через своего ученика Гесса, ближайшего сподвижника Гитлера, был связан с руководителями нацистской партии. Один из основателей и руководителей журн. герм, геополитиков «Zeitschrift fur Geo-politik» (1924—44). Глава геополитич. школы герм, фашизма, возглавлял ряд фашистских научных и по-литич. орг-ций. Развивая взгляды Ф. Ратцеля и Р. Челлена, придал геополитике тот вид, в каком она стала частью офиц. доктрины третьего «рейха». В работах X. эклектически сочетаются географич. детерминизм («геополитика есть учение о зависимости политических событий от земли»), расовая теория, социальный дарвинизм и концепция гос-ва как живого организма. Рассматривая геополитику как руководство для «практич. политики», X. обосновывал фашистскую агрессию аргументами о «недостаточности жизненного пространства» у Германии, «неудовлетворительности ее границ», «чрезмерной» плотности населения и т. п. Используя отд. положения X., современные амер. и зап.-герм, геополитики пытаются отделить его взгляды от фашистской доктрины.
|
|
Соч.: Geopolitik des Pazifisclien Ozeans, В.. 1924; Bau-steine zur Geopolitik, В., 1928 (соавтор); Erdkunde, Geopolitik und Wehrwissenschaft, Munch., 1934; Grenzen in itirer geogra-phischen und politischen Bedeutung, Hdlb., 1939.
Лит.: Гейден Г., Критика нем. геополитики, пер.
с нем., М., 1960. А. Завадъе. Москва.
ХАЧАТУРЯН, Ашот Богданович (р. 12 февр. 1913) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), профессор (с 1966). Член КПСС с 1954. Окончил филос. фак-т МИФЛИ (1940) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1949). Науч.-педагогич. работу ведет с 1940. С 1964 — зав. кафедрой философии Моск. гос. заочного педагогич. ин-та. Область науч. исследований — история арм. философии, вопросы диалектич. и историч. материализма, марксистско-ленинская философия.
Соч.: Об эстетических взглядах М. Налбандяна, «Искусство», 1954, № 6; Из истории передовой обществ, филос. мысли Армении второй пол. 18 в., «Уч. зап. МГПИ», 1956, т. 95, вып.1; К вопросу о ленинском этапе в развитии материалистич. диалектики, там же, 1957, т. 113, вып. 2; В. И. Ленин о диалектике понятии, там же, 1960, т. 162; Движущие силы развития об-ва, М., 1961; Классич. культурное наследие и коммунизм, в сб.: 06 эстетич. воспитании трудящихся, вып. 2, М., 1962; Мировоззрение М. Л. Налбандяна, «Уч. зап. МГПИ», 1962, т. 171; Великий арм. просветитель-демократ Хачатур Абовян и передовая рус. культура, «ВФ», 1953, № 5; Об осн. этапах развития домарксистской философии, М., 1963; История философии в СССР, т. 2, М., 1968 (соавтор); Атеизм рус. революц. демократов, в сб.: Некоторые вопросы марксистско-ленинской философии, М., 1968; К вопросу о законе и его типах, в сб.: Некоторые вопросы марксистско-ленинской философии, М., 1968.
|
|
ХАЧИКЯН, Яков Иванович (р. 17 июля 1921) — сеж. философ, д-р филос. наук (1969), проф. (1970). Член КПСС с 1946. Окончил филологич. ф-т Ереван, ун-та (1949) и филос. аспирантуру там же (1952). С 1950 ведет педагогич. и н.-и. работу; зам. директора Ин-та философии и права АН Арм. ССР (с 1969), заведовал группой эстетики Сектора философии и права АН Арм. ССР (1962—69). Работает над теоретико-познават. проблемами иск-ва, в области критики совр. бурж. иск-ва, а также эстетики и истории эстетич. мысли арм. народа. Соч.: Борьба С. Г. Шаумяна за марксистско-ленинское понимание роли нар. масс в истории, Ер., 1956; О познават. значении иск-ва, Ер., 1959; Слуга народа — Саят-Нова (Саят-Нова об иск-ве), «Вопр. лит-ры», 1963, № 11; Новаторство и язык искусств, в кя.: Борьба идей в эстетике, М., 1966; Армения (соавтор), в кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 4, 2 полутом, М., 1968; Абстракционизм и художеств, познание, Ер., 1968; Sprache und ICunst, в кн.: Proceedings of the filth international Congress of Aesthetics, Amsterdam, 1964, The Hague—P., 1968.
ХАЯКАВА (Hayakawa), Сэмюэл (р. 18 июля 1906) — один из осн. представителей т. н. общей семантики, ученик и последователь А. Кожибского. Род. в Канаде, японец по национальности, в 1929 переехал
в США. Преподаватель англ. яз. в технологич. ин-те Иллинойса(1940—47), лектор Чикагского ун-та (1950— 1955), проф. литературоведения в гос. колледже Сан-Франциско (с 1955). Президент междунар. об-ва общей семантики (1949—50). Взгляды X.—конгломерат идей, заимствованных из совр. лингвистики, логики, психологии и антропологии, о природе языка, его связи с действительностью, роли в процессе общения и т. д. X. вслед за Кожибским утверждал, что язык — это не просто форма выражения мысли, но фактор, определяющий способ видения мира: «Человек, который говорит... например, на японском, китайском или турецком, думает совсем не так, как человек, говорящий на английском» («Language in action», N. Y., 1941, p. XI) (ср. ст. Относительности лингвистической гипотеза). Анализируя функционирование языка в процессах общения, X. пытается найти причины взаимного недопонимания людей и конфликтов между ними в неправильном использовании языка, в увлечении абстрактными словами и в конечном счете в патологич. отклонениях нервной системы (см., напр., его ст. в сб.: «Our language and our world. Selections from ETC», N. Y., 1959).
С оч.: О. W. Holmes, N.Y., 1939; Language, meaning and maturity, N. Y., 1954; Language in thought and action, L., [1959].
Лит.: Брутян Г. А., Теория познания общей семантики, Ер., 1959; Резников Л. О., О гносеологич. принципах общей семантики, «Вестн. ЛГУ. Серия экономики философии и права», 1962, вып. 4, № 23; е г о ж е, Проблема соотношения языка, мышления и действительности в общей семантике, «Уч. зап. кафедр общественных наук Ленинграда, Философия», 1964, вып. 5, с. 159—72.
_ И. Добронравов. Москва.
ХЁИДЕГГЕР— см. Хайдеггер.
ХЁИЕР (Hoijer), Беньямин Карл Хенрик (1 июня 1767—13 июня 1812) — швед, философ, один из первых представителей «трансцендентального идеализма» в Швеции. X. приветствовал франц. революцию 1789, играл видную роль в лит. клубе в Упсале, объединявшем радикально настроенную интеллигенцию и обвиненном властями в якобинстве. Профессор ун-та Уп-салы (с 1809).
В филос. развитии X. влияние Канта сменяется затем влиянием Фихте, Шеллинга, Гегеля. В «Трактате
0 филос. построениях» («Afhandhmg om den philoso-
phiska constructionen», Stockh., 1799), на к-рый Шел
линг написал положит, рецензию, X. критиковал пред
ставление Канта о том, что конструирование понятий
возможно только в математике, а не в философии:
согласно X., Кант сам дал образец такого конструи
рования в понятии материи. Критикуя дуализм в фи
лософии Канта, X. развил в духе Фихте субъективно-
идеалистич. теорию познания. Считал необходимым
создание новой (неформальной) логики, к-рая могла
бы оперировать противоречивыми понятиями. Осн.
проблемы философии усматривал в проблеме свободы
и необходимости, к-рую решал в духе Шеллинга: от
самого человека зависит, достигнет ли он свободы или
подчинится «тирании вещей». Задача человека состоит
в бесконечном приближении к нравств. совершенству,
что и составляет содержание процесса истории.
|
|
Соч.: Samlade skrifter, del 1—5, Stockh., 1825—27; Filosofiska forelasningar. 1806—1812, Lund, 1931.
Лит.: Nyblaeus J. A., Den filosofiska forskningen i
Sverige, 2 uppl., del 1, Lund, [1879]; Liljekrantz В.,
В. Hoijer. En studie ofver hans utveckling, Lund, 1912; его
ж e, Hoijers identitetsfilosofi i dess tidigaste stadium, Lund,
1913; Ryding E., Den svenska filosofins historia, Stockh.,
[1959]; A hi berg A., Filosofiskt lexikon, 4 uppl., Stockh.,
1963... _ А. ТЛысливченко. Москва.
ХЕИЗИНГА (Huizinga), Йохан (7 декабря 1872—
1 февр. 1945) — голл. историк и социолог, предста
витель «социологии истории и культуры». Проф. Гро-
нингенского (с 1905), а затем Лейденского (с 1915)
ун-тов. Для X. характерно утверждение индетерми-
нистских тенденций в истолковании истории. Уни
кальность историч. событий, с его т. зр., делает бес-