пользование психологических и моральных качеств человека — его устремлений, мотивов, ценностей. В эмпирич. исследованиях, проводимых социологами индустрии, было установлено, что повышение производительности труда в значит, степени зависит не только от способностей и умений, на к-рые ориентировался тейлоризм, но и от таких факторов, как удовлетворенность работника своим трудом, влияние коллективных требований, хорошая атмосфера в трудовой ячейке и т. д. Комплекс мероприятий, направленных на развитие факторов, способствующих повышению производительности труда, укреплению трудовой дисциплины на предприятиях, и получил название политики «Ч. о.». В этом названии нашло отражение стремление бурж. идеологов выдать программу прагматически ценных с т. зр. увеличения прибыли мероприятий за программу «гуманизации труда». В действительности все мероприятия по осуществлению «Ч. о.» не ликвидируют глубоких социальных противоречий в сфере труда в капиталистич. обществе, лишь затушевывая и «рационализируя» их.
Основой для развития специфич. программы «Ч.о.» явились требования, вытекающие из современного технич. прогресса. Усложнение профессий, автоматизация, соединение умственного и физич. труда в ряде специальностей выдвинули на первый план задачу воспитания работника, высоко сознательного в своем отношении к труду, способного к постоянному совершенствованию своих навыков и умений. Кроме того, выявилась неэффективность потогонных методов повышения производительности. Политика «Ч. о.» включает ряд мероприятий, ведущих к удовлетворению текущих нужд работников: улучшение условий труда, отдыха и проведения свободного времени. Прак-тич. нужды капиталистич. предприятия подтолкнули исследование важных проблем: факторы и стимулы положит, и отрицат. отношения к труду работников пром. предприятия, закономерности формирования трудовых коллективов и влияние коллектива на личность, роль процессов демократизации управления в развитии инициативы работников, формы и методы эффективного руководства и т. д.
В паст, время доктрина «Ч. о.» принята в качестве основы для политики многих предпринимателей по отношению к рабочим и служащим в США, Франции, Италии и др. капиталистич. странах.
Лит.: М а т р о в Э. Я.,Апология империализма в «индустриальной социологии», в сб.: Критика совр. буржуазной философии и ревизионизма, М., 1959; Дробницкий О. Г., Социальные и идеологич. основы доктрины «человеческих отношений», «ВФ», 1960, № 2; М а у о Е., The social problems of an industrial civilization, Boston, 1945; Blum F. H., Toward a democratic work process, N. Y., [1953]; Friedmann G., Ou va le travail humain?, [P.], 1953; его же, Machinisme et humanisme, P., [1955]; Knox J. В., The sociology of industrial relations, N.Y.,[1955J; A r e n d t H., The human condition, [Chi., 1958]; Dub in R., The world of work. Industrial society and human relations, Englewood Cliffs (N.Y.), 1958; Miller D. C, Form W. H., Industrial sociology, 2 ed., N.Y.— [a.o.], 1964.
H. Новиков. Москва.
ЧЕЛПАНОВ, Георгий Иванович (1862—13 февр. 1936) — рус. психолог и философ, логик. Проф. психологии и философии Киевского (1892—1906) и Московского (1907—23) ун-тов. Товарищ председателя Моск. психологич. об-ва. Основатель (1912) и директор Моск. психологич. ин-та (до нояб. 1923). В философии близок к неокантианству и позитивизму. Критикуя материализм («Мозг и душа», СПБ, 1900, и др. работы), Ч. пытался дать обоснование психологии в опоре на концепцию «эмпирич. параллелизма» души и тела, восходящую к психофизич. параллелизму В. Вун-дта, причем сущность устанавливаемой эмпирически параллельности физич. и психич. явлений он считал необъяснимой. Ч. принадлежат солидные экспериментальные исследования по восприятию пространства и
времени. Гл. заслугой Ч. является создание крупного экспериментально-психологнч. центра — Моск. психологич. ин-та с превосходно оборудованными лабораториями, разработка методов лабораторного исследования («Введение в экспериментальную психологию», М., 1915). В области логики Ч. был гл. обр. систематиком. Ч.— автор ряда многократно переиздававшихся учебников по психологии и логике.
В послеоктябрьский период Ч. придерживался т. зр., согласно к-рой марксизм мог быть распространен лишь на социальную, но не на общую психологию. Последняя, по мнению Ч., должна быть свободна от какой бы то ни было философии.
Соч.: Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности, ч. 1—2, К., 1896 —1904; Психология, ч. 1—2, М., 1909; Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии), М., 1926.
Лит.: Б уди лов а Е. А., Борьба материализма и
идеализма в рус. психологич. науке (Вторая пол. 19— нач.
20 вв.), М., 1960; Петровский А. В., История сов.
психологии, М., 1967. А. Петровский. Москва.
ЧЁМВЕРЛЕН (Chamberlain), Хаустон Стюарт (9 сент. 1855 — 9 янв. 1927) — нем. социолог. Род. в Великобритании, затем принял герм, гражданство. Испытал влияние расовой теории Гобино. В работах, посвященных творчеству Вагнера и анализу европ. мысли и культуры 19 в., выдвигал реакц. идеи расового превосходства т. н. арийских элементов в европ. культуре. Немцы, по Ч., лучше всего предназначены для установления нового порядка в Европе. Идеи Ч. способствовали развитию идеологии нем. фашизма.
С о ч.: Notes sur Lohengrin, P., 1892; Das Drama R. Wagner's, Lpz., 1892; Die Grundlagen des neunzelmten Jahrlmn-derts, 2 Aufl., Munch., 1900; Lebenswege meines Denkens, Munch., 1919.
ЧЁРБЕРИ (Cherbury), Херберт Чербери (Herbert Cherbury), Эдуард, лорд (З марта 1583 — 20 августа 1648) — англ. философ и политич. деятель. Окончил Оксфордский ун-т. В 1619 — 24 — посол во Франции; веер. 1640-х гг.— сторонник парламентской оппозиции. Основоположник англ. деизма в форме т. н. естественной религии. Источником последней является, по Ч., не откровение, а разумное начало, врожденное человеку, и все «позитивные» религии приемлемы лишь в той мере, в какой они заключают в себе принципы, не противоречащие разуму. Осн. принципы «естественной религии» сводятся Ч. к пяти: 1) существует высшее существо, 2) его следует почитать,
3) лучшее его почитание — добродетель и благочестие,
4) преступления и проступки должны искупаться раскаянием, 5) существует воздаяние в загробной жизни. Из последнего принципа вытекает дуалистич. понимание Ч. отношения души и тела. Несмотря на умеренность деизма Ч., он встретил озлобленную реакцию теологов; напр., в книге профессора теологии Киль-ского ун-та X. Кортхольта «О трех великих обманщиках» (Ch. Kortholt, «De tribus impos tori bus», Kiel, 1680) Ч. «изобличается» наряду с Гоббсом и Спинозой.
Учение Ч. о познании основывается на признании им врожденных идей, данных богом. Он различал четыре вида истин: 1) «истины вещи» (согласие вещи с самой собой), 2) истины явлений (согласие явления с вещью), 3) истины понятия и 4) истины разума (логически правильные суждения и умозаключения). Этим четырем видам истин соответствуют четыре вида умств. способностей (естеств. инстинкт, внешнее и внутр. чувство, суждение). Наиболее надежным критерием истины Ч. признавал «всеобщее согласие». Этот взгляд, как и учение о врожденных идеях, был подвергнут критике Локком (см. «Опыт о человеч. разуме», в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, кн. 1, гл. 3, § 15 и ел.). Взгляды Ч. были также подвергнуты критике в письме Гассенди (1634), к-рому Ч. послал свое осн. произведение — «Трактат об истине» («Тга-ctatus de veritate», [P.], 1624).