Латв. ССР (с 1963). Окончил ВПШ при ЦК КПСС (в 1947), Латвийский педагогич. ин-т (1948) и аспирантуру Латвийского ун-та (1951). Преподавательскую работу ведет с 1948. С 1962 — ректор Латвийского ун-та. Работает над проблемами истории марксистско-ленинской философии в Латвии, методологии конкретных социальных исследований.
Соч.: Филос. и социологам, мысль народов СССР... Латвия, в кн.: История философии, т. 4, М., 1959; т. 5, М., 1961 (соавтор); Книга В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» в Латвии, «ВФ», 1960, № 4; П. Стучка и его роль в борьбе за торжество ленинской нац. политики, «ФН» (НДВГЛ), 1964, JMs 2; Филос. жизнь Латвии начала 20 века, Рига, 1966; Подъем филос. жизни Латвии в годы Сов. власти, «ФН» (НДВШ), 1967, № 5; Историч. материализм и конкретно-социологич. исследования, «Коммунист Сов. Латвии», 1969, Ка 2; Latvijas darbalanzu cina par padomj'u varu. 1917 gada, Riga, 1957; J. Jansona-Bravma dzive, Riga, 1957 (совм. с A. Vilsons); F. RozinS — marksistiskas filozotijas celmlauzis Latvija, Riga, 1960; J. Jansona-Brauna filozofiskie uzskati, Riga, 19C9.
ШТЁЙНЕР (Steiner), Рудольф (27 февр. 1861 — 30 марта 1925) — нем. философ и мистик, основатель антропософии. Уроженец Хорватии. Воспитывался в католич. семье. Увлекался естествознанием и натурфилософией Гёте. Был сотрудником архива Гёте в Веймаре, редактором н комментатором 90-томного собр. соч. Гёте, воздействие к-рого сказалось на филос. соч. Ш. «Философия свободы» («Philosophie der Freiheit», В., 1894). Взгляды Ш. подверглись влиянию Ницше («Ф. Ницше — борец против своего времени» — «F. Nietzsche, em Kampfer gegen seine Zeit», 2 Aufl., В., 1895), от идеи к-рого о «вечном возвращении» он перешел к изучению инд. философии. В 1902 ГП. обратился к теософии. Возглавил герм, отдел Теософского об-ва, где он развил исключительно бурную деятельность; за несколько лет им прочитано более тысячи докладов, написаны руководства по теософии («Очерки тайноведения», «Теософия», «Как достичь познания высших миров» и др.). В нач. войны Ш. удалился в нейтральную Швейцарию. Здесь, в Дорнахе по проекту Ш. возводится антропософский «храм» Гетеанум, постройка к-рого велась его учениками из разных стран (из России — А. Белый, М. Волошин и др.) и сопровождалась различными магич. обрядами (вопреки предсказаниям Ш., что храм простоит 300 лет, в ночь под 1923 он сгорел). В 1919 Ш. выступил со своей социальной утопией, созданной под влиянием «Государства» Платона. В противовес соцпалистич. программе обобществления средств пронз-ва в руках гос-ва он предлагал расчленение общества на три автономные сферы — правовую, основанную на равенстве, экономическую, построенную на братстве производителей в отд. общинах, н духовную во главе с ареопагом мудрецов, где должна царить свобода. В условиях послевоен. кризиса эти проповеди имели известный успех: возникло акционерное об-во по созданию независимых хозяйств, общпн, на ряде предприятий в Германии возникли антропософские ячейки, детские антропософские школы, проводились также опыты «духовного» земледелия. Со смертью Ш. об-во скоро превратилось в замкнутую секту. Однако продолжала успешно работать антропософская психиатрич. клиника в Арлесхейме.
|
|
|
|
Само учение Ш. представляет собой синкретич. соединение зап. и вост. религ.-оккультных учений, в к-ром можно выделить элементы гностицизма, пифагорейской мистики чисел, каббалистики, оккультно истолкованного христианства («христософии»), а также реминисценции из наследия Гёте, нем. романтиков и классич. идеализма (Фихте, Гегель). Все это мобили-зовывалось с целью преодолеть бездуховность «массового человека». Наряду с этим сохраняется научно-позитивистская претензия Ш. сделать из теософии «точную науку», подведя под нее «экспериментальную» базу, что сказалось и в стиле соч. самого Ш., большей
частью сухих, наукообразных трактатов. Ш., в отличие от традиц. теософии, основанной на пассивной инд. мистике, выдвигает в качестве цели своего учения пробуждение в человеке его скрытых духовных сил. Это достигается системой упражнений (медитации, инспирации), с помощью к-рых внутри физич. тела якобы формируются новые, аналогичные телесным духовные органы типа «огненных колес» и «цветов лотоса». Была разработана целая система ступеней посвящения с обрядами инициации наподобие масонских. Первые ступени включали танцы, выработку эвритмии, постановку театральных мистерий, к-рые писались самим Ш. Для посвященных читались особые секретные курсы. Человек, по Ш., в соответствии с традициями древнего оккультизма образует микрокосм в составе физич., эфирного и астрального тел, причем эфирное тело нисходит в человека с прорезанием коренных зубов (ок. 6 лет), а остальное — с достижением половой зрелости. Эти сферы отражают три ступени, через к-рые прошел, по Ш., в своем становлении Мировой Дух; с 1909, т. е. с открытия антропософии, мир вступил в четвертую фазу, на к-рой формируется духовное «Я». С подобных позиций Ш. нападал на католич. церковь как на ложное христианство.
Были попытки возродить штейнерианство после 2-й мировой войны и затем в 1961 в связи со столетним юбилеем Ш., когда в Дорнахе и в США приступили к изданию полных собр. его соч. Можно отметить связь с Ш. позднейших религ.-социальных течений типа «морального перевооружения» Ф. Бухмана (см. Бух-манизм).
Ок. 20 соч. Ш. были изданы на рус. яз. в изд. Моск. антропософского об-ва «Духовное знание».
Лит.: Белый А., Р. Штейнер и Гете в мировоззрении
современности, М., 1917; Meyer R., Wer war R. Steiner?,
Stuttg., 1961; H i e b e 1 Fr., R. Steiner im G-eistesgang des
Abendlandes, Bern—Munch., 1965. Д. Ляликов. Москва
ШТЕРН (Stern), Вильям (29 апр. 1871—27 марта 1938) — нем. психолог и философ, развивавший своеобразный вариант персонализма, связанный с установками философии жизни. Учился у Эббингауза в Берлине, преподавал в ун-тах Бреславля (1897—1915) п Гамбурга (1915—33), где основал Психологич. ин-т, занимающийся в основном вопросами детской и педагогич. психологии. В 1933 с приходом к власти Гитлера Ш. эмигрировал в США, был проф. Дьюкского ун-та (Дарем, Северная Каролина). Работы Ш. охватывают ряд (в т. ч. впервые пм выделенных и исследованных) областей прикладной психологии: такова судебная психология, в частности вопрос о достоверности свидетельских показаний. Ш. одним из первых начал применение тестовых испытаний, ввел понятие коэффициента умств. одаренности. Особую известность получили работы Ш. по детской психологии («Psychologic der rruhen Kindheit», Lpz., 1914; 7 Aufl., Hdlb., 1952; является классической). В психологии Ш. выступал за изучение личности как конкретного целого, утверждая недопустимость и неадекватность расчленения субъекта на изолированные психические функции и невозможность выделения «элементов» сознания.
|
|
Свою филос. систему III. именует «системой критического персонализма» («Person und Sache», Bd 1—3, Lpz., 1906—24); мир рассматривается как иерархия, система «личностей» различных ступеней (взрослый человек, ребенок, животное, растение, кристалл), однако сама «личность» в понимании Ш. теряет свою личностную сущность, т. е. автономность и самоценность, выступая как «интегральная целостность». Эта «психофизически нейтральная» «личность» (точнее, «персона» — Рег80п)г.отличает персонализм Ш. от идеалистических (спиритуалистических) концепций персонализма, согласно к-рому личность есть духовная сущность. По Ш., сущностью личности является целена-
ШТЕРНБЕРГ—ШТОФФ
правленная деятельность, что отличает личность от «вещи», лишенной внутр. активности и детерминированной извне. Различие личности и вещи не есть различие тела и духа (тело и дух, по мысли Ш., суть одинаково мысленные конструкции, результат абстракции). Вещью становится личность низшего порядка, входя в состав более высокой как ее подчиненная часть или орган. К формам вещных отношений относятся такие категории, как каузальность, тождественность, унп-формизм, а равно пространство и время, имеющие характер общих законов, направленных на отрицание конкретно-личного. В своей «телеомеханике» Ш., стремящийся преодолеть дуализм каузально-механистического и целенаправленно-личностного подходов в психологии, выводит эти формы существования вещи как производные от первичной активности личности. В своей этике («Person und Sache», Bd 3) Ш. наряду с иерархией ценностей, соответствующих личностям разного порядка, развивает учение об «излучающей ценности» (Strahlwert), к-рая, исходя из личности высшего уровня, служит и самоутверждению др. личностей, не превращая их только в орудие или средство овеществления (иск-во, религия и др.). Учение Ш., явившееся развитием ряда положений монадологии Лейбница (но лишенное у Ш. тепстич. предпосылок), занимает изолированное место в нем. философии нач. 20 в. и остается малоизученным. Позднейшие аналогии к философии Ш. можно найти в холизме Я. Смэтса и др. (см. Организмические теории).
|
|
Соч.: Allgemeine Psychologie auf personalistischer Grund-lage, Haag, 1935.
■ Лит.: A history of psychology in autobiography, ed. С. А. Murchison, v. 1, Worcester —L., 1930, p. 335—88; Festschrift W. Stern zum 60. Geburtstag am 29. April 1931, Lpz., 1931.
Д. Лялипов, М. Роговин. Москва.
ШТЕРНБЕРГ (Sternberg), Фриц (11 июня 1895— 1963) — один из теоретиков правой зап.-герм, и меж-дунар. социал-демократии, антикоммунист. В 1933 эмигрировал из Германии, с 1939 жил в США. В ряде довоенных работ, посвященных проблемам капитализма, Ш. упрекает Маркса в том, что он якобы недооценивал влияния колониальных стран на развитие капитализма. Ш.— один из авторов теории «второй промышленной революции». Считая автоматизацию истоком этой революции, Ш. утверждает, что под ее воздействием идеалы социализма будут осуществлены в рамках «планируемого» капитализма («Die zweite industrielle Revolution», В., 1956; «Die militarische und die industrielle Revolution», В., 1957). В кн. «Маркс и современность» («Marx und die Gegenwart», Koln, 1955) и в последней кн. «Замечания к Марксу сегодня» («Anmerkungen zu Marx-heute», Fr/.M., 1965), признавая в общем ценность методологии Маркса, пытался доказать устарелость мн. принципиальных положений марксистской теории, призывал к «очищению» марксизма от ленинизма.
С о ч.: Der Imperialismus, В., 1926; Marxistische Probleme, [В.], 1928; Der «Imperialismus» und seine Kritiker,B., 1929; Eine Umwalzung der Wissenschaft, В.. 1930; Der Niedergang des deut-schen Kapitalismus, В., 1932; Der Faschismus an der Maeht, Amst., 1935; Kapitalismus und Sozialismus vor dem Weltge-richt, 2 Aufl., Hamb., 1952; So endete es..., Koln, 1951; Hat der Sozialismus eine Zukunft?, W., 1962.
Г. Волков. Москва.
ШТЁРНГАССЕ (Sterngasse), Йоханнес (р. во 2-й пол. 13 в.— ум. 1314) — нем. философ. В трактатах по натурфилософии и этике, проповедях на нем. яз., комментариях к «Сентенциям» Петра Ломбардского Ш. сочетал идеи Сигера Брабантского и др. лат. авер-роистов с мистич. учениями, близкими к идеям Эк-харта. Полемизируя с Фомой Аквинским, Ш. отстаивал аверроистское учение о вечности небесной материи, являющейся причиной существования вещей земного мира. Оспаривая представления о предсуществовании форм материи, Ш. считал, что формы зарождаются в ее недрах. Примыкая к аверроистской концепции
«единого интеллекта», Ш. рассматривал индивидуальное чсловеч. сознание как проявление свойственной всему человечеству в целом единой умств. способности. Человеч. душа, по Ш., способна путем созерцания и освобождения от чувств, образов достичь высшего познания божества; сливаясь с ним и растворяясь в нем, она утрачивает собств. индивидуальность.
Лит.: Лей Г., Очерк истории ср.-век. материализма, М., 1962, с. 520 — 26; Grabmann M., Neuaufgefundene lateinische Werke deutscher Mystiker, «Sitzungsberichte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Philosonhisch-hist. Klasse», 1921, 3 Abh., Munch., 1922; его же, Mittelal-terliches Geistesleben, Bd 1, Munch., 1926, S. 392—450; Land-graf A. M., J. Sterngasse und sein Sentenzkommentar, «Divus Thomas», Freiburg, 1920. А. Горнфункелъ. Москва.
ШТЙРНЕР (Stirner), Макс (псевдоним; наст, имя п фамилия — Каспар Ш м и д т; Schmidt) (25 окт. 1806—26 июня 1856) — мелкобурж. нем. философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В кн. «Единственный и его достояние» (Lpz., 1845; рус. пер., М., 1906) Ш., отправляясь от идеи самосознания Штрауса, развил субъектнвно-пдеалистич. версию младогегельянства. Не только религию, но и все социальные институты— гос-во, право, семью, собственность и т. п., он объявлял уродливыми порождениями сознания отдельной личности. Отсюда проистекали крайний эгоизм, концепция, согласно к-рой никаких объективных и необходимых связен индивидов в обществе не существует, и анархизм, согласно к-рому личность не должна признавать никаких обязательных для себя обществ, установлений. Вместе с тем частная собственность представлялась Ш. необходимой формой реализации «Я» и тем самым вечным установлением. Взгляды Ш. были мелкобурж. протестом против бурж. строя. Он не понимал классовой структуры общества, отождествлял пролетариев с пауперами, выступал против коммунизма, противопоставляя ему свой «совершеннейший эгоизм». Взгляды Ш. имели в 40—50-х гг. значит, успех среди бунтарски настроенной мелкобурж. интеллигенции и оказали влияние на Бакунина и Ницше. Маркс и Энгельс дали в «Немецкой идеологии» (см. «Святой Макс», в кн.: Соч., 2 изд., т. 3, с. 103—452) уничтожающую критику субъективного идеализма, мелкобурж. индивидуализма и анархизма Ш., показали полную несостоятельность штирнеровской критики коммунизма.
Соч.: Die National-Oekonomen der Franzosen und Eng-lander, Bd 1—4, Lpz.. 1845 — 47; Geschichte der Reaktion, Abt. 1—2, В., 1852; Kleinere Schriften, 2 Aufl., В., 1914.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7,
с. 441—45; т. 21 (см. указатель имен); Плеханов Г. В.,
Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., 1925; Саводник В.,
Ницшеанец 40-х годов. М. Ш. и его философия эгоизма, М.,
1902; Маккай Д. Г., М. Ш., его жизнь и учение,
пер. с нем., СПБ, 1907; Ш е л ь в и н Р., М. Ш. и Ф. Ницше,
пер. с нем., М., 1909; Курчинекий М. А., Апостол
эгоизма.М.III. и его философия анархизма, П., 1920; Сереб
ряков М., М. Ш. перед судом Маркса и Энгельса, «Книга
и революция», 1922, Л"» 3(15); Багатурия Г. А., К ис
тории написания, опубл. и исследования «Нем. идеологии»
Маркса и Энгельса, в сб.: Из истории формирования и раз
вития марксизма, М., 1959; Ойзерман Т. И., Формиро
вание философии марксизма, М., 1962, с. 407—17; Hess M.,
Die letzten Philosophen, Darmstadt, 1845; Schellwien
R., M. Stirner und F. Nietzsche, Lpz., 1892; Engert H.,
Das historische Denken M. Stirners, Lpz., 1911; M a u t z K. A.,
Die Philosopliie M. Stirners im Gegensatz zum Hegelschen
Idealismus, В.. 1936; Arvon H., Aux sources de l'existen-
tialisme M. Stirner, P., 1954 (есть библ.); Fetscher I.,
Die Bedeutung M. Stirners fur die Entwicklung des historisehen
Materialismus, «Z. philos. Forschung», 1952, Jg. 6, Bd 52, H. 3,
S. 425; Emge К. А., М. Stirner. Eine geistig nicht bewal-
tigte Tendenz, Mainz, 1964. А. Панфилова. Москва.
ШТОФФ, Виктор Александрович (р. 12 февр. 1915) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), проф. (с 1966). Член КПСС с 1944. Окончил филос. фак-т ЛГУ (1937) и аспирантуру (1941). Ведет педагогическую и н.-п. работу в вузах (с 1937), с 1945 — на филос. фак-те ЛГУ. Зав. кафедрой философии Ин-та повышения квалификации преподавателей обществ, наук при ЛГУ (с 1967). Область науч. исследований —