double arrow

ШТОШ—ШТУМПФ




теория познания, методология науч. исследований и филос. вопросы естествознания.

Соч.: Филос. основы теории химич. строения А. М. Бут­лерова, «Уч. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук», 1956, вып. 7; К воп­росу о специфике химич. формы движения материи, «Вестник ЛГУ», 1956, вып. 2, J* 11; К вопросу о классификации форм движения материи в неорганической природе, в сб.: Проблемы развития в природе и обществе, М.— Л., 1958; К вопросу о роли модельных представлений в науч. познании, «Уч. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук», 1958, вып. 13, № 248; Гносеологич. функции моделей, «ВФ», 1961, № 12; К критике неопозити­вистского понимания роли моделей в познании, в сб.: Филосо­фия марксизма и неопозитивизм, М., 1963; Роль моделей в по­знании, Л., 1963; Моделирование и философия, М.— Л., 1966.

ШТОШ(Stosch), Фридрих Вильгельм (25 дек. 1648 — 20 авг. 1704) — нем. философ-материалист и атеист. В анонимно изданной книге «Согласие разума и веры, или Гармония моральной философии и хрис­тианской религии» («Concordia rationis et fidei sive harmonia philosophiae moralis et religionis christi-anae», Amst., 1692) выступал как последователь Спи­нозы, называя богом единую материальную субстан­цию, вечную и бесконечную. Спинозизм сочетался у III. с атомистич. концепцией Эпикура Гассенди. Осн. внимание Ш. уделял психич. деятельности чело­века it отношению его к др. людям и к обществу. Рассматривая человека как своеобразную живую машину, Ш. отвергал положение о нематериальности души; сознание, по Ш., обусловлено деятельностью мозга. Т. о., Ш. отвергал осн. положения христ. веро­учения о сотворении мира, о воскресении из мертвых, о загробном воздаянии, критиковал учение о про­видении. Библию он рассматривал как историч. до­кумент. Христианство Ш. признавал лишь в той мере, в какой оно согласуется с разумом (отсюда и назва­ние его сочинения), к-рый он ставил выше веры, отождествляя ее по существу с суеверием.




Духовные власти запретили продажу книги Ш., за нелегальное ее хранение и распространение взи­мался значит, штраф. В 1694 книга Ш. была публично сожжена в Берлине, а сам Ш. подвергся преследова­ниям и вынужден был формально отречься от своих взглядов.

В этике Ш. также следовал за Спинозой (детерми­низм, относительность нравств. принципов, естеств. происхождение понятий добра и зла). У Ш. встреча­ются утопич. представления о будущем состоянии общества, в к-ром человечество избавится от бедности, войн, раздоров и др. зол.

Лит.: Ланге Ф., История материализма и критика его значения в наст, время, т. 1—2, СПБ, 1899, с. 243; Ты-м я н с к и й Г., Спинозизм в Германии и Ф. В. Стош, «ПЗМ», 1925, № 8—9; История философии, т. 3, М., 1943, с. 18—20; Г р о п п Р. О., Прогрес. филос. наследие Германии послед­ней трети 17 — конца 18 вв.,«ФН»(НДВШ), 1961, j4» 1; Г у-лыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962; Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 3, Stuttg.—В., 1922; Stiehler G., F. W. Stosch, в кн.: Beitrage zur Geschichte des vormarxis-tischen Materialismus, В., 1961; его же, Materialisten der Leibniz-Zeit. Ausgew. Texte. В., 1966. Б. Мееровский. Москва.



ШТРАКС,Григорий Маркович (р. 30 авг. 1909) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), проф. (с 1965). Член КПСС с 1941. Окончил филос. фак-т МИФЛЩ1938), с этого времени преподает философию и ведет науч. работу в вузах. В 1948—57— зав. кафед­рой философии Ярославской парт, школы. С 1959 — зав. кафедрой философии Ин-та повышения квалифи­кации преподавателей обществ, наук при МГУ. Об­ласть науч. исследований — диалектич. материализм, диалектика развития социализма, методика преподава­ния философии.

Соч.: Категория закона в марксистско-ленинской фило­софии, М., 1955; Ядро диалектики и его совр. критики, «ВФ», 1959, J* 4; Предмет диалектич. и историч. материализма, М., 1960; Об особенностях противоречии общественного развития, «ВФ», 1962, № 7; О своеобразии действия закона единства и борьбы противоположностей в период развернутого строи­тельства коммунизма, «ФН» (НДВШ), 1962, № 4; К проблеме конфликта в социалистич. обществе, «Вестн. МГУ. Серия 8. Экономика, философия», 1962, JSB 5; О методике преподавания


обществ, наук и о повышении научной квалификации препо­давателей, в сб.: 22 съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук, М., 1962: Закон единства и борьбы противоположностей, М., 1967 (совм. с С. П. Дуделем); Общие особенности диа­лектики в условиях социального единства, в кн.: Диалектика стр-ва коммунизма, М., 1968.



ШТРАУС(Strauss), Давид Фридрих (27 янв. 1808— 8 февр. 1874) — нем. философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В революции 1848—49 выступал с тре­бованием конституц. монархии; после 1866— на­ционал-либерал, монархист, противник социализма. Его кн. «Жизнь Иисуса, критически переработанная» (Bd 1 — 2, Tubingen, 1835 — 36, рус. пер., кн. 1-2, Лейпциг — СПБ, 1907) положила начало «...процессу разложения гегелевской системы...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.З, с. 15), оказала боль­шое влияние на развитие антирелиг.мысли.Проповедуя пантеизм, Ш. критиковал ортодоксальную версию про­исхождения христ. мифов, отрицал историч. достовер­ность евангельских преданий, считая Новый завет лишь лит. памятником своей эпохи. Христа Ш. рас­сматривал как историч. личность, а евангелистов — как писателей, живших в более позднее время и соз­давших свои предания на основе веры в божеств, мес­сию. В чудесах Ш. видел мифы, отражавшие месси­анские идеи своего времени, и считал эти мифы не сознат. измышлениями отд. лиц, а продуктом созна­ния (духовной «субстанции» эпохи). Этими идеями Ш. положил начало тюбингенской школе протестант­ской истории религии.

Филос. основой концепции Ш. была истолкованная в духе Гегеля спинозовская идея субстанции; с этой т. зр. Ш. критиковал теологию. Маркс и Энгельс, признавая положит, значение, работ Ш., дали обстоя­тельную критику его взглядов, указывая, что Ш., ограничиваясь лишь критикой религ. представлений, не вышел за пределы идеализма. Во втором изд. ч<Жиз-ни Иисуса» (Lpz., 1864) и в работе «Старая и новая вера» (Lpz., 1872, рус. пер., СПБ, 1906) Ш. вслед за Фейербахом пытался создать новую, отличную от христианства пантеистич. религию, основанную на чувстве человеческой зависимости от мировой за­кономерности, и претендовал на преодоление «односто­ронности» как материализма, так и идеализма.

Соч.: Gesammelte Schrilten, Bd 1 — 12, Bonn, 1876—78; в рус. пер.— Переписка между Э. Реианом и Д. Штраусом, в кн.: Л а в е л э Э., Совр. Пруссия в политич. и экономич. отношениях, СПБ, 1870; Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896; Чудеса Христа, СПБ, [1907]; Вольтер, СПБ, 1909.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2,
3 (см. имен, указат.); Энгельс Ф., Людвиг Фейербах
и конец классической нем. философии, там же, т. 21, с. 13—15;
Быховский Б. Э., Младогегельянство, «ПЗМ», 1940,
№ 10; История философии, т. 3, М., 1943, с. 306—12; Пле­
ханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957 (см.
имен, указат.); Gbschel К. F., Beitrage zur spekulativen
Philosophie von Gott und dem Menschen und von dem Gott-
Menschen, В., 1838; Nietzsche F г., D. F. Strauss,
der Bekenner und Schriftsteller, Chemnitz, 1873; G e 1-
zer H., Die Straussischen Zerwurfnisse in Zurich von 1839,
Hamb,-Gotha, 1873; Hausrath A., D. F. Strauss und
Theologie seiner Zeit, Bd 1—2, Hdlb., 1876—78; Z e 1 1 e r Ed.,
D. F. Strauss in seinem Leben und seinen Schriften, Bonn, 1894;
Eck S., D. F. Strauss, Stuttg., 1899; Harracus K.,
D. F. Strauss, Lpz., [1901]; Z i e g 1 e r T h., Strauss, Tl 1—2,
Strassburg, 1908; Levi A., D. F. Strauss, P., 1910; В art hK.,
D. F. Strauss als Theologe. 1839—1939, [Z.], 1939; Steuss-
loff H., Die Religionskritik von D.F. Strauss, «Dtsch.
Z. Philos.», 1962, Jg. 10, [Mb] 6. А. Панфилова. Москва.

ШТУМПФ(Stumpf), Карл (21 апр. 1848—25 дек. 1936) — нем. философ и психолог. С 1873 —профес­сор (преемник Ф. Брентано) в Вюрцбурге, позднее — профессор в Галле, Праге и Мюнхене, а с 1894 — в Берлине. Основал Психологич. ин-т при Берлинском ун-те. Взгляды Ш. сложились под влиянием идей Брентано (см. Феноменология) о применении к фило­софии методов точных наук. В философии Ш. высту­пал последователем эмпиризма, призывая к возрож­дению традиции Локка и Лейбница и к преодолению спекулятивных тенденций нем. идеализма — «темного








Сейчас читают про: