теория познания, методология науч. исследований и филос. вопросы естествознания.
Соч.: Филос. основы теории химич. строения А. М. Бутлерова, «Уч. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук», 1956, вып. 7; К вопросу о специфике химич. формы движения материи, «Вестник ЛГУ», 1956, вып. 2, J* 11; К вопросу о классификации форм движения материи в неорганической природе, в сб.: Проблемы развития в природе и обществе, М.— Л., 1958; К вопросу о роли модельных представлений в науч. познании, «Уч. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук», 1958, вып. 13, № 248; Гносеологич. функции моделей, «ВФ», 1961, № 12; К критике неопозитивистского понимания роли моделей в познании, в сб.: Философия марксизма и неопозитивизм, М., 1963; Роль моделей в познании, Л., 1963; Моделирование и философия, М.— Л., 1966.
ШТОШ (Stosch), Фридрих Вильгельм (25 дек. 1648 — 20 авг. 1704) — нем. философ-материалист и атеист. В анонимно изданной книге «Согласие разума и веры, или Гармония моральной философии и христианской религии» («Concordia rationis et fidei sive harmonia philosophiae moralis et religionis christi-anae», Amst., 1692) выступал как последователь Спинозы, называя богом единую материальную субстанцию, вечную и бесконечную. Спинозизм сочетался у III. с атомистич. концепцией Эпикура — Гассенди. Осн. внимание Ш. уделял психич. деятельности человека it отношению его к др. людям и к обществу. Рассматривая человека как своеобразную живую машину, Ш. отвергал положение о нематериальности души; сознание, по Ш., обусловлено деятельностью мозга. Т. о., Ш. отвергал осн. положения христ. вероучения о сотворении мира, о воскресении из мертвых, о загробном воздаянии, критиковал учение о провидении. Библию он рассматривал как историч. документ. Христианство Ш. признавал лишь в той мере, в какой оно согласуется с разумом (отсюда и название его сочинения), к-рый он ставил выше веры, отождествляя ее по существу с суеверием.
|
|
Духовные власти запретили продажу книги Ш., за нелегальное ее хранение и распространение взимался значит, штраф. В 1694 книга Ш. была публично сожжена в Берлине, а сам Ш. подвергся преследованиям и вынужден был формально отречься от своих взглядов.
В этике Ш. также следовал за Спинозой (детерминизм, относительность нравств. принципов, естеств. происхождение понятий добра и зла). У Ш. встречаются утопич. представления о будущем состоянии общества, в к-ром человечество избавится от бедности, войн, раздоров и др. зол.
Лит.: Ланге Ф., История материализма и критика его значения в наст, время, т. 1—2, СПБ, 1899, с. 243; Ты-м я н с к и й Г., Спинозизм в Германии и Ф. В. Стош, «ПЗМ», 1925, № 8—9; История философии, т. 3, М., 1943, с. 18—20; Г р о п п Р. О., Прогрес. филос. наследие Германии последней трети 17 — конца 18 вв.,«ФН»(НДВШ), 1961, j4» 1; Г у-лыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962; Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 3, Stuttg.—В., 1922; Stiehler G., F. W. Stosch, в кн.: Beitrage zur Geschichte des vormarxis-tischen Materialismus, В., 1961; его же, Materialisten der Leibniz-Zeit. Ausgew. Texte. В., 1966. Б. Мееровский. Москва.
|
|
ШТРАКС, Григорий Маркович (р. 30 авг. 1909) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), проф. (с 1965). Член КПСС с 1941. Окончил филос. фак-т МИФЛЩ1938), с этого времени преподает философию и ведет науч. работу в вузах. В 1948—57— зав. кафедрой философии Ярославской парт, школы. С 1959 — зав. кафедрой философии Ин-та повышения квалификации преподавателей обществ, наук при МГУ. Область науч. исследований — диалектич. материализм, диалектика развития социализма, методика преподавания философии.
Соч.: Категория закона в марксистско-ленинской философии, М., 1955; Ядро диалектики и его совр. критики, «ВФ», 1959, J* 4; Предмет диалектич. и историч. материализма, М., 1960; Об особенностях противоречии общественного развития, «ВФ», 1962, № 7; О своеобразии действия закона единства и борьбы противоположностей в период развернутого строительства коммунизма, «ФН» (НДВШ), 1962, № 4; К проблеме конфликта в социалистич. обществе, «Вестн. МГУ. Серия 8. Экономика, философия», 1962, JSB 5; О методике преподавания
обществ, наук и о повышении научной квалификации преподавателей, в сб.: 22 съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук, М., 1962: Закон единства и борьбы противоположностей, М., 1967 (совм. с С. П. Дуделем); Общие особенности диалектики в условиях социального единства, в кн.: Диалектика стр-ва коммунизма, М., 1968.
ШТРАУС (Strauss), Давид Фридрих (27 янв. 1808— 8 февр. 1874) — нем. философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В революции 1848—49 выступал с требованием конституц. монархии; после 1866— национал-либерал, монархист, противник социализма. Его кн. «Жизнь Иисуса, критически переработанная» (Bd 1 — 2, Tubingen, 1835 — 36, рус. пер., кн. 1-2, Лейпциг — СПБ, 1907) положила начало «...процессу разложения гегелевской системы...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.З, с. 15), оказала большое влияние на развитие антирелиг.мысли.Проповедуя пантеизм, Ш. критиковал ортодоксальную версию происхождения христ. мифов, отрицал историч. достоверность евангельских преданий, считая Новый завет лишь лит. памятником своей эпохи. Христа Ш. рассматривал как историч. личность, а евангелистов — как писателей, живших в более позднее время и создавших свои предания на основе веры в божеств, мессию. В чудесах Ш. видел мифы, отражавшие мессианские идеи своего времени, и считал эти мифы не сознат. измышлениями отд. лиц, а продуктом сознания (духовной «субстанции» эпохи). Этими идеями Ш. положил начало тюбингенской школе протестантской истории религии.
Филос. основой концепции Ш. была истолкованная в духе Гегеля спинозовская идея субстанции; с этой т. зр. Ш. критиковал теологию. Маркс и Энгельс, признавая положит, значение, работ Ш., дали обстоятельную критику его взглядов, указывая, что Ш., ограничиваясь лишь критикой религ. представлений, не вышел за пределы идеализма. Во втором изд. ч<Жиз-ни Иисуса» (Lpz., 1864) и в работе «Старая и новая вера» (Lpz., 1872, рус. пер., СПБ, 1906) Ш. вслед за Фейербахом пытался создать новую, отличную от христианства пантеистич. религию, основанную на чувстве человеческой зависимости от мировой закономерности, и претендовал на преодоление «односторонности» как материализма, так и идеализма.
Соч.: Gesammelte Schrilten, Bd 1 — 12, Bonn, 1876—78; в рус. пер.— Переписка между Э. Реианом и Д. Штраусом, в кн.: Л а в е л э Э., Совр. Пруссия в политич. и экономич. отношениях, СПБ, 1870; Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896; Чудеса Христа, СПБ, [1907]; Вольтер, СПБ, 1909.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2,
3 (см. имен, указат.); Энгельс Ф., Людвиг Фейербах
и конец классической нем. философии, там же, т. 21, с. 13—15;
Быховский Б. Э., Младогегельянство, «ПЗМ», 1940,
№ 10; История философии, т. 3, М., 1943, с. 306—12; Пле
ханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957 (см.
имен, указат.); Gbschel К. F., Beitrage zur spekulativen
Philosophie von Gott und dem Menschen und von dem Gott-
Menschen, В., 1838; Nietzsche F г., D. F. Strauss,
der Bekenner und Schriftsteller, Chemnitz, 1873; G e 1-
zer H., Die Straussischen Zerwurfnisse in Zurich von 1839,
Hamb,-Gotha, 1873; Hausrath A., D. F. Strauss und
Theologie seiner Zeit, Bd 1—2, Hdlb., 1876—78; Z e 1 1 e r Ed.,
D. F. Strauss in seinem Leben und seinen Schriften, Bonn, 1894;
Eck S., D. F. Strauss, Stuttg., 1899; Harracus K.,
D. F. Strauss, Lpz., [1901]; Z i e g 1 e r T h., Strauss, Tl 1—2,
Strassburg, 1908; Levi A., D. F. Strauss, P., 1910; В art hK.,
D. F. Strauss als Theologe. 1839—1939, [Z.], 1939; Steuss-
loff H., Die Religionskritik von D.F. Strauss, «Dtsch.
Z. Philos.», 1962, Jg. 10, [Mb] 6. А. Панфилова. Москва.
|
|
ШТУМПФ (Stumpf), Карл (21 апр. 1848—25 дек. 1936) — нем. философ и психолог. С 1873 —профессор (преемник Ф. Брентано) в Вюрцбурге, позднее — профессор в Галле, Праге и Мюнхене, а с 1894 — в Берлине. Основал Психологич. ин-т при Берлинском ун-те. Взгляды Ш. сложились под влиянием идей Брентано (см. Феноменология) о применении к философии методов точных наук. В философии Ш. выступал последователем эмпиризма, призывая к возрождению традиции Локка и Лейбница и к преодолению спекулятивных тенденций нем. идеализма — «темного