Они обвиняют в неверии мусульман за совершение больших грехов

Это наиболее известный признак хариджитов, однако, среди них были и такие, кто обвинял в неверии мусульман даже за совершение малых грехов. (См. «ад-Дурар» 1/360).

Хариджиты обвиняют мусульман в неверии за совершение грехов, которые в Коране или Сунне называются неверием (куфр) или же за совершение которого человек может попасть в Ад. Это свидетельствует об абсолютном незнании ими основ религии, а также об уровне их понимания шариатских текстов. Да, действительно, многие большие грехи именуются в Коране и Сунне неверием (куфр), однако это не означает, что совершивший их впадает в великое неверие. Подобный прием используется для указания на особую степень тяжести этого греха, но никак не для того, чтобы обвинить человека в великом неверии, выводящем из религии. Такой вид неверия называется малым неверием. Именно поэтому имам аль-Бухари в своем Сахихе назвал главу, содержащую подобные хадисы: «Неверие, которое меньше неверия». В подтверждение сказанного можно привести хадис Джабира, который сказал: «Любой раб, сбежавший от своих хозяев, впадает в неверие (куфр), до тех пор, пока не вернется к ним». Мансур, один из передатчиков этого хадиса, сказал: «Клянусь Аллахом, он (Джабир) передавал эти слова от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но я не хочу, чтобы это передавали с моих слов здесь, в Басре». (Муслим 1/45).

Причина, по которой Мансур не хотел, рассказывать этот хадис в Басре заключалась в том, что в Басре было много хариджитов и му’тазилитов, и без того обвинявших мусульман в неверии за совершение грехов. Он опасался, что, узнав об этом хадисе, они могли укрепиться в своем заблуждении и воспользоваться им для оправдания своих взглядов.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Ахлю ас-Сунна уаль-джама’а, а именно обладающие знанием, единогласны в том, что ни один мусульманин не выходит из Ислама за совершение грехов, какими бы великими они ни были!». (См. «ат-Тамхид» 16/315).

Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Тот, кто обвинил мусульманина в неверии, подобен тому, кто его убил!». (См. «Сахих аль-джами’» 6269).

Также посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, я боюсь для вас человека, который читает Коран, и его красота (Корана) отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, опрокинув его за спину, и бросается на своего соседа с мечом, обвиняя его в многобожии (ширк)». И Хузайфа спросил: “О пророк Аллаха, кто из них ближе к многобожию, тот, кто обвиняет или тот, кого обвиняют?!” Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, тот, кто обвиняет!». (аль-Бухари “ат-Тарих” 297, Ибн Хиббан, 81).

Имам Абуль-‘Аббас аль-Асам рассказывал: “Однажды два хариджита совершали обход вокруг Каабы, и один из них сказал другому: “Никто из этих созданий не войдет в Рай кроме меня и тебя!” Тот спросил: “Ширина Рая равна ширине небес и земли и он создан только для меня и тебя?!” Он ответил: “Да!” Тогда тот сказал ему: “Он для тебя”, и отказался от его убеждений”. (См. аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 2317).

То есть он вернулся к правильному и пречистому пути,на чем былпророк, да благословит его Аллах и приветствует, и на чем были его сподвижники. Таквернитесь же вы о, глупцы, последовавшие по пути хариджитов и разных заблудших сект! Разве вы не слышали слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который говорил: " Разделится моя община на семьдесят три течения и все они окажутся в Огне, кроме одной!" Его спросили: "Кто же они, о посланник Аллаха?!" На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Это те, кто следует тому, на чем я и мои сподвижники". (Ахмад 4\102, Абу Дауд 2\503 и др.).

Сказал Мухаммад бну Сирин, да смилуется над ним Аллах, один из известных таби’инов (последователей): «Если (человек) будет следовать тому, на чем были сподвижники, то он на (прямом) пути». (Аль-Лялякаи “Шарх ас-Сунна”, 109-110).

Известно, как говорят ученые, что каждый, кто противоречит пути посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижникам входит в число семидесяти двух сект, о которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что они в Огне.

А разве вы теперь не боитесь, о те, которые последовали по пути хариджитов, что вы не окажетесь в числе тех, о которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил в хадисе?! И нет сомнения в том, что вы попадаете под эту угрозу, поскольку ни пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и ни его сподвижники не делали того, что вы совершаете, а наоборот они очень порицали и запрещали те поступки, которых вы совершаете сегодня, как вы узнали это выше!!

24 – Они самые строгие из людей в вопросе "кьияса" (Аль-Миляли уауль-Нихал, 1\116)

Слово «къияс» означает «сравнение» или «аналогия». Таким образом, в вопросах вероубеждения нет места къиясу, т.е. нельзя в том или ином вопросе проводить аналогии, опираясь на собственный разум. Также к къиясу не прибегают в вопросах фикха, когда в текстах Корана или Сунны есть прямое указание на тот или иной вопрос. Как гласит известное правило: «Нет аналогии (къияса), когда есть текст (Корана и Сунны)».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: