В использовании внушения как психологического инструмента в массовом информационном воздействии в современных условиях четко определились две противоположные тенденции. Одна из них сводится к тому, что внушение делается основным способом организации общественного мнения и манипулирования сознанием масс. Оно намеренно превращается в инструмент «деидеологизированной» идеологической борьбы, в которой, по расчетам ее вдохновителей, можно «перейти с невыгодного, сулящего - все более сокрушительные поражения плацдарма идейных схваток на более перспективный, оторванный от социальных реальностей и безразличный к ним плацдарм прямого вторжения в психическую жизнь людей, где доминирующее место занимают скорее физиологические и психофизиологические, нежели социально-идеологические, моменты»[36]. В ходе реализации этой методологической установки информационное воздействие организуется так, чтобы мысль, представление, образ входили непосредственно в сферу сознания и закреплялись в нем как нечто данное, несомненное и уже доказанное. Это становится возможным при подмене активного отношения психики к предмету коммуникации преднамеренно созданной пассивностью восприятия предлагаемых сообщений, через рассеивание внимания обилием информации, аффективную форму ее преподнесения, искусственное гипертрофирование престижа источников[37].
|
|
Свое наиболее полное и законченное выражение отмеченная тенденция находит в буржуазной пропаганде и капиталистической рекламе. Для буржуазной прессы, радио и телевидения внушение — основной способ доведения информации до сознания аудитории в своих странах и за рубежом, поскольку отражаемая на газетных полосах и в эфире капиталистическая действительность «на каждом шагу является противоположностью тому, что она о себе говорит, и говорит о себе противоположное тому, что она есть»[38], поскольку лишь с помощью внушения можно оправдать авантюрную, суетливую политику и крайне нестабильную, всегда больную экономику, выдать нищету за процветание, а порабощение — за свободу. Обеспечению практики информационных процессов подобного рода посвящены значительные усилия современной зарубежной психологии, сводящиеся «к выработке приемов и путей такого воздействия на психику людей, которое воспринималось бы некритически, автоматически»[39]. В этом, собственно, и заключается основная цель деятельности средств массовой информации и пропаганды, находящихся в руках буржуазии, которая стремится не допустить логического осмысления действительности народными массами, не дать возможности уяснить причинно-следственные связи происходящих в мире процесов и одновременно пытается навязать обществу не только определенный образ внешнего поведения, но и внедрить в сознание людей соответствующие нормы оценок и отношений[40]. […]
|
|
Особенность второй тенденции заключается в том, что внушение выступает как вспомогательный механизм, дополняющий собой убеждающую коммуникацию и повышающий ее эффективность в тех случаях, когда необходимо преодолеть сопротивление убеждению в силу возникшего по какой-либо причине недоверия, неразвитой психики, неясного представления аудиторией своих интересов, имеющихся негативных установок или аномального состояния сознания, наблюдаемого у людей, например, в моменты начала стихийных бедствий. По этой тенденции применение внушения становится возможным и целесообразным в ситуациях, когда четкое и строгое логическое доказательство оказывается субъективно неубедительным для аудитории из-за чувств, которые испытывают слушатели или читатели к источнику информации, из-за классовых, групповых или явно эгоистических интересов, питающих собой вполне очевидную предубежденность.
Внушению как способу побуждения людей к принятию адресованного им информационного воздействия присущи качества, которые допускают позитивный подход к его применению во многих случаях. В журналистской практике, как известно, постоянно обращаются к внушению. И это происходит не только при необходимости преодолеть коммуникационные барьеры. […]
Таким образом, внушение может осуществляться в одном направлении и параллельно с убеждением и во имя одних и тех же целей. Эта вторая тенденция реализуется деятельностью средств массовой информации и пропаганды социалистических стран. Объективные условия для ее осуществления создают дальнейшее развитие и усложнение структуры современного социалистического общества, увеличение числа общностей, к которым одновременно принадлежит каждый человек и каждая из которых субъективно осознается индивидом как «мы». Ни одна из этих общностей не отгораживает его от других, и в своем сознании он непрерывно производит выбор того «мы», которое в данный момент определяет его поведение и чувства. Нуждаясь в убеждении для осмысления событий и закономерностей жизни и проявляя все меньшую готовность к некритическому восприятию информации о своей социальной среде, он, тем не менее, может весьма охотно поддаваться заражающему действию человеческой среды, того или иного данного «мы», если это действие совпадает с его психическими потребностями и способствует его идентификации с указанным «мы»[41].
Следует отметить одну важную особенность, характерную для внушающей коммуникации, осуществляемой в современном социалистическом обществе. С увеличением роли прессы, радио, телевидения в его жизни не происходит процесса «стандартизации» мышления, основанного на явно некритическом восприятии сообщений, — процесса, захватывающего все большие круги населения в развитых капиталистических странах[42]. Внушающее воздействие в социалистических странах никогда не строится на неосведомленности, предрассудках, человеческих слабостях и других иррациональных моментах, повышающих готовность людей к некритическому восприятию предлагаемой информации.
Проблема внушения издавна привлекала внимание исследователей. И этому были достаточно веские социальные причины. Правящие классы антагонистических обществ всегда использовали внушение как могущественное средство для поддержания своего господства и эксплуатации порабощенных масс. И если в прошлом они это делали исключительно на основе эмпирического опыта, то теперь во всеоружии тех знаний, которые накопила психология. В истории ее, пожалуй, не было ни одной школы или мало-мальски заметного течения, которые не оставили бы своего следа в разработке проблемы внушения. […]
|
|
Итак, очевидно, что имеются противоречивые, а иногда и взаимоисключающие мнения о природе внушения и механизмов его действия. Такое положение, естественно, не освобождает исследователей от необходимости дальнейшего поиска позитивных знаний в этой области.
Мистика и туман, окружившие проблему внушения с самого начала ее изучения, манипуляторские приемы рекламного внушения, наконец, явно недобросовестные попытки приспособить данные психологии внушения для осуществления сомнительных политических целей в капиталистических странах — все это в совокупности привело к серьезной научной дискредитации самой проблемы. Однако исследовательский интерес к ней не ослабел до сих пор. Свидетельство тому — большой арсенал знаний о процессе внушения, его структуре, возможностях и ограничениях. Одновременно можно констатировать, что, несмотря на обстоятельное изучение природы и сущности внушения в его разнообразных формах — положительной и отрицательной, прямой и косвенной, предметной и словесной, рациональной и эмоциональной и т. д., еще остается немало непознанного в этой проблеме[43]. Психологическая природа внушения и поныне до конца не выяснена, хотя в распоряжении современной науки имеется громадное число бесспорных фактов и павловское учение о высшей нервной деятельности, дающее внушению исчерпывающее физиологическое объяснение. Еще меньше ясности в отношении применения внушения и получаемых результатов в массовом информационном воздействии. Значительное число исследователей проблемы здесь традиционно следует известной бихевиористской, в конечном счете, механистической, концепции, по которой внушение рассматривается как процесс посылки специфических стимулов, в ответ на которые возникают не контролируемые индивидом реакции.
|
|
На современном уровне развития знаний об этом явлении обычно в его толковании исходят из положения о том, что «внушение опирается на уверенность, сформировавшуюся без логического доказательства, и переносится им, точнее сказать, автоматически распространяется от индивида к индивиду, от коллектива к личности и наоборот»[44]. Это принципиально верное положение содержит в себе важный социально-психологический момент— взаимодействие индивидов, из которого, собственно, возникает «отбор впечатлений в процессе внушения, автоматическое выключение из сознания всего того, что мешает реализации внушения...»[45].
[…]
Хорошо известно, что внушение идеи ценности современной культуры — грамотности, дополненное большой организационной и просветительной деятельностью, позволило осуществить в нашей стране невиданную в истории человечества культурную революцию. Вполне очевидна роль внушающей коммуникации в подъеме настроений энтузиазма в годы первых пятилеток и воспитании ненависти к оккупантам в годы Великой Отечественной войны.
[…] Ясно, что «вытравить» одни привычки и «внедрить» другие в сознание масс без процессов внушения невозможно, как, впрочем, невозможно сделать это и одним внушением без убеждения, осуществляемого в том же направлении.
Преобладание убеждающего коммуникационного воздействия над внушающим в условиях социалистического общества столь же закономерно, как и обратное положение в обществе буржуазном. Это соотношение становится особенно очевидным при анализе процессов, происходящих в общественном сознании современных развитых капиталистических стран.
Внушение во все больших масштабах применяется идеологами современного государственно-монополистического капитализма, пытающимися искусственно преодолеть разрыв между индивидом как личностью и тем же индивидом как винтиком бюрократической организации. В этом отношении наглядным примером является та сфера деятельности корпораций и буржуазного государства, которая получила название политики «человеческих отношений» и предназначена для создания у трудящихся искусственных настроений «заинтересованности» в успехе капиталистического предприятия, культивации «чувства принадлежности» к буржуазному «коллективу», «чувства долга» перед ним. Все это выливается в систему тщательно продуманных психологических мер духовного порабощения и развращения рабочего, превращения его в послушного и преданного раба капитала[46]. Наряду со специализированными организациями осуществляет эту политику и гигантский пропагандистский аппарат, содержащийся государством и корпорациями. […]
Эта деятельность в целом обеспечивается солидной научной проработкой проблемы внушения во всех видах и в самых различных условиях. Исследования данной проблемы буржуазными социопсихологами позволили сформулировать и принять в качестве руководства к действию своеобразные «технологические» требования по практическому осуществлению внушающего воздействия через массовую коммуникацию и разработать конкретные приемы внушения в пропаганде и рекламе. Суть этих требований, разделяемых большинством коммуникационных организаций развитых капиталистических стран, сводится к нескольким основным положениям.
Во-первых, считается доказанным, что внушение принимается сознанием, если внушаемое совпадает с психическими нуждами и побуждениями, испытываемыми реципиентами информации. В пользу такого вывода говорят выявленные закономерности устойчивого реагирования на стимулы, снижающие психические напряжения, обусловленные биологическими или социальными причинами. Причем биологические причины, порождающие психические напряжения, по этой концепции, главенствуют над социальными.
[…]
Во-вторых, принятие сознанием внушающего воздействия оказывается более вероятным, если его содержание согласуется с нормами группы, которой адресуется информация. […]Совпадение внушающего воздействия с групповыми нормами (в том числе и с нормами референтных групп) при этом должно быть очевидным или даже специально подчеркнутым. Таким образом, чем более индивид связан со своей группой, тем вероятнее принятие им внушающего воздействия.
В-третьих, вероятность принятия внушающего воздействия заметно повышается, если источник информации ассоциируется в сознании аудитории как носитель высокого престижа, а также за счет достаточно высокого социального статуса, личностного обаяния, экспертности и т. д. Когда же источник информации не вызывает у аудитории ассоциаций с престижными ценностями, эффективность внушения либо резко снижается, либо вообще сводится к нулю. […]
Наконец, эффект внушающего воздействия регулярно возрастает, если императивное предоставление информации подкрепляется логизированным доводом в его пользу. Возникает смешанный тип внушающего и убеждающего воздействия в одном коммуникационном акте, а само внушение выступает как структурный элемент убеждения. Повышение эффективности осуществляемого воздействия в этом случае заключается в том, что внушение, почти всегда сталкивающееся с некоторой настороженностью аудитории (чем порождается критическое отношение к предлагаемой информации), оказывается подкрепленным вескими аргументами. И чем выше сопротивление внушению, тем более убедительными должны быть аргументы, тем глубже должны они затрагивать мышление и чувства реципиентов. Доказательство тогда становится средством преодоления настороженности, недоверия, подозрительности или даже смятения — явлений, вызывающих пассивное сопротивление внушающему информационному воздействию.
[…] В виде конкретных приемов они нашли широкое применение в практической деятельности современных буржуазных средств массовой информации и пропаганды. К ним относятся:
1) прием «приклеивания ярлыков». Он используется для того, чтобы опорочить идею, личность или предмет в глазах аудитории посредством оскорбительных эпитетов или метафор, вызывающих негативное отношение. В ходе применения его преднамеренно создается эмоциональная окрашенность слов или словосочетаний, которые ранее были нейтральными. Так произошло, например, с прилагательными «коммунистический» и «красный» для большинства населения США;
2) прием «сияющего обобщения», который заключается в обозначении конкретной вещи, идеи или личности обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную окраску. Цель этого — побудить аудиторию принять и одобрить преподносимое понятие.
Так родились и закрепились в арсенале американской пропаганды словосочетания типа «свободный мир», «западная демократия», «атлантическое содружество» и т. д. Прием «сияющего обобщения» скрывает отрицательные стороны конкретной вещи, идеи или личности и тем самым не вызывает у аудитории нежелательных ассоциаций;
3) прием «переноса», или «трансфера». Суть его — побуждение аудитории к ассоциации преподносимого понятия с кем-либо или чем-либо, имеющим бесспорную престижную ценность, чтобы сделать понятие приемлемым. Так, преподнося избирателям кандидатуру сомнительного кандидата, пропагандист в США называет его другом покойного президента или человеком, принятым в высшем обществе. Возможен также и негативный «перенос» через побуждение к ассоциации с явно отрицательными понятиями. Последний вариант широко применяется для опорочивания идей, личностей, ситуаций, которые не могут быть дискредитированы логическим доказательством;
4) прием «свидетельства». Он заключается в приведении высказывания личности, которую уважают или ненавидят в аудитории пропаганды; высказывание содержит оценку преподносимой идеи или представления, деятеля, вещи, с тем, чтобы побудить аудиторию к определенному к ним отношению (положительному или отрицательному). В соответствии с этим приемом в американской пропаганде весьма интенсивно используются высказывания известных политических деятелей, кинозвезд, миллионеров, гангстеров — любых личностей, обладающих престижем в группах, которым адресована пропагандистская информация;
5) прием «игры в простонародность». Цель его — побуждение аудитории к ассоциации личности коммуникатора и преподносимых им понятий с позитивными ценностями из-за «народности» этих понятий или принадлежности пропагандиста к «простым людям». Очень часто данный прием распространяется и на личность — объект пропаганды. Именно так американские пропагандисты через внушение добились популярности семейства Рокфеллеров;
6) прием «перетасовки» — отбор и тенденциозное преподнесение аудитории только положительных или только отрицательных фактов действительности для доказательства — необязательно логизированного — справедливости позитивной или негативной оценки какой-либо идеи, контцепции, вещи, личности. Следовательно, аудитории преподносятся такие факты, которые ведут реципиентов к выводам, фактически инспирированным коммуникатором. Сохраняя видимость убеждения, буржуазные пропагандисты с помощью приема «перетасовки» осуществляют замаскированное внушение абсурднейших идей и самых невероятных оценок;
7) прием, условно обозначаемый словосочетанием «фургон с оркестром». Суть его — побуждение аудитории принять преподносимую в информации ценность, поскольку якобы все в данной социальной группе разделяют ее. Апелляция ко «всем» учитывает, что люди, как правило, верят в побеждающую силу большинства и поэтому, естественно, хотят быть с теми, кто его составляет. Использование этого приема во внушающей коммуникации рассчитано на некритическое разделение излагаемой в сообщении оценки или точки зрения. Он широко применяется в рекламе товаров и услуг, которыми якобы пользуются «восемь из каждых десяти преуспевающих американцев» или которые «рекомендуют четыре из пяти
докторов».
Все эти приемы, рассчитанные на некритическое восприятие сообщений, основываются на свойстве психики, которое принято называть внушаемостью. Понятие «внушаемость» предполагает способность людей воспринимать, понимать и принимать в свое сознание ценностно ориентированную информацию без предъявления достаточных доказательств и их логичности, а лишь на основе престижа источника, привычки к нему или в силу необходимости интерпретации какой-либо ситуации или отсутствия других источников информации. Вместе с тем внушаемость не сводится лишь к пассивному получению и разделению какой-то информации. Она предполагает интенсивную эмоциональную деятельность, которая, собственно, и подавляет любые идеи и образы, противоречащие внушаемому, даже в том случае, когда они уже имеются в сознании реципиентов.
Внушаемость свойственна всем людям, хотя и в неравной степени. Различия в этом могут колебаться в очень широком диапазоне. Известно, что дети более внушаемы, чем взрослые. С накоплением жизненного опыта внушаемость имеет тенденцию к снижению. Но и в зрелом возрасте женщины обычно обладают большей внушаемостью, чем мужчины. Такую внушаемость, обусловленную особенностями психического развития личности, можно назвать «общей внушаемостью».
Различается также ситуативная внушаемость, возникающая как следствие аномальных состояний психики, дефицита информации по важному вопросу в связи с какой-то конкретной ситуацией. Такие явления заметно ослабляют критическое отношение к предлагаемым сообщениям. Указанный тип внушаемости хорошо прослеживается, например, в условиях стихийного бедствия, когда нарушается привычная система коммуникации, и даже весьма здравомыслящие и не склонные к конформизму люди некритически воспринимают и разделяют оценку, мнение или точку зрения на факт действительности. Ситуации, возникающие в ходе наводнений, селевых потоков и землетрясений, не раз подтверждали справедливость данного вывода.
Повышение ситуативной внушаемости регулярно происходит и в условиях нарушения привычной социальной стабильности. […]
Точно так же, как и в случае с убеждением, внушаемость в чистом виде может быть выделена лишь в целях теоретического анализа. На практике, свободная от каких-либо посторонних факторов, связанных с восприятием логически построенной информации, она встречается, пожалуй, только в условиях сеанса гипноза и групповых культовых обрядов. […] Внушение как результат принятия любых суждений, выводимых из произвольно взятых заключений, возникает из-за легковерности. Культивации последней посвящены значительные усилия буржуазной прессы, радио и телевидения. Созданная однажды и тщательно поддерживаемая текущим информационным воздействием, легковерность эксплуатируется ими самым интенсивным образом, позволяя успешно манипулировать сознанием масс.
Как показал ряд исследований, внушаемость не представляет какой-то целостной черты. Это сложное психическое состояние, включающее в себя ряд сравнительно независимых элементарных образований. К ним относятся первичная (или психомоторная) внушаемость, суть которой сводится к готовности воспроизводить движения (жесты, мимику) на основе некритического подражания; вторичная — готовность к восприятию и запоминанию впечатляющей информации и, наконец, престижная внушаемость— готовность к изменению мнения под влиянием информации о том, что носитель престижа разделяет иную точку зрения. С фактами, подтверждающими указанные три типа внушаемости, мы сталкиваемся постоянно. Широко известно явление некритического усвоения определенных жестов, манер, например небрежное держание сигареты во рту, чем иногда публично бравируют подростки, усвоение «шикарной» походки (как у героя телевизионного боевика или героини кинофильма) и т. п.
Хотя внушаемость и не рассматривается как целостная личностная черта, некоторые аспекты индивидуального, несомненно, определяют собой степень готовности людей принять информационное воздействие. К ним относятся, например, уровень развития психики, степень личностной самооценки, тип сознания. Как уже говорилось, повышенной внушаемостью обладают дети, индивиды с низкой личностной самооценкой, религиозные люди, а среди последних наибольшую зависимость от группового мнения проявляют самые консервативные верующие.
На внушаемость влияет и воздействие внешних физических и социальных факторов, так или иначе уменьшающих критичность восприятия и умственную переработку воспринятого. В подобных условиях происходит ситуативное снижение самооценки индивидов. Из этого теоретического положения делаются практические выводы: в ходе комплексного воздействия на аудиторию формируется у людей тенденция к понижению самооценки, а потом выдается информация, предназначенная для некритического восприятия.
Внушаемость остается высокой в условиях длительных кризисных ситуаций. Как показывает анализ, они приводят к деморализации значительные по своей численности слои населения и порождают вполне определенный склад мышления, который весьма устраивает демагогов и политических авантюристов: утрата устойчивых внутренних убеждений делает людей легкой добычей моды и безответственной пропаганды. Наиболее ярко эта закономерность проявилась в Германии после Версальского договора. Здесь глубокий и длительный кризис, вызванный военным поражением, дал значительные патологические изменения массового сознания в виде отчаяния, духовного опустошения и нравственной невменяемости. На почве нигилизма, охватившего значительные слои населения, развивались опасные формы легковерия, которые превращали обывательскую массу в игрушку реакционных сил, готовых воспользоваться ситуацией в своих политических целях[47].
[…]
Внушение, осуществляемое через средства массовой информации и пропаганды, может принимать мотивационную и негативную формы. Первая из них использует побуждающую силу потребностей, желаний, эмоций. В этом процессе убедительность доводов определяется не столько их истинностью (и даже логической правильностью), сколько выбором реципиентом путей, ведущих к умозаключениям и соответствию новых положений с его прошлым опытом, взглядами, мировоззрением, отношениями[48].
Форма негативного внушения сводится к предостережениям от определенных поступков или действий, но делается это так, чтобы побудить аудиторию к совершению того, от чего ее якобы предостерегают. Иногда такое негативное внушение происходит и непреднамеренно, как произошло однажды с публикацией «Недели». Высмеивая буржуазные нравы, газета саркастически сообщила своим читателям о «рекорде приседаний», поставленном одним зарубежным бездельником. Каково же было удивление редакции, когда она получила от ряда своих читателей сообщения о том, что они перекрыли цифру, опубликованную на ее страницах[49]. Очевидно, этого не произошло бы, если бы журналисты, готовя материал для номера, смогли предвидеть возможность негативного внушения.
Указанный случай затрагивает важную для деятельности средств массовой информации и пропаганды проблему непреднамеренного внушения, которое возникает как дисфункциональный эффект психического взаимодействия между источником и реципиентом информации. […]
Однобокое освещение какого-либо явления, расстановка определенных акцентов в сообщениях, например, явно тенденциозное толкование отдельных фактов из деятельности сферы обслуживания, создают соответствующие представления и вызывают негативные чувства по отношению ко всей многочисленной армии работников этой сферы. Нередкая фельетонная критика в адрес работников торговли создала устойчивые установки на отношение к ним. Непреднамеренно внушенные, подобные установки сейчас проявляются как в общей оценке деятельности торговли, так и в выборе профессии молодежью[50].
Психологические механизмы непреднамеренного внушения — преувеличение, некритическое обобщение частных фактов, случайная ассоциация представлений на основе логических ошибок в опубликованной информации— были названы В. Кузьмичевым в связи с анализом причин циркуляции слухов[51]. Очевидно, они действуют и в системах, образуемых средствами массовой информации и пропаганды и их аудиториями, когда мы сталкиваемся со случаями непреднамеренного внушения, осуществленного каналами прессы, радио, телевидения и кино.
Особую важность в процессе внушения имеет группа предиспозициональных факторов, связанных с ориентацией на коммуникатора. Степень готовности людей сосредоточивать свое внимание на информации, воспринимать ее, благожелательно сопоставлять ее с ранее усвоенными ценностями, наконец, принимать ее — все это в значительной мере зависит от их субъективного представления о коммуникаторе. Большую роль здесь играет оценка его статуса и групповых связей, его ролевого поведения, личностных свойств, искренности намерений и достоверности исходящей от него информации. Если оценка статуса и ролевого поведения коммуникатора оказывается достаточно высокой, а наличие его связей с социальной группой реципиента очевидным, если личность коммуникатора бесспорно положительна и отсутствуют даже малейшие подозрения в неискренности его намерений, наконец, если есть уверенность в достоверности предлагаемой им информации, то процесс внушения при этих условиях будет весьма эффективным. Таким образом, прежде чем применить внушение в пропагандистском или агитационном воздействии, следует заранее проявить заботу о том, чтобы перечисленные признаки ориентации на коммуникатора были адекватны задаче.
Ориентация аудитории в процессе внушения на средство массовой информации и пропаганды не является столь решающим фактором, как ориентация на содержание сообщения и коммуникатора. Однако существует известная приверженность определенных групп в аудитории к газете, радио как привычному и наиболее предпочитаемому средству получения информации. Такое положение может быть объяснено, в частности, тем, что группы со сравнительно низким образовательным уровнем предпочитают получать информацию на слух, например по радио, чем воспринимать ее с печатной страницы. Это побудило некоторых исследователей выдвинуть гипотезу о том, что внушающая сила радио по сравнению с другими средствами массовой информации и пропаганды выше.
Объяснили данное явление тем, что радио вызывает ощущение синхронной принадлежности к громадной аудитории, испытываемое бессознательно каждым радиослушателем. В результате действия этого психического механизма истолкование новости, полученной по радио, оказывается более приемлемым для сознания обширных аудиторий, чем интерпретация, достигшая реципиентов с помощью другого средства массовой информации и пропаганды. Положение еще более усугубляется, когда в ситуацию добавляется фактор времени, т. е. аудитория проявляет склонность принять вариант информации, представленный радио, нежели вариант сообщения любого другого источника, который поступает позже. Несмотря на то что эта гипотеза не имеет достаточного количества доказательств, подтверждающих ее достоверность или отрицающих ее, она принята на вооружение буржуазными пропагандистами. Отсутствие аргументации они пытаются восполнить внушением безосновательных суждений, которые даются с максимальной быстротой. Утверждать, что их попытки абсолютно неэффективны, было бы неоправданным оптимизмом, делающим ненужной всякую контрпропаганду.
Наряду с отмеченной концепцией о максимальной внушающей силе радиовещания существует и другая точка зрения, относящая это качество прежде всего к телевидению. Действительно, телевидение, как ни одно другое средство массовой информации и пропаганды, может передавать все возможные способы выражения эмоций— речь, интонацию, мимику и пантомимику. Иными словами, телевизионное изображение, дополненное речью, способно дать в единицу времени наибольшее число легко расшифровываемых знаков, вызывающих те или иные ассоциации. Если к этому добавить испытываемое телезрителем подсознательное чувство «истинности видимого своими глазами», то правомерность суждения о громадных возможностях телевидения в области внушения станет еще более очевидной.