В политической борьбе, затрагивающей коренные классовые интересы, могут возникать ситуации, когда убеждаемость в виде готовности реципиентов к логизированному сопоставлению аргументов и выводов с опытом отсутствует абсолютно. […]
Принято различать общую убеждаемость как готовность к восприятию логически обоснованных суждений и умозаключений и специфическую, рассматриваемую как предрасположенность аудиторий к усвоению информации, ориентированной относительно аргументов конкретного типа, апеллирующей к определенным интересам и чувствам, стилистически особым образом оформленной и т. д. Явление специфической убеждаемости ограничивает общую убеждаемость и требует более четкой дифференциации содержания информации, направляемой в аудитории, более точного дозирования ее избыточности.
Убедить кого-либо в чем-то — значит добиться с помощью логического обоснования предлагаемого суждения согласия индивида или группы с определенной точкой зрения и такого изменения по сравнению с прежним сознания тех, кто убежден, чтобы они были готовы защищать эту точку зрения и действовать в соответствии е ней[27]. Этот момент, будучи функцией самостоятельного и зрелого мышления, является важной предпосылкой для рационального отношения к фактам действительности, для обоснованного представления о реальном значении этих фактов, их связи с другими фактами, уверенности в истинности своего знания, создающего гносеологическую основу определенной мировоззренческой позиции. […]
Через убеждение человек приходит к убежденности, которая рассматривается как непоколебимая уверенность в истинности определенных идей и представлений, в реальности усвоенных понятий, образов и их связей с действительностью. Убежденность позволяет вырабатывать четкие, однозначные решения и проявлять волю в их осуществлении без колебаний и сомнений. Она дает возможность занимать твердую позицию относительно оценок, высказываемых другими по поводу определенных фактов жизни и связанных с ними обобщений. Многократность столкновения сознания с фактами действительности, которые выявляют себя с различных сторон, многократность оценок и решений, а тем более действий в ситуациях, где возможен выбор вариантов деятельности и поведения, придают убежденности глубину. Последняя создает предпосылки для постоянства выбора вариантов, ориентированных относительно определенных ценностей идеологии. Убежденность и ее глубина приходят к человеку как следствие подтверждения опытом, практикой жизни достоверности усвоенных идей и представлений. И важнейшей задачей массовой коммуникации, осуществляемой в интересах своих аудиторий, является обеспечение аудитории достоверной информацией, дающей ей косвенный опыт, в котором содержится подтверждение правильности имеющихся в сознании убеждений. С опытом приходит преданность идее, основанная на всестороннем анализе самых различных доказательств, на разумном опровержении противоречащих ей положений.
Убежденность и ее глубина не обеспечивают собой истинности убеждений. Они могут быть ложными, искаженно отражающими действительность. […]
В подобных случаях убежденность лишена гносеологических оснований в виде проверенных и достоверных доказательств. Но убеждающую силу тем не менее имеет и коммуникация, опирающаяся на самые различные предрассудки— религиозные, расовые, политические, культурные. Так возникает в буржуазном обществе ложная убежденность обывателя в расовом превосходстве, в праве на «руководство миром» и т. д.
Принятые сознанием человека убеждения приобретают для него значительную субъективную ценность вне зависимости от их истинности. Расстаться с убеждением, которое человек считает «своим», даже когда обнаружена его несостоятельность, бывает не всегда легко. […]
Ложная уверенность в правоте, в истинности своих убеждений возникает как следствие объективного различия между доказательностью и убедительностью информации, адресуемой человеку. Ложное утверждение, содержащееся в сообщении, невозможно доказать, но убедить реципиента в его истинности можно. Этим обстоятельством широко пользовались и продолжают пользоваться коммуникаторы, задачей которых было ввести в заблуждение других. […]
Под влиянием возбуждаемых эмоций и аффектов неистинное и даже явно абсурдное может казаться правильным. Недоказуемое логически из-за объективной неправильности в информационном воздействии подобного рода становится субъективно приемлемым. […]
Убеждение в процессе информационного воздействия отнюдь не сводится лишь к изложению тезиса, приведению доводов и демонстрации, из которой выводится истинность тезиса в точном соответствии с правилами формальной логики. Средства аргументации и доказательства в массовых информационных процессах чрезвычайно многообразны. Они не ограничиваются каким-то одним универсальным средством убеждения, скажем, простой иллюстрацией при помощи факта[28]. Кроме того, в условиях этого рода деятельности убеждение оказывается осложненным рядом влияний, учет которых крайне необходим для обеспечения эффективности процесса. Основные из них обусловливаются приемлемостью аргументов для аудиторий, их уместностью для доказательства конкретного тезиса и обстоятельствами, в которых осуществляется такое воздействие.
Важнейшее свойство аргумента, имеющего убеждающую силу для определенной аудитории, — его субъективная значимость. Если коммуникатор подкрепляет свои выводы именно такими доводами, то вероятность принятия информации реципиентами серьезно повышается. Значимостью обладают аргументы, основанные на бесспорных истинах, на общем опыте социальной группы, к которой обращена коммуникация, и на личном опыте тех, кому доказывают. Лишь в этом случае объективная истинность аргументов и доказываемых с их помощью выводов объединяется с субъективной их приемлемостью для аудитории информационного воздействия. Убеждение оказывается действенным, если сопоставимые цифры, высказывания авторитетов, аналогии имеют для реципиентов значимость, позволяющую ориентировать их относительно ранее усвоенных систем ценностей — жизненных, социально-политических, нравственных и т. д.
Убеждая аудиторию согласиться с его выводами, коммуникатор пользуется тремя основными категориями аргументов. Во-первых, это «основательные», неопровержимые факты, которые либо подводят аудиторию к оценке предлагаемого вывода как правильного, истинного, либо позволяют сделать такой же вывод самостоятельно. Во-вторых, аргументы, содержащие «позитивную» апелляцию к психическому удовлетворению, которое дает принятие предлагаемой информации. И, наконец, в-третьих, аргументы, в которых заключена «негативная» апелляция, привлекающая внимание к неприятным последствиям, которые могут возникнуть из-за того, что информация не будет принята.
Указанные три основные категории включают в себя самые различные по своему качеству, по психологическим и логическим характеристикам доводы. Известно, что в практике информационного воздействия нередко возникают ситуации, когда бесспорные аргументы, т. е. основанные на подлинных обстоятельствах дела, подтвержденные фактами и практикой, бывают менее предпочтительными, чем аргументы, сводящиеся к характеристике личности человека, суждения которого поддерживаются или оспариваются. Логические, рациональные приемы доказательства в массовых информационных процессах часто оказываются малоубедительными, а аргументы, запрещенные в логике научного исследования (иногда их не очень точно называют «психологическими аргументами»), выступают как главное средство убеждения массовых аудиторий. При публицистическом, пропагандистском подходе они, по сути дела, обязательны[29], а рекламное воздействие без них просто невозможно. Сила психологических доводов в убеждающей коммуникации заключается в том, что они открывают путь логическим аргументам.
Не обходится без аргументации ad hominem (к человеческим чувствам) и массовое распространение теоретических положений. […]
Аналогичным образом малоприемлемыми для определенных условий могут оказаться аргументы в виде ссылок на здравый смысл, на истину, на данные опыта и практики, хотя объективно любой из них обладает несомненной доказательной силой. Вместе с тем в практике буржуазной пропаганды нередко встречается и убеждение с явно недоброкачественной аргументацией в виде доводов ad ignorantiam (в расчете на неосведомленность аудитории), ad impossibili (исходя из невозможного), ad crumenam (обращение к силе богатства), ex consensu gentum (лишь популярно принимаемых за истинные), ех silentio (в виде умолчания).
Вдохновители и авторы такого рода пропаганды рассчитывают на недостаточное развитие самостоятельного и зрелого мышления людей, на отсутствие или неэффективность контрпропагандистского воздействия. Однако их расчеты на деле оказываются просчетами, а надежды на получение политических дивидендов — сплошными убытками, так как убеждение с подобной аргументацией искомых результатов, как правило, не дает.
В массовом информационном воздействии широко используется способ убеждения с помощью косвенного доказательства, в котором истинность суждения, предлагаемого в качестве тезиса, обосновывается путем либо опровержения противоречащего положения, либо выявления сходства в признаках или отношениях между двумя или несколькими предметами, людьми,, событиями, идеями и т. д. Такое доказательство, избегая категорических силлогизмов, дает основание для умозаключений по контрасту или аналогии и нередко оказывается более эффективным, чем доказательство в виде «лобовой» атаки против уже сформированного мнения или имеющегося стереотипа. Обычно оно вызывает уклонение аудитории от принятия информации. Бессознательно люди отказываются воспринимать то, что явно противоречит их установкам, стереотипам. Каждый индивид той или иной аудитории проявляет тенденции к диссоциации своего «Я» и того, что подвергается резкой критике. В силу действия этой закономерности самый закоренелый бюрократ обычно проявляет склонность не принимать на свой счет газетный фельетон о бюрократизме.
В ходе убеждения, которое вырабатывается на основе восприятия информации, ее понимания и принятия реципиентом, неизбежно происходит преодоление критического отношения к предлагаемым доводам и выводам. Это отношение может возникнуть в силу ряда причин. Одна из них — так называемый здравый смысл — совокупность взглядов на жизнь, на окружающий мир, сложившаяся под влиянием повседневной практики и житейского опыта. Несмотря на то, что здравый смысл отличается от научного мышления менее глубоким познанием действительности, на основе его реципиенты оценивают логичность, обоснованность, достоверность и полноту аргументов. Каждый раз, когда эти показатели оказываются неадекватными коммуникационной задаче, степень сопротивления аудитории убеждению возрастает. Более интенсивное сопротивление убеждающему воздействию склонны проявлять аудитории с относительно высоким образовательным уровнем.
Критическое отношение аудитории к убеждающей коммуникации может возникнуть из-за чрезмерной обстоятельности и обилия приводимых ею деталей. Еще ораторам древности было известно, что доказывающий много не доказывает ничего. […]
К причинам сопротивления аудитории в ходе убеждающего воздействия следует отнести и логические ошибки, которые возникают из-за искажения связей между мыслями, передающими содержание тезисов, аргументов и демонстраций, даже если сами мысли фактически не содержат ошибок и соответствуют объективной истине. Это в равной степени относится и к непреднамеренным логическим ошибкам, и к хитроумным софизмам. […] Логические ошибки влекут за собой настороженность аудитории и как следствие сопротивление убеждению, которое нарастает по мере увеличения числа таких ошибок в процессе коммуникации и степени противоречия пропагандируемых умозаключений интересам аудитории.
В число причин критического отношения к убеждению входят также мотивы группового конформизма. Исследования показывают, что эти мотивы побуждают аудиторию сопротивляться убеждающему информационному воздействию в тех случаях, когда в сообщениях содержатся доводы, серьезно противоречащие групповым нормам.
Интенсивность сопротивления варьируется в зависимости от двух переменных: во-первых, от степени противоречия предлагаемой аргументации групповым нормам и, во-вторых, от субъективной оценки реципиентом своей принадлежности к группе. Чем больше информация по своему содержанию расходится с групповыми нормами и чем определеннее индивиды аудитории оценивают собственную принадлежность к социальной группе, нормы которой оказались «под угрозой», тем интенсивнее будет сопротивление реципиентов убеждающему воздействию. Эта закономерность хорошо прослеживается, например, на опыте антирелигиозной пропаганды среди сектантов.
С влиянием группового конформизма на ход и исход убеждающего информационного воздействия связано и проявление так называемого климата мнения. Сообщение имеет значительно больше шансов быть принятым аудиторией, если уже существующие установки и мнения не противоречат его содержанию. Группа санкционирует принятие или непринятие воздействия в зависимости от указанного соответствия и оказывает определенное психическое давление на тех, кто не проявляет достаточного конформизма.
Психическое сопротивление аудитории убеждающей коммуникации, возникающее в силу самых разнообразных причин, стало объектом внимания исследователей сравнительно недавно. […]
На эффективность убеждения немалое влияние может оказать апелляция к чувствам аудитории. […] Эта взаимная связь реализуется и в обратном влиянии уже сформированных убеждений на эмоциональную деятельность психики.
Под действием имеющихся в сознании человека убеждений чувства насыщаются значительно более глубоким содержанием, приобретают четко выраженную социальную направленность относительно друзей, врагов, своих и чужих идеологических систем, образа жизни, политики и т. д. Правовые, политические, нравственные, эстетические чувства под влиянием убежденности становятся мотивами систематизированного поведения, а не только отдельных поступков. Таким образом, убеждения и окружающее их поле чувств направляют волю и мотивированную деятельность.
Процесс убеждения в массовом информационном воздействии в силу указанных обстоятельств оказывается более эффективным, если направляемые в аудиторию сообщения обращаются не только к разуму, но и к чувствам. […]
Аргументы, содержащие апелляцию к чувствам, объединяются в логике названием ad populum (к публике). Их задача — возбуждение эмоций аудитории. Хорошо известно, как с помощью убеждения ad populum обостряются нравственные чувства долга, гордости, достоинства, товарищества, солидарности. Аргументы, содержащие такую апелляцию, создают благоприятную атмосферу для убеждения, снижают возможное сопротивление психики, возникающее по самым различным причинам. Той же цели могут служить в аргументации ирония и сарказм, апелляция к чувству жалости и сострадания, к скромности, к стремлению индивида быть с большинством.
С известным риском для целей массового информационного воздействия связано использование аргументов, в которых содержится обращение к чувству ненависти, поскольку, как показывает практика, оно дает наибольшее количество дисфункциональных эффектов. Более чем любое другое чувство, ненависть деперсонализирует личность реципиента, снижает цензуру ранее усвоенных индивидом социальных норм и ценностей над его собственным поведением. Практика буржуазной прессы, радио и телевидения дает обилие фактов, иллюстрирующих это положение.
Служить убеждению может и чрезвычайно опасный для целей коммуникации вид аргументов в виде апелляции к чувствам зависти или злобы. В дальнейшем аудитория, убеждаемая таким образом, оказывается, как правило, потерянной для коммуникатора, а он сам —дискредитированным. Чаще всего подобная аргументация поощряет аудиторию к принятию предлагаемой информации через предварительное создание эмоционального напряжения, которое затем снимается в выводах. Сильная эмоциональная реакция, возникающая при восприятии указанных аргументов, подготавливает сознание к разделению вывода, который снимает возникшее напряжение.
Особый случай составляет убеждающая коммуникация с обращением в аргументах к чувству страха. Подмечено, что она дает малопродуктивное воздействие из-за того, что вывод, снимающий возбужденное чувство, одновременно показывает и беспочвенность испытанного страха. Использование «сильных стимулов», вызывающих испуг, который не снимается выводами, еще больше снижает общую эффективность коммуникации. Такая апелляция либо оставляет созданное психическое напряжение, которое мало способствует согласию аудитории с коммуникатором, либо побуждает аудиторию к игнорированию описываемой опасности или к ее преуменьшению. В этой связи следует отметить, что информация о насилии, апеллирующая к чувству страха реципиента, отнюдь не проходит бесследно для сознания аудиторий. Обращение буржуазной прессы, радио и телевидения к информации этого рода фактически деперсонализирует личность, а в обществе «оно создает тот моральный климат, ту психологическую ущемленность, которая в состоянии извратить все — и быт, и воспитание, и школу»[30].
Большое распространение в практике буржуазной пропаганды получила гиперболизация эмоциональных аргументов, маскируемых под «бесстрастные факты». Воздействуя на разум через чувства, эти «факты» создают видимость логических доказательств, не являясь таковыми. […]
Соотношение аргументов, адресуемых в процессе убеждения к разуму и чувствам, составляет важную и малоисследованную проблему. Экспериментально может считаться доказанным лишь влияние эмоциональных аргументов на доведение информации, ориентированной на возбуждение чувства страха. Подмечена тенденция к увеличению принятия таких сообщений только при условии рационального понимания описываемой опасности.
Однако достаточной уверенности, что это положение может быть распространено на другие ситуации, на возбуждение иных чувств для оптимизации принятия информации аудиториями, нет. Тем более что наблюдения над практикой массового информационного воздействия позволяют предполагать, что апелляция к иным чувствам, например гордости, радости, состраданию, в ряде ситуаций оказывается весьма действенным средством обеспечения приемлемости для аудитории сообщения даже при изложении материала в сильно эмоционализированной форме.
Апелляция к чувствам в аргументах всегда требует осторожности, поскольку крайнее обострение чувств делает сознание менее проницаемым даже для самых веских логических доводов и может привести к ситуации, аналогичной той, которая юмористически описана О. Генри в известном рассказе «Трест, который лопнул».
Чрезмерная апелляция к чувствам может также породить дисфункциональный эффект в виде чувства фальши, испытываемого аудиторией и порождающего подозрения в лицемерии коммуникатора. […]
Убеждение в условиях непосредственного контакта коммуникатора со слушателями отличается от убеждения, осуществляемого с помощью средств массовой информации и пропаганды. Автор и редактор в газете, на радио и телевидении, убеждая, должны заранее предвидеть возможные сомнения и даже возражения. Поскольку в процессе односторонней коммуникации возражение поступить не может, коммуникатор должен сам сформулировать возможный вопрос и разрешить его. Разумеется, возражения высказанному мнению могут поступать в редакцию после коммуникационного акта — так осуществляется «обратная связь». Нередко они преднамеренно используются редакцией для того, чтобы возвратиться к тому же вопросу и подкрепить аргументацию ранее сделанного вывода. Как правило, этот прием себя оправдывает, т. е. позволяет осуществить повторение акта убеждения в иной форме.
Потенциальные возможности повторения при убеждении людей в чем-либо признаются многими исследователями, хотя психологическая сторона этого процесса изучена мало. Большинство теоретиков сходятся на том, что стимул, многократно направляемый в аудиторию, дает эффект, которого невозможно достигнуть при его однократном использовании. Аналогия с каплей, которая камень точит, дает очень мало для понимания сущности процесса, хотя и является одним из наиболее распространенных образов в литературе, посвященной убеждающей коммуникации. Вместе с тем утверждение, что повторение повышает эффективность осуществляемой коммуникации, легко доказывается практикой, а также рядом исследований.
Среди последних немало трудов, в которых отчетливо прослеживается тенденция к преувеличению роли повторения для повышения эффективности убеждающего информационного воздействия. Эта тенденция объясняется либо поверхностным наблюдением, которое приводит к несколько поспешным и явно неоправданным выводам о том, что именно повторение придает действенность массовой коммуникации, либо крайне некритическим усвоением концепций первых социопсихологов, связывавших действие повторения с функционированием подсознания.
Повторение в процессе убеждения действительно важно, но отнюдь не настолько, чтобы приписывать ему магические свойства. Вряд ли с помощью повторения можно добиться успеха для любого пропагандистского воздействия без учета всех остальных условий. Оно не должно быть механическим. Стереотипное воспроизведение информации, встречающееся порой в центральной, областной, районной и городской газетах, оказывается малополезным для целей убеждения. Читатель, обнаружив идентичность сообщения ранее прочитанному в другой газете, дословное его повторение в телевизионном выпуске новостей или в полуночном выпуске последних известий по радио, перестает воспринимать его.
Механизмы повторения в убеждающей коммуникации должны действовать с учетом, что повторное восприятие представлений, суждений и образов неизменно вызывает ассоциативное действие психики. Ассоциации по смежности или контрасту серьезно расширяют сферу восприятия и запоминания информации, повышают ее субъективную значимость для аудитории. С повторением информационных сообщений первичные ассоциации дополняются новыми на основе пространственных, временных, количественных, причинно-следственных отношений, отношений последовательности и т. д., которые возникают в сознании индивидов той или иной аудитории. В конечном итоге сформулировавшиеся ассоциативные ряды и цепи закрепляют в психике полученную информацию. Чем больше таких ассоциаций, тем вероятнее, что сообщения будут приняты сознанием реципиентов.
Подсчитано, что повторение увеличивает численность аудитории в соответствии с некоторой математической закономерностью. Однако здесь нет прямой пропорциональной зависимости. Увеличение частотности повторения определенной идеи в четыре раза в среднем лишь удваивает число людей, которые воспримут или запомнят эту идею. Вместе с тем следует отметить, что действие повторения отнюдь не всегда подчиняется указанной математической закономерности и бывает осложнено некоторыми чисто психологическими явлениями. Так, повторение не дает эффекта запоминания при отсутствии достаточного интереса аудитории к содержанию информации. Оно также останется безрезультатным, если передающиеся взгляды и новости легко усваиваются или же вызывают резкое сопротивление аудитории. В этом случае увеличение повторяемости быстро приводит к усталости аудитории.
На ход и исход массового информационного воздействия с помощью убеждения влияет не только качество аргументов, но и способ их представления аудитории. Различают односторонний и двусторонний порядок их изложения. При первом в сообщение включаются доводы лишь в поддержку предлагаемого суждения и не приводятся противоречащие ему. При втором в содержание сообщений вводится как своя точка зрения, так и точка зрения оппонента. Экспериментальная проверка неоднократно показывала, что двустороннее изложение аргументов дает более глубокие изменения установок и подвергается в дальнейшем значительно меньшему влиянию со стороны источников, стоящих на иных позициях по тем же вопросам.
Оно выступает в качестве опыта, с которым сверяется в сознании новая информация. Такая подготовка создает значительную устойчивость к убеждающей коммуникации со стороны оппонентов. Дело в том, что предварительное сообщение противоречащих аргументов (с соответствующей их оценкой, разумеется) приводит к своеобразному «иммунитету» относительно его последующего убеждающего воздействия. Аргументы оппонента будут менее впечатляющими и как следствие менее приемлемыми для данной аудитории. Этот тип предваряющего влияния дает эффект «общего иммунитета», который состоит в своевременном предупреждении аудиторий о том, что им предстоит выдержать ряд психологических атак в связи с конкретными вопросами или фактами.
К числу факторов, определяющих ход и исход убеждающего воздействия, относится и очередность изложения доводов. Перед коммуникатором нередко встает вопрос: какова относительная эффективность аргументов «за» и «против» по проблемам, о которых аудитория уже осведомлена и может иметь какие-то мнения? Считается, что после того, как изложены доводы в поддержку какого-либо суждения, аргументация против него оказывается ослабленной и значительно менее эффективной. Поэтому в рамках одного коммуникационного акта информация, непосредственно направленная на изменение установки, должна предшествовать любой другой, прямо не связанной с решением этой задачи. При определении очередности изложения должно приниматься во внимание наличие у аудитории специфических нужд в информации. Те элементы сообщения, которые удовлетворяют нужды реципиентов и снимают личностные напряжения, дают максимальный эффект, если они излагаются в первую очередь. Это положение также было убедительно доказано рядом экспериментов.
Далее важным фактором убеждения, как правило, является вывод из приведенных Доводов. Отсутствие вывода обычно поощряет аудиторию к тому, чтобы сделать его самостоятельно за счет логичности аргумента. Бесспорно, самостоятельно продуманный реципиентом, он оказывает значительно большее воздействие на установку в сторону ее изменения. Однако при таком способе подачи материала нет полной уверенности, что большинство, составляющее конкретную аудиторию, имеет достаточно развитое логическое мышление и сможет прийти к нужному выводу. Поэтому рационально включать выводы, следующие из цепи приводимых аргументов, в содержание пропагандистских обращений. Исключение составляют лишь случаи информационного воздействия на аудиторию, хорошо осведомленную по данному вопросу. Приведение выводов здесь воспринимается как навязывание извне и создает тенденцию к появлению негативного эффекта на изменение установки в желательном для коммуникатора направлении.
Значительное влияние на результаты убеждения оказывают некоторые факторы, не связанные непосредственно с содержанием сообщения или способом его изложения. Сюда относится прежде всего эффект первичности коммуникационного воздействия. Как показывают эмпирические наблюдения за деятельностью средств массовой информации и пропаганды, пропагандист получает дополнительные психологические преимущества от того, что содержание его обращения достигает аудитории раньше, чем сообщение его оппонента по тому же вопросу. Это положение убедительно Доказано практикой пропаганды и в настоящее время рассматривается как рабочая норма любой газетной или вещательной редакции. Практика пропагандистского воздействия столь же убедительно подтвердила аналогичные предположения ряда психологов, которые высказали гипотезу о том, что при последующих восприятиях сообщений об одном и том же факте аудитория проявляет склонность к предубеждению против той информации, которая противоречит самому первому восприятию. Если реципиент получил какое-то важное сообщение, в его сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. Если в последующем появляются факты, которые противоречат его первому впечатлению, он неохотно отказывается от того, во что уже поверил, пока эти факты не окажутся подавляющими как по количеству, так и по достоверности.
Несмотря на ставшее традиционным противопоставление убеждения внушению — этих двух главных способов доведения информации до аудитории, есть основания говорить о внушающей силе убеждения. […]
Поглощенность аудитории логичностью доводов в процессе убеждения, проникновение логики не только в сознание, но и в чувства создают качественно новый эффект— эффект внушения. Убеждение и внушение, таким образом, отнюдь не разделены непроходимой стеной, они действуют совокупно, в одном направлении, дополняя друг друга и повышая в конечном итоге эффективность массового информационного воздействия.
Это обстоятельство учитывается и буржуазными пропагандистами, применяющими демагогическое убеждение для достижения нечистых политических целей. Яркий пример тому — современная техника проведения шумных политических «шоу» в ходе предвыборных кампаний, когда буржуазные политиканы навязывают не очень искушенным в политике людям своего кандидата с сильно подмоченной репутацией. Избирателям твердят, какой хороший он семьянин, как трогательно он ухаживает за цветами в своем саду, как прост он в одежде и в обращении. Здесь эффект внушения достигается за счет квазилогизированного убеждения с подменой основания произвольно взятой ценностью. […] Демагогическое заигрывание, приводящее к ложной убежденности, на практике дает некоторый ограниченный сравнительно малым временем наркотизирующий эффект. Столкновение с действительностью действует отрезвляюще и вызывает решительную переоценку таким образом приобретенных убеждений.
Эффективность убеждающей коммуникации зависит от совокупности многих факторов. Убедительности и как следствие действенности коммуникатор достигает, когда в его информации представлены две формы отражения действительности — рациональная и эмоциональная, когда логические аргументы дополняются образными, а содержание и направленность информации совпадают с действительным жизненным опытом реципиентов […]. Если этого нет или это требование нарушается, то информация вообще не доходит до людей, не «выбирается» или игнорируется ими»[31].