Прошлое в настоящем

Предопределенность развязки подчеркиваеся в пьесе присутствием прошлого в настоящем. Как и в "Андромахе", действие разомкнуто по отношению к прошлому. Только если в "Андромахе" прошлым был эпос, то прошлым "Британика" становится история. История Рима, история власти, которая осмысляется Расином как бесконечная цепь жестоких преступлений. Расин, положив в основу свой трагедии один из эпизодов истории Тацита, в качестве прошлого своей трагедии использует другие эпизоды тацитовской истории.

Карамзин: Тацит велик, но Рим описанный Тацитом, достоин ли пера его? Все в Риме, некогда великом, кроме убийц не вижу никого.

Именно эта безнадежно мрачная атмосфера римской истории, которая торжествует в анналах Тацита, она то и становится прошлым расиновской трагедии.

Жирмунская: поток ист реминисценций, который постоянно врывается в пьесу, достигает максимально сгущенности в монологе Агриппины, которым открывается четвертое действие. Этот монолог не случайно располагается сразу же после сцены словесного поединка. Этим монологом подчеркивается предопределенность развязки.

Агриппина хочет пробудить благодарность в своем сыне и рассказывает все то, что она для него сделала. Тут перечисляются: все козни и преступления как самой Агриппины (чтобы проложить путь к трону для сына) так и ее предшественников на римском троне - все это складывается в чудовищную картину истории власти, которая есть не что иное, как Бесконечная цепь преступлений, рожденная разгулом эгоистических своекорыстных страстей.

Ее монолог пронизан трагической иронией. Ее благодеяния для Нерона на деле злодеяния. Она полагает, что Нерон услышав все это раскается и станет снова послужным и позорным сыном. Но зрителю очевидно что Нерон обречен и ее монолог окончательно убедит его в неограниченности его власти и в том, что для него закон не писан.

Прошлое, которое являет себя в монологе Агриппины, окончательно укрепив Нерона в сознании своей абс власти и своей свободы, предопределяет неизбежность его превращения в чудовище.

Пошлое также предопределяет исход той борьбы, которая после монолога Агриппины начинается между Бурром (воспитатель Нерона) и Нарциссом за душу Нерона.

Бурр

Напрасно благородный Бурр, всегда ориентировавшийся на лучшие стороны чел натуры, учил своего воспитанника Нерона любить разум, следовать добродетели, стремиться постоянно к нрав чистоте и достоинству.

Когда Бурр узнает о том, что Нерон планирует отравить Британика, он приходит в Нерону. Бурр напоминает Нерону о том что народ осуждает преступления. И что жестокие беды ожидают монарха-преступника. Свобода государя - свобода от преступлений, а не свобода совершать любые деяния. Единожды совершенное государем преступление связывает его навечно.

Цитата 36 минут 30 секунд! Не могу найти.

Бурр стремится разрушить сложившееся у Нерона представление о неограниченности власти, хочет доказать что над властью есть еще народ, который может осудить его за преступления.

Бурру удается поколебать Нерона. Он обещает простить Британика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: