Другая просветительская теория, нашедшая также широкое отражение в литературе 18 века - это теория естественного человека.
Просветители не только разрабатывали понятие разума, они также апеллировали к природе. Историческому, общественному человеку (совр чел, зараженный всеми представлениями и предрассудками совр цивилизации) они противопоставляли естественного, природного человека (человека воплощающий чел природу как таковую и не подверженный ложным понятиям и предрассудкам современной цивилизации).
Просветители рассуждали так:
Человек есть творение природы. Природа наделила человека естественным нравственным инстинктом и естественным нравственным стремлением. Однако выйдя из природы, человек долго блуждал во мраке. Люди создали законы: гражданские, религиозные, которые оказались в полном противоречии с ест законами и права. Но наступи время для чел осознать свое происхождение и отвергнуть те общественные установления, которые оказались в полном противоречии с ест правами человека.
Теория ест человека просветителей была направлена против сословной идеологии, против самогО иерархического способа мышления (дворянство гордилось древностью своих родов и требовало для себя на основании этого особых привилегий), против униженного и угнетенного человечества за возвращение ему прав, дарованного самой природой.
Эта теория находит многообразные преломления в творчестве писателей 18 века.