Руссо и теория естественного человека

Наиб радикальный характер эта теория приобретает в ранних произведениях Руссо.

Он отвергал всю цивилизацию и всю культуру, призывал вернуться к природе. Он утверждал, что только в непосредственной близости к природе люди были счастливы. Он идеализировал состояние первобытной дикости как блаженное и непорочное. Все прекрасно, что исходит от природы, и все портится в руках человека.

Его первый трактат: "Происхождение наук и искусств" Руссо посвятил утверждению тому, что развитие наук и искусств ничего хорошего не принесло. Они развращали человека, портили чистый вкус в сторону роскоши и праздности.

В "Исповеди" есть отголоски этих представлений Руссо. Тут история жизни писателя излагается не просто на уровне пережитых им событий, она излагается... мифа о естественном человеке.

Весь отбор эпизодов и структура произведения подчиняется утверждению, что жизнь писателя это жизнь человека, который несмотря на все пагубное влияние цивилизованного общества, смог сохранить в себе нечто от естественного состояния природной доброты. С этим утверждениями связана та формула, которой Руссо определил цель своего повествования: "предельное обнажение души". Эта постановка на предельное обнажение души тоже подразумевала противопоставление социальной испорченности человека и его природной простоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: