double arrow

Полемика между РичардсОном и Филдингом


На более позднем этапе развития англ. просвещения полемика возникла между Ричардсоном и Филдингом.

Ричардсон в своих романах идеализировал третьесословную пуританскую мораль. Он связывал именно с ней свое представление о чел достоинстве. А Филдинг в своих комических эпопеях вступал в полемику с Ричардсоном. Например, «комическая эпопея» о Джозефе Эндрюсе («Истории приключений Джозефа Эндрюса») и строилась в значительной мере как пародия на "Памелу" Ричардсона. Полемика, начатая в первой эпопее, продолжалась Филдингом во второй - в "Истории Тома Джонса, найденыша". Филдинг во второй эпопее, создавая оппозицию Том Джонс / Блайфил, вскрывал эгоистический ханженский своекорыстный расчетливый характер пуританской морали, которая ориентирована на последующее воздаяние. Филдинг считает, что она не выдерживает испытание жизнью. Он отказывается связывать свое представление о достоинстве человека с пуританской моралью. Он считает, что не надо ревностно охранять свою собственную добродетель, а надо быть искренне добродетельным, быть бескорыстно отзывчивым к беде другого. В этом достоинство чел природы видит Филдинг.




Литература занимала в деятельности просветителей огромное место. Они считали, что литра и искусство должны стоять над обществом и вести его за собой.

Просветители считали, что литра и искусство должны воспитывать общество и прививать людям высокий гражданский долг.

Стилевые тенденции в литре 18 века

С этим все сложно.

Нельзя дать однозначное стилевое определение. Произошёл отказ от статического восприятия этой литературы. Пришло стремление понять литру 18 века как сложное динамическое целое, которое движется от классицизма 17 к романтизму 19 века и дает по ходу этого движения многообразные и взаимопроникающие друг в друга стилевые образования.

Смысл каждого понятия:

РОКОКО

Возникло уже в начале века. Само слово происходит от франц сущ рокай, "раковина" (с ее причудливой формой). Это эмблема этого стиля. Рококо в той или иной своей форме проходит через весь век. Считается что в рококо отразилось то разочарование и стремление уйти в мир красивого вымысла, которые были порождены случившимся во Франции на рубеже веков кризисе. В стилевом отношении рококо в какой то степени наследует барокко. В рококо трансформируются некоторые барочные начала. В частности, для рококо характерна декоративность, украшенность, яроко выраженное игровое начало, которое проявляется главным образом в причастности к травестиям (в частности, пасторальным и восточных травестиям). Кроме того для рококо характерна ирония, легкий скептицизм + изящная фривольность.

Философская основа рококо: философия гедонизма (то есть наслаждения). Наиб ярко этот стиль проявился в живописи (картины "общество в парке" и "праздник любви"). Радость наслаждения всегда оттеняется легкой грустью, так как наслаждаем перманентно.

В литературе рококо тяготеет к малым формам: пастораль (вместо трагедии), комедия масок (вместо высокой комедии), ... новеллы, фривольные сказочки (вместо героической поэмы).

Фил повести Вольтера и "Опасные связи" Лакло тоже написаны под влиянием рококо. Отдельные стороны рококо будут и в романах Филдинга, и у Стерна, и у Дидро, в оч малой степени влияние рококо есть и в "Новой Элоизе" Руссо (хотя в основном это сентиментализм).







Сейчас читают про: