Эстетическая мысль 18 века

Понятием просветительского реализм раньше описывались не только определенные явления в сфере худ творчества, но и некоторые эстетические мысли.

18 век отмечен блистательным развитием теоретической эстетической мысли. Неслучайно само слово 'эстетика' возникло как раз в эту эпоху. Это слово впервые употребил немецкий философ Пауль Гартер в 1750.

Дидро и Лессинг - создатели классических работ по просветительской эстетики. Их то и считали созидателями теории просветительского реализма. свои теоретические построения они выстраивали на основе драматургии как самого осмысленного в теоретическом плане жанра. При этом они отталкивались от критики классицизма.

Дидро( Дени Дидро 1713—1784)

В трактате "Рассуждение о драматической поэзии" Дидро критикует классицистическую систему жанров. Он возражает против классицистического деления жанров на чистую комедию и чистую трагедию. В жизни существует безграничная градация трагического и комического и это противоречит разделению жанров на чистую комедию и чистую трагедию. Дидро пишет, что и между крайними жанрами (чистой трагедией и чистой комедией) должен существовать средний жанр. Этот сред жанр может не содержать трагического или комического, может не вызывать у нас страха и сострадания или смеха, но он должен быть интересен. Интересен тем, что в нем появятся новые герои из третьего сословия со своими повседневными тревогами, печалями, радостями, эмоциональными порывами и идейными исканиями.

Так Дидро стремился теоретически обосновать возникший в 18 веке жанр мещанской драмы, в котором было характерные тяготение к жизнеподобию, трогательности и семейной проблематике.

Также Дидро выступает с критикой классицистических комедийных характеров, которые строились на гиперболизированном воплощении единой черты, качества.

Буало в "Поэтическом искусстве" отдает предпочтение Минандру, который, по его мнению, создавал обобщенный характер.

Против такого понимания характера выступает Дидро. Нужно класть в основу сюжетосложения не характеры, а общественные положения: их особенности, трудности, обязанности. Личность человека должна быть понята в том числе и в контексте его социального бытия.

Лессинг (Готхольд Эфраим Лессинг 1729 – 1781)

Лессинг в сборнике "Гамбургская драматургия" ставит в центр проблему героя в трагедии. Эту проблему Дидро почти не затрагивал. Лессинг тоже выражает свою концепцию трагического героя, основываясь на критики героя классицистической трагедии. Герой в трагедии должен действовать а не рассуждать и действовать в соотв с особенностями свой чел природы, которая в клас трагедии подавлялась во имя требований гос-ва и религии. Лессинг отвергает тот стоический идеал, который был дорог многим писателям 17 века. Он называет героев классицистической трагедии гладиаторами, которые все свои чел силы устремляли на подавление своей собственной человечности. Нельзя подавлять свою собств человечность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: