Хотя отдельные сентименталистские тенденции дают о себе знать уже в начале века. Но характер широкого литературного движения сентиментализм приобретает лишь во второй половине века, когда обнаружилось что историческое развитие не подтвердило возлагавшихся на него ожиданий и ист прогресс ничего кроме новый бедствий не принес человечеству.
Сентименталисты поэтому скептически относятся к идее ист прогресса.
Поэтому в рамках 18 века сосуществуют две концепции "золотого века", связанные с двумя разными отношениями к теории ист прогресса.
Старшее поколение просветителей считает что древний миф о золотом веке неверен. Человечество начало с железного века.
Сентиментализмы: старый миф о золотом веке верен. Человечество удаляется от золотого века по мере своего развития.
Сентименталисты также скептически отн к националистической философии, которая идеализировала ист прогресс, и к самому разуму. Культу разума они противопоставили культ чувства. Но дело в том, что просвещенные умы и чувствительные души это два равноправных типа личности на протяжении всего 18 века, потому что вся идеология просвещения произрастала на взаимодействии рационализма и чувствительности. Считалось, что чем разум просвещеннее, тем сердце чувствительнее.
|
|
Но при этом старшее поколение верило в возможность гармонии разума и чувства и они считали что разум и чувство предполагают друг друга и не противостоят друг другу.
А сентименталисты в гармонию разума и чувства уже не верили. Они считают что разум обнаружил свою жестокость и бесчеловечность. И они скептически отвергают разум. Это новое отн к разуму и подразумевает новое отношение к тому, что является противоположностью разума - к безумию.
Так, Свифт (рационалист) и Стерн (скептически относившийся к рационализму) оба они определяют безумие как 'предпочтение иллюзии реальности'. Но при этом Свифт саркастически смеется над подобным. А Стерн наоборот приветствует иллюзию как средство противостоять жестокости жизни.
Такое переосмысление отношения к безумию связано с новым скептическим отношением к разуму, который обнаружил по ходу ист развития жестокость и бесчеловечность.