Вольтер и философские проблемы в фил повестях

Вольтер ставит проблему мирового зла и теорию оптимизма Лейбница в своих повестях под сомнение. При этом он переносит проблему мирового зла из области общефилософских рассуждений в конкретно жизненные ситуации.

Однако резко критическое отношение Вольтера к теории оптимизма возникает не сразу. Вначале Вольтер просто говорит что в мире перемешаны добро и зло.

В первой повести " Мир, каков он есть, или Видение Бабука, записанное им самим " именно так ставится вопрос.

В этой повести грозный дух Азии Итуриэль решает уничтожить погрязший в пороках город Персеполис. Он призывает к себе мудрого Бабука и велит ему дать отчет о состоянии города. Бабук отправляется в город и наблюдает различные проявления порока. Он не однократно хочет уже предать греховный город карающему мечу Итуриэля, но все таки каждый раз его смущает какое-то положительное явление. Поэтому в заключении Бабук приходит к лучшему литейщику в городе и просит его сделать статуэтку: из глины, различных камней и металлов, приносит ее Итуриэлю и говорит: неужели ты ее разобьешь эту прелестную статуэтку только потому что она не полностью состоит из золота и брильянтов? Итуриэлю понял его с полуслова. В мире есть и добро и зло. Если мир не слишком хорош, то и не окончательно плох.

Но такая чисто практическая констатация Вольтера не удовлетворила.

"ЗАДИГ, или Судьба"

В повести 1748 года "Задиг, или Судьба" Вольтер ближе подходит к теории оптимизма и больше ставит ее под сомнение.

Сама сюжетная схема в этой повести выстраивается в соответствии с рассуждениями Лейбница: мировое зло есть часть мировой гармонии.

Действие этой повести на востоке. Каждая глава это самостоятельная новелла, кот повествует об очередном злоключении главного героя Задига. В конце концов пройдя все злоключения он женится на своей возлюбленной Астарте, становится царем и обретает блаженство. То есть все его несчастья были ступенями к счастью.

Ангел Иезрад - носитель теории оптимизма. Он появляется в главе "Отшельник". Глава "Отшельник" - ключ к философской проблеме произведения, центр произведения.

До этой главы стоит глава "Поединок", в которой Задиг был очень близок к счастью, потому что во время турнира он одержал победу над всеми претендентами. Однако ночью, пока он спал, у него похитили те самые белые доспехи, по которым должны были опознать победителя. И вот наутро Задиг стал с горечью размышлять, что его знания, мужество, честность приносили ему до сих пор одни только неприятности. Находясь в таком расположении духа, Задиг пошел берегом реки, при этом в душе проклиная проведение, которое, казалось, преследовало его без передышки. В дороге Задиг встретил отшельника - почтенного старца с седой бородой, которая ему доходила до пояса. В руках старец держал книгу судеб и внимательно ее читал. Когда Отшельник заговорил, он стал рассуждать о судьбе, нравственности, справедливости так убедительно и красноречиво, что Задиг почувствовал к нему искреннее влечение и симпатию. Задиг попросил разрешение пройти весь дальнейший путь вплоть до Вавилона в его компании. Отшельник согласился, но при условии. Он взял с Задига клятву, что они не расстанутся, что бы в эти дни не случилось. И тут начинаются совершенно невероятные события. Отшельник крадет золотой таз в замке, хозяин которого оказал путникам великолепный прием, правда из одного только тщеславия. А затем дарит этот золотой таз скряге, который принял путников отнюдь не гостеприимно. Ошеломленному Задигу отшельник говорит: скряга раскается и станет гостеприимнее, а хозяин замка - разумнее. Задиг ничего не возразил. Но дальше отшельник поджигает дом философа, который хорошо принял путников. А дальше уж совсем невероятное. Когда после ночлега у добродеятельной милосердной вдовы ее племянник вызвался помочь путникам перейти через старый полуразвалившийся мост, отшельник, дойдя до середины моста, сбросил племянника в бурлящий поток. Тут Задиг не выдержал и закричал: «О чудовище! О изверг рода человеческого!» А отшельник сказал: под развалинами дома философ нашел несметные богатства, а мальчик через год бы убил свою тетку, а через два - Задига. И тут отшельник превратился в ангела.

Начинается беседа Задига с ангелом Иезрадом, который излагает теорию оптимизма. То, что людям кажется злом, на самом деле служит добру или совершается для преодоления еще больше зла.

Задиг почти убежден, но не совсем. Когда ангел хочет воспарить на 10 небо, Задиг вдогонку ему говорит: "Но..." Но это 'но' остается без ответа, так как ангел так быстро воспарил, что не услышал этой реплики.

Очень близко подойдя к теории оптимизма, Вольтер с ней полностью не солидаризируется. Между Вольтером и теорией оптимизма остается 'НО', которое бросил Задиг вдогонку ангелу.

В теории оптимизма Вольтера привлекал гелиоцентризм и убежденность в бесконечности вселенной и во многих мирах, составляющих эту вселенную. Это соответствовало собственным естественно-научным и философским взглядам Вольтера, который постоянно смеялся над антропоцентризмом предшествующих поколений.

Вольтер смеялся над антропоцентризмом в повести " Микромегас ". Повесть "Микромегас" о том, что учение, о том что земля центр мироздания, а человек хозяин вселенной, вызывает гомерический хохот у обитателей Сириуса и Сатурна, потому что они то хорошо знают, что земля это комочек грязи, а человек - букашка, которую едва можно заметить в микроскоп.

Но вместе с тем если философа Вольтера эта теория привлекала, то Вольтер-писатель не мог принять теории, которая оправдывала страдания конкретных людей и факт наличия зла в мире общим благом и мировой гармонией.

В произведениях после "Задига" критическое начало по отношению к теории оптимизма постепенно все более усиливается. Особенно серьезно оно во второй половине 1750-х гг. то есть после лиссабонского землетрясения 1755 года и после начала семилетней войны. Вольтера потрясло количество жертв, которое повлекли за собой эти два события. Поэму "О Лиссабонском землетрясении" Вольтер заключает констатацией полной несостоятельности теории оптимизма перед лицом мирового зла и чел страданий.

"КАНДИД, или Оптимизм"

"Кандид" - лучшая фил повесть Вольтера написана с этими настроениями. Один писатель 20 века сказал о ней: это причта о судьбе человечества, которая жива и поныне. Полное название "Кандид, или оптимизм", так как в этой повести Вольтера обращаясь к философам-оптимистам спрашивает: хотите ли вы увидеть ваш совершенный мир? И предлагает им увидеть гармонический порядок.

Говоря о премудром и гармоническом миропорядке, Вольтер выстраивает ряд впечатляющих факторов: это болезни и рабство, это тридцать тысяч жертв лиссабонского землетрясения, это бесчисленное количество убитых и раненых в семилетней войне, это костры инквизиции, это фанатизм и насилие в повседневной жизни. Можно ли все это назвать наилучшим порядком вещей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: