Панглос – носитель теории оптимизма

Носителем философии оптимизма в повести является Панглос. Вольтер называет его последователем космолога, метафизика и теолога. Панглос проповедует что все к лучшему в нашем лучшем из миров, что зло - всего лишь тень на прекрасной картине, а мир совершенен и целенаправлен и нет цели без причины: все в мире совершается ради установленной цели. Панглос - окарикатуренная персонификация теории оптимизма, гротескно заостренная маска оптимизма.

Кандид встречает Панглоса в самом плачевном виде. Глаза потускнели, нос провалился, голос охрип, его мучил жестокий кашель, во время приступила которого он каждый раз выплевывал по зубу. Все это, - иронизирует автор над своим герое, - следствие определенной причины. Панглос говорит: если бы Колумб не привез из Америки этой болезни, у нас не было бы шоколада. Все закономерно.

Панглос терпит всевозможные бедствия на протяжении этого небольшое произведения. Его избивают, вешают, продают в рабство, он вынужден совершать ежедневно тяжкий физический труд, он гребет на галерах.

Единожды уверовав, что все в этом наилучшем из миров к лучшему, Панглос до самого конца и вопреки всякой очевидности, остается верным своему изначальному убеждению.

В финале или близко к финалу, Кандид встретился с Панглосом после очередной разлуки и спрашивает его: неужели вы всегда продолжали считать что все к лучшему? Панглос: я философ и мне непрестало отрекаться от своих взглядов. Лейбниц не мог ошибаться.

Оптимистическая философия Панглоса является тем исходным убеждением, с которым Кандид вступает в жизнь. Но опровержением этой теории становится вся дальнейшая жизнь Кандида.

Изгнанный из замка барона, Кандид странствует по свету. Он посещает Голландию, Лиссабон, Боэнос Айрес, государство парагвайских иезуитов, Эльдорадо, Суринам, Францию, Англию, Венецию и Константинополь. То есть худ пространство произведения выстраивается таким образом, чтобы продемонстрировать цену оптимизма в мировых масштабах.

Везде, и в старом свете, и в новом, Кандид на каждом шагу сталкивается со зло: злом естественным и злом нравственным.

Все чаще на страницах повести начинает раздаваться недоумевающий голос героя, а за ним и иронический голос автора.

Сначала Кандид позволяет себе лишь слегка усомниться в мудрости всего наставника Панглоса. А затем перед лицом зла естественного и зла нравственного, перед лицом жестокости и насилия, в Кандиде остается все меньше уверенности в правоте и мудрости Панглоса.

Вывод: Может быть все хорошо, но только в одной единственной стране - в стране Эльдорадо. Но это призрачная страна, которая обнесена со всех сторон непроходимым горным хребтом.

А вокруг зло на каждом шагу: дурные люди благоденствуют, а хорошие терпят бедствия и страдают. Жизнь совершенно не согласуется с тезисом, что все в ней идет к лучшему.

Отвечая на вопрос своего слуги КакамбО 'что же такое оптимизм?', Кандид говорит: "Это страсть утверждать что все хорошо, когда на самом деле все плохо.

После этой окончательной констатации несостоятельности теории оптимизма, Вольтер вводит нового персонажа: Мартен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: