Роберт Музиль

(1880-1942)

Австрийский писатель, автор «Человека без свойств». Творческая судьба сходна с судьбой Кафки. Прошел через прижизненное забвение, но Кафка тяготился публичностью, а Музиля забвение огорчало. Эссеистический метод воспринят многими авторами. В России роман опубликован только в 1984 году, до этого был известен новеллами как мастер малой формы.

Критика оценила повесть «Смятение воспитанника Терлиса». Это 1906 год, период самообразования Музиля, накопления и усвоения литературной традиции (увлекается всем). Всеядность объясняется отсутствие классического образования, он выходец из дворянской семьи, где отсутствовала восторженная гуманитарная атмосфера…

20.10.11

МУЗИЛЬ

Техническое образование, эклектизм образования и выработанный тип мышления позволил создать особый тип романа (ср. Стендаль применял законы музыки и математики к изучению человеческой души). В литературе сосуществуют полярные настроения: на рубеже веков любили сверхчеловека и поклонялись перед хрупкостью девушек, были доверчивы и скептичны… Противоречия и разные боевые кличи имели общее дыхание. Магическая дата смены столетий.

В набросках начала 20 века – текстах от первого лица – у Музиля появляется специфическая фигура: вивисектор собственной души. Позднее он трансформируется в главного героя романа «Человек без свойств». Слово вивисектор забрело в заметки Музиля из работ Ницше (физиологи и вивисекторы – расщепители – духа). С осмысленией идеи Ницше связаны многие исходные этические положения Музиля: идея, не закрепленная жесткими рамками морали (динамическая мораль), представление о творческой гениальной личности как о конгломерате возможностей (о потенциальном человеке). Центральные положения Ницше – культ сверхчеловека, апологию войны, антирационализм - вызывали у Музиля критическую реакцию. Главное влияние Ницше затронуло у Музиля саму структуру романа, стиль философской эссеистики оказал влияние на поиски Музилем формы романа.

Австрийская литературная традиция почти всегда предполагала обращение к традиции русской. Главная проблема – человек, ориентиры в его изучении – Достоевский (и, в отличие от Кафки, Толстой). Возникает впечатление об одновременности существования разныхмировосприятий без какого-либо нажима. Герои Толстого не выглядят как-то, а выглядят так, как их видят другие. Толстой, 1898: заблуждение называть человека умным, глупым, сильным, слабым, а человек есть все, все возможности, есть текучее вещество.

Музиль: искусство развивается в сторону отказа от цельного характера как основы художественного образа (то же в «Улиссе»), оно занято поисками особой динамической морали.

«Человек без свойств» (20-е – 40-е) позволяет возводить поэтику романа к Музилю и Брехту. 21 год: «Нация как идеал и как действительность»: я думаю, что пережитое с 1914 года научило многих, что человек с этической точки зрения – нечто бесформенное, доброе и злое колеблется в нем как стрелка чувствительных часов. Предположительно все станет еще хуже.

Наряду с Манном и Гессе, Музиль относится к создателям интеллектуального романа 20 века (также «роман культуры»), хотя писатель хотел писать «роман традиционный, обладающий интеллектом». Кундера (ученик Музиля): Манн и Музиль принадлежат к разным эпохам истории романа. Музиль: энциклопедия всей духовной жизни гениального индивида (это цитата из Фридриха Шлегеля, давшего определение роману, который будет создан немецкими романтиками). Роман позволит соединить в художественное целое историю человека возможностей с панорамой мира повторения подобного. Динамическое сознание главного героя должно столкнуться со статическими системами сознания, в совокупности – со всеми сторонами мира. Цель = создание царства духовности, возможный путь = утопия.

Роман остался незавершенным – разные версии финала и точки зрения на далекое и близкое положение автора, умершего внезапно от кровоизлияния в мозг, к финалу.

Хронотоп: прекрасный августовский день 1913 года. Место действия – Вена, столица Какании. Во второй части + уголок. Сатирическое обозначение Австрии. Подходящий способ письма – ирония, объектом которой становится Какании во всех сферах (а часто и сатиры). Самая значительная сатира в немецкой литературе 20 века. Какания – модель, гротескная Австрия, не что иное, как пример новейшего мира (ср. топография Дублина у Джойса).

Музиль изобретает сюжетную линию, которая позволит нарисовать сатирическую картину мира – «параллельную акцию». Это вымышленное общественное движение, жизнеподобное и символичное. Из воздуха, из говорильни и патриотического предприятия возникает война как объединяющая национальная, конструктивная идея, которую все ищут. Апофеозом доложен был стать 1918 год, юбилейный для обоих императоров, но империи рухнули – об этом знают читатели и автор, но не знают персонажи о будущем Европы. Другая часть внешнего сюжета романа (Музиль сравнивал с каркасом идеи, на котором, подобно гобелену, висят куски повествования) – дело сексуального убийцы, плотника, история безумной ницшеанкиКлориссы, вздумавшего зачать нового Мессию от человека без свойств, история дружбы немецкой девушки Герды и молодого фанатика-националиста, история инцестуальной любви и другие сюжетные линии-гобелены. Связкой линий стал Ульрих – главный герой романа, без свойств и без фамилии. Человек возможностей – носитель главной идеи и основной инструмент по эксперименту – по созданию царства духовности. Герой вводится в роман как человек, который должен принести миру весть. Он универсальный представитель эпохи. Входит в роман 32 лет, а через год – возраст жертвы Христа (и ровесник автора). Ульрих уже прошел испытание профессиональными логиками: утопия точности преодолевалась героем еще за рамками основного действия. + Образ гениальной скаковой лошади! – идея от священного животного кавалерии. На время выходит из потока – берет отпуск от своей жизни.

Благодаря рекомендательному письму отца, знакомится с параллельной акцией и неожиданно становится ее секретарем. Ср. идеальная героиня Гельдерлина – и снижающая аналогия у Музиля. Тотальная и активная профанация духа. Факт секретарства позволяет автору сводить Ульриха с разными персонажами, воплощающими ту или иную идею-утопию.

Герой показывается с точки зрения повествователя, во мнении ругих персонажей и в собственной оценки. Все это выстраивается в обобщенный образ человека без свойств, идея которого взялась у Музиля как развитие концепции средневековых мистиков и гностиков нового времени или Платона, как влияние декаданса с его распадом личности, или в соотношении с трактатом Макиавелли «Государь». Подсказка – «князь духа». Задумывался как позитивная, программа которой остается в виде интеллектуала. Это универсальная концепция, индивид, способный стать всем, чем доступно стать человеку, без ограничений природы, совершенствующий самого себя (с эпохи Ренессанса). У гуманистов: понятие вертУ = доблесть, не отделенная от добродетели, а Макиавелли их разделяет, выносит его цели вовне, когда универсальность превращается из цели в средства, а сам человек превращается в чудовище универсальности. Музиль остановился, показав современнику черту, за которой человек обращается в чистую отрицательность. Ульрих до конца остается чистым интеллектуалом, не хочет прикасаться к политике и экономике, не участвует в подготовке к войне, чувствуя в бессвойственности разрушительные потенции. Наделение героя социальным слабоумием позволяет автору сохранить позитивную программу нового человека.

Раньше отмечалась тяга к многосубъектности, попытка показать мир в нескольких зеркалах, в несовпадающих сознаниях. Эта тенденция видна и у Музиля. Он сформулировал в обосновании метода идею эссеизма: принцип эссеизма – не только продуктивный способ художественного освоения действительности, но и основа конструирования нового героя.

Двойная роль эссеизма в романе: 1. ряд попыток исследовать и осмыслить мир с разных сторон, 2. ряд попыток выстроить собственную жизнь и обрести иное возможное бытие.

Герой не только экспериментатор, он и сам объект эксперимента, направленного на поиски нового человека, новой морали и царства духовности. Среди утопий выделяются: 1. утопия индуктивного подхода, 2. утопия инобытия в любви, 3. утопия инобытия в отношении к богу + второстепенные вроде утопии точности.

Исследовательская методика Ульриха = изменчивость (это же его единственное свойство). Ему импонирует идея прогресса, но не всякого. Его антагонист Арнгейм = воплощение утопии индуктивного подхода предлагает конформистскую модель, герой действующий, в ком пародируется идея сверхчеловеку, это предел фаустовского человека – он не посягает на переустройство мира и комфортно существует внутри социальной структуры. Испытываются идея спасителя и ницшеанского сверхчеловека. По Музилю, обе ипостаси проистекают из идеи порядка. См. генерал как носитель идеи спасителя и – позднее - спаситель. Тема бардака и порядка также присутствует в странном убийстве Мосбруггеля (? год Босбруггеля и Ницше?). Особый случай ограниченный вменяемости, заслуживающий сочувствующего изучения. Есть опасность подмены истинного бога суррогатами, ее предвидит чуткий к фальши Музиль (в 10-м году в новелле «Португалка» героиня пыталась создать себе бога из приблудившийся в замок кошки). В романе герой проводится через искушения аморальности.

Утопия иного состояния в любви реализуется для Ульриха в запретной инцестуальной любви к его почти забытой сестре Агате. Часть третья = «Тысячелетнее царство». Любовь не может существовать назло, жить чистым отрицанием нельзя. Преступники задумываются о самоубийстве. Утопия инобытия в любви не содержит приемлемого решения для коллективно-личностных проблем (возможна на основе отрицания реальности). Идеальный замысел распался.

Внутри гобелена испытывается утопия инобытия, отношения к богу. В поисках утопии нет места для бога и нет места императиву (бог умер, человек текуч и бессвойственнен). Л. – идеальный образчик лицемерия, резко сатирический и гротескный персонаж.

Глава 49: «Светлая личность» (ср. С-Щ с одноименным названием) (…)

В 33 году соглашается на частичную публикацию 3 части, работает над романом в Швейцарии с нарастающими сомнениями – из-за перегруженности романа теоретическими материалами, в сути необходимости утопии: 39 год – моралисту придется подождать.

Музиль новатор в области романной формы. Два плана: план событийный – рассказ – план убывающий + план внутреннего сюжета – философский – возрастающий. Структура строится на принципе призматического (поочередного) рассмотрения человека и действительности. Главная забота Музиля – максимально интегрировать в повествование эссеистические, философские фрагменты (по принципу монтажа цитат, их нужно дешифровать).

Кундера (эссе «Творцы и пауки», о масштабах предвидения): Манн – прощание с 19 веком навсегда, Музиль в тот же год разрабатывает человеческие свойства в последующие эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: