Массовое эстрадное представление! Сколько интересного содержания и какое неисчерпаемое богатство и разнообразие зрелищных приемов заключено в этих трех словах.
Зеленое поле стадиона, сбегающие вниз ступеньками стены — скамьи, крыша — голубое небо — вот какой огромной вместимости театральный зал обрели в последнее время мастера искусств в нашей стране. По неписанному закону только самые любимые, лучшие завоевывают право выступить перед многотысячной аудиторией. Это нечто вроде строгого экзамена на звание любимого, признанного мастера своего дела. Борьба за это звание идет задолго до объявленного представления, идет на экранах кинематографов сценах театров, эстрадных площадках страны Все сказанное может навести на мысль, что речь идет о заключительном туре какого-либо смотра или конкурса. Нет! Мы говорим о своеобразном зрелище наших дней, где мастера искусств участвуют совместно с прославленными тружениками фабрик, заводов, колхозных полей, с одаренными юношами и девушками — участниками нашей художественной самодеятельности, выступают в непосредственной близости к десяткам тысяч зрителей. Речь идет о массовых представлениях на стадионах нашей страны, в городах больших и малых.
|
|
Пытаясь обобщить опыт их проведения, невольно приходишь к выводу, что многие вопросы проведения массовых представлений на стадионах требуют современного творческого, организационного и методического решения.
Мы хотим в этой статье поделиться с авторами сценариев, режиссерами, организаторами и участниками стадионных представлений некоторым опытом и помочь им избежать тех ошибок, которые делались на первых порах.
Прежде всего расскажем кратко о некоторых стадионных представлениях, проведенных в Ленинграде, Ярославле, Горьком, Одессе, Минске и других городах.
Первые революционные праздники в Ленинграде запомнились людям старшего поколения в оформлении ансамбля Фондовой биржи, Ростральных колонн, Зимнего дворца и набережных Невы.
От этих же невских берегов пошла много позже (с 1956 г.) новая волна массовых представлений послевоенных лет. Но театральной площадкой теперь стали не петербургские громады, а великолепный стадион на 100 тысяч зрителей и огромный Приморский парк Победы, построенные после войны на просторах взморья Финского залива, когда-то пренебрежительно звавшегося «маркизовой лужей».
Это была одна из крупнейших социалистических народных строек Ленинграда. Начатая еще в предвоенные годы по инициативе С. М. Кирова, она была закончена руками комсомольцев, и на месте пустырей и «топи блат», засыпанных битым стеклом, осколками фашистских снарядов и обломками кирпича военных лет, вырос поистине прекрасный памятник нашей Победы. Еще входил он только в быт города, еще искались и утверждались новые формы культурного отдыха ленинградцев, а «болельщики» уже привыкали к дальнему путешествию на очередной футбольный матч на стадионе имени С. М. Кирова.
|
|
Но не только для спортивных матчей и выступлений предназначался грандиозный стадион. Имелось в виду его использование и для массовых постановок. И когда в 1957 году стало известно, что в день празднования 250-летия Ленинграда на стадионе будет организован большой театрально-спортивный праздник, — город был по-хорошему взволнован.
В качестве автора сценария и главного режиссера был приглашен народный артист СССР. Г. Товстоногов, художником — С. Мандель. В этой постановке было немало интересных режиссерских находок. Особенно запомнились массовые движения физкультурников с разноцветными флагами. Тысяча людей держит в руках небольшие полотнища — флаги. По сигналу режиссера все полотнища или часть их переворачиваются другой стороной. Цвет меняется. Как мозаичная картина складывается по любому рисунку из разноцветных кубиков, так здесь, на глазах у зрителей, из цветных полотнищ то возникал и распадался черный двуглавый орел, символ царской власти, то вдруг начинала колыхаться и набегать волнами голубая гладь невской воды или появлялись алые «серп и молот» — эмблема нового социалистического государства.
Но в постановочной работе на стадионе, под открытым небом бывают всякие неожиданности. На одной из последних репетиций пошел сильный дождь и физкультурников с полотнищами нельзя было расположить сидя (а только это положение создавало необходимый эффект), так как зеленое поле покрылось лужами. Тогда режиссер дал команду перейти всем физкультурникам на одну из трибун и выполнять все движения на скамьях для зрителей. Результат оказался неожиданным и необычайно интересным. Все мозаичные картины ожили, заиграли, и режиссер, несмотря на протесты администраторов (сокращалось число мест для зрителей), решил закрепить эту случайную находку. Впрочем, часть зрителей была участниками праздника — это, пожалуй, одна из главных удач торжественного представления, в котором режиссер задумал показать важнейшие страницы истории города — от его основания до наших лет.
В этом же представлении большой постановочной удачей был «Хоровод дружбы» в исполнении тысяч участников хореографической самодеятельности ленинградских клубов и Дворцов культуры. Балетмейстер А. Обрант придумал интересное и оригинальное начало этого массового танца. Все исполнители цепочками спускались вниз на спортивную арену с верхней галереи стадиона. Для этого были использованы десятки проходов, разделяющие амфитеатр на сектора. Такой одновременный звездный выход сразу определил народный характер танца и создал динамичную картину пестрой многонациональной массы. Танцоры как бы сходили с трибун стадиона, сливаясь во вступлении к хороводу со зрителями и образовали в хореографическом рисунке единую композицию, в которую органично вписывались все присутствовавшие на стадионе. Так активное участие больших коллективов исполнителей оказалось наиболее действенным элементом массового представления. В этих эпизодах сливались воедино зрители и исполнители.
Не все, однако, удалось в равной степени в этом представлении Режиссер хотел использовать метод инсценировки ряда исторических эпизодов. Но, например, появление Петра I в ботике не произвело должного эффекта из-за несоответствия масштабов миниатюрного ботика и громадной чаши стадиона. Фигура Петра I оказалась мелкой, невыразительной, хотя высоченного роста актер А. Смирнов, исполнявший роль основателя Петербурга, и не был в этом виноват. Просчет был в том, что специфические особенности стадионного зрелища не были учтены в режиссерском решении этого эпизода.
|
|
С лета 1958 года на стадионе имени С. М. Кирова в Ленинграде ежегодно проводились большие эстрадные представления, получившие на первых порах название «Встреча с любимыми героями кино, театра и эстрады». Широкая реклама, афиши, ленты, плакаты, громкие имена киноартистов привлекали зрителей, и трибуны огромного 100-тысячного стадиона всегда были переполнены. Это представление в последующие годы с небольшими изменениями повторялось во многих городах страны.
Несколько слов о построении такого представления Обычно оно распадалось на две не очень органично связанные между собой части. В первой, которую постановщики именуют прологом, темой служит историческое прошлое и настоящее города, памятные события и люди, связанные с его историей, рассказ о славных делах героев труда — наших современниках, показ производственных достижений «маяков» промышленности и сельского хозяйства и их участия в осуществлении семилетнего народнохозяйственного плана. В прологе всегда широко представлены коллективы художественной самодеятельности, физкультурники, молодежь, пионеры, музыкальные ансамбли— словом, все те силы, которые могут быть привлечены на месте в любом городе, где проводится представление на стадионе.
Вторая часть (гораздо большая по времени) строится как своеобразный театрализованный концерт, в котором выступают популярные артисты кино, театра и эстрады.
Показ отдельных эпизодов из кинофильмов, их лаконизм и кажущаяся клочковатость не случайны — это особый язык, своеобразный код, вызывающий в памяти зрителя целостные картины, образы. Ведь Черкасов—Полежаев— это «Депутат Балтики», это представитель героической интеллигенции первых лет революции, и его слова: «Господа! Да, я не ошибся, господа! Ведь теперь Вы господа...», — произнесенные когда-то в фильме, теперь обращена к современным зрителям, хорошо понимающим, что без героического революционного прошлого не было бы и замечательного сегодня и счастливого коммунистического завтра. Аплодисменты и овации относятся не только к прославленному артисту Николаю Черкасову, но и к воину культурной революции Полежаеву—Тимирязеву, и к городу-герою Ленинграду и к Краснознаменному Балтийскому Флоту, и к советской интеллигенции.
|
|
Вот стремительно вынеслась лихая тачанка, развевается по ветру черная чапаевская бурка, припал к пулемету Петька. И в эти короткие минуты народный артист Бабочкин заставляет каждого снова вспомнить то волнение, которое вызывал в нас фильм «Чапаев». Среди зрителей наверно немало таких, которые в детстве понескольку раз смотрели «Чапаева» и, волнуясь, надеялись — авось выплывет, не погибнет легендарный Василий Иванович...
Борис Андреевич Бабочкин после выступления совершает свой круг почета в неумолкающем рокоте аплодисментов. В них звучит народная дань неувядающей славе героического Чапаева, благодарность воссоздателю его образа — киноартисту Бабочкину — и гордость за успехи советского киноискусства, для которого фильм «Чапаев» был этапным.
В памяти встают Павка Корчагин, Зоя, Алексей Маресьев, Матросов, Олег Кошевой и многие, многие другие, чья жизнь служила примером советским людям.
Они — как любимый мотив, как с детства знакомая книга, как родной, близкий человек — всегда желанны и необходимы.
Вот простые, бесхитростные, отважные «Два бойца» — Андреев и Бернес. С благодарностью вспоминаем мы, как мягкий юмор и лиричность песен, тема сдержанной и глубокой мужской дружбы трогали нас в этом давно созданном, но не забытом фильме. Неповоротливый и сильный Саша с Уралмаша и язвительный, отчаянный одесский парень, рядом стоявшие насмерть на подступах к Ленинграду,— теперь перед нами на эстраде посреди зеленого поля в простреленных плащ-палатках ведут мужской разговор.
Разные постановщики по-разному подходят к режиссуре массовых стадионных представлений. Большой выдумщик, инициатор и организатор многих стадионных представлений С. В. Якобсон поставил в Ленинграде на стадионе имени С. М. Кирова несколько представлений, и в том числе такие, как «Белые ночи», «Встреча с любимыми героями», «Музыкальный праздник», и другие. В каждом из них было немало сценарных и режиссерских находок. Но были в его постановках и принципиальные творческие и организационные недочеты. Главный из них — отсутствие органического сочетания пролога, отдельных номеров и эпизодов, которые сами по себе часто были интересны, но в целом не создавали общего впечатления. Зритель уходил, сохраняя в памяти выступления отдельных артистов и забывая об идее представления, ради которой в общем-то и проводился весь праздник.
Почти у всех режиссеров финал представления оказывался часто скомканным — ограничивался пуском фейерверка и прощальным «кругом почета», который артисты совершали на машинах по гаревой дорожке стадиона.
Некоторые режиссеры, как, например А. Н. Обрант, стремятся к новым решениям в движении больших людских масс по стадиону Значительный опыт балетмейстера, участника и организатора физкультурных парадов позволяет ему находить интересные и зачастую но вые построения живых фигур, а иногда и целых «живых картин». Так, в Горьком с участием артистов балета Обрант поставил картину «Бурлаки» по Репину, а позднее в Архангельске силами физкультурников им был решен живой корабль, распадающийся на маленькие парусные лодки.
Наибольшее количество праздников на стадионах за последние годы поставил режиссер И. Я. Рахлин. Ему принадлежит своеобразное раскрытие средствами массового зрелища достижений наших республик. Запомнились праздники в Минске, Ташкенте, Алма-Ате, Кишиневе, Баку, где режиссер в большом постановочном прологе умело сочетал показ искусства национального по форме и социалистического по содержанию.
Ошибочным оказалось распространенное мнение, что для проведения массового представления достаточно приглашения группы прославленных артистов кино. Да, достаточно чтобы продать все билеты, но далеко не достаточно, чтобы создать интересное, увлекательное, нужное современное массовое зрелище. Ставка зачастую делалась на большие имена, на участие в представлении знаменитых актеров, чьи громкие фамилии часто подменяли художественные образы, созданные в свое время этими популярными мастерами советского искусства. Опыт показал, что массовое зрелище имеет свою специфическую драматургию, нарушение законов которой приводит зачастую к однообразию, штампу, потере темпа, а иногда и просто к скуке. Завязка, нарастание действия, кульминация, финал — все это обязательно должно найти место в режиссерской экспозиции любого зрелища, особенно если оно рассчитано на длительное действие. Конечно, многие законы театрального зрелища распространяются и на представление, которое проводится на стадионе. Однако нельзя пренебрегать особенностями восприятия, возникающими у зрителей, сидящих на открытом воздухе. Размеры самой спортивной арены, 400-метровая гаревая дорожка — все это рассредоточивает внимание, которое должно привлекаться яркими, лаконичными, выразительными эпизодами, порой даже камерного характера. Так, например, сочетание мастерства, популярности исполнителей и отличная режиссерская композиция эпизодов позволила с большим успехом показывать на стадионах сцены из «Отелло» в исполнении И. Скобцевой и С. Бондарчука и «Баллады о солдате» в исполнении Ивашева и Максимовой. Не количество исполнителей решает успех выступления на стадионе, а внимание зрителей, прикованное находкой сценариста или режиссера. Очень важно, чтобы представление по своему содержанию было современным, чтобы в были отражены наиболее существенные темы сегодняшнего дня.
Режиссер всегда должен помнить, что главное — это общий замысел и композиция всего представления. Зрители должны уйти со стадиона полные интересных впечатлений и не утомленные однообразием программы. Уметь сочетать идейно-художественное содержание с увлекательной формой праздничного массового представления трудная, но благодарная задача режиссера стадионных праздников.
И чем разнообразнее будут использованы многочисленные театральные жанры, чем больше будет проявлена фантазия художника, чем изобретательнее будет режиссер, — тем ярче, богаче и содержательнее будет результат работы творческого коллектива.
Конечно, уже само участие в празднике крупнейших артистических сил, десятков прославленных артистов кино, театра и эстрады, привлечение лучших коллективов местной художественной самодеятельности — физкультурных, хоровых и танцевальных — способствует созданию красочного праздничного зрелища и является для жителей города радостным событием.
На празднике вполне логично соседство имен знатных тружеников заводов и полей и лучших артистов, которым дано обобщать, увековечивать, высветлять прожектором искусства именно то качественно новое, что принесли в жизнь люди производственного труда их благородство, увлеченность созиданием, патриотическую устремленность, упорство и силу в достижении великих целей построения нового общества.
На стадионе в Таллине разрезал красную ленту Герой Социалистического Труда — строитель-каменщик Кристиан Кербер, а в древнем Ярославле, праздновавшем свое 950-летие, первой выезжала на стадионный праздник знатная свинарка, Герой Социалистического Труда Людмила Черногорова. Какими бурными овациями встречал их весь стадион, когда на открытой машине они совершали круг почета по гаревой дорожке. Разрезающий алую ленточку, открывающий праздник Герой Социалистического Труда — хозяин и участник праздника. В Костроме представления открывали прославленные доярки Александра Соколова и Анна Северухина.
Вот как это выглядело на стадионе. Медленно, понемногу набирая скорость, выезжает на гаревую дорожку ГАЗ-150, увитый гирляндами ярких полевых цветов. На нем, обнимая выхоленную, шелковистую шею буренки, стоят знатные доярки. Скромные колхозницы, в белых, повязанных по-русски платках, они сначала улыбались и приветствовали зрителей рукой, но когда их встретили овацией, от неожиданности и волнения растерялись и чуть не заплакали. Это было проявлением радости и признательности народу, так щедро выразившему благодарность их натруженным рукам, надоившим реки молока. А вот и эта молочная река: с дистанцией в 50 метров одна за другой идут десять автоцистерн, везущих десятки тысяч литров молока. По бокам цистерн «Молоко» стоят девушки в белых халатах. Это — молодая смена, выращиванию которой знатные доярки Костромы уделяют много внимания и заботы. Белые цистерны образовали полный круг и, казалось, что душистое, жирное, вкусное молоко течет прямо из рун доярок. Народное чествование передовиков животноводов прошло на стадионе с большим подъемом.
Режиссеру массовых праздников на стадионе надо обязательно помнить и о месте действия, и о масштабах спортивной арены, и об удаленности исполнителей от зрителей, и, главное, о том, чтобы смысл происходящего на стадионе был понятен всем и отвечал бы идее праздника.
Наряду с серьезными выступлениями, раскрывающими основное содержание представления, обязательно нужно придумывать смешные эпизоды и номера. Юмор один из важнейших элементов массового представления. Вспоминается номер ленинградских эксцентриков братьев Жервэ. Их старенький, почти разваливающийся автомобильчик заряжается пиротехническими эффектами. Пока они едут по гаревой дорожке — искры, дым, огонь вырываются из испорченного автомобиля. Даже из огнетушителя вместо пены брызжет фейерверк. Номер заканчивался тем, что под смех зрителей один из участников тащил автомобиль на веревке, а вдогонку ему мчалась пожарная машина с цветами для веселых артистов.
Опыт показал, что разнообразные зрительные номера, в том числе балетные и цирковые, отлично воспринимаются на стадионе. А частушки, куплеты, смешные музыкальные сценки вносят много оживления в программу.
На стадионе возможны и «импровизации». Конечно, они должны быть заранее продуманы подготовлены. В 1959 году в Рязани режиссер пригласил принять участие в празднике Известного композитора-песенника А. Г. Новикова. Учитывалось и то, что Новиков — депутат Верховного Совета РСФСР от Рязанской области. Композитор охотно дал согласие приехать на праздник, но просил предварительно разучить с хоровыми коллективами его песню «Марш коммунистических бригад». И вот на празднике, когда никто не знал, что Новиков тоже приехал в город и сидит в центральной ложе, конферансье обратился к зрителям со словами: «Нам сейчас стало известно, что среди нас на стадионе находится наш земляк — композитор Анатолий Григорьевич Новиков. Давайте попросим его выйти на эстраду и продирижировать одной из своих песен». Бурными рукоплесканиями встретил стадион это обращение. А вышедший на эстраду Новиков поблагодарил за приглашение и согласился продирижировать песней «Марш коммунистических бригад», при условии, что все зрители, находящиеся на стадионе, будут петь. Эффект превзошел все ожидания. Профсоюзный сводный хор, рязанский хор и все зрители подхватили эту массовую песню. Конечно, пришлось поработать и дирижерам, которые были заранее расставлены по секторам, и контролерам, которые раздавали летучки с текстом песни, но труды были вознаграждены. Опыт массового пения себя вполне оправдал.
Сценаристам и режиссерам стадионных представлений нужно всегда помнить, что нельзя ограничиваться одними воспоминаниями об историческом прошлом города (обычная тема пролога на стадионе). Необходимо, чтобы все эстрадное представление было современным — и отдельные номера, и конферанс, и специально придуманные интермедии и сцены.
Проблемы моральные, этические, эстетические, вопросы воспитания советского человека, стоящего на пороге коммунизма,;все средства, направленные на осуществление решений исторического XXII съезда партии, должны найти отражение в массовых представлениях на стадионах.
Режиссеру следует помнить и о следующем: когда действие происходит внутри чаши стадиона, амфитеатр и сидящие на нем зрители становятся фоном, своеобразной живой декорацией, окружающей артистов, выступающих на спортивной арене. Конечно, и зеленый травяной покров придает необычайный колорит всему действию, если оно разворачивается с учетом этого великолепного естественного ковра изумрудного цвета.
Однажды в Ярославле на стадионе «Химик» во время репетиции эстрадного представления к 950-летию города, чтобы не испортить футбольное поле, администрация стадиона решила покрыть траву кусками брезента. Режиссер искренне огорчился, увидев это «варварское» изобретение, грозившее жарким, сухим летом не только совершенно истребить траву (она была бы лишена воздуха и влаги), но и уничтожить все задуманные цветовые и световые эффекты. К счастью, удалось доказать, что брезент ничего, кроме вреда траве и представлению, не принесет. Разум восторжествовал и брезент был снят! В стадионном представлении зеленое поле может быть использовано органически. Однажды в Горьком на репетиции стадионного праздника режиссер искал место для выхода на арену артистки Э. Быстрицкой. Она играла эпизод встречи Аксиньи с Григорием Мелеховым у колодца. Хорошо знакомые с детства образы героев «Тихого Дона» особенно взволнованно воспринимались зрителями после удачной экранизации романа М. Шолохова.
Аксинья с коромыслом идет к воображаемому колодцу, где и должна произойти памятная встреча с Григорием (артист П. Глебов). Обычно Э. Быстрицкая выходила со стороны западной трибуны и по разложенной ковровой красного цвета дорожке шла к центру поля на эстраду. На этот раз режиссер решил попробовать новую мизансцену. С короткой южной стороны арены Аксинья пошла прямо по зеленой траве к месту встречи с Григорием. Не торопясь, задумчиво, с коромыслом через плечо шла Аксинья к колодцу. Ничто не отвлекало ее от тяжких раздумий, от волнений за судьбу Григория. И чем лиричнее был этот выход Аксиньи, тем ярче, эмоциональнее проходила неожиданная встреча с Мелеховым.
Совершенно особый вопрос — музыкальное сопровождение на массовых праздниках и техническая организация усиления речевых, вокальных и музыкальных номеров.
Опыт показал, что лучше всего на воздухе звучит духовой оркестр. Поэтому почти на всех стадионных праздниках привлекался сводный военный духовой оркестр в составе от 60 до 300 человек. Уже самый выход военного оркестра, идущего торжественным маршем по гаревой дорожке, поднимает настроение зрителей и создает необходимую эмоциональную подготовку для восприятия массово го зрелища. Кроме того, духовой оркестр но нуждается в радиоусилении и в случае плохое погоды не боится дождя. Что же касается действия на эстраде, то оно обязательно требует радиоусиления и установки целой системы микрофонов и репродукторов. Обычная радиофикация, имеющаяся на большинстве стадионов, не годится для массовых праздников. Схема расстановки микрофонов и репродукторов должна быть такова, чтобы звук, попадающий из микрофона в репродуктор, не возвращался обратно в микрофон и не создавал бы так называемую «завязку». Чтобы избежать ее, наилучшим способом расположения репродукторов, оправдавшим себя на всех стадионах, оказалась расстановка усилителей кольцом по внутренней бровке гаревой дорожки, обращенными в сторону амфитеатра. Этим достигалось то, что звук равномерно распространялся по всему амфитеатру и не попадал в центр поля где стояла эстрада и находились микрофоны. Иногда случается, что необходимая для действия музыка слишком сложна и не может исполняться духовым оркестром. Бывает так, что артист или целый ансамбль находятся во время действия на гаревой дорожке или на зеленом футбольном поле, где нет микрофонов. Тогда на помощь приходит магнитофонная запись. Любая музыка в любом исполнении, любой голос могут быть предварительно записаны на магнитную ленту и в нужный момент включены через радиоусилительную установку. В Ярославле на праздновании 950-летия города в прологе к празднику был эпизод, когда Федор Волков, окруженный героями классических и советских пьес, на специально декорированной машине объезжал стадион по гаревой дорожке. Как еще не осуществленный памятник великому артисту выглядел этот живой монумент. И вдруг он заговорил, обращаясь к нашим современникам: «Земляки мои...». А в действительности речь Федора Волкова была заранее написана, срепетирована и записана в студии на ленту. Актеру, исполнявшему роль Волкова, оставалось только мимически играть свою озвученную по радио роль. В Горьком уже упоминавшаяся картина «Бурлаки» шла на фоне замечательной народной песни «Эй, ухнем!». Достаточно было найти обыкновенную граммофонную пластинку с записью этой песни, и она мощно и убедительно прозвучала на весь стадион. Магнитофон дает возможность любой нюансировки звука. Достаточно повернуть ручку усилителя, чтобы ослабить или увеличить силу звука. В 1960 году в городе Донецке на стадионе проводился массовый праздник. Оркестра в городе не оказалось, и режиссер представления провел весь праздник с магнитофонной записью, сопровождавшей буквально все эпизоды и номера программы. Конечно, механическая запись не может полностью заменить живого оркестра, но зачастую оказывает большую помощь режиссеру, давая в его руки не только любое музыкальное сопровождение, но и позволяя создавать всевозможные звуковые и шумовые эффекты очень простым механическим способом. Нельзя забывать и о том, что механическая запись необычайно дешева и ее стоимость иногда ограничивается покупкой нужной патефонной пластинки.
Большое значение имеет организационная сторона подготовки и проведения праздника Приступая к постановке массового зрелища на стадионе, режиссеру необходимо установить тесный контакт с партийными, общественными и профсоюзными организациями города. Надо помнить, что без их активной помощи нельзя создать массовый общегородской праздник. Только вовлекая большие массы участников, привлекая художественную самодеятельность, комсомол, пионеров, физкультурников, можно рассчитывать на интересное зрелище, которое не только по теме, но. и по составу участников будет близким аудитории. Еще и еще раз хочется напомнить, что режиссеру следует многократно продумать приемы активизации и вовлечения зрителей в происходящее на стадионе действие. Тут может быть использована и подсадка (актеры, находящиеся среди зрителей), и запевалы среди зрителей, и заранее продуманное подношение цветов выступающим артистам, и выход последних из толпы зрителей, и многое другое.
Чем больше публика вовлечена в активное действие, то ли массовым пением, то ли острыми и доходчивыми шутками, то ли зажигательным патриотическим словом, — тем значительнее будет успех исполнителей, тем ярче впечатление, с которым уйдет домой зритель. Устроителям, организаторам и режиссерам массовых представлений на стадионах необходимо учитывать, что им вверено проведение не очередного «мероприятия», не будничного развлечения типа «обыкновенного концерта», а праздничного представления, рассчитанного не только на пребывание на самом стадионе, но и на подходах к нему до и после театрализованного эстрадного представления. Как правило, праздник распространяется на весь город, а идущие к стадиону или уходящие с него зрители напоминают праздничных демонстрантов, весело распевающих массовые песни.
Важно, чтобы самый жанр массового предоставления не вырождался в обыкновенный концерт с шаблонным конферансом. На многих стадионах страны многократно выступал в качестве конферансье артист ленинградской эстрады Б. И. Дубров. Нужно признать, что ему удалось найти несколько специфических для стадиона приемов, которые позволили сделать некоторые выводы о драматургии стадионного конферанса. Обычно Дубров начинает свое выступление на эстраде стадиона со вступительного монолога, в котором он с юмором, иногда сатирически остро говорит на местные темы — это необходимо для того, чтобы с первого же выхода на эстраду стать «своим человеком», знающим быт города, говорящим местные словечки и выражения, человеком, критикующим недостатки городского быта не со стороны, а как заинтересованного в их устранении патриота города.
Но режиссеру массового праздника следует помнить, что кто бы ни был привлечен в качестве конферансье (а кроме Дуброва конферировали на праздниках и Мих. Гаркави, и Ал. Олицкий, и К. Гузынин, и Я. Кипренский, и др.), ведущий программу должен помнить, что он призван интересно, остроумно, творчески объявлять программу, но не допускать, чтобы все представление служило фоном для его собственных острот. Конечно, нужно предварительно обдумать и проверить все тексты не только конферанса, но и пролога, к созданию которого лучше всего привлекать местных писателей и поэтов.
Вся предварительная работа с коллективами художественной самодеятельности и физкультурными группами должна быть обязательно спланирована заранее. Хорошо, если режиссер сможет за два-три месяца до проведения праздника дать задания отдельным коллективам. Пусть они под руководством своих педагогов разучат нужные песни и пляски, чтобы потом режиссер всего праздника мог свести их в соответствии с общим замыслом. Пусть физкультурники подготовят упражнения, необходимые для осуществления экспозиции режиссера. Такие задания, розданные заранее, помогут вовлечь большее количество людей, в особенности если режиссер интересно и живо расскажет им заранее о замысле праздника, и сумеет создать между отдельными коллективами творческое соревнование — словом, зажжет в них тот огонек, без которого немыслима работа в искусстве. Режиссер массового зрелища должен стать душой многотысячного коллектива, его должны полюбить, и тогда ему будет легко работать с различными по жанрам, составу и возрасту группами участников.
Так как при постановке массовых зрелищ на стадионе режиссер является не только постановщиком всего представления, отдельных сцен и эпизодов, но и организатором всего праздника, на него ложится много дополнительных обязанностей, непривычных для театрального режиссера, а если учесть, что обычно профессиональные гастролеры, участвующие в представлении, приезжают в город за один-два дня, становятся ясными и дополнительные трудности в организации репетиционного процесса праздника.
Перед режиссером возникает всегда много неожиданных трудностей не только художественного, но зачастую и организационного порядка. Мы уже говорили о том, что у режиссера массового зрелища вопросы художественные и организационные бывают так тесно переплетены, что разделить их совершенно невозможно. Режиссер должен участвовать в отборе лошадей для конных сцен, он же должен разыскивать необходимый ему механический транспорт, иногда лично проверяя возможность использования вертолета, автомобильного крана или машины новейшей конструкции.
Чем больше нового, необычного, доселе невиданного привлечет режиссер, тем интереснее и разнообразнее будет зрелище которое он организует.
В самом деле, темы нашей современности настолько значительны, новы и обширны, что прежние средства театральной выразительности во многом устарели и требуют замены их новыми. Нужны смелые, новаторские поиски.
Стадионные представления, проведенные за последние годы в десятках городов нашей страны, уже получили признание народа. Пусть будет больше хороших и разных жанров массовых представлений на открытом воздухе. И пусть эпиграфом для них послужат слова Владимира Маяковского:
УЛИЦЫ НАШИ КИСТИ
ПЛОЩАДИ НАШИ ПАЛИТРЫ