В 1960 году в связи с празднованием 950-летия Ярославля мне было поручено осуществить постановку большого массового зрелища на открытом воздухе, посвященного юбилею города.
До сих пор мне — режиссеру драматического театра — не приходилось иметь дело с подобными постановками, и незнакомый жанр несколько пугал меня, но в то же время и привлекал своей новизной.
Из-за отсутствия литературного материала для постановки мне пришлось одновременно стать и сценаристом. По договоренности с ярославскими организациями был создан сценарий, содержавший фрагменты из истории города — от его основания до наших дней. Он состоял из ряда исторических эпизодов, сменявшихся в хронологической последовательности и объединенных дикторским комментарием, связывавшим отдельные эпизоды в инсценировку. Чтобы комментарий не сливался с прямой речью действующих в эпизодах персонажей, дикторы разговаривали стихами, а прямая речь действующих лиц была написан прозой, в каждом случае стилизованной под соответствующую эпоху. Для дикторского текста были использованы стихи Некрасова, Маяковского, Багрицкого. Кроме того, к работе был привлечен ярославский поэт Ю. Ефремов, который написал часть дикторского текста.
|
|
Завершался сценарий апофеозом на тему: «Сегодняшние трудовые подвиги ярославцев». Времени на осуществление постановки было не много, но энтузиазм, с которым готовились к юбилею ярославцы, всестороннее, повседневное содействие, которое оказали парадные и советские организации, заводы и фабрики Ярославля, консультация приехавших из Москвы режиссеров ВТО, помогли в Небольшой срок и довольно успешно завершить сложна работу.
Сейчас, ретроспективно анализируя творческий процесс и результаты постановки, ее удачные и неудачные моменты, мне хотелось бы поделиться своим скромным опытом постановки массового зрелища, в надежде, что он окажется в какой-либо степени полезным для других работающих в этой области режиссеров.
В представлении, посвященном 950-летию Ярославля, было занято семь с половиной тысяч участников. Это были коллективы художественной самодеятельности — драматические, танцевальные и хоровые; спортивные коллективы; воинские подразделения гарнизонов; кавалерийская школа и другие группы. Отдельные роли, как правило, исполняли ведущие артисты ярославского театра имени Ф. Г. Волкова.
Все представление разбивалось на эпизоды. В каждом эпизоде был занят один коллектив, которому «придавались» профессиональные артисты и, в случае необходимости, отдельные спортсмены, кавалеристы, танцоры и технические средства транспорта — автомашины, мотоциклы, вертолеты и т. д. В некоторых случаях приходилось соединять два коллектива. На сводных репетициях все отдельно приготовленные эпизоды сводились в одно действие, в соответствии со сценарием.
|
|
Разный состав коллективов, различные профессии участников, их занятость на основной работе, территориальная разобщенность (например, воинские части из-за летнего времени находились в лагерях, часто далеко расположенных от города) — все это при сравнительно сжатых сроках подготовки заставляло прибегать к разным методам репетиционной работы при создании различных эпизодов.
Подытоживая проделанную работу, видя результаты, как положительные, так и отрицательные, в различных моментах готового представления, мне хочется сделать один вывод: во всех случаях необходимо пробуждать при работе творческую инициативу всех участников представления, — всех, как бы много их не было. Пусть не пугает режиссера большое количество участников. Даже если работа лимитирована жесткими сроками и как будто бы из-за недостатка времени проще и легче ограничиться общей планировкой масс, а не заниматься индивидуализацией больших толп, все же выгодней обратиться к мобилизации творческой инициативы всех участников. Это сократит сроки работы и приведет к лучшим результатам.
Разумеется, для того чтобы активное участие каждого исполнителя в творческом процессе не привело к анархии и к хаосу, режиссеру необходимо обладать ясным видением будущего спектакля. Он должен иметь стройный замысел постановки, направлять в его русло фантазию многочисленных исполнителей и. стимулируя и вдохновляя всех в направлении, нужном режиссеру, вести их сотворчество к единой, заранее намеченной цели.
Как пример мне хочется привести различною по методу работу над двумя несколько похожими один на другой эпизодами.
Эпизоды «Ярослава Мудрого» и «Александра Невского», хотя и имели различный внешний рисунок, по своему содержанию мало чем отличались друг от друга. Я нарочно привожу пример, когда при схожести эпизодов из-за различного метода работы получались совершенно разные результаты. Как в одном, так и в другом эпизоде на поле во главе с князем выходил народ, слушал речь князя, реагировал на нее и после некоторых пантомимических действий покидал поле. В одном случае это были строители города (эпизод «Ярослав Мудрый»), в другом — воины-дружинники и ополченцы («Александр Невский»). Обоих князей исполняли профессиональные артисты, а их окружение — солдаты воинских частей. Эпизод «Александр Невский» был еще усложнен участием в нем конной группы спортсмене в кавалерийской школы.
По содержанию и по составу исполнителей оба эпизода были аналогичны, но работались они по-разному. При создании эпизода «Александр Невский» я предварительно познакомил всех участников со сценарием всего праздника и особо с их эпизодом. Знакомя участников с замыслом постановки, я не читал им сценарий, а рассказывал его, описывая будущий праздник, как уже поставленный так, как мне этого бы хотелось, стараясь рассказом своим вызвать образное видение будущей постановки > своих слушателей и увлечь их. Я рассказал им, опять же стараясь сделать свой рассказ интересным, об этом периоде истории России, о быте и нравах того времени. Затем я предложил всем придумать каждому для себя роль в этом эпизоде, роль индивидуальную, отличающуюся определенным характером. Я привел им несколько примеров возможных персонажей и для стимулирования объявил конкурс на лучшие, наиболее интересные образы с призами для «победителей» (по договоренности с командованием приз — увольнительная в город плюс пропуск в театр на два лица). Большую помощь оказал мне комиссар под разделения, организовав в последующие дни для участников просмотр исторических кино фильмов, посвященных интересовавшему нас периоду, а также подобрав по этому вопросу художественную литературу, которая с большим интересом читалась солдатами.
|
|
На эти беседы я потратил два занятия и таким образом, потерял две репетиции.
Иначе обстояло дело с подготовкой эпизода «Ярослав Мудрый». Сроки, отведенные на подготовку, беспокоили, а боязнь не успеть с выпуском постановки вынудила меня отказаться от всяких бесед и других предварительных мероприятий и сразу приступить к мизансценированию. Откровенно признаться, я не думал, что все эти экспликации, изучение истории для «погружения в эпоху» и привлечение огромной массы участников к творческому процессу дадут практические результаты. В самом деле, большие пространства стадиона — будущей сценической площадки, — отделяющие зрителей от действующих лиц и не позволяющие детально рассмотреть каждого исполнителя, а также многочисленность массовки, в которой безусловно потеряется отдельная индивидуальность исполнителя, — все это привело меня к мысли о том, что достаточно графически спланировать эпизод на пространстве поля и отработать эту планировку деталях, а все остальное, думалось мне, вероятно, — излишняя роскошь, которую я из-за ограниченности времени не вправе себе позволить.
Действительность убедила меня в том, что, думая так, я жестоко ошибался. Об этом прежде всего говорила резкая разница результатов, эпизоде «Ярослав Мудрый» действовала (вернее, бездействовала) безликая и скучная масса, механически выполнявшая заданные режиссером движения, многие из которых, несмотря на их простоту, выглядели непонятно, весь эпизод был лишен предполагаемого эмоционального звучания, не волновал зрителя и получился исторически неубедительным (несмотря на правильную костюмировку и внешнее оформление). Совсем иное впечатление производил эпизод «Александр Невский» это была живая, эмоционально насыщенная сцена, изобилующая интересными и обращающими на себя внимание публики деталями. И хотя действительно большое количество исполнителей эпизода и большие размеры сценической площадки не позволили сосредоточить внимание на каждом участнике, из-за индивидуализации персонажей и увлеченности исполнителей толпа выглядела живой, исторически достоверной, а действия ее волновали зрителей и вызывали живую реакцию на трибунах.
|
|
Самое любопытное и на первый взгляд парадоксальное — это то, что, хотя при подготовке эпизода «Александр Невский» я и потерял два занятия на беседы, в общей сложности на подготовку этого эпизода ушло значительно меньше времени, чем на подготовку эпизода «Ярослав Мудрый», в котором, желая упростить, облегчить и ускорить рабочий процесс, я отказался от предварительной подготовки исполнителей. Вышло все наоборот «Воины Александра Невского», вжившиеся в свои роли, знакомые с режиссерским замыслом и увлеченные им, приносящие на репетицию свою творческую фантазию, мгновенно воспринимали ставящиеся перед ними задачи, быстро осваивали мизансцены и не потребовали большого количества репетиций.
А вот в эпизоде «Ярослава» все шло иначе приходилось помногу раз объяснять задачу, пока не поймут (да так до конца ее и не поняли), тратить много времени на освоение самых простых действий и т. д. В общей сложности на этот эпизод пошло в два с половиной раза больше репетиционного времени, чем на тот, в котором была разбужена инициатива участников. Не говоря уже о том, что результаты были несравнимыми.
Я привел нарочно пример двух сходных между собой эпизодов с идентичным составом исполнителей, чтобы нельзя было разницу в результатах объяснить достоинствами и недостатками отдельных мест сценария или различной пригодностью исполнительских коллективов. Но если проанализировать результаты остальных мест постановки, сопоставив их (с методами репетиционного процесса, то этот анализ приведет к тому же самому выводу — привлечение каждого из участников и активный творческий процесс, мобилизация индивидуальной инициативы каждого исполнителя сокращает репетиционные сроки и приводит к наилучшим результатам.
Так, одним из удачнейших оказался эпизод, посвященный Великой Отечественной войне. Все участники были увлечены его созданием. И не только солдаты и сержанты, непосредственно изображавшие воинов-победителей, но и офицерский состав, вплоть до командиров подразделений, принимавших участие в этом эпизоде. В этом эпизоде участвовало два разных подразделения, территориально оторванных друг от друга, и это, казалось, должно было создать сложности в период подготовки, но эти сложности были легко преодолены из-за творческого метода работы.
Наиболее интересной и поучительной была работа над постановкой эпизода «1905-й год».
Эти репетиции заслуживают того, чтобы быть описанными отдельно, так как мне кажется, что их можно было бы рекомендовать как пример достижения наилучших результатов.
Есть в Ярославле окраинный район — «Красный Перекоп». Он называется так по имени большого ткацкого комбината, вокруг которого он расположен. Населяют этот район ткачи — рабочие комбината «Красный Перекоп».
Если я не ошибаюсь, «Красный Перекоп»— одна из первых (если не самая первая) мануфактур в России. Она была создана еще при Петре I. На протяжении всей истории перекопский пролетариат находился в авангарде революционного движения. Ткачи Большой Корзинкинской мануфактуры (так называлась эта фабрика до революции) навеки прославили себя героическими революционными подвигами в 1905 и в 1917 годах, в годы гражданской войны и сегодня они продолжают прославлять себя трудовыми подвигами на фронтах семилеток.
Сегодняшние «перекопцы» — это потомки первых создателей мануфактуры. Из поколения в поколение передавали ткачи детям и внукам свою профессию, обычаи и свои веками создававшиеся традиции, которые и по сей день «перекопцы» тщательно берегут. Они — большие патриоты своего района и очень гордятся его славным прошлым и настоящим. У них свои обычаи, освященные многолетней традицией, свои игры, свои песни и да же речь их заметно отличается от речи веет ярославского населения. На «Красном Перекопе» по сей день живет много участников революции 1905 года. Есть там очень интересный хор старейших, самому молодому участнику которого не меньше шестидесяти лет. В репертуаре хора революционные песни разных лет. Далеко за пределами Ярославля славится «Перекоп» своими коллективами художественной самодеятельности: танцевальным (участником и дипломантом VI Всемирного фестиваля молодежи), драматическим, музыкальным, хоровым и т. д.
Все эти обстоятельства натолкнули на мысль решать задуманный эпизод «1905-й год» не как 1905-й год вообще, а конкретно, как 1905-й год на Большой Корзинкинской мануфактуре, и привлечь для участия в нем самих «перекопцев».
Мы не сомневались в том, что патриотизм «перекопцев» заставит их со всей добросовестностью отнестись к подготовке эпизода.
Действительность превзошла все самые радужные ожидания. Начать с того, что на призыв принять участие в празднике откликнулось огромное количество народа. Добровольцев вызвалось столько, что мы не могли принять все предложения и вынуждены были многим товарищам отказать, что было довольно сложно, так как отказ воспринимался весьма болезненно. Участники революции 1905 года настоятельно потребовали, чтобы их всех до единого заняли в этом эпизоде. Многие из них были такими пожилыми, что я просто боялся привлекать их к активному участию в инсценировке, но отказать было невозможно. Все исполнители приняли самое активное участие и в обсуждении сценария. Они подвергли его весьма серьезной критике и внесли некоторые ценные и интересные коррективы и предложения.
Подготовку этого эпизода все участники восприняли как свое личное и очень важное дело. Я провел с ними всего несколько репетиций. Больше времени я уделить не мог, так как был занят другими эпизодами, готовящимися в других местах. Но и без меня «перекопцы» ежедневно собирались на своем стадионе и самостоятельно проводили репетиции под руководством выделенного из своей среды ассистента режиссера. Когда я приходил на репетицию, я видел много нового, найденного исполнителями без меня, и мне приходилось только отбирать наиболее ценные находки.
В этом эпизоде была ведущая роль рабочего-революционера. Он организовывал демонстрацию, произносил речь на стихийно возникавшем митинге после изгнания конных казаков. Во всех эпизодах разговорные роли исполняли профессиональные артисты. Так, на роль рабочего-революционера мною был назначен актер драматического театра. Но на первой же репетиции «перекопцы» забраковали артиста: «и вид у него не тот, и разговаривает не по-перекопски, и не похож на рабочего 1905 года и т. д.». Лучше они сами найдут исполнителя из своих. Справедливость требует сказать, что в этом случае «перекопцы» не были объективны. Актер был хороший и роль исполнял хорошо. Просто им хотелось сделать свой эпизод без посторонней помощи. Я понял это и решил им уступить. Результаты убедили в том, что ошибки в этом не было: перекопский исполнитель оказался очень убедительным и искренним.
Когда зашла речь о костюмировке эпизода, возникло новое затруднение. Естественно, что изготовить такое огромное количество костюмов, какое требовалось для постановки, было нам не под силу. Шили мы только некоторые костюмы, некоторые брали в костюмерной ярославского театра, основная масса костюмов бралась напрокат на киностудии «Мосфильм». Для получения костюмов требовалось заблаговременно обеспечить заказ с подробным описанием каждого. Когда я стал составлять выписку и привлек к этому делу исполнителей «перекопцев», они категорически запротестовали против всякой помощи в вопросе костюмировки: «Мы сами оденемся». Мотивировали они это тем, что не так просто их правильно одеть. Пришлось и на этот раз уступить. Были мобилизованы семейные сундуки, со дна их из-под нафталина были извлечены бабушкины и дедушкины одеяния, кое-что дошили сами исполнители, и все оказались одетыми именно так, как того требовали обстоятельства. Даже самый требовательный художник вряд ли сумел придраться к костюмам этого эпизода как с точки зрения исторической достоверности, так и со стороны живописности группы.
На генеральной репетиции я был поражен большим количеством бородатых и усатых мужчин с длинными волосами. Где достали они такое количество хороших париков и надклеек? Оказалось, что все это — натуральное!
Участники в течение двух месяцев в предвидении выступления отращивали бороды, усы и волосы.
Еще одна любопытная деталь: все эпизоды были музыкально оформлены. Музыка или хоры были записаны на магнитофонную ленту, и действие шло в музыкальном сопровождении, соответствующем содержанию каждого эпизода (за исключением тех моментов, когда должен был звучать текст актеров или дикторов). Так предполагалось оформить и эпизод «1905 год». Но участники этого эпизода настоятельно просили, чтобы у них не было музыкального сопровождения. Они сами будут петь. Для этого они приготовили хоровое исполнение марсельезы. Как и в других случаях, я им и на этот раз уступил. Пели они очень хорошо, трогательно и вдохновенно. Правда, этот прием, примененный только в одном случае, несколько нарушал стилевую целостность представления, но поющие демонстранты были так хороши, что был смысл пойти на этот компромисс.
Можно было бы очень много интересного рассказать о подготовке этого эпизода, в создании которого была предельно мобилизована творческая инициатива всех участников, о том, как собирались они на репетиции под проливным дождем (в период подготовки, как назло, шли дожди), как сами придумывали и сами изготовляли реквизит (причем он получался таким, каким никогда не изготовили бы его в театральных бутафорских мастерских) и о многом другом. Мой основной вывод из первой режиссерской работы над массовой постановкой следующий: при подготовке массовых зрелищ необходимо всемерно вовлекать в творческий процесс его участников.
Режиссеру-постановщику зрелища надо придумывать различные приемы для того, чтобы разбудить у каждого исполнителя горячий интерес к процессу работы. Не следует бояться того, что большое количество участников затруднит и замедлит ход работы. Напротив, творческая самостоятельность каждого занятого в представлении, его кровная заинтересованность в нем значительно ускорит работу и обеспечит интересный и качественный результат
Пусть каждый внесет в увлекательное дело создания массовых зрелищ свою фантазию, свою изобретательность, свое творческое горение. Но для этого необходимо, чтобы режиссер обладал четким замыслом постановки, ясным видением будущего результата. Надо, чтобы режиссер познакомил всех участников со своим замыслом и увлек их. И тогда нечего бояться, что активность большого количества участников нарушит режиссерский замысел и уведет в сторону от него. Творчество масс только поможет осуществить спектакль по заранее намеченному и продуманному плану.