В этом сборнике мы преднамеренно ограничиваем себя разговором о массовых зрелищах и массовом театральном представлении как одной из разновидностей зрелищ. Мы оставляем в стороне проблемы, связанные с организацией и режиссурой массового праздника, требующие особого рассмотрения.
Мне хочется начать свою статью с рассказа о том, как я впервые, двадцать пять лет назад, приобщился к искусству массовых зрелищ.
В 1938 году я поставил в оперном театре имени Станиславского оперу композитора Степанова «Дарвазское ущелье». Вскоре дирекция Центрального парка культуры и отдыха имени Горького предложила нам перенести этот спектакль в Зеленый театр с соответствующей переработкой его для большой сцены. Не имея до того опыта таких масштабных постановок, я не решился взяться за это большое дело и отказался, хотя предложение показалось мне весьма заманчивым.
Тогда обратились к В. Э. Мейерхольду, работавшему в ту пору главным режиссером нашего театра. Всеволод Эмильевич принял это предложение и с интересом приступил к работе.
Вместе с известным художником В. Дмитриевым он задумал спектакль больших масштабов и начал его осуществлять в совершенно особых категориях творческого мышления. Он разработал очень динамичные массовые сцены, к которым было привлечено большое количество участников и даже экзотические животные, поскольку действие спектакля развертывалось в Средней Азии. Художник Дмитриев изготовил макет новых декораций. Была назначена первая репетиция, но, к несчастью, по причинам, от Мейерхольда не зависевшим, ему не пришлось довести до конца задуманное. Волей-неволей пришлось мне взяться за эту постановку, чтобы не сорвать начатое театром дело. Когда я столкнулся вплотную со всем сложным комплексом творческих и организаторских вопросов, связанных с этой постановкой, я ощутил и понял, какая это увлекательная творческая работа. Как интересно и волнующе иметь возможность лепить сцены, которые исполняются иной раз тысячами действующих лиц, какую почти скульптурную хватку нужно иметь режиссеру, компонующему мизансцены такого спектакля, какие возникают новые, гораздо более обостренные ощущения ритмов и темпов и, наконец, какое особое чувство ответственности возникает у режиссера, который знает, что на поставленном им спектакле будут присутствовать тысячи людей.
Я оценил тогда всю широту творческих возможностей в постановках массовых представлений и стал убежденным приверженцем этого вида театрального искусства.
Поставленные в 30-х годах на сцене Зеленого театра Центрального парка имени Горького оперные и балетные спектакли в специальном режиссерском и декоративном решении открыли новый путь для создания интереснейших театральных постановок на открытом воздухе.
Впоследствии мне не раз приходилось убеждаться в том, что спектакли, созданные для обычного театра и перенесенные затем в новые сценические условия, обретают новую жизнь и иногда раскрывают свои совершенно неведомые доселе грани. Так, например, в варшавском парке «Лазенки» мне довелось в 1955 году во время Варшавского фестиваля молодежи видеть второй акт балета П. Чайковского «Лебединое озеро», поставленный в необычной и весьма привлекательной обстановке. Сценическая площадка, на которой танцевали молодые артисты нашего Большого театра, была расположена на острове. Вокруг него плескалась вода, плавали «настоящие» лебеди. И все это вместе - утопающий в зеле ни остров, серебристые лучи прожекторов на глади воды, живые лебеди - придавало знакомому балету особую, неповторимую прелесть. Это представление, как и постановка в 20-х годах некоторых актов из балета «Лебединое озеро» в Ленинграде на островах, а в 50-х годах — среди фонтанов Петродворца, доказывает, что иногда перенесение спектакля из привычной сценической коробки на открытую сцену, обрамление «живой» естественной декорацией превращает его в яркое массовое театральное представление, воспринимаемое непосредственнее и живее, чем обычная постановка в театре.
То же самое можно сказать и об исполнении фрагментов из балета А. Хачатуряна «Гаянэ» на московском стадионе «Динамо» в дни VI Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Как и в варшавском парке, это не было специальной постановкой балета, но обрамление, «подача» фрагментов спектакля отличались от привычных театральных традиций. На месте обычного задника сцены были сооружены стеклянные трубки, подсвеченные специальным цветным светом. Непривычный ракурс обзора сценической площадки, увеличенные размеры сцены и своеобразный фон — все это помогло зрителям увидеть балет в совершенно новой, отличной от условий театрального зала обстановке.
Массовым зрелищем может быть и физкультурный праздник с разнообразными выступлениями гимнастов, с широким показом их мастерства в различных спортивных упражнениях. Демонстрируя силу, ловкость, красоту человеческого тела, такие зрелища пропагандируют достоинства и преимущества занятий спортом и, следовательно, посвящены полезной теме оздоровления и отдыха людей.
А можно ли построить гимнастические выступления на каком-либо драматургическом сюжете? Оказывается, можно. На открытии III Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине в 1951 году я впервые увидел попытку придать обычным гимнастическим выступлениям черты массового представления.
В основу выступления была взята тема освободительной борьбы людей разных рас. Как это выглядело?
Представьте себе зеленое поле стадиона... Звучат вступительные аккорды оркестра. На поле выходят спортсмены, одетые в белые, черные и желтые костюмы. Мгновение... и перед нами возникла мизансцена, разделившая участников выступления на три группы: многочисленную «белую», стоящую крепко на ногах; «желтую» — полусогнутую и, наконец, сравнительно малочисленную группу «черных», стоящую на коленях.
Пользуясь приемами и средствами выражения, присущими вольным гимнастическим движениям, режиссура широко развернула тему борьбы народов за равноправие. Стремятся расправить плечи «желтые», встать с колен «черные». Одна группа «белых» мешает им, другая — помогает... После несложных, но предельно выразительных столкновений встают на ноги «черные», распрямляют плечи «желтые»; «белые», которые противодействовали этому, покидают поле стадиона, а остальные включаются в общий круг, знаменующий собой единство народов.
Этот несложный сюжет отразил животрепещущие проблемы, глубоко волнующие всех прогрессивных людей мира. Он позволил логично, эмоционально и ярко донести до зрителей гуманистическую идею представления. А если учесть к тому же, что все это происходило в непосредственной близости к территории Западного Берлина, реакционные круги которого враждебно относились к фестивалю, то нетрудно представить, как велико и волнующе было звучание этого массового выступления.
Или другой, более близкий по времени пример — выступление гимнастов на открытии VI Международного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Золотистое от плещущихся флажков поле стадиона символизирует изобилие и щедроты земли. Вдруг на нем проступили зловещие контуры атомной бомбы. Мгновение и мрачный силуэт бомбы решительно и властно перечеркивался белым крестом; вдоль всего огромного поля, точно морские волны, пробегало слово «нет!», начертанное на языках народов мира... Это достигалось четкой сменой разноцветных флажков, которые были в руках у спортсменов; сюжетный замысел праздника доносили до зрителей гимнастические перестроения.
Мне думается, что даже эти два примера убедительно доказывают, что массовые гимнастические зрелища могут быть подчинены единой теме, объединены общим драматургическим сюжетом, превращаясь тем самым в один из видов массовой театральной постановки. Подобного рода представления могут происходить на сценах зеленых театров, на поле спортивных стадионов, а иногда и на городских площадях.
Интересные тематические театрализованные представления могут быть осуществлены и на сравнительно более ограниченных сценических площадках. Мне приходилось быть постановщиком многих из них, и в этой статье, которая рассчитана на обмен опытом, я позволю себе сослаться на пример одной такой постановки — торжественный концерт, посвященный 40-летию Ленинского комсомола в Москве во Дворце спорта в октябре 1958 года.
Тематическая направленность этого концерта, необычность зрительного зала, широкий круг тем, взволнованная торжественность славной даты — все это вызвало необходимость широкого применения самых различных форм и средств художественной выразительности для построения большого сценического действия. Поэтому пример его может помочь в работе создателей подобного типа зрелищ и тогда, когда условия постановки будут более скромными, чем Дворец спорта в Лужниках, и возможности, организационные и творческие, окажутся меньшими, чем у нас тогда.
Есть общие закономерности, объединяющие режиссерскую деятельность в этом жанре искусства. Их определение и фиксация становятся сегодня важнейшей задачей для всех, кто посвящает свой труд созданию такого рода массовых зрелищ.
Когда мы приступили к работе над концертом, нам были ясны только некоторые отправные позиции — мы знали, что концерт будет происходить на сцене Дворца спорта, что до этого состоится торжественное заседание, посвященное сорокалетию комсомола.
Нам был ясен также и юбилейный характер концертной программы.
Сразу же стало очевидным, что даже самая первоклассная программа концерта, составленная из отдельных номеров, существующих в репертуаре различных коллективов, не сможет ответить тем тематическим требованиям, которые, как нам казалось, предъявлял нам этот концерт. Чем больше мы вдумывались в характер концерта, чем ближе знакомились с содержанием торжественного заседания, тем очевиднее становилась необходимость создания такой программы, которая могла бы стать органическим продолжением этого заседания, подхватила бы и развила тот эмоциональный заряд, который должен был возникнуть во время празднования славного юбилея, выразила в художественных образах тот круг тем, который будет доминировать в процессе торжественной части юбилея.
Иными словами — мы поняли, что нам надо создать концерт особой формы, по четко направленной программе, говорящей о главных, самых существенных качествах комсомола, его героических делах в военные и мирные годы жизни нашего государства. Так постепенно мы превратились в сценаристов — «мы» я говорю потому, что в этой работе возник дружный коллектив, в который вошли художник Б. Г. Кноблок, режиссер П. П. Васильев и другие. Да, именно в сценаристов, потому что без ясной драматургической основы, без четкого сценарного плана мы не смогли бы решить поставленной перед нами задачи. Я буду особо говорить о важности сценария, вернее, драматургии в этом жанре театрального искусства. Сейчас же лишь замечу, что без драматургической основы немыслим и режиссерский план такого рода зрелища. В данном конкретном случае драматургами концерта стали мы, режиссеры и художники.
У нас нередко недооценивается значение четкого, действенно-активного сценария для создания полноценного массового зрелища. А между тем, какой бы ни была тема намеченного театрального представления, в каких бы масштабах и границах оно не замышлялось, его содержание непременно должно быть прежде всего выражено в драматургии. Всякого рода упования и надежды на стихийность в проведении массовой постановки, попросту говоря, несостоятельны.
Режиссер, приступающий к разработке сценария массового представления, должен точно определить для себя «сверхзадачу» предстоящего спектакля, то есть отчетливо знать, за что и против чего он собирается выступать, какую идею он хочет донести до зрителей.
Драматургия сценария, предназначенного для постановки массового представления, принципиально отлична от драматургии пьесы. Автор, пишущий для театра, стремится глубоко мотивировать поступки действующих лиц, он борется за создание живого и полнокровного типического образа, широко использует различные и часто тончайшие психологические нюансы.
Сценарию массового театрализованного представления присущи иные средства выразительности, иной образный строй. Здесь, как может быть ни в одном другом жанре литературы, первостепенно важны строгая логичность в построении и развитии темы, высокий эмоциональный накал каждого эпизода, ритмичная контрастность в развитии действия. Такие компоненты, как песня, танец, живо-картинная композиция, зачастую могут заменять в массовом представлении психологическое обоснование поведения героев: свойственная этому жанру эмоциональность вполне допускает (и даже предполагает!) мгновенное переключение внимания зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок.
Принципиальное отличие и в том, что сценарий массового представления настоятельно требует чрезвычайно экономного обращения со словом (даже при условии использования современных технических средств — киноэкранов, микрофонов, радио). Специфика массового представления такова, что прибегать к слову позволительно с особой строгостью и требовательностью. Здесь нужны иные средства выразительности, обязательно оказывающие также внешнее воздействие на зрителей. Иначе говоря, постановщик массового действия всегда должен стремиться к тому, чтобы во внешней форме подачи материала найти нужный внутренний образ, соответствующий идее сценария, его ритму, его дыханию.
Эти общие требования и легли в основу разработки сценария нашего концерта. Мне было понятно, что в этом представлении нужно использовать все современные средства сценической выразительности. Но привлечь их не разрозненно, а в строгом взаимодействии между собой, направив их на укрупнение и эмоциональное раскрытие содержания и идеи концерта.
Мысль о создании исторического полотна с соблюдением хронологии событий и знаменательных дат была отвергнута нами. Хронология, при всей своей исторической достоверности, дробила бы тему концерта на мелкие составные части, создала бы некоторое однообразие. Значит, надо было искать другой путь.
После долгих раздумий (иногда даже возвращаясь к мысли о высококачественной концертной программе, пока не приходило иного, более интересного решения), мы вплотную подошли к тем драматургическим решениям, которые легли потом в основу режиссерского плана концерта. Мы ясно осознали, что наша задача — воспеть деятельность комсомола за сорок лет его существования в тех важнейших аспектах его деятельности, которые высоко оценены партией, правительством, народом. Пять орденов, которыми награжден Ленинский комсомол, говорят об этом достаточно ярко и убедительно.
Когда мы отвергли скрупулезную хронологию, стало очевидным, что в основу драматургии концерта следует положить большие обобщающие понятия. Они, с одной стороны, как бы разделят концерт на ряд крупных эпизодов, с другой — объединят программу в единую неразрывную цепь эмоционального воздействия на зрителя благодаря тематической направленности эпизодов и непрерывно развивающейся логике событий, подчиненных единой «сверхзадаче». Каковы же эти понятия?
Мы остановились на тех, которые нам казались наиболее важными в биографии комсомола: 1) Комсомол — верный помощник Партии, 2) Комсомол-Воин, 3) Комсомол-Строитель, 4) Комсомол-Новатор, 5) Комсомол — Вожак молодежи.
Может быть, придирчивый критик найдет много недостатков в определениях, данных нами каждому эпизоду. Но они помогли нам увидеть в каждом эпизоде его образный строй, подсказали репертуар, декоративное решение и ритм, помогли найти характер каждого эпизода, с учетом необходимости нарастания эмоционального воздействия. Перед нами, как сценаристами и режиссерами, встала вместе с тем вторая задача — определить место в программе концерта каждому эпизоду, найти связывающие их переходы, решить характер начала и финала концерта. Для этого надо было сначала решить, какие наиболее характерные и важные моменты следует показать в каждом эпизоде, чтобы в кратчайшие сроки и наиболее экономными средствами выразить его основную сущность. Это необходимо было сделать, подходя со всей строгостью к отбору материала, так как неточное решение могло привести к идейным и художественным просчетам.
Опасность была и в том, что нас буквально «захлестывал» материал. Действительно, ведь если вспомнить о комсомольских подвигах на фронтах войны и в мирные созидательные дни, попытаться рассказать о молодых ученых, специалистах, новаторах производства, людях, штурмующих небывалые дали, глубины и высоты науки и техники, если окунуться в созданный на эти темы художественный репертуар, то станет ясно, какая кропотливая работа предстояла нам, режиссерам и сценаристам, при отборе произведения и номеров, наиболее выразительных, отвечающих как требованиям темы, так и художественным задачам, стоявшим перед нами. Если решить эпизод Комсомол-Воин было сравнительно просто (здесь сами собой напрашивались романтика эпохи гражданской войны, связанная с молодостью комсомола, героика Отечественной войны, которую комсомол встретил возмужавшим и окрепшим в борьбе за социализм, суровые будни нашей армии в мирное время), то, скажем, решение такого эпизода, как Комсомол-Строитель, оказалось значительно сложнее.
Нет ни одной отрасли в нашем народном хозяйстве, где не строилась бы новая жизнь, и всегда, везде во всех случаях комсомол — активный ее участник. Охватить все нет возможности. Значит надо брать только самое существенное. Мы остановились на мысли, что надо показать покорение целины, участие в строительстве предприятий и жилых домов. Нам казалось, что эти три момента в какой-то мере сумеют обобщить тот пафос строительства, который столь многообразен. Однако впоследствии мы пришли к выводу, что, несмотря на попытки показать каждый эпизод по возможности широко, нам совершенно необходим какой-то дополнительный, если хотите, апофеозный акцент на трудовом подвиге комсомола. Так родилась мысль о живокартинной композиции «Слава труду» (забегая вперед, скажу, что для завершения темы Комсомол-Воин, мы прибегли к тому же приему, назвав эту живую картину «Победа»), Таким образом вырисовалась драматургическая схема концерта. Пролог. Первый эпизод: «Комсомол — верный помощник партии». Второй эпизод «Комсомол-Воин». Третий эпизод: «Комсомол-Строитель». Потом—следующие три эпизода, вновь живая картина и наконец финал.
Это довольно простая схема была тем не менее очень сложна, так как каждый эпизод состоял из нескольких частей (номеров). Для более широкого и выразительного показа отдельных частей мы решили прибегнуть к помощи киноэкрана и к использованию зрительного зала как сценической площадки. Сложная режиссерская партитура концерта потребовала и от художника Б. Г. Кноблока создания сценической площадки, которая дала бы нам возможность пластически выразительно разбросать весь материал в непрерывной смене номеров и в синхронном использовании всех компонентов представления.
Мне кажется, что уже само сочетание слов «массовое театральное представление» говорит о том, сколь велика роль художника в этом жанре искусства. В массовом зрелище одна удачно найденная деталь нередко способна нести очень большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Ни в одном другом жанре искусства непрерывность сценического действия (а следовательно, и воздействия) не имеет столь важного значения, как в массовом театральном представлении, нигде так остро не ставится вопрос о стремительной и органичной «подаче» па сцену самых разнообразных исполнительских сил. Вот почему художник, определяя принцип оформления, должен уделить серьезное внимание внутренним и внешним коммуникациям Он обязан вместе с режиссером заранее продумать четкий порядок красивой и легкой эвакуации и реэвакуации исполнителей — сутолока, хаотичный беспорядок, замедление темпа представления, вызванное сменой номеров, совершенно недопустимы, так как нарушают непрерывность действия.
Работа художника в жанре массового зрелища безусловно предполагает безупречное умение пользоваться партитурой света. Это особенно существенно именно теперь, когда новейшие технические средства (источники света, аппаратура, применение кино, проекционной аппаратуры и т.д.) позволяют добиваться практически почти бесконечных по своим возможностям световых эффектов. Столь же важно, чтобы художник был изобретателен и в технически-конструкторских вопросах умел разумно и со вкусом использовать новые материалы.
Художник Б. Г. Кноблок создал очень интересную и сложную композицию сценической площадки для концерта, посвященного 40-ле-гию комсомола. Сцена представляла собой, по существу говоря, четыре сценические площадки, которые могли быть использованы и одновременно и каждая в отдельности. Два больших пандуса обхватили сцену, соединяя ее с полом зрительного зала и киноэкраном, находившимся в глубине сцены. Устремленные скульптурные фигуры юноши и девушки венчали верхнюю точку сцены. От них по краю обоих пандусов были расположены сорок факелов, символизирующие сорок лет комсомола. Экран, перекрываясь занавесом, превращался в красный стяг, становившийся фоном для некоторых эпизодов представления. Макеты орденов комсомола были органически вплетены в декоративное оформление сценической площадки.
Само собой разумеется, что принципы оформления того или иного массового зрелища зависят прежде всего от характера представления, от его специфических особенностей. Это нетрудно показать на сопоставлении хотя бы двух вечеров, состоявшихся в свое время на московском стадионе «Динамо», — вечера русского балета и вечера циркового искусства.
На празднике балета вся южная трибуна стадиона была как бы «отключена» от зрителей, и на ее фоне художник расположил одну центральную и несколько небольших сценических площадок. При этом он руководствовался по крайней мере тремя соображениями. Во-первых, пустынная южная трибуна создавала темный и ровный фон, на котором хорошо «читались» линии человеческого тела. Во-вторых, фронтальное расположение сценических площадок «работало» на заранее определенный ракурс «зрительного зала». И, наконец, в-третьих, при таком построении сцены нетрудно было найти выгодную точку для дирижера, невидимого зрителям, но хорошо видимого участникам представления.
Другие требования встали перед художником, оформлявшим вечер циркового искусства. Совершенно отпала необходимость фронтального расположения сценических площадок, природа циркового номера такова, что предполагает обозреваемость со всех четырех сторон. Не нужно было и «отключать» южную трибуну — представления на пяти манежах, разбросанных по полю, хорошо смотрелись со всех точек стадиона.
Или другой пример — праздник на Москве-реке в дни VI Международного фестиваля молодежи и студентов. Декоративное решение в данном случае было продиктовано тем обстоятельством, что сценические площадки располагались на движущихся судах и стоявших на приколе баржах, а берега реки в этот вечер стали большим зрительным залом...
Другими словами, художник должен всегда стремиться к тому, чтобы в каждом отдельном случае найти наилучшее декоративное решение для максимально полного выражения идеи темы праздника применительно к тем сценическим условиям, в которых они будут проводиться.
Но вернусь к основной теме. Режиссерская разработка сценария концерта, посвященного 40-летию комсомола, сразу же выявила эпизоды, которые требовали нового репертуара. Так возникла «Песня Матери», написанная по нашей просьбе талантливым композитором Холминовым, танец молодых строителей в постановке танцевальных коллективов Трудовых резервов и некоторые другие номера. Написанные поэтом В. Котовым стихи связывали всебольшие эпизоды между собой.
После того как нами был окончательно утвержден репертуар, отвечавший идее и заранее определенному хронометражу концерта, мы приступили к активной разработке режиссерского плана каждого эпизода. Серьезной опасностью для нас была возможность невольного нарушения границ жанровых признаков концертного исполнения и ухода в чисто театральные решения. Увлечение сюжетом каждого эпизода влекло за собой и угрозу обескровливания концертного номера того или иного исполнителя либо коллектива. Путем тщательного отбора выразительных средств нам, как мне кажется, удалось добиться того, что тематическая и сюжетная сторона концерта нашли свое выражение.
Вот как выглядел режиссерский сценарий первого отделения на начальном этапе работы.
1. 20.30 — Свет в зрительном зале постепенно гаснет. В темноте на авансцену выходят сорок фанфаристов и занимают установленные места.
2. Освещенные лучами прожекторов, фанфаристы в сопровождении симфонического оркестра исполняют торжественный фанфарный сигнал.
3. Во время фанфарных сигналов постепенно высвечивается скульптурная группа юноши и девушки.
4. После окончания фанфарной увертюры в свете прожекторов сверху по сценической дороге, а затем через зрительный зал по диагонали к выходу № 4 первой трибуны проходят строем по четыре в ряд в парадной форме юные барабанщики суворовских и нахимовских училищ (80), отбивая на ходу барабанную дробь. По маршу барабанщиков, через каждые четыре секунды зажигаются сорок светильников, расположенных по краю сценической дороги. Проходя через зрительный зал, барабанщики отбивают дробь с интервалами. В интервалах исполняются фанфарные сигналы. Таким образом, происходит как бы перекличка барабанной дроби и фанфарных сигналов.
5. Когда первый ряд барабанщиков начинает спускаться со сцены в зрительный зал, на специальные станки, расположенные в глубине сцены, собираются и располагаются в установленной мизансцене участники сводного хора Трудовых резервов (450—500 человек).
6. После ухода барабанщиков на оркестровом вступлении к песне Холминова освещается колышущееся красное знамя. Фанфаристы расходятся на две стороны. И. Петров и сводный ход Трудовых резервов, расположенный на фоне красного знамени, в сопровождении симфонического оркестра исполняют «Песню о Ленине» композитора Холминова.
7. После окончания песни участники хора широким движением поворачиваются лицом к красному знамени, за которым возникает экран. Движение хора сопровождается мощными звуками фанфар (расположенных за кулисами).
8. Гаснет свет, постепенно гаснут светильники, и на экране возникают кадры, посвященные В. И. Ленину. Кадры о Ленине сопровождаются старой революционной песней «Смело, товарищи в ногу!» в исполнении хора, поющего не в полный голос, без аккомпанемента, а сцену занимают артисты ансамбля песни и пляски МВО.
9. После окончания фильма экран закрывается. На освещенную прожекторами площадку выходит чтец и исполняет отрывок из стихотворения В. Котова «Юбилейный гимн комсомолу!»
Вскипай весна,
все шире и свободней,
Взлетай все выше,
юности орел!
Мы всей страною
празднуем сегодня
Твой юбилей,
родной наш комсомол!
Во славу созданный
отчизны нашей, матери,
Ты многогранен
в подвиге своем,
Сын Ленинской непобедимой
партии,
Наш комсомол,
тебе мы песнь поем!
Твой подвиг воина
отважен и огромен,
Нам никогда
не позабыть о нем, —
В боях за Родину
ты много крови пролил,
Наш комсомол,
тебе мы песнь поем!
10. Сцена освещается ярким светом, на ней в свободной мизансцене располагаются отдыхающие солдаты пограничной заставы (солдаты — артисты ансамбля МВО). Застава обозначена пограничным столбом, с гербом Советского Союза. Исполняется:
а) лирическая песня советского композитора о Родине;
б) «Комсомольская рота» Долуханяна;
в) песня сменяется лихим солдатским переплясом.
11. После пляски на площадку выходит один из солдат и читает стихи, в которых говорится о том, что, охраняя мирный труд на рубежах нашей Родины, воины Советской Армии всегда помнят о тех, кто отдал свою жизнь за счастье родного народа, помнят о слезах, пролитых нашими матерями, помнят о годах гражданской и Великой Отечественной войны.
12. Общий свет гаснет. В луче прожектора на левую сценическую площадку выходит певица (И. Архипова). В сопровождении симфонического оркестра она исполняет арию-монолог Матери — «Иди мой сын» композитора А. Холминова, на стихи Ю. Каменецкого.
Иди, мои сын, иди — зовет Отчизна,—
Она одна у всех родная мать...
Тебя для светлой я растила жизни,
И ты не дашь врагу ее сломать!
Среди огня и пушечного дыма
С тобой везде незримо буду я,
В любой беде, сыночек мой родимый,
Да сбережет тебя любовь моя!
Иди, мои сын, на бой во имя жизни,
Отчизну-мать от горя огради!
Иди, мой сын, иди — зовет Отчизна,
Иди, мой сын, на подвиги иди!
(во время номера певицы участники ансамбля МВО уходят со сцены). По окончании арии, в красных лучах прожекторов из четвертого выхода первой трибуны через зрительный зал по направлению к площадке, на которой находится певица, а затем вверх по сценической дороге, проходят в боевом порядке со знаменами, в походной форме отряды красногвардейцев 1917 года, затем бойцов гражданской войны и наконец солдат Великой Отечественной войны. В их рядах рядом с безусым юношей мы видим седого старика, грузина рядом с украинцем и т. д. Когда последняя шеренга солдат уходит со сцены за кулисы, свет гаснет.
13. И тогда на экране, как бы продолжая движение солдат, возникают кадры специально смонтированного фильма о комсомоле в гражданской и Великой Отечественной войне. Кадры сопровождает тонфильм из музыки Дмитрия Шостаковича к кинофильмам (во время демонстрации фильма певица уходит, а сцену занимают участники хореографической картины «Памятник»).
14. Кончается фильм. В лучах прожекторов на фоне освещенного, колышущегося красного знамени, группа артистов балета ГАБТ СССР в сопровождении симфонического оркестра исполняет хореографическую сцену «Памятник», рассказывающую о подвиге молодых солдат, защитивших красное знамя.
15. Артисты застывают в финальной скульптурной группе. Направленные на них лучи меркнут. Одновременно постепенно высвечиваются спущенные над группой макеты ордена Боевого Красного Знамени и ордена Ленина с орденскими лентами, увитые лавровыми ветвями. Постепенно прибавляется свет и перед зрителем возникает (подготовленная во время демонстрации орденов) расположенная на всех сценических площадках многофигурная живая картина «Победа». Ликующий торжественный «Гимн Великому городу» Глиэра, сопровождающий живую картину, исполняет симфонический оркестр. Свет постепенно гаснет.
16. В лучах прожекторов на центральной сценической площадке появляются чтецы, а участники живой картины в темноте покидают сцену. Чтецы читают отрывок из стихотворения «Юбилейный гимн комсомолу» В. Котова.
Знамен отцовских
бдительный хранитель,
Делам их славным
верный навсегда,
Герой новатор
и герой строитель
Ты на переднем крае
в дни труда.
Куда бы Партия
тебя ни посылала,
Ты былью делал
планы и мечты,
Затейник,
заводила,
запевала
Правофланговый
молодежи
ты!
17. Последние слова чтецов подхватываются песней Островского и Ошанина «Комсомольцы». Песня звучит во всех репродукторах зрительного зала. Свет гаснет, и на экране — кадры движущихся поездов, самолетов, автомашин с молодежью; бескрайние просторы пшеницы, кукурузы, хлопка. Песня звучит громче, и вот уже на экране — сотни комбайнов, идет уборка урожая, веселые лица тружеников. Поезда грузовиков с зерном нового урожая едут прямо в зрительный зал.
18. Продолжая движение на экране, сначала в лучах прожекторов, а потом при полном свете, из-за сцены через зрительный зал проезжают разукрашенные, груженные зерном семь автомашин, следом за ними четыре автомашины — подвижные эстрады. На машинах девушки и парни, русские и украинцы, узбеки и казахи, в праздничных национальных костюмах, со своими национальными оркестрами. Песня «Комсомольцы» в репродукторах стихает и на смену ей несутся народные мелодии, исполняемые молодежью на проезжающих машинах. А на остановившихся в зрительном зале грузовиках-эстрадах начинаются выступления артистов: частушечников с ансамблем саратовских гармоник, жонглеров, ансамбля киргизских коммунистов. Когда машины появляются в зрительном зале, на сцену выбегают группы молодежи, как бы приветствуя приезжающих, а когда машины уезжают, молодежь на сцене танцует.
19. Кончился танец. Гаснет свет. Снова через репродукторы слышна песня. А на экране опять дороги, но теперь они приводят нас на стройки городов и промышленных гигантов, к комсомольским домнам, в шахты. Монтаж заканчивается кадрами из художественного фильма «Высота», герои которого — Рыбников и Макарова — выступают, как бы сойдя с экрана на сцену. Полный свет. Идет специально приготовленный для концерта номер. После окончания своего номера Рыбников и Макарова приглашают выступить художественную самодеятельность Трудовых резервов
20. На сцене, площадках, на сценической дороге участники хореографических коллективов Трудовых резервов Москвы исполняют большую танцевальную сюиту «Строители», посвященную теме труда.
21. Сюита заканчивается живей картиной «Труд», увенчанной макетами орденов Трудового Красного Знамени и двух орденов Ленина с орденскими лентами в лавровых ветвях.
Иногда возникает вопрос, должен ли режиссер сам писать сценарий праздника или лучше, прибегнуть к помощи профессионала-литератора? Бывает по-разному, но, разумеется, сценарий только выиграет, если к его созданию будут привлечены писатели и поэты. Моя работа с писателями и поэтами не раз убеждала меня в очевидной пользе и плодотворности такого содружества.
В массовых аудиториях лучше звучит поэтическое слово — оно лаконично, образно, легко воспринимается, а потому особенно глубоко западает в сознание зрителя.
Однако сценарий и литературный текст может, естественно, претерпеть в руках режиссера некоторые изменения. Так, в первое время работы, когда я был сценаристом концерта, я написал в тексте:
«О начале торжественного концерта возвещают фанфары. Гремит торжественная симфоническая музыка. Вспыхивает огромное полыхающее красное знамя. Под ним собираются участники торжественной кантаты, олицетворяющие собой молодежь, собирающуюся под знамена партии».
Когда я перешел от сценария к режиссуре, то это начало видоизменилось довольно основательно. Оно выглядело так, как я уже писал об этом, говоря о начале концерта и эпизоде Комсомол-Воин.
Есть в такого рода представлениях еще одна особенность. Если, скажем, у режиссера, работающею в театре, не совсем удачно прошла премьера, то у него всегда есть надежда и возможность выправить положение выходе последующих спектаклей. Такой надежды и такой возможности нет у режиссера, готовящего массовое театральное представление. Ведь чаще всего оно показывается один-единственный раз. Здесь, как говорится, нужно безошибочное попадание, по-снайперски точный удар! А раз это так, то значит особенно тщательной и серьезной должна быть вся подготовительная работа.
Было бы ошибочно думать, однако, что только в руках режиссера и художника находится судьба массового действия. Велика и роль композитора, ибо перед музыкальной драматургией праздника всегда стоят вполне конкретные задачи, от успешного решения которых зависит многое.
Эти задачи могут быть различны. В одном случае вся музыка специально пишется для данного представления; в другом — компилируется вновь написанная музыка с уже существующей; в третьем — все музыкальное со провождение строится на уже готовых мелодиях, принадлежащих часто разным авторам. Но во всех трех случаях композитор (часто он же музыкальный руководитель) необходим как соавтор будущего представления. Непосредственное соучастие музыканта в постановке массового представления обычно позволяет оперативно решать самые различные творческие задачи.
Известно, что нашими композиторами создано много замечательных произведений, воспевающих Родину, Коммунистическую партию, великого Ленина, славящих героическое прошлое родного народа, его патриотизм, его творческий труд.
Казалось бы, что при подготовке массового зрелища, к которому не пишется специальная музыка, не так уже трудно подобрать песню или музыку, отвечающую в той или иной мере идее представления.
Да, хорошей музыки много, и все-таки безошибочно выбрать наилучшее, наиболее подходящее — отнюдь не просто. Не просто потому, что даже очень хорошая со всех точек зрения музыка может в данном конкретном случае либо затянуть ритм концерта, либо не передать, не принести в зрительный зал того темперамента, который так необходим тому или иному эпизоду массового представления. Для композитора, равно как и для режиссера, чрезвычайно важно умение найти неповторимость характера представления, то есть умение выбрать из многого то единственное, что в полной мере отвечает идейным и художественным требованиям сценического действия.
Следует подчеркнуть, что композитор отнюдь не в меньшей степени, чем режиссер, обязан позаботиться о решении начала и финала представления, о том, чтобы музыка эмоционально окрасила и отчетливо выявила его ритм, помнить, что сама природа массового зрелища создает условия для разнообразнейшего использования инструментов. Кроме того, в распоряжении композитора в данном случае живое и магнитофонное звучание. Следовательно, вопрос в том, чтобы, умело используя эти возможности, сделать музыку важнейшим компонентом массового действия. Здесь, как и в мастерстве режиссера и художника, тоже очень важны точная прицельность и снайперская меткость выстрела!
Великолепная песня матери, написанная композитором Л. Холминовым для концерта о комсомоле, — яркий пример такого попадания. Без нее вся сцена войны была бы простои иллюстрацией, а не эмоционально захватывающим театральным зрелищем.
В этой связи встает еще один важнейший вопрос, имеющий принципиальное значение для режиссера такого представления. Это отбор номеров для концерта. Ведь, как правило, уже многое приходит на сцену готовым, созданным в том или ином коллективе, и часто дело создателей зрелища умело применить это готовое на сцене.
Для режиссера важно прежде всего ощутить общую композицию и хронометраж действия. Перегрузка даже великолепными номерами неминуемо снижает художественное восприятие зрителя. Опыт показал, что если представление в двух отделениях, то хронометраж не должен превышать часа 10 минут в первом и 55 минут во втором отделении Если же концерт или представление идут в одном отделении, то он должен длиться час 20, час 30 минут. Совершенно очевидно, что постановщик просматривает все коллективы которые участвуют в представлении. Но делать это надо обязательно совместно с руководителями коллективов. Ведь, как правило, режиссеру приходится в чем-то видоизменять, если не сам номер, то условия его подачи. делать это в отрыве от его первоначального создателя невозможно.
Я всегда начинаю свою работу со встречи с руководителями коллективов и рассказа им об общем сценарном и режиссерском замысле.
Условия, в которых рождаются массовые зрелища, не дают практической возможности сделать всех исполнителей участниками всего творческого процесса, как это бывает в театре. В этой обстановке создается в основном руководящий творческий коллектив, состоящий из режиссуры, художника, драматурга и композитора.
Встреча с руководителями коллективов — один из ответственных моментов работы постановщика. Во время этих встреч кроме четкого определения задачи каждой группы участников должна быть дана расписанная по часам и по минутам строгая программа репетиций, не только сводных, но и индивидуальных для каждого коллектива. Умение организованно и творчески, без потери времени для участников, проводить репетиции — важное условие для режиссера, который является здесь не только творцом, но четким организатором всей работы, включающей сотни, а иногда и тысячи участников.
Я почти всегда начинаю репетиции с пролога и финала, как наиболее трудоемких моментов постановки. Потом, работая над первым отделением, прохожу пролог еще раз, а приступая ко второму отделению, снова обращаюсь к финалу. Таким образом удается пройти по крайней мере дважды эти важнейшие опорные моменты всей постановки.
В репетиционной работе надо стремиться к тому, чтобы монтировка всей техники, декораций, света проходила без участников, а они включались бы в уже подготовленную сценическую обстановку. К сожалению, это далеко не всегда удается сделать, из-за нашего неумения заблаговременно и предельно точно, с учетом технологических особенностей всех компонентов массового театрального представления, координировать работу технических цехов.
Хочу предостеречь режиссеров и сценаристов от злоупотребления кинокартинами. Сейчас такая тенденция намечается. Демонстрация кинокадров как самоцель — это только эффект, а необходимо, чтобы она активно помогала сценическому действию. И если снова обратиться к концерту, посвященному 40-летию комсомола, то примеры использования в нем кино представляются мне интересными именно потому, что такое введение кино в действие было органичным и нужным для более полного раскрытия образа и идеи произведения.
Особой темой серьезного разговора должна стать практика демонстрации зрителю наших массовых представлений. Думается, что давно пришла пора найти гибкие организационные формы, которые позволили бы показывать каждое массовое представление неоднократно. Слишком расточительны мы, когда огромные творческие усилия больших коллективов исполнителей, драматурга, режиссера, художника затрачиваются ради одного представления. Ведь ни одна аудитория не может вместить зрителей, для которых данное представление интересно. И повторение массовых зрелищ, которое пока, к сожалению, практикуется очень редко, себя полностью оправдало бы.
Мне хочется снова вернуться к вопросу о сценариях. Убежден, что многие режиссеры-постановщики, особенно те, кто впервые соприкасается с этим жанром искусства, нередко подменяют разработку сценария созданием организационного плана праздника. А между тем именно в сценарии должно быть сосредоточено и выражено образное видение темы, содержащей ясные и отчетливые идеи, во имя которых проводится то или иное представление. Для осуществления этой цели необходимо претворить в жизнь определенную сумму творческих усилий режиссера, композитора, художника, исполнителей... И именно творческая работа всего постановочного коллектива может обеспечить законченный художественный образ будущего представления.
Формы его разнообразны. Каждая тема требует специального решения.
Когда я работал над заключительным концертом для делегатов XXII съезда партии в Кремлевском дворце съездов, мне казалось верным избрать форму пятнадцати отдельных самостоятельных сюит, представляющих каждую союзную республику. Республики самостоятельно готовили эти сюиты, по заранее разработанному для них плану. Они превратились потом в замечательные художественные сцены, говорящие о расцвете советской национального искусства. Мы же, вместе с художником Рындиным, объединили их в единое представление сценарными переходами и создали общий пролог и финал представления.
Иногда специфика места действия диктует сценарное и режиссерское решение. Так, в концерте, посвященном 13-му съезду комсомола, я имел сцену, подготовленную к гимнастическим соревнованиям. В центре зала был каток из искусственного льда и только одна сценическая площадка. Такие условия были заданы и они натолкнули нас на мысль о создании концерта-переклички, используя три места действия — три сценические площадки: сцену, ледяной каток и помост для гимнастов.
Даже из тех немногих примеров, которые я привел, ясно, как велики перспективы у этого вида массового искусства.
Вот почему я не согласен с теми скептиками, которые недооценивают этот жанр искусства и иногда разрешают себе пренебрежительно о нем отзываться. Впрочем, они не отрицают необходимости массовых зрелищ и даже признают их большое воспитательное значение, но все это, по их авторитетному мнению, лежит где-то за пределами подлинного искусства.
Видимо, с этим отношением связано и глубоко ошибочное мнение, что участие режиссера в создании массовых театральных представлений и других зрелищ совершенно не обязательно. Печальные последствия такого суждения налицо. Мы нередко видим, как отсутствие творческого замысла, подмена его стандартными, сугубо организационными мероприятиями лишают представления своеобразия и неповторимости.
Очевидно, именно недооценка роли режиссеров в этом виде искусства привела к тому, что ни одно театральное учебное заведение не готовит кадры режиссеров-постановщиков больших массовых зрелищ и праздников.
Для успешного развития этого важного жанра массового искусства необходимо, чтобы наши художественные учебные заведения занялись наконец серьезной подготовкой режиссеров массовых представлений. Не менее важно, чтобы Министерства культуры СССР и республик, наша общественность, печать более активно поддерживали и пропагандировали массовые театральные представления — могучее средство идейного, эстетического и этического воспитания народа. А нам, режиссерам, надо смелее и с большей верой в свои силы и возможности браться за ответственное дело создания массовых театральных постановок для многомиллионного зрителя.
Дело это, конечно, сложное, но ведь на помощь всегда придут общественность, творческая интеллигенция, участники художественной самодеятельности. И не беда, если на первых порах не будет опыта и умения: и то, и другое непременно придут в процессе поисков и творческой работы.