РЕЖИССУРА МАССОВЫХ ЗРЕЛИЩ
(сборник статей)
Всероссийское театральное общество. Москва 1964 г.
Б.Глан
Искусство, нужное народу
Когда делегаты Всемирного конгресса «За всеобщее разоружение и мир» делились своими впечатлениями от виденного и слышанного в Москве, то в числе явлений, которые произвелина них наибольшее впечатление и вызвали восхищение, они называли массовый концерт-представление силами художественной самодеятельности профсоюзов, показанный им 2 июля 1962 года в Кремлевском дворце съездов.
Приведу два отзыва:
«Если страна способна подготовить и показать такое феерическое зрелище, — сказал видный общественный деятель Ливана, лауреат Международной Ленинской премии Антуан Табет, — то эта страна, несомненно, против войны. Я бы предложил снять программу концерта на кинопленку и показать во всех странах мира этих удивительных людей. Право же, трудно себе представить более действенную пропаганду в защиту мира, чем это изумительное представление!».
|
|
Об этом же говорили и делегаты, приехавшие на Конгресс из США:
«Это будет самое убедительное изложение ваших позиций», — сказал ветеран борьбы за мир американец Холанд Роберте.
В богатом арсенале форм идейно-художественного воздействия советского искусства немалое место занимают массовые постановки в больших театральных помещениях и на открытом воздухе.
Еще в первые годы революции определились две основные линии массовых постановок — масштабные инсценировки на актуальные политические темы, в которых принимали участие тысячи кружковцев из рабочей и красноармейской самодеятельности, и спектакли профессиональных театров, вынесенные на площади и улицы для показа массовой аудитории.
Рожденные в пламени революции и являющиеся ее непосредственным отражением, массовые инсценировки утвердили как свои принципы: активную борьбу за коммунистические идеалы, высокий гражданский пафос, демократизм и монументальность форм, бурную динамику действия, связь и взаимодействие профессионального и самодеятельного искусства.
Прерванные Великой Отечественной войной массовые постановки на открытом воздухе возобновились с середины 50-х годов.
Народу, вдохновенно строившему социалистическую отчизну, нужны были массовые зрелища, как форма общественных встреч, где можно было бы отметить народные достижения, прославить лучших передовиков хозяйства, науки, культуры, беспощадно высмеять отстающих, заклеймить врагов нашей Родины, передать братский привет зарубежным друзьям.
Непрерывный рост материального благосостояния советских людей, сокращение рабочего дня — вот что наряду со строительством прекрасных стадионов, дворцов спорта, открытых сценических площадок создало все условия для успеха подобных мероприятий.
|
|
Богатство запросов и творческий дух народа обусловили разнообразие массовых представлений 50-х и 60-х годов (театральных, эстрадно-концертных, физкультурных, цирковых).
Появились новые кадры постановщиков массовых представлений. Назрела потребность в изучении и обобщении опыта режиссуры в этой области.
В 1960 году Президиум Всероссийского театрального общества организовал на общественных началах творческую лабораторию по массовым зрелищам и праздникам. Поездки по стране, беседы со зрителями, выступления печати, дискуссии и совещания, проводившиеся ВТО совместно с Министерством культуры РСФСР, дают возможность участникам занятий лаборатории высказать некоторые соображения о путях развития массовых зрелищ и представлений.
Материалы, накопленные лабораторией, были положены в основу данного сборника, посвященного творческому опыту режиссеров-постановщиков массовых зрелищ.
Попробуем прежде всего разобраться в некоторых спорных вопросах и внести ясность в определение связанных с нашим предметом терминов и понятий, поскольку от этого зависит уточнение границ жанра и свойственных ему особых художественных приемов. Постараемся определить разницу между понятиями праздник, массовое зрелище и массовое театральное представление.
Массовый праздник имеет свои специфические особенности, свои законы построения. Праздник всегда предусматривает комплекс культурных и художественных мероприятий, проводимых по какому-либо поводу в каком-либо определенном месте. Понятие праздник — более широкое, чем зрелище (а это не всегда учитывается их устроителями и режиссерами). Праздник определяется прежде всего активным творческим участием в нем большого количества людей. Он может быть рассредоточен на обширной территории, в отличие от массовых зрелищ, которые, как правило, локальны и предполагают обязательное разделение на исполнителей и зрителей. В празднике должна проявляться широкая инициатива и импровизация его участников, тогда как зрелище должно быть хорошо подготовлено и отрепетировано. Вот как говорил об этом на одном из занятий лаборатории массовых зрелищ народный артист РСФСР И. М. Туманов:
«Массовый праздник, как правило, не предусматривает локальной сценической площадки и по существу не имеет границ, в то время как массовое зрелище всегда вписывается в определенную сценическую площадку и локализуется четкими границами. Массовый праздник предполагает одновременное возникновение многочисленных очагов художественного действия, причем его участники сами выбирают наиболее интересный для них в данную минуту объект, а массовое зрелище сосредоточивает внимание зрителей на одном определенном объекте, имеющем в данный момент решающее значение. Заметим также, что массовый праздник практически может быть не ограничен строгими временными рамками, тогда как массовое зрелище всегда имеет заранее предопределенный лимит времени. И, наконец, если массовое зрелище может быть и часто является одним из элементов праздника, то противоположное исключено».
Массовое зрелище в свою очередь понятие более широкое, чем театральное представление. Зрелища могут быть разножанровыми (цирковыми, физкультурными, эстрадными), не связанными ни единым сюжетом, ни даже темой, тогда как театральное представление создается на основе пьесы или сценария.
В статье, публикуемой в настоящем сборнике, И. М. Туманов пишет об известном пренебрежении, проявляемом некоторыми работниками искусств к массовым зрелищам. Иные даже считают, что они находятся за гранью искусства.
|
|
Может быть, самый смысл русского слова «зрелище-» таит в себе нечто низменное и вульгарное? Нет, в словарях Даля и Ожегова слово «зрелище» объясняется как «театр», «театральное представление» Такой знаток русского языка, как Ф. И. Тютчев, в своем известном стихотворении «Цицерон» употребляет образ «высокие зрелища». Значит, само по себе слово и понятие не содержат ничего недостойного. Но могут быть зрелища нехудожественные, примитивные, грубые? Бесспорно. К сожалению, это случается в разных жанрах искусства. Следовательно, дело не в термине. Дело в содержании зрелища, его направленности и форме.
В этой связи мне хотелось бы остановиться на неправильном, как мне кажется, толковании той части известной беседы К. Цеткин с В. И. Лениным, где идет речь о зрелищах. Напомню интересующее нас место беседы:
«Многие искренне убеждены в том, что.. «хлебом и зрелищами» можно преодолеть трудности и опасности теперешнего периода. Хлебом — конечно' Что касается зрелищ,— пусть их — не возражаю. Но пусть при этом не забывают, что зрелища — это не настоящее большое искусство, а скорее более или менее красивое развлечение. Не надо при этом забывать, что наши рабочие и крестьяне нисколько не напоминают римского люмпен-пролетариата Они не содержатся на счет государства, а содержат сами трудом своим государство...
Право, наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ. Они получили право на настоящее великое искусство». («Ленин о культуре и искусстве», М, «Искусство», 1956, стр. 522).
Приведенные слова дают основание думать, что Ленин имел в виду зрелища, подобные тем, что были распространены во времена упадка Римской империи, то есть внешне помпезные, но грубые и примитивные, рассчитанные на отвлечение народных масс от общественно-социальных проблем. Об этом свидетельствует упомянутая Лениным формула того времени «хлеба и зрелищ» и слова: «не надо забывать, что наши рабочие и крестьяне нисколько не напоминают римского люмпен-пролетариата».
|
|
Во всяком случае, трудно допустить, что отрицательно отзываясь о малосодержательных, чисто развлекательных зрелищах, В. И. Ленин имел в виду известные ленинградские массовые инсценировки 20-х годов, как утверждает Л. Тамашин в книге «Советская драматургия в годы гражданской войны». Такое толкование кажется нам произвольным, тем более, что сам Л Тамашин не раз в своей книге отмечает большое воспитательное значение массовых инсценировок первых лет революции, говорит об их положительной роли в становлении молодого советского искусства.
Показательно, что в подписанном В.И.Лениным декрете об объединении театрального дела (август 1919 г.) был специальный пункт о развитии народных зрелищ и в частности цирковых.
Большое значение театрализованным народным празднествам и массовым постановкам придавал и А. В. Луначарский, который всячески ратовал за них как за одну из действенных форм политического и художественного воспитания масс.
В уже упомянутой беседе с Кларой Цеткин В. И. Ленин подчеркивал, что: «мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры, конечно, при условии, что вопрос о хлебе разрешен. На этой почве должно вырасти действительно новое, великое коммунистическое искусство, которое создает форму соответственно своему содержанию. На этом пути нашим «интеллигентам» предстоит разрешить благородные задачи огромной важности».
В наши дни «вопрос о хлебе» разрешен. Широким народным образованием и воспитанием охвачено все многомиллионное население страны и создана та «почва для культуры, на которой должно вырасти действительно новое великое коммунистическое искусство». Самый факт осуществления величайшей мечты Ленина о высоком подъеме культурного уровня всего населения налагает большие обязательства на всю творческую интеллигенцию, в том числе и на тот ее отряд, который занят организацией и проведением массовых представлений.
Если с этих позиций подойти к оценке массовых представлений послевоенного периода, то, отметив некоторые достижения, мы будем вынуждены с огорчением констатировать, что многое в них еще не соответствует требованиям времени и культурному уровню советских людей.
История сохранила нам память о монументальных массовых инсценировках, устраивавшихся в 20-е годы — «Мистерия освобожденного труда», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнего», «Блокада России». В 30-е годы в Москве в парке имени Горького с большим успехом прошли массовая инсценировка, посвященная XVI съезду ВКП(б), и постановка на стадионе «Динамо» «Руки прочь от Испании». В 50-е годы самым ярким достижением в этой области были некоторые праздники и представления на VI Всемирном фестивале молодежи в Москве. Среди них особенно надо выделить торжественное открытие и закрытие фестиваля на стадионе имени Ленина и монументальный театрализованный митинг на Манежной площади, посвященный борьбе за мир и разоружение, на котором присутствовало до полумиллиона людей (режиссер И. М. Туманов).
К сожалению, трудно назвать осуществленные за последние пять-шесть лет массовые театральные постановки, в которых нашли бы достойное отражение героические дела советских людей приступивших к развернутому строительству коммунизма.
В то же время было бы несправедливо умолчать о некоторых массовых инсценировках, созданных в ряде городов к юбилейным датам по инициативе советских и общественных организаций, с участием талантливых коллективов самодеятельности.
Из них особо отметим массовую инсценировку к 950-летию Ярославля в 1960 году (ей посвящена одна из статей нашего сборника, написанная режиссером В. Давыдовым) и инсценировку «Золотые умельцы России», поставленную в Туле в июне 1962 года в дни 250-летия тульских оружейных заводов. В этом представлении в яркой и художественной форме были не только показаны отдельные эпизоды труда и борьбы славных тульских оружейников, но и создан убедительный образ простого скромного русского рабочего, талантливого умельца, способного не только подковать блоху, но и создать первоклассное оружие, способное метко разить врага.
В этих инсценировках было много хороших схожих черт. Тысячи представителей коллективов художественной самодеятельности и физкультурников, творческая интеллигенция городов — писатели, поэты, композиторы, режиссеры, художники, актеры, музыканты — принимали горячее, я бы сказала, любовное участие в их проведении. Очень важно отметить, что почти вся большая работа, связанная с этими постановками, была выполнена на общественных началах. Сложное художественное оформление различных театрализованных эпизодов изготовлялось на заводах при живейшем содействии рабочих, инженерно-технического персонала и дирекции предприятий. И, конечно, и в том и в другом городе большое внимание, большую повседневную деловую помощь в осуществлении этих постановок оказывали работники городских партийных, советских и общественных организаций (и тоже, по преимуществу, во внерабочее время).
Если к этому прибавить исключительный интерес и доброжелательность, которые проявил к этим постановкам массовый зритель, а также характерную для них приподнятую радостную атмосферу, то станет очевидным, что именно такие постановки, невзирая на их отдельные несовершенства, имеют все основания считаться подлинно народными. Они заслуживают самого большого поощрения и помощи, а опыт их — изучения и распространения
Значительные успехи достигнуты за последнее время и в организации праздничных тематических концертов в Кремлевском Дворце съездов и Дворце спорта в Москве. В нашем сборнике в статьях опытнейших режиссеров этого жанра И.М.Туманова и А.П.Конникова обстоятельно рассказывается о режиссерской работе над некоторыми тематическими концертами-представлениями.
Идейно-воспитательное и эстетическое значение этих постановок весьма значительно. Ясно выраженный замысел, для художественного воплощения которого соответственно подбираются концертные номера, способствует цельности, политическому и эмоциональному воздействию этих представлений на зрителей. Убедительным примером этого могут служить грандиозные концерты-представления «Слава труду», показанный в Кремлевском Дворце в декабре 1961 года V Всемирному конгрессу профсоюзов (режиссер А. П. Конников), концерт, посвященный XIV съезду комсомола в апреле 1962 года (режиссер И. М. Туманов), и упоминавшийся выше концерт для делегатов Всемирного конгресса «За всеобщее разоружение и мир».
Тематическим концертам-представлениям как одной из эффективных форм массовых театральных зрелищ, бесспорно, предстоит большое будущее. Положительный режиссерский опыт в этом жанре заслуживает большого внимания.
Некоторые достижения, хотя пока и скромные, можно отметить и в другой разновидности массовых представлений — показе спектаклей профессиональных театров массовой аудитории на открытых эстрадах, в зеленых театрах, в естественных природных условиях.
Традиция показа на площадях и улицах наиболее созвучных времени театральных спектаклей также восходит к первым годам Октябрьской революции. Некоторые из них ставились в новой режиссерской трактовке, сделанной специально для открытой сценической площадки. Одним из наиболее ярких зрелищ такого плана была постановка в 1920 году на площади в Одессе пьесы Лопе де Вега «Овечий источник», осуществленная смелым талантливым режиссером К. А. Марджановым. Большой интерес представлял и поставленный В. Э. Мейерхольдом в 20-х годах на Воробьевых горах спектакль по пьесе С. М. Третьякова «Земля дыбом».
Благоприятные условия для осуществления массовых постановок нового типа были созданы, когда в ЦПКиО имени Горького открылся Зеленый театр, вмещавший 20 тысяч зрителей. Показанные на сцене Зеленого театра в 30-х годах спектакли Большого театра СССР, оперного театра имени Немировича-Данченко, Московской оперетты не переносились туда механически — это очень важно отметить. Их успех и массовый характер достигался отнюдь не за счет простого увеличения хора, балета и миманса. Оперы «Кармен», «Тихий Дон», балеты «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», оперетта «Свадьба в Малиновке» и другие спектакли шли в Зеленом театре в специальных сценических редакциях, к созданию которых привлекались крупнейшие режиссеры, по эскизам видных художников писались и строились новые декорации. В послевоенные годы по такому же принципу в Зеленом театре парка имени Горького в Москве был поставлен балет «Красный мак».
Большого внимания заслуживает опыт массовых театральных постановок, осуществляемых в наших Прибалтийских республиках. Главный режиссер Латвийского драматического театра имени Райниса Э. Я. Смильгис в послевоенные годы поставил несколько интересных массовых спектаклей в открытом театре рижского Межапарка, вмещающем более 30 тысяч зрителей. Причина успеха массовых постановок народного артиста СССР Э. Я. Смильгиса заключалась не только в правильном выборе пьесы, но в создании специального варианта ее, подчиненного условиям открытого театра, в своевременности и тщательности всей организационной подготовки к этим постановкам. Э. Я. Смильгис сперва начинал репетиции с профессиональными актерами, параллельно шла работа с коллективами самодеятельности над теми эпизодами, в которых они должны были участвовать. Затем на последних репетициях, когда работа над отдельными частями была завершена, он вливал самодеятельные коллективы в постановку, добивался ее художественного единства.
Положительные результаты таких постановок подтверждают, что такой путь правилен и имеет большие перспективы. Отметим особо, что взаимосвязь профессионального и самодеятельного искусства является важнейшей особенностью массовых представлений, а мы знаем, что «развитие и обогащение художественной сокровищницы общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства» (Программа КПСС).
К сожалению, еще мало освещен опыт организации театральных представлений в естественных природных условиях. На опушке леса, на холмах на берегу реки, озера или пруда создаются в различных наших республиках, особенно в Прибалтийских, оригинальные театральные представления, использующие природу как декоративный фон. Большой интерес представляет так называемый «театр на воде». В Ленинграде на Островах в разные годы были показаны эффектные театральные постановки, в том числе балет «Лебединое озеро». В 30-х годах в ЦПКиО имени Горького в Москве, на Голицынском пруду, был создан «остров танца», на котором самодеятельный балетный театр показывал балеты и танцевальные программы.
Необычным был самый вид этого театра на воде. Зрители сидели в амфитеатре на берегу, отделенном узкой полосой от острова. До начала балета сцену закрывал водяной «занавес», состоявший из сотен мелких струй. На них причудливыми бликами преломлялись лучи заходящего солнца, а когда совсем темнело — цветных прожекторов. «Занавес» медленно падал, открывая сцену, устроенную на лужайке среди вековых лип. Танцы и умело вмонтированные в зелень декорации отражались в воде, создавая чудесное зрелище.
Феерическая обстановка и жизнерадостная, хорошо танцующая молодежь сливались в истинно прекрасное, возвышающее и облагораживающее зрелище.
С каждым днем растет культура села. В пору сельскохозяйственных работ особенно важно обеспечить достойный отдых труженикам совхозов и колхозов. Вот почему большого внимания и поддержки заслуживает показ на селе театральных спектаклей
Бесспорный интерес в этом смысле представляет смелый почин Оренбургского драматического театра, о котором было подробно рассказано на организованном ВТО в апреле 1962 года Первом Всероссийском совещании по массовым театральным постановкам на открытом воздухе
Оренбургский театр летом 1961 года показал некоторые свои спектакли в одном из наиболее живописных мест области, на открытом воздухе. На спектакли собиралась аудитория в семь-восемь тысяч человек. Оренбуржцы очень вдумчиво отнеслись ко всем вопросам организации этих спектаклей, сценического оборудования и оснащения: сцена была сооружена из специальных разборных щитов. У театра была своя машина с радиоустановкой и электростанцией. Подобная инициатива заслуживает всяческого поощрения. Однако следует со всей убедительностью подчеркнуть необходимость вдумчивого выбора репертуара для показа столь обширной аудитории и специальной творческой переработки спектаклей, с тем чтобы делать их пригодными для демонстрации на открытом воздухе.
Наиболее распространенным видом массовых зрелищ за последние пять-шесть лет стали массовые представления на стадионах. Опыту некоторых из них посвящена в нашем сборнике статья режиссера Е. П. Гершуни.
Инициатива здесь принадлежит Всероссийскому гастрольно-концертному объединению Российской Федерации и в первую очередь его Ленинградскому отделению. В 1956 году в Ленинграде на стадионе имени Кирова состоялся первый массовый эстрадный концерт-представление. Затем этот опыт был перенесен на другие стадионы страны; возник новый тип массового зрелища с участием мастеров искусств и художественной самодеятельности. Не вдаваясь пока в спор об общей художественной направленности и характере этих представлений, скажем лишь, что в первых стадионных «праздниках искусств» (как их называли постановщики) было немало режиссерских находок, интересных масштабно решенных массовых художественных номеров. Ими были отмечены и заключительный праздник Фестиваля «Белые ночи», состоявшийся в 1958 году на стадионе имени Кирова в Ленинграде, где впервые была организована встреча с любимыми киногероями (режиссер С. В. Якобсон), и праздник музыки и танца на том же стадионе в 1959 году и массовый концерт-представление на стадионе «Динамо» (1960), посвященный Первому Международному кинофестивалю в Москве (режиссер И. Я. Рахлин). Цельностью замысла и удачным художественным воплощением отличался пролог, сделанный этим же режиссером в 1961 году в Алма-Ате к 40-летию Казахской ССР. Это же можно сказать и об интересном тематическом прологе «Образы Волги в прошлом и настоящем», поставленном режиссером Е. П. Гершуни в Горьком в 1959 году.
К сожалению, в концертах-представлениях 1961 —1962 годов было меньше оригинальной выдумки, яркой режиссерской фантазии. Упростилась и стала штампом программа эстрадных представлении: пролог — концерт — финал, участились повторы режиссерских приемов (своих и чужих), меньше стало выступлений специально придуманных и подготовленных с учетом масштабов и особенностей того или иного стадиона. Зато увеличилось количество случайных одиночных концертных номеров, механически перенесенных из закрытых залов или с небольших эстрад.
В печати уже отмечалось положительное значение наиболее удачных театрализованных «прологов». Посвященные, как правило, какому-либо актуальному политическому событию, показу эпизодов историко-революционного характера, прославлению трудовых достижений того или другого города или района и чествованию передовиков труда, они укрепляют в зрителях чувство патриотизма и рождают стремление к новым свершениям и победам. Как положительный пример, приведу «пролог», поставленный режиссером И. Рахлиным в 1961 году в Севастополе.
Перед зрителями проехали на декорированных автомашинах Суворов и адмирал Ушаков, чьи имена связаны с укреплением Севастополя и его победами. Ожили картины легендарной обороны Севастополя (1854— 1855 гг.), возникли образы прославленных героев — адмиралов Корнилова, Нахимова, матроса Кошки, хирурга Пирогова и других славных защитников Севастополя. Затем были показаны еще живые в памяти многих севастопольцев эпизоды беспримерной по отваге и мужеству борьбы с фашистами в Великой Отечественной войне — взятие неприступной Сапун-горы, уничтожение пятью матросами одиннадцати вражеских танков, партизанские рейды и другие страницы боевой славы города-героя. В конце пролога как символ нерушимости революционных традиций по стадиону проехали участники революций 1905 и 1917 годов, воины гражданской и Великой Отечественной войн, ударники бригад коммунистического труда и матросы-передовики боевой и политической подготовки.
В некоторых «прологах» на праздниках искусств в 1962 году заметно было стремление отразить наряду с местными темами и наиболее значительные политические события. Так, пролог к празднику искусств в Кишиневе, состоявшемуся 5—6 мая, был посвящен 50-летию «Правды» и Дню печати, во Владимире — в июне 1962 года — борьбе за мир и Конгрессу за мир и всеобщее разоружение. Но, как известно, удачно найденная тема сама по себе еще не обеспечивает успеха. К сожалению, в названных «прологах» (режиссер С.В. Якобсон) темы были решены упрощенно и поверхностно, режиссура не нашла достаточно ярких художественных средств для их выражения. Запомнились лишь отдельные интересные находки. Во Владимире лейтмотивом пролога стала песня «Хотят ли русские войны». Ее исполнял большой сводный хор художественной самодеятельности в сопровождении духового оркестра и большой группы барабанщиков.
Цельности восприятия помогало и хорошо сделанное художественное оформление.
Более ярким и образным был пролог, поставленный режиссером С. Якобсоном в Саратове. Его тема — мир и дружба простых людей земли. Интересным было использование хора как действующего лица пролога. Выражая основную идею представления, он исполнял последовательно 3 песни, развивающие замысел пролога: «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Хотят ли русские войны» Э. Колмановского, «Мы все за мир» С. Туликова. Хор, подобно античному, превратился в участника постановки, представляя мнение народа, его мировоззрение и отношение к событиям.
Режиссер удачно подчеркнул роль хора-народа и тем, что сделал его участником торжественной клятвы, произносившейся всеми участниками пролога. Хор напоминал недавнее трагическое прошлое, убеждал, клялся, призывал...
Может быть потому, что в исполнении хора так трагично и взволнованно звучала песня «Бухенвальдский набат», потому что ее поддерживал гулкий звон колоколов, по-другому воспринимались обычно мало волнующие живые картины. Казалось, будто проезжавшие за колючей проволокой узники Бухенвальда вместе с хором призывали:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир.
Эмоциональное воздействие этого эпизода было очень значительным. Он вызвал у многих зрителей не только чувство гнева и горечи, но и страстную решимость, выраженную в словах ведущего, поддержанных всеми участниками пролога:
Мы не хотим, чтоб это повторилось.
Именно поэтому зрители восторженно встретили сотни советских воинов, вышедших в конце пролога на стадион с детьми на одной руке и с опущенным мечом в другой.
Много слабых мест обнаружилось в прологе праздника искусств, проводившегося 19—20 мая 1962 года в Краснодаре (режиссер А. К. Поляков). Отдельные удачи режиссера (большая карта СССР на поле стадиона, столбы пограничных застав, открытых для друзей и закрытых для врагов), потонули в обилии.эпизодов пролога, в котором режиссер поставил себе трудно осуществимую и мало полезную задачу «объять необъятное».
Не всегда удачны были и концертные программы праздников искусств, проводившихся летом 1962 года. Излишняя затянутость концертов на стадионах (3,5 часа после 30—40-минутного пролога), обилие разговорных номеров (не считая многословного вступительного монолога и обширного текста ведущих), почти полное отсутствие зрительных действенных и танцевальных выступлений, сделанных с учетом стадионных масштабов, маловыразительные короткие выступления некоторых киноартистов — таковы наиболее типичные недостатки концертов на праздниках искусств. Если к этому прибавить, что художественное оформление зачастую бывает лишено изобретательности, а организация праздников несовершенна, то станет ясным, почему многие зрители уходят с этих праздников разочарованными. О подобных недочетах праздников на стадионах летом 1962 года писали и центральные и местные газеты.
Видимо, некоторые режиссеры недооценивают степень культурных запросов зрителей, их художественный вкус, умение правильно оценить то или иное представление.
Первые опыты организации эстрадных концертов-представлений были обнадеживающими, и потому отношение к просчетам и ошибкам их устроителей было снисходительным верилось, что они не будут повторяться. Но сейчас пришло время серьезно подумать о настоящем и будущем массовых эстрадных представлений.
Если содержание «прологов» и «финалов» сравнительно благополучно, то еще весьма несовершенны и однообразны средства художественной выразительности, применяемые режиссерами этих представлений. В стадионных представлениях используются некоторые художественные приемы массовых постановок 20-х годов (плакатность, живые картины, аллегорические, символические образы и др.). Ряд приемов заимствован режиссурой из арсенала наших демонстраций (проезды на машинах передовиков производства, показ продукции лучших предприятий, выступления художественной самодеятельности и т. д.).
Но, используя некоторые старые формы, режиссеры должны непрестанно искать новые, более современные и более совершенные средства художественной выразительности. Достижений в этом направлении, к сожалению, пока еще очень мало. Поэтому хочется остановиться на некоторых, представляющихся нам наиболее удачными.
В стадионных концертах было одно выступление, неизменно волновавшее аудиторию и встречавшее восторженный прием. Это сцена встречи солдата Алеши Скворцова с матерью из кинофильма «Баллада о солдате». Уже самый выезд на стадион Алеши (артист В. Ивашов) на грузовике, напоминавший соответствующие кадры фильма, сразу приковывал внимание зрителя. В талантливом исполнении артистов А. Максимовой и В. Ивашова эта сцена наполнялась подлинным драматизмом. Напоминая о горе миллионов матерей, о гибели юношей, едва вступивших в жизнь, о жестокости войн, она страстно зовет к неустанной борьбе за мир.
С этой сценой перекликается другая, поставленная впервые режиссером И.Я.Рахлиным в 1961 году в прологе «Слава тебе, Севастополь!»
После эпизода, рассказывающего о Великой Отечественной войне и победе над фашизмом, на центральную эстраду, на которой как памятник погибшим воинам пылает «вечный огонь», медленно, вся в черном, с цветами в руках поднимается мать. Она идет мимо молодых воинов, которые при ее приближении склоняют знамена. У подножия эстрады дети с цветами в руках. Они принесли их на могилы тех, кто отдал свою жизнь во имя мира и счастья на земле. В сочетании с волнующей драматической музыкой концерта для голоса Р. Глиэра этот своеобразный «реквием» производит глубоко эмоциональное впечатление.
А вот лирическая сцена (режиссер Е. Гершуни) из уже упомянутого массового представления в Туле.
...На дорожку стадиона медленно въезжает, вся в березах, зеленая лужайка. На холме, покрытом травой, девушки в пестрых летних платьях. Они поют, танцуют, читают книги, беседуют... Машина медленно едет по кругу, а на поле стадиона, группами, в такт музыке, выходят юноши и девушки. В руках у них березовые ветки. Они образуют на поле круги и плавно танцуют. Сводный хор поет сначала задушевно и мягко, а потом все шире и мощнее песню композитора М. Фрадкина на слова местного поэта В. Лазарева «Березы».
Эстрада превратилась в березовую рощу, колышутся березовые ветки в руках солистов... Кружатся пары на поле.
Плавная мелодия вальса сменяется с детства знакомой народной песней «Во поле березонька стояла». Меняется и рисунок танца на поле.
Эта вокально-танцевальная сцена, воспевающая березу как символ Родины, России, вырастает в лирический художественный образ. Пусть он и несложен, но впечатление производит значительно большее, чем простая иллюстрация или плакат.
Особо следует остановиться еще на одном интересном опыте. В Ярославле в 1960 году, в уже упоминавшейся массовой инсценировке к 950-летию города, после ряда сцен, посвященных истории города, революционной борьбе ярославцев, деятельности их знаменитых земляков — Н. Некрасова, Ф. Волкова и других— произошло следующее. На поле стадиона в открытой машине выехали украшенные орденами и медалями участники революций 1905 и 1917 годов. К ним навстречу под музыку вышел отряд пионеров. В центре поля представитель старой большевистской гвардии города зачитал «Письмо потомкам». Это было обращение сегодняшних ярославцев к тем, кто через пятьдесят лет будет праздновать тысячелетие родного города. Тут же, на стадионе, это «письмо» было вложено в модель первого спутника и вручено юным пионерам для передачи городскому музею. Там оно будет храниться неприкосновенным до тысячелетнего юбилея города, когда сегодняшние пионеры в день тысячелетия города передадут это «письмо» детям XXI века.
Надо было видеть, какими громовыми аплодисментами была встречена эта «эстафета поколений».
А вот еще один яркий пример.
Это было в мае 1962 года на заключительном концерте третьего московского праздника песни во Дворце спорта (режиссер А. Л. Шапс).
Во время большого разнообразного концерта, где сменяли друг друга большие сводные хоры, оркестры, певцы и танцоры, ведущий объявил, что в зале находится делегация с Кубы. Едва было закончено чтение стихотворения, посвященного кубинской революции, как в зале зазвучала в исполнении сводного академического хора и оркестра героическая песня Кубы. Ее с воодушевлением подхватили кубинцы и многие зрители. Песня закончилась, но оркестр продолжал играть. Кубинцев пригласили на эстраду. Под аплодисменты всего зала и крики: «Да здравствует Куба, да здравствует дружба!» — они вышли на сцену с маленьким знаменем в руках. Весь зал приветствовал их стоя. Краткие, горячие взаимные приветствия, передача советским друзьям знамени и портрета Фиделя Кастро. Снова вспыхивает кубинская песня. У дирижера Ю. Силантьева в одной руке палочка, в другой — портрет Фиделя Кастро. С необычайным подъемом поет хор, поют кубинцы, подпевают все в зале.
Так, в кульминационном моменте большого праздничного концерта искусство слилось с жизнью.
Из этого не следует, что в каждое массовое представление нужно включать подобные эпизоды, но учесть этот интересный опыт следует и драматургам и режиссерам.
Вряд ли можно указать какой-либо один бесспорный путь развития стадионных представлений, но, совершенствуя найденные формы, надо, видимо, стремиться превращать прологи в законченные сюжетные представления.
Дальнейшее развитие массовых представлений немыслимо без участия драматургов Нужны квалифицированные сценарии. Мы, естественно, не будем давать каких-либо рекомендаций, но, очевидно, в этих сценариях действие должно преобладать над словом, они должны строиться на острых конфликтах, а не на психологических деталях, в них должен учитываться синтетический характер массовых представлений и возможность применения современной техники.
Выше уже говорилось о синтетическом характере массовых представлений как их существенной особенности. Возможность использования в одной постановке разнообразных жанров искусства — драмы, музыки, кино, эстрады, цирка, изобразительного искусства — обеспечивает предпосылки для создания ярких впечатляющих зрелищ. Но это требует от режиссера не только большого такта и хорошего художественного вкуса, но и знания специфики разных жанров. В умелых режиссерских руках такая многоцветная палитра может обеспечить создание чудесных феерических зрелищ.
За последние годы все чаще в физкультурных праздниках и парадах, в стадионных представлениях и других постановках принимают участие группы спортсменов, главным образом гимнастов. О многообразных формах гимнастических выступлений, практикуемых на стадионах, пишет в своей обстоятельной статье режиссер М. Д. Сегал. Приведенные в его статье примеры могут быть с успехом использованы не только режиссерами, но и тренерами гимнастических групп.
Накапливается постепенно и опыт массовых цирковых зрелищ на стадионах, особенно цирковых кавалькад.
Многообразны и интересны формы массовых зрелищ, увлекательны перспективы их создания для миллионов зрителей. Пришла пора, когда к созданию таких зрелищ должны быть привлечены высококвалифицированные творческие силы.
В создании монументальных массовых представлений должны принять участие различные творческие союзы. На III съезде композиторов первый секретарь союза Т. Н. Хренников призвал композиторов писать специальную музыку для массовых постановок и больших народных празднеств: «Большое будущее предстоит монументальным жанрам, но не только кантатам и ораториям, исполняемым в концертных залах. Речь идет о музыке наших празднеств, народных представлений, музыке для улиц и площадей. Мы довольствуемся в таких случаях обычным конвейером более или менее удачно подобранных песен. Не пора ли задуматься о музыке больших форм, которая звучала бы на наших празднествах и торжествах как художественное обобщение мысли и чувства народных масс».
Можно ждать, что и другие творческие союзы — кинематографистов, художников — вплотную займутся этим важнейшим делом и найдут постоянные формы участия в проведении массовых празднеств и представлений.
Наряду с творческими задачами настоятельно требуют своего решения и организационные вопросы. Особого внимания заслуживает предложение режиссеров о создании «театра массовых представлений» со своей постоянной творческой и постановочной группами. Нам думается, что такой театр мог бы готовить большие представления для показа в зеленых театрах и на стадионах страны.