Искусство, нужное народу

РЕЖИССУРА МАССОВЫХ ЗРЕЛИЩ

(сборник статей)

Всероссийское театральное общество. Москва 1964 г.

Б.Глан

Искусство, нужное народу

Когда делегаты Всемирного конгресса «За всеобщее разоружение и мир» делились своими впечатлениями от виденного и слышанного в Москве, то в числе явлений, которые произвелина них наибольшее впечатление и вызвали восхищение, они называли массовый концерт-представление силами художественной самодеятельности профсоюзов, показанный им 2 июля 1962 года в Кремлевском дворце съездов.

Приведу два отзыва:

«Если страна способна подготовить и по­казать такое феерическое зрелище, — сказал видный общественный деятель Ливана, лауреат Международной Ленинской премии Антуан Табет, — то эта страна, несомненно, против войны. Я бы предложил снять программу концерта на кинопленку и показать во всех странах мира этих удивительных людей. Право же, трудно себе представить более действенную пропаганду в защиту мира, чем это изумительное представление!».

Об этом же говорили и делегаты, приехавшие на Конгресс из США:

«Это будет самое убедительное изложение ваших позиций», — сказал ветеран борьбы за мир американец Холанд Роберте.

В богатом арсенале форм идейно-художе­ственного воздействия советского искусства немалое место занимают массовые постанов­ки в больших театральных помещениях и на открытом воздухе.

Еще в первые годы революции определились две основные линии массовых постано­вок — масштабные инсценировки на актуаль­ные политические темы, в которых принимали участие тысячи кружковцев из рабочей и крас­ноармейской самодеятельности, и спектакли профессиональных театров, вынесенные на площади и улицы для показа массовой аудитории.

Рожденные в пламени революции и являющиеся ее непосредственным отражением, массовые инсценировки утвердили как свои прин­ципы: активную борьбу за коммунистические идеалы, высокий гражданский пафос, демократизм и монументальность форм, бурную динамику действия, связь и взаимодействие профессионального и самодеятельного искусства.

Прерванные Великой Отечественной вой­ной массовые постановки на открытом воздухе возобновились с середины 50-х годов.

Народу, вдохновенно строившему социалистическую отчизну, нужны были массовые зрелища, как форма общественных встреч, где можно было бы отметить народные достиже­ния, прославить лучших передовиков хозяйства, науки, культуры, беспощадно высмеять отстающих, заклеймить врагов нашей Роди­ны, передать братский привет зарубежным друзьям.

Непрерывный рост материального благосо­стояния советских людей, сокращение рабоче­го дня — вот что наряду со строительством прекрасных стадионов, дворцов спорта, откры­тых сценических площадок создало все усло­вия для успеха подобных мероприятий.

Богатство запросов и творческий дух на­рода обусловили разнообразие массовых пред­ставлений 50-х и 60-х годов (театральных, эстрадно-концертных, физкультурных, цирко­вых).

Появились новые кадры постановщиков массовых представлений. Назрела потреб­ность в изучении и обобщении опыта режиссу­ры в этой области.

В 1960 году Президиум Всероссийского театрального общества организовал на обще­ственных началах творческую лабораторию по массовым зрелищам и праздникам. Поездки по стране, беседы со зрителями, выступления печати, дискуссии и совещания, проводившие­ся ВТО совместно с Министерством культуры РСФСР, дают возможность участникам заня­тий лаборатории высказать некоторые сообра­жения о путях развития массовых зрелищ и представлений.

Материалы, накопленные лабораторией, были положены в основу данного сборника, посвященного творческому опыту режиссеров-постановщиков массовых зрелищ.

Попробуем прежде всего разобраться в не­которых спорных вопросах и внести ясность в определение связанных с нашим предметом терминов и понятий, поскольку от этого зави­сит уточнение границ жанра и свойственных ему особых художественных приемов. Поста­раемся определить разницу между понятия­ми праздник, массовое зрелище и массовое театральное представление.

Массовый праздник имеет свои специфиче­ские особенности, свои законы построения. Праздник всегда предусматривает комплекс культурных и художественных мероприятий, проводимых по какому-либо поводу в каком-либо определенном месте. Понятие праздник — более широкое, чем зрелище (а это не всегда учитывается их устроителями и режиссерами). Праздник определяется прежде всего актив­ным творческим участием в нем большого ко­личества людей. Он может быть рассредоточен на обширной территории, в отличие от массовых зрелищ, которые, как правило, локальны и предполагают обязательное разделение на исполнителей и зрителей. В празднике долж­на проявляться широкая инициатива и импро­визация его участников, тогда как зрелище должно быть хорошо подготовлено и отрепети­ровано. Вот как говорил об этом на одном из занятий лаборатории массовых зрелищ народ­ный артист РСФСР И. М. Туманов:

«Массовый праздник, как правило, не пре­дусматривает локальной сценической площад­ки и по существу не имеет границ, в то время как массовое зрелище всегда вписывается в определенную сценическую площадку и локализуется четкими границами. Массовый празд­ник предполагает одновременное возникнове­ние многочисленных очагов художественного действия, причем его участники сами выбирают наиболее интересный для них в данную ми­нуту объект, а массовое зрелище сосредото­чивает внимание зрителей на одном опреде­ленном объекте, имеющем в данный момент решающее значение. Заметим также, что мас­совый праздник практически может быть не ограничен строгими временными рамками, тогда как массовое зрелище всегда имеет за­ранее предопределенный лимит времени. И, наконец, если массовое зрелище может быть и часто является одним из элементов празд­ника, то противоположное исключено».

Массовое зрелище в свою очередь понятие более широкое, чем театральное представле­ние. Зрелища могут быть разножанровыми (цирковыми, физкультурными, эстрадными), не связанными ни единым сюжетом, ни даже темой, тогда как театральное представление создается на основе пьесы или сценария.

В статье, публикуемой в настоящем сбор­нике, И. М. Туманов пишет об известном пре­небрежении, проявляемом некоторыми работ­никами искусств к массовым зрелищам. Иные даже считают, что они находятся за гранью искусства.

Может быть, самый смысл русского слова «зрелище-» таит в себе нечто низменное и вульгарное? Нет, в словарях Даля и Ожегова слово «зрелище» объясняется как «театр», «театральное представление» Такой знаток русского языка, как Ф. И. Тютчев, в своем известном стихотворении «Цицерон» употреб­ляет образ «высокие зрелища». Значит, само по себе слово и понятие не содержат ничего недостойного. Но могут быть зрелища нехудо­жественные, примитивные, грубые? Бесспор­но. К сожалению, это случается в разных жан­рах искусства. Следовательно, дело не в тер­мине. Дело в содержании зрелища, его на­правленности и форме.

В этой связи мне хотелось бы остановиться на неправильном, как мне кажется, толкова­нии той части известной беседы К. Цеткин с В. И. Лениным, где идет речь о зрелищах. На­помню интересующее нас место беседы:

«Многие искренне убеждены в том, что.. «хлебом и зрелищами» можно преодолеть трудности и опасности теперешнего периода. Хлебом — конечно' Что касается зрелищ,— пусть их — не возражаю. Но пусть при этом не забывают, что зрелища — это не настоящее большое искусство, а скорее более или менее красивое развлечение. Не надо при этом забы­вать, что наши рабочие и крестьяне нисколько не напоминают римского люмпен-пролетариа­та Они не содержатся на счет государства, а содержат сами трудом своим государство...

Право, наши рабочие и крестьяне заслу­живают чего-то большего, чем зрелищ. Они по­лучили право на настоящее великое искусст­во». («Ленин о культуре и искусстве», М, «Искусство», 1956, стр. 522).

Приведенные слова дают основание ду­мать, что Ленин имел в виду зрелища, подоб­ные тем, что были распространены во време­на упадка Римской империи, то есть внешне помпезные, но грубые и примитивные, рассчи­танные на отвлечение народных масс от об­щественно-социальных проблем. Об этом сви­детельствует упомянутая Лениным формула того времени «хлеба и зрелищ» и слова: «не надо забывать, что наши рабочие и крестьяне нисколько не напоминают римского люмпен-пролетариата».

Во всяком случае, трудно допустить, что отрицательно отзываясь о малосодержатель­ных, чисто развлекательных зрелищах, В. И. Ленин имел в виду известные ленинград­ские массовые инсценировки 20-х годов, как утверждает Л. Тамашин в книге «Советская драматургия в годы гражданской войны». Та­кое толкование кажется нам произвольным, тем более, что сам Л Тамашин не раз в сво­ей книге отмечает большое воспитательное значение массовых инсценировок первых лет революции, говорит об их положительной роли в становлении молодого советского искусства.

Показательно, что в подписанном В.И.Ле­ниным декрете об объединении театрального дела (август 1919 г.) был специальный пункт о развитии народных зрелищ и в частности цирковых.

Большое значение театрализованным на­родным празднествам и массовым постанов­кам придавал и А. В. Луначарский, который всячески ратовал за них как за одну из дей­ственных форм политического и художествен­ного воспитания масс.

В уже упомянутой беседе с Кларой Цеткин В. И. Ленин подчеркивал, что: «мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры, конечно, при условии, что вопрос о хлебе разрешен. На этой почве должно вырасти действительно новое, великое комму­нистическое искусство, которое создает форму соответственно своему содержанию. На этом пути нашим «интеллигентам» предстоит разре­шить благородные задачи огромной важности».

В наши дни «вопрос о хлебе» разрешен. Широким народным образованием и воспитанием охвачено все многомиллионное население страны и создана та «почва для культу­ры, на которой должно вырасти действитель­но новое великое коммунистическое искусст­во». Самый факт осуществления величайшей мечты Ленина о высоком подъеме культурного уровня всего населения налагает большие обязательства на всю творческую интеллиген­цию, в том числе и на тот ее отряд, который занят организацией и проведением массовых представлений.

Если с этих позиций подойти к оценке мас­совых представлений послевоенного периода, то, отметив некоторые достижения, мы будем вынуждены с огорчением констатировать, что многое в них еще не соответствует требова­ниям времени и культурному уровню совет­ских людей.

История сохранила нам память о монумен­тальных массовых инсценировках, устраивав­шихся в 20-е годы — «Мистерия освобожденно­го труда», «К мировой коммуне», «Взятие Зимнего», «Блокада России». В 30-е годы в Москве в парке имени Горького с большим успехом прошли массовая инсценировка, по­священная XVI съезду ВКП(б), и постановка на стадионе «Динамо» «Руки прочь от Испании». В 50-е годы самым ярким достижением в этой области были некоторые праздники и представления на VI Всемирном фестивале молодежи в Москве. Среди них особенно надо выделить торжественное открытие и закрытие фестиваля на стадионе имени Ленина и мону­ментальный театрализованный митинг на Манежной площади, посвященный борьбе за мир и разоружение, на котором присутствовало до полумиллиона людей (режиссер И. М. Туманов).

К сожалению, трудно назвать осуществлен­ные за последние пять-шесть лет массовые те­атральные постановки, в которых нашли бы достойное отражение героические дела советских людей приступивших к развернутому строительству коммунизма.

В то же время было бы несправедливо умолчать о некоторых массовых инсцениров­ках, созданных в ряде городов к юбилейным датам по инициативе советских и обществен­ных организаций, с участием талантливых коллективов самодеятельности.

Из них особо отметим массовую инсцени­ровку к 950-летию Ярославля в 1960 году (ей посвящена одна из статей нашего сборника, написанная режиссером В. Давыдовым) и инсценировку «Золотые умельцы России», поставленную в Туле в июне 1962 года в дни 250-летия тульских оружейных заводов. В этом представлении в яркой и художествен­ной форме были не только показаны отдель­ные эпизоды труда и борьбы славных туль­ских оружейников, но и создан убедительный образ простого скромного русского рабочего, талантливого умельца, способного не только подковать блоху, но и создать первоклассное оружие, способное метко разить врага.

В этих инсценировках было много хороших схожих черт. Тысячи представителей коллективов художественной самодеятельности и физкультурников, творческая интеллигенция городов — писатели, поэты, композиторы, режиссеры, художники, актеры, музыканты — принимали горячее, я бы сказала, любовное участие в их проведении. Очень важно отметить, что почти вся большая работа, связанная с этими постановками, была выполнена на общественных началах. Сложное художе­ственное оформление различных театрализо­ванных эпизодов изготовлялось на заводах при живейшем содействии рабочих, инженер­но-технического персонала и дирекции предприятий. И, конечно, и в том и в другом го­роде большое внимание, большую повседнев­ную деловую помощь в осуществлении этих постановок оказывали работники городских партийных, советских и общественных органи­заций (и тоже, по преимуществу, во внерабо­чее время).

Если к этому прибавить исключительный интерес и доброжелательность, которые проя­вил к этим постановкам массовый зритель, а также характерную для них приподнятую ра­достную атмосферу, то станет очевидным, что именно такие постановки, невзирая на их отдельные несовершенства, имеют все основа­ния считаться подлинно народными. Они за­служивают самого большого поощрения и по­мощи, а опыт их — изучения и распростране­ния

Значительные успехи достигнуты за послед­нее время и в организации праздничных тема­тических концертов в Кремлевском Дворце съездов и Дворце спорта в Москве. В нашем сборнике в статьях опытнейших режиссеров этого жанра И.М.Туманова и А.П.Конникова обстоятельно рассказывается о режиссер­ской работе над некоторыми тематическими концертами-представлениями.

Идейно-воспитательное и эстетическое зна­чение этих постановок весьма значительно. Ясно выраженный замысел, для художествен­ного воплощения которого соответственно под­бираются концертные номера, способствует цельности, политическому и эмоциональному воздействию этих представлений на зрителей. Убедительным примером этого могут служить грандиозные концерты-представления «Слава труду», показанный в Кремлевском Дворце в декабре 1961 года V Всемирному конгрессу профсоюзов (режиссер А. П. Конни­ков), концерт, посвященный XIV съезду комсо­мола в апреле 1962 года (режиссер И. М. Ту­манов), и упоминавшийся выше концерт для делегатов Всемирного конгресса «За всеобщее разоружение и мир».

Тематическим концертам-представлениям как одной из эффективных форм массовых театральных зрелищ, бесспорно, предстоит большое будущее. Положительный режиссер­ский опыт в этом жанре заслуживает большо­го внимания.

Некоторые достижения, хотя пока и скром­ные, можно отметить и в другой разновидно­сти массовых представлений — показе спек­таклей профессиональных театров массовой аудитории на открытых эстрадах, в зеленых театрах, в естественных природных условиях.

Традиция показа на площадях и улицах наиболее созвучных времени театральных спектаклей также восходит к первым годам Октябрьской революции. Некоторые из них ставились в новой режиссерской трактовке, сделанной специально для открытой сцениче­ской площадки. Одним из наиболее ярких зре­лищ такого плана была постановка в 1920 го­ду на площади в Одессе пьесы Лопе де Вега «Овечий источник», осуществленная смелым талантливым режиссером К. А. Марджановым. Большой интерес представлял и постав­ленный В. Э. Мейерхольдом в 20-х годах на Воробьевых горах спектакль по пьесе С. М. Третьякова «Земля дыбом».

Благоприятные условия для осуществления массовых постановок нового типа были созда­ны, когда в ЦПКиО имени Горького открылся Зеленый театр, вмещавший 20 тысяч зри­телей. Показанные на сцене Зеленого театра в 30-х годах спектакли Большого театра СССР, оперного театра имени Немировича-Данченко, Московской оперетты не переносились туда механически — это очень важно отметить. Их успех и массовый характер достигался отнюдь не за счет простого увеличения хора, балета и миманса. Оперы «Кармен», «Тихий Дон», ба­леты «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фон­тан», «Кавказский пленник», оперетта «Свадь­ба в Малиновке» и другие спектакли шли в Зеленом театре в специальных сценических редакциях, к созданию которых привлекались крупнейшие режиссеры, по эскизам видных художников писались и строились новые де­корации. В послевоенные годы по такому же принципу в Зеленом театре парка имени Горь­кого в Москве был поставлен балет «Красный мак».

Большого внимания заслуживает опыт массовых театральных постановок, осуществ­ляемых в наших Прибалтийских республиках. Главный режиссер Латвийского драматическо­го театра имени Райниса Э. Я. Смильгис в по­слевоенные годы поставил несколько интерес­ных массовых спектаклей в открытом театре рижского Межапарка, вмещающем более 30 тысяч зрителей. Причина успеха массовых постановок народного артиста СССР Э. Я. Смильгиса заключалась не только в правиль­ном выборе пьесы, но в создании специально­го варианта ее, подчиненного условиям от­крытого театра, в своевременности и тщатель­ности всей организационной подготовки к этим постановкам. Э. Я. Смильгис сперва на­чинал репетиции с профессиональными акте­рами, параллельно шла работа с коллектива­ми самодеятельности над теми эпизодами, в которых они должны были участвовать. Затем на последних репетициях, когда работа над отдельными частями была завершена, он вли­вал самодеятельные коллективы в постановку, добивался ее художественного единства.

Положительные результаты таких поста­новок подтверждают, что такой путь правилен и имеет большие перспективы. Отметим особо, что взаимосвязь профессионального и самоде­ятельного искусства является важнейшей осо­бенностью массовых представлений, а мы зна­ем, что «развитие и обогащение художествен­ной сокровищницы общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искус­ства» (Программа КПСС).

К сожалению, еще мало освещен опыт ор­ганизации театральных представлений в естественных природных условиях. На опушке леса, на холмах на берегу реки, озера или пру­да создаются в различных наших республи­ках, особенно в Прибалтийских, оригинальные театральные представления, использующие природу как декоративный фон. Большой ин­терес представляет так называемый «театр на воде». В Ленинграде на Островах в разные годы были показаны эффектные театраль­ные постановки, в том числе балет «Лебеди­ное озеро». В 30-х годах в ЦПКиО имени Горь­кого в Москве, на Голицынском пруду, был создан «остров танца», на котором самодея­тельный балетный театр показывал балеты и танцевальные программы.

Необычным был самый вид этого театра на воде. Зрители сидели в амфитеатре на берегу, отделенном узкой полосой от острова. До на­чала балета сцену закрывал водяной «зана­вес», состоявший из сотен мелких струй. На них причудливыми бликами преломлялись лу­чи заходящего солнца, а когда совсем темне­ло — цветных прожекторов. «Занавес» мед­ленно падал, открывая сцену, устроенную на лужайке среди вековых лип. Танцы и умело вмонтированные в зелень декорации отража­лись в воде, создавая чудесное зрелище.

Феерическая обстановка и жизнерадост­ная, хорошо танцующая молодежь сливались в истинно прекрасное, возвышающее и обла­гораживающее зрелище.

С каждым днем растет культура села. В пору сельскохозяйственных работ особен­но важно обеспечить достойный отдых труже­никам совхозов и колхозов. Вот почему боль­шого внимания и поддержки заслуживает по­каз на селе театральных спектаклей

Бесспорный интерес в этом смысле представляет смелый почин Оренбургского драма­тического театра, о котором было подробно рассказано на организованном ВТО в апреле 1962 года Первом Всероссийском совещании по массовым театральным постановкам на от­крытом воздухе

Оренбургский театр летом 1961 года пока­зал некоторые свои спектакли в одном из наи­более живописных мест области, на открытом воздухе. На спектакли собиралась аудитория в семь-восемь тысяч человек. Оренбуржцы очень вдумчиво отнеслись ко всем вопросам орга­низации этих спектаклей, сценического обору­дования и оснащения: сцена была сооружена из специальных разборных щитов. У театра была своя машина с радиоустановкой и электростанцией. Подобная инициатива заслу­живает всяческого поощрения. Однако следует со всей убедительностью подчеркнуть необхо­димость вдумчивого выбора репертуара для показа столь обширной аудитории и спе­циальной творческой переработки спектаклей, с тем чтобы делать их пригодными для демон­страции на открытом воздухе.

Наиболее распространенным видом массо­вых зрелищ за последние пять-шесть лет ста­ли массовые представления на стадионах. Опыту некоторых из них посвящена в нашем сборнике статья режиссера Е. П. Гершуни.

Инициатива здесь принадлежит Всероссий­скому гастрольно-концертному объединению Российской Федерации и в первую очередь его Ленинградскому отделению. В 1956 году в Ленинграде на стадионе имени Кирова со­стоялся первый массовый эстрадный концерт-представление. Затем этот опыт был перенесен на другие стадионы страны; возник новый тип массового зрелища с участием мастеров ис­кусств и художественной самодеятельности. Не вдаваясь пока в спор об общей художест­венной направленности и характере этих пред­ставлений, скажем лишь, что в первых ста­дионных «праздниках искусств» (как их на­зывали постановщики) было немало режиссер­ских находок, интересных масштабно решен­ных массовых художественных номеров. Ими были отмечены и заключительный праздник Фестиваля «Белые ночи», состоявшийся в 1958 году на стадионе имени Кирова в Ленин­граде, где впервые была организована встре­ча с любимыми киногероями (режиссер С. В. Якобсон), и праздник музыки и танца на том же стадионе в 1959 году и массовый концерт-представление на стадионе «Динамо» (1960), посвященный Первому Международному ки­нофестивалю в Москве (режиссер И. Я. Рахлин). Цельностью замысла и удачным худо­жественным воплощением отличался пролог, сделанный этим же режиссером в 1961 году в Алма-Ате к 40-летию Казахской ССР. Это же можно сказать и об интересном тематическом прологе «Образы Волги в прошлом и настоя­щем», поставленном режиссером Е. П. Гершуни в Горьком в 1959 году.

К сожалению, в концертах-представлениях 1961 —1962 годов было меньше оригинальной выдумки, яркой режиссерской фантазии. Упростилась и стала штампом программа эстрадных представлении: пролог — концерт — финал, участились повторы режиссерских при­емов (своих и чужих), меньше стало выступ­лений специально придуманных и подготов­ленных с учетом масштабов и особенностей того или иного стадиона. Зато увеличилось количество случайных одиночных концертных номеров, механически перенесенных из за­крытых залов или с небольших эстрад.

В печати уже отмечалось положительное значение наиболее удачных театрализованных «прологов». Посвященные, как правило, ка­кому-либо актуальному политическому собы­тию, показу эпизодов историко-революционно­го характера, прославлению трудовых дости­жений того или другого города или района и чествованию передовиков труда, они укреп­ляют в зрителях чувство патриотизма и рож­дают стремление к новым свершениям и победам. Как положительный пример, приведу «пролог», поставленный режиссером И. Рахлиным в 1961 году в Севастополе.

Перед зрителями проехали на декориро­ванных автомашинах Суворов и адмирал Уша­ков, чьи имена связаны с укреплением Сева­стополя и его победами. Ожили картины легендарной обороны Севастополя (1854— 1855 гг.), возникли образы прославленных ге­роев — адмиралов Корнилова, Нахимова, матроса Кошки, хирурга Пирогова и других славных защитников Севастополя. Затем бы­ли показаны еще живые в памяти многих севастопольцев эпизоды беспримерной по отва­ге и мужеству борьбы с фашистами в Вели­кой Отечественной войне — взятие неприступ­ной Сапун-горы, уничтожение пятью матроса­ми одиннадцати вражеских танков, партизан­ские рейды и другие страницы боевой славы города-героя. В конце пролога как символ нерушимости революционных традиций по стадиону проехали участники революций 1905 и 1917 годов, воины гражданской и Великой Отечественной войн, ударники бригад комму­нистического труда и матросы-передовики боевой и политической подготовки.

В некоторых «прологах» на праздниках искусств в 1962 году заметно было стремление отразить наряду с местными темами и наи­более значительные политические события. Так, пролог к празднику искусств в Кишине­ве, состоявшемуся 5—6 мая, был посвящен 50-летию «Правды» и Дню печати, во Влади­мире — в июне 1962 года — борьбе за мир и Конгрессу за мир и всеобщее разоружение. Но, как известно, удачно найденная тема са­ма по себе еще не обеспечивает успеха. К со­жалению, в названных «прологах» (режиссер С.В. Якобсон) темы были решены упрощен­но и поверхностно, режиссура не нашла до­статочно ярких художественных средств для их выражения. Запомнились лишь отдельные интересные находки. Во Владимире лейтмо­тивом пролога стала песня «Хотят ли русские войны». Ее исполнял большой сводный хор художественной самодеятельности в сопро­вождении духового оркестра и большой груп­пы барабанщиков.

Цельности восприятия помогало и хорошо сделанное художественное оформление.

Более ярким и образным был пролог, по­ставленный режиссером С. Якобсоном в Сара­тове. Его тема — мир и дружба простых людей земли. Интересным было использование хора как действующего лица пролога. Выражая ос­новную идею представления, он исполнял по­следовательно 3 песни, развивающие замысел пролога: «Бухенвальдский набат» В. Мураде­ли, «Хотят ли русские войны» Э. Колмановского, «Мы все за мир» С. Туликова. Хор, подоб­но античному, превратился в участника поста­новки, представляя мнение народа, его миро­воззрение и отношение к событиям.

Режиссер удачно подчеркнул роль хора-на­рода и тем, что сделал его участником торже­ственной клятвы, произносившейся всеми уча­стниками пролога. Хор напоминал недавнее трагическое прошлое, убеждал, клялся, при­зывал...

Может быть потому, что в исполнении хора так трагично и взволнованно звучала песня «Бухенвальдский набат», потому что ее под­держивал гулкий звон колоколов, по-другому воспринимались обычно мало волнующие жи­вые картины. Казалось, будто проезжавшие за колючей проволокой узники Бухенвальда вместе с хором призывали:

Люди мира, будьте зорче втрое,

Берегите мир, берегите мир.

Эмоциональное воздействие этого эпизода было очень значительным. Он вызвал у многих зрителей не только чувство гнева и горечи, но и страстную решимость, выраженную в словах ведущего, поддержанных всеми участниками пролога:

Мы не хотим, чтоб это повторилось.

Именно поэтому зрители восторженно встретили сотни советских воинов, вышедших в конце пролога на стадион с детьми на одной руке и с опущенным мечом в другой.

Много слабых мест обнаружилось в про­логе праздника искусств, проводившегося 19—20 мая 1962 года в Краснодаре (режиссер А. К. Поляков). Отдельные удачи режиссера (большая карта СССР на поле стадиона, стол­бы пограничных застав, открытых для друзей и закрытых для врагов), потонули в обилии.эпизодов пролога, в котором режиссер поста­вил себе трудно осуществимую и мало полез­ную задачу «объять необъятное».

Не всегда удачны были и концертные про­граммы праздников искусств, проводившихся летом 1962 года. Излишняя затянутость кон­цертов на стадионах (3,5 часа после 30—40-ми­нутного пролога), обилие разговорных номе­ров (не считая многословного вступительного монолога и обширного текста ведущих), поч­ти полное отсутствие зрительных действенных и танцевальных выступлений, сделанных с учетом стадионных масштабов, маловырази­тельные короткие выступления некоторых ки­ноартистов — таковы наиболее типичные не­достатки концертов на праздниках искусств. Если к этому прибавить, что художественное оформление зачастую бывает лишено изобре­тательности, а организация праздников несо­вершенна, то станет ясным, почему многие зрители уходят с этих праздников разочаро­ванными. О подобных недочетах праздников на стадионах летом 1962 года писали и цент­ральные и местные газеты.

Видимо, некоторые режиссеры недооцени­вают степень культурных запросов зрителей, их художественный вкус, умение правильно оценить то или иное представление.

Первые опыты организации эстрадных кон­цертов-представлений были обнадеживающи­ми, и потому отношение к просчетам и ошиб­кам их устроителей было снисходительным верилось, что они не будут повторяться. Но сейчас пришло время серьезно подумать о на­стоящем и будущем массовых эстрадных представлений.

Если содержание «прологов» и «финалов» сравнительно благополучно, то еще весьма не­совершенны и однообразны средства художе­ственной выразительности, применяемые ре­жиссерами этих представлений. В стадионных представлениях используются некоторые ху­дожественные приемы массовых постановок 20-х годов (плакатность, живые картины, аллегорические, символические образы и др.). Ряд приемов заимствован режиссурой из ар­сенала наших демонстраций (проезды на машинах передовиков производства, показ про­дукции лучших предприятий, выступления художественной самодеятельности и т. д.).

Но, используя некоторые старые формы, режиссеры должны непрестанно искать но­вые, более современные и более совершенные средства художественной выразительности. Достижений в этом направлении, к сожалению, пока еще очень мало. Поэтому хочется оста­новиться на некоторых, представляющихся нам наиболее удачными.

В стадионных концертах было одно вы­ступление, неизменно волновавшее аудито­рию и встречавшее восторженный прием. Это сцена встречи солдата Алеши Скворцова с матерью из кинофильма «Баллада о солдате». Уже самый выезд на стадион Алеши (артист В. Ивашов) на грузовике, напоминавший со­ответствующие кадры фильма, сразу прико­вывал внимание зрителя. В талантливом исполнении артистов А. Максимовой и В. Ива­шова эта сцена наполнялась подлинным дра­матизмом. Напоминая о горе миллионов ма­терей, о гибели юношей, едва вступивших в жизнь, о жестокости войн, она страстно зовет к неустанной борьбе за мир.

С этой сценой перекликается другая, по­ставленная впервые режиссером И.Я.Рахлиным в 1961 году в прологе «Слава тебе, Сева­стополь!»

После эпизода, рассказывающего о Вели­кой Отечественной войне и победе над фашиз­мом, на центральную эстраду, на которой как памятник погибшим воинам пылает «вечный огонь», медленно, вся в черном, с цветами в руках поднимается мать. Она идет мимо мо­лодых воинов, которые при ее приближении склоняют знамена. У подножия эстрады дети с цветами в руках. Они принесли их на моги­лы тех, кто отдал свою жизнь во имя мира и счастья на земле. В сочетании с волнующей драматической музыкой концерта для голоса Р. Глиэра этот своеобразный «реквием» про­изводит глубоко эмоциональное впечатление.

А вот лирическая сцена (режиссер Е. Гершуни) из уже упомянутого массового пред­ставления в Туле.

...На дорожку стадиона медленно въезжа­ет, вся в березах, зеленая лужайка. На холме, покрытом травой, девушки в пестрых летних платьях. Они поют, танцуют, читают книги, беседуют... Машина медленно едет по кругу, а на поле стадиона, группами, в такт музыке, выходят юноши и девушки. В руках у них березовые ветки. Они образуют на поле кру­ги и плавно танцуют. Сводный хор поет сна­чала задушевно и мягко, а потом все шире и мощнее песню композитора М. Фрадкина на слова местного поэта В. Лазарева «Бе­резы».

Эстрада превратилась в березовую рощу, колышутся березовые ветки в руках солистов... Кружатся пары на поле.

Плавная мелодия вальса сменяется с дет­ства знакомой народной песней «Во поле бе­резонька стояла». Меняется и рисунок танца на поле.

Эта вокально-танцевальная сцена, воспе­вающая березу как символ Родины, России, вырастает в лирический художественный об­раз. Пусть он и несложен, но впечатление производит значительно большее, чем простая иллюстрация или плакат.

Особо следует остановиться еще на одном интересном опыте. В Ярославле в 1960 году, в уже упоминавшейся массовой инсценировке к 950-летию города, после ряда сцен, посвя­щенных истории города, революционной борь­бе ярославцев, деятельности их знаменитых земляков — Н. Некрасова, Ф. Волкова и дру­гих— произошло следующее. На поле ста­диона в открытой машине выехали украшен­ные орденами и медалями участники револю­ций 1905 и 1917 годов. К ним навстречу под музыку вышел отряд пионеров. В центре поля представитель старой большевистской гвар­дии города зачитал «Письмо потомкам». Это было обращение сегодняшних ярославцев к тем, кто через пятьдесят лет будет праздно­вать тысячелетие родного города. Тут же, на стадионе, это «письмо» было вложено в мо­дель первого спутника и вручено юным пио­нерам для передачи городскому музею. Там оно будет храниться неприкосновенным до ты­сячелетнего юбилея города, когда сегодняшние пионеры в день тысячелетия города передадут это «письмо» детям XXI века.

Надо было видеть, какими громовыми аплодисментами была встречена эта «эстафе­та поколений».

А вот еще один яркий пример.

Это было в мае 1962 года на заключитель­ном концерте третьего московского праздника песни во Дворце спорта (режиссер А. Л. Шапс).

Во время большого разнообразного кон­церта, где сменяли друг друга большие свод­ные хоры, оркестры, певцы и танцоры, веду­щий объявил, что в зале находится делегация с Кубы. Едва было закончено чтение стихотво­рения, посвященного кубинской революции, как в зале зазвучала в исполнении сводного ака­демического хора и оркестра героическая пес­ня Кубы. Ее с воодушевлением подхватили ку­бинцы и многие зрители. Песня закончилась, но оркестр продолжал играть. Кубинцев при­гласили на эстраду. Под аплодисменты всего зала и крики: «Да здравствует Куба, да здрав­ствует дружба!» — они вышли на сцену с ма­леньким знаменем в руках. Весь зал привет­ствовал их стоя. Краткие, горячие взаимные приветствия, передача советским друзьям зна­мени и портрета Фиделя Кастро. Снова вспы­хивает кубинская песня. У дирижера Ю. Си­лантьева в одной руке палочка, в другой — портрет Фиделя Кастро. С необычайным подъ­емом поет хор, поют кубинцы, подпевают все в зале.

Так, в кульминационном моменте большого праздничного концерта искусство слилось с жизнью.

Из этого не следует, что в каждое массо­вое представление нужно включать подобные эпизоды, но учесть этот интересный опыт сле­дует и драматургам и режиссерам.

Вряд ли можно указать какой-либо один бесспорный путь развития стадионных пред­ставлений, но, совершенствуя найденные формы, надо, видимо, стремиться превращать про­логи в законченные сюжетные представления.

Дальнейшее развитие массовых представ­лений немыслимо без участия драматургов Нужны квалифицированные сценарии. Мы, естественно, не будем давать каких-либо реко­мендаций, но, очевидно, в этих сценариях дей­ствие должно преобладать над словом, они должны строиться на острых конфликтах, а не на психологических деталях, в них должен учитываться синтетический характер массо­вых представлений и возможность применения современной техники.

Выше уже говорилось о синтетическом ха­рактере массовых представлений как их су­щественной особенности. Возможность исполь­зования в одной постановке разнообразных жанров искусства — драмы, музыки, кино, эстрады, цирка, изобразительного искусства — обеспечивает предпосылки для создания ярких впечатляющих зрелищ. Но это требует от ре­жиссера не только большого такта и хороше­го художественного вкуса, но и знания специ­фики разных жанров. В умелых режиссерских руках такая многоцветная палитра может обеспечить создание чудесных феерических зрелищ.

За последние годы все чаще в физкультурных праздниках и парадах, в стадионных пред­ставлениях и других постановках принимают участие группы спортсменов, главным обра­зом гимнастов. О многообразных формах гим­настических выступлений, практикуемых на стадионах, пишет в своей обстоятельной статье режиссер М. Д. Сегал. Приведенные в его статье примеры могут быть с успехом исполь­зованы не только режиссерами, но и тренера­ми гимнастических групп.

Накапливается постепенно и опыт массо­вых цирковых зрелищ на стадионах, особен­но цирковых кавалькад.

Многообразны и интересны формы массо­вых зрелищ, увлекательны перспективы их создания для миллионов зрителей. Пришла пора, когда к созданию таких зрелищ должны быть привлечены высококвалифицированные творческие силы.

В создании монументальных массовых представлений должны принять участие раз­личные творческие союзы. На III съезде ком­позиторов первый секретарь союза Т. Н. Хрен­ников призвал композиторов писать специаль­ную музыку для массовых постановок и боль­ших народных празднеств: «Большое будущее предстоит монументальным жанрам, но не только кантатам и ораториям, исполняемым в концертных залах. Речь идет о музыке на­ших празднеств, народных представлений, му­зыке для улиц и площадей. Мы довольствуем­ся в таких случаях обычным конвейером бо­лее или менее удачно подобранных песен. Не пора ли задуматься о музыке больших форм, которая звучала бы на наших празднествах и торжествах как художественное обобщение мысли и чувства народных масс».

Можно ждать, что и другие творческие союзы — кинематографистов, художников — вплотную займутся этим важнейшим делом и найдут постоянные формы участия в проведе­нии массовых празднеств и представлений.

Наряду с творческими задачами настоя­тельно требуют своего решения и организа­ционные вопросы. Особого внимания заслужи­вает предложение режиссеров о создании «театра массовых представлений» со своей постоянной творческой и постановочной группами. Нам думается, что такой театр мог бы готовить большие представления для по­каза в зеленых театрах и на стадионах страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: